Кто такая баба яга кратко. Баба-Яга. Богиня, женщина-змея, сказочная колдунья. Яга — богиня общеиндоевропейская

Баба-яга — персонаж неоднозначный и потому очень интересный. Несмотря на ее пугающий внешний вид — вся в бородавках, нос крючком соединяется с задранным подбородком, белая козлиная бороденка, крючковатые пальцы, страшное морщинистое лицо, горб на спине, — Бабу-ягу нельзя причислить к отрицательным персонажам сказки. Ее неоднократные угрозы съесть Ивана Царевича, Машеньку, Василису и других многочисленных путников никогда не воплощаются в жизнь. Баба-яга скорее волшебный помощник, просто помощь она осуществляет особую.

Обратите внимание, что герой сказки до того, как приходит к избушке на курьих ножках, встречается и разговаривает с лесными зверями (еж, заяц, медведь, щука и т. д.), а после посещения дома Бабы-яги героя ждут испытания встречей с Кощеем (Кащеем) Бессмертным, Змеем Горынычем, Лихом Одноглазым, Кикиморой, Лешим — в общем, с демонологическими существами, которые не принадлежат реальному миру. Они ирреальны и представляют собой мир мертвых в сказке. Баба-яга принадлежит этому миру только наполовину: одна нога у нее костяная, другая — живая.

Баба-яга — сказочный «пограничник». Ее необычная избушка — своего рода «контрольно-пропускной пункт». В избушке Бабы-яги герой проходит все необходимые обряды, чтобы отправиться в мир сверхъестественного: он парится в баньке (покойника моют перед погребением), Баба-яга поит и кормит путника (поминки по умершему), герой обязательно ночует в странной избушке (ночь — время перехода из одного состояния в другое, недаром сон сравнивают с маленькой смертью). Герою необходимо попасть в мир ирреального, чтобы через испытания обрести сверхъестественную силу, потому что своей силы для преодоления возникших на его жизненном пути препятствий недостаточно.

В связи с этим интересно вспомнить интерпретацию образа Бабы-яги психоаналитиком и доктором философии Клариссой Пинколой Эстес. В книге «Бегущая с волками» она пишет о том, что Баба-яга — прообраз Старой Дикой Матери, аллегория Первозданной Женщины, обладающей дикой жизненной силой, которая пугает своей мощью неподготовленную наивную душу: «Баба-яга — сама суть инстинктивной, целостной души: ей известно все, что было раньше; она — хранительница небесных и земных сущностей. Белый День, Красное Солнышко и Темная Ночь — ее дети. Баба-яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы». И если герой проходит в доме Бабы-яги необходимую подготовку для погружения в иной мир и черпает силу в сражениях с демонологическими существами, то героине достаточно только посещения дома Бабы-яги и выполнения в нем необходимой женской работы, чтобы обрести душевную силу и стать мудрее.

Каждая женщина хотя бы раз в своей жизни «отправляется к Бабе-яге». Эта инициация наивной души нам более известна как «снятие розовых очков», когда выясняется, что мир, казавшийся добрым и приветливым, оказывается жестоким: тяжелая болезнь, предательство или смерть близкого человека — все, что вызывает у наивной души вопрос «За что?». Обретение силы для преодоления суровых жизненных испытаний сопровождается огромной душевной работой, которая аллегорически выражается в сказках в том, что у Бабы-яги героиня стирает белье, метет пол, готовит еду, из кучи мусора выбирает маковые семена. На наш взгляд, это очень точная аллегория, поскольку, чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации, необходимо навести в своей душе порядок: разложить по полочкам мысли и чувства, избавиться от ненужного груза, «отделить зерна от плевел», «накормить» душу новыми впечатлениями, ощущениями, знаниями. Женщина, сумевшая выполнить эту нелегкую работу, перерождается: перестает быть наивной, становится сильной и мудрой, готовой к любым испытаниям, которые преподносит жизнь. Ее голова становиться ясной, душевная среда незамусоренной, ей хватает творческой энергии для осуществления своих замыслов и проектов. В сказке героиня, побывавшая у Бабы-яги, в дальнейшем или успешно противостоит злой мачехе и сестрам, или становится находчивой и смелой для того, чтобы убежать от злой колдуньи.

