Порядок предоставлеhия иhформации о состояhии здоровья пациеhтов. Получение информации о состоянии окружающей среды Получения информации о состоянии и

Многие граждане не знают, какими правами они обладают в сфере защиты здоровья. Характеристика основных прав граждан. Правой взгляд на сохранность информации, не подлежащей разглашению. Право пациента на информацию о своём здоровье и методах лечения закреплено законодательством РФ.

По правовому аспекту право пациента на информацию включает в себя:

  • обязанность государственных органов создать такие условия для людей, чтобы у них была возможность ознакомиться с документами, касающимися гражданских прав и свобод;
  • право в свободном порядке использовать законные способы сбора, передачи и распространения информации;
  • право знать, в каком состоянии находиться окружающая среда и в случае неблагоприятного воздействия на здоровье получить возмещение за ущерб;
  • ответственность государственных служащих в случае скрытия факторов, которые могут создать угрозу человеческому здоровью.

Если рассмотреть права и обязанности в сфере информирования о личных данных, то можно выделить следующие:

  • бесплатное получение информации, которая затрагивает сведения о другом человеке только, если это входит в обязанности;
  • получение сведений, которые касаются обработки его личных данных;
  • уточнения личных данных человека в тех случаях, когда информация устарела или она предоставлена не во всём объёме.

Законодательные акты, которые действуют в сфере здравоохранительных отношений, устанавливают такие права людей:

  • право пациента на информацию о состоянии здоровья;
  • передавать сведения о своём состоянии здоровья другим выбранным лицам;
  • иметь разрешённый доступ к сведениям о своём здоровье, которые имеются у медицинского учреждения;
  • получение точной информации нужной для того чтобы предпринять меры по сохранению здоровья.

Последний пункт касается общих норм возможной опасности от работ, окружающей среды в населённом пункте, безопасности продуктов питания.

Информацию о разрешении на обработку своих личных данных необходимо предоставлять только, если есть подобный запрос от должных лиц, имеющих такие полномочия.

Данный документ содержит:

  • ссылку на документ, который удостоверяет личность;
  • информацию, которой подтверждается законность и необходимость иметь доступ к личным данным;
  • роспись и дату заполнения документа.

Затребовать получить разрешение на обработку персональных данных может медицинское учреждение, страхования компания, например, для составления и вступления в действие полиса медицинского страхования. Все вопросы, связанные с получением личной информации о гражданах, регулируется статьями Закона РФ «О персональных данных».

Граждане, обратившиеся в больницу, имеют право на получение информации о состоянии здоровья. Также подобную информацию может получить лечащий врач, представитель страховщика и больницы. Если пациент хочет воспользоваться своим правом самостоятельно, ему нужно знать, какие у него есть при этом возможности.

К информационным правам можно отнести:

  • ознакомление с бумагами медицинского характера, выписками, справками, анализами, которые имеют сведения о его здоровье;
  • консультирование специалистов;
  • получение документов, в которых отражена информация о здоровье.

Случаи, когда врач должен проинформировать пациента о его здоровье:

  • пациент выбирает специалиста и больницу;
  • требуется разрешение пациента на проведение операции;
  • при лечении и обследовании.

По установленным правилам получать информацию может лицо, которое достигло пятнадцатилетнего возраста. Если лечение не дало результатов или это привело к тому, что пациент умер, о состоянии здоровья, которое привело к такому исходу, врач должен сообщить близким родственникам (например, мужу, жене).

Законодательные акты определяют следующий перечень обязанностей медицинского учреждения:

  1. Информирование представителем медицинского учреждения о деятельности организации, специализации, уровне квалификации сотрудников.
  2. Сообщать пациентам точные сведения о помощи, которая была оказана.
  3. Сообщать о том, какие были выбраны способы, методы для осуществления лечения.
  4. Информировать пациентов о наличии его права получить помощь по условиям действующего страхового полиса.
  5. Сообщать о медикаментах, материалах, товарах, которые обеспечат достойный уровень медицинских услуг и правильное оказание помощи.

Также пациент может обратиться к представителю больницы с целью узнать правила и условия результативного и не вызывающего опасность использования товаров.

