Как оформить совместительство в трудовой книжке. Как оформить работу по совместительству? Запись в трудовой книжке по совместительству: образец. Увольнение при внешнем совмещении

Еще в давние времена люди учились совмещать виды деятельности . Мужчины одновременно воевали и занимались ремеслом, женщины были прачками и кухарками. Сегодня времена изменились, но желания зарабатывать больше, а не довольствоваться меньшим не отпало. Многие граждане ввиду разных причин пытаются устроиться на работу, а потом еще на одну, видя, что первая занятость не приносит нужный доход.

Кончено, такая работа имеет свое название, такое как совмещение и этому вопросу посвящена далеко не одна статья Трудового кодекса.

Совмещение должно быть не только грамотно осуществлено работником, но также грамотно зафиксировано работодателем.

Ведь работнику по каждой его должности идет трудовой стаж в пользу пенсионных накоплений , а работодатель может, как поспособствовать тому, чтобы они активно набирались, так и наоборот, сделать так, что пенсионные накопления вовсе не пойдут в счет работнику вследствие неправильного оформления в трудовой.

Также необходимо не только грамотно фиксировать принятие работника по совместительству на работу, но также грамотно вписать информацию о его увольнении. О том, как правильно зафиксировать увольнение с работы по совместительству и прочих нюансах данного вопроса мы расскажем в этой статье.

Как происходит увольнение по совместительству?

Существует несколько видов совместительства , но самые распространенные и популярные категории совмещения , это, безусловно, внешнее и внутреннее . Давайте рассмотрим каждый из этих видов и порядок внесения записи об увольнении в каждом из них.

Внешнего совместителя

Кто такой внешний совместитель? Это работник, который работает одновременно на двух работах, которые не пересекаются друг с другом по времени, так сказать без ущерба для работодателей.

Внешним такое совместительство называется, потому что работник осуществляет свою трудовую деятельность в двух разных организациях.

Увольнение в трудовой книжке оформляется следующим образом. Для начала ставится порядковый номер, затем дата. В информации о работе пишется название организации, а уже после факт увольнения и причина.

Почему запись об увольнении совместителя начинается с наименования организации?

Так как работник работает одновременно у двух разных работодателей, то если в записи не поставить наименование организации, будет не совсем понятно, откуда именно уволился работник. Этот небольшой нюанс стоит в первую очередь помнить, как работодателям так и сотрудникам отдела кадров.

Внутреннего совместителя

Что касается внутреннего совместительства, то в первую очередь оно должно заключаться в том, что работник совмещает два вида работы на территории одной организации, а значит и у одного работодателя .

Для того чтобы правильно внести запись в трудовую книжку об увольнении не стоит делать акцент на наименовании организации. Вы просто пишете наименование должности с которой производится увольнение и причину.

На какие нормативные документы опираются?

Увольнение по совместительству не может произойти просто, не найдя свое отражения в документах организации.

Так, к примеру, для начала, прежде чем факт увольнения свершится по организации, должен быть издан соответствующий приказ от имени работодателя.

В данном приказе будет сообщаться об увольнении сотрудника, причине и должности которая освобождается с его уходом.

При увольнении сотрудника также нужно опираться на локальные нормативные акты, которые были изданы организацией. Увольнение не должно противоречить изданным приказам . Трудовой договор также прекращает свое действие в момент, когда одной из сторон было решено разорвать трудовые отношения.

При увольнении сотрудника необходимо опираться на статьи Трудового кодекса.

Как правильно внести запись в трудовую книжку?

При увольнении по совместительству очень важно правильно вписать информацию в трудовую книжку. К сожалению не все работодатели и сотрудники отдела кадров знакомы с основаниями внесения подобных записей, и не разу в жизни не сталкивались с примерами таких записей.

Поэтому частенько и сотрудники отдела кадров, и работодатели ошибаются при вписании записи в бланк трудовой, тем самым создавая возможность смены трудовой работника. Давайте вместе рассмотрим как правильно должна выглядеть запись об увольнении по совместительству.

Формулировка записи

Запись в трудовой книжке должна начинаться с порядкового номера . Далее следует дата, которая ставится в день последнего рабочего дня сотрудника. Далее мы должны расшифровать запись об увольнении.

Вначале строки мы ставим запись о том, в какой организации осуществлял свою трудовую деятельность работник. Далее мы пишем фразу «уволен с такой то должности по совместительству…».

На этом внесение информации об увольнении в трудовую книжку не заканчивается. В следующем столбце ставится дата и номер приказа, который был вынесен по организации по факту увольнения работника.

Также не забывайте заверять запись соответствующей печатью организации и подписью ее руководителя . Только после этого можно с уверенностью сказать, что запись сделана правильно.

Образец записи в трудовой книжке при увольнении по совместительству.

