Презентация на тему батик. Презентация мастер-класс "холодный батик". Просмотр содержимого документа «Презентация. История возникновения техники "батик"»

Презентация "История возникновения "батика" составлена Кобзевой Алисой ученицей 8а класса МБОУ "СОШ №4" г. Скопина Рязанской области в качестве дополнительной работы для изучения темы "Ручная роспись тканей" по блоку "Художественные ремесла" в 7 классе по УМК Н.В.Синица В.Д.Симоненко "Технологии ведения дома" в 2018-2019 учебном году. Материал содержательный. При подаче материала используется анимация.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. История возникновения техники "батик"»

История возникновения техники «батик»

Работу выполнила ученица 8А класса: Кобзева Алиса


Что же такое «БАТИК»?

Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Вот пример росписи «батик».


История возникновения «батика», Индонезия

Мастера острова Ява достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство.

Более сложный вид росписи развился в Индонезии. Существует две версии появления батика в этой стране. По одной из них техника была завезена в 6-7 вв. из Индии. По другой - это местная культура. Вероятно, искусство батика зародилось из подражания индийской набойке, бывшей предметом экспорта на Яву и Суматру. Так или иначе, но именно индонезийские мастерицы, довели давно известную технику до совершенства. Примечательно, что батик издревле считался женским делом. Сначала узор наносился при помощи бамбуковой палочки и расплавленного воска. Позже палочку сменил изобретенный на Яве инструмент -- чантинг. Он позволял более тонко прорисовывать линии, точки, завитки. Ткань погружалась в красильный чан до 10 раз, позволяя получить богатые оттенки цвета.


История возникновения «батика», Китай

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное посила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной.


Так где же узоры «батика» были лучше в Китае или в Индонезии?

Индонезия


История возникновения «батика», Индия

Появление индийского батика датируется примерно V веком до н.э. Одним из первых мастеров в этой стране стал Прахлада. Считается, что именно он внес в индийский батик такие отличительные черты, как богатая цветовая гамма, лаконичность, удивительная яркость и легкость.


История возникновения «батика», Япония

В Японии в 8 веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.


Так где же узоры «батика» были лучше в Индии или в Японии?


История возникновения «батика», западная европа

Голландцы первыми начали применять батик для изготовления декоративных тканей в первой половине XIX века. Но уже к середине века они потеряли свое влияние на европейский рынок и развили предпринимательскую деятельность на Яве. Таким образом, открылись целые мануфактуры по производству батика, которые следили за господствующими направлениями и умели угодить самому взыскательному покупателю.


История возникновения «батика», Россия

Большую часть XX века Россия оставалась за «железным занавесом», поэтому батик у нас появился только в начале века. Именно тогда и изобрели резервирующий состав, который не требовал нагревания - появился холодный батик. Но несмотря на новые открытия батик в России развивался медленно. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться.


Так где же узоры «батика» были лучше в западной Европе или в России?

Западная Европа


Вот такие узоры подарил нам «батик».

Холодный батик

Подготовила учитель технологии

МОУ СОШ № 3

Ст. Фастовецкой

Марулева Лариса Ивановна


Что такое батик.

Искусство батика очень древнее. Его возникновение связывают, прежде всего, с Индонезией, Индией и Китаем. На острове Ява местные мастера ещё до появления первых тканей наносили узоры на деревянные предметы обихода с помощью расплавленного воска диких пчёл, а не покрытые места окрашивали растительными красками. Само слово «батик» в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском». Позднее приём нанесения рисунка расплавленным воском стали применять и для росписи тканей.

Совсем другая техника росписи ткани появилась на родине шёлка – в Китае в IX веке. В этой стране на шёлковой ткани стали создавать удивительной красоты пейзажи, рисовали изумительные по изяществу цветы, бамбук, деревья, бытовые сцены.

В начале XX века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика».


Ткани.

