Правильное описание профессиональных навыков в резюме – залог получения должности. Описать профессиональный образ пример Интересы и предпочтения в профессии менеджера

Какие могут быть профессиональные интересы? Их изучение является интересным занятием: это позволяет заглянуть внутрь сознания человека и разобраться, что им движет при выборе той или иной профессии, понять его мотивы, определить, чего он хочет добиться в жизни и чем готов пожертвовать для достижения выбранной цели.

Любой сотрудник, независимо от того, в какой организации он работает и на какой должности, всегда преследует определенные цели, но зачастую их тяжело понять с первого взгляда. Трудящийся рядом с вами коллега, при всей напускной меркантильности, вполне возможно, гонится не только за большими гонорарами, а желает развиваться именно в этой деятельности, выбрав профессию, что называется, «по зову души».

Классификация профессиональных интересов

Что входит в понятие "профессиональные интересы воспитателя детского сада"?

Условно все профессиональные интересы можно разделить на 10 пунктов:


Базовые интересы

Любой педагог, какой бы деятельностью он ни занимался, имеет базовые профессиональные интересы воспитателя. Сотрудник в лагере для детей или воспитатель трудных подростков в специальных учреждениях, учитель любой школы или преподаватель любого ВУЗа - всех их объединяют такие профессиональные интересы, как:

Стремление к нравственному воспитанию;

Стремление к осуществлению связанной с общением;

Стремление к осуществлению творческого труда.

Узнав о том, какие бывают интересы, можно выделить отдельную группу, которая связана с такой важной деятельностью, как работник дошкольного образовательного учреждения, выделить профессиональные интересы воспитателя детского сада.

Педагог или ппсихолог?

Не каждый педагог - психолог и наоборот. Иногда, если работу воспитателя выбирает человек, пусть и знакомый с основными педагогическими правилами, но начисто лишенный