Что делать если ты не помнишь. Как вспомнить то, что было в раннем детстве? Фильмы или книги

Каждый человек хоть раз в жизни забывал некое событие, имя старого знакомого или местонахождение конкретной вещи. Врачи, изучающие физиологию организма, объясняют это тем, что мозг сохраняет в своем активе только те воспоминания, которые постоянно используются или оказались наиболее яркими, значимыми для человека. Все остальные отправляются на хранение в своеобразную «базу данных» мозга: добраться до них при желании можно, но на пути к этому человек может столкнуться с неожиданными провалами. Как же человеку вспомнить то, что он забыл, и возможно ли это сделать самостоятельно?

Эффективные способы воскрешения воспоминаний

Психологи отмечают, что чаще всего человек забывает какую-то мелкую, незначительную информацию, которая в будущем может ему пригодиться. В таких ситуациях лучший способ воскресить воспоминания - сосредоточиться на событии. Необходимо вспомнить, как, при каких условиях человеку была сообщена нужная информация. Далее следует припомнить детали разговора, своего местонахождения. По этим ассоциативным связям мозг сумеет воскресить и все остальные детали.

Какие же еще способы воспроизведения забытых воспоминаний существуют?

Если человек не может вспомнить конкретное событие, но знает, что ему предшествовало, необходимо двигаться пошагово. Следует вспомнить, как начинался нужный разговор или день, когда произошло забытое событие. Далее человеку необходимо постепенно воскрешать мелкие события того дня, чтобы постепенно прийти к отгадке. В результате, решение проблемы будет найдено за короткое время.

Эффективный способ борьбы с такими провалами - это медитация. Спокойная, расслабляющая музыка, закрытые глаза и освобождение своего мозга от разнообразных воспоминаний - все это помогает человеку отвлечься от мешающих ему эмоций и событий. Подобная медитация может и не помочь в деле воскрешения воспоминаний, но зато всего за 10-15 минут избавит от стресса.

Некоторым людям помогает совершенно иной способ, а именно занятия активным спортом или танцами. Во время пробежки или бокса человек сосредотачивается на работе своего тела, а вот мозг продолжает обдумывать неразрешенную задачу. В результате, после изнурительной тренировки решение находится само, как по взмаху волшебной палочки.

Как в подробностях вспомнить то, что забыл, если это не дает покоя? Довольно часто забытая информация так мучает человека, что он буквально не может найти себе места. В таких ситуациях необходимо отвлечься, на время уйти от решения вопроса, уделяя внимание посторонним вещам. Такое отвлечение мозга срабатывает практически всегда, и уже через пару минут человеку приходит в голову нужное слово, потерянное воспоминание.

Как запоминать информацию, чтобы в будущем ее не потерять

Если человек часто сталкивается с внезапными провалами в памяти, ему необходимо поработать над процессом правильного запоминания. Тут психологи дают следующие советы:

  • нужно всегда связывать воспоминание с конкретным местом, например, с кафе или кинотеатром, где оно было получено, ведь тогда его проще будет воскресить;
  • важную информацию, которую нужно запомнить, следует повторить сразу же после ее получения;
  • информацию нужно связывать с теми сведениями, что уже имеются у человека, используя ассоциативный ряд.

Многие психологи советуют тренировать свою память, создавая так называемые «чертоги разума». Данной техникой воспроизведения нужной информации пользовался Шерлок Холмс в знаменитых детективных романах. Сыщик связывал все полученные факты, даже мелкие детали в единую канву, добиваясь того, что одно воспоминание вытекало из другого.

Чтобы обучиться технике «чертоги разума», человеку необходимо обращать внимание на все окружающие его детали, на любые происходящие с ним мелочи. Далее эти воспоминания нужно фиксировать с помощью ассоциаций, каждый день припоминая их в подробностях. Психологи утверждают, что такая техника помогает развить интеллектуальные и аналитические способности. Однако обучаться и постигать ее со всеми нюансами придется несколько лет.

Нельзя забывать и про чисто физиологические потребности организма. Так, за нормальную переработку информации, и ее сохранение отвечают нейроны. Если человек мало спит или редко отдыхает, нейроны его мозга замедляют свою работу или вовсе погибают. Именно поэтому, вспомнить забытое становится практически невозможно. В таких ситуациях психологи советуют отдохнуть несколько часов, после чего потерянные сведения обязательно появятся.

В состоянии сильного стресса можно даже не пытаться вспомнить потерянные сведения. При неустойчивом эмоциональном состоянии новые воспоминания фиксируются плохо, да и старые не воспроизводятся. В таком случае человеку нужно успокоиться и расслабиться. Как только работа его нервной системы придет в норму, нужная информация тоже объявится.