Когда гражданину оказывается бесплатная медицинская помощь, сотрудники больницы должны сообщить:

  • порядок, правила и размер услуг, определяемых медицинским полисом;
  • полный перечень услуг, которые организация предоставляет;
  • виды предоставляемой медицинской помощи;
  • показатели качества услуг, которые оказываются пациенту.

Данные обязанности прописаны в Законе РФ «Об обязательном медицинском страховании» и Законе РФ «Об охране здоровья».

Страховые компании в процессе информирования граждан

Сопровождение и информирование пациенту должен оказать представитель страховой компании, с которой гражданин заключил договор.

Закон возлагает на страховую компанию следующие обязанности:

  • проинформировать обо всех правах и обязанностях при обращении в медицинское учреждение;
  • сообщить перечень больниц, которые оказывают помощь по действующему договору страхования в данном населённом пункте;
  • информировать какой вид помощи оказывает медицинская организация;
  • о нарушениях со стороны больницы, которые были выявлены ранее.

Прежде чем заключить договор со страховой компанией необходимо внимательно прочесть перечень ситуаций, за которые не предусмотрен полис.

Когда гражданин обратился в медицинское учреждение с целью получить платную помощь, ему представитель организации обязан сообщить о следующих моментах:

  1. Наличие возможности получить требующуюся помощь в нужном объёме.
  2. Список услуг, которые оказываются на платной основе.
  3. Порядок внесения денежных средств за оказанные услуги.
  4. Условия, способы, порядок осуществления лечения.
  5. Информация о персонале медицинского центра (образование, квалификация, опыт работы).
  6. График работы медицинского центра.
  7. Режим работы специалистов, которые оказывают платные услуги.
  8. Сведения о том, на каком уровне находится его здоровье.
  9. Информация о медикаментах, которые будут применяться во время лечения.

К информации о медикаментах относится: срок пригодности, описание случаев запрета употребления и показания к применению. Уведомляя пациента о его состоянии здоровья нужно поставить в известность о результатах исследования, диагнозе.

Граждане имеют право обратиться в медицинское учреждение при наличии таких оснований:

  • были нарушены сроки, которые установлены законом для оказания медпомощи или какой-то определённой услуги;
  • экстренная помощь была оказана не вовремя;
  • были истребованы документы, которые по законодательству не положено требовать;
  • было отказано в приёме документов, которые по законодательным нормам должны быть приняты для оказания медпомощи;
  • не было оказано медицинской помощи;
  • медпомощь была некачественная;
  • действие специалистов без соблюдения действующих норм законодательства;
  • пациент неудовлетворён решением, которое было принято в вопросе оказания медпомощи;
  • отсутствие внимания, этики, морально плохое отношение у специалиста медучреждения;
  • требования произвести оплату услуги, которая не входит в список платных.

Поступившие от граждан обращения должны быть зарегистрированы на протяжении одного дня. Если медучреждение не уполномочено давать ответ на обращение, ему нужно перенаправить запрос в соответствующий орган. Также об этом нужно сообщать заявителю. Если письменное обращение содержит вопросы, на которые ответы могут дать только другие компетентные органы им нужно направить копии заявления. Законом установлен двадцатидневный срок для рассмотрения и направления ответа. В тех случаях, когда требуется дополнительное время на изучение материалов или проведение определённых действий ответ допустимо направить через тридцать дней с момента обращения. При этом нужно сообщить заявителю о необходимости дополнительных мер.

Заявление, которое можно подать при наличии оснований должно содержать следующую информацию:

  • введение, наименование медучреждения или личные данные должностного лица;
  • личная информация о заявителе;
  • контактные данные (телефон, эмейл);
  • адрес, по которому придёт письменный ответ;
  • описание заявленных требований;
  • роспись и дату составления.

Заявитель может приложить сопутствующие бумаги. Также он имеет право отправить их на эмейл организации. Когда обращение подаёт третье лицо, нужно подтверждение актуальности его прав. Для этого следует оформить доверенность. Кроме этого, необходимо приложить документ, который удостоверяет его личность. Все поступившие обращения в обязательном порядке должны быть приняты.

Обращение может быть не принято, если в нём отсутствуют такие сведения:

  • личные данные заявителя (ФИО);
  • адрес.

Также обращение не принимается, когда в нём содержится информация о предстоящем противозаконном действии. Такой документ направляют в подразделения МВД.

