Логистика и управление цепями поставок где учиться. Среди проблем логистики в России стоит выделить. Особенности и ключевые проблемы логистики в России

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок. В чем проявляется специфика в фармацевтическом бизнесе?

Ответ :

Вопрос весьма актуален при современном развитии экономики в целом, фармацевтическом бизнесе в частности.

В принципе до сих пор не существует единого определения как для термина логистика, так и для термина Управления Цепями Поставок. Особенно в Российских источниках. Хотя и на западе на этот счет существуют различные точки зрения, которые представлены несколькими «школами». Попробуем разобраться, в чем же разница и насколько эти направления интересны для аптечного бизнеса, как конечного продавца.

Итак, о том, что такое логистика, мы говорили несколько номеров назад. И все же общие тезисы повторим.

Основных задач у логистики две:

  • Управлять/контролировать/минимизировать издержки;
  • Обеспечивать определенный уровень сервиса (обслуживания) внутренних и/или внешних потребителей. Для аптечной сети – это уровень возможного (допускаемого) дефицита и скорость (сроки) доставки.

Одно из распространенных определений логистики звучит следующим образом:

Логистика – это направление деятельности компании, заключающейся в управлении материальными и сопутствующими им потоками (денежными, информационными).

Основные виды деятельности для логистики, это:

управление закупками,

— управление складом (при его наличии),

управление транспортом,

— управление ВЭД (при ее наличии),

— управление распределением запасов.

Достичь наилучших результатов в логистике можно, если участники объединены в один департамент. Иначе оптимизация будет проводиться локально в каждом подразделении, что неизбежно приведет к двум результатам:

  1. не будет достигнута оптимизация издержек в рамках компании,
  2. возникнут межфункциональные конфликты по причине наличия локальных задач.

А вот Управление Цепями Поставок (УЦП) (Supply Chain Management, SCM) – это уже более сложная категория. В отличии от логистики, УЦП заключается в выполнении тех же задач, но в рамках цепи. То есть оптимизация происходит не в рамках компании, а при работе с контрагентами.

Цель управления цепочками поставок

Добиться максимальной конкурентоспособности и рентабельности компании, а также всей сетевой структуры цепочек поставок, включая конечного потребителя.

В связи с этим интеграция и реинжиниринг процессов цепочек поставок должны быть направлены на повышение общей эффективности и производительности участников цепочек поставок.

УЦП довольно новое направление в менеджменте. Зарождение его можно отнести ко второй половине 80-х годов прошлого века. Массовое распространение как стратегическое направление на западе УЦП получило гораздо позже. В России пока наблюдается больше локальное решение задач. Но как показывает опыт компаний, давно занимающихся данным направлением, они оказываются лучшими в своем классе.

Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:

  1. Управление взаимоотношениями с потребителями;
  2. Обслуживание потребителей;
  3. Управление спросом;
  4. Управление выполнением заказов;
  5. Поддержка производственных процессов;
  6. Управление снабжением;
  7. Управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;
  8. Управление возвратными материальными потоками

Отличие УЦП и логистики и их возможности можно описать следующим образом:

Логистика отвечает за физическую реализацию управления материальными потоками. Эффективность или неэффективность логистики может определять около 10% успеха бизнеса.

УЦП отвечает за балансирование потребностей и поставок по всей цепи создания ценности для потребителя. Эффективность или неэффективность УЦП может определять около 30% успеха бизнеса.

Достичь серьезных результатов в УЦП можно лишь применяя современнее информационные технологии и передовые подходы в рамках интеграции и координации действий участников цепей поставок.

Как иллюстрация отличий логистики от УЦП поставок, можно привести следующий пример из практики одного из фармацевтических дистрибьюторов.
Поставщик предлагает дистрибьютору закупить партию товара со следующими условиями. Если дистрибьютор закупит партию, покрывающую три месяца продаж своим клиентам, то дистрибьютор получит кроме скидки, еще и бонус от поставщика.
Если эту задачу рассматривать с точки зрения логистики у поставщика и дистрибьютора, то схема должна быть такой.
Дистрибьютор рассматривает предложения поставщика с точки зрения экономической эффективности. Сопоставляя при этом экономию на закупочной цене и бонус со всеми логистическими затратами (транспортными, складскими, стоимость замороженных денег), возможности склада, сроки годности и т.д.
Логистика поставщика в свою очередь должна обеспечить далее эту поставку. То есть должны быть запасы на необходимом уровне, должны быть в порядке сопроводительные документы, склад должен своевременно отгрузить данную поставку. То есть поставщик обязан обеспечить логистический сервис на соответствующем уровне.

Как бы выглядела эта же ситуация, только с точки зрения УЦП?

Такое предложение со стороны поставщика может (и чаще всего так и бывает) привести к существенному росту издержек в цепи поставок, что в конечном итоге сказывается на цене товара. С другой стороны может возникнуть на некоторое время дефицит товара. За счет чего это произойдет?!
Если клиенту предлагать партию на три месяца покрытия спроса, то клиент и в дальнейшем будет делать заказы редко, но крупными партиями. У поставщика в связи с этим вырастит нестабильность спроса на данный продукт. А чем не стабильнее спрос, тем сложнее его спрогнозировать/спланировать на следующий период. Чем хуже прогноз, тем сложнее адекватнее спланировать запасы как готовой продукции, так и сырья. Соответственно, логистика и/или производство поставщика пострадают. Логистика вынуждена будет раздувать запасы, а производство часто ломать план производства под вновь возникшие срочные заказы.
У дистрибьютора, как результат такого подхода периодически будет перебои с поставками, а в аптеках «внутригородской» дефицит.
И в целом – рост затрат и потери продаж. Конечно, результат может на первый взгляд выглядеть несколько пугающим.

Поэтому, предлагают в ряде следующих публикаций эти проблемы рассмотреть более детально и на цифрах. А также рассмотреть, как эти проблемы решаются в рамках УЦП лидеры рынка и не только.