Мозг человека - сложный механизм, который иногда дает сбои. В результате, человек просто не может воспроизвести те сведения, что хранятся в его долговременной памяти. Однако отвлекаясь на иные события, уделяя время медитации и спорту, человек сможет воспроизвести даже самые мелкие детали, увиденные или услышанные когда-то.

Анна, г. Москва

Ситуация, при которой приходится долго искать вещь, которую положили в неизвестное место является вполне обыденной и распространенной. Еще пару минут назад вы были точно уверены, что положили эту вещь в строго определенное место, но ее там не оказалось. Особую пикантность этой легкой неприятности часто придают обстоятельства, при которых вы очень торопитесь, а потерянная вещь просто необходима в данный момент времени. Как быть в этом случае и как вспомнить, куда положили вещь?

Чтобы найти нужные вещи, психологи предлагают несколько простых способов.

  1. Возвратный. Если необходимый предмет Вы только что держали в руках, а сейчас не можете вспомнить, где же он, воспользуйтесь полезным советом: вернитесь на то место, где Вы видели нужную вещицу в последний раз и еще раз повторите все те действия, которые совершали до того, как взять нужный предмет. Благодаря точно такой же последовательности выполнения, Вы, вероятно, тут же припомните, куда положили или хотели положить столь необходимый предмет.

    Например, Вы не можете найти пульт от телевизора. В последний раз Вы брали его в руки, когда сидели в кресле и смотрели любимый сериал... До тех пор, пока кто-то не позвонил к Вам дверь. Таким образом, Ваш пульт, скорее всего, будет в коридоре.

  2. Логический. Допустим, Вам нужен некий конкретный гвоздь. И держать его удобно, и вытащили Вы его очень легко из старого стула. Давайте мыслить логически - куда же Вы могли его положить? Гвоздь - вещица маленькая, а значит, легко может потеряться. Чтобы гвоздик не упал и не укатился в неизвестном направлении, куда его можно положить? В ящик стола? В маленькую коробочку? Ищите там, где ему было бы лучше всего находиться.
  3. Повторяющий. Представьте, что нужная вещь у Вас в руках. Прямо сейчас Вы держите ее, ощущаете ее форму и вес. Куда бы вы положили ее, будь она у Вас сейчас, в этот самый момент? А теперь сходите и посмотрите, не поступили ли Вы ранее точно также?
  4. Поднимающий. Если вещь мелкая, а у Вас дома ремонт, дети устроили кавардак или предыдущие поиски не увенчались успехом, попробуй искать новым способом. Подумайте и вспомните о тех местах, куда вы обычно кладете нужный предмет. Вспомнили? А теперь осмотритесь - нет ли в этих местах газет, листов бумаги, платков или других вещей, которые могут прикрывать или загораживать Ваш объект поиска. Возможно, нужная вещь лежит на своем месте, просто прикрытая чем-нибудь другим.
  5. Забывающий. Несмотря на свое название, этот способ поиска потерянных вещей очень эффективен. Часто, когда мы ищем некую вещь, мы детально воспроизводим ее в памяти. Порой даже слишком детально. Дело в том, что, когда мы слишком сильно хотим найти какой-то предмет, то визуально обрисовываем его, а наш мозг из-за такой детализации думает, что предмет уже нашелся. Этим и обусловлен известный феномен, при котором объект поиска лежит просто перед глазами, но мы его не замечаем и ищем дальше. Поэтому отложите поиски на пару минут, прогуляйтесь, займитесь другим, пусть и минутным, делом. Вероятнее всего, что, вернувшись к поискам, Вы сразу обнаружите потерянную вещь.
  6. Древний. Еще наши предки заметили, что находить забытые вещи - занятие сложное. Так и возникла древняя примета. Если Вы не можете найти необходимую вещицу, возьмите ножницы и раскройте их, а затем в таком виде положите на стол. Говорят, что после такого все моментально находится. А знаете, почему? Наш мозг отвлекается от поисков и переключается на ножницы. А здесь уже вступает в силу пятый, забывающий способ.
Используя эти способы, Вы без труда вспомните, куда же положили необходимую вещь и с легкостью ее найдете.

Помнить всё просто невозможно. Но как быть, если забылось что-то очень важное?