К причинам отказа могут относиться следующие факторы:

  1. Текст заявления невозможно прочитать.
  2. Медучреждение не может дать ответ, потому что для этого нужно разглашать тайну.
  3. Обращение содержит требования и вопросы, на которые до этого момента медицинский центр предоставлял ответ.

Ещё одним основанием для отказа в приёме документов будет отсутствие бумаг, которые подтверждают полномочия представителя.

Ответственность

Когда человек не осведомлён о протекании лечения и о своём состоянии здоровья, его ожидания расходятся с реальностью. Если выполнять должным образом свои полномочия таких ситуаций может не возникнуть. Закон предусматривает санкции в отношении должных лиц, которые не предоставили информацию.

Так, если население не было проинформировано об услугах и их стоимости, пациенты могут требовать снижения размера платежа за оказанные услуги. Когда гражданин заключает договор на оказание платной медпомощи, но она ему не оказывается вовремя или больному не сообщили о лекарственных препаратах и других сопутствующих товарах для лечения, он может требовать возмещения убытков, которые были причинены из-за невыполнения условий договора. Также он может расторгнуть заключённый договор и потребовать вернуть деньги, которые были внесены. Если представителем государственных больниц не было уведомлено население о действие программы оказания бесплатной медицинской помощи, это может повлечь требования со стороны граждан возместить ущерб, который они получили из-за отсутствия сведений. Когда человеку отказывают в оказании медпомощи, специалиста можно привлечь к административной ответственности. В определённых случаях может наступить уголовная ответственность.

Примеры из практики

В суд с заявлением обратилась гражданка Мирошник А. В.. Она заявила, что медицинское учреждение передало сведения о её болезнях в органы соцзащиты и теперь для неё это проблема. Женщина не предоставляла разрешение на распространение информации. Во время судебного заседания представители больницы объяснили это тем, что опекались о здоровье истца и её будущего малыша. Они пошли на все методы и были за правдивость. Медицинская сестра больницы считает, что они выполняли свои обязанности. Выслушав стороны и рассмотрев доказательную базу, суд удовлетворил исковые требования.

Работа по организации оперативного обслуживания начинается с того, что сотрудник оперативного подразделения, получивший в оперативное обслуживание отрасль (зону, линию работы) должен знать, сколько и каких предприятий (учреждений, организаций) находится на обслуживаемой территории. Далее сотрудник приступает к анализу состояния оперативной обстановки. В общем плане в содержание оперативной обстановки включаются следующие группы факторов:

географические;

климатические;

экономические;

социально-демографические;

криминогенные;

наличие оперативно-розыскных и иных сил и средств, которыми располагает субъект анализа.

Указанная совокупность характеристик используется в основном управленческими структурами. Для оперативного состава правоохранительных органов, как правило, необходим анализ оперативной обстановки на обслуживаемом объекте (группе объектов), территории либо линии работы. В этой связи содержание оперативной обстановки существенно сужается и включает лишь следующие факторы:

Социально-экономическая характеристика;

Криминогенная обстановка;

Силы и средства оперативного сотрудника правоохранительного органа.

В результате анализа оперативной обстановки на определенной территории сотрудник должен получить следующую информацию:

1. По социально-экономической характеристике:

экономический потенциал (количество предприятий, учреждений, организаций, направленность их хозяйственной деятельности);

производственные и иные связи; предпринимательская активность населения;

положение социально слабо защищенных категорий граждан; уровень собираемости налогов;

наличие и состояние коммуникаций и т.п.

2. По криминогенной обстановке:

Структура, уровень, динамика и удельный вес преступности;

Наличие и характер деятельности лиц, представляющих оперативный интерес;

Распространенность административных правонарушений; криминологическая характеристика лиц, совершающих правонарушения;

Состояние сохранности собственности; условия, способствующие совершению преступлений и т.п.;

3. Силы и средства оперуполномоченного правоохранительного органа:

Наличие и качественная характеристика конфиденциальных сотрудников;

Перечень субъектов, с которыми взаимодействует оперуполномоченный, и формы взаимодействия;

Техническая вооруженности оперативного сотрудника и т.д.