Логистические процессы ресурсного обеспечения деятельности предприятия оказывают существенное влияние на его экономику, учитывая технологию выполнения заказа и формирования величины затрат. При этом в сфере обеспечения возникают типичные проблемы, решить которые нужно в любом производстве, а именно:

Сделать или купить? - Установить, какие компоненты (составные части) конечного изделия будут изготавливаться на собственных мощностях, а какие станут предметом закупки;

Сколько купить и сколько сделать? - Формирование ответа на этот вопрос требует организации процедур прогнозирования потребностей рынка, планирование потребностей материалов, становление возможностей изготовления собственными мощностями и величины влияния внутренних и внешних факторов;

Где купить? - Ответ на этот вопрос требует установки источников закупки и поставщикам;

Когда купить? - Ответ на этот вопрос может быть результатом осуществления соответствующей политики закупки, сложившейся в условиях реализации оптимальной для действующих условий системы управления запасами.

Информационной базой успешного решения названных проблем является интеграция следующих данных:

Параметров стратегического развития предприятия;

Рыночных прогнозов, производственной программы и плана реализации изделий и их составных частей;

Технико-технологической документации, норм расхода материалов, сырья, составных частей изделия, перечень типовых и специальных частей изделия и тому подобное;

Каталогов материалов, имеющихся на рынке, ценников (прайс-листов) на них, информационных справочников, рекламных проспектов, информации с выставок, ярмарок и т.д.;

Перечень поставщиков (название, адрес, контактные телефоны) с информацией о них по ценам, условиям выполнения заказа, качества изделий и тому подобное;

Доступных транспортно-складских технологий поставки: стоимостной, временной информации, потенциала и др.

Принимая во внимание обоснованную дефиницию логистики снабжения как деятельность по управлению и физического обеспечения необходимыми материалами фазы производства вплоть до первого рабочего места в соответствии с принятой логистической концепции и целями логистики, должны признать, что на эффективность логистических решений в сфере поставок существенно влияют "позафазови" факторы. Доказательством этому является приобретенный опыт стратегического управления. По крайней мере можно выделить две важные проблемы, которые невозможно прорангуваты, поскольку они связаны на одном уровне, а именно:

Стратегия по уровню специализации производства;

Стратегия относительно отношений с поставщиками.

Итак, логистические решения, касающиеся выбора оптимального уровня специализации и оптимальных связей с поставщиком, относятся к стратегических решений. К стратегических решений в логистике снабжения следует также отнести выбор количества и иерархию источников и в определенной степени содержание транспортно-складских технологий по выбору видов транспорта и мест промежуточного и конечного складирования снабженческих материалов и частей, содержание моделей управления запасами в снабжении и т.

Принятие стратегического логистического решения относительно оптимального уровня специализации производства (глубины изготовления) лежит в плоскости классического задачи МОВ (англ. Make or Buy - "сделать или купить"). Графически сущность этой задачи может быть интерпретирована так, как показано на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Графическая интерпретация задачи МОВ ("сделать или купить")

В упрощенном варианте рисунок иллюстрирует прямую зависимость расходов закупки от количества (величины) закупки материалов при отсутствии составляющей постоянных расходов, прямую зависимость издержек производства с учетом составляющей постоянных расходов В n но их уравновешивания в точке пересечения А, что соответствует критическому («безразличном») уровню количества закупленных / производимых материалов за соответствующий период времени М кр: при годовой потребности в материалах (частях), превышающая это значение, целесообразным является организация собственного производства составных частей, а при необходимости, не будет превышать этого значения, выгодной выглядит их закупка у стороннего продуцента.

В то же время получения первой оценки по затратам в каждом отдельном случае не всегда может означать конечные решения. Часто требуется применение критериев, как показано в ниже представленном алгоритме (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Процедура принятия решения об использовании внешних источнику цепи предложения

Источник: Якимишин

Уже с этого гипотетического примера видно, насколько важной в стратегическом измерении является надежность прогнозных оценок потребностей на материалы и части. Однако не менее важными в оптимизации специализации производства являются внутренние и внешние факторы. Первые из них наглядно имеющийся производственный потенциал, мощности, уровень компетенции, квалификации кадров. Вторые - перспективы взаимоотношений с вероятными поставщиками - стратегическими партнерами или обычными продуцентами / посредниками.

В частности, о сложности и слабоструктурованисть принятия решений по закупке материалов, составляющих изделия можно сделать вывод, взяв за основу представленную семантическую модель (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Семантическая модель разработки закупочной политики машиностроительного предприятия

Источник: Костюк

Последние 20 лет имеет место устойчивое рост доли закупленных частей, материалов, сырья в стоимости продажи. Во многих отраслях эта доля достигает 70 %.

Очевидно, что проблемы с поставками в этих условиях должны решаться на стратегическом уровне во взаимосвязи с другими функциональными стратегиями - маркетинговыми, производственными и финансовыми. В общем стратегия поставки может реализовываться двумя путями: конфронтационным, то есть ведением кон куренцийнои борьбы с поставщиком, либо кооперационным. Выбор конкурен- ции или кооперационной стратегии снабжения зависит прежде всего от генеральной стратегии конкуренции. Указанный подход в выборе стратегии Цесельская проиллюстрировал в следующих двух примерах :

1) "Phar-Mor" - крупная сеть дешевых магазинов, быстро развивается в США. Однажды клиент может купить товар, изготовленный одной фирмой, а на другой день ему предлагаются изделия другой фирмы. То, что здесь есть всегда, - это низкие цены. Фирма обращается к клиентам, которые склонны ехать ЗО минут, чтобы купить дешевый кусок мыла "Camay". Стратегия фирмы основывается на твердой, агрессивной политике закупок ("We push people to where they squeak" - "Мы толкаем людей туда, где они пищат»). Принципом является закупка больших партий, вымогательство крупных скидок, вплоть до исчерпания всех возможных уступок со стороны поставщика и постоянный поиск "оказий". Очевидно, что это конфронтационная стратегия в отношениях с поставщиками.

