Как пользоваться кисточкой в лайтрум. Изменение интенсивности эффектов. Раскраска прямыми линиями

Изучаем новые возможности Lightroom 6

Весной нынешнего года компания Adobe выпустила шестую по счету версию пакета Lightroom, который уже давно и вполне заслуженно получил широкое признание среди фотографов самого разного уровня — от начинающих любителей до искушенных профессионалов. Эта публикация посвящена рассмотрению некоторых новых функций и возможностей, которые стали доступны в Lightroom 6 (CC).

Рискуя выступить в роли Капитана Очевидность, начнем с констатации того факта, что от версии к версии Lightroom становится всё более самодостаточным пакетом. Увеличивается количество инструментов и функций для выполнения вспомогательных операций, которые ранее можно было выполнить лишь путем экспорта изображения и его последующей обработки во внешнем графическом редакторе. В этой публикации мы расскажем о некоторых новых возможностях, доступных пользователям обеих ипостасей нового Lightroom (как «коробочного», так и «облачного» варианта) — а именно, о кисти коррекции маски градиентных фильтров, а также о функциях создания панорам и HDR-изображений из нескольких снимков.

Применение кисти коррекции маски градиентных фильтров

Бесспорно, линейный и радиальный градиентные фильтры являются весьма удобными и востребованными инструментами из арсенала Lightroom (подробнее об их использовании можно прочитать в публикации «Использование градиентных фильтров в Lightroom», «КомпьюАрт» № 5’2014). В шестой версии данного пакета были реализованы очередные улучшения: появилась возможность изменять форму маски, включая в нее или, наоборот, исключая отдельные области и объекты.

Вероятно, у некоторых читателей возникнет вопрос: а зачем это вообще может понадобиться? Ответить на него нетрудно. Рассмотрим один из наиболее очевидных примеров — а именно, использование градиентного фильтра для выравнивания тонального баланса пейзажей.

Один из типичных недостатков подобных снимков — чересчур бледное небо. Наиболее простой, быстрый и эффективный способ сделать верхнюю часть снимка более выразительной — применить к ней линейный градиентный фильтр с отрицательной экспокоррекцией. Однако проблема заключается в том, что небо на фотографии далеко не всегда имеет форму правильного четырехугольника. И если в этой области кадра находятся какие-либо объекты (отдельно стоящие деревья, трубы, высокие здания и т.п.), то они также будут частично затемнены, что зачастую нежелательно. Решить эту проблему поможет кисть коррекции маски градиентного фильтра.

Чтобы продемонстрировать возможности данного инструмента, обработаем снимок городского пейзажа (рис. 1). Цель состоит в том, чтобы сделать небо, которое в данном случае занимает значительную часть кадра, более выразительным и насыщенным. Для этого применим к верхней части изображения линейный градиентный фильтр с экспокоррекцией -1 EV (рис. 2 и 3). В результате удалось решить поставленную задачу, однако возникла другая проблема: стена здания, расположенного справа, оказалась частично затемненной — что в данном случае нежелательно (рис. 4). Устранить этот недостаток позволит кисть коррекции маски фильтра.

Чтобы перейти в режим редактирования маски, необходимо щелкнуть по надписи Кисть (Brush) в верхней части палитры настроек параметров градиентного фильтра (рис. 5). Возврат к работе с основными настройками фильтра выполняется щелчком по надписи Правка (Edit). Быстрое переключение между этими режимами осуществляется сочетанием клавиш Shift-T.


к исходному изображению: небо стало более выразительным, однако стена здания, расположенного справа, оказалась частично затемненной

Для удобства редактирования маски предусмотрена функция подсвечивания выделенной области — аналогично режиму Quick Mask в Photoshop. Для ее активации нужно выбрать опцию Показать маску наложения для выбранных (Show Selected Mask Overlay) под окном области просмотра (рис. 6). Цвет, которым закрашивается выделенная область, можно циклически переключать при помощи сочетания клавиш Shift-O. В рассматриваемом примере удобнее использовать зеленый цвет, поскольку установленный по умолчанию красный плохо различим на фоне кирпичной стены (рис. 7).

При включении инструмента Кисть в нижней части палитры появляется дополнительная секция с настройками корректирующей кисти (рис. 8). В распоряжении пользователя имеются две «рисующие» кисти («A» и «B»), включаемые щелчком по соответствующим надписям. Они позволяют добавить к маске фильтра дополнительные области. Также имеется инструмент для удаления участков из маски фильтра, который включается щелком по надписи Удалить (Erase). Для кратковременного переключения с «рисующей» кисти на «стирающую» (или наоборот) в процессе редактирования маски можно нажать и удерживать клавишу Alt.

Параметры каждой кисти настраиваются при помощи ползунков. Ползунок Размер (Size) управляет диаметром кисти, а Растушёвка (Feather) — шириной нечеткой области по ее краю. При изменении этих параметров меняется вид курсора: внутренняя окружность соответствует диаметру кисти, а внешняя обозначает границу нечеткой области по ее краю. Знак «+» в центре означает, что в данный момент включена одна из рисующих кистей, а «-» сигнализирует об использовании «стирающего» инструмента.

Ползунок Плотность (Density) позволяет настраивать степень прозрачности кисти (при включении «ластика» этот параметр недоступен). При помощи параметра Поток (Flow) можно регулировать степень изменения прозрачности маски при последовательных воздействиях кисти на одну и ту же область — аналогично тому, как накладываются один на другой мазки акварели. Разумеется, для использования такого эффекта значение параметра Плотность должно быть меньше максимального.

Опция Автомаскирование (Auto Mask) включает «интеллектуальный» режим кисти: в этом случае программа будет автоматически определять близкие по тону и цвету области и воздействовать только на них.

При помощи «ластика» удалим из маски фильтра область, затемняющую стену здания и строения на дальнем плане (рис. 9), и оценим полученный результат (рис. 10). Благодаря использованию нового инструмента нам удалось выполнить поставленную задачу и без особого труда устранить нежелательные побочные эффекты.

