Тема 4 Система показателей оценки качества и доступности государственных услуг
Внедрение системы оценки потребителями качества и доступности предоставляемых государственных услуг является эффективным методом изучения современного состояния в области предоставления услуг и разработки путей дальнейшего совершенствования этих услуг с учетом потребностей и ожиданий самих получателей услуг. В основе мониторинга может находиться предлагаемая ниже система показателей, детализирующая критерии качества и доступности государственных услуг.
Показатели, распределенные по критериям, характеризующие качество и комфортность государственных услуг можно подразделить на две основных группы: 1) общие; 2) конкретные.
Состав общих показателей является обязательным для всех услуг, так как отражает основные проблемы, с которыми сталкиваются потребители государственных услуг. В дополнение к общим показателям также должны быть разработаны конкретные показатели, которые отражают специфические особенности процесса предоставления определенного вида услуги. Конкретные показатели для каждого вида услуг определяются индивидуально, исходя из её специфических особенностей и имеющих место проблем в процессе предоставления.
Показатели оценки качества и доступности государственных (муниципальных) услуг:
1. Своевременность и оперативность
В общем случае своевременность представляет собой время, затрачиваемое потребителем на получение услуги с момента обращения.
Своевременность предусматривает, что уполномоченные органы, учреждения и отдельные должностные лица выполняют взятые на себя обязательства оказывать услуги и выполнять связанные с ней процедуры в установленные нормативными правовыми актами сроки.
Состав общих показателей:
% (доля) случаев предоставления услуг в установленный срок с момента сдачи документов. Показатель определяется как отношение количества случаев предоставления услуги в установленный срок к общему количеству обслуженных по конкретной услуге потребителей X100 %.
% (доля) потребителей, ожидавших получения услуги в очереди не более 40 минут. Показатель определяется как отношение количества случаев ожидания в очереди не более 40 минут к общему количеству обслуженных по конкретной услуге потребителей X100 %.
Примеры конкретных показателей, используемых в мировой практике: 1) % (доля) заявлений об определении размера пенсионного обеспечения, рассмотренных в течение 60 дней с момента получения заявления; 2) % (доля) посетителей, принятых в течение установленных 20 минут от назначенного им времени приема; 3) % (доля) выплат пособий в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявления; 4) % (доля) случаев прибытия скорой медицинской помощи в течении 15 минут с момента вызова.
2. Качество предоставления государственных услуг
Показатели качества услуг в зависимости от характера предоставляемой услуги могут включать: показатели точности обработки данных, правильность оформления документов, качество процесса обслуживания.
Состав общих показателей.
% (доля) потребителей удовлетворенных качеством процесса предоставления услуги. Показатель определяется как отношение количества потребителей, удовлетворенных качеством процесса предоставления услуги (количество оценок хорошо и очень хорошо), к общему количеству обслуженных по конкретной услуге клиентов Х100 %.
% (доля) случаев правильно оформленных документов (правильно произведенных начислений, расчетов и т.д.)- Показатель определяется как отношение количества случаев правильно оформленных документов, к общему количеству выданных по конкретной услуге документов X 100.
Примеры конкретных показателей, используемых в мировой практике: 1) % (доля) случаев точного расчета пенсионных начислений; 4) % (доля) правильно оформленных паспортов; 3) % (доля) потребителей, удовлетворенных условиями ожидания; 4) % (доля) соблюдения нормативов санитарных требований.
3. Доступность государственных услуг
Доступность заключается в оценке простоты и рациональности процесса предоставления услуги, ясности и качества информации, объясняющей порядок и процедуры оказания услуг. В мировой практике доступность определяется качеством документов, регулирующих процесс предоставления услуги и эффективностью действующей системы информирования, созданием условий для людей с ограниченными возможностями. Доступность определяется различными пространственно-временными параметрами. Основными показателями, позволяющими её оценить, являются: количество и удаленность пунктов обслуживания населения, график работы.
Состав общих показателей.
% (доля) потребителей, удовлетворенных качеством информации о порядке предоставления услуги. Показатель определяется как отношение числа потребителей, удовлетворенных качеством информации о порядке предоставления услуги (количество оценок хорошо и очень хорошо), к общему количеству обслуженных по конкретной услуге клиентов X100 %.
% (доля) случаев правильно заполненных потребителем документов и сданных с первого раза. Показатель определяется как отношение количества случаев правильно заполненных потребителем документов и сданных с первого раза, к общему количеству обслуженных по конкретной услуге клиентов X100 %.
% (доля) услуг информация, о которых доступна через Интернет. Показатель определяется как отношение количества услуг, информация о которых доступна через Интернет, к общему количеству предоставляемых услуг X100%.
