Международные отношения включают в себя. Международные отношения. Продолжение обучения по специальности

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История - профильный предмет, по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • География - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
В своем большинстве вузы требуют от студентов прохождения вступительных испытаний по трем направлениям. В качестве профильного экзамена выступает история. Второй экзамен может быть установлен по выбору учебного заведения — русский язык, обществознание и география. Чаще всего экзаменом по выбору выступает русский язык.
Дополнительно абитуриентам, как правило, требуется пройти испытание по иностранному языку.

Международные отношения — это достаточно востребованная отрасль, которая непрерывно растет и развивается. Специалисты высокой квалификации в области международных отношений пользуются невероятным спросом на межгосударственном уровне. Овладение данной специальностью — это залог обязательного удачного трудоустройства в любой точке нашей планеты.

Краткое описание специальности

Бакалавр в данном направлении — это специалист, который в идеале владеет всеми аспектами развития изучаемого направления (региона или стран): экономическими, политическими, культурными, правовыми и не только. Или же является квалифицированным экспертом в одной из областей международных отношений. Студенты могут выбрать один из наиболее близких им профилей обучения.

Направление предусматривает выбор среди следующих вариантов:

  • международная безопасность;
  • современные глобальные проблемы;
  • история международных отношений;
  • мировая политика и международный бизнес;
  • международные отношения и внешняя политика.

Крупные вузы

  • Российский университет дружбы народов;
  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Марийский государственный университет;
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет;
  • Институт стран Востока;
  • Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.

Сроки и формы обучения

Освоение квалификации продолжается 4 года при дневной (очной) форме обучения. Некоторые вузы в качестве исключения предлагают очно-заочную и заочную формы обучения, но на основе уже имеющегося профильного образования.

Изучаемые предметы

В процессе овладения специальностью студенты изучают много профильных дисциплин, среди которых важная роль уделяется правовому направлению.

Это такие предметы, как:

  • европейское право;
  • международный суд;
  • конституционное право зарубежных стран;
  • международное публичное право;
  • международное экологическое право и другие.

Особое место занимают и экономические дисциплины, среди которых можно отметить следующие:

  • мировая экономика;
  • международные валютно-кредитные отношения;
  • международные экономические отношения и другие.

Политические дисциплины также являются одними из основных при обучении на данной специальности:

  • политические процессы в современной России;
  • внешняя политика РФ (современная);
  • международные конфликты;
  • международно-политический анализ (основы);
  • мировая политика и др.

Программа предусматривает изучение двух зарубежных языков, первый — международный, второй — язык изучаемого региона. Особое значение уделяется специальным дисциплинам, таким как дипломатия, консульская служба и другим. Среди дисциплин многие относятся к географическому направлению, например, география мира, география изучаемого региона и другие.

Получаемые знания и навыки

Выпускник данного направления должен:

  • владеть двумя языками на требуемом уровне, включая разговорную речь, письмо, чтение и слушание, перевод текстов устный и письменный;
  • знать историю, мировую политику, дипломатию, внешнюю политику родного государства и лидирующих стран мира, знать основы анализа международных отношений;
  • владеть базисными основами математики, экологии, информатики;
  • иметь навыки применения работы в компьютерных сетях и сети Интернет;
  • уметь на практике использовать методы прикладного анализа с целью необходимой ориентации в международной области;
  • уметь выполнять исполнительские и организационные функции на международном уровне;
  • уметь работать в международных коллективах, выполняя исполнительские и руководящие функции.

Кем работать

Выпускники могут получить работу в должности:

  • младшего и среднего персонала (в государственных органах международной направленности);
  • в дипломатических миссиях;
  • международных отделах и департаментах;
  • коммерческих и государственных организациях международного профиля.

Бакалавры могут работать:

  • референтами;
  • секретарями;
  • переводчиками;
  • лаборантами;
  • ассистентами;
  • консультантами;
  • аналитиками;
  • менеджерами;
  • администраторами;
  • советниками;
  • преподавателями;
  • экскурсоводами;
  • экспертами по конкретной стране или региону.

Карьера специалиста международных отношений достаточно сложная и требует максимум отдачи, поэтому большинство выпускников бакалавриата выбирают рабочее место во внешнеэкономической деятельности, которая сулит им достаточно широкие перспективы. Заработная плата консультантов по ВЭД начинается от 50 000 рублей. В оплачиваемых командировках также есть своя прелесть — возможность увидеть другие страны и проявить себя с лучшей стороны. Наиболее востребованы на рынке те специалисты, которые одновременно владеют разноплановыми навыками, например, имеют хорошие знания в экономике и международном праве.

Продолжение обучения по специальности

Для того, чтобы сделать прекрасную карьеру на международном уровне, необходимо быть настоящим профи в своем деле. Поэтому многие студенты не останавливаются на знаниях и умениях, которые они получают на уровне бакалавриата. По окончании обучения выпускники при желании могут продолжить освоение специальности в магистратуре и аспирантуре.

Внешняя политика, ее содержание и способы реализации

Следовательно, в мировом политическом процессе воля народов их общие интересы не выражаются в политике лидирующих групп и представителей правительств адекватно, в полном объеме. Политическая динамика мира выступает полем согласования интересов государственных элит и влиятельных международных группировок. Они-то и составляют главных действующих лиц мировой политики, главных субъектов политического процесса. При этом интересы и стремления народов отодвигаются как бы на второй план и выступают только в качестве политического спекулятива или средства манипулирования перед лицом международного сообщества. Поэтому мировой политический процесс выступает еще более сложным и изощренным механизмом идеологических и политических мистификаций, чем внутринациональная политическая сфера.

Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса

Мировой политический процесс

13.1.Понятие, содержание и субъекты мирового политического процесса

13.2.Внешняя политика, ее содержание и способы реализации

13.3.Международные отношения

13.4.Тенденции и противоречия современного политического развития. Глобализм и антиглобализм.

Особый раздел политологии составляет теория международной политики.

Понятие мировой политический процесс входит в круг важнейших научных характеристик современной политики, раскрывая ее сущность на межсистемном, глобальном уровне. Под мировым политическим процессом понимается совокупная политическая динамика , включающая политические процессы в отдельных странах и их взаимодействие в контексте международных, межгосударственных отношений и взаимосвязей, а также деятельность международных организаций, движений и их представителей.