  1. Можно попробовать подумать о вещах, которые каким-то образом связаны с тем, что вы хотите вспомнить. К примеру, если вы забыли имя какого-то актёра, то перечислите фильмы, в которых он снимался или вспомните, как зовут его супругу. Вероятно, ассоциации помогут вам освежить память.
  2. Если человек забыл, куда положил какую-то вещь совсем недавно, то можно попробовать воспроизвести события, которые предшествовали потере. Например, если вы куда-то шли, держа в руках предмет, то вспомните, куда вы успели зайти по дороге. Обойдите эти места, наверняка потерянная вещь найдётся в одном из них.
  3. Если вы забыли, о чём говорили несколько минут назад (такое, кстати, бывает довольно часто), то попробуйте вспомнить, что вы рассказывали ранее. Также можно попросить напомнить тему разговора вашего собеседника. И не стоит стесняться, в этом нет ничего зазорного, ведь такое может произойти с каждым.
  4. Если вы никак не можете воспроизвести в памяти событие, название или имя уже в течение длительного времени и переживаете из-за этого, просто дайте себе отдохнуть и отвлекитесь. Вероятно, скоро мозг сам восстановит информацию.
  5. Визуализируйте воспоминания. Если вы что-то забыли, то мысленно придайте этому предмету, событию или даже человеку визуальный облик. Он должен быть чётким, так что воспроизводите все детали и подробности. Так, если вам нужно вспомнить название какого-то предмета, мысленно его опишите, представьте, что вы его используете.
  6. Попробуйте произносить слова, каким-то образом связанные с тем, что вам нужно вспомнить. Это могут быть характеристики, определения, действия, состояния и так далее. А можно не просто проговаривать их, а записывать, так вы сможете получить больше подсказок.
  7. Используйте воспоминания и ассоциации, связанные с тем, что вы забыли. К примеру, если вы не можете вспомнить имя своего бывшего одноклассника, то воспроизведите в памяти свое общение с ним в школьные годы, его общение с другими учениками или какие-то ситуации, в которых он был действующим лицом.
  8. Если вы потеряли какую-то вещь дома и верите в народные приметы, то попробуйте во время поисков громко и чётко произносить такую фразу: «Домовой, домовой, поиграй, да отдай!». Также можно «задобрить» домового, поставив в укромное место блюдце с молоком и печенье. Удивительно, но такой метод вполне может сработать. Если вы поверите в такую примету и настроитесь на то, что домовой непременно отдаст вещь, то мозг начнёт работать в правильном направлении.
  9. Попробуйте использовать тот тип памяти, который был задействован при запоминании вещи. Например, если вы забыли название, текст или мотив песни, то попробуйте прослушать другую композицию певца. Если вы не можете вспомнить, как пишется какое-то слово, то возьмите в руку карандаш или ручку и просто начните его писать. Вероятно, сработает память рук, и вы не допустите ошибок.
  10. Самый простой, но при этом действенный способ вспомнить забытое – это попросить о помощи других. Подумайте, кто может помнить то, что ускользнуло из вашей памяти, и обратитесь к нему.
  11. Если вы не можете найти какую-то вещь, то попробуйте вспомнить, где вы выдели её в последний раз. Подойдите к этому месту, осмотритесь вокруг и попробуйте подумать о том, что вы делали тут, когда видели потерянный предмет. Возможно, вы взяли его и переложили в другое место.
  12. Попробуйте воспроизвести события не в хронологическом порядке, а в обратном, то есть с настоящего момента. Вспомните, что вы делали минуту назад, час назад. Представьте, что вы перематываете назад кассету. Такое мысленное путешествие во времени может помочь восстановить память.
  13. Если вам нужно воспроизвести давно забытую информацию, и вы никак не можете это сделать, то попробуйте выполнить упражнение. В течение получаса думайте о предмете, человеке или событии, ускользнувшем из вашей памяти, причём постоянно и усиленно. Затем несколько минут размышляйте о том, что как-то связано с забытым. Затем просто расслабьтесь и отвлекитесь. Через несколько часов вновь повторите упражнение. Выполните его три-пять раз. После таких тренировок память должна восстановиться.
  14. Что делать, если не действуют никакие методы, а вспомнить что-то очень нужно или даже жизненно необходимо? Помогут кардинальные меры, а именно гипноз. Такая техника позволяет забраться в самые отдаленные уголки сознания и памяти, так что вы точно вспомните всё (даже то, что не нужно). Но важно найти опытного профессионала, так как неправильно проведенный сеанс может нарушить работу нервной системы. Если информация запрятана очень далеко (так бывает, если она давно не используется или является крайне негативной), то может потребоваться несколько сеансов.
  15. Верующие люди могут обращаться за помощью к Богу. Просто помолитесь.
  16. Если вы верите в потусторонние силы и их помощь, попробуйте использовать заговор. Вот его текст: «Есть за морем три зари. Как звать первую зарю, я забыла, второе имя с памяти смыло, а имя третьей зари Богородица мне открыла. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Произнесите эти слова трижды.

Теперь вы сможете вспомнить всё, используя данные выше советы. А чтобы ничего не забывать, регулярно

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника"



Закрытие ИП