Примеры конкретных показателей, используемых в мировой практике: 1) % (доля) заявлений на получение услуги, заполненных правильно при первом обращении; 2) % (доля) услуг, для получения которых возможно заполнить заявление через Интернет или направить по почте; 3) средняя удаленность потребителей от места предоставления услуги.
4. Процесс обжалования
Важную роль в процессе обслуживания населения принадлежит четким и отработанным процедурам обжалования действий (бездействия) должностных лиц, непосредственно контактирующих с потребителями. Для оценки их действий и установления обратной связи необходимо предусмотреть соответствующие показатели, характеризующие: эффективность и оперативность процесса рассмотрения и удовлетворения жалоб, уровень удовлетворенности потребителей существующим порядком и сроками рассмотрения жалоб.
Состав общих показателей.
% (доля) обоснованных жалоб к общему количеству обслуженных потребителей по данному виду услуг. Показатель определяется как отношение количества обоснованных жалоб к общему количеству обслуженных потребителей по данному виду услуг X 100 %.
% (доля) обоснованных жалоб, рассмотренных и удовлетворенных в установленные сроки. Показатель определяется как отношение количества случаев рассмотрения жалобы в установленный срок к общему количеству поданных жалоб X100 %.
% (доля) потребителей удовлетворенных существующим порядком обжалования. Показатель определяется как отношение количества потребителей, удовлетворенных существующим порядком обжалования (количество оценок хорошо и очень хорошо), к общему количеству клиентов, которые подавали жалобы X 100%.
% (доля) потребителей, удовлетворенных сроками обжалования. Показатель определяется как отношение количества потребителей, удовлетворенных установленными сроками обжалования (количество оценок хорошо и очень хорошо), к общему количеству опрошенных потребителей, которые подавали жалобы X 100%.
1) %(доля) жалоб рассмотренных и удовлетворенных в течение 10 дней; 2) % (доля) обоснованных жалоб, по результату рассмотрения которых были приняты меры, и получатели услуг проинформированы; 3) % (доля) жалоб, которые после рассмотрения были признаны необоснованными.
5. Культура обслуживания
Вежливость отражает удовлетворенность потребителей отношением персонала в процессе предоставления услуги, готовность оказать эффективную помощь при возникновении трудностей.
Состав общих показателей.
%(доля) потребителей, удовлетворенных вежливостью персонала. Показатель определяется как отношение количества потребителей, удовлетворенных вежливостью персонала (количество оценок хорошо и очень хорошо), к общему количеству опрошенных потребителей X 100%.
Примеры конкретных показателей, используемые в мировой практике: % (доля) потребителей отметивших грубое отношение персонала государственного органа, учреждения.
Порядок оценки потребителями качества и доступности государственных услуг обнаруживается действенным методом исследования нынешнего состояние в области обеспечения услуг и разработки методов дальнейшего улучшения данных услуг с учетом надобностей и ожиданий самих получателей услуг.
Основные показатели качества и доступности государственных услуг:
1. Своевременность и оперативность;
В общем виде своевременность это время, затрачиваемое потребителем на получение услуги с момента обращения. Своевременность предусматривает, что уполномоченные органы и некоторые служебные лица осуществляют схваченные на себя обязательства проявлять услуги и осуществлять объединенные с ней сделки в найденные нормативными правовыми актами сроки.
2. Качество предоставления государственных услуг:
Показатели качества предоставляемой услуги могут включать: показатели точности обработки данных, точность оформления документов, качество обслуживания.
3. Доступность государственных услуг:
Доступность содержится в оценке рациональности процесса предоставления услуги, явственности и качества сведения, разъясняющей система и процедуры оказание услуг. В известный практике доступность обусловливается качеством документов, регулирующих процесс обеспечения услуги и эффективностью влияющей системы информирования, созданием договоров для людей с ограниченными возможностями. Доступность обусловливается разнообразными пространственно-временными параметрами. Главными показателями, разрешающими её оценить, приходят: число и удаленность пунктов сопровождения населения, график работы.
4. Процесс обжалования;
Значительную роль в процессе сопровождения населения относится четким и обработанным процедурам обжалование действий (бездействия) должностных лиц, непринужденно общающихся с потребителями.
Для отметки их действий и утверждения возвратной связи нужно предусмотреть соответствующие показатели, характеризующие: эффективность и оперативность процесса анализа и удовлетворения жалоб, степень удовлетворенности потребителей имеющимся распорядком и сроками рассмотрения жалоб.
5. Культура обслуживания;
Вежливость отображает довольство потребителей отношением персонала в процессе предоставления услуги, готовность обнаружить действенную помощь в возникновении трудностей.
Нужно досконально анализировать отдельные из этих факторов, проявляющих отрицательное воздействие на свойство и доступность государственных услуг. Отсутствие административных регламентов оказание государственных услуг. Административные регламенты оказания государственных услуг приносят четкую и прозрачную характеристику процесса, какой ведет к запланированному результату.