Наличие единого политического процесса в рамках единой динамики взаимосвязанных событий и действий предполагает определенную степень политической целостности мира, всех субъектов международных отношений, а значит наличие регулярных и устойчивых связей внутри сообщества государств и на уровне межгосударственных союзов. О такой системной целостности мирового сообщества можно говорить с достаточной степенью условности. Она остается относительной даже с учетом существования в настоящее время целого ряда международных организаций, осуществляющих координацию стратегий политического развития государств и межгосударственных союзов. Приоритетное место среди них принадлежит ООН, созданной в конце Второй мировой войны в качестве инструмента сохранения мира и мирного сосуществования членов мирового сообщества.

Опыт деятельности ООН и межправительственного сотрудничества в ее рамках показывает, что добиться единства политических принципов и подходов к решению важнейших мировых и региональных проблем так и не удалось за всю историю этой организации. Страны - члены самой авторитетной международной структуры и их официальные представители демонстрируют разные подходы и позиции по многим ключевым вопросам международной политики. Единство действий и общность взглядов правительств проявляется сегодня в основном на уровне отдельных региональных подсистем типа Евросоюза или в рамках частных межгосударственных объединений и союзов.



Поэтому, говоря о мировом политическом процессе, следует иметь в виду, во-первых , его неравновесный, неустойчивый характер. Во - вторых , в отличие от политического процесса в рамках отдельной страны, он не имеет главного центра или полюса властного влияния. В современной мировой политике, вопреки стремлению к единоличному доминированию со стороны крупных держав (США, в первую очередь), а также наличию авторитетных международных организаций, не сложился единственный полюс власти, который мог бы координировать основные параметры политической динамики в мире.

В-третьих, на пространстве межгосударственных отношений не существует до нашего времени единая нормативно-правовая система регуляторов. Международное право в качестве комплекса общепризнанных норм не обладает авторитетом и обязательностью подобным национальному праву. В - четвертых, субъекты мирового политического процесса характеризуются очевидным неравенством своего положения, результатом которого выступает явное доминирование одних стран и аутсайдерство других, вынужденных следовать в русле политики крупных держав, подстраиваться под политическую конъюнктуру. Яркий пример этому являют многие страны – бывшие республики СССР и бывшие соцстраны, резко изменившие свои геополитические ориентации в направлении Западной Европы и США, изменив своим сложившимся ранее тесным связям с Россией.

Именно неравенство (экономическое, военно-политическое, статусно-правовое) основных субъектов мирового политического процесса, а также различие их стратегических целей формирует комплекс противоречий, препятствующих утверждению целостной, устойчивой и регулируемой общеполитической динамики. Более того, ряд авторитетных идеологов, представителей крупных держав последовательно и настойчиво пропагандируют теорию политического раскола мирового сообщества на две фундаментально отличающиеся суперсистемы с различными цивилизационными и социально-политическими традициями и установками, препятствующими их взаимному сближению, интеграции и даже способности понимать язык своего контрагента.

Согласно с их представлениями, политическая цивилизация Запада (представленная США и их партнерами) с присущей ей идейным плюрализмом, индивидуализмом, демократией и рациональностью находится во враждебных противоречиях с политическими системами стран Востока (Китая, Арабских стран, стран Африки), со свойственным им патриархальностью, традиционностью и коллективизмом. Согласно этой концепции стратегическое соперничество двух полюсов политического развития неизбежно приведет к их столкновению. Поэтому странам Запада ввиду такой перспективы необходимо наращивать военную мощь и думать о нанесении упреждающего удара по враждебному Востоку.

Объективный взгляд на внешнюю политику США последнего десятилетия позволяет увидеть в ней отзвук изложенной доктрины. С другой стороны, избрание Америки в качестве главного объекта атаки международных террористических организаций, особенно исламистского типа, действительно говорит о наличии напряженных и нездоровых отношений между развитыми демократическими странами и многими государствами, в частности Азиатского региона.

Кроме этих доктринально обозначенных противоречий в мировой политике существует немало других зон политической напряженности, в которых обнаруживаются стратегические расхождения политических позиций многих государств: и крупных и мелких. Такие зоны напряженности существуют во многих регионах мира, и они задевают интересы не только стран-соседей, но и обнаруживают заинтересованность всех членов мирового сообщества.

Мировой политический процесс проявляется в виде комплекса односторонних и коллективных действий, актов поведения и более-менее устойчивых взаимоотношений субъектов международной политики. К таковым относятся полномочные представители государств и их правительств, международные организации, союзы и объединения, за которыми также скрываются интересы различных стран и народов. Будучи юридически - уполномоченными своих стран, дипломаты и члены правительств формально выражают интересы всех своих сограждан. Но на самом деле, более правильно считать их представителями правящей элиты или даже определенных групп этой элиты, поскольку сегодня во многих странах правительства правящих партий отражают интересы лишь части своих граждан . Это справедливо как для демократических, так и для недемократических государств

В основе мистификаций внешнеполитических действий выступает потребность обмана и своих сограждан, и своих политических соперников на международной арене. В дополнение к этому, в отношении к своим зарубежным политическим партнерам и соперникам дипломаты, политики и представители государства вынуждены выступать с более жестких позиций обороны государственных или национальных интересов. Стремление к прямому давлению и навязыванию своей воли, своих правил игры естественно для внешнеполитических акций. Фактор силы, вопреки политическому прогрессу до сих пор остается если не доминантой, то весьма весомым аргументом в межгосударственных контактах и переговорах, особенно открыто проступая в отношениях неравных стратегических сторон.

Глобальный политический процесс складывается из односторонних действий политических субъектов, коллективных политических или военно-дипломатических акций, межправительственных контактов и переговоров, массовых политических акций-форумов (съездов, конференций, симпозиумов), а также процессов функционирования и деятельности международных организаций, институтов. В результате многообразных во многом несогласованных действий участников межгосударственных отношений формируется некая картина политического взаимодействия с достаточно неопределенным смыслом, эмоциональным выражением которого есть чувство тревоги и неуверенности в отношении политических перспектив.