К сожалению, не все возвращаются от Бабы-яги. Сказки дают нам позитивный сценарий: сказочная героиня, несмотря на свою наивность, всегда достаточно сильна, чтобы уйти от Первозданной Дикой Женщины, унеся с собой часть ее мудрости и энергии. В жизни мы знаем много примеров, когда женщина, не сумев выполнить «важную работу у Бабы-яги», постепенно угасает под грузом жизненных испытаний, сетуя на тяжелую долю, жестокую судьбину. В этом случае инициация не пройдена и переход на следующий, качественно новый уровень жизни невозможен.

Подобная интерпретация образа Бабы-яги подтверждается данными мифологических словарей и энциклопедий. Читаем в «Энциклопедии языческих богов»: «Баба-яга — костяная нога — богиня войны. Яга была таким же полноправным божеством, как и Перун, и имела свои места поклонения». В энциклопедии «Мифы народов мира» Баба-яга описывается как лесная старуха-волшебница, повелевающая зверями и птицами, хозяйка мира мертвых, не только воительница и похитительница, но и дарительница, помощница героя. Атрибуты Бабы-яги (например, лопата, с помощью которой яга пытается сажать детей в печь) позволяют говорить о ней как о жрице в обрядах посвящения (инициации) героя.

Интересно проанализировать имя древней богини. Яга соотносится с Йендза (в польском jedza, чешское jezinka — «лесная баба»), что первоначально означало «змеиная мать». В русском языке этому имени родственны еж и уж. Вспомним уменьшительно-ласкательную форму имени Яга — Ёжка. Тот факт, что, по данным некоторых славянских мифов, Яга была женой Змея с Калинового Моста, а также варьирование первой буквы имени Я/Ё позволяет нам выстроить своеобразную смысловую цепочку: Ёжка — Яшка — Ящер — пращур. Кроме того, в тюркских языках имя «Баба-яга» соответствует сочетанию слов «бабай Ага», что в переводе означает «старый дед», то есть прародитель. Не тот ли это бабай, которым пугают детей? Возможно. Ведь персонажи, сходные с Бабой-ягой, известны практически во всех мифологиях и культурах. Например, говоры старожилов Амурской области и Хабаровского края, известные как русские говоры Приамурья, содержат три разных наименования одного и того же сказочного персонажа — полудницы. Это говорит о популярности данного мифологического образа у казаков-переселенцев. В Словаре русских говоров Приамурья читаем три разные словарные статьи:

«1. Полудница (устаревшее). Мифическое чудовище вроде Кикиморы или Бабы-яги, которым пугали детей. А детей у нас полудницей пужали. Она как Кикимора, мохнатая, как кошка. Баба-яга огородная она;

2. Болудница. Сказочное существо, которым пугали детей. Болудницей детей пугали: вон в горохе болудница сидит;

3. Полудушка (устаревшее). Страшное мифологическое существо. Не ходи в огород — там полудушка».

Полудница — общеславянский мифологический персонаж, о чем свидетельствует энциклопедия «Мифы народов мира»: «Полудница (польское и словенское poludnica, чешское polendnice) в славянской мифологии полевой дух в виде образа девушки в белом платье с длинными волосами или косматой старухи, появляющейся в поле и преследующей тех, кто там работает. Воплощение солнечного удара. Полудница может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле. Полудницей также пугают детей, забирающихся в огороды». Имя этого мифологического персонажа восходит к двум словам: поле и полдень (появляющаяся в поле в полдень).