В рассмотренном примере был использован линейный градиентный фильтр, но все описанные приемы также применимы и для редактирования маски радиального градиентного фильтра.

Создание HDR-изображений

Еще одно полезное новшество, появившееся в Lightroom, — встроенная функция создания изображений с расширенным динамическим диапазоном (High Dynamic Range, HDR) из нескольких снимков одной и той же сцены, сделанных с различными настройками экспозиции (например, в режиме брекетинга).

Для создания HDR-изображения нужно выделить группу исходных снимков в модуле Библиотека Обработка (Develop) и выбрать в контекстном меню пункт Объединить фото -> в HDR… (Photo Merge -> HDR… ) — рис. 11.

Альтернативный (и более быстрый) вариант — нажатие сочетания клавиш Ctrl-H.

После этого на экран выводится окно предварительного просмотра и запускается процесс сборки миниатюры HDR-изображения. При большом количестве и высоком разрешении исходных снимков эта операция может занять несколько минут. Ход ее выполнения отображает прогресс-индикатор.

По окончании в окне предварительного просмотра выводится полученное изображение (рис. 12). В случае необходимости размер этого окна можно изменить при помощи мыши.

С правой стороны в нем расположена панель настроек (рис. 13). Рассмотрим представленные в ней возможности.

Опция Автовыравнивание (Auto Align) позволяет выполнять автоматическое совмещение исходных кадров таким образом, чтобы объекты на результирующем изображении были максимально четкими. Это может пригодиться в тех случаях, когда съемка выполнялась с рук (без использования штатива).

При активации опции Уровень автоматически (Auto Tone) программа выравнивает тональный баланс изображения. Стоит отметить, что данная настройка не влияет на возможности по дальнейшей коррекции создаваемого HDR-изображения.

В разделе Уровень удаления ореолов (Deghost Amount) находятся кнопки выбора фиксированных вариантов настройки функции удаления фантомных объектов — то есть элементов или областей изображения, которые различаются на исходных фотографиях. Например, при съемке на улице в кадр могут попасть проходящие мимо люди или проезжающие автомобили. Поскольку съемка серии для создания HDR-изображения осуществляется последовательно, может возникнуть ситуация, когда на некоторых снимках оказываются случайно попавшие объекты. Далеко не всегда фотограф может отследить подобные нюансы в процессе съемки, и наличие функции удаления фантомных объектов поможет устранить эту проблему постфактум — уже на стадии обработки изображения.

Верхняя кнопка отключает функцию удаления фантомных объектов, а три расположенные ниже позволяют выбрать степень воздействия — низкую, среднюю или высокую.

Опция Показать наложение эффекта ореола (Show Deghost Overlay) позволяет выделить цветом области с фантомными объектами, обнаруженные программой на изображении (рис. 14). Цвет выделения можно циклически переключать нажатием сочетания клавиш Shift-O.


в правой нижней части окна предварительного просмотра


HDR-изображения в фоновом режиме

Стоит отметить, при каждом изменении настроек функции удаления фантомных объектов программа заново генерирует миниатюру HDR-изображения, что требует определенного времени.

Сшить (Merge) в правой нижней части окна (рис. 15). Процесс сборки полноразмерного HDR-изображения производится в фоновом режиме, благодаря чему пользователь может в это время заняться другими снимками. Отслеживать ход выполнения операции позволяет прогресс-индикатор в левой части панели выбора модулей (рис. 16).

Созданное изображение сохраняется в текущей папке как отдельный файл формата DNG, имя которого составлено из имени первого снимка серии, дополненного дописанной через дефис аббревиатурой HDR (например, DSC8049-HDR). Это позволяет впоследствии быстро находить HDR-изображения в папках и коллекциях контекстным поиском по фрагменту имен файлов (рис. 17).

Теперь сгенерированное в Lightroom HDR-изображение можно обрабатывать так же, как и другие RAW-файлы. Впрочем, есть и небольшие различия: например, если при работе с обычными RAW-образами диапазон настройки величины коррекции экспозиции составляет от -5 до +5 EV, то в случае HDR-изображения, сгенерированного в Lightroom, доступны настройки от -10 до +10 EV (рис. 18).

Необходимо учитывать, что настройки отдельных снимков, которые служат исходным материалом для создания HDR-изображения (в частности, яркость, контраст, коррекция оптических искажений, ретушь точечных дефектов и пр.), будут проигнорированы в процессе сборки результирующего файла. Таким образом, осуществлять коррекцию и ретушь HDR-изображения имеет смысл только после создания и сохранения DNG-файла.

Поскольку созданное HDR-изображение записывается как отдельный файл, примененные к нему изменения не отражаются на исходных файлах, и наоборот.

Склейка панорам

Хорошая новость для фотографов, которые занимаются съемкой панорам, — появление в Lightroom встроенной функции объединения нескольких кадров в одно панорамное изображение. Конечно, во многих ныне выпускаемых цифровых фотоаппаратах имеются функции автоматической склейки панорам. Пользователю нужно лишь выбрать соответствующий режим в настройках камеры, нажать спусковую кнопку и, удерживая ее, плавно перемещать корпус аппарата, охватывая фотографируемую сцену. По окончании съемки процессор камеры обрабатывает серию полученных изображений, и на выходе вы получаете сохраненный на карте памяти панорамный снимок.

Впрочем, у данного способа при всей его простоте и удобстве есть, как минимум, два существенных недостатка. Во-первых, даже в тех моделях, которые позволяют сохранять снимки в формате RAW, созданные встроенными средствами панорамы записываются исключительно в виде файлов JPEG — что существенно ограничивает возможности по дальнейшей обработке этих изображений. Во-вторых, существуют довольно жесткие ограничения на максимальный размер панорамных снимков.