Выявлению и раскрытию фактов замаскированных хищений наркотикосодержащего сырья и готовых наркотических средств на предприятиях, занимающихся их изготовлением, переработкой, хранением и реализацией, способствуют изучение:

Технологии производства, порядка учета, расходования, транспортировки, хранения этих средств;

Данных в отношении материально-ответственных и иных лиц, имеющих непосредственный доступ к наркотикам, источников их материальной обеспеченности, ее соответствия получаемым доходам; образа жизни, связей, наличия судимостей и других материалов, свидетельствующих о вероятной преступной деятельности проверяемых;

Материалов ревизий хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, рекламаций на поставки сырья и готовой продукции; других документов, касающихся производства, приобретения, хранения, уничтожения, отпуска и расходования наркотиков;

Структуры и порядка осуществления охраны предприятий, учреждений, организаций и иных объектов, осуществления пропускного режима на них;

Порядка подбора и расстановки кадров, имеющих непосредственное отношение к операциям с наркотиками.

Сотрудники подразделений правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий на объектах производства и хранения наркотиков должны быть нацелены на выявление:

Наркоманов, потребителей наркотиков См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006., лиц, ранее судимых за хищения государственной собственности и преступления, связанные с наркотическими средствами, среди материально ответственных и иных лиц, имеющих доступ к наркотикам;

Рецептов, выписываемых на вымышленных больных и лиц, которым не предписано медицинское потребление наркотических средств;

Случаев замены наркотиков в ампулах и иных емкостях другими средствами;

Фактов присвоения наркотиков за счет их фиктивного списания на научные исследования или лечение онкологических или других категорий больных;

Подложных документов на уничтожение наркотикосодержащих медикаментов с просроченными сроками хранения и фактов присвоения таких лекарств;

Оперативной и иной информации о появлении в незаконном обороте на обслуживаемой территории партии наркотических средств и принятие мер к установлению их количества, объемов, периодичности появления, особенностей маркировки, расфасовки, упаковки.

Таким образом, правильная организация оперативной работы на указанных объектах в целях проведения профилактических и оперативно-розыскных мероприятий не может быть обеспечена без тщательного изучения особенностей их производственной деятельности, знания контингента работающих, которым доверены операции с наркотическими средствами, состояния сохранности государственной собственности на том или ином предприятии.

Кроме вышеперечисленных предприятий, занимающихся производством, хранением, распределением и использованием наркотических средств, подразделения правоохранительных органов осуществляют оперативное обслуживание и других объектов и территорий, к которым относятся:

Акционерные общества, агропромышленные комплексы, занимающиеся культивированием конопли;

Населенные пункты, где неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию культур;

Населенные пункты, расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли;

Районы, прилегающие к транспортным коммуникациям, расположенным вблизи от мест культивирования либо дикого произрастания наркотикосодержащих растений;

Предприятия по переработке См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006., хранению, производству наркотикосодержащего сырья.

Их оперативное обслуживание имеет своей задачей выявление фактов незаконных посевов мака и конопли, установление лиц, прибывающих в данную местность с целью хищений наркотикосодержащих растений с засеянных плантаций либо заготовки дикорастущей конопли для дальнейшего кустарного изготовления наркотиков, скупщиков сырья и кустарно изготовленных наркотиков.

Оперативное обслуживание территорий и объектов обеспечивается совокупностью следующих организационных мер:

Изучение, анализ, оценка оперативной обстановки на закрепленной территории или ее отдельных частях;

Определение режимов оперативного обслуживания конкретных объектов и территорий;

Организация системы сбора информации, представляющей оперативный интерес;

Планирование оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с наркотиками.

Комплексный анализ и оценка сложившейся обстановки позволяет оперативным работникам правоохранительных органов принимать адекватные решения для осуществления взаимодействия между различными службами и подразделениями.

Оперативное обслуживание объектов и территорий невозможно без планирования и осуществления целого комплекса негласных мероприятий, основу которого составляет работа по подбору и расстановке негласного аппарата.

Положительных результатов в борьбе с наркобизнесом добиваются там, где умело организуют работу по подбору и расстановке негласных источников информации. Это способствует созданию стабильного негласного аппарата, могущего оказать эффективную помощь в борьбе с наркопреступностью.