Интересно, что в народном сознании носителей русских говоров Приамурья образ Полудницы соотносится с образом Бабы-яги и воспринимается как нечто страшное, чудовищное, пугающее и опасное. Показательно, что этот мифологический персонаж сохранился именно в диалектной речи и благодаря народным говорам не только не был утрачен, но и продолжил свою жизнь в замечательной повести-сказке «Полудница Акуля» известного дальневосточного писателя Николая Наволочкина. Так же, как и в современных литературных сказках о Бабе-яге (М. Мокиенко «Как Бабы-яги сказку спасали», Э. Успенский «Вниз по волшебной реке», А. Усачев «Баба-яга — Золотая нога» и др.), где главная героиня больше похожа на добрую деревенскую старушку, которая уже не делает гадостей и совсем не ест людей, в повести Н. Наволочкина Полудница — это не страшное полевое чудовище, а, напротив, добрый дух, заботливо следящий за порядком в огороде. У нее даже имя доброе, деревенское — Акуля.

В предисловии к повести-сказке писатель акцентирует наше внимание на доброте главной героини: «Давным-давно, когда я был совсем маленьким, все мальчишки нашей деревни знали, что в огороде живет бабка полудница, ростом с валенок. Она охраняет и холит огород и следит, чтобы мы зря не баловались на грядках... Но полудница добрая, а в наше время так не хватает доброты...». Полудница Акуля знает язык зверей и птиц, общается с ними на короткой ноге, дружит с пугалом Игнатом, помогает взойти молодым росткам, выгоняет корову, случайно забредшую в огород, однако хозяевам не показывается, маскируясь под кучу огородного мусора.

Вот так страшная колдунья, огородная Баба-яга, пугающая и ворующая детей, превратилась в заботливую деревенскую бабушку, помогающую людям, оберегающую их посевы. На наш взгляд, это не случайно. Сегодня, когда в мире господствуют информационные технологии, когда дети гораздо лучше умеют играть в компьютерные игры, нежели читать книги, когда сама книга стала в большинстве случаев электронной, так не хватает сказки с традиционными мифологическими персонажами и так хочется, чтобы эта сказка была доброй и противостояла своей добротой мультяшным роботам-киборгам и другим, инородным для нашей культуры, злодеям.

Юлия БОБРИКОВА

Б АБА ЯГА - первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения.

Баба-Яга - старуха-чародейка, наделенная магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живет в лесу, в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с черепами.

Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя ее пестом и заметая след помелом (метлой).

Выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет), похитительница детей, Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога), служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых, благодаря совершению определенных ритуалов.

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мертвых. Эта еда «отверзает уста умершего». И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

М. Забылин пишет: «Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно - те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. <...> Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм».

Вконтакте

Кто такая Баба Яга?

Исследовательский проект для школьников. Тема: Баба Яга

методист МУДО ДДЮ г. Черемхово Ольга Николаевна Пилипей.
Описание материала: данный материал будет полезен педагогам и учащимся общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Слайд 1(титульный)