2) "Bumper Work" - малая (100 человек) фирма в Ден вилл и (штат Иллинойс), стала единственным поставщиком бамперов для "Toyota" в США (для фабрик, которые дополняют автомобили, произведенные в Японии, частями, изготовленными в Америке) . "Toyota" сделала много для того, чтобы поставщик изготавливал бамперы дешевле, лучше и быстрее. Техники и менеджеры из "Bumper Works" были приглашены в Японию, чтобы ознакомиться с системами производства "Toyota". Японский эксперт посещал Дэнвилль и помог в сокращении операции "выдавливание" деталей на прессе с 90 до 22 минут. Затем "Toyota" выслала двух консультантов для улучшения организации производственного пространства, подготовки персонала, мониторинга величины производства, повышения качества и контроля за запасами. В результате величина производства выросла на 60% за год, а количество рекламаций снизилось на 80%. Стоимость металлических отходов на один бампер снизилась с 1,28 до 0,73 доллара. Очевидно, что это кооперационная стратегия в отношениях с поставщиками.

Итак, в конфронтационной стратегии снабжения отсутствуют механизмы обмена и предоставления информации, кроме цены. Зато кооперационная стратегия снабжения, преследуя цель получения синергического эффекта, требует активных механизмов интеграции усилий, ресурсов, информации и реализуется в следующих формах:

Маркетинговый подход к поставке;

Совместная оперативная деятельность;

Концептуальных партнерстве.

Широкое понимание вариантов стратегий закупки может быть представлен в виде ниже приведенной матрицы (рис. 5.4).

Рис .

Источник: Костоюк

Следующим после решения стратегических и концептуальных задач является этап идентификации и принятия логистических решений, ограниченных только сферой снабжения. Обобщенные объекты логистического управления в поставках прослеживаются на схеме рис. 5.5.

Из этой схемы видно, что организация процесса снабжения охватывает три подпроцессы:

Процесс заказа - у кого, когда, сколько, как и тому подобное;

Процесс закупки и доставки - откуда, вид транспорта, транспортная технология, маршрут и т.д.;

Рис. 5.5. Схема процесса закупок

Источник:

Кроме структуризации процесса снабжения, представленная схема рассматривает как регулирующие факторы, такие элементы:

Организацию логистики - кто формирует заказ (отдел маркетинга, отдел снабжения, отдел логистики и т.п.);

Поставщиков - выбор поставщиков;

Посредников - выбор перевозчиков;

Складских единиц - выбор складской "вертикали";

Собственного склада - уровень складирования, политика запасов.

Изложенное определяет определенный перечень типичных объектов логистики снабжения, по которым целесообразно принимать соответствующие решения. К таким типовых решений можно отнести:

Планирование материальных потребностей;

реализацию материальных потребностей источниками, то есть выбор поставщиков;

Реализацию материальных потребностей в плоскости пространственно-временной трансформации, то есть выбор технологий перемещения материалов;

Регулирование параметров материального потока от источника поставки до первого рабочего места в сфере производства, то есть выбор системы управления запасами, условий их пополнения и тому подобное.

Общей предпосылкой для принятия этих типичных логистических решений является формирование полной достоверной информации о сырья, материалов, частей, полуфабрикатов как независимого от источника происхождения, так и зависимой от источника происхождения, транспортных технологий. Первым шагом в формировании такой базы данных является структурный анализ реальных (если предприятие существует) или проектируемых запасов ресурсов в поставках по ассортименту, количеству и стоимости в конечной продукции, предсказуемостью потребностей в них и тому подобное. Одним из основных способов получения такой информации является количественно-стоимостной анализ, по которому осуществляется классификация материалов. Это так называемый АВС-анализ.

Метод ABC-анализа является модификацией правила Парето (правила 80:20), сущность которого заключается в том, что всегда существует небольшая часть целого, которая оказывает решающее влияние на него. Классическими примерами правила 80:20 могут быть:

20% клиентов потребляют 80% проданных товаров;

20% учебных дисциплин является источником 80 % знаний студентов;

20% жителей города ответственные за 80 % преступлений;

20% составных частей готового изделия составляют 80% его стоимости;

20% позиций ассортимента создают 80 % прибыли от продажи и тому подобное.

Модифицированное правило Парето, АВС-анализ предусматривают разделение материалов не в две группы (20 % "причин", формирующие до 80% "последствий", а 80% "причин" - лишь 20% "последствий") - важная и маловажным, а на три: очень важную, существенную как промежуточную и маловажным. Подадим применения ABC-анализа классификации материалов.

В основе графического представления ABC-анализа ассортимента материалов (рис. 5.6) лежат следующие ограничения:

В группу А относятся те материалы, ассортиментная количество которых (до 20%) составляет примерно 80 % стоимости в структуре поставок;

В группу С входят те материалы, ассортиментная количество которых (около 50%) составляет лишь 5% стоимости в структуре поставок;

Группа В имеет промежуточное положение: ассортиментная количество составляет 30%, стоимость - всего 15%.

Ассортиментная группа А, характеризующаяся высокой долей стоимости закупки (потребление в производстве) по самой низкой количественной доли, требует исключительного внимания и реализации особых процедур планирования потребностей, заказ, управления запасами. Согласно группа С, а в определенных пределах и группа В, не требует реализации строгих подходов, характерных для группы А, и предоставляет некоторую свободу в планировании потребностей материалов, срочности выполнения заказа, выборе системы управления запасами.

