«меркурий»: как егаис, только для товаров животного происхождения. Электронная сертификация "меркурий" идет на смену бумажному хаосу

Определенные категории продукции, согласно законодательству, должны проходить обязательную ветеринарную сертификацию. По ее результатам выдается бумажное свидетельство о соответствии качества товаров установленным нормам и требованиям. Между тем уже довольно длительное время обсуждается вопрос о переходе на электронную ветеринарную сертификацию . Рассмотрим далее плюсы и минусы новой системы.

Общие сведения

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору давно планирует заменить бумажную сертификацию электронной. Для этого разработано специальное интернет-приложение. Оно называется ГИС "Меркурий".

Приложение можно открывать непосредственно в браузере и указывать необходимые сведения о продукции, чтобы впоследствии получить сертификат.

Вместе с ГИС "Меркурий " будут запущены и другие вспомогательные системы "Веста", "Аргус", "Цербер". Последняя будет использоваться для отслеживания и учета юридически значимых операций. Система "Веста" предназначена для регистрации результатов лабораторных анализов. Приложение "Аргус" уже применяется на практике для оформления разрешений на ввоз продукции.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору предполагает, что новый порядок позволит существенно сократить бюрократизм и ускорить выдачу документации. Кроме того, заинтересованным лицам не придется возить с собой бумажные сертификаты, достаточно знать номер разрешения. По нему уполномоченные органы смогут проверить тип продукции и происхождение.

Нужны ли перемены?

Многие производители интересуются, зачем Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору понадобилось менять правила. Собственно, такой вопрос вполне логичен, поскольку в действующем отечественном законодательстве есть немало пробелов.

В странах проводится для обеспечения безопасности населения. Лабораторные исследования проводятся для выявления и предотвращения опасных заболеваний. В ВТО полагают, что сертификат необходим исключительно для защиты от инфекций.

В российском законодательстве нигде не указано, зачем нужен сертификат. Отсутствует и нормативный акт, закрепляющий перечень неблагонадежных поставщиков или регионов, в которых высока вероятность возникновения эпидемий у сельскохозяйственных животных.

Между тем в России существуют ГОСТы, санитарно-эпидемиологические правила и требования, а также действует Закон, регламентирующий санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Соответственно, ошибочно говорить о том, что ветеринарная сертификация (электронная или бумажная) не имеет смысла.

Специфика веб-приложения

Предполагается, что будет работать следующим образом. Для получения сертификата пользователь должен войти в систему. Это действие предполагает введение информации о партии товара. Если продукция выпущена в РФ, этих данных достаточно. Если же товар зарубежного производства, дополнительно необходимо иметь сертификат, оформленный в стране происхождения товара.

Приложение не просто собирает данные, но и отслеживает их. Это необходимо для того, чтобы новый сертификат оформлялся только подтверждения введенной ранее информации. Таким образом, обмануть систему проблематично.

Если будет выявлена ошибка в выдаче сертификата, то документ можно оперативно отозвать.

Подсистемы

Они особенно важны для производителей молочной продукции. Электронная ветеринарная сертификация предусматривается для импортируемых товаров и изделий, перемещаемых по территории России. В первом случае используется подсистема "Склад временного хранения", во втором - "Государственная ветеринарная экспертиза".

Между тем ГИС еще не до конца сформирован. В ней, в частности, отсутствуют модули, необходимые для внесения данных о сырье и продукции.

При пробном внедрении разработчикам не удалось установить возможность интеграции приложения в автоматизированные системы молокозаводов. При этом, как отмечали представители Национального союза производителей, в отрасли наблюдается недостаточный уровень автоматизации.

Нормативное обеспечение

Дискуссии о целесообразности введения, правилах организации электронной ветеринарной сертификации велись очень оживленно. В 2014 году Минсельхоз выпустил наконец распоряжение. Им был утвержден порядок оформления электронной документации (Приказ 281).

Электронная ветеринарная сертификация должна осуществляться по правилам, предусмотренным в этом распоряжении. Между тем производители и эксперты отмечают, что содержание принятого акта имеет существенные отличия от проекта, который обсуждался с бизнес-сообществом. Надо сказать, что во время этих дискуссий изготовители выдвигали немало рациональных предложений, которые могли бы предупредить возникновение спорных моментов.