Существенной стороной мирового политического процесса, его содержанием является реализация разрозненных корпоративных стремлений его участников, итогом которых служит режим существования в целом удовлетворяющий всех этих участников, а также отчасти и удовлетворяющий ожидания народов. В содержании международной деятельности его участников следует выделять две составляющие : первая служит выражением специфического интереса субъекта, а вторая отвечает общим стремлениям или интересам всех членов мирового сообщества государствам и их гражданам. Однако вторая часть составляющей или общий интерес – категория условная, поскольку это общее выглядит слишком абстрактным и туманным, требует явного концептуально-идеологического согласования на уровне исчерпывающей и понятной всем международной декларации.

Общим ожиданиям и политиков, и народов отвечает сохранение мира , как единственного гаранта существования каких либо жизненных перспектив. Проблема предотвращения третьей мировой войны действительно находилась в центре внимания агентов мировой политики. На обеспечение мирной обстановки были направлены усилия мировых лидеров после Второй мировой войны. Именно мир как самоцель стал главным уроком из страшных потрясений и потерь тех военных лет.

Однако, мирные устремления, публично выражаемые политиками всех стран не просто результат их позитивного настроя, скорее это осознание немыслимости крупной или глобальной войны в условиях существования современных сверхмощных вооружений, использование которых может уничтожить все воюющие стороны. В современной крупной войне победителя может просто не оказаться.

Кроме того, современный мировой политический процесс служит средством обеспечения заметных глобальных тенденций и трансформаций экономического, научно-технологического, информационно-коммуникационного планов, сближающих страны и народы в более тесные формы организационного существования. Примером такого сближения служат страны Евросоюза, образовавшие тесное пространство политического, экономического и социально-культурного сотрудничества и общие органы управления, фактически превратившись в невиданную ранее федерацию народов. Ввиду такой новой реальности политика национальных элит вынуждена трансформироваться по пути гуманизации, смягчения в контексте учета интересов своих ближайших партнеров.

Именно новый виток глобальной экономической интеграции требует изменения принципов межгосударственных отношений, прежде всего, между передовыми технологическими державами и странами слаборазвитыми, традиционными поставщиками сырья и трудовых ресурсов. И здесь наблюдаются элементы сближения, и даже интеграции на уровне политического взаимодействия и экономического сотрудничества. Основным препятствием дальнейшего сближения выступают принципиальные цивилизационные и политические различия стран Запада и Востока, о которых уже говорилось, а также обострившееся соперничество за контроль над сырьевыми ресурсами, призрак дефицита которых отчетливо встал перед многими развитыми странами.

Два противоположно направленных вектора фактически влияют на общее состояние политической динамики в мире: вектор неизбежного сближения и усиления взаимозависимости и сотрудничества и вектор острой межгосударственной конкуренции в сфере контроля над ресурсами, с неизбежными попытками установления механизма глобального доминирования со стороны наиболее крупных стран в лице, прежде всего, США. Все это отражается на общем неустойчивом состоянии мирового политического процесса, чреватом неопределенностью и непредсказуемостью своей динамики, своих последствий, которые по сути, составляют главный предмет тревоги народов разных стран в смысле неуверенности в будущем человечества и будущем каждого народа.

Внешняя политика – характерный неотъемлемый атрибут каждого государства . Она выступает в форме деятельности государственных институтов и их представителей по осуществлению взаимосвязей с представителями других государств, международными организациями и другими субъектами международной политики и служит средством реализации национально-государственных интересов.

Внешняя политика отдельной страны составляет структурный элемент мирового политического процесса, выступая средством влияния государственного руководства, государственной элиты на общеполитическую динамику. Следовательно, значение внешнеполитической деятельности двояко : она направлена на решение собственных проблем государства и его граждан и, в то же время, отражается на состоянии международных связей и отношений, задевает интересы всех других участниках мирового сообщества. Поэтому, содержание и особенности политики любой страны привлекает заинтересованное внимание и граждан страны, и руководства общественности других стран, а также международных организаций.

Смысл и содержание внешнеполитической деятельности для граждан страны и ее руководства определяется ее национальными интересами . Национальные интересы – важнейшая категория для выражения фундаментальных ценностей государства, выступающих условиями его самостоятельного существования и успешного развития. Главным из них является сохранение государственной суверенности, независимости как целостного политического сообщества, члены которого имеют общие интересы.

Исчерпывающая формулировка национальных интересов страны или их концепция вырабатывается политическим руководством, правительством (с привлечением экспертов) и принимает в современных государствах форму закона, т. е. утверждается парламентом. Разработка и принятие этой концепции – процесс ответственный и длительный, основанный на глубоком изучении ресурсов и потребностей страны, он предполагает обоснование специфики интересов основных групп общества и формулировку общей системы их ценностей в исторической ретроспективе и перспективе.Обоснование системы ценностей завершается определением направлений и приоритетов деятельности государства и общества во внешней политике, способов ее осуществления, объектов сотрудничества и потенциальной угрозы для страны.

Вне зависимости от специфики страны главными задачами внешней политики выступают:

· Защита и сохранение территориальной целостности страны, обеспечение условий ее безопасного развития,

· Укрепление и развитие потенциала (экономического, военно-политического и т. д.),

· Создание благоприятного имиджа, повышения авторитета державы в глазах мировой общественности и правительств.

Эти задачи решаются через установление взаимовыгодных связей и отношений с государствами-соседями, с другими странами и участниками мировой политики. Механизм реализации внешней политики имеет достаточно сложную структуру. Со стороны государства он включает, прежде всего, деятельность законодательной и исполнительной власти. Как правило, принципиальные основы политики разрабатываются представителями правящей коалиции во главе с президентом, премьер – министром или монархом, реально являющимся главой государства. Первые лица государства, руководители парламента и правительства также осуществляют важнейшие международные контакты и переговоры по заключению соглашений с другими странами и их официальными представителями, их подписями подтверждается юридическая сила международных соглашений и союзов.

Для осуществления постоянных связей и взаимодействий, решения текущих проблем сотрудничества с зарубежными партнерами в структуре правительства создается специальный полномочный орган по осуществлению внешней политики – министерство или специальный комитет. В его структуре создаются дипломатические службы, представители которых работают в посольствах и консульствах или специальных отделениях дипломатических представительств-миссий своей страны на территории стран-партнеров. Задача дипломатов - выступать проводниками политики своей страны, представлять деловые интересы и осуществлять обмен информацией по вопросам, имеющим значение для сотрудничающих сторон.