Осуществление контроля, регулирования и управления промышленными объектами текстильного производства требует, в первую очередь, получения объективной исходной информации о состоянии и ходе технологических процессов, протекающих в объектах автоматизации. В процессе измерения разнообразных физических величин, необходимо определять количественное значение с помощью соответствующих технических устройств, называемых средствами получения измерительной информации (датчиками ). Эти устройства являются неотъемлемой частью практически любой системы промышленной автоматики.

При большом многообразии измеряемых технологических параметров трудно рассчитывать на успешную разработку датчиков без их систематизации и унификации. Проведенные в 70-х годах ХХ века Институтом проблем управления исследования по оценке размеров области такой информации позволило создать кадастр величин и параметров, подлежащих измерению.

Кадастр – систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующими объектами. Он объединяет физические величины, которые определяют состояние технологических объектов управления различных отраслей. К ним относятся величины пространства и времени, механические, электрические и магнитные, акустические, световые, а также относительные. Кадастр определяет перспективы развития номенклатуры средств измерений – датчиков технологических процессов.

На рис. 2.1 представлена структура кадастра измеряемых величин. Главным образом это величины, используемые для контроля и автоматизации промышленных объектов. Приведенные классификация и перечень измеряемых и регулируемых величин ГСП в достаточной мере условны: они отражают главным образом существующую традицию, но, с другой стороны, ограничивают область распространения, определяют номенклатуру всех ТСА, входящих в ее состав, и служат для того, чтобы очертить круг объектов контроля и управления, охватываемых в настоящее время ГСП.

Основные понятия в метрологии

Метрологией называется наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Она служит теоретической основой измерительной техники.

Измерением называют нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Для решения задач автоматического контроля и регулирования технологических параметров текстильного производства существенным является достоверность значения измеряемой величины контролируемого параметра. Таким образом, для измерения характерно, прежде всего, получение количественной информации об измеряемой величине, или так называемой измерительной информации .



Отличительной чертой измерения является то, что этот процесс обязательно предусматривает тот или иной простой или сложный физический эксперимент. В ряде случаев количественная информация об измеряемой величине не может быть получена только путем теоретических расчетов. Если даже значения отдельных величин получают расчетным путем, то используемые в этих случаях расчетные формулы обязательно должны содержать значение других величин, определяемое экспериментально.

Для проведения измерения необходимы, естественно, средства измерения, с помощью которых осуществляется измерительный процесс, а также способ или метод измерения, характеризуемый физическим явлением, которое используется при измерении в зависимости от применяемых средств измерений.

Таким образом, в понятие «измерение» входят следующие основные элементы: условие измерения, единицы физических величин, средства измерения, методы измерения, наблюдатель или какие-либо технические устройства восприятия и использования значения измеряемой величины, результат измерения.

Измеряемые величины . При рассмотрении этого вопроса остановимся только на измерении детерминированных величин, не затрагивая измерение статистических характеристик случайных процессов.

Различают непрерывные по значению величины и дискретные. Первые характеризуются тем, что в заданном диапазоне измерения могут иметь бесконечное число значений. Дискретная же по значению величина в заданном диапазоне измерения имеет ограниченное число значений (уровней), причем любое последующее значение отличается от предыдущего на одно и то же значение.



В измерительной технике применяют также термин «аналоговая величина», т. е. величина, представляющая собой подобие другой величины, или, иначе, отображающая другую величину. Если первая (основная) величина изменяется непрерывно, то и аналоговая величина также будет изменяться непрерывно. По этому признаку приборы с перемещающимся по шкале указателем получили название аналоговых, а приборы, которые выдают измерительную информацию в дискретной форме в виде чисел, – цифровых.

Условия измерения . При измерении необходимо учитывать взаимное воздействие среды и средств измерения, с помощью которых получают измерительную информацию. Введение средств измерений в среду не должно изменять ее свойств, в противном случае будет получена ложная или искаженная в той или иной степени информация. Вместе с тем следует подчеркнуть, что взаимодействие среды и средств измерений необходимо, так как только благодаря этому и происходят передача и прием измерительной информации прибором. Влияние условий измерения должно учитываться при выборе метода и обработке результатов измерений.

