Системный подход. Системный подход Работники пфр просят голикову о повышении зарплаты


Зарплата работников пенсионного фонда в 2019 году вырастет на 15% — это стало очевидным еще в 2018 году, когда была обнародована сумма государственного бюджета. Нужно учитывать, что заложенная сумма в такой величине подразумевает существенное превышение среднестатистических заработных плат по России в 2 раза.

Практически любому россиянину известен факт дефицита бюджета, о котором ежегодно сообщают пресс-службы из чиновничьих кабинетов.

Чтобы снизить дефицит, проводится оптимизация бюджетных средств, которая касается каждого второго гражданина. Вот в чем заключается оптимизация:

  • в том, что какой-то части российских пенсионеров не индексируют пенсии;
  • в «замораживании» зарплаты и временной невозможности ее повышения;
  • в сокращении штатных единиц, а значит, увольнениях.

Бюджетные средства в процессе пресловутой оптимизации распределяются неоднородно: государственное финансирование часто проходит мимо тех, кто нуждался в нем больше всех. О справедливости в решении подобных вопросов не приходится говорить: всегда будут недовольные принятым решением.

Таблица: заработная плата в Пенсионном фонде Российской Федерации по различным регионам в 2018-2019 году.

Должность

Средний оклад (выражено в российских рублях)

Омская область
Специалист по социальной работе 12 800 – 15 000
Специалист по кадрам 17 000
Специалист 13 000 – 15 000
Калачинск
Ведущий юрист 18 000
Специалист 18 000
Амурская область
Специалист 20 000
Инспектор 17 000
Инженер по охране труда 18 000 – 24 000
Брянская область
Ведущий специалист 13 000
Программист 11 200
Владимирская область
Архивариус 12 280
Специалист 15 000
Воронежская область
Специалист 11 160 – 13 000
Инженер по охране труда 13 200
Бухгалтер 18 000 – 19 000
Иркутская область
Специалист по кадрам 17 900
Системный администратор 25 000
Кировская область
Ведущий специалист 20 000
Специалист 14 000 – 16 000
Курганская область
17 400
Специалист 17 000
Ленинградская область
Ведущий специалист 18 000
Главный специалист 14 800 – 17 000
Руководитель группы подразделения по комплексной защите информации 20 000
Санкт-Петербург
Ведущий специалист 16 000
Главный специалист 20 000
Ведущий специалист-эксперт 30 000- 35 000
Москва
Главный специалист-эксперт отдела организации внутреннего финансового контроля 28 000
Ведущий специалист отдела методологии 25 000
Главный специалист-эксперт отдела функционального проектирования информационных систем 28 000- 30 000
Главный специалист-эксперт отдела технического сопровождения проектов 28 000 – 31 000
Ведущий специалист-эксперт отдела по работе с персоналом 22 000 – 25 000
Главный специалист-эксперт производственно-технического отдела 27 000 – 28 000
Главный специалист 25 000
Главный специалист-эксперт отдела имущественных отношений 27 000 – 28 000
Главный специалист- эксперт отдела подсистемы социальных выплат 25 000 – 28 000
Главный специалист-эксперт отдела по рассмотрению обращений 28 000 – 30 000
Мурманская область
Пенсионный консультант 16 000
Нижегородская область
Ведущий специалист 18 000 – 20 000
Специалист 14 000 – 18 000
Главный бухгалтер 19 800
Оренбургская область
Ведущий специалист 12 000
Главный специалист 16 000
Инспектор 12 800
Начальник управления 16 000
Юрист 13 000
Ростовская область
Ведущий специалист 17 000 – 18 000
Специалист 14 000
Старший специалист 15 000
Рязанская область
Специалист 16 000
Инспектор 11 600
Саратовская область
Специалист 15 000
Томская область
Главный специалист 22 000
Специалист по информационным технологиям 25 000 – 35 000
Главный юридический консультант 26 000 – 33 000
Ярославская область
Ведущий специалист 17 000
Специалист 15 000
Инспектор 12 000
Челябинская область
Ведущий специалист 13 700 – 17 000
Специалист 14 000

Зарплата сотрудников Пенсионного фонда РФ, по их же словам, не превышает 27 тыс. рублей в месяц в среднем.