Основными средствами реализации внешней политики со стороны государства являются:

· политико-дипломатические средства

· военные

· экономические

· культурные

· информационно-пропагандистские

Политическая деятельность полномочных представителей страны в других странах дополняется многосторонними связями и сотрудничеством на уровне гражданских групп различного направления и характера: коммерческих, научных, культурных, образовательных, экологических и др. Чем активнее и многостороннее гражданские связи и контакты, тем более основательным, надежным становится и политическое сотрудничество государств и народов.

Внешняя политика не является постоянной и устойчивой доминантой государственной жизни. Ее характер и содержание подвержены изменениям, в основе которых лежат как внутригосударственные факторы, так и международные, в том числе, зависящие от характера отношений с государствами – партнерами. Наличие в стране внутреннего экономического или политического кризиса может повлечь ослабление авторитета страны и ее руководства и соответственно привести к снижению ее внешнеполитической активности. Ярким примером такого рода является прекращение дипломатических отношений, отзыв послов из многих государств, республикой Сербией в феврале 2008 года, после признания некоторыми странами самопровозглашенной независимости Косова – бывшей территории республики.

В зависимости от состояния государства и его политической активности на международной арене выделяются несколько форм реализации внешней политики: активная – для развитых и авторитетных стран; пассивная или приспособительная – для слабых или полузависимых стран; агрессивно – экспансионистская для стран, стремящихся к расширению своих территорий или имеющих претензии к государствам – соседям; консервативная – политика защиты ранее завоеванных международных позиций с попытками не допустить их ослабления.

Очевидно, что деятельность государственных институтов и представителей в сфере международных отношений теснейшим образом связана с внутригосударственными процессами. Однако на проблемы взаимосвязи внутренней и внешней политики государства и на уровень их значимости для народа не существует единой научной точки зрения. По мнению одних, решающее значение принадлежит внутренней политике как основному направлению деятельности государственного руководства. По мнению других, приоритетное значение имеет внешнеполитические отношения с точки зрения обеспечения интересов народа и государства. По мнению третьих, оба направления в равной мере существенны для благополучия и обеспечения безопасности граждан.

В основе такого расхождения позиций лежат объективные причины, связанные с реальным изменением положения внутри государства и за его пределами, что и определяет изменение приоритетов в деятельности государственной элиты. Очевидно, что в условиях глубокого внутреннего кризиса в стране, правящим группировкам необходимо сосредоточить внимание на преодолении этого кризиса, отодвинув на второй план внешнеполитические потребности и интересы. И, наоборот, в условиях потенциальной угрозы извне, следует больше прикладывать усилий для урегулирования внешних проблем, возможно жертвуя для этого внутренними потребностями общества.

В этой проблеме выделяется аспект политического спекулятива для правящей группировки, которая может манипулировать внешнеполитическими факторами своего положения во имя укрепления своих внутренних позиций, отвлекать граждан мнимой угрозой со стороны другого государства для оправдания своих просчетов и своей возможно слабой политики в интересах общества. Таких примеров переведения внимания общества в сферу внешней агрессии (потенциальных или реальных угроз) политическая история знает множество. Полна ими и история ХХ века. Встречаются они и в наши дни, когда политики для поднятия своего авторитета или рейтинга во мнении граждан создают фантомы угроз и опасностей. Самый яркий образец такой политической идеологии спекуляций на внешних угрозах демонстрирует много лет подряд политическое руководство США. Самый последний пример – их агрессия против Ирака и его лидера Саддама Хусейна как главного идеолога международного терроризма по оценке президентской администрации Америки.

Самым важным аспектом внешнеполитической стратегии современных государств и государственных элит является ее включение в контекст мировых общегуманистических ценностей. Речь идет о сочетании национальных интересов страны с интересами всех членов мирового сообщества во - первых , и соответствия внешнеполитической стратегии государственного руководства реальным интересам основной массы своих граждан, а не корпоративным целям правящих группировок или мощных финансовых структур, во – вторых.

К сожалению, будучи составной частью мирового политического процесса, внешнеполитическая деятельность государственных институтов и их представителей не защищена от проявлений корпоративного эгоизма, присущего политике любого рода. И в этом – главное, в общности внешней и внутренней политик как проявления и действия коллективно-групповых установок.

Под международными отношениями понимается комплекс политических , экономических, культурных, правовых, идеологических и других связей и взаимодействий между государственными институтами, политическими и неполитическими, организациями и общественными движениями, действующими на международной арене. Политические отношения и международная политика , следовательно, представляют лишь часть общей совокупности международных связей, занимая в этой совокупности ключевое положение. В свою очередь, направление и содержание мировых политических взаимосвязей определяет внешняя политика государств и их правительств.

Само определение международные, используемое для характеристики межгосударственных связей и отношений,предполагает активное участие в их осуществлении представителей не только официальных органов власти, но гражданских групп и объединений, представляющих интересы массы населения страны или народа. О таких широких взаимосвязях простых граждан речь может идти только применительно к современной истории, т. е. ко времени, когда в развитых странах стало полноценно функционировать гражданское общество . Только граждане, наделенные реальными правами и свободами и живущие в демократическом государстве, обладают возможностью выступать полноценными и полномочными представителями своих народов, различных групп и слоев общества.

Поэтому международные отношения складываются в качестве итога политического развития мира, демократии и гражданско-правовых отношений. Политика представляет и сегодня основную доминанту этих отношений, поскольку взаимодействие неправительственных групп и организаций прямо связано с особенностями внешней политики государств, спецификой их политических режимов.

Полномерные и свободные гражданские связи складываются как правило по линии взаимоотношений демократических стран, где ограничения свобод минимальные. Наоборот, жители недемократических государственных систем могут вступать в контакты с гражданами других держав в основном с санкции и под непосредственным контролем государственных структур. Вследствие чего международные отношения со стороны недемократических государств и в отношении этих государств со стороны вполне демократических стран имеют политизированный характер, т. е. официальный или формально-правовой.

