«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Выдержка из работы

- 319.50 Кб

Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Он уважительно - любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский – воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма. [приложение №7]

Свою повесть Булгаков вначале назвал «Собачье сердце. Чудовищная история». Но главным её героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы. Он создавал колоритного Филиппа Филипповича Преображенского, оглядываясь на родного дядю, известного всей Москве врача-гинеколога Николая Михайловича Покровского. Но булгаковский сердитый профессор очень далеко ушел от своего реального прототипа.

Профессор Преображенский – носит сакральную фамилию, указывающую на его роль всесильного божества, «жреца» (так его будет воспринимать Шарик), способного преобразить мир и человека. Профессор живет уединенно, в прекрасной комфортабельной квартире, автор любуется культурой его быта, его облика – Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Преображенский – крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждения это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего, нужно научить людей элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок.

Основа повествования – внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистинки. скольким жизнь спас».

Он сочувствует бедной барышне – машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперстовых чулках». «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл…».

Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «он умственного труда человек…», «этот не станет пинать ногой». И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Автор делает пса симпатичным, дарит ему светлые воспоминания о ранней юности на Преображенской заставе и вольных собаках-бродягах, поэтический сон о веселых розовых псах, плавающих на лодках по озеру. Пес умен, наблюдателен, даже совестлив – задремал от стыда в кабинете гинеколога. К тому же Шарик обладает бесспорным сатирическим даром: увиденная им из подворотни жизнь человеческая чрезвычайно интересна в метко схваченных и высмеянных подробностях тогдашнего быта и характеров. Именно ему принадлежит тонкая мысль, повторенная автором повести неоднократно: «О, Глаза – значительная вещь! Вроде барометра. Всё видно – у кого великая сушь в душе…»

Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония- сарказм в отношении процветающих непманов. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова – романа о дьяволе.

Чудесные превращения, совершаемые профессором Преображенским, фиксирует его ученик – доктор Борменталь, выступающий в повести в роли «евангелиста». Особенность фигуры «евангелиста» в произведениях Булгакова – в противоречивом сочетании искренней преданности учителю и полного его непонимания.

Записи доктора Борменталя исполнены искреннего восхищения открытием учителя; документальная «история болезни» Шарика то и дело прерывается восторженными восклицаниями «летописца»6 «изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная функция гипофиза – мозгового придатка – разъяснена!.. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу. Профессор Преображенский – вы творец!!».

Однако верный ученик – «евангелист» на самом деле выступает в роли ненадежного рассказчика – рассказчика, неадекватно трактующего слова и поступки учителя, создающего искаженную картину происходящего. Его объяснения и комментарии вступают в противоречие в «правильной» интерпретацией – подкрепленной авторитетом участника события или самого автора. Так, например, удивительная способность Шарика читать справа налево в дневнике Борменталя получает следующее объяснение: «Шарик читал! Читал!!... Именно с конца читал. И я даже знаю, где разрешение этой загадки: в перекресте зрительных нервов у собаки!» Однако истинная причина такого чтения открыта нам еще в начале повести. Она гораздо более прозаична и крылась совсем в другом: к магазину Шарику «подбегать….было удобнее с хвоста слова «рыба», потому, что при начале слова стоял милиционер».

Профессор Преображенский по-прежнему остается в глазах своего ученика всесильным божеством – в то время как «маг» и «чародей» ок азался бессилен перед хаосом, внесенным в его жизнь свершившимся чудом. Профессор Преображенский являет собой тип булгаковского героя, который пройдет затем через все творчество писателя: наделенный мощной творческой (преображающей) силой, он одновременно может быть слаб и уязвим. Булгаковский герой вынужден всегда противостоять окружающему его миру – враждебному, агрессивному, абсурдному.

«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры, после этой удивительно зрелой вещи возможны были лишь московские сцены «Мастера и Маргариты».

Социально-агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он, в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина». «Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это – мираж, дым, фикция», - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.

Контраст между интеллектуальны м началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами гомункула Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает повесть в трагические тона. Преображенский не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. [приложение №5]

Подвижники новой веры представлены в резко гротескном освещении. Один из членов домкома – «персиковый юноша в кожаной тужурке» - носит фамилию Вяземская, оказывается женщиной, однако в булгаковском описании неизменно восстанавливается гротескный контекст выяснения личности: «Это неописуемо! – воскликнул юноша, оказавшийся женщиной»; «Я, как заведующий культотделом дома…. – За-ве-ду-ю-щая, - поправил её Филипп Филиппович».

Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в марксистском духе: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту: умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Швондер старается повлиять на Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и своем превосходстве над буржуями. Попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове есть сатирический выпад писателя против Швондера. Натравливая Шарикова на профессора Преображенского, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Стоит отметить, что сатира и юмор в этой повести достигают высшей степени мастерства.

[приложение №6]

Необъяснимые метаморфозы, происходящие с представителями новой власти, могут, однако, таить себе опасность. Стоило Шарику превратиться в Полиграфа Полиграфовича Шарикова и стать причастным к власть держащим – «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как его пребывание в квартире Преображенского стало смертельной угрозой как для самого профессора (на которого уже был написан донос), так и для всех обитателей его дома. Гротескные превращения, которым в булгаковском мире подвержены ответственные советские чиновники придают новой власти и ее представителям демонический характер, делают их не столько социальной или политической, сколько метафизической силой, которой вынужден сопротивляться булгаковский герой.

Булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек, естественно. Что ж, преследование своих – характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.

Следующий ход Шарикова – явление в Пречистинскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… - крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков». Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно, что в Пречистинской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности – донос-пасквиль на профессора Преображенского. Именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы…

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные хозяева жизни довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская теза «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые – пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок.

«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своем времени.

Внешне шариковы ни чем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой же возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.

Описание работы

Цель работы: анализ повести М.Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.

Основные вопросы и задачи, подлежащие рассмотрению:

История создания и судьба повести;

Выявить соответствие между «преобразованиями» в России начала 20-х годов и «преобразованиями» в повести «Собачье сердце»;

Сатира на общество «шариковых» и «швондеров»;

Образ профессора Преображенского;

Актуальность повести в наши дни.

Глава I. Жизнь и творчество М.А.Булгакова
5

1.1.
Раннее творчество М.А.Булгакова. Сатирическая фантастика.
5

1.2.
Драматургия М.А.Булгакова.
6

Глава II. Повесть «Собачье сердце».
8

2.1.
История создания и судьба повести. Великий эксперимент.
8

2.2.
Образ профессора Преображенского.
9

2.3.
Доктор Борменталь.
12

2.4.
Сатира на общество «шариковых» и «швондеров».
13

2.5.
Актуальность повести в наши дни.
17

Заключение.
18

Литература.
19

Тема урока : «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Гуманистическая позиция автора. (Урок-размышление по повести Булгакова)

Цели: Выявить основные идеи повести ; определить жанровое своеобразие; развить умения и навыки анализа прозаических произведений; показать мастерство и гражданское мужество писателя.

Методические приёмы : постановка проблемных вопросов для обсуждения; аналитическая беседа; анализ эпизодов.

Оборудование: портрет М.А. Булгакова; видеофильм ; мультимедийный проектор.

Ход урока .


  1. Повторение
- Что вам особенно запомнилось из биографии писателя?

Каким было отношение Булгакова к революции?

Почему советская критика резко отрицательно относилась к творчеству писателя?

(Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть)


  1. Слово учителя
1 слайд

Сегодня в центре нашего внимания повесть Булгакова «Собачье сердце». Она была написана в 1925 году, а опубликована в нашей стране только в 1987.

Представить, что бы было, если бы повесть попала на страницы печати сразу после её создания, пожалуй, невозможно. В новой России свобода слова и печати была под запретом. Строжайший идеологический отбор литературных произведений вёлся на самом высоком уровне. Показателен отзыв о булгаковской повести Л.Камнева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». (Лев Борисович Камнев – государственный и политический деятель, большевик с 1903г. Памфлет – злободневное публицистическое произведение , цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально – политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой) Посмотрим, каким образом создаёт писатель гротескный образ современной ему жизни. (Гротеск – сочетание реального и фантастического).

Анализируя данное произведение, мы рассмотрим такие вопросы:
1.Жанровое своеобразие повести

2.Как изображается Москва в произведении

3. Почему не удалось превращение Шарикова в личность, как мечтал доктор Борменталь.

3) Аналитическая беседа

Какой главный мотив в основе повести?

(В основе повести лежит мотив превращения. Это фантастическая история о том , как добрый бродячий пёс превратился в злобное человекоподобное существо)

Рассмотрим особенности жанра произведения

Чем по жанру является « Собачье сердце»? (Повестью)

Верно, однако, рассуждая о жанровом своеобразии произведения, следует отметить, что « Собачье сердце» - это социально – философская сатирическая повесть с элементами фантастики.