Ответственность переработчиков

До настоящего времени документы в молочной отрасли оформлялись исключительно на сырье. Предполагается, что станет обязательной и для переработчиков.

Документ, в частности, понадобится для молока (сухого в том числе), творога, сыра, масла. В такой ситуации есть риск дублирования функций двух ведомств - Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Проблемы

Если говорить о плюсах и минусах электронной ветеринарной сертификации , то производители и переработчики пока видят только недостатки. Но если изготовителям процедура получения документа уже знакома, и перестроиться на электронный формат взаимодействия с органами власти им будет несложно, то у переработчиков возникнет немало проблем.

Сложности связаны в первую очередь с тем, что разработчики электронной ветеринарной сертификации не учли ряд особенностей деятельности этих субъектов.

Для получения документа переработчикам нужно указывать источник сырья каждой партии. Многие из них принимают сырье у нескольких производителей. Зачастую, количество поставщиков доходит до 100. Многие переработчики, исполняя поручения администрации регионов, собирают сырье у мелких фермеров. Это позволяет поддерживать сельскохозяйственную отрасль.

Возить для каждого из поставщиков отдельную цистерну, разумеется, невыгодно. Соответственно, на этапе сбора сырья оно перемешивается. Указать источник в результате просто невозможно.

У заводов достаточно много партий продукции. Даже при небольшом числе поставщиков сырья предприятию придется собрать внушительное количество сертификатов для каждой партии.

Кроме того, для получения документа переработчик должен указать место реализации продукции. Такой информацией субъекты располагают далеко не всегда.

Стоимость

Формально за оформление не предусмотрено взимание платежей. На практике же перерабатывающим предприятиям придется обратиться за помощью к компетентным специалистам, чтобы те занялись всей этой процедурой.

Как полагают многие хозяйствующие субъекты, себестоимость производства может повыситься как минимум на 1-1,5 %. К примеру, был составлен расчет для предприятия, объем переработки которого составляет 200 т/сутки. За год заводу придется потратить порядка 10 млн руб. на внедрение Эти расходы негативно повлияют на себестоимость продукции - она повысится на 5 %.

Когда заработает система?

Вполне возможно, что никогда. Чиновники отложили введение системы на 2018 г. Однако это не означает, что переработчикам придется оформлять бумажные документы. По словам Александра Ткачева (руководителя Минсельхоза), эти субъекты могут быть освобождены от обязанности получать сертификат.

Дополнительные нюансы

Несмотря на то что внедрение сертификации в электронном виде отложено, региональные власти уже сейчас активно ведут подготовку к этой процедуре.

С 01.01. 2018 г. будет действовать расширенный перечень продукции, на которую необходимо оформлять документ. В список внесены:

  • Готовые молочные изделия.
  • Консервированные и готовые продукты из рыбы, мясных субпродуктов и мяса.
  • Макаронные изделия с рыбной/мясной начинкой.
  • Готовые супы, бульоны и прочие изделия, содержащие сырье животного происхождения.

Электронная сертификация позволит проследить движение продукции от места сбора и производства до поставки конечному потребителю. При этом предусмотрена возможность поиска и удаления из оборота некачественного и опасного товара.

Стоит сказать, что сопроводительную ветеринарную документацию вправе оформлять не только сотрудники государственной ветслужбы, но и специалисты в области ветеринарии, аттестованные в установленном порядке, представители предприятий и индивидуальные предприниматели.

Электронный сертификат должен быть оформлен не только на перерабатывающие предприятия либо оптово-розничные базы, но и розничные магазины, сети общественного питания (столовые, кафе и так далее), детсады, школы, больницы. Документ в обязательном порядке должен погашаться уполномоченным лицом.

Сегодня отмечается активность предпринимателей в решении вопросов о регистрации в ГИС "Меркурий". Так, в Кировской области для получения доступа уже обратилось порядка 400 юрлиц и ИП. Однако, как отмечает госинспектор отдела ветнадзора, эта цифра соответствует лишь 10 % от общего количества зарегистрированных субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность в области производства и реализации продукции животноводства.