Лучшим материалом для росписи является, безусловно, натуральный шёлк. Ваш выбор ткани будет зависеть от назначения изделия. Это могут быть ткани от тонких хлопчатобумажных до синтетических тканей: ситец, бязь, шифон, креп-жоржет, креп-сатин, газ-шифон, атлас и т.д.

Для натурального шёлка подходят и

анилиновые, и акриловые краски. Искусственные ткани расписывают только акриловыми красками.


Краски.

Существует большой выбор красок для росписи ткани. Их можно приобрести в магазинах и художественных салонах.

Краситель должен соответствовать типу ткани. Для натурального шёлка подойдут любые виды красок – и анилиновые, и акриловые, а для искусственного шёлка – только акриловые.

Основное различие красок состоит

в способе их закрепления на ткани.

Анилиновые краски нуждаются в

закреплении паром, акриловые

достаточно погладить утюгом.


Для получения нужных в работе цветов и оттенков

необходимо непосредственно перед росписью ткани

развести краски водой и смешать между собой. Для

этого понадобится палитра. В качестве палитры очень

удобно при росписи небольших вещей использовать

пластиковую упаковку с ячейками из-под шоколадных

конфет. Перед началом росписи

всегда необходимо делать пробы

красок на небольших лоскутках

той ткани, которую нужно

расписать.


Декор контурными средствами.

Сейчас в продаже есть много разных контурных средств – золотые, серебряные, чёрные и других цветов. Работать ими просто и быстро, они расфасованы в удобные маленькие тюбики с наконечниками – достаточно лишь снять с тюбика колпачок.

Эти контуры предназначены

специально для росписи

ткани, поэтому проблем с их

закреплением не будет.

Достаточно прогладить роспись

утюгом с изнаночной стороны.


Резерв.

Для работы в технике холодного батика необходим резервирующий состав, или резерв, - его применяют для создания рисунка на ткани в виде контурной линии, которая ограничивает растекание красителя в процессе росписи.

Резерв представляет собой

раствор резинового клея в

очищенном бензине. В последнее

время кроме бесцветного продаются

и готовые цветные резервы: чёрный,

красный, синий, зелёный. Наиболее

часто применяемый резерв –

бесцветный. Хранить его нужно в

плотно закрытой посуде.


Стеклянная трубочка.

Чтобы наносить рисунок на ткань резервом, нужна специальная стеклянная трубочка.

Трубочку для тонкого шёлка лучше выбрать с узким носиком.


Кисти.

Кисти лучше взять мягкие – беличьи, колонковые. Минимум три штуки. Но желательно иметь несколько круглых кистей № 6 (по одной для каждого цвета), одну №1 или № 2 для росписи мелких деталей и несколько плоских кистей разной ширины, а также кистей-флейцев (широкие плоские кисти на короткой ручке) для росписи фона. Можно использовать и синтетические кисти, выпускаемые специально для росписи ткани. Они мягкие и упругие, хорошо отдают краску. Кроме того, надо запастись кистью-губкой для заливки водой или краской больших поверхностей, но можно взять и обычную губку для мытья посуды (тогда не забудьте при работе с краской надеть перчатки).


Кисти нельзя оставлять в воде даже на пару минут:

мягкий волос загибается, кисть теряет

форму и ею в дальнейшем нельзя

работать. По окончании работы кисти

необходимо промыть в проточной воде

с мылом, вытереть тряпочкой и придать

коническую форму.

Сушить кисти нужно в горизонтальном

положении, а хранить можно и в

вертикальном.


Лучше всего сразу приобрести раздвижную раму.

Рамы необходимо иметь как минимум две: для

росписи платков и других мелких изделий, а вторую

для росписи шарфов и палантинов.

Для начинающих очень удобна в

работе маленькая рамка размером

Крепить ткань к раме можно при

помощи канцелярских кнопок.


Закрепление ткани на раме.

Подготовленную ткань закрепляют на раме.