Верно, приведите примеры (Толстый повар, пациенты профессора , профессор Преображенский и доктор Борменталь, машинистка Васнецова, Швондер и другие).

Социальное содержание повести выражается через описание будней Москвы: в столице, как и прежде, разгуливают преступники (Клим Чугункин), существует проблема продовольственного снабжения.

Привидите примеры;

Драма коммунальных квартир (Какая?), горькое пьянство. Булгаков показывает несоответствие официальной советской пропаганды и реальной жизни.

В повести содержание тесно переплетается с философскими размышлениями о новом, послереволюционном времени и «новом человеке», порождённым этим временем.

В произведении следует выделить 2 философические проблемы:

Первая – об ответственности учёного за его открытие.

Вторая - о соблюдении людьми законов социального развития.

Объясните, почему существует первая проблема

Дети (Свои открытием Преображенский бросил вызов эволюции, естественному положению вещей в природе. А нарушать законы природы весьма опасно. Преображенский в разговоре с Борменталем признал свой опыт практически бесполезным , хотя и блестящим с научной точки зрения.

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, если любая баба может родить гения, когда угодно?»

Говоря о второй философической проблеме, следует отметить, что Булгаков считал, что нельзя революционным способом излечить социальные болезни. Автор считает, что не революция с её непредсказуемыми взрывами , а великая, неостановимая эволюция действует согласно природе, естественной и человеческой. Именно в результате революции, а не эволюции пришли к власти такие личности, как Швондер и Шариков – необразованные , малокультурные, но самодовольные и решительные.

Расскажите о них. (Рассказ учащихся)

В повести присутствуют элементы фантастики. Для чего? (ответы учащихся)

Слайд №7

Приступим к обсуждению второго вопроса нашего урока.

Слайд №8

« Как изображается Москва в повести?»

(Рассказы учащихся. А) Через восприятие пса Шарика Слайд № 9

Б) Даётся описание квартиры профессора.

Вывод: слайд № 10, 11.

Итак, Слайд № 12. « собачье сердце» средствами сатиры обличаются самодовольство, невежество новых « хозяев» жизни (не революция и не советское государство)

Слайд № 14

Переходим к следующему вопросу:

Слайд № 15

« Почему не удалось превращение Шарикова в личность?»

(Ответы учащихся)

Шариков – органы от алкоголика и вора. Слушать советы Преображенского не хочет, и работать над собой тоже.

Слайд № 16

И профессору ничего не остается, как возвратить Шарикова в первоначальное состояние.

Слайд № 17

Вывод: Булгаков в своем произведении показывает , что человек может измениться эволюционно, путём нравственного совершенствовании.

Слайд №18

И последний вопрос, который нам необходимо обсудить на уроке: « каково авторское отношение к профессору Преображенскому?»

(ответы учащихся)

Слайд № 19, 20


  1. Выводы по уроку.
Завершая наш диалог, заканчивая обсуждение повести, я хотела бы услышать ответ на последний вопрос:

Что вы можете сказать о Булгакове, как о человеке?

Это сильный человек , ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современно общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное образовательное учреждение

Николо-Павловская общеобразовательная средняя школа № 5

по предмету «Литература»

Тема: «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество»

Выполнила: Бызова М.И.,

ученица 9 «Б» класса

Проверила: Маслюкова Л.И.,

преподаватель русского

языка и литературы

Введение

Глава 2. Повесть «Собачье сердце».

Заключение

Литература

Введение

булгаков собачье сердце сатира

«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своему времени.

Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. Все самое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда, благодаря вмешательству человека в вечные законы природы с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести «Собачье сердце».

Цель работы: анализ повести М. Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.

Основные вопросы и задачи, подлежащие рассмотрению:

История создания и судьба повести;

Выявить соответствие между «преобразованиями» в России начала 20-х годов и «преобразованиями» в повести «Собачье сердце»;

Сатира на общество «шариковых» и «швондеров»;

Образ профессора Преображенского;

Актуальность повести в наши дни.

При изучении данной темы я пользовалась книгами Яновской Л. «Творческий путь Булгакова», Великановой И.В. «Особенности сатиры М. Булгакова» и других авторов.

Повесть Булгакова "Собачье сердце" и в наши дни сохраняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества великого писателя помогут нам разобраться в хаосе и неразберихе сегодняшней жизни, не допустить прежних ошибок, чтобы шариковы не стали страшным знамением времени.