Заключение

Во избежание проблем с контролирующими организациями региональные власти настоятельно рекомендуют предпринимателям в ближайшие месяцы получить доступ к ГИС. В некоторых регионах реализация программ по переходу на электронную сертификацию начнется уже с октября этого года. К концу года в ряде субъектов планируется запретить прием и перемещение продукции без электронного сертификата.

Руководству предприятий, занимающихся оборотом сельскохозяйственной продукции, надлежит предпринять исчерпывающие меры по внедрению электронной сертификации. В перечень мероприятий, в числе прочего, входит и обучение сотрудников работе в ГИС, оборудование рабочих мест необходимыми техническими средствами (компьютером с выходом в сеть Интернет). Учетная система должна быть интегрирована с ГИС через специальный универсальный шлюз.

Система "Меркурий" реализована в виде веб-приложения, в котором. пользователи взаимодействуют с системой через интернет. Благодаря этому все пользователи всегда имеют доступ к актуальной информации.
Главная особенность системы заключается в том, что она базируется на процессном подходе, без ввода информации на входе невозможно оформить ветеринарно-сопроводительный документ (ВСД) на реализацию или перемещение в системе и вывести подконтрольный товар из системы в конце жизни товара.
Входом в систему "Меркурий" является ввод информации о производственной партии для отечественной продукции, для импорта - наличие ветеринарного сертификата, оформленного в системе "Меркурий". Так, каждый последующий ВСД оформляется на основании предыдущего, таким образом, выстраивая цепочку, по которой можно отследить полный путь перемещения товара от момента производства (импорта) до конечной точки (розничная торговая точка, либо утилизация).
С 01 марта 2015 г. появится возможность оформлять ветеринарно-сопроводительные документы в электронном виде, но пока нет нормативного документа, который бы обязывал производителей подконтрольной госветнадзору продукции наносить штрих-код на упаковку, хотя уже сейчас они могут это делать по своему желанию.

- Сергей Владимирович, какие продукты попадают в зону ветеринарного контроля и кто его осуществляет?

В область ветеринарного контроля попадает вся продукция животного происхождения: рыба, мясо, молоко, мед, сыр и т.п. Система государственного ветеринарного контроля состоит из Россельхознадзора, ветеринарных служб субъектов России, а также ветеринарных служб в каждом силовом министерстве. Россельхознадзор осуществляет контроль на госгранице и в морских портах, а субъектовые службы, подчиненные губернатору области, работают уже на местах. Они взаимодействуют с Минсельхозом через сложную систему нормативных актов и отчетности, а между собой — исключительно на основаниях доброй воли. Работа ветеринарных служб Министерства обороны, ФСИН, ФСО, ФСБ и МВД — вообще тайна за семью печатями. В целом получается 91 самодостаточный центр принятия решений о проведении ветеринарного контроля.

- Как осуществляется ветеринарный контроль сегодня?

К сожалению, контроль сегодня фрагментарный и не отвечает современным условиям хозяйствования. Большая часть вины за это лежит на устаревшей системе ветсертификации. Сертификация сегодня — это визуальный осмотр продукции, проверка документов, органолептическая экспертиза, что позволяет в целом подтвердить: продукция получена от рыбы или животных, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, и пригодна для употребления в пищу. По результатам осмотра ветеринарный врач выдает соответствующий документ — ветеринарный сертификат. В случае необходимости образцы продукции направляются на лабораторные исследования.
Проблема заключается в том, что субъективный подход со стороны ветспециалистов и отсутствие единой системы учета юридически значимых действий с продукцией извратили саму суть ветеринарной сертификации - прослеживаемость от места происхождения и подтверждение ее безопасности. Сегодня чаще всего эти бумажки выдаются как на конвейере, на основе набора других документов, а процедура реальной проверки во многих местах отсутствует: на нее не хватает ни сил, ни времени, ни ресурсов. А захотят, могут и наоборот, вместо конвейера устроить тщательный досмотр всей партий и при каждой отгрузке непременно потребовать проведения лабораторных исследований. Естественно все за счет владельца груза. «Избирательный подход» — так можно охарактеризовать систему в целом.