Это информация расходится с той, которую анонсируют представители финансовых ведомств, занимающиеся планированием государственного бюджета. Необходимо разобраться в следующих вопросах:

  • какая же все-таки зарплата у сотрудников ПФР;
  • во сколько на самом деле обходится содержание специалистов Пенсионного фонда государству (в цифрах);
  • каким образом растут расходы.

Рост расходов на сотрудников ПФР

В заявленных планах Пенсионного фонда — повышение расходов на содержание своих специалистов. В цифрах это выглядит так: с 78,7 млрд рублей в 2018 году до 83 млрд в 2019 году. Увеличение расходов на аппарат ПФ выглядит странно, особенно на том фоне, что у государства остро не хватает финансов на индексацию пенсий.


Журналисты известных СМИ подсчитали:
  1. Если предположить, что 12 тыс. рублей — это усредненная пенсия, то прибавка к зарплате для работников пенсионного ведомства обойдется в 358 (!) тыс. пенсий.
  2. Высчитанная сумма могла бы позволить содержать более 30 тыс. пенсионеров. И это количество без учета того, что многие получают пенсию гораздо меньше усредненной.
  3. Полная индексация пенсий за счет увеличения финансирования работников ПФ невозможна, но справедливость в сторону более нуждающихся была бы вероятнее.

Тенденции в повышении зарплат сотрудникам ПФ выглядят так:

  1. Среднее повышение зарплаты должно приближаться к 5,5%.
  2. Реальное повышение доходов — гораздо выше, поскольку аппарату ПФ грозят многочисленные сокращения: уволенными будут около 10% сотрудников.
  3. Расходы на содержание рядового сотрудника ПФ должны составить около 57 тыс. рублей (до сокращения штата). В 2016 г. расход был несколько ниже — 54 тыс. рублей ежемесячно. Куда девалась разница, если простые специалисты утверждают, что их зарплата составляет 27 тыс. рублей? Вопрос без ответа.
  4. В случае единовременного сокращения штата содержание 1 специалиста ПФ достигнет почти 63 тыс. рублей.

Средняя зарплата в ПФР и сравнение количества штата Пенсионного Фонда России с другими странами

Что еще входит в содержание работников Пенсионного фонда

Такие большие расходы подразумевают не только зарплату (в общей сложности, она составляет около 40 млрд рублей), которую получают сотрудники, но и следующие моменты:

  1. Формирование страховых взносов, которые ПФ отчисляет за своих подчиненных в страховые фонды. Из этого следует, что государство не только обеспечивает доходы сотрудникам, но и их будущие пенсии, которые Пенсионный фонд сам же потом будет выплачивать свои работникам пенсионного возраста. Размер этих страховых взносов составляет 30% зарплаты, а это порядка 8 тыс. рублей (исходя из усредненной зарплаты в 27 тыс. рублей). Таким образом, формирование пенсий сотрудников ПФ дополнительно отбирает у государства 11,5 млрд рублей.
  2. Оставшиеся 30 млрд, затребованные из государственного бюджета ведомством, исчезают в неизвестном направлении, поскольку конкретные необходимые расходы не предъявлены. Возможно, дело в высоких премиях или дорогих командировках, которыми не брезгуют руководители ведомства. Анализ журналистами Life.ru командировочных ведомостей сотрудников ПФ продемонстрировал, что управляющие работники даже среднего звена считают нормальным покупать билеты стоимостью в 100-200 тыс. рублей за счет фонда.
  3. Еще некоторые расходы Пенсионного фонда в цифрах:
  • информационно-разъяснительные мероприятия — 185 млн рублей;
  • строительные покупки, приобретение и аренда недвижимости — более 14 млрд рублей, во многих случаях (50%) суммы были сильно преувеличены.