Заключение

Увольнение работника по совместительству должно найти свое отражение в трудовой книжке. Законодатель предусмотрел эти вопросы и подробно раскрыл их в ряде нормативно-правовых документов. Ваша задача – быть при работе с трудовой максимально внимательными и аккуратными , ведь по сути от того, как сделана запись в трудовой будут судить о вашей организации и ее руководители в частности. Поэтому ваш престиж в ваших же руках.

Российское законодательство разрешает работать человеку на нескольких работах – это называется “совместительство”. По желанию данные о его работе по совместительству могут быть внесены в его трудовую книжку. Как происходит такая запись и что для этого нужно, будет подробно рассказано в этой статье.

Запись в трудовой книжке о внешнем совместительстве регулируется Инструкцией №69 Министерства труда и социальной политики РФ от 10.10.2003г. В ней сказано, что запись может сделать только специалист ОК того предприятия (назовем его основного), где у работника имеется основное место работы. Запись о работе по совместительству делается на основании приказа, подписанного руководителем этого предприятия.


Для того чтобы на основном предприятии издали такой приказ, работник должен обратиться с заявлением о внесении записи в его трудовую книжку. К заявлению он должен приложить два обязательных документа: справку с места работы по совместительству и копию приказа о том, что он был принят там на работу.

Образцы этих документов вы можете увидеть у нас:


Запись в трудовую книжку о работе по совместительству вносится сразу после записи об основной работе. Порядковый номер этой записи будет на одну единицу больше, чем номер записи об основной работе. Дата приема на работу по совместительству указывается такая, как в приказе о принятии на эту работу. В основной графе “Сведения о работе” делается запись о том, что работник работает в другой организации по совместительству, при этом указывается его должность, отдел и наименование самого предприятия. В последней графе указывается номер и дата приказа, по которому человека оформили на работу по совместительству.


Если работник вовремя не позаботился о том, чтобы в его трудовой была сделана запись о совместительстве, может сделать это и позже. Даже после того, как он уволился с основного места работы, в отделе кадров обязаны сделать такую запись по его позже написанному заявлению и предоставлению им всех необходимых документов.

Отечественные нормы трудового права прямо обязывают организации и предпринимателей, использующих наемный труд, правильно и своевременно производить оформление всех необходимых документов. Записи о начале исполнения должностных обязанностей следует вносить в трудовую книжку. Исключение составляют совместители, сведения о работе которых вносятся по желанию гражданина. Следует отметить, что образец записи в трудовой книжке о совместительстве нормами российского законодательства не утвержден.

Оформление на работу совместителей

Отношения между работодателем и физическим лицом оформляются трудовым договором. Данное правило является обязательным и применяется и к гражданам, работающим по основному месту, и к совместителям.

Следует отметить, что при трудоустройстве работник должен передать предприятию для ознакомления документы, перечень которых содержится в статье 65 ТК РФ . Одним из них является трудовая книжка.

Однако для совместителей нормами статьи 283 Кодекса предусмотрена обязанность по предоставлению только паспорта и документа о квалификации, образовании. Просить какие-либо иные документальные подтверждения работодатель не может.

Из сказанного следует, что не требуется предоставление трудовой книжки совместителем при оформлении на работу.

Вне зависимости от того, является ли работник основным или совместителем, его трудоустройство оформляется приказом организации или предпринимателя.

Виды совместительства

По общему правилу, запись о совместительстве должна располагаться под информацией о приеме на основное место работы. Такие данные предшествуют сведениям об увольнении с должности, которая является для гражданина основной.

Неисполнение указанного требования может повлечь для предприятия негативные последствия, предусмотренные отечественными нормами права.

Согласно действующему трудовому законодательству каждый работодатель обязан правильно организовать на предприятии или в организации учёт, ведение, хранение и выдачу трудовых книг. Всеми перечисленными вопросами занимается сотрудник, назначенный приказом руководства согласно Правилам, установленным правительственным постановлением под номером 225 от апреля 2003 года.

При оформлении трудовых книг сотрудники кадрового отдела ориентируются как на трудовое законодательство, так и на внутренние инструкции, принятые на конкретном предприятии.

Внутреннее совместительство

При приеме на работу

Совместительство внутреннего типа, оформленное документально, налагает дополнительные социальные обязанности на работодателя. Например, он обязуется вносить страховые суммы за работника по основному и дополнительному рабочему месту. Поэтому руководители больше склоняются в пользу , когда с работником не нужно заключать отдельный договор и вносить запись в трудовую книгу.

Однако такая возможность не всегда доступна руководству - работник может отказаться брать на себя дополнительные обязанности без освобождения от основных работ, и это его законное право . В этом случае заключается отдельный договор, а работник может потребовать зафиксировать дополнительную работу в трудовой книге.

Для внесения такой отметки не требуется никаких дополнительных документов, они уже имеются в архиве кадрового отдела. Сотрудники кадрового отдела ориентируются на приказ, изданный после заключения отдельного . Приказ содержит распоряжение о внесении изменений в штатное расписание и начислении заработной платы также и на дополнительном рабочем месте.