- Справедливо ли утверждение о том, что бумажная ветеринарная сертификация себя изжила?

Понимаете, с бумажной сертификацией накопился целый ряд проблем. Бланки подделывают, несмотря на высокую степень защиты, их могут, например, напечатать в местной типографии и использовать

Сергей Гудков Исполнительный директор «Рыбного союза»

Меркурий - это государственная информационная система по учету электронных ветеринарных сертификатов (эВСД). С 2018 года работать в ней обязаны все, кто участвует в обороте товаров животного происхождения, в том числе и розница. Бланки заявлений на регистрацию в Меркурии и ответы на главные вопросы о системе - на этой странице.

Как подключиться к Меркурию?

Для регистрации в Меркурии заполните бланк заявления и подайте его в Россельхознадзор:

Заявление можно подать в Россельхознадзор (или его территориальное управление) на бумаге или отправить по электронной почте. При этом:

  • Индивидуальные предприниматели должны заверить заявление в электронном виде простой электронной подписью и отправить на адрес [email protected] .
  • Для ООО другие правила: заявление подписывается электронной подписью руководителя и направляется на адрес [email protected] .

Когда заявление будет обработано, вы получите на указанный в нем e-mail письмо с данными для входа в систему Меркурий.

Кто обязан подключиться и когда?

Согласно последним поправкам в ФЗ от 13.07.2015 № 243 «О внесении изменений в Закон РФ «О ветеринарии», с 1 июля 2018 года все ВСД должны оформляться в электронном виде через ФГИС Меркурий. Таким образом, до 1 июля 2018 года подключиться к системе обязаны все, чья деятельность связана с каким-либо этапом оборота товаров животного происхождения. Это касается всех производителей и дистрибьюторов поднадзорных Госветконтролю товаров: розничных магазинов, оптовых баз, молочных заводов и мясокомбинатов, птицефабрик и производителей морепродуктов, ферм, племенных хозяйств, а также общепита, торговых сетей и логистических центров. Также зарегистрироваться должны государственные ветврачи, обслуживающие названные предприятия.

На какую продукцию нужно оформлять электронные ВСД?

В системе Меркурий необходимо учитывать все товары, подлежащие ветеринарному контролю, а именно:

  • все виды мяса, субпродуктов и жиров;
  • колбасы, готовые и консервированные продукты из мяса;
  • рыба в любых видах, в том числе консервированная (кроме рыбного филе и мяса рыбы по товарной позиции 0304 ТН ВЭД);
  • макаронные изделия с начинкой из мяса, колбасы, рыбы или морепродуктов;
  • ракообразные, моллюски, водные беспозвоночные;
  • все виды молочных продуктов;
  • сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты;
  • творог и сыры, включая плавленые;
  • яйца птиц;
  • мед натуральный;
  • дрожжи неактивные;
  • супы и бульоны готовые и заготовки для их приготовления;
  • мороженое, кроме выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда.
  • фуражное зерно: пшеница твердая и мягкая, рожь, ячмень, овес, кукуруза;
  • прополис, воск пчелиный и воски других насекомых, спермацет;
  • комбикорма;
  • удобрения растительного и животного происхождения;
  • необработанные шкуры, охотничьи трофеи, чучела.

Что надо делать в системе розничному магазину?

В течение 1 рабочего дня с момента поставки и приемки розничный магазин должен погасить в системе ВСД на транспортную партию. Если вы приняли товар частично, при гашении нужно указать расхождения. Автоматически будет оформлен возвратный ВСД.

Важно! Если вам привезли груз, но на него в системе Меркурий не оформлен ВСД, принимать товар нельзя.

А если у нас нет интернета? Можно ли продолжать работать с бумажными ВСД?

Возможно два варианта: либо вы просто еще не подключились к интернету, либо работаете в местности, где такой возможности нет.