В сложившейся на сегодня структуре международных связей можно выделить два неравновесных потока , обусловленных наличием в них различной политической доминанты или уровня их демократичности . Первый поток взаимосвязей осуществляется в контексте контактов представителей недемократических стран, в том числе, с гражданами разных политических и государственных режимов. Второй – разворачивается на стыке гражданских обменов представителей развитых демократических держав. Отличие двух типов отношений – в степени их политизации, в качестве гражданской представительности или уровня свободы, характерной для поведения представителей разных политических режимов.

В конечном счете, это и означает на самом деле, что вопреки расширяющимся международным гражданским связям, в их содержании продолжает превалировать политическая целесообразность . Руководство многих государств прекрасно осознает ситуацию, хотя и пытается нередко деятельности своих гуманитарных организаций и миссий за рубежом придать совершенно невинный, якобы политически незаангажированный характер. Пока мир представляет неоднородную в политическом плане общность государственных наций, международные отношения будут нести на себя отпечаток особенностей политики и политической стратегии руководства наций, т. е. служить в основном национально-государственным или политическим интересам как приоритетным.

Вопрос о структуре международных отношений представляется наиболее сложным, поскольку таковую невозможно сегодня представить достаточно четко и определенно. С одной стороны, это обусловлено отсутствием целостной их системы , с другой, тем обстоятельством, что реально существующие международные связи образуют несколько многоуровневых комплексов динамичных взаимодействий со множеством участников. Различные совокупности этих взаимодействий подчинены разным целям, руководствуются различными принципами и отличаются механизмами функционирования.

Основание структуры мировых связей образует мировое сообщество национальных государств, число которых составляет около 220 и продолжает изменяться. Пример этому - провозглашение независимого государства Косово в феврале 2008 года, суверенитет которого еще не получил признания большинством стран мира. Имеется целый ряд стран, в том числе на территории бывшего СССР, чье стремление иметь независимость также не встречает поддержки мирового сообщества. Следовательно, не все ныне существующие геополитические, территориальные образования являются признанными международным правом и правительствами многих стран, а потому не могут выступать авторитетными и полноправными участниками мировой политики.

Из общего числа стран менее 200 являются членами ООН – самой авторитетной мировой межгосударственной организации, которая, тем не менее, не является полномочным регулятором межгосударственных отношений и выражает во многом интересы наиболее влиятельных держав и их правительств. Некоторые из ее ведущих членов сами действуют часто в обход актов и решений ООН. Пример тому – агрессия США против Ирака в 2003 году, осуществленная вопреки согласию и поддержке многих стран-членов ООН, в частности, вопреки позиции России и Китая.

Помимо сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций и ее институтов, большинство государств мира взаимодействуют самым тесным образом в других геополитических межгосударственных организациях, военно-политического и политического характера. Самыми крупными из них являются: НАТО , военно-политический блок стран Западной Европы, США и Канады; Лига Арабских Государств, Организация Африканского единства, Организация Американских государств, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и др. Крупнейшей международной политической структурой является Движение Неприсоединения, объединяющее более 100 стран Азии, Африки и Латинской Америки, ведущее положение среди которых занимают Индия и Мексика.

Кроме мировых и субконтинентальных союзов и организаций существует множество региональных межгосударственных организаций и ассоциаций политического и социально-экономического сотрудничества. Пример многосторонних связей являет и международная деятельность Украины, которая является членом многих международных союзов и организаций разного уровня. Украина выступает полномочным членом ООН и Парламентской Ассамблеи Совета Европы, а также членом региональных союзов: СНГ, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), членом межгосударственной ассоциации стран Центральной Европы и стран Балтийско-Черноморского региона и др.

Важнейшей и самой прочной составляющей международных связей являются двухсторонние межгосударственные отношения, характеризующиеся разносторонним сотрудничеством, как правило, имеющим долговременный характер. Их опорой выступают договоры о дружбе и сотрудничестве, а также совместной организации военной агрессии от третьих стран. Подобный договор существует между Украиной и Россией.

Относительно самостоятельный элемент структуры международных связей образует деятельность неправительственных , гражданских объединений, организаций, движений, инициативных групп. Они создаются и действуют по разным сферам и направлениям международных проблем: политических, экологических, правозащитных, культурно-образовательных и других. К таковым относятся международные женские организации и движения, молодежные, студенческие, религиозные, экологические, культурные и другие объединения.

В последние десятилетия ХХ века на международной арене сформировалось новое направление или гражданское движение, целью которого является давление на государственное руководство и правительства развитых стран для принятия решительных мер по решению так называемых глобальных проблем. Глобалисты, т. е. участники этого движения требуют принятия серьезных государственных мер по охране окружающей среды, а также по оказанию помощи слаборазвитым странам, по перераспределению ресурсов в пользу бедных народов и стран. В целом, рост влияния гражданских общественных движений на решение наиболее актуальных социально-экономических и экологических проблем – одна из ярких тенденций современного этапа развития международных отношений.

Преобладание политических связей и приоритетов в структуре межнациональных взаимоотношений означает, что их главными агентами или участниками по-прежнему являются полномочные представители государства, его руководство и представители официальных политических структур, вместе представляющие политическую элиту нации или народа. Политическая элита, как уже отмечалось ранее, бывает часто не способна, либо не заинтересована представлять интересы всех групп общества в своих межгосударственных связях, а действует в собственных, узко корпоративных интересах.

Поэтому, понятие международные отношения , не дает возможность адекватно представить и выразить содержание всего многообразия политических и неполитических отношений людей из разных стран. Скорее наоборот, оно выступает своеобразным инструментом идеологических манипуляций над гражданами и народами, средством прикрытия политических стремлений доминирующих национальных группировок, выступающих главными субъектами международных отношений. Главное представляется ясным - сами народы как самостоятельные и полноценные субъекты межгосударственных отношений в настоящее время не представлены на международной арене или в комплексе так называемых международных отношений .

Есть все основания не согласиться с общепринятой точкой зрения на то, что именно государства выступают главными субъектами или участниками международных отношений. Если рассматривать государство в чисто политологическом контексте как организацию или институт политической власти, то следует принять во внимание, что его представляют господствующие политические группы, контролирующие власть. В этом случае очевидным становится, что именно представители таких элитных групп и определяют от имени народа и государства содержание и направление развития отношений с другими субъектами международной жизни. Естественно, представительство политических группировок и лидеров в международных структурах и взаимосвязях далеко не всегда служит интересам всей массы граждан соответствующих стран.