Повесть “Собачье сердце” воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала.

Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего -- история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам.

Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, “чудовищная история” общества продолжается.

Глава 1. Жизнь и творчество М.А. Булгакова

1.1 Раннее творчество М.А. Булгакова. Сатирическая фантастика

М.А. Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль. В 1916 году он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги «Записки юного врача»). В 1919 году Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А.И. Деникина, служил военным врачом, тогда же начал печататься в газетной периодике Северного Кавказа.

В 1921 году писатель переехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда», как он пишет в автобиографии. Активно публиковался во многих газетах и журналах Москвы. Главным местом работы для писателя стала газета «Гудок», где он познакомился с В. Катаевым, Ю. Олешей, Е. Петровым, И. Ильфом и другими молодыми писателями. В связи с большой занятостью газетной работой заниматься собственным творчеством писателю приходилось урывками. Ведущие жанры его раннего творчества - фельетоны, очерки и рассказы.

Незаурядное дарование писателя проявилось в повестях первой половины 1920 - х гг. «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первый роман «Белая гвардия» публиковался в 1925 году фрагментами на страницах журнала «Россия». Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции: социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.

Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна: время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «Булгаковская Москва», «Булгаковский Киев».

На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднимается в социально-философских повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце», в которых много общего.

Все лучшее, написанное Булгаковым в 20-х годах - непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения.

1.2 Драматургия М.А. Булгакова

В 1926 году в Московском Художественном театре была поставлена пьеса «Дни Турбинных», созданная Булгаковым как инсценировка «Белой гвардии. С этого времени писатель большую часть своего времени и сил отдает театру: в 1920 - 1930 годы написаны пьесы «Зойкина квартира», «Бег», «Адам и Ева» и около десятка других пьес и инсценировок. Уже в двадцатые годы Булгаков осознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности - «рукописи не горят». Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип - «сатира не терпит оглядки».

Однако отношения с театральной цензурой у драматурга складывались плохо: после «Дней Турбинных» ни одна из пьес так и не увидела света рампы при жизни автора.

Параллельно с драматургической работой Булгаков с конца 1920-х годов обдумывает замысел своего главного произведения - роман «Мастер и Маргарита». Работа над ним продолжалась вплоть до февраля 1940 года. Этот роман стал творческим завещанием одного из крупнейших мастеров русской литературы ХХ века.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века, оно многогранно, но особое место занимает в нем тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была незаживающей раной писателя. «Дикий мы, темный, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они выражены в статье «Грядущие перспективы», в повести «Собачье сердце» и в других произведениях. В повести «Собачье сердце» по-новому писателем выражается мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.

Глава 2. Повесть «Собачье сердце».\

2.1 История создания и судьба повести. Великий эксперимент

В повести, написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность - советская реальность начала 1920-х годов. Однако воспроизведенная в мельчайших деталях картина отнюдь не становится документальным портретом эпохи. Соединение фантастического допущения с множеством конкретных деталей, сплетение комических подробностей «очеловечивания» Шарика с трагическими последствиями этого эксперимента формируют гротескный образ действительности.

Тема повести - человек, как существо общественное, над которым тоталитарное общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Этому перерождению личности служат «новые» литература и искусство.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко её можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, посему необходимо страну возвратить, по возможности, в её прежнее естественное состояние.

Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.

В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.

«Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и растоптана лже-критиками от «советской литературы», т.к. вышла в свет лишь в 1987 году.

2.2 Образ профессора Преображенского

Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховском (Чистом) переулке он поселился; здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М. Покровского. Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался «Пречистенкой».

Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Он уважительно - любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.

Свою повесть Булгаков вначале назвал «Собачье сердце. Чудовищная история». Но главным её героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы. Он создавал колоритного Филиппа Филипповича Преображенского, оглядываясь на родного дядю, известного всей Москве врача-гинеколога Николая Михайловича Покровского. Но булгаковский сердитый профессор очень далеко ушел от своего реального прототипа.

Профессор Преображенский - носит сакральную фамилию, указывающую на его роль всесильного божества, «жреца» (так его будет воспринимать Шарик), способного преобразить мир и человека. Профессор живет уединенно, в прекрасной комфортабельной квартире, автор любуется культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Преображенский - крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждения это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего, нужно научить людей элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок.

Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистинки. скольким жизнь спас».

Он сочувствует бедной барышне - машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперстовых чулках». «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл…».

Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «он умственного труда человек…», «этот не станет пинать ногой». И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Автор делает пса симпатичным, дарит ему светлые воспоминания о ранней юности на Преображенской заставе и вольных собаках-бродягах, поэтический сон о веселых розовых псах, плавающих на лодках по озеру. Пес умен, наблюдателен, даже совестлив - задремал от стыда в кабинете гинеколога. К тому же Шарик обладает бесспорным сатирическим даром: увиденная им из подворотни жизнь человеческая чрезвычайно интересна в метко схваченных и высмеянных подробностях тогдашнего быта и характеров. Именно ему принадлежит тонкая мысль, повторенная автором повести неоднократно: «О, Глаза - значительная вещь! Вроде барометра. Всё видно - у кого великая сушь в душе…»

Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония - сарказм в отношении процветающих непманов. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова - романа о дьяволе.

Чудесные превращения, совершаемые профессором Преображенским, фиксирует его ученик - доктор Борменталь, выступающий в повести в роли «евангелиста». Особенность фигуры «евангелиста» в произведениях Булгакова - в противоречивом сочетании искренней преданности учителю и полного его непонимания.

Записи доктора Борменталя исполнены искреннего восхищения открытием учителя; документальная «история болезни» Шарика то и дело прерывается восторженными восклицаниями «летописца»6 «изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная функция гипофиза - мозгового придатка - разъяснена!.. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу. Профессор Преображенский - вы творец!!».

Однако верный ученик - «евангелист» на самом деле выступает в роли ненадежного рассказчика - рассказчика, неадекватно трактующего слова и поступки учителя, создающего искаженную картину происходящего. Его объяснения и комментарии вступают в противоречие в «правильной» интерпретацией - подкрепленной авторитетом участника события или самого автора. Так, например, удивительная способность Шарика читать справа налево в дневнике Борменталя получает следующее объяснение: «Шарик читал! Читал!!... Именно с конца читал. И я даже знаю, где разрешение этой загадки: в перекресте зрительных нервов у собаки!» Однако истинная причина такого чтения открыта нам еще в начале повести. Она гораздо более прозаична и крылась совсем в другом: к магазину Шарику «подбегать….было удобнее с хвоста слова «рыба», потому, что при начале слова стоял милиционер».

Профессор Преображенский по-прежнему остается в глазах своего ученика всесильным божеством - в то время как «маг» и «чародей» оказался бессилен перед хаосом, внесенным в его жизнь свершившимся чудом. Профессор Преображенский являет собой тип булгаковского героя, который пройдет затем через все творчество писателя: наделенный мощной творческой (преображающей) силой, он одновременно может быть слаб и уязвим. Булгаковский герой вынужден всегда противостоять окружающему его миру - враждебному, агрессивному, абсурдному.

2.4 Сатира на общество «шариковых» и «швондеров»

«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры, после этой удивительно зрелой вещи возможны были лишь московские сцены «Мастера и Маргариты».

Социально-агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он, в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! - гордо сказала женщина». «Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это - мираж, дым, фикция», - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.

Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами гомункула Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает повесть в трагические тона. Преображенский не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится.

Подвижники новой веры представлены в резко гротескном освещении. Один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной тужурке» - носит фамилию Вяземская, оказывается женщиной, однако в булгаковском описании неизменно восстанавливается гротескный контекст выяснения личности: «Это неописуемо! - воскликнул юноша, оказавшийся женщиной»; «Я, как заведующий культотделом дома…. - За-ве-ду-ю-щая, - поправил её Филипп Филиппович».

Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в марксистском духе: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту: умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Швондер старается повлиять на Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и своем превосходстве над буржуями. Попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове есть сатирический выпад писателя против Швондера. Натравливая Шарикова на профессора Преображенского, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Стоит отметить, что сатира и юмор в этой повести достигают высшей степени мастерства.

Необъяснимые метаморфозы, происходящие с представителями новой власти, могут, однако, таить себе опасность. Стоило Шарику превратиться в Полиграфа Полиграфовича Шарикова и стать причастным к власть держащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как его пребывание в квартире Преображенского стало смертельной угрозой как для самого профессора (на которого уже был написан донос), так и для всех обитателей его дома. Гротескные превращения, которым в булгаковском мире подвержены ответственные советские чиновники придают новой власти и ее представителям демонический характер, делают их не столько социальной или политической, сколько метафизической силой, которой вынужден сопротивляться булгаковский герой.

Булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак - в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек, естественно. Что ж, преследование своих - характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.