  • В первом случае вы не можете использовать бумажные ВСД. И поскольку электронная сертификация с 1 июля 2018 года для вас обязательна, вы должны наладить и проверить подключение к интернету до этой даты. Если вы не хотите подключаться, то можете предоставить доступ в систему своему уполномоченному представителю, который будет за вас гасить ВСД и делать возвраты. Закон не устанавливает требований к такому представителю: им может стать поставщик (если согласится) или сторонняя компания.
  • Во втором случае - если вы работаете в местности, где нет доступа к средствам связи и поэтому подключиться к интернету невозможно, - вы можете продолжать работать с бумажными ВСД.

Будьте внимательны! Перечень мест, где нет точки доступа к интернету, утверждают субъекты федерации.

Возможна ли отсрочка старта системы Меркурий?

Запуск системы Меркурий уже был отложен: с 1 января 2018 его перенесли на 1 июля 2018 года. До этого дня оформление электронных ВСД не обязательно, но рассчитывать на дальнейшую отсрочку после 1 июля 2018 года - неправильно и опасно для розницы: тогда в первые дни июля не успевшие зарегистрироваться уже не смогут отправлять и принимать грузы.

До 1 июля еще есть время, но мы рекомендуем не откладывать переход на электронную сертификацию. Обработка вашего заявления на регистрацию в системе Меркурий займет какое-то время. А потом вам потребуется еще осваивать сложную систему, привыкать в ней работать и, возможно, обучать сотрудников. Поэтому важно зарегистрироваться как можно скорее. Не откладывайте это на последний день - , заполните его и отправьте в Россельхознадзор прямо сейчас.

Будут ли штрафы?

Штраф за несоблюдение требований ФЗ от 13.07.2015 № 243 предусмотрен ст. 10.8 КоАП. Так, если машину с подконтрольным Госветнадзору грузом остановят для проверки, экспедитор должен будет предъявить информацию об эВСД: QR-коды или уникальные идентификаторы UUID (главный реквизит электронного ВСД), которые можно проверить в общедоступном сервисе системы Меркурий. При отсутствии ВСД будет назначен штраф: от 3000 руб. на водителя или от 10000 до 20000 руб. на юридическое лицо, согласно ст. 10.8 КоАП. Для юрлица мерой ответственности также может стать приостановление деятельности на срок до 90 суток.

С 1 января 2018 года все товары, подконтрольные Россельхознадзору, должны будут проходить обязательную электронную сертификацию в Федеральной государственной информационной системе «Меркурий» в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 243 «О внесении изменений в Закон РФ „О ветеринарии“».

Что такое ФГИС «Меркурий»

Федеральная государственная информационная система «Меркурий» входит в состав Федеральной государственной информационной системы в сфере ветеринарии ВетИС и управляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Россельхознадзором.

До начала следующего года проводить ветеринарную сертификацию можно посредством бумажных ветеринарных сопроводительных документов. С начала 2018 года на смену бумажным сертификатам придут электронные. Компании, участвующие в обороте товаров животного происхождения, будут обязаны заносить каждый этап производства и перемещения продукции в систему через интернет.

Использование «Меркурия» имеет несомненные плюсы как для участников рынка, так и для потребителей - система даст возможность контролировать всю последовательность движения продукции, что обеспечит защищённость потребителя от контрафактных товаров и будет способствовать честной конкуренции среди производителей. Стоимость надзорных и контрольных процедур уменьшится благодаря тому, что электронные технологии заменят бумажные бланки ветеринарных сопроводительных документов, и в следствие того, что для создания электронного ВСД не нужно будет привлекать высококвалифицированных ветеринарных врачей. Централизованная база данных системы сократит время для формирования отчётов и поиска данных о товарах - оформление ветеринарных документов будет проходить быстрее и проще.

В свою очередь для потребителя внедрение электронной сертификации через систему «Меркурий» будет означать государственную гарантию безопасности товаров животного происхождения.

Основные преимущества использования системы «Меркурий» для электронной ветеринарной сертификации можно обобщить как:

  1. Прослеживаемость – государственные органы смогут определить происхождение и путь товара на любом этапе его перемещения.
  2. Контроль качества и безопасности – в случае выявления отклонений от нормативов безопасности продукции её можно будет оперативно изъять из оборота или сети реализации.
  3. Ускорение и удешевление процесса ветеринарной сертификации - экономия ресурсов станет возможной благодаря автоматизации процессов производства и обращения.