Рис. 5.6. Графическая интерпретация АВС-анализа ассортимента материалов

Процедура разделения ассортимента поставки по количественно-стоимостным методом ABC-анализа такова:

Расчет стоимости (расходов потребления) каждой позиции запасов в ассортименте поставок;

Ранжирование ассортимента по критерию участия в стоимости затрат (запасов, оборота) в порядке ее уменьшения;

Расчет процентного содержания каждой позиции в скумульований стоимости затрат;

Создание скумульованои очередности материалов;

Исследование скумульованои очередности;

Разделение ассортимента поставки на ABC-группы согласно принятым критериям разделения.

Заметим, что ABC-анализ успешно используется в задачах оптимизации уровня специализации производства (см. Раздел 5.2), товарной политики (ассортиментной политики), политики продаж, запасов готовой продукции и тому подобное.

Планирование материальных потребностей промышленного предприятия принципиально состоит из двух частей:

Планирование основных (базовых) материалов, необходимых для изготовления конечной продукции;

Планирование потребностей в вспомогательных материалах, таких как оборудование, топливо, запасные части к машинам, эксплуатационные материалы.

Предметом наших исследований основные материалы, сырье, составные части, непосредственно формируют конечный продукт. В целом потребности в таких материалах могут быть:

Независимые, возникающего из внешнего спроса, например, продажа заменяемых частей;

Зависящие как внутренние потребности на сырье, материалы, части для производства конечной продукции.

В основе планирования потребностей материалов лежит прогноз реализации конечных изделий, который может быть осуществлен различными методами: классифицированными, например, как нормативными, факторный и параметрическими, или как детер-. минированные, стохастическими и эвристическими. Технология формирования прогноза реализации продукции является предметом дисциплин маркетингового цикла, поэтому здесь не рассматриваются. Однако можно привести, например, краткосрочный прогноз спроса на пиво с использованием однофакторной модели Бровна, основанный на выравнивании прогнозных и фактических показателей. Расчет прогноза на ноябрь по такой модели выглядит так:

где - соответственно прогноз и фактический спрос на пиво в октябре текущего года;

α - коэффициент выравнивания.

Такая модель чрезвычайно проста в использовании и требует лишь фиксации предыдущего прогноза, хотя есть определенные трудности в установлении коэффициента выравнивания, который можно вычислить итеративными расчетам, принимая α = 0,1; 0,2; ...; 0,9 - величины погрешности (среднеквадратичного отклонения) для предыдущего периода (месяца).

Традиционно в системе планирования потребностей материалов прогнозированию подлежит только конечная продукция (в том числе и запасные части, полуфабрикаты), что направляется на рынок, а материальные потребности, которые возникают с их составляющих элементов, рассчитываются напрямую. Такой расчет основывается на конструкции изделия, необходимом периоде расчета, времени исполнения заказа на поставку материалов, уровне запасов материалов. Схематично это можно изобразить так: а - реальный пример, б - гипотетический пример (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Структуризация изделия для расчета потребностей материалов: а - материальная структура стола; б - конструктивная структура изделия А

На схеме прямоугольниками обозначены составные части различных уровней (Г, Д, И), состоящие из элементов низших уровней; кругами - простые элементы, являющиеся объектом закупки (б, в, е, ё, ж, з, к, л).

Целесообразность стандартизации и унификации планирования потребностей в материалах благодаря компьютеризации привела к появлению класса так называемых MRP-систем планирования материальных потребностей, построенных на двух элементах:

Плане производства готовой продукции;

Конструктивной структуре конечной продукции.

Схематично функционирования системы MRP показано на рис. 5.8.

Рис. 5.8. Планирование потребностей в материалах: система MRP

Система планирования материальных потребностей (англ. MRP - Material Requirement Planning ), ирунтуючись на структуре изделий, нормах расходов и спроса на эти изделия, рассчитывает (в случае так называемого зависимого спроса) в соответствии с созданным ранее плана производства потребность в сырье, материалах и составляющих элементах. Этот метод оперативный план производства переводит на "потребности нетто" в принятом временном распределении. В установленном единичном отрезке времени мы воспользуемся уравнением состояния запасов:

А + В - С = Х, (5.2)

где А - размер запасов на складе;

В - размер открытых (принятых, но пока не реализованных) заказов;

С - размер потребностей нетто;

X - диспетчерские запасы (для использования в будущем). Использование системы MRP требует:

Четко определенной идентификации всех позиций запасов;

Доступа к данным о состоянии и уровне каждой позиции запасов;

Тщательно обработанной информации о составляющих изделий;

Знание циклов всех позиций запасов;

Принятие и выдачу каждой позиции через складское хозяйство;

Независимости процессов производства элементов, производимых на предприятии.

Основой для функционирования системы MRP является план производства конечных изделий и их конструкционного упорядочения в отдельные модули, подмодули, их элементарные части. Главный план производства составляется на основе переданных клиентами заказов и определенных ими сроков поставки, а также доступных прогнозов продаж. Материальное конструктивное упорядочения изделия - это разделение конечного изделия на отдельные его составляющие, детали. их снова разделяют на составные части, необходимые для их изготовления. Таким образом возникает многоуровневая картина структуры изделия. Примером такой структуры может быть обычный стол, производящей фабрика (рис. 5.4, а).

Система MRP требует разделения времени на короткие (обычно - в неделю) отрезки и ясного определения материальных потребностей отдельными этапами производства (на отдельных уровнях детализации изделия), заключающийся в постоянном сопоставлении (в рамках установленных временных границ и на отдельных уровнях детализации изделия) потребностей на эту составляющую часть (сырье) с планом производства, а также с актуальными запасами и поставками "в пути". На этой основе можно точно определить, когда поступит заказ на определенную сырье и составные части для производства. Кроме того, зная реализации, можно определить при заказе этих материалов. Обобщенную процедуру планирования материальных потребностей можно представить в следующей последовательности:

1. На основе плана производства определить потребности брутто на конечное изделие (уровень 0).

2. Чтобы получить потребности нетто на конечное изделие, надо отнять от потребности брутто количество конечных изделий, имеющихся в запасе. Установить срок начала процесса производства так, чтобы вовремя обеспечить клиенту потребность нетто.