Количество сотрудников Пенсионного Фонда на 1 млн. пенсионеров в России, США и Швеции

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова предложила объединить три социальных внебюджетных фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), социального страхования (ФСС) и обязательного медицинского страхования (ФОМС). Слияние фондов пока не обсуждалось в правительстве, но теоретически оно способно сэкономить больше четверти текущих расходов на их содержание.

Татьяна Голикова: Объединенный фонд обязательного соцстрахования должен находиться не в государственной, а в публичной собственности. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Эту идею глава Счетной палаты высказала в рамках доклада по реформированию расходов на госуправление. Она представила его на Гайдаровском форуме, организованном РАНХиГС, Ассоциацией инновационных регионов России и Институтом Гайдара.

По данным Голиковой, в трех фондах работают 162,8 тысячи человек - это лишь немногим меньше половины численности служащих 53 федеральных органов власти, подведомственных правительству. Расходы на содержание фондов составляют 143,8 миллиарда рублей в год. "Они полностью обеспечиваются за счет тех страховых взносов, которые собираются в бюджеты этих государственных внебюджетных фондов как налоги на фонд оплаты труда", - подчеркнула Голикова.

По словам главы Счетной палаты, необходимо исключить необходимость создания параллельных информационных систем всеми тремя фондами: ресурсы, которые они затрачивают на информатизацию, достаточно большие. "По опыту большинства аналогичных институтов объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности. Почему в публичной собственности? Потому что часть бюджета этого фонда, а именно страховые взносы, администрирует ФНС и она таковым администратором остается. Речь идет о распределении тех ресурсов, которые поступают в качестве доходной части", - уточнила Голикова.

По оценке проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, возможное объединение социальных фондов не будет быстрым. "С учетом ревизии, подготовки законопроекта, единой информационной платформы - это проект не одного и не двух, а где-то пяти лет", - считает он. По его мнению, расходы на содержание социальных фондов после их возможного объединения могут снизиться примерно на 20-40 миллиардов рублей.

Как позже заявила журналистам вице-премьер Ольга Голодец, предложение объединить три социальных фонда не обсуждалось правительством (Счетная палата не является частью кабинета министров и не обладает правом законодательной инициативы). "Предложения должны быть взвешенными, мы должны понимать, какого результата ожидаем", - подчеркнула она. Глава минтруда Максим Топилин также отметил, что пока не видел официальных предложений по объединению социальных фондов.

В своем выступлении Татьяна Голикова коснулась также других вопросов эффективности расходов на систему госуправления. Так, она в очередной раз подвергла сомнению целесообразность существования федеральных агентств как отдельных ведомств. По предложению Счетной палаты, агентства с подведомственной им сетью территориальных органов могут быть включены в состав министерств как структурные подразделения либо вообще стать самостоятельными министерствами или комитетами. Агентства же, не имеющие территориальных органов, могут быть преобразованы в казенные учреждения, подведомственные министерствам.

Кроме того, в Счетной палате считают фактически разбалансированной систему оплаты труда чиновников. По словам Голиковой, в последние годы отмечается существенная диспропорция в оплате труда государственных гражданских служащих. По ее оценке, у чиновников одинаковой категории зарплата может различаться в два-три раза. Также в 2016 году численность гражданских государственных служащих удалось снизить до уровня 2012 года, однако этот процесс затронул исключительно низовое звено управления и привел к дисбалансу иерархии должностей, отметила глава Счетной палаты.

"Нам кажется, что необходимо все-таки менять структуру денежного содержания посредством увеличения в его составе доли гарантированных выплат и установления четкой взаимосвязи стимулирующих выплат с показателями эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих", - заявила Голикова. По ее мнению, это может повысить привлекательность гражданской госслужбы и поощрить материально наиболее эффективных работников. Но такой механизм будет работать только при условии совершенствования института аттестации государственных гражданских служащих, уточнила глава Счетной палаты.