В трудовую книгу информация вносится в раздел, предназначенный для сведений о работе. При этом не требуется повторно вносить информацию по работодателю - его полное наименование указано выше, в записи о приёме на основное место работы!

Ответственное лицо заполняет следующие графы:

  • порядковый номер записи отображается в графе под номером один;
  • дата начала трудовой деятельности, полученной в качестве совместителя, указывается
  • в графе под номером два;
  • структурное подразделение и занимаемая должность фиксируется в графе номер три;
  • основания для внесения этой записи в документ отображаются в графе под номером четыре (обычно вписывается номер и дата издания приказа).

Следует отметить, что подобные записи в трудовых книгах делаются после внесения изменений в штатное расписание организации или предприятия .

Ещё раз напоминаем, что внесение информации по дополнительному месту работу, полученному по совместительству, не запрещается и одновременно не устанавливается в качестве обязанности для работодателя (66-я статья ТК).

Если работник посчитает, что такая запись положительно повлияет на формирование в будущем его пенсионных выплат, она должна быть внесена в трудовую книгу. Если же такая запись противоречит основному роду деятельности работника, и он не желает её видеть в своей трудовой книге, настаивать на внесении отметки работодатель не вправе.

При увольнении

Запись об увольнении вносится только в том случае, если до этого в книгу была внесена информация о приёме на свободное рабочее место. Порядок внесения данных следующий:

  • в первой графе фиксируется номер записи, например, она третья в разделе сведений о работе;
  • во второй графе указывается дата прекращения трудовой деятельности согласно руководства;
  • в третьей графе пишется, что данный сотрудник уволен с должности, доставшейся по совместительству (здесь же указывается причина и статья, согласно которой расторгнут договор);
  • в четвёртой графе вносится информация по документам, служащим основанием для этой записи (номер конкретного приказа и дата его издания).

Внешнее совместительство

При приеме на работу

Совместительство внешнего типа оформляется по сходным правилам за исключением некоторых моментов, связанных со спецификой такого трудоустройства.

Трудовая книга у работника, претендующего на внешнее совместительство, находится в архиве кадрового отдела, расположенного по основному месту работы.

Следовательно, любую запись в этот документ можно внести только по основному месту работы!

Если работник решил зафиксировать работу, полученную в качестве внешнего совместителя, он должен представить документ (копию приказа или справку, выданную по месту дополнительной трудовой деятельности), подтверждающий факт приёма на вакантное место.

После чего сотрудник кадрового отдела извлекает трудовую книгу из личного дела этого работника, раскрывает её на разделе «Сведения о работе», и вносит соответствующую запись:

  • номер записи вносится в первую графу;
  • во второй графе фиксируется дата заполнения книги;
  • в третьей графе вписывается информация по работодателю, структурному подразделению, а также полученной должности (обязательно фиксируется, что эта работа получена в качестве совместителя);
  • четвёртая графа посвящена документам, подтверждающим факт приёма на свободное рабочее место (указывается номер приказа и дата его подписания).

При увольнении

Фиксация увольнения производится по сходному алгоритму:

  • первая графа - номер записи;
  • вторая - дата внесения этой записи в документ;
  • третья - фиксация факта увольнения с указанием наименования физического лица, структурного подразделения и должности (здесь же указывается причина и статья, согласно которой расторгнут договор);
  • четвёртая - указание документальных оснований (здесь вписывается номер соответствующей копии приказа и дата его издания другим работодателем).

Увольнение чаще всего подтверждается справкой, выданной по месту дополнительной работыкадровом отделе работодателя).

Этот документ содержит информацию о причинах расторжения договора, а также номер и дату издания соответствующего приказа. На основании справки вносится отметка в трудовую книгу, а затем запись заверяется мокрой печатью основного работодателя. можно получить в НФР по месту жительства или в НПФ.

Вам в скором времени необходимо оформить пенсию? Узнайте, какие документы для этого понадобятся. Подробно .

Последнее время все чаще в правительстве говорят о повышении пенсионного возраста. Как оно будет происходить, читайте в .

Запись «задним числом»

Если работник по какой-либо причине решил внести запись в трудовую книгу, чтобы зафиксировать там факт прежнего совместительства, сотрудникам кадрового отдела необходимо учесть, что:

  • если работник занят на данном предприятии по совместительству, внесение каких-либо невозможно;
  • если работник уже уволился с основного места работы, а дополнительное рабочее место автоматически стало для него основным - вносить записи в книгу можно.

Главное в этом случае иметь документы, подтверждающие факт работы (справки, копии приказов). В кадровом отделе изучают представленные документы, определяют их подлинность и вносят соответствующие записи.

Следует отметить, что записи о приёме на свободное рабочее место вносятся в течение недели с момента начала трудовой деятельности и дата приёма на работу пишется именно . То есть, работник принят на вакансию 12 июля, а запись внесена 18 числа - и это вполне законно. А вот дата увольнения всегда фиксируется в последний день работы перед выдачей трудовой книги бывшему сотруднику.



Декларация по УСН