Исследовательская работа

Тема моего исследования: Баба Яга - мифический персонаж или реальная женщина.
(слайд 2) Цель исследования: Изучить и проанализировать образ Бабы Яги.
(слайд 3) Задачи исследования:
- Познакомиться с особенностями образа Бабы Яги.
- Изучить историю имени.
- Узнать историческую основу образа Бабы Яги.
(слайд 4) Гипотеза:
Предположим, что Баба Яга - реальная женщина. Тогда почему она является представителем темных сил в русских народных сказках, живет одна в дремучем лесу и ее все боятся. Попробуем в этом разобраться!
1. Сказка - прекрасное творение искусства. (слайд 5) Учёные по-разному толкуют сказку. Одни из них стремятся охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желают понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. (слайд 6 фото Б.Я. с медведем)
Мы привыкли считать сказку чем-то неправдоподобным. Помните пушкинское: «Сказка - ложь...»? (слайд 7) Однако наши предки относились к сказкам серьезнее. Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было. В древности мир русского человека делился на две равные части - добрый мир, реальность, и злой, потусторонний, но также абсолютно реальный. Эти миры постоянно соприкасались между собой.(слайд 8 фото Б.Я.) Все мы помним, как трудна и полна опасностей дорога в Тридевятое царство, что вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появился в сказках образ Бабы Яги. У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии? Только у Бабы Яги.
Кто же такая Баба - Яга - одна из самых известных фигур русских народных сказок или неизвестных? (слайд 9 опрос кто такая баба яга?)
Этот вопрос я задала детям из своего детского объединения и предложила 3 варианта ответа: большая часть ребят (73%) считают, что это старая ведьма, живущая в дремучем лесу. В представлении других ребят (27%)-это ведьма и колдунья.
(слайд 10) Баба-Яга - самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. По самым общим представлениям, это страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, (слайд 11 фото Б.Я.) или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер. Хотя, если с ней вежливо поговорить, то она может разжалобиться и даже указать путь и дать заветный клубочек, который доведет до места.
2. Многие ученые, исследователи пытались угадать, что же скрывается за страшной оболочкой этой Старухи. (слайд 12 опрос Почему же Б.Я. называют Ягой?) Почему Бабу Ягу называют Ягой? Я спросила об этом у ребят своего объединения. Из предложенных ответов 44% выбрали вариант: потому, что она хромая и горбатая; 39% от класса считают Бабу Ягу Ягой потому, что она летает в ступе; и всего 17% ребят выбрали вариант: живет одна и одевается не так как все.
Как сообщает нам энциклопедический словарь:
«ЯГА,- баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма».
Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет, что яга - «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
Образ Бабы Яги в сказках слагается из разных деталей.(слайд 13) По мнению В.Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя, вручает коня, богатые дары. (слайд 14) Второй тип - яга-похитительница, уносящая детей. (слайд 15) Третий тип - яга-воительница.
(слайд 16) Баба - первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба - бабушка», предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.
(слайд 17 фото Яги в ступе) Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом.
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках; при этом не только ее вид, но и сам образ жизни противоестественны человеческим.
(слайд 18 фото избушек)
Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа. В печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.
Внешность Бабы-Яги практически нигде не описывается. Она всегда в действии - летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая.
(слайд 19) Проведя анализ литературы, я пришла к выводу, что Баба - Яга это:
- старуха, наделённая магической силой, ведьма, лесная старуха-волшебница, воительницы и похитительницы;
- нечистая сила женского пола, воровка детей, злой дух;
- в большинстве поверий Баба-Яга весьма напоминала колдунью, а также лесных и стихийных духов (лешиху, русалку) и духов, обитающих в избе и связанных с прядением.
3. (слайд 20, 6 фотографий) Все сказки о Бабе Яге начинаются с того, что главный герой уходит из родного дома, и судьба его приводит в чужой странный мир.
Дело в том, что у древних народов существовал обряд инициации - посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был доказать, что он уже достаточно взрослый, что на него можно положиться, что он усвоил мудрость старших, что он достойный воин и охотник. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в силе, ловкости и смекалке. Кто же проводил такие испытания и где?
Это должен был быть особый, умудренный жизненным опытом человек, и происходить обряд должен был в особом месте - там, где, по поверьям древних, молодые люди могли получить Мудрость и Знание от предков. Очень может быть, что Баба Яга в реальности - это женщина-жрица, глава рода, которая в укромном и священном месте леса испытывала претендентов на взрослость. Она мудра, и способно научить любого - от Ивана-царевича до Иванушки-дурочка.
Ученые очень заинтересовались тем фактом, что в некоторых сказках к Бабе Яге попадают не только юноши, но и красные девицы. Причем живут подолгу, выполняют тяжелую работу. Очень может быть, что в глубокой древности красивым и умным девушкам (Василисам Прекрасным и Василисам Премудрым) отводилась особая роль в племени, и они тоже проходили некий обряд посвящения. Кстати, есть еще одно толкование слова «Яга» - оно означает «решающая».
Еще одним прообразом Бабы Яги в реальной жизни могли служить знахарки и ведуньи, которые селились вдали от людей, часто в лесу. Там они собирали лекарственные травы и в случае необходимости лечили больных людей из окрестных деревень. Многие считали их связанными с нечистой силой и боялись. Поэтому в воображении людей они вполне могли воплотиться в страшный и таинственный образ Бабы Яги.
(слайд 21 опрос Вам нравится Б.Я.?)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. По сказкам и дополнительной литературе я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Проводя опрос среди учащихся своего объединения в заключении я спросила, а вам нравится Баба Яга? Половина ребят сказали: «не очень» (50 %), 45-ти% от класса Баба Яга не нравится. И всего 5% ребят находят Ягу интересным персонажем.
(слайд 22 в ходе исследования…)
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна и забавна. Последнее время у Бабы - Яги находят всё больше положительных черт и даже называют её хранительницей домашнего очага.
(слайд 23 фото Яги) Исследование показало, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку. Я выяснила, что волшебные сказки о Бабе Яге являются во многом отражением народных мифов и поверьев, а те, в свою очередь, являются полузабытыми фактами из настоящей жизни. В Бабу Ягу, которую современные люди считают просто сказочным персонажем, когда-то верили не только дети, но и взрослые. Сказки о Бабе Яге - хранилище информации о древней жизни народа, о реальных событиях, происходящих очень-очень давно.
(слайд 24 литература)
Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи мною выполнены. На этом моя работа закончена. Спасибо за внимание!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даль В.И. Энциклопедия русского слова. - М., 2002.
2. Русские сказки. ООО Издательство «Родничок» М., 2011.
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1989.
4. Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. - М., 1998.
5. Этимологический словарь / Семенов А.В.- Москва 2003.