Иллюстрацией такого неадекватного поведения политических группировок страны и ее лидеров, является международный опыт украинской политики. На протяжении последних лет мы являемся свидетелями несогласованных действий лидеров политических партий и групп, выступающих от имени народа Украины за рубежом, в том числе и в роли официальных ее представителей в структуре Европарламента и ООН. Первые лица государства часто демонстрируют несогласованные политические декларации и действия, стратегически резко противоречащих друг друга, а также и мнению украинских граждан. Такое поведение лидеров страны ставит в тупик не только многих украинцев, но также и зарубежных политиков, вызывая с их стороны недоверие и настороженность.

Сложившиеся на рубеже ХХ1 века международные отношения не обладают системной целостностью и стабильностью, образуя сложное сплетение, во многом обусловленное сложившейся структурой политических отношений. Они регулируются межправительственными соглашениями, международными договорами и правовыми актами, юридическая сила которых подлежит утверждению каждого государства. Многие из стран, точнее, правящие их группировки, не признают (не ратифицируют) важнейшие международные договоры и решения межправительственных органов, в том числе и ООН. Таким способом государства пытаются защитить себя от нежелательных политических, идеологических и духовных влияний других стран, стран - конкурентов и их политических культур.

В условиях отсутствия единой нормативной основы международного сотрудничества граждан его основанием выступают определенные правила или принципы , регулирующие поведение и взаимоотношения индивидуальных и групповых участников, и складывающиеся естественно-исторически, т. е. на протяжении многих десятилетий политической эволюции мирового сообщества. Эти правила можно с определенной долей условности подразделить на политические и неполитические. О политических принципах отношений необходимо говорить в связи с взаимодействием полномочных представителей государств и их правительств.

В политических взаимосвязях и контактах наиболее отчетливо проявляется неравенство участников, вернее государств, авторитет которых представляют договаривающиеся стороны. Поэтому политические отношения являются своеобразным соревнованием за лидерство, стремление к навязыванию своей позиции или мнения партнеру. Именно принцип баланса сил на протяжении истории ХХ века служил руководящим законом международной политики, определял поведение и сильных и слабых стран, поведение их правительств.

Для крупных стран естественным считалось принуждение своих партнеров к неравноправным отношениям и зависимости путем использования прямой угрозы или военно-политического шантажа. Для малых стран естественной реакцией на силовое давление было стремление заручиться поддержкой другого авторитетного государства либо следовать политике более авторитетного партнера. В попытке обеспечить свою безопасность, каждая страна вынуждена была стремиться к обладанию дееспособной армией и большими запасами оружия, следствием такого положения стала многолетняя гонка вооружений , соревнование между странами и международными военно-политическими союзами за превосходство во владении современными видами вооружений. К сожалению, в начале ХХ1 века гонка вооружений по-прежнему выступает важным фактором развития международных отношений.

На рубеже 90-х годов прошлого столетия, в условиях развернувшейся в СССР перестройки и демократизации политической жизни, завершившейся крушением этой огромной державы, начала складываться концепция нового мирового порядка. Его идея основывается на переходе к новым принципам организации международной жизни, основанным на учете интересов всех ее участников и отказе от любых форм использования насилия или диктат а по отношению к малым странам и народам, вне зависимости от их политического режима. Незаинтересованность в новом политическом порядке продолжают демонстрировать многие, в том числе демократические, правительства, в частности, США.

В комплексе неполитически х взаимосвязей важное место занимают экономические отношения, субъектами которых являются представители государственных и негосударственных или гражданских коммерческих организаций и структур. Их руководящим принципом выступает прагматизм или взаимная выгода , что дает возможность агентам этих взаимосвязей выступать на более равноправных основаниях. Однако и в торгово-коммерческой сфере для крупных экономических систем, более высокотехнологичных держав, существует возможность навязывать свою волю финансово-экономичным группировкам и фирмам из слаборазвитых стран с преобладанием сырьевой экономики.

Глобальная демократизация мирового политического процесса привела к активизации всего спектра международных , культурных связей и отношений , в особенности вызванных развитием научно-информационных технологий и потребностями универсализации образовательной подготовки молодежи всех континентов. Сотрудничество в так называемой гуманитарной сфере опережает прямые экономические и политические контакты представителей общественности разных стран. Однако и на этом уровне человеческих контактов не все обстоит благополучно. Научно-техническое и технологическое превосходство развитых стран ставит их в выгодное положение законодателей технических и культурных новинок и тенденций.

Символом такого культурного диктата стал Голливуд - Американская империя производителей кинофильмов. Возможности этой империи позволяет тиражировать низкопробную и дешевую кинопродукцию массового потребления во все страны и регионы мира, распространять стереотипы и стандарты вульгарной коммерциализированной культуры и вытеснять национальные, культурные традиции. Таким образом, расширение возможностей культурного взаимодействие для многих малых народов и культур фактически означает начало их исчезновения, вопреки идеологическому лозунгу гуманизации международных отношений.

Все отмеченные факторы и противоречия в сложном комплексе международных гражданских контактов, отношений, тем не менее, не в состоянии остановить процесс их расширения и развития, а также все большего их выхода за рамки официального государственно-политического контроля. Именно деятельность неправительственных групп и объединений выступает серьезной движущей силой демократизации и гуманизации международного пространства, способствует укреплению мирного режима сосуществования стран и народов.

Важнейшее место в международных отношениях занимает деятельность интернациональных общественно-политических и общественных объединений и движений. Они создаются и функционируют, как правило, помимо прямых директив или участия официальных правительственных структур, инициативными усилиями граждан и гражданских групп. Члены такого рода группировок адресуются, прежде всего, к группам граждан, авторитетным деятелям культуры других стран по вопросам организации совместных движений и массовых акций по разрешению важных общезначимых проблем.

ВВЕДЕНИЕ

Международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).

Выбранная тема, несомненно, является актуальной, т.к. международные отношения являются взаимовыгодной основой экономических, политических, культурных и других взаимосвязей между государствами, а также оказывают непосредственное влияние на развитие этих сфер.

Причинами развития международных отношений являются:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах

3. Характер политических отношений

4. Различный уровень научно-технического развития

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий

Цели и задачи данной работы: рассмотреть структуру международных отношений, изучить виды, формы, принципы таких отношений, понять их сущность.