Положительными итогами вступления административных регламентов является:
1) установка отношений между потребителями государственных услуг и органами власти;
2) ограничение произвольности в действиях чиновников;
3) повышение прозрачности взаимодействия бизнеса и власти;
4) введение четких и понятных процедур принятия решений органами власти с участием бизнеса;
5) Отсутствие системного и регулярного мониторинга качества оказание государственных услуг на момент внедрения административных регламентов может быть критическим фактором, приведение в дальнейшем к пренебрежению их положений. Потому нужда в проведение системного и регулярного мониторинга делается очевидной. Система мониторинга, при удачном внедрении, может стать институциональным ключом хронического улучшения финансирования коллективных услуг, а также увеличения их качества и доступности жителю.
Невключенность итогов мониторинга в систему правления оказание государственных услуг. Итоги мониторинга содействуют наиболее эффективному утверждению заключения в порядке планирование и мотивации, задавая при этом вектор определенности, четкости и вящей структурированности. Мониторинг прибывает нужным элементом в течении государственного администрирования, в связи с тем что она разрешает обусловить как эффективность работы системы по оказанию государственных услуг, так и общее качество политического управления в стране. Множественное реакция (отсутствие системы «одного окна»). Ведение процедур по принципу «одно окно» одним из эффективных способов анализа обращение граждан. В этом эпизоде один орган или служащий вправе запрашивать, получать и «укрупнять» сведение от других органов, которые должны ее давать. При этом бывает концентрация документов и решений в одной организации и у одного служащего в результат на призыв гражданина. Множественное межведомственное взаимодействие доставляется менее эффективным и результативным. В пользу этого заверяет тот факт, что система «одного окна» интегрирует ход управления, централизуя ряд функций и устраняя, то есть дублирование. В итоге, эта система основывает предпосылки для уменьшение административных издержек, с другой - расширяет доступ граждан для участия в программах, действующих на территории региона. Главная позиция системы «одного окна» - однократность обращение и оперативность утверждения решений чиновником. Обращение в систему «одного окна» не обнаруживается обязательный и осуществляется по добровольному решению заявителя.
Таким образом, качеством конечного результата услуги считаются заявки к последнему итогу услуги с точки зрения корреспонденции услуги стандарту и регламенту в части полноты и своевременность её оказания (например, потребитель получает в установленный регламентом срок полный комплект, справедливо составленных и заполненных в соответствии со стандартом набор требуемых документов, справедливо сокращенное пособие и пр.).
Рассмотрим показатели оценки качества и доступности государственных услуг:
1. Своевременность и оперативность
2. Качество предоставления государственных услуг
3. Доступность государственных услуг
5. Культура обслуживания
Доступность заключается в оценке простоты и рациональности процесса предоставления услуги, ясности и качества информации, объясняющей порядок и процедуры оказания услуг. В мировой практике доступность определяется качеством документов, регулирующих процесс предоставления услуги и эффективностью действующей системы информирования, созданием условий для людей с ограниченными возможностями. Доступность определяется различными пространственно-временными параметрами. Основными показателями, позволяющими её оценить, являются: количество и удаленность пунктов обслуживания населения, график работы.
Состав общих показателей.
% (доля) потребителей, удовлетворенных качеством информации о порядке предоставления услуги. Показатель определяется как отношение числа потребителей, удовлетворенных качеством информации о порядке предоставления услуги (количество оценок хорошо и очень хорошо), к общему количеству обслуженных по конкретной услуге клиентов Х 100%.
% (доля) случаев правильно заполненных потребителем документов и сданных с первого раза. Показатель определяется как отно-
шение количества случаев правильно заполненных потребителем документов и сданных с первого раза, к общему количеству обслуженных по конкретной услуге клиентов Х 100%.
% (доля) услуг информация, о которых доступна через Интернет. Показатель определяется как отношение количества услуг, информация о которых доступна через Интернет, к общему количеству предоставляемых услуг Х 100%.
Примеры конкретных показателей, используемых в мировой практике: 1) % (доля) заявлений на получение услуги, заполненных правильно при первом обращении; 2) % (доля) услуг, для получения которых возможно заполнить заявление через Интернет или направить по почте; 3) средняя удаленность потребителей от места предоставления услуги.
Еще по теме 3. Доступность государственных услуг:
- 5.3. Система факторов, оказывающих негативное влияние на качество и доступность государственных (муниципальных) услуг
- 5.4. Методика оценки удовлетворенности потребителя качеством и комфортностью (доступностью) предоставляемой государственной (муниципальной) услуги (на примере пилотного исследования)
Бизнес идеи