3. Если существуют уровне развертки изделия, то воспользуемся схемой развертки изделия по материалам, из которых он состоит. На основании потребности нетто, которая была на первом уровне, рассчитывают потребность брутто на элементы, необходимые на этом уровне.

Если нет следующих уровней, перейти к пункту 5.

4. Для каждого из составляющих элементов по очереди:

б) определить момент передачи заказа на основании времени реализации поставки этого элемента, а также других важных условий. Вернуться в пункт 3.

5. Если уже нет следующих уровней развертки изделия, завершить создание плана материальных потребностей.

MRP позволяет значительно ограничить запасы. Этот метод требует использования развитого и мощного компьютерного и программного обеспечения.

Разновидностью системы MRP высшей степени технологического развития считают систему планирования производственных ресурсов, которая определяется как MRP II (англ. Manufacturing Resources Planning), что использует те же операционные правила, однако охватывает более широкий спектр решаемых вопросов. Она учитывает использование производственных мощностей и технического оснащения производства при одновременном интегрирования всех операций с финансовым планированием. Это очень сложная система, которая требует для своей эффективной действия большой информационной основы в виде хорошо организованных и тщательно заполненных баз данных.

Система MRP II обладает следующими свойствами:

Финансовые данные (счета) поступают точно от торговых сделок. Финансовые счета является расширением производственных счетов;

Допускается возможность моделирования ситуации таким образом, чтобы можно было виртуально проверить с помощью соответствующих методов принятые решения;

Предприятие рассматривается как единая система, интегрирующая все важнейшие в процессах планирования и контроля элементы: продажа, производство, запасы, планирование, финансовые потоки.

Технологии системы MRP II настолько универсальны и стандартные, что сегодня предприятия используют их независимо от:

Их величины (доступность сравнительно дешевого оборудования и его программного обеспечения обусловила возможность их использования даже на производствах со штатом лишь в несколько человек);

Сложности производства;

Вида производственного процесса;

Вида производства (дискретное, аппаратурное, смешанное).

Внедрение MRP II заключается не только во внедрении на предприятии информационной системы. Оно заключается прежде всего в замене на предприятии неформальной системы управления производством системой формальной (то есть системой, основанной на едином планировании производства) .

Именно благодаря такой интеграции средств в системе MRP II одновременно достигается интеграция функциональных стратегий, в частности логистической, финансовой, производственной и маркетинговой. Итак, благодаря планированию средств производства становится возможным принимать оптимальные решения по плану закупки, то есть когда закупить и в каком количестве.

Однако в процессе реализации маркетинговых потребностей во внимание должны приниматься существенные факторы маркетинговой среды. В частности, политика формирования материальных закупок может рассматриваться как инструмент маркетинга (рис. 5.10).

Следующим решением, необходимым для ответа на вопрос "где купить?", Является выбор источника поставки, то есть поставщика. Логистическая концепция выбора поставщика предполагает обоснованное использование системы многокритериальной оценки вероятного поставщика. Использование инструментов такой оценки лежит в плоскости с координатами "уровень информации" - "уровень достоверности", то есть точнее оценки сложнее, требует больше актуальной информации, а, следовательно, более дорогой, и наоборот. В раздел и 5.3 рассматриваться отдельные типичные техники выбора поставщика.

В то же время надо иметь в виду, что характер отношений с поставщиками может быть вполне отличным и созвучным с выбранной стратегией закупки (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Матрица вариантов отношений с поставщиком

На слуху у многих из нас слово «логистика» - что это такое, четко понимают не все. Термин этот действительно многозначный и означает в глобальном плане науку о правильной рациональной транспортировке ресурсов, а в практическом смысле – инструмент такой организации.

Логистика - что это?

Логистика – это правильное грамотное управление информационными, материальными и людскими потоками, в узком смысле – минимизация затрат и оптимизация времени поставки материалов и людских ресурсов. Понятие включает методологию разработки оптимальных рациональных способов управления такими потоками. Работа торговых компаний, производственных предприятий невозможна, если на них отсутствует грамотная и эффективная логистика - что это такое, описывают три необходимых составляющих:

  1. Материальные потоки – материалы, сырье, комплектующие. Они должны быть своевременно закуплены и поставлены без задержек.
  2. Денежные потоки – поступление и распределение денежных средств, отслеживание движений этих средств, контроль работы финансового отдела.
  3. Информационные потоки – движение информации в компании, на предприятии. Работникам должна поступать информация о работе предприятия точно в срок.

Логист - что за профессия?

Логист – профессия, которая заключается в организации поставки конкретных товаров из пункта А в пункт В с минимальными растратами и временем доставки и учитывая интересы клиента, производителя, продавца, водителей. Кто такой логист? Простыми словами, это человек, который может доставить нужный товар вовремя и с минимальными временными затратами и усилиями. Только на первый взгляд эта работа проста, на деле же она требует следующих навыков и умений:

  • внимательность;
  • готовность к большой ответственности;
  • умение творчески мыслить;
  • готовность к постоянным разъездам и частым командировкам;
  • и терпение, любовь к людям.

Виды логистики

Основные понятия логистики – потоки: материальный и информационный. Их можно классифицировать различным образом:

  • материальная – направлена на управление товарами: материальными потоками;
  • информационная – управляет потоками информации, направлена на построение коммуникационных сетей;
  • финансовая – управление денежными потоками компании;
  • кадровая – движение людских потоков, прием и увольнение сотрудников, контроль за соблюдением трудового законодательства.

Возможна также классификация по сфере предпринимательства. Так, по функциональному признаку выделяются несколько основных видов рассматриваемой науки:

  • транспортная (выбор вида перевозки товара, определение маршрута движения);
  • грузовая (передвижение крупногабаритных товаров);
  • сбытовая (распределение товаров, развитие каналов дистрибуции);
  • закупочная (поиск и оценка поставщиков);
  • информационная (обмен данными с партнерами, оптимизация перемещения информации на предприятии между сотрудниками);
  • складская (организация выполнения складских операций, как-то погрузка, разгрузка и др.);
  • таможенная (движение импортно-экспортных товарных потоков).