Руководители Пенсионного фонда и других госфондов смогут зарабатывать в десять раз больше своих подчиненных, предлагает Минтруд. Авторы объясняют такой большой разрыв в доходах «особой ролью» этих управленцев

Руководители государственных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда, а также фондов социального и обязательного медицинского страхования (ФСС и ФФОМС) — смогут получать зарплату, в десять раз превышающую средний заработок их подчиненных, следует из проекта постановления правительства, опубликованного 30 августа на портале проектов нормативных актов. Зарплаты заместителей руководителей и главных бухгалтеров этих фондов могут быть в восемь раз выше средних заработков сотрудников, видно из проекта.

Это самое высокое соотношение между зарплатами руководителей и остальных сотрудников госучреждений из предложенных на сегодня. Предложение Минтруда обусловлено «особой ролью государственного управления финансами пенсионного обеспечения, обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и системы обязательного медицинского страхования», сказано в пояснительной записке к проекту. Принятие постановления не будет означать повышения зарплат руководителей госфондов, оговариваются авторы проекта, документ лишь «фиксирует максимально допустимый уровень» их зарплат.

До сих пор установленной максимальной разницы между зарплатами руководителей и работников госфондов не было, сказали РБК в пресс-службе Минтруда. Определить ее как для госфондов, так и для госучреждений и ФГУПов министерства — учредители этих организаций — стали обязаны после принятия в июле этого года поправок в Трудовой кодекс. Как правило, министерства предлагают ввести восьмикратную предельную разницу между зарплатами главных руководителей и работников вверенных им госучреждений и предприятий, видно из проектов, которые публиковались ранее на портале проектов нормативных актов. Такую разницу, в частности, предлагали ввести Минкультуры и Минпромторг. Восьмикратное предельное соотношение между зарплатами руководителей и работников госучреждений (и только для них) в 2008 году уже установило правительство России.

Пенсионный фонд согласен с предложением Минтруда об установлении десятикратной разницы между зарплатами его руководства и сотрудников, сообщил РБК представитель фонда. В этом случае постановление правительства как раз закрепит соотношение зарплат, которое существует в ПФР на сегодня, — около десяти ​раз, следует из пояснений собеседника РБК. Средняя зарплата по системе ПФР в 2016 году составляет около 32 тыс. руб. в месяц, уточнил представитель фонда. Ежемесячная зарплата руководителя ПФР, согласно изданному в 2014 году указу президента, — 301,6 тыс. руб., и еще 326 тыс. руб. в год он получает в виде квартальных поощрений, подсчитал РБК. Общий доход главы ПФР в 2015 году составил около 3,8 млн руб., следует из отчета, представленного на сайте организации.

Зарплаты руководителей ФСС и ФФОМС определены тем же указом президента, их размеры аналогичны зарплате председателя правления ПФР.

Бюджетный дефицит, и вытекающая из него оптимизация, затронули каждого второго гражданина РФ – кого-то лишили индексации пенсии, кому-то не повысили зарплаты, а кто-то и вообще попал под сокращение и был уволен. Но ситуация с распределением бюджетных средств далеко не всегда однородна – на то она и оптимизация, чтоб отбирать у одних и отдавать другим, по логике «более нуждающимся» в государственном финансировании. Тем не менее принцип справедливости в вопросе составления государственного бюджета и распределения средств соблюдается лишь в исключительных случаях, когда иное будет казаться откровенной наглостью. Да и то не всегда.

Так, одним из проявлений такой несправедливости стала недавняя новость о повышении зарплат сотрудникам Пенсионного фонда РФ. Анализ заложенной в бюджет суммы показал, что средний размер зарплат работников ПФР в 2017 году должен вырасти в среднем почти на 15% , притом, что размер средней зарплаты, судя по объему заложенных средств, существенно превышает средний размер зарплат по стране почти в 2 раза. Хотя по факту, сотрудники Фонда таких средств не получают – опросы работников утверждают, что уровень оплаты труда не превышает 27 тыс. рублей в среднем. Карьерист.ру разобрался, во сколько государству обходится содержание работников Пенсионного фонда.