Разумеется, сейчас доступно большое количество специализированных приложений, предназначенных для склейки панорам. Однако стоит отметить, что многие из них не поддерживают работу с RAW-файлами, вследствие чего пользователям приходится предварительно экспортировать фрагменты будущей панорамы в формат JPEG или TIFF. Это не только требует дополнительных затрат времени и дискового пространства, но и существенно сужает возможности постобработки панорамных снимков.

Одним из важных преимуществ встроенной функции склейки панорам пакета Lightroom является то, что после объединения исходных снимков вы получаете в свое распоряжение файл с панорамным изображением в формате DNG. Таким образом, на этом этапе не происходит потери полезной информации — а следовательно, сохраняются все возможности коррекции и постобработки, доступные при работе с исходными RAW-файлами.

Чтобы создать панорамное изображение средствами Lightroom, необходимо выделить группу исходных снимков в модуле Библиотека (Library) или на ленте модуля Обработка (Develop), а затем выбрать в контекстном меню, открывающемся по нажатию правой кнопки мыши, пункт Объединить фото → -> в Панораму… (Photo Merge → -> Panorama… ) — рис. 19. Это действие можно выполнить быстрее — нажатием сочетания клавиш Ctrl-M.

После этого на экране появляется окно предварительного просмотра и запускается процесс склейки контрольного изображения будущей панорамы, который может занять от нескольких секунд до нескольких минут. Время выполнения этой операции зависит от количества и разрешения исходных снимков, а также от производительности используемого ПК. В процессе выполнения на экране отображается прогресс-индикатор.

Итак, контрольное изображение панорамы готово и выведено в окне предварительного просмотра (рис. 20). Справа в нем находится панель настроек (рис. 21). Здесь можно выбрать один из трех типов проекции (цилиндрическую, сферическую или в перспективе) либо доверить эту задачу программе, активировав опцию Выбрать проекцию автоматически (Auto Select Projection).

Опция Автоматическая обрезка (Auto Crop) позволяет выполнить автоматическое кадрирование панорамного изображения (рис. 22). Это действие не является необратимым: впоследствии вы сможете изменить настройки кадрирования готовой панорамы, имея в своем распоряжении всю информацию, извлеченную из сходных файлов.

Выбрав нужные настройки, остается нажать кнопку Сшить (Merge) в правой нижней части окна предварительного просмотра (рис. 23). При большом количестве и высоком разрешении исходных снимков процесс склейки панорамы может занять немало времени, поэтому программа выполняет ее в фоновом режиме — это позволяет одновременно заниматься обработкой других изображений. Контролировать ход выполнения можно по прогресс-индикатору в левой части панели выбора модулей (рис. 24).

Результатом выполнения этой операции становится новый файл формата DNG, который сохраняется в текущей папке. Его имя составляется из имени первого кадра в серии исходных снимков, которое дополнено дописанным через дефис словом «Панорама» (например, DSC6153-Панорама). Это позволяет быстро находить готовые панорамы в папках и коллекциях инструментом контекстного поиска по фрагменту имен файлов (рис. 25).

Теперь можно перейти в модуль Обработка (Develop) и работать с созданным панорамным изображением так же, как и с обычным RAW-файлом: выполнять кадрирование, коррекцию различных параметров, применять градиентные фильтры, ретушировать точечные дефекты и т.д. (рис. 26).

При создании панорам необходимо учитывать, что настройки, примененные в Lightroom к исходным кадрам (яркость, контраст, градиентные фильтры, коррекция точечных дефектов и т.д.), в процессе объединения в панорамное изображение будут проигнорированы. По этой причине имеет смысл сначала создать панораму, а уже потом приступать к обработке и коррекции этого изображения.

В Lightroom можно создавать панорамы как из обычных снимков, так и из HDR-изображений. Для этого потребуется сначала объединить исходные кадры каждого из фрагментов будущей панорамы в HDR-изображения, а затем выделить полученные файлы и создать из них панораму.

Завершая данный раздел, нелишне будет напомнить, что необходимым условием получения хорошего результата является соблюдение элементарных правил съемки панорам. В частности, нужно производить съемку всех кадров на одном фокусном расстоянии (в случае использования зум-объектива) и с одинаковыми настройками экспозиции, фокусировки и светочувствительности (хорошим подспорьем в этом случае является функция
AE/AF lock). Если вы не уверены в точности своего глазомера, при съемке длинных панорам желательно использовать штатив со встроенным уровнем — это позволит точно выдержать линию горизонта и за счет этого минимизировать геометрические искажения, а следовательно, и область изображения, попадающую под обрез. 

2 Подробнее о HDR-изображениях можно прочитать в статье «Введение в HDR», опубликованной в журнале «КомпьютерПресс» № 5’2008 (электронная версия доступна по адресу
http://compress.ru/article.aspx?id=19035).

Нередко при обработке нам требуется оказать воздействие не на все изображение в целом, а лишь на отдельную его часть - например, сделать небо более выразительным, осветлить затененную часть снимка, убрать мусор из кадра. В этом случае используются инструменты удаления точек, корректирующая кисть и градиентный фильтр.

Ретушь изображений

Ретушь необходима для исправления различных недостатков изображения: пыли, мусора в кадре, дефектов кожи и т.д. В Lightroom для ретуши используется инструмент Spot Removal (Удаление точек). Принцип его работы похож на постановку заплаток: поврежденный фрагмент заменяется образцом, взятым из другого места изображения.

При выполнении ретуши следует учитывать, каким образом будет использоваться снимок в дальнейшем: чем большим форматом вы планируете его печатать, тем тщательнее должна быть обработка.
Для начала увеличьте масштаб изображения до 100% (а для тонкой ретуши придется использовать и большие значения), а затем щелкните по кнопке инструмента удаления точек под панелью гистограммы.