Какие товары подлежат электронной ветеринарной сертификации

С начала 2018 года не только вводится обязательная электронная сертификация ветеринарных товаров, но и расширяется список продукции, подлежащей сертификации. Электронный ВСД необходимо оформлять при обороте, производстве, перемещении, а также переходе прав собственности на животных и продукцию животного происхождения, включающую молочные и мясные продукты, мясные консервы, морепродукты, жиры, растительные масла и другие продукты. Полный список товаров, которые должны сопровождаться ветеринарными документами в электронном виде, утвержден Приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648.

Особенности электронной сертификации

Система «Меркурий» поможет эффективно взаимодействовать производителям и перевозчикам товаров с государственными органами. В сертификации товаров участвуют сотрудники учреждений, входящих в состав Государственной ветеринарной службы РФ, уполномоченные сотрудники хозяйствующих субъектов, участвующих в обороте животных и товаров животного происхождения, а также аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами учреждений системы государственной ветеринарной службы России.

Сертификацию в обязательном порядке проходят мясокомбинаты, птицефабрики, производители морепродуктов, молочные заводы, магазины розничной торговли, фермы, оптовые базы и племенные хозяйства.

Доступ и работа в ФГИС «Меркурий» бесплатны для всех категорий пользователей. Для проведения электронной сертификации нет необходимости обращаться в госветслужбы - обученные сотрудники компаний смогут самостоятельно вводить данные в систему, что сэкономит время и финансы.

Каждому проверенному товару в системе будет присваиваться уникальный номер -идентификатор электронного сертификата. Зная номер сертификата, можно будет получить данные о товаре, его происхождении и перемещении.

Как присоединиться к системе «Меркурий»

Подключиться к системе «Меркурий» можно двумя способами - через веб-интерфейс системы или посредством API-интерфейса. Для регистрации в системе необходимо предоставить в Территориальное Управление Россельхознадзора данные о компании или ИП, местах осуществления деятельности и информацию об администраторе компании, который будет работать в системе. Заявление можно подать в бумажном или электронном виде, после его рассмотрения абонент получает письмо с данными для доступа и может приступать к работе.

Все заявления в электронном виде на подключение к системе «Меркурий» должны быть подписаны ЭЦП. Индивидуальным предпринимателям достаточно простой электронной подписи, организациям необходимо получить усиленную квалифицированную ЭЦП.

Как получить электронную подпись для ФГИС «Меркурий»

Чтобы получить квалифицированную электронную подпись для работы в системе «Меркурий», обратитесь в аккредитованный удостоверяющий центр «Инфотекс Интернет Траст». Мы выпустим ЭЦП для работы с «Меркурием» в течение двух рабочих дней.

Оставьте заявку на сайте и дождитесь звонка менеджера, который подробно расскажет о процедуре получения услуги и ответит на ваши вопросы. Далее мы вышлем вам счёт, оплатите его и подготовьте документы для прохождения верификации. Верификация - заключительный этап процедуры получения электронной подписи. Вам необходимо будет явиться в один из офисов нашей компании, специалист идентифицирует вашу личность с помощью документов, после чего вы получите сертификат и ключи электронной подписи.

Если вам нужно срочно оформить электронную подпись для системы «Меркурий» или для других целей, воспользуйтесь нашей дополнительной услугой ускоренного получения ЭЦП в течение часа.

Электронная ветеринарная сертификация отложена до 2017 года. Однако время пролетит быстро, а многие в молочной отрасли еще не знают, чем это, на первый взгляд, прогрессивное нововведение может грозить. Об этом в нашей новой рубрике «Простыми словами».


Что это такое?

В России сейчас действует бумажная ветеринарная сертификация. По факту это просто осмотр документов и простая проверка продукции на безопасность и пригодность для употребленения. Россельхознадзор уже давно хочет заменить такую сертификацию на более современную электронную. Для этого будет использовано веб-приложение ГИС «Меркурий». Его можно будет открыть прямо в браузере и вписать все необходимые данные о товаре, чтобы получить сертификат.