Транспортная логистика

Раздел рассматриваемой науки, занимающийся вопросами организации доставки, называется транспортной. Основы транспортной логистики можно представить в виде шести главных правил:

  • выбор оптимального вида транспорта для транспортировки;
  • выбор способа перевозки;
  • выбор перевозчика, контракты с прочими логистическими партнерами;
  • построение маршрутов доставки;
  • унификация транспортно-складского процесса;
  • оптимизация параметров процесса товародвижения (уменьшение расходов, увеличение скорости перевозки).

Грузовая логистика

Частью транспортной является грузовая логистика; что это такое - это максимально эффективное использование потенциала грузоподъемности подвижного состава; организация регулярных поставок без складов, в чем проявляется главная цель логистики. Главное понятие здесь – грузовая единица, то есть некоторое количество продукции, которое рассматривается как неделимый товар. При погрузке, выгрузке, перемещении имеют дело с грузовыми единицами.

Закупочная логистика

Сущность логистики закупок заключается в обеспечении процесса движения сырья. В процессе обеспечения компании материальными ресурсами необходимо грамотно управлять материальными потоками: понимать, что, у кого, на каких условиях, сколько закупить. В процессе закупки необходимо решить следующие задачи:

  • определение потребности в ресурсах, расчет такой потребности, установление массы, параметров поставки;
  • исследование рынка закупок и выбор оптимального поставщика;
  • проведение переговоров и осуществление закупки;
  • контроль поставки.

Информационная логистика

Концепция логистики заключается в рационализации хозяйственной деятельности предприятия путем оптимизации постановочных процессов, однако работа любой компании невозможна без грамотного управления людскими ресурсами и передачи информации. Логист – это не только человек, который занимается поставкой и распределением товара, но и грамотный менеджер. В его обязанности входит своевременная передача сообщений, которые циркулируют в системе товародвижения, до участников логистического процесса и сотрудников предприятия.

Складская логистика

Складская логистика – управление складом, процедурой принятия материала на хранение, непосредственно такое хранение и выдача товара для последующей реализации. В числе задач такой подотрасли: грамотная организация складского хозяйства, размещения товаров, отданных на хранение. Процесс работы на складе можно разделить на три этапа:

  • обеспечение запасами товаров, учет таких запасов и их контроль;
  • переработка и накопление груза, оформление необходимых документов, внутрискладская транспортировка, хранение товаров;
  • комплектация заказов, доставка грузов потребителю, контроль правильного выполнения заказов потребителей, обслуживание клиентов и склада.

Таможенная логистика

Логистика управления товарного потока, идущего из-за рубежа и за рубеж, называется таможенной. Специалисты-таможенники решают ряд следующих задач:

  • оценка грузов;
  • оформление таможенной декларации;
  • проверка соответствия груза, решение возможных проблем;
  • перевозка товаров;
  • при необходимости – последующая сертификация;
  • контроль за соблюдением законодательства;
  • сопровождение товаров после прохождения таможни.

Функции логистики

Какие функции несет логистика, что это такое за фуункции - рассмотрим далее подробнее:

  1. Интегрирующая – формирование единой целостной системы товародвижения. Ни одна из стадий движения товара не должна рассматриваться в отдельности, они все – часть единого процесса товародвижения. Логист объединяет стадии закупки, производства, сбыта в единый неделимый процесс.
  2. Организующая – взаимодействие и согласование действий между участниками процесса товародвижения.
  3. Управляющая – обеспечение процесса товародвижения. Логистика и управление неделимы, все движение товара или услуги – это грамотный управленческий процесс.

Книги по логистике

Существует множество книг, описывающие основные понятия, механизмы и принципы логистики:

  1. «Управление запасами в цепях поставок» (2009 г.)/Стерлигова А.Н. – пожалуй, самая лучшая в России книга про управление в логистике.
  2. «Как организовать склад. Практические рекомендации профессионала» (2008 г.)/Таран С.А. - одно из лучших практических руководств, схематичное и детальное.
  3. «Эффективное управление запасами» (2008 г.)/Шрайбфедер Дж. – увлекательно написанная книга, с множеством примеров и интересными советами по прогнозированию.
  4. «Искусство управления складом. Как уменьшить издержки и повысить эффективность» (2007 г.)/Эмметт С. полезное руководство по управлению запасами.
  5. «Логистика. Управление цепью поставок» (2003 г.)/Уотерс Д. – один из первых иностранных учебников.
  6. «Международные транспортные операции: Конспект лекций» (2008 г.)/Зимовец А.В. – учебное пособие по международному и таможенному праву.

Вы узнаете что такое логистика, зачем она нужна и какие виды логистики существуют, а также как выбрать компанию по оказанию услуг логистики начинающему бизнесмену

Добрый день, с вами Эдуард Стембольский. У меня за плечами несколько лет работы в качестве экономиста в крупных отечественных корпорациях. Логистика – сфера, с которой я знаком не понаслышке.

Грамотный подход к логистике позволит вам оптимизировать процесс управления оборотными средствами и запасами, снизить себестоимость конечной продукции, повысить способность реагировать на запросы, выдвигаемые рынком, и, в итоге, сделать ваш бизнес более эффективным.

Также в конце статьи я поделюсь 7-ю практическими советами по выбору логистической компании. Поэтому обязательно дочитайте данную статью до конца!

1. Что такое логистика простыми словами - даем определение

В наиболее универсальном формате логистика представляет собой процесс планирования и организации прохождения потока материальных ценностей, услуг и информации от мест их возникновения к местам их потребления с целью обеспечения работы предприятия.