Презентация к исследовательской работе.

слайд 1

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

слайд 6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10

слайд 11

слайд 12

В наше время сложно представить себе праздник без сказочных персонажей. С одной стороны, выступают богатыри или, например, в случае Нового года, Дед Мороз, а с другой-Баба-Яга. Она, как всегда, хочет навредить или замыслить что-то плохое и является противником всего хорошего. В народных сказаниях и в головах современных людей. Она всегда является злом, с которым борется добро. А так ли это на самом деле? Злая ли настоящая Баба-Яга или это только всеобщее заблуждение, поселившееся у всех в голове. Данный персонаж интерпретируется в разных ипостасях. Иногда она красивая девушка, помогающая людям, где-то старуха с одной ногой и длинным носом. Чтобы выяснить, кем является настоящая Баба-Яга , надо проанализировать фольклоры стран, религиозную составляющую древних народов, а также истории писателей.

Настоящая легенда Баба-Яга в различных мифологиях.

На Славянской земле появилось много различных мифов и поверий. Один из таких мифов миф про Бабу-Ягу. Мифология славян говорит нам, что Баба-Яга, она же и Ягишна и Яга-Ягишна, один из самых древних персонажей славянского фольклора. Изначально у славян она была богиней, а точнее, богиней смерти. Выглядела она более фантастически, чем сегодня, считалось, что это была женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в мир смерти и провожающая мертвых в их путешествии к подземному миру. Здесь можно рассмотреть параллель с другим мифологическим персонажем — Ехидной из мифов Греции. Более того, согласно легендам, после того как Геракл и Ехидна разделили ложе появились первые скифы, от которых, в свою очередь, произошли славяне. Современная Баба-Яга, несмотря на свою человеческую форму, имеет много схожих черт с настоящей Бабой-Ягой. Можно предположить, что одноногость Бабы-Яги имеет прямую отсылку к древней Бабе-Яге, со змеиным хвостом. Все эти факты, более того, связывают данного персонажа с животноподобному образу, а именно олицетворяют со змеей. Данное пресмыкающееся на протяжении длительного времени считалось приспешником нечистых сил. В древних манускриптах змея является охранником преисподние. Позже появились змееподобные люди. Исходя из всего вышенаписанного, можно предполагать, что настоящая Баба-Яга является отсылкой к богине смерти у древних славян, которую они чтили и уважали. В связи с тем, что Баба-Яга имела такую мощь, знание и силы многие герои ходили к ней за советом или за помощью.