Кнопка вызова инструмента ретуши и его настройки

Алгоритм выполнения ретуши прост: наведите курсор на дефектную область. Подгоните размер кисти так, чтобы она чуть превышала размер пятна - для этого вращайте колесико мыши или используйте клавиши. Щелкните: Lightroom сам попытается определить подходящую область-донора и заменит выбранный участок изображения. Обычно Lightroom не может сделать оптимальный выбор, поэтому нужно вручную перетянуть кружок-донор на подходящее место - учитывая, чтобы там не было лишних деталей, а фактура и освещение примерно совпадали с редактируемой областью.

Повторяйте этот алгоритм до тех пор, пока все дефекты не будут исправлены.

Последовательность действий при ретуши

Чтобы видеть, какие области были отретушированы, установите переключатель Tool Overlay (Показать наложение) на панели инструментов в положение Always (Всегда) - тогда все отретушированные фрагменты будут отображаться кружками. Выбор Auto (Авто) будет отображать «заплатки» только тогда, когда курсор мыши будет находиться в пределах рабочей области; Selected (Выделенный) - отображает область только выделенной «заплатки»; наконец, Never (Никогда) скрывает все кружки.

Однажды установленную «заплатку» можно в любой момент переместить мышью или изменить ее размер, взявшись за угол и потянув (или регулируя параметр Size на панели инструмента). Чтобы удалить заплатку, щелкните по ней и нажмите клавишу Delete; чтобы отменить всю ретушь, нажмите Reset (Сбросить) на панели настроек инструмента. Режимы инструмента ретуши
У инструмента ретуши есть два режима: Clone (Клонирование) и Heal (Восстановление). Переключать их можно и после того, как выполните ретушь, выделив какую-либо заплатку: так будет легче увидеть разницу между этими режимами.

В режиме клонирования выбранный фрагмент просто копируется с одного места на другое, в режиме восстановления Lightroom подгоняет ретушируемый участок по текстуре и яркости к указанному образцу.

В большинстве случаев используется режим восстановления - например, для ретуши кожи или неба в пейзаже.
Однако если изображение вокруг ретушируемой области неоднородное - участок кожи рядом с волосами, мусор в траве и т.п., - режим восстановления может привести к появлению артефактов. В этом случае надо использовать режим клонирования и очень аккуратно подбирать область-донора, чтобы не было заметно расхождения. Для получения более естественного результата можно уменьшить непрозрачность инструмента регулятором Opacity.

При ретуши неоднородных участков изображения лучше использовать режим клонирования

Инструмент ретуши в Lightroom имеет довольно много ограничений, поэтому перед выполнением ретуши нужно оценить объем работы и принять решение - можно ли выполнить ее в Lightroom или будет целесообразно отправить этот снимок на ретушь в Photoshop.

Небольшую ретушь - пятна от пыли на матрице, небольшие дефекты кожи и т.п. - выгоднее делать в Lightroom. Сложную ретушь - «парадную» обработку портрета или удаление фигур с заднего плана - быстрее и качественнее получится сделать в Photoshop. Учитывайте, что после обработки в Photoshop вы потеряете возможность неразрушающего редактирования, поэтому лучше будет отложить ретушь, сделав ее самым последним этапом обработки, а изображение пока отметить цветовой меткой.

Если требуется отретушировать довольно крупный дефект на снимке, режим Heal может работать некорректно, оставляя темные пятна по бокам заплатки. В этом случае следует сначала грубо заретушировать участок в режиме Clone, а затем пройтись поверх в режиме Heal.

Если вы забыли почистить матрицу камеры и на снимках появлялись следы от пыли, не нужно ретушировать каждый кадр вручную. К счастью, пыль на матрице всегда находится на одном и том же месте - а значит, работу можно автоматизировать. Отретушируйте пыль на одном снимке, скопируйте установки этого снимка (Ctrl+Shift+C), отметив среди копируемых установок только Spot Removal (Удаление точек). Затем примените эти установки (Ctrl+Shift+V) ко всем остальным снимкам из этой серии. (Подробнее про синхронизацию и копирование настроек будет рассказано на Уроке 6). Теперь вам осталось только просмотреть эти кадры и убедиться, что ретушь не затрагивает сюжетно-важных частей изображения, а при необходимости - скорректировать выбор участков-доноров вручную.

Следы от пыли на матрице…

…и их ретушь

Параметры синхронизации настроек для автоматического удаления следов от пыли на матрице

Корректирующая кисть

С помощью корректирующей кисти можно изменять яркость, контраст, резкость, насыщенность отдельных фрагментов изображения, а также тонировать его. Для начала работы с кистью щелкните мышью по значку инструмента (крайний правый под панелью гистограммы) или нажмите горячую клавишу K. Под строкой с инструментами откроется панель настройки кисти с привычными регуляторами экспозиции, яркости и т.д.

Рисуя кистью по изображению (этот процесс также называют созданием маски кисти), мы можем изменить один или несколько параметров, указанных в настройках. Если параметр установлен на значении 0, то меняться он не будет.

Кнопка вызова корректирующей кисти и ее настройки

Прежде чем начать коррекцию, нужно установить параметры кисти в нижней части панели настроек. Если с параметром Size (Размер) все очевидно - он меняет размер кисти, то другие параметры могут показаться на первый взгляд непонятными. Feather (Растушевка) меняет внутреннюю окружность в курсоре кисти, отделяющую жесткую серединку кисти от мягких краев. Чем выше значение Feather, тем мягче будет кисть. Параметр Flow (Нажим) влияет на интенсивность воздействия: чем меньше нажим, тем менее существенным будет изменение картинки от штриха кисти. Однако, сделав несколько штрихов по одному месту, можно усилить воздействие. Предельное значение, до которого можно усиливать воздействие кисти, определяется параметром Density (Плотность). То есть, например, если установить Flow 25 и Density 50, то за первый штрих кистью мы получим коррекцию с 25% интенсивностью, за второй - с 50%, а третий и последующие штрихи уже не будут оказывать воздействия.