Следующий ход Шарикова - явление в Пречистинскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… - крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков». Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно, что в Пречистинской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского. Именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы…

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные хозяева жизни довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская теза «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок.

2.5 Актуальность повести в наши дни

«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своем времени.

Внешне шариковы ни чем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой же возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.

Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении человека изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь.

Заключение

Творчество Булгакова многообразно, но особое в нем место занимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. «Дикий мы, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился развить автор в своих произведениях.

В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверно из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, Россия и переживает тяжелые времена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других.

Сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за пять, ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении.

В «Собачьем сердце» с особой ясностью видно, как автор последовательно изгоняет из своей прозы поверхностную фельетонность и приходит с высокому творчеству, становится замечательным художником, достойным наследником великих сатириков Гоголя и Щедрина, и вдохновенного мыслителя Достоевского. Это путь к «Мастеру и Маргарите». Автор впоследствии назвал повесть «грубой», но она конечно же, просто честная, сильная, глубокая сатира, не знающая запретов и границ, идущая до конца.

Литература

1. Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений / Под ред. Жижиной. - М.: 1987.

2. Великанова И.В. Особенность сатиры М. Булгакова //Литература в школе. 2002.

3. Гудков А.В. Комментарии к повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Булгаков М. Соб. соч. в 5 т. М.: 1990.

4. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Т. Браже. - М., 1971.

5. Красовский В.Е., Леденев А.В. Справочник абитуриента. - М.: 1999.

6. Поэтика художественного текста на уроках литературы. Сб./ Отв. ред. О.Ю. Богданова. - М., 1997.

7. Рыжкова Т.В. Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» на уроках // Литература в школе, 1995.

8. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова, М.: 1983.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Художественный мир повести "Собачье сердце" М.А. Булгакова: анализ критической литературы. Тема еды как отражение быта и нравов жителей Москвы 20-х годов прошлого века в повести "Собачье сердце". Словарик названий блюд, употребляемых в начале XX века.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Повесть "Собачье сердце" в ряду сатирических произведений М. А. Булгакова. Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. Эксперимент профессора Преображенского и социальный эксперимент начала XX века в данной повести.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса. Особенности изучения повести. Вступительное занятие и чтение произведения. Анализ повести "Собачье сердце". Работа с литературоведческими понятиями: юмор, сатира, памфлет, фантастика.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Раскрытие темы дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы в повести Булгакова "Собачье сердце". Ознакомление с философией Преображенского. Оценка влияния воспитания Швондера на становление личности Шарика.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Проблемно-тематический анализ повести Булгакова "Собачье сердце", исследование критической литературы по данной теме. Тема трагедии русского народа в творчестве автора. Отображение и значение тематики эксперимента в произведении "Собачье сердце".

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Основные понятия лингвосоционики. Лингвосоционические портреты героев повести М.А. Булгакова: профессора Преображенского, Шарика-Шарикова. Речевые и авторские характеристики, описание типов личностей персонажей. Интертипные отношения героев повести.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Завязка основного действия, особенности характеров главных персонажей в историческом романе Булгакова "Белая гвардия". Философская проблематика повести "Собачье сердце", художественное композиция и библейский сюжет в романе "Мастер и Маргарита".

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Сатира и юмор, их общее понятие. Сатирическое искусство М. Булгакова в произведениях "Роковые яйца", "Собачье сердце". Анализ художественного своеобразия творчества М. Зощенко. Интерес к творчеству Булгакова в наше время и его судьбе как писателя.

    реферат , добавлен 19.08.2011

    Социальные "метафоры" повести: революция и эволюция. Отражение времени в художественной канве повести. Социальный скепсис Булгакова: "диалог" с Маяковским. Нигилизм революции: "преображение" разрушением. Создание "нового человека": Homo Soveticus.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Ознакомление с биографией М.А. Булгакова. Рассмотрение влияния семьи на будущего писателя; авторитет знания и презрение к невежеству. Работа в госпитале, врачебный опыт. Анализ повести "Собачье сердце", романов "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита".

Тема: М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально – философская сатира на современное общество. Система образов повести.


    закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;

  • развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

  • воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Оборудование: повесть М.Булгакова «Собачье сердце», компьютер, презентация

Методы и приёмы: I. По источникам знаний


  • Словесные : устные (рассказ, беседа, объяснение)

  • с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой)

  • Наглядные:

  • Презентация,

  • Практические

    • Анализ повести через «погружение в текст»
II. По характеру познавательной деятельности учащихся

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Проблемное изложение

  • Частично-поисковый

Оформление доски:


Ход урока.