Кроме всего вышеизложенного, существовало и другое поверье о настоящей Бабе-Яге. Считалось, что она может жить в любой деревни, притворяясь одной из селянок. В данном случае это представление сравнивает ее с обычной ведьмой. Скорее всего, эта мысль пошла из инквизиторских времен Европы. Но конкретно у славян, Баба-Яга являлась все же более сильным персонажем, чем обычная ведьма. Обычно она живет в глухом, темном месте леса, куда очень тяжело пробраться. Считалось, что место, на котором стоит ее избушка на курьих ножках, является некой границей между двумя измерениями. Мифы также гласят, что настоящая еда, которую есть Баба-Яга, это человеческое мясо, дающее ей силу. Жить на границе миров может только существо наполовину мертвое, вследствие данного факта настоящая Баба-Яга имеет почти безграничную силу.

В славянских сказках и мифах Баба-Яга выступает в разных амплуа. Иногда это существо, которое замечательно владеет техником боя на мечах и может неровне бороться с любым богатырем. Чаще всего это старуха, которая похищает детей и есть их, в связи, с чем на нее идет охота. Также Баба-Яга может выступать в роли советника героя. Пригласив героя в гости, она напоит его накормит и если надо даст совет как победить зло. Настоящая старая Баба-Яга в основном передвигается с помощью ступы. Чтобы никто не шел следом, к ступе прикреплены метла, которое заметают за ней все следы. Баба-Яга обладает бескрайними знаниями, знает будущее, а также темную магию. В ее распоряжении настоящая сила тьмы. Баба-Яга также повелевает змеями, черными котами, лягушками, воронами. Все эти животные глаза и уши ведьмы. Более того, в каждого из них она может перевоплотиться и наблюдать за людьми. В поверьях сказано, что Баба-Яга может повелевать силами природы.

По обыкновению ее сравнивают с чем-то нехорошим. Вокруг нее обитает сама смерть. Она похищает и есть людей, в особенности детей. Иногда ее сравнивают с настоящим крылатым змеем. Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках. Считается, что данная избушка — это некий портал в другой мир.

Версии происхождения образа Бабы-Яги.

Несмотря на всю свою отрицательность, Баба-Яга считалась, чем-то наподобие матери Вселенной. Например, как и у греческой матери всех созданий Ехидны у Бабы-Яги есть сыновья и дочери. В управлении у нее находятся три всадника (черный всадник, белый всадник и красный всадник), которые обходят ее владения и ловят всех путников. Как уже писалось выше Баба-Яга персонаж мифов многих стран. Кроме Ехидны, у греков есть еще один похожий персонаж. Это Геката-богиня ночи. Герои Греции боялись ее, но, тем не менее иногда спрашивали совета и искали помощи, как, например, было с Ясоном. В индийской мифологии присутствует персонаж Кали, у германцев – Хель, которая ведает подземным миром. Скорее всего, именно от скандинавских народов, у славян пошла легенда о Бабе-Яге.

Еще одна версия появления на свет Бабы-Яги, идет также от древних славянских народов. В их времена похороны покойника были целым обрядом. Издавна мёртвых хранили в маленьких домиках, расположенных над землей, на пнях. Именно эти пни и домики стали прототипом Избушки на курьих ножках. Корни у пней очень походили на куриные ноги. В связи с тем, что раньше думали, что покойники летают, данные домики стояли дверью от поселения. Мертвых людей укладывали в домах ногами к выходу и если кто заглядывал туда, то выдел только ноги мертвеца. Отсюда и костяная нога. Древние люди с почтением относились к умершим и пытались не тревожить их попусту, но бывали случаи, когда к ним обращались с советом. Другие источники говорят нам о том, что настоящая Баба-Яга – это жрица культа смерти, которая проводила обряды, приносила в жертву животных и наложниц, для того чтобы душа нашла путь в ином мире. В любом случае настоящая правда в том, что Баба-Яга крепко прижилась в современном фольклоре и легендах мира.

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Николай Рерих
„Изба смерти“ (1905)

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", "ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.


Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги - грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.

Декларация по УСН