Влияние установки плотности кисти на ее след

Для кисти доступны две настройки: А и В - можно установить в них разные параметры кисти и быстро переключаться между ними при работе (клавиша /). Чтобы стереть часть маски, нужно переключиться на режим Erase, удерживая нажатой клавишу Alt.

Настроив кисть, проведите курсором по тому фрагменту изображения, который нужно скорректировать. В нашем примере мы хотим затемнить второстепенные детали в изображении с помощью кисти с отрицательной экспозицией.

Нам необходимо как можно более точно закрасить корректируемую область, не задев окружающих элементов. Для удобства работы размер кисти можно менять непосредственно во время рисования с помощью колесика мыши. Во многих случаях удобно сначала обозначить область коррекции с помощью большой кисти, а затем скорректировать ее кистью малого размера и ластиком.
Если границы области достаточно явно выражены, имеет смысл активировать режим Auto Mask (Автоматическое маскирование). Теперь Lightroom автоматически будет определять границы маскируемой области в пределах мягкого края кисти.

Слева: маска, создаваемая вручную. Справа: используется режим автоматического маскирования

При работе имеет смысл время от времени включать просмотр маски, устанавливая флажок Show Selected Mask Overlay на панели инструментов под рабочей областью (или клавишу O). Это полезно для контроля границ маски и пропусков в ней, которые особенно часто возникают при использовании режима автомаски. Кстати, чтобы быстро закрасить эти пропуски, автомаску лучше отключить.
Чтобы создать новую область коррекции с другими параметрами - или, иными словами, новую маску, - щелкните по слову New в верхней части панели настроек кисти. Теперь можно задавать новые параметры и продолжать коррекцию.

Каждая маска отмечается на изображении так называемой «булавкой» - маленьким кружочком. Щелкнув по нему, можно выбрать маску и изменить ее параметры: с помощью панели или просто нажав мышь и «перетаскивая» булавку в стороны: движение влево будет уменьшать значения параметров, вправо - увеличивать. Можно и вовсе удалить маску, нажав клавишу Del.

Теперь, изучив теорию, перейдем к рассмотрению наиболее распространенных практических задач, решаемых с помощью корректирующей кисти.

Расстановка акцентов в изображении

Пожалуй, самая частая задача для корректирующей кисти - расстановка акцентов в изображении. Нам часто требуется осветлить какой-то элемент снимка, чтобы привлечь к нему внимание - или, наоборот, затемнить, тем самым отодвинув на задний план. Не забывайте и о цвете: иногда бывает выгоднее снизить насыщенность фона, а не затемнять его.
Окружающий пейзаж в исходном изображении был светлым и невыразительным. Затемнить его с помощью базовых настроек не составляет труда, однако в этом случае фигуры молодоженов также оказываются в тени. Можно, конечно, вытащить детали из теней с помощью заполняющего света, но в этом случае мы получим некрасивые «пережаренные» цвета. Прорисовав фигуры корректирующей кистью с положительным значением экспозиции, мы получаем драматичный, сочный снимок с хорошо читаемыми деталями.

Слева: исходное изображение. Справа: при затемнении фона в тень ушли и фигуры молодоженов

После обработки фигур молодоженов корректирующей кистью с положительным значением экспозиции мы получаем желаемый результат

На этом снимке нам не нравятся слишком яркие синие элементы на заднем плане, а также желтые вывески справа. Их можно приглушить, снизив насыщенность цвета. Это проще сделать средствами цветокоррекции, однако в данном случае общее снижение насыщенности синего приводит и к изменению цвета платья невесты, а уж изменение насыщенности желтого или оранжевого вообще недопустимо, поскольку влияет на телесные тона. Поэтому используем корректирующую кисть с отрицательным значением Saturation. Проработав наиболее яркие участки заднего плана, мы получаем спокойный, не привлекающий к себе излишнего внимания фон.

Исходное изображение. Синий цвет на заднем плане кажется слишком ярким и отвлекающим

Проработав яркие участки фона кистью с отрицательным значением Saturation, мы получаем более спокойный фон

Локальное тонирование

При обработке нередко требуется усилить или изменить цвет отдельного элемента снимка - эта задача вполне решаема благодаря корректирующей кисти. Для усиления цвета регулируется параметр Saturation, а также Brightness - восприятие цвета меняется в зависимости от яркости объекта.

Если нам нужно изменить цвет, можно выбрать новый цвет в строке Color, щелкнув мышью по прямоугольнику, а затем указав цвет в палитре. В этом случае кисть будет тонировать изображение. При выборе цвета в палитре оттенок изменяется по горизонтали, а насыщенность - по вертикали, т.е. чем выше точка в палитре, тем насыщеннее будет цвет. Как правило, удобнее сначала нанести маску, а потом выбирать цвет и одновременно просматривать, насколько он подходит к снимку.

Палитра выбора цвета корректирующей кисти

В данном случае мы с помощью кисти с параметром Saturation –100 обесцветили весь снимок, кроме двух фигур на переднем плане

Обработка портретов

В некоторых случаях средства Lightroom могут оказаться вполне достаточными для наведения небольшого глянца. Прежде чем начать работу, необходимо оценить ее объем: при большом количестве масок Lightroom начинает подтормаживать даже на самых мощных компьютерах, и работа становится невыносимой, поэтому не следует требовать от него невозможного. Для серьезной обработки портретов, конечно, лучше использовать Photoshop.

При обработке портретов можно использовать имеющиеся предустановки из списка Effect.

Предустановка Iris Enhance (Улучшение радужной оболочки глаза) увеличивает экспозицию, насыщенность и четкость изображения, позволяя сделать глаза на портрете более выразительными. Выбрав эту предустановку из списка, проведите кистью по радужной оболочке глаз и посмотрите на результат.

Вторая предустановка носит название Teeth Whitening (Отбеливание зубов). Она действует, слегка повышая экспозицию и снижая насыщенность. «Закрасьте» кистью область зубов, стараясь не задеть губы. Кстати, эту же предустановку можно использовать и для отбеливания белков глаз.