1. Сущность, понятие, субъекты международных отношений.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.

Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.

Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Субъекты международных отношений - это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

Национальные государства

Международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;

Транснациональные корпорации;

Религиозные объединения;

Общественно-политические движения.

Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Среди субъектов международных отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяется экономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными,отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.

Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.

Понимание системы международных отношений только как "естественного", "предгражданского" состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не "джунгли", не "война всех против всех", но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и "плюрализм суверенитетов", расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство

Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его "критерием локализации". В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как "совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ". Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений

2. Классификация международных отношений.

Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа:

1. Классический тип, опирающийся на "равновесие сил" государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война - основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.

2. "Холодная война", вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.

3. "Мирное сосуществование", пришедшее на смену "холодной войне". Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.

4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.

В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.

3. Виды международных отношений.

Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

4. Формы международных отношений.

Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений:

а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей - научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.;

б) международное действие - совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.;

в) международной взаимодействие - социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого;

г) международная зависимость - форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

5. Уровни международных отношений.

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали – масштабные уровни:

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

По горизонтали – групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.

6. Принципы

Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности. К основным принципам относятся:

Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;

Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;

Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;

Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;

Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;

Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.

В Уставе ООН зафиксированы также: Принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип мирного разрешения международных споров; Принцип всеобщего уважения прав человека; Принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что основная идея внешнеполитической деятельности государства - мирное сосуществование и обеспечение коллективной безопасности. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях наряду с задачей предотвращения ядерной войны, сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов, поэтому указанная проблема становится одним из аспектов международных отношений, который рассматривается в качестве дополнительного принципа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве обобщений в теоретическом исследовании можно заметить, что сегодня для всех стран международные экономические отношения играют большую роль.

Установление и развитие таких связей способствует интеграции стран в мировое хозяйство, с тем, чтобы каждая страна ощутила значимость своего потенциала, смогла развивать свои базовые хозяйственные направления и обеспечивать ресурсные потребности национальной экономики.

Международные отношения сегодня - это целый комплекс отношений. Они развиваются в различных областях социума, эти отношения затрагивают торговлю, обмены, инвестиции, оказание услуг, сотрудничество и взаимообмен.

К результатом взаимодействия стран между собой можно отнести:

· дальнейшее углубление международного разделения труда;

· экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

· интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

· дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

· увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

· успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

· расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Цыганков, П.А. Международные отношения/ П.А. Цыганков - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/tork/01.php

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki

Международные отношения можно обозначить как совокупность различных политических, экономических, социальных и экологических взаимоотношений между суверенными странами, международными организациями, неправительственными организациями, международными корпорациями и общественными учреждениями на глобальном, региональном или международном уровнях.

Первая образовательная программа по международным отношениям появилась в 1919 году в университете Aberystwyth в Великобритании для изучения причин начала разрушительной Первой мировой войны.
Международные отношения предполагают множество специализаций в самых разных областях, например, в международной безопасности, в политической экономии, в переговорном процессе, в исследованиях и т.д.

Теория

Довольно большой процент поступающих на программу по международному образованию привлекает возможность интенсивного изучения двух иностранных языков, благо в учебный план каждой такой программы это входит (в некоторых вузах, например, в МГИМО, иногда изучают даже три языка). Студентов учат навыкам перевода, организации международных событий, составлению дипломатических документов, переговорам, конфликтологии, дипломатическим отношениям, PR и GR и т.д.

Если в бакалавриате преподаются основные фундаментальные дисциплины, но в начинается более узкая специализация. И здесь уже все зависит от вуза. В НИУ Высшая школа экономики, например, можно специализироваться на мировой экономике, европейских и азиатских исследованиях, международном бизнесе или международных отношениях в Евразии. ИБДА РАНХиГС предлагает ряд программ в области международного менеджмента, от бакалавриата до . Другое подразделение РАНХиГС (Международный институт государственной службы и управления) готовит специалистов и магистров по программе «Зарубежное регионоведение». Существенно отличаются по наполнению программы факультета мировой политики и факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова. Понятно, какую специализацию имеет программа «Международные отношения» в Институте энергетической политики и дипломатии МГИМО.

Работа

Безусловно, карьера в области международных отношений – это интересно, перспективно и заманчиво. Однако важно правильно выбрать специализацию и место работы. Самый простой и логичный способ – это Министерство иностранных дел. Однако зарплаты здесь очень невысокие, а серьезных карьерных продвижений можно ждать долго. Куда перспективнее работа в крупных международных компаниях, однако помимо знания иностранных языков хорошо бы обладать еще какой-то смежной специальностью, например, в области экономики, управления или юриспруденции. Именно поэтому специальность «Международные отношения» популярна на втором высшем образовании или в магистратуре, а те, кто получил ее в бакалавриате, часто идут за дополнительным образованием.

Естественно, работа в области международных отношений, независимо от организации, предполагает частые командировки. Нередко карьера выпускника такой программы развивается дальше в области международной журналистики, политологии или на переводческом поприще.

Поступление

Чтобы поступить на программу бакалавриата по профилю «международные отношения», необходимо сдавать ЕГЭ по истории (профильный), русскому языку и один из трех на выбор вуза – географию, обществознание или иностранный язык. Иногда вуз также требует и четвертый экзамен – по иностранному языку или географии.

Вузы и направления

Многие российские вузы гуманитарной направленности предлагают бакалавриат, и в области международных отношений.

Собственно по программе «Международные отношения» можно учиться в НИУ «Высшая школа экономики», МГЛУ, РАНХиГС (факультет международных отношений; Институт бизнеса и делового администрирования и Институт менеджмента и маркетинга), РГСУ, МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет мировой политики и факультет глобальных процессов), МГИМО (три программы – на факультете международных отношений, факультете политологии и в Международном институте энергетической политики и дипломатии), МИФИ, РГГУ, РУДН, Дипломатической академии, Институте стран Востока.

Кроме того, довольно распространены такие специальности, как «Востоковедение и африканистика» (НИУ ВШЭ, МГУ (Институт стран Азии и Африки), РГГУ) и «Зарубежное регионоведение» (МГЛУ, РАНХиГС, РГСУ, Институт мировых цивилизаций, МГУ (факультет иностранных языков и регионоведения), РГГУ, РУДН).