Вместо 30 тысяч пенсионеров

Несмотря на то, что в России остро не хватает средств на индексирование пенсий – вместо этого пенсионерам в январе, ПФР планирует существенно поднять содержание для своих сотрудников, по крайней мере, это следует из цифр, которые заложены в обсуждаемый сегодня проект бюджета на будущий год. В него составители заложили повышение затрат в 2017 году на содержание специалистов Фонда до 83 млрд рублей, хотя еще в этом году аппарат ПФР обходился государству гораздо дешевле – в 78,7 млрд рублей . Таким образом, содержание работников требует увеличения на 4,3 млрд рублей. Life.ru посчитал, что, если средняя пенсия в РФ находится на уровне 12 тыс. рублей, то прибавка к жалованию для сотрудников ведомства обойдется государству в 358 тыс. пенсий – за эти деньги можно содержать около 30 тыс. пенсионеров. А учитывая то, что далеко не все получают усредненный размер, то и того больше.

В России остро не хватает средств на индексирование пенсий, но ПФР планирует существенно поднять содержание для своих сотрудников

Провести индексацию пенсий в полном объеме эти деньги, конечно, помочь не смогли бы, но в условиях тотальной экономии лишними бы точно не оказались.

Учитывая штат Пенсионного фонда, они должны повысить зарплаты специалистов в среднем на 5,4%. Но на деле (по крайней мере, при грубом расчете) окажется, что повышение будет более существенным. Так, в будущем году аппарат ПФР будет подвержен массовым сокращениям – поскольку контролировать уплату страховых платежей работодателями будет ФНС, штат представляется раздутым. Life.ru сообщает, что увольнения затронут около 12 тыс. сотрудников Фонда. Притом, что сегодня численность специалистов насчитывает почти 122 тыс. человек, сокращения затронут около 10% штата.

Однако, еще в прошлом году «Известия» приводили информацию Счетной палаты РФ, по которой административный контроль над уплатой взносов осуществляли, по крайней мере, 20 тыс. работников. Так что увольнения коснуться далеко не всех, кто занимается этой работой. В то же время в самом ПФР утверждают, что при передаче им этой функции штат увеличился лишь на 10 с лишним тыс. человек, так что лишних сотрудников Фонд увольнять все же не собирается. Да и сами увольнения, очевидно, не будут единовременными – их явно «растянут» в надежде, что ситуация изменится.

Но даже при сохранении полного штата расходы на содержание обычного работника в будущем году составят около 56,8 тыс. рублей ! Это притом, что в 2016 году на них уже уходило практически 54 тыс. рублей ежемесячно. Куда уходили эти средства, если учитывать средний размер зарплаты специалистов в 27 тыс. рублей, остается загадкой. Можно лишь предполагать колоссальные диспропорции между зарплатами обычных сотрудников и руководства – к этому мы уже привыкли, но даже в таком случае разница представляется неприлично огромной. Еще больше такой она покажется в случае, если сокращения пройдут единовременно и в начале года – в таком случае среднемесячное содержание одного работника ПФР вырастет более чем на 15%, до 62,7 тыс. рублей!

Не только зарплаты

Впрочем, частичное объяснение такому объему расходов все же имеется – из выделяемых на содержание сотрудников средств формируется не только их заработная плата, но и страховые взносы , которые ПФР, как работодатель, обязан уплачивать в страховые фонды. Таким образом, государство выделяет средства не только на обеспечение доходов, но и на обеспечение будущей пенсии, который этот самый ПФР будет уплачивать своим сотрудникам, получившим статус пенсионера. Но это лишь частично оправдывает такие цифры – размер отчислений составляет 30%, учитывая среднюю зарплату в 27 тыс. рублей, средневыраженный размер отчислений составляет около 8 тыс. рублей. Таким образом, помимо расходов на зарплаты, которые, исходя из среднемесячного показателя, составляют не больше 39 млрд рублей, фонд дополнительно тратит 11,5 млрд рублей на формирование пенсий своих сотрудников .