Сверху - исходное изображение, снизу - результат после улучшения радужки и отбеливания белков глаз

Сверху - исходное изображение, снизу - результат отбеливания зубов

Предустановка Soften Skin (Смягчение кожи) использует отрицательное значение параметра Clarity (Четкость). Такая кисть улучшает вид кожи, делая ее более гладкой, создавая впечатление шелковистости. Обработайте кистью кожу на портрете, исключая область глаз, волосы, губы. Дополнительно можно снизить резкость: установите Sharpness, равное примерно –50. Обратите внимание, что стандартная предустановка Clarity –100 слишком экстремальна; во многих случаях значение Clarity следует установить равным примерно –50…–70 (или уменьшить плотность кисти), чтобы изображение не производило впечатления пластикового манекена. Эту регулировку удобно проводить уже после того, как вы нанесли маску, визуально оценивая полученный эффект.
Обратите внимание: в большинстве случаев потребуется проработать кожу не только на лице, но и на шее.

Результат смягчения кожи кистью с отрицательным Clarity

Кроме предустановок, можно использовать и другие возможности. Например, для придания портрету выразительности можно повысить резкость ресниц, используя кисть с параметрами Sharpness +30…+50 и Clarity +10…+20. Кстати, повышение резкости пойдет на пользу не только ресницам, но и, например, украшениям. А если аккуратно пройтись по щекам мягкой кистью с красноватым оттенком, можно придать лицу легкий румянец. Выбирая различные цвета из пункта Color, можно даже сделать «цифровой макияж».

Градиентный фильтр

Градиентный фильтр в Lightroom не только позволяет имитировать действие традиционного градиентного фильтра - затемнять изображение в одной части, плавно снижая это затемнение, но и точно так же, градиентом, изменять другие параметры снимка.

Традиционно градиентный фильтр применяется для притемнения и тонирования неба в случае, когда на исходном снимке оно выглядит слишком бледным. Но для свадебных снимков гораздо более интересно другое - творческое применение градиентов для смены освещения в кадре.

В нашем примере два градиента по бокам кадра тонируют часть изображения синим, делая свет более холодным, и тем самым создают контраст между фоном и главными героями. Обратите внимание, что воздействия градиентов не доходят до фигур молодоженов и, соответственно, не меняют цвет лиц или одежды.

Исходное изображение

Два градиента по бокам кадра тонируют часть изображения синим

Для применения градиентного фильтра к изображению нажмите кнопку этого инструмента (вторая справа под гистограммой) или горячую клавишу M. Под гистограммой откроется панель настроек градиентного фильтра, все настройки аналогичны настройкам корректирующей кисти.

Кнопка вызова и панель настроек градиентного фильтра

Установив желаемые параметры, щелкните мышью по изображению и переместите курсор. Область наложения фильтра обозначена тремя линиями: центральная (с «булавкой») соответствует среднему эффекту фильтра, а две крайние - максимальному и минимальному. Чем больше будет расстояние между крайними линиями, тем плавнее будет действие фильтра.

Однажды примененный фильтр всегда можно отредактировать: для этого щелкните по «булавке» фильтра и измените его параметры по своему усмотрению. «Взявшись» мышью за булавку, можно перемещать фильтр в другое место в изображении, наведя курсор мыши на центральную линию, можно вращать фильтр, а, наведя на одну из боковых линий, менять его размеры.

На одно изображение можно наложить несколько фильтров. Удалить выбранный фильтр можно нажатием клавиши Delete. Чтобы закончить работу с фильтрами, нажмите Done на панели инструментов под рабочей областью. Заключение

Кнопки раскраски корректирующей кистью можно скрыть в любой момент, нажав клавишу. Для того чтобы показать их вновь, нажмите эту же клавишу еще раз.

Частичное свертывание панели дополнительных параметров кисти

Выбрав два вида кистей: А и В, вы можете скрыть остальные параметры настройки кисти, щелкнув на небольшом направленном вниз треугольнике справа от кнопки Erase.

Применение колесика прокрутки

Если вы пользуетесь мышью с колесиком прокрутки, воспользуйтесь этим колесиком для изменения размера кисти.

Оперативный выбор режима автоматического маскирования

Нажатием клавиши включается и отключается режим автоматического маскирования (Auto Mask).

Регулирование разлива краски

С помощью клавиш от «0» до «9» вы можете регулировать разлив краски (Flow), наносимой корректирующей кистью. Так, при нажатии клавиши «3» устанавливается разлив 30%, при нажатии клавиши «4» - разлив 40% и т. д.

Показ и сокрытие корректирующей маски

Если поместить курсор на кнопке раскраски, то по умолчанию отображается корректирующая маска. Если же вы предпочитаете, чтобы она оставалась во время раскрашивания, что особенно удобно для заполнения пропущенных мест, нажмите клавишу «0». А для того чтобы скрыть маску, нажмите эту же клавишу еще раз.

Изменение цвета маски

Если корректирующая маска видна, вы можете изменить ее окраску, нажав комбинацию клавиш «Shift О». Последовательным нажатием этой комбинации клавиш выбирается окраска маски красным, зеленым, белым и черным цветом.

Масштабирование градиентного фильтра от центра

По умолчанию градиент начинается в том месте, где вы щелкнули на изображении (на верхнем или нижнем его краю). Но если вы нажмете клавишу «Opt» (в Macintosh) или же клавишу «Alt» (в Windows) и начнете вытягивать градиент, он будет изменяться от центра наружу, а не наоборот.

Оперативный ввод новых правок

Если вы пользуетесь корректирующей кистью и вам требуется быстро добавить новую кнопку раскраски, не переходя к панели дополнительных параметров кисти и не щелкая на кнопке New, просто нажмите клавишу «Return» (в Macintosh) или же клавишу «Enter» (в Windows) и сразу же приступайте к раскраске.