В связке с «Меркурием» будут работать системы «Аргус», «Веста» и «Цербер». «Аргус» уже работает и используется для выдачи разрешений на ввоз. «Веста» нужна для регистрации лабораторных исследований, а «Цербер» - для отслеживания юридически значимых действий.

В теории это позволит уменьшить бюрократизм и упростить получение документов. К тому же больше не придется возиться с бумагой - достаточно будет иметь номер сертификата, по которому можно проверить, что за продукты перевозятся и каково их происхождение.

У многих в отрасли возникал подобный вопрос. Например, в ЕС сертификация сырья нужна, чтобы предотвратить занос заболеваний из других стран и появление на рынке опасных для здоровья продуктов. В ВТО считают, что такой документ нужен просто для защиты от инфекций. А вот в России нигде не написано, зачем надо получать такой сертификат. Нет и списка неблагонадежных поставщиков, регионов, где сейчас есть эпидемии у КРС. Фактически сертификация является сугубо бюрократической процедурой.

В мировой практике есть примеры стран, где действительно можно работать без сертификации. Более того, обязательной ветеринарной сертификации для молочной продукции нет ни в одной стране мира, включая страны-члены Таможенного союза (куда, кроме России, входит Армения, Казахстан, Киргизия и Белоруссия). Это ставит российских переработчиков в менее выгодные условия, считают российские молочники.

Возьмем для примера развитые страны. В ЕС молочные товары при транспортировке в пределах союза не нуждаются в ветеринарных сертификатах. Вместо этого там нашли более простой способ обеспечения безопасности продукции: в товарно-сопроводительные документы вписывают информацию (идентификационные номера) о ветеринарной аттестации производства или поставщика сырья. Если же в регионе свирепствует какая-то болезнь КРС, то сертификат нужен.

У нас выдача сертификата - формальность. Методы исследований не аттестованы, а при неоднократном переоформлении документов неясно, какая местность благополучна по заболеваниям КРС. Благополучие местности подтверждается даже при признании территории неблагополучной. Поэтому не получить сертификат можно по сугубо бюрократической причине, а реальных нарушений по качеству продукции меньше 1%. Например, в 2013 году их было 0,7%. Это не значит, что все производители такие ответственные, а просто проверки формальные.

Для того чтобы получить сертификат, нужно «войти» в систему. Под «входом» для «Меркурия» подразумевают ввод необходимых данных о партии, если это продукция, произведенная в России. Чтобы получить сертификат для импортных товаров, нужно иметь ветеринарный сертификат, выданный в стране происхождения. Система не просто собирает информацию, но и отслеживает ее, чтобы каждый новый сертификат выдавался только при подтверждении всех ранее введенных данных. То есть обмануть систему будет непросто. Если кто-то найдет ошибку в выдаче сертификата, его можно будет моментально отозвать удаленно.

У «Меркурия» есть подсистемы. Главные из них для молочников - это «Склад временного хранения» и «Государственная ветеринарная экспертиза». Первая нужна для сертификации импортируемых грузов, а вторая - сопроводительных документов на товары, перемещающиеся внутри страны.

На словах все красиво и современно, но «Меркурий» ругают за то, что система все еще «сырая». Например, там нет некоторых важных модулей для внесения необходимой информации по сырью и продукции. Поэтому во время запуска пилотного проекта не смогли до конца определить, возможна ли интеграция системы и действующих молочных заводов, и в какие сроки это можно сделать. А в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) сообщали, что в молочной отрасли крайне низкий текущий уровень оснащения автоматизированными системами. Такая же проблема у региональных торговых сетей, не говоря уже о неорганизованной торговле.

Да, Минсельхоз выпустил 17 июля 2014 года приказ № 281. Называется он «Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде».

Стоит отметить, что содержание этого документа сильно отличается от версии, которая прошла публичное обсуждение с бизнес-сообществом, а также процедуру оценки регулирующего воздействия. Во время обсуждения представители бизнеса высказывали много предложений, которые могли бы снять возникающие вопросы и опасения.