Фиксировать ткань нужно середины

по противоположным сторонам.

Ткань должна быть

натянута без перекосов,

провисов, но не так туго,

как на барабане.


Перенос рисунка на ткань

Прежде всего надо сделать на бумаге рисунок и

обвести его фломастером, чтобы все линии были

чётко видны. Затем, подложив бумагу под

натянутую на раму ткань, перевести мягким

карандашом рисунок на ткань.

















Для работы в этой технике нужно прежде всего подготовить соответствующую восковую смесь, используя озокерит и пчелиный воск в соотношении 1:3. Если вместо озокерита используют парафин (бытовая свечка), то его следует смешивать с воском в соотношении 3:2 . Эта смесь мягкая, эластичная, хорошо ложится на ткань, не отстает от нее, в отличие от покрытия одним только парафином. Если слой резерва отслаивается, то на оголенную часть плоскости ткани затекает краситель "чужого" цвета, образовывается пятно, которое, конечно, портит общую композицию рисунка. Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму. Рисунок наносят простым карандашом). Следующий этап - нанесение воскового слоя. Расплавленным воском сначала покрывают те плоскости, на которые предполагается наносить краску потемнее. Свободные от воска плоскости красят в светлые тона. Для этого ткань погружают в раствор красителя светлого тона. Потом ее вынимают, сушат и, проложив между несколькими слоями мягкой бумаги или газет, гладят горячим утюгом и тем самым снимают слой воска. Далее воском покрывают только что выкрашенный участок, а также те, которые не должны краситься в новый, второй за тональностью цвет. Повторяют весь процесс крашения ткани и снятия воска. Перед последним этапом - окрашиванием плоскости ткани в самый темный цвет (черный, темно-коричневый и т.п.) все плоскости, покрытые восковым резервом, можно слегка помять. На воске появятся небольшие трещинки, сквозь которые на ткань попадет краситель после погружения ее в раствор. Весь рисунок покрывается эффектной сеткой. В зависимости от направления трещин (горизонтально, вертикально, по диагонали ли по рисунку) образовывается дополнительный графический рисунок.

Cлайд 1

ТЕМА УРОКА: БАТИК МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Советского Союза Н.С.Степанова» Вилюйского улуса Республика Саха(Якутия) Учитель технологии Кириллина Зинаида Семеновна г. Вилюйск

Cлайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика; учить выполнять росписи на ткань; развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству. Оборудование: Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды. Словарь: Батик, восковая масса, резерв, стеклянная трубочка

Cлайд 3

СЛОВАРЬ Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.

Cлайд 4

ЧТО ТАКОЕ БАТИК? Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, - нанесение специального состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.

Cлайд 5

КОМПОЗИЦИЯ И ЦВЕТ Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Cлайд 6

КРАСКИ По способу разведения (спиртовые, водяные) Не имеет запах, чистый цвет, высокая цветоустойчивость По способу закрепления (с помощью утюга, пара) Краска жидкая, сухая

Cлайд 7

КИСТИ И ТКАНИ Кисть – важный рабочий инструмент, от которого зависит качества работы. По форме – круглая, плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего, колонкового меха. Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Cлайд 8

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: Воск – применяется в качестве резервирующего вещества. Раздвижные рамы и подрамники Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава Фен для ускорения процесса высыхания Шаблон- четкий рисунок Булавки для шелка

Cлайд 9

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: Раздвижная рама: Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок, тем ровнее ляжет материал. Подрамник Расстелить ткань и положить подрамник Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить. Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Cлайд 10

ГОРЯЧИЙ БАТИК Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Cлайд 11

ХОЛОДНЫЙ БАТИК Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон,

Cлайд 12

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась, тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Cлайд 13

ТЕХНИКА СВОБОДНОЙ РОСПИСИ Загрунтовать солевым раствором Начинается рисунок со светлых пятен Постепенно переходить на темные пятна Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.

Бизнес идеи