Смена кистей А и В

Кнопки А и В на панели дополнительных параметров кисти фактически служат для выбора предварительно заданных настроек кисти. При желании вы можете сохранить в одном из этих двух наборов настроек кисти с жесткими краями, а в другом - с мягкими краями или же настройки мелкой и крупной кистей соответственно. Для оперативной смены этих двух разновидностей кистей нажмите клавишу «/».

Обращение градиента

Наложив градиентный фильтр на изображение, вы можете обратить градиент, нажав клавишу «f».

Правка раскраски в режиме автоматического маскирования

Если вы раскрашиваете край маски при установленном флажке Auto Mask, например небо в фотографии горного пейзажа, чтобы сделать его темнее, то по завершении раскраски на краях маски вдоль вершин гор может появиться слабое свечение. Для того чтобы избавиться от подобного свечения, раскрасьте эти же участки изображения мелкой кистью. В режиме автоматического маскирования краска, наносимая кистью, не будет проливаться на вершины гор.

Изменение интенсивности эффектов

Применив градиентный фильтр или же эффект, раскрашиваемый корректирующей кистью, вы можете сразу же отрегулировать интенсивность последнего корректирующего эффекта, нажав клавиши "к" и "-".

Увеличение и уменьшение мягкости кисти

Для изменения мягкости кисти вам не обязательно переходить к ползунку Feather на панели дополнительных параметров кисти. Вместо этого нажмите комбинацию клавиш «Shift+]>, чтобы сделать кисть мягче, или же комбинацию клавиш «Shift+[>, чтобы сделать ее жестче.

Раскраска прямыми линиями

Как и в Photoshop, выбрав корректирующую кисть, нажав клавишу «Shift» и щелкнув сначала в одной точке, а затем в другой, вы фактически соедините эти точки прямой линией раскраски.

Выбор цветов раскрашивания

Если требуется выполнить раскраску цветом, присутствующим в фотографии, выберите сначала вариант Color из раскрывающегося списка Effect, а затем щелкните на образце цвета. Как только появится окно селектора цвета, а курсор примет форму пипетки, щелкните и, не отпуская кнопку мыши, переместите курсор на фотографию.

При этом любой цвет, на котором находится курсор в фотографии, автоматически указывается в селекторе цвета. Подобрав нужный вам цвет, отпустите кнопку мыши. Для того чтобы сохранить этот цвет в образце цвета, нажмите клавишу «Ctrl» и щелкните (в Macintosh) либо щелкните правой кнопкой мыши (в Windows) на одном из образцов в селекторе цвета и выберите из всплывающего контекстного меню команду Set this Swatch to Current Color (Задать текущий цвет для данного образца).

Программа Adobe Lightroom 5 предлагает пользователям в дополнение к бесценным функциям ещё несколько новых инструментов. Изменения произошли в модуле «Develop» (Разработка). Многим может показаться знакомым инструмент «Radial Filter» (Радиальный фильтр). Он похож на «Graduated Filter» (Градиентный фильтр) или даже «Adjustment Brush» (Корректирующая кисть). Суть работы инструмента заключается в том, что корректировка происходит в строго заданной зоне. Изменять можно «Exposure» (Экспозиция), «Clarity» (Чёткость) и «Saturation» (Насыщенность). Это позволяет сглаживать тоновые различия на стыке редактируемых зон.

Ещё один новый инструмент получил название «Upright». Он находит на снимке горизонтальные и вертикальные искажения и выполняет их исправление. Всё это делается одним нажатием на кнопку. Особенно полезен этот инструмент будет для работы с широкоугольными инструментами. Также приятно удивятся любители ретуши. Инструмент «Spot Removal» (Удаление пятен) научился работать как кисть. Теперь нет необходимости заморачиваться с круговыми лечащими точками. Достаточно просто пройтись кисточкой по нужной области.

Импортирование и настройка

Переходим в модуль «Library» (Библиотека) и нажимаем на "импорт". Выбираем lr5_before.dng. Выбрав файл необходимо активировать модуль «Develop» (Разработка). Переходим в «Basic Panel» (Базовая панель) и устанавливаем следующие параметры: Temp (Температура) 5000, Tint (Тон) 0, Exposure (Экспозиция) -0.36, Highlights (Светлых участки) -64, Whites (Белые участки) -67.

Функция «Upright»

Переходим в «Lens Correction» (Коррекция дисторсии) и выбираем вкладку «Basic» (Базовая). Все три поля сверху отмечаем и переходим к кнопкам, которые находятся ниже. Нажимая на них можно увидеть, как каждый параметр влияет на изображение. Для данного снимка режим «Auto» (Авто) наиболее подходящий.

Ретуширование лица

Выбираем инструмент «Spot Removal» (Удаление пятен). На панели настроек, что находится справа устанавливаем параметр «Brush» (Кисть): Heal (Лечащая), Opacity (Непрозрачность) 100. Чтобы избавиться от пятен, нужно просто провести кистью по изображению. Действие распространяется также на морщины и прочие дефекты кожи. Для изменения размера кисточки можно пользоваться клавишами ] и [. Исходная точка для лечения подбирается автоматически. При желании её можно изменить.

Избавляемся от лишних элементов

Инструментом «Spot Removal» (Удаление пятен) можно удалять большие объекты, такие как коробки. В таких случаях автоматическое определение источника может сработать неправильно. Чтобы всё исправить, нужно просто перетащить указатель источника на подходящую область.

Виньетирование

Воспользуемся инструментом «Radial Filter» (Радиальный фильтр). Выделяем кругом лицо и туловище. В настройках устанавливаем: «Exposure» (Экспозиция) -2.07, «Clarity» (Чёткость) -61, «Saturation» (Насыщенность) -10. Размытие «Feather», которое настраивается ползунком, расположенным немного ниже контролируется жесткость смешивания. Устанавливаем значение 39.