До сих пор ветеринарные сертификаты в молочной отрасли получали только на сырье. Переработчикам этот документ был не нужен. Однако с введением электронной сертификации предполагалось, что такой документ нужно будет получать и на партии молочной продукции. Это коснется и молока, и сыра, и творога, и сухого молока с маслом. В этом случае функции Роспотребнадзора и Россельхознадзора будут дублироваться. Как они будут решать вопрос разделения своих контрольных и надзорных функций - неизвестно.

Для переработчиков это не только плохо, но часто и невозможно. Дело в том, что для получения сертификата переработчикам надо будет указать источник сырья для каждой партии. Многие переработчики собирают сырое молоко у нескольких производителей. Часто у них сотни поставщиков, а если в регионе сильно фермерское движение, то это сотни мелких фермеров или даже личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Многие регионы стараются поддерживать ЛПХ и фермеров, поэтому переработчики, следуя пожеланиям руководства региона, собирают молоко у таких производителей. Соответственно, возить цистерну для каждого из сотен поставщиков по отдельности невыгодно, и уже на стадии сбора сырья оно смешивается. Получается, что указать источник сырого молока для каждой партии невозможно. Кроме того, партий у заводов очень много, и даже при незначительном количестве поставщиков придется собирать большой объем сертификатов на каждую партию.

Возьмем для примера фуру в 20 т. Это около 130 крупных партий, и на каждую нужен отдельный сертификат. Для доставки по городу используют трехтонные грузовики, в которых 30 партий. Наконец, для получения сертификата надо указать, где будет продаваться товар. Это тоже не всегда известно переработчику.

Это объясняют необходимостью отслеживать движение всей молочной продукции в системе. Переработчики на это отвечают, что сейчас прослеживать путь товара можно и по маркировке, на которой есть дата и время выработки, информация о производственной линии, адрес завода, номер производственной партии и многое другое. На заводах тоже знают, откуда пришло сырье и во что оно переработано. Следить за этим их обязывает специальный документ (п.12 ч.3 ст.10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Это полностью соответствует требованием Таможенного союза и ISO.

Формально - бесплатно. Ради этого электронная сертификация и задумывалась. Но в реальности многим переработчикам придется нанять специального человека (а крупным - даже десятки человек) только для того, чтобы они занимались оформлением этих сертификатов. По подсчетам различных заводов и компаний, это может увеличить себестоимость производства на 1-1,5%, а иногда и выше. Например, есть расчеты для завода с мощностью переработки в 200 т/сут. В год у него уйдет на введение электронной сертификации почти 10 млн рублей, что повысит себестоимость производства на 5%.

Если бы все проводилось на бумаге, издержки были бы еще выше. В случае проведения ветеринарной сертификации для переработчиков «по старинке» нужно будет свыше 25 тысяч человек, потому что каждый крупный переработчик должен будет оформлять более 6 млн сертификатов ежегодно. Крупному переработчику это обойдется в 8 млрд рублей, что повысит себестоимость примерно на 7%. Издержки всей молочной отрасли в связи с проведением ветеринарной сертификации на бумажных носителях можно оценить в 30 млрд рублей.

Перед развертыванием системы электронной сертификации она «обкатывалась» на производителях молока. У переработчиков должны были пройти пилотные проекты на двух заводах, но они были свернуты Минсельхозом. Известно, что сложности в работе с электронной сертификацией для переработки были отражены в многочисленных обращениях переработчиков во все инстанции. Так что да, о всех сложностях чиновникам сообщили.

Возможно - никогда. Введение электронной ветеринарной сертификации на практике отложено на 2018. Но это не значит, что переработчикам в итоге придется заняться бумажной работой. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев уже намекнул, что переработчиков могут освободить от необходимости получать такой документ. «Хочу сказать объективно и честно, решения пока нет, но решение будет выгодным прежде всего для наших производителей молока», - заявлял министр. При этом он часто отмечал, что само предложение сделать ветеринарную сертификацию обязательной для переработчиков является спорным.



Документы