Единицы физических величин . В измерениях важнейшая роль принадлежит единицам физических величин, имеющим такие размеры, которым по определению присвоено числовое значение «1». Для сравнения и однозначного интерпретирования результатов измерений в законодательном порядке установлена система единиц. Основные единицы воспроизводятся в виде эталонов, т. е. таких средств измерений, которые позволяют с наибольшей достигнутой точностью передавать воспроизводимый размер единицы другим средствам измерений, используемым в широкой практике.

Средства и методы измерений . Технические средства, используемые при измерениях и имеющие нормированные метрологические свойства, называются средствами измерений. Средства измерений служат базой измерительной техники.

Методы проведения измерений зависят от приемов получения измерительной информации и закономерностей, положенных в основу измерений, а также от многих других факторов: рода измеряемой величины, ее значения, условий измерения, требуемой точности и т. д. Фактически метод измерения определяется принципом сравнения измеряемой величины с единицей и физическими закономерностями, положенными в основу измерения.

Результат измерения . Любое средство измерения по ряду причин не может дать абсолютно точного значения измеряемой величины. Поэтому истинное значение величины приходится рассматривать лишь как значение, идеально отображающее в качественном и количественном отношении соответствующее свойство данного физического объекта. Для практического же использования принимается значение величины, определенное экспериментально с помощью средств измерения в такой мере, что для конкретной цели оно может быть принято вместо истинного значения. Таким образом, одной из кардинальных задач при измерениях является оценка погрешностей измерения.

Задача. Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятки песок. Место складирования -- село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора.

Кировский городской комитет по охране природы предписал ССК изменить технологию доставки песка и отказал в согласовании выделения земельного участка для складирования песка. Администрация Нововятского района отказала ССК в отводе земли для указанной цели.

  • -- на каких юридических основаниях осуществляется хозяйственная деятельность в селе Красном;
  • -- что делает ССК для охраны окружающей природной среды;

Руководство ССК в течение года на эти и повторные аналогичные запросы Общества и гражданина С. не ответило, в связи с чем они подали исковые заявления (раздельно) в суд по месту нахождения ответчика о защите права на получение экологической информации.

В принятии исковых заявлений судом было отказано.

Бывший заместитель председателя Общества гражданин К. (к тому времени в Обществе не работающий) также запросил информацию у ССК и, не получив ответа, предъявил ССК иск о предоставлении информации, ссылаясь на ст. 24 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

Какие права граждан и общественного объединения нарушены?

Имеются ли юридические основания для защиты нарушенных прав в судебном порядке?

В какой форме должна производиться защита права на информацию: в форме производства по жалобе на действия должностных лиц или в форме искового производства?

Какие шаги Вы посоветовали бы предпринять гражданам, их объединениям в данной или аналогичной ситуации для наиболее эффективной защиты их экологических прав?

Решите дело.

Решение

Ст. 42 КРФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того, для защиты нарушенных прав в судебном порядке имеется следующие основания:

Статьей 3) предусмотрен основной принцип «соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством»

Статья 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ ). Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Статья 24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) .

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли - продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

  • 2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей .
  • 3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Следовательно, лучше всего и законодательно весомее защищать право граждан на информацию в форме искового производства.

Для наиболее эффективной защиты их экологических прав следует обратиться с жалобой или с заявлением о привлечении виновных лиц к административной ответственности в вышестоящие инстанции прокуратуры и суда.

экологический право информация среда

Литература

  • 1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 1999. 688 с.
  • 2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юристъ, 1996. 624 с.
  • 3. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 448 с.
  • 4. Экологическое право России: Учебник / под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М.: ИМПЭ, 1997. 478 с.
  • 5. Комментарий к Закону РСФСР “Об охране окружающей природной среды” / отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 382 с.
  • 6. Маковик Р.С. Экологическое право. Определения, схемы, комментарии. М.: Манускрипт, 1996. 88 с.

Основные резервы развития производства, их классификация

Переход экономики на рыночные отношения делает объективно необходимым изыскание на предприятиях внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства.

Под внутрипроизводственными резервами понимают возможности улучшения использования ресурсов предприятия (материально-технических, энергетических, финансовых, рабочей силы) в результате совершенствования техники, технологии, организации труда, производства и управления.

По методам реализации различают технические и организационные резервы. Технические связаны с повышением технологичности, снижением материалоемкости и трудоемкости готового продукта за счет технических усовершенствований. Организационные связаны с совершенствованием структуры управления, применением более прогрессивных форм организации труда и производства. Организационные резервы тесно связаны с научно-техническим и социальным развитием предприятия.