Общайтесь с представителями вузов лично

Как видно, и вузов, и программ по данной специальности великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в или .

Международные отношения представляют собой систему экономических, политических, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. В связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке, наряду с понятием "внешняя политика", стал использоваться термин "международная политика" .

Виды международных отношений различают по сферам общественной жизни - экономические, политические, культурные и т. д. или по взаимодействующим участникам - межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т. п.

Уровни международных отношений определяют чаще по геополитическому признаку: глобальный (общепланетарный), региональный (азиатский, европейский и т. д.), субрегиональный (ближневосточный и др.).

По степени напряжённости международные отношения могут быть в состоянии стабильности и нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.

Элементы системы международных отношений называют акторами, участниками, субъектами. Иногда субъектам придают инициативный характер, а участникам - исполнительный, но чаще слова "акторы", "участники", "субъекты международных отношений" употребляют как слова-синонимы.

Основными участниками международных отношений большинство исследователей считают государства и межгосударственные (международные) организации. Государство - основной субъект международного права. Через государство осуществляются национальные интересы на международной арене, суверенитет, безопасность. От государства зависит существование и деятельность международных организаций.

Сегодня часто можно слышать в обыденной речи такие понятия, как международные отношения, международная политика и внешняя политика. Они часто употребляются как слова-синонимы, но с научной точки зрения между ними есть различия.

Если международные отношения представляют собой совокупность всех связей и взаимоотношений: экономических, культурных, политических, между народами, государствами, объединениями государств, то внешняя политика - это деятельность государства за пределами своих национальных границ, его общий курс в международных делах. А международная политика включает в себя деятельность самых различных субъектов международных отношений: от государств, межгосударственных объединений и организаций, партий и общественных движений, культурных, религиозных, спортивных и других организаций до частных лиц. Она реализует свои разнообразные интересы при помощи самых различных средств.

Делая вывод по проблеме категорий, можно сказать, что международные отношения шире понятия "международная политика", так как под "международными отношениями" мы подразумеваем не только политические, но и экономические, культурные, идеологические и т. д.

Внешняя политика характеризует внешнюю деятельность одного государства, а международная политика - многих государств и негосударственных организаций.

Внешняя политика может осуществляться государством в различных формах, и прежде всего, в виде дипломатических отношений. Россия сегодня имеет дипломатические отношения со 150 государствами (всего в мире 201 государство).

После окончания Второй мировой войны сложился так называемый "биполярный мир", когда две могущественные державы начали контролировать и регулировать взаимодействие в пределах своих сфер влияния. Такими державами явились страны-победительницы во Второй мировой войне - США и СССР. На планете сложилось два полюса силы в международных отношениях, которые, опираясь на свою экономическую и военную мощь, создали блоки государств: один социалистический, а другой капиталистический.

Были созданы Североатлантический договор (НАТО) в 1947 году, куда вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция и Турция (1952 г.), ФРГ - Германия (1955 г.). Из военной организации вышли Франция (1966 г.), Греция (1974 г.), Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО в 1999 году. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе. Варшавский Договор был создан в мае 1955 года, он просуществовал до декабря 1989 года. В него вошли: СССР (на долю которого приходилось более 90 % военных расходов), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания (до 1968 г.). Штаб-квартира Варшавского Договора находилась в Варшаве.

Идеологическое, политическое противоборство и военное противостояние - вот основные характеристики отношений между двумя лагерями, что в ряде случаев выливалось и в военные конфликты. Например, 1950-е годы - это Корея; конец 1950-х-начало 1960-х гг. - это Куба; 1960-1970-е гг. - Вьетнам; а 1980-е гг. - Никарагуа, Гренада.

Такая специфическая особенность, как биполярность наблюдалась в международной политике на протяжении почти полувека. Она потеряла свое значение с распадом СССР и исчезла в международных отношениях. Поэтому вместе с окончанием "холодной войны" в мире происходит и изменение всей системы международных отношений.

Следует заметить, что до сих пор не создано ещё ни нового мирового порядка, ни системы безопасности, так как возникшая "многополюсная" система мира имеет далеко не завершённый характер. И это связано прежде всего с тем, что США, как одна из супердержав, претендуют на роль мирового арбитра, точно так же, как и Россия, и европейские государства. Китай также пытается претендовать на роль глобальных держав.

Но при всём этом глобальный беспорядок приобретает черты пирамидальной геополитической модели, где доминирующее положение занимает геополитический управленческий центр. А он состоит из ведущих государств атлантической цивилизации.

Основой Управленческого центра является принцип демократического монополизма. Его содержание представляет собой монопольную супердержавную власть США, а демократическая составляющая заложена в коллективе стран большой "семерки". Хотя существует и большая "восьмёрка", и туда включена и Россия, но пока она не получила допуска к принятию важнейших решений.

Управленческий центр оказывает важное влияние на все области международного общественного развития, такие как: финансы, экономика, торговля, информация, военная сфера.

Сегодня, помимо Управленческого центра, всё возрастающую роль в мире начинают играть и международные организации, которые представляют, кроме государственных, ещё и частные интересы, т. е. интересы бизнеса.

Соединённые Штаты играют доминирующую роль в Международном валютном Фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ), Международном банке реконструкции и развития (МБРР), Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, США представлены в 50-60 ведущих транснациональных корпорациях мира, при этом они руководят различными мондиалистскими структурами, различными частными клубами, фондами, ассоциациями и т. д.

Эта система глобального управления (СГУ) сегодня связана с проблемой ограниченности ресурсов планеты, поэтому многие политологи, социологи считают, что в ближайшие 100-150 лет потребности человечества перерастут скромные земные ресурсы.

Существуют самые различные прогнозы, связанные с будущим международных отношений и мирового порядка.

Первая модель говорит о том, что мир будет оставаться в качестве биполярной антагонистической модели, только место СССР займёт социалистический Китай (к 2025 году ему пророчат I место в мире по ВНП).

А третья - это многополюсная модель, имеющая несколько центров силы в мире: США; Европейский Союз; Евразийский Союз - Россия, Китай, Индия.



Закрытие ИП