Подобное всеобъемлющее определение требует некоторых уточнений.

Современная логистика с точки зрения структуры включает в себя два масштабных процесса:

  1. Формирование параметров взаимоотношений вашего бизнеса с поставщиками ресурсов и управление перемещением ресурсов в процессе создания продукции.
  2. Построение механизма поступления создаваемой вашим предприятием продукции к ее потребителям.

Логистический процесс многогранен.

На практике он содержит:

  • договоры с поставщиками;
  • политику управления запасами;
  • организацию перевозки грузов;
  • взаимодействие с таможенными органами;
  • анализ потребностей рынка;
  • особенности заключения договоров с покупателями и многое другое.

Отдельные этапы логистического процесса могут оптимизироваться по-разному в соответствии с принятой общей логистической моделью. Некоторые функции находятся на «пограничье» логистики и маркетинга. Однако их конечная цель одна – повышение эффективности бизнеса.

Именно сложность самого процесса транспортировки грузов обусловила то, что подобная деятельность выделилась в отдельное направление.

Поэтому в современном мире фирмы очень часто прибегают к услугам логистических компаний, а обучение логистике и управлению цепями поставок - особая сфера знания.

Исторически логистика появилась рано. Еще в период аграрного общества она тесно переплеталась с международной торговлей предметами роскоши (логистическая структура караванов Великого шелкового пути или торговых флотилий финикийцев была довольно сложна) и военным ремеслом (первые трактаты о военной логистике возникли еще до нашей эры).

Все изменилось с выходом промышленности на новый уровень современных экономических отношений и роль логистики увеличилась.

Теперь, что такое логистика знают на каждом предприятии.

Факт

Общие логистические затраты – крупная статья в структуре себестоимости промышленной продукции. Здесь логистика опережает расходы на заработную плату и уступает лишь материальным издержкам.

2. Особенности и ключевые проблемы логистики в России

Состояние логистики в России далеко не идеальное. К сожалению, такое положение наблюдалось и в прошлом. Известное изречение про то, что одна из двух главных отечественных бед – плохие дороги родилось не вчера.

Доля транспортных расходов в нашей стране в структуре ВВП достигает 20%, что существенно превышает среднемировые показатели (справедливости ради надо отметить: отчасти это обусловлено тем, что РФ является одним из крупнейших поставщиков нефти, а также существенными размерами нашей страны).

Среди проблем логистики в России стоит выделить:

  • неразвитость логистической инфраструктуры, что, по мнению экспертов, лимитирует рост российской экономики на уровне 3-4% в год (при прочих оптимальных условиях);
  • высокие затраты на услуги складов, хранение, разгрузку и погрузку;
  • нестабильность рынков и низкое качество планов по сбыту;
  • ограниченность численности поставщиков по ряду позиций;
  • непрозрачность большого перечня затрат;
  • низкое качество исполнения контрактов;
  • тяжелые климатические условия во многих регионах;
  • кадровый дефицит и неудачные модели управления логистикой.

Пример из практики

Мелкие нарушения контрактов на поставку в России практически невозможно оспорить в судебном порядке. В условиях отечественной правовой системы размер сумм к взысканию не оправдает затраченных усилий.

В случае проблемных ситуаций с предприятиями-естественными монополиями (РЖД, поставщики электроэнергии) тяжбы абсолютно бесперспективны.

В условиях кризиса большинство логистических систем начинают сжиматься. Это может привести к тому, что ряд отраслей отечественной экономики потеряют приемлемый уровень рентабельности.

Обратная сторона ситуации – открывающиеся возможности для логистических компаний. При грамотной организации подобного бизнеса есть возможность проникновения в рыночные ниши с чрезвычайно низким уровнем конкуренции.

3. Теоретические аспекты логистики: предмет, цели, задачи и логистические модели

Предмет логистики как науки – состояние ресурсов в некоторой системе (как -микро так и макроуровня) и управление их потоками.

Цель логистики – повышение экономической эффективности системы путем оптимизации логистического процесса.

Основные задачи, решаемые логистикой:

  • управление движением товаров,
  • контроль над потоками материальных ценностей, услуг и информации путем создания развитой системы,
  • анализ востребованности материалов и товаров, прогноз данных показателей.

Логистика исследует ряд объектов :

  1. Логистическая операция – действие по трансформации материального потока или потока услуг.
  2. Логистическая система – набор принципов планирования и реализации всей совокупности логистических операций. Современные логистические системы являются адаптивными и используют обратную связь со своим окружением. Выделяют логистические системы, функционирующие на основе прямых связей (потоки напрямую протянуты от производителей к потребителям) и эшелонированные (многоуровневые системы, в которые включен как минимум один посредник).
  3. Логистическая функция – набор действий, преследующих общую цель, соответствующую этапу логистического процесса. Среди логистических функций выделяют: транспортировку, складирование, закупку, формирование запасов.
  4. Материальный поток физическая продукция, проходящая логистическую процедуру. Материальный поток измеряется количественными показателями (объем, масса), представленными во времени.
  5. Логистические издержки – затраты на обеспечение процесса логистики. При ведении бухгалтерского учета могут частично включаться в себестоимость продукции, а частично являться расходами на сбыт.

На практике построение логистической системы предполагает поиск баланса «интересов производства» и «оптимизации ликвидности».

Система «работы с колес» (одна из крайних точек упомянутой выше дуальной модели) хороша с позиции активизации использования оборотного капитала. В таком случае отсутствуют средства, омертвленные в запасах сырья или готовой продукции, минимизированы складские расходы.

Обратная сторона – высокий риск простоев производства или нарушения условий контрактов, заключенных с контрагентами. Система становится крайне хрупкой.

Факт

Промышленные предприятия Российской Федерации вынуждены формировать запасы, превышающие аналогичный показатель в ЕС и США на 18%.

Сравнение с Японией демонстрирует, что объем запасов в этой стране ниже российского на 64%. Причина такой ситуации – низкое качество отечественной логистической системы.