По времени мобилизации внутрипроизводственные резервы классифицируются на текущие и перспективные. К текущим относятся такие резервы, которые не требуют значительных капиталовложений и могут быть использованы в ближайшем плановом периоде, к перспективным - которые требуют больших капиталовложений и могут быть использованы в перспективе.

В зависимости от характера ресурсов , использование которых намечается улучшить, различают резервы:

1. использования орудий и средств труда (возможности более полной загрузки оборудования, сокращения времени его пребывания в ремонте, рационального использования инструмента и т. д.);

2. экономии предметов труда (возможности безотходного и комплексного использования сырья и материалов, их рационального выбора, использования отходов, усиления режима экономии, пересмотра нормативов и т.д.);

3. экономии рабочего времени (возможности более полной разгрузки работников, сокращения потерь и непроизводительных затрат рабочего времени, изменение структуры кадров и т.д.);

4. готового продукта (возможности улучшения свойств, повышение долговечности и надежности изделий, снижение брака, использование требований международных стандартов и т.д.);

5. общепроизводственные: связанные с организацией производственного процесса (сокращение длительности производственного цикла, размеров незавершенного производства, запасов), а также неиспользованные возможности сокращения сроков технической подготовки производства и освоения новых видов продукции.

Выявление организационных резервов должно:

1. обеспечить пересмотр и уточнение норм, на базе которых производятся расчеты основных показателей работы предприятия;

2. дать качественную и количественную характеристику выявленных резервов;

3. выявить организационные нововведения и разработать организационно-технические мероприятия, направленные на использование выявленных резервов.

Результаты анализа организационных резервов должны давать наиболее полную и системную ориентацию всех звеньев производства на максимизацию конечных результатов деятельности предприятия.

Анализ организационного состояния системы прежде всего состоит в оценке того, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам и условиям ее функционирования.

Системный анализ представляет собой совокупность приемов и методов исследования некоторого объекта как определенной системы, имеющей как внутренние, так и внешние многообразные связи с другими окружающими объектами.

В ходе анализа следует получить ответы на такие вопросы: где «узкое» место? есть ли резервы? Ответы на них можно получить на основе анализа технико-экономических показателей деятельности предприятия (цеха, участка, бригад), графика ритмичности производства, балансов рабочего времени, данных о текучести кадров и т. д.

Далее проводится исследование или дальнейшее изучение системы по заданным направлениям. Этот процесс состоит в последовательной оценке отдельных элементов, свойств и связей системы с позиции того, как они влияют на результат процесса. Приемы такой оценки могут быть различными для разного рода задач. Например, используя приемы функционально-стоимостного анализа, элемент системы или связь можно оценить по следующим вопросам:

Для чего он (она)? (Их функции в системном процессе.)

Велики ли затраты па него (на нее)?

Нельзя ли эту функцию выполнить с меньшими затратами, используя другой элемент или другую связь?

Нельзя ли вообще обойтись без выполнения этой функции без ущерба для системного процесса? (Обходной маневр).

Обеспечивает ли данный набор входящих в систему элементов и связей между ними достаточную полноту и законченность?

В практике решения организационных задач наиболее распространен нормативный подход, когда оценка отдельных объектов, свойств (параметров) и связей системы ведется на основе сравнения их с установленными нормативами, типовыми решениями, этапами. При этом успех решения зависит от прогрессивности и научно-технического уровня нормативов.

Вслед за анализом системы наступает процесс проектирования более эффективного варианта ее организации. Он выражается в исключении, замене или дополнении отдельных элементов и связей в системе, что могло бы обеспечить желаемый выход.

Найти оптимальный вариант, обеспечивающий максимальное значение критерия эффективности при минимально возможных затратах, еще не значит решить проблему. Для принятия реально осуществимого решения необходимо изучить информацию о ресурсах, необходимых для его реализации.

Анализ ресурсов может привести к выводу о невыполнимости данного варианта решения имеющимися средствами, людскими ресурсами и в заданный срок. В этом случае в принимаемый вариант вносятся различного рода коррективы, которые могут привести к некоторому снижению критерия эффективности, хотя делают решение реально осуществимым.



Касса