Финальный штрих

«Crop» - это инструмент Кадрирования. Обрезаем им лишнее. Переходим к зоне «Tone Curve» (Тоновая кривая) и чертим S-образную кривую для увеличения контраста. Вот и всё. Нажимаем File>Export и экспортируем снимок в JPEG.

Маленькая хитрость

Разработчики компании Adobe активно задействовали управление клавишами. При зажатой клавише Shift инструмент «Spot Removal» (Удаление пятен) может проводить абсолютно ровные линии. Кроме того, вести линию необязательно. Достаточно кликнуть в одном месте, зажать Shift и кликнуть в другом месте. Между точками пройдёт ровная линия. Увеличение снимка осуществляется клавишами Ctrl+Alt и "+". "-" послужит для уменьшения масштаба. Недавно Adobe обновила практически весь свой фотософт: Photoshop, Lightroom, Camera Raw и Bridge.
Отныне обновлённый Lightroom СС носит название Classic CC. ИМХО, обновляться на него стоит уже ради одной заставки:

Кроме заставки, Lightroom (и Camera RAW тоже) получила возможность создания двух типов масок в инструментах локальной коррекции. Разнятся они типом выделения: по цвету и по яркости. ИМХО, оба варианта весьма полезны, особенно для тех, кто ограничивается одним Lightroom, дабы не скрипеть извилинами, изучая ещё и Photoshop. Надеюсь, прочитав данную публикацию, вы с лёгкостью сможете пользоваться новыми возможностями хорошо знакомых инструментов.

В тексте я буду упоминать "горячие клавиши" (буквы в круглых скобках) для выбора команд или инструментов. Напоминаю, что в Lightroom они работают ТОЛЬКО при английской раскладке клавиатуры.

1. Маскирование с выделением по цвету .

Тёплый свет вечернего солнца при достаточно драматическом небе. Но нам бы хотелось этот драматизм немного усилить, не затрагивая всё остальное:

02.

Очевидно, что в данном кадре небо заметно отличается от всего остального цветом - в нём доминируют синие тона. Поэтому выделять его будем при помощи маскирования по цвету. Возьмём инструмент Graduated Filter (M), и протянем его сверху вниз, выделив верхнюю половину кадра:

03.

Чтобы увидеть выделенную область, следует нажать (O). Выделенная часть кадра будет залита красным тоном. К сожалению, кроме неба она захватывает ещё кроны деревьев и крыши строений:

04.

Идём в панель инструмента Graduated Filter, и в нижней его части открываем выпадающий список Range Mask. В списке выбираем значение Color:

05.

На месте списка появляется инструментарий цветового маскирования: пипетка и ползунок Amount:

06.

При помощи пипетки следует обозначить области, цвет которых Lightroom использует, как образец при создании маски. Таких зон может быть несколько. Нажав, и удерживая нажатым Shift, мы выделяем нужные области, протягивая мышь с нажатой левой клавишей. Как видите, я создал 5 зон замера. Почему именно 5? - да просто так. Разброс оттенков неба в данном кадре невелик, и, полагаю, хватило бы и двух. Сами поэкспериментируйте в этом направлении:

07.

Возвращаем пипетку на место, и Lightroom показывает нам, как изменилась зона выделения. Если у вас не показывает, снова нажмите хоткей (O). Видно, что мы заметно приблизились к желаемому, но выделение ещё не достаточно точное:

08.

Для уточнения воспользуемся ползунком Amount, сдвинув его от умолчательного значения 50 до значения 7. Теперь выделение пригодно для применения:

09.

Нажатием хоткея (O) гасим красную заливку, и вводим параметры коррекции неба: Exposure = -0.20 и Clarity 73. Почему именно эти значения? Они подбираются исключительно визуально.
Избегайте ИЗБЫТОЧНОЙ коррекции, чувство меры и художественный вкус - ваши лучшие друзья:

10.

При работе с изображениями нам сильно мешает наша зрительная адаптация. Дабы этого не происходило, следует каждый шаг коррекции промигивать, что позволит гораздо точнее подобрать силу воздействия. Промигивание удобно выполнять при помощи небольшого слайдера слева снизу панели инструмента Graduated Filter (M). Результат коррекции - на анимированном слайде 11. Если степень коррекции вас не удовлетворяет, скорректируйте её параметры в желаемую сторону:

11.

2. Маскирование с выделением по яркости.

Пейзажисты знают, как часто снимая в режимное время с контровым светом при безоблачной погоде, получаем кадры, в которых небо является самым маловыразительным элементом. Его хочется чуть притемнить и добавить цветовой насыщенности. На рис. 12 как раз такой пейзаж. В данном случае небо существенно ярче остальной части изображения, поэтому будем строить яркостную маску:

12.

Берём инструмент Adjustment Brush (K), и закрашиваем всё небо, захватив края темной части изображения:

13.

Затем в нижней части панели инструмента щёлкаем по выпадающему списку Range Mask и выбираем значение Luminance:

14.

Вместо списка возникают инструменты яркостного маскирования: слайдеры Range и Smoothness:

15.

Два ползунка слайдера Range позволяют с двух сторон ограничить яркость объектов, которые будут выделены. В данном случае нам нужно отсечь тени, поэтому смещаем левый ползунок вправо до значения 73 (подбирается визуально). Т.е будут выделены объекты, яркость которых от 73% до 100%. Как и прошлый раз, уточняем границу маски вторым ползунком, задав ему значение 36:

16.

Маска готова. Хоткеем (O) гасим красную заливку, и задаём параметры коррекции неба: Temp = -70, Tint = -10 (добавили синего и немного зелёного), Exposure = -23 (притемнили), и Saturation = +30 (увеличили насыщенность):

17.

И вновь повторю: любую коррекцию заканчиваем промигиванием было/стало:

18.

И напоследок: любую созданную в Lightroom маску, при необходимости, можно подкорректировать кистью вручную.

Сложность заканчивается там, где начинается понимание!
Успехов в обработке ваших замечательных кадров!



Закрытие ИП