Но это, опять же, оправдывает лишь 50 млрд рублей расходов.

Куда уходит еще около 30 млрд рублей – вопрос открытый. Очевидно, руководители высшего звена получают высокие премии, ездят в дорогие командировки и тратят средства фонда на прочие неэффективные нужды. Журналисты Life.ru еще в октябре анализировали командировочные ведомости работников ПФР, и оказалось, что управленцы даже среднего звена не стесняются приобретать за счет фонда авиабилеты, стоимостью в 100-200 тыс. рублей. Это притом, что самые дорогие из них – это перелеты в пределах России.

Объемы откровенного «разбазаривания» средств российских пенсионеров действительно впечатляют. Например, как сообщает ИА REGNUM, на одну только информационно-разъяснительную компанию ПФР в 2017 году Фонд планирует потратить баснословные 185 млн рублей. Отдельного внимания заслуживают обнародованные Счетной палатой РФ результат проверки смет ПФР на капстроительство. Так, за прошедшие 2 года на строительство, покупку и аренду недвижимости Фонд потратил свыше 14 млрд рублей . Результат аудиторской проверки показал, что в 50% случаев потраченные суммы были завышены, а в 5 регионах и вообще, на покупку было потрачено средств больше, чем было заложено на строительство. Так что неэффективное расходование средств Пенсионным фондом – не новость.

Как растут расходы

Что интересно, объем средств, выделяемых на содержание сотрудников ПФР растет ежегодно.

Например, в кризисном 2014 году на одного специалиста в среднем тратилось 47,3 тыс. рублей. Несмотря на кризис, в 2015 году содержание выросло почти на 10% — до 52 тыс. рублей, в 2016 году на 3,7% — почти до 54 тыс. рублей. В 2017 году, если учесть массовое сокращение, рост расходов на содержание до 63 тыс. рублей будет самым большим за всю историю существования ПФР. Это выглядит достаточно странно на фоне того, когда в России продолжает действовать , который, судя по всему, будет продлен еще на 3 года.

Но, очевидно, сотрудникам ПФР в этом вопросе «повезло» – поскольку Фонд имеет внебюджетный статус, его сотрудники формально не являются чиновниками, поэтому их зарплаты введенным мораторием не ограничены. Другой вопрос, что этот же факт обязывает Фонд быть самодостаточным и содержать своих сотрудников за собственный счет. Однако, генерируемых им 3,5 трлн рублей не хватает даже на выплату пенсий, поэтому 40% всех расходов ведомства, а это 3,2 трлн рублей, берет на себя государство. Возможно, если бы Фонд эффективнее тратил выделяемые ему деньги, государственные трансферты были бы гораздо меньше, а пенсионеров не пришлось бы лишать положенной им по закону индексации.

Объем средств, выделяемых на содержание сотрудников ПФР растет ежегодно.

Но все бы ничего, если бы выделяемые лишние 4,3 млрд рублей пошли действительно на повышение зарплат сотрудникам ПФР – такое решение поддерживают многие. Например, сенатор Валерий Рязанский в интервью ИА REGNUM рассказал, что повышение их зарплат оправдывается высокой нагрузкой, ведь несмотря на лишение их обязанности контролировать социальные взносы, они продолжают администрировать массу других выплат помимо пенсии. С этим, как передает ФБА «Экономика сегодня», согласны и в Союзе пенсионеров России, ведь нагрузка на сотрудников растет постоянно.

Но по факту, какого-либо серьезного повышения ждать не стоит – зарплаты сотрудников ПФР, как говорят в самом Фонде, определяются и увеличиваются по установленным нормативам, по уровню зарплат специалистов прочих федеральных структур. На них-то мораторий на повышение зарплат госслужащих как раз распространяется, а поэтому рост зарплат, несмотря на выделение дополнительных средств, не ожидается . Судя по всему, деньги опять будут потрачены на нужды верхушки.



Декларация по УСН