  1. Рефлексивная установка на восприятие.
Чтение стихотворения «Каждый выбирает для себя…» Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора.

А вам приходилась выбирать?

(Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть ).

Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.


  1. Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.
Обратимся к теме нашего урока.

Слайд №1. Жестокий опыт или рождение новой жизни?

(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

(запись темы в тетрадь)

Проанализировав художественный текст повести, мы

Слайд №2.


  • закрепим понятие о сатире, через «погружение в текст» осознаем мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;

  • продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

  • продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос:

Слайд №3.

Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?


3. Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд №4.

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова - умная и зрячая».

В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая. (честная)

4. Актуализация знаний. Терминологический комментарий.

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.

Вспомним, что такое сатира.

Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Слайд №5.

(Сатира - вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Работа с тетрадью:

Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя продолжил М. Булгаков. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов идаже композиционное построение произведения.

Слайд №6.

А какова композиция повести?

(Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)
4. Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь?

Индивидуальное сообщение

(Москва времён нэпа: с шикарными ресторанами и «столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», где варят щи «из вонючей солонины». В этой Москве живут «пролетарии», «товарищи» и «господа». Москва, которую революция вывернула наизнанку, где чистопородные пролетарии с чувством превосходства над теми, у кого родословная «подкачала», и чрезвычайно низким уровнем культуры, «уплотняли» московские дома, где жили буржуи- интеллигенты. То, что эта неприглядная картина дана глазами собаки, делает её еще более ужасающей:

голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» Вирусом «раба» заряжены все: и Шарик, и машинисточка, и повар, и швейцар, и пациенты профессора, и даже члены «жилтоварищества».

О старой Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. Тогда голодать не приходилось.)
Какой литературный приём использовал автор?

(антитеза, в основе которой лежит противопоставление)

Зачем он использует антитезу?

(Чтобы показать своё отношение к изменениям в стране с приходом Советской власти.)

Слайд №7.

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

(Шарик-пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед).


Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

(делал операции по омоложению, гл.5, с.196)

Начертите таблицу.


В этот раз операция, проведённая Филиппом Филипповичем, имела совершенно неожиданный оборот. Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика.


б) просмотр видеофильма

Это отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко считается самой удачной версией книги.



  1. Характеристика образа главного героя.
а) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Слайд №8.

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

(Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)
Помимо этого, онопостоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…(с.194, 195)

Посмотрите, как оно ведёт себя за столом.

б) Отрывок видео (поведение за столом)
Ответьте на вопрос: А как это «по-настоящему», по мнению Шарикова?

(Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.)

в) Инсценирование.

Побудем в роли актёров! (Шариков, Борменталь, Филипп Филиппович)

Б: Ну-с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером?


Ш: (моргая глазами) В цирк пойдем, лучше всего.
Ф.Ф.: Каждый день в цирк -это довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем

месте хоть раз в театр сходил.


Ш:В театр я не пойду. Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.
Б: Вы бы почитали что-нибудь…
Ф.Ф.: Надо будет Робинзона Крузо вам почитать...
Ш: Уж и так читаю, читаю... Эту... Как ее... Переписку Энгельса с этим... Как его -

дьявола - с Каутским. Не согласен я.

Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?
Ш.: С обоими. Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...
Б.: Вы и способ знаете?
Ш.: Да какой тут способ, дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах заселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.
Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить... А в то же

время вы наглотались зубного порошку... Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?


Учитель: а действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой, да и не только книгой?

(Швондер – председатель домкома. Слайд №9.

Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.)

(просмотр видео – диалога Шарикова с просьбой о паспорте)
Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других. Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.


6. Определение авторской позиции. Аналитическое чтение.

Прочтите приведённые отрывки.


1."С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"
2. «- Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", - теряли в весе».
3. « -Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все

стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" – Я смеюсь! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком другом доме, до тех пор, пока не усмирят этих певцов! Лишь только они прекратят свои концерты, положение само собой изменится к лучшему».


Кому из героев принадлежат данные высказывания?

(Это слова профессора Преображенского.)

(Она совпадает с позицией Преображенского.Кажется, что его устами говорит сам автор.)
Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя фамилию Преображенский?

(изменять, преображать, улучшить человеческую породу).

Гоголевская традиция – говорящие имена- продолжена.