Ниже я привожу сравнительную таблицу эффективности логистической системы в зависимости от объемов имеющихся запасов:

Показатель Большое объем запасов Малый объем запасов
1 Расходы на логистику Высокие (-) Низкие (+)
2 Эффективность использования оборотного капитала Низкая (-) Высокая (+)
3 Риск нарушения контрактных обязательств Низкий (+) Высокий (-)
4 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по объему Высокая (+) Низкая (-)
5 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по ассортименту Низкая (-) Высокая (+)
6 Сложность управления логистической системой Низкая (+) Высокая (-)

4. Основные виды логистики - ТОП-7 популярных видов

С целью упрощения механизма управления логистической системой логистический процесс разбивается на ряд составляющих. На базе этого выделяют отдельные виды логистики.

Вид 1. Производственная логистика

Материальный поток, проходя через предприятие, участвует в ряде производственных операций и трансформируется. Управление им на этой фазе осуществляется на базе производственной логистики. Ее цель – оптимизация затрат на этапе технологических процессов.

Производственная логистика решает ряд задач:

  • планирование производства на базе оценки потребностей покупателей;
  • формирование планов-графиков для отдельных производственных подразделений;
  • согласование планов-графиков с отделами снабжения и сбыта;
  • оперативное управление производством, контроль над выполнением заданий и их корректировка.

Вид 2. Закупочная логистика

Управление материальным потоком при организации обеспечения предприятия комплектующими, сырьем и материалами – это задача закупочной логистики (логистики снабжения). Фаза снабжения включает в себя: закупку, доставку, временное хранение ресурсов до их передачи в производство.

Важность закупочной логистики обусловлена двумя факторами :

  1. Некачественная организация данного процесса приводит к простоям производства. Закупки должны координироваться с производством по ассортименту, количеству, качеству, упаковке, графику поставок.
  2. На этапе снабжения формируется около 55% себестоимости , что обусловливает важность этого этапа.

Грамотная организация закупочной логистики – обязательное условие для высокой конкурентоспособности бизнеса. Этот процесс требует исследования рынка закупок. Иногда необходимо решать задачу «купить или произвести самим».

Вид 3. Логистика запасов

В ведении логистики запасов находится управление производственными запасами и товарными запасами. В рамках данного процесса вычисляется норма запасов на базе оценки ритмичности поставок, сезонных колебаний и рисков. Этот параметр должен обеспечить бесперебойное производство и реализацию продукции.

Вид 4. Транспортная логистика

Решает задачу доставки материальных ценностей в заданном объеме и в определенные сроки от точки предыдущей трансформации материального потока к точке последующей трансформации материального потока. При этом определяется оптимальный маршрут.

Вид 5. Информационная логистика

Информационная логистика – управление потоком данных, сопровождающих материальный поток. При этом выделяют внешние и внутренние по отношению к предприятию информационные потоки. Также отдельно организуются горизонтальные и вертикальные потоки.

Информационная логистика должна быть закреплена во внутреннем положении предприятия о документообороте (включая электронный). При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

Вид 6. Таможенная логистика

Таможенная логистика – процесс обеспечивающий прохождение материального потока между разными странами.

При этом приходится решать ряд задач:

  • оформление таможенной декларации и оценка груза;
  • проверка соответствия груза и декларации;
  • организация перевозки;
  • сертификация товаров при необходимости;
  • послетаможенное сопровождение материального потока;
  • контроль над соблюдением валютного законодательства.

Таможенная логистика требует учета ряда правовых нюансов, которые могут сильно влиять на возникающие обязательства перед бюджетом.

Вид 7. Складская логистика

Цель данного вида логистики – управление процедурой принятия материальных ценностей на склад их хранения и выдачи.

Также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.

5. Как правильно выбрать логистическую компанию - 7 золотых советов

Логистических компаний в России немало. Качество услуг не всегда высокое, но рынок не монополизирован, что почти всегда оставляет пространство для выбора.

Достаточно пользоваться небольшим перечнем приведенных ниже правил, чтоб сделать правильный выбор даже в малознакомом регионе.

7 золотых советов :

  1. Услугами транспортно-логистической компании стоит пользоваться почти всегда , кроме тех случаев, когда характер вашего бизнеса предполагает наличие большого автопарка. И даже в такой ситуации оцените вариант привлечения стороннего перевозчика. Дело в том, что в подобной ситуации играет роль «эффект масштаба». Тот, кто занят перевозками профессионально, делает это дешево. Логистическая компания экономит на оптовых закупках бензина, на ремонте (имеет скидки или своих мастеров).
  2. Если перевозчик не имеет собственного автопарка, то это – не перевозчик. Не имейте дело с такой компанией.
  3. Смотрите на то, какие гарантии готов предоставить потенциальный партнер. Прописаны ли в проекте контракта на доставку точное время поступления груза и транзитное время.
  4. Крайне желательно, чтобы перевозчик страховал свою ответственность за сохранность перевозимых материальных ценностей в сторонней страховой компании.
  5. Сравнивайте стоимость услуг и готовность перевозчика работать с «нестандартной» поставкой. При необходимости заключите дополнительный контракт, который гарантирует вам предоставление транспортного средства в случае возникновение экстренной потребности в перевозках (разумеется, что рассчитывать на «стандартные» тарифы в подобной ситуации не придется).
  6. Ознакомьтесь с отзывами о компании. «Мировая паутина» вам поможет.
  7. Обратите еще боле пристальное внимание на отзывы о компании, если вам предоставляются услуги таможенного брокера. Ошибки при декларировании могут иметь негативный «отложенный эффект».

6. Заключение

Итак, в этой статье я рассказал, что такое логистика и сформировали представление о многогранном логистическом процессе. Хотя само понятие, на первый взгляд относится только к распределению путей транспортировки товара, оно на самом деле более обширно.



Бизнес идеи