Речь Профессора Преображенского яркая, афористичная. Вот некоторые его реплики.
«На человека и на животное можно действовать только внушением". Или еще: "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено".

Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему тишина была «ужаснейшая»?

(Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное.Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку - естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.)

Выходит, профессор противоречит сам себе?

(Нет. Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению, но она всё расставила на свои места.)
И Филипп Филиппович это понимает. Он приходит к такому выводу:

(гл.8, с.232, около 3 стр до конца главы)

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Обратимся к теме нашего урока:

Так кто же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?


Но кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает: « Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня,

не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»
Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

(К сожалению, любое насилии оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру).

Слайд №11.

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательно . По сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

Слайд №12.

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?
(Гениальная сатира на современность– вот основная причина трудного пути к читателям. Швондеры и им подобные остались ни с чем. Наверное, то, что интеллигенту удалось обмануть власть, оставить ее ни с чем, тоже очень не нравилось цензуре всех советских времен. В обществе, где социализм культивировался около 70 лет, такое произведение не могли опубликовать.)
7. Итог урока.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

Слайд №13.

Человеческое сердце – это символ того, что «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это слова А. П.Чехова, и я с ними полностью согласна!

Отметки за урок.

8. Д/З напишите мини-сочинение «Как вы думаете, кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков - «человек с собачьим сердцем»?»

Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира.

Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества.

Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать не об объясняющих эти запреты моментах, а об оправдывающих. Лично я понял, что Булгаков солидарен с крамольными, или, как говорит доктор Борменталь, “контрреволюционными” рассуждениями профессора Преображенского, скажем, о разрухе: “Это мираж, дым, фикция!”/…/ Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? /…/ Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет

разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах!” Эти злые тирады профессора Преображенского обнажают неприязнь автора к новой действительности. Но это лишь один момент, когда Булгаков сам себя подставляет цензуре.

Второй момент более серьезный. Я бы сказал, даже более опасный для автора. Он выражает свои “крамольные мысли” через представителей новой действительности в лице домового комитета, в лице его председателя Швондера, а также примкнувшего к ним собакочеловека Шарикова. Мне ясно, что Шариков невозможен без Швондера, автор подчеркивает это гармоничное единение даже схожестью звукописи их фамилий. Они создают поле насилия и безнравственности под прикрытием классовых интересов, поле, которое принесло нашему народу столько бед.

Конечно, я далек от мысли полностью отождествлять мировоззрение автора и его героя профессора Преображенского. Писатель сходится со своим героем только в неприятии организованной разрухи, хамства швондеров и шариковых. Он предлагает читателю разделить с ним восхищение выдающимся умом и одаренностью профессора-медика. Но мы видим, кто использует эти медицинские достижения. Чредою проходят через кабинет Преображенского его, скажем так, клиенты. Это некий фрукт, с совершенно засаленными волосами, омоложенный доктором: “Пароль, д’оннер двадцать пять лет ничего подобного! - субъект взялся за пуговицу брюк, - верите ли, профессор, каждую ночь обнаженные девушки стаями… Я положительно очарован. Вы - кудесник”. Далее - “шуршащая дама” со страшными черными мешками под глазами, желающая омолодиться ради молодого негодяя, карточного шулера. Какой-то известный общественный деятель, увлеченный несовершеннолетней девочкой.

Расхождение в мировоззрении автора со своим героем я заметил и в том, что главный научный подвиг профессора, возможно, рожден его брезгливой уверенностью в превосходстве научной мысли над всем. Преображенский делает все сознательно, он профессионально равнодушен к материалу своих научных опытов, в том числе и к человеческому материалу. Поэтому я не допускаю, что Преображенский где-то оплошал и ситуация вышла из-под его контроля. Не случайно и одиночество профессора. Ведь все окружающие его люди играют лишь роль помощников в достижении его целей. А для души ему нужны опера, вино, обед.

Но и такое резкое отмежевание автора от своего героя не спасло Булгакова от ярлыка “политически вредного автора”. Ведь потребности Преображенского в функционерах, слепо исполняющих его волю и не могущих рассчитывать ни на что более того, что определил им хозяин, очень созвучны правящей верхушке того времени. Поэтому, я считаю, Михаилу Булгакову было просто невозможно угодить большевистской цензуре, разве что бросить писать! Но этого, к счастью, не произошло.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сатира в повести М. Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” является ярчайшим примером отечественной сатирической прозы. Если вдуматься серьезно в ее содержание, то...
  2. 1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова “Собачье сердце”. 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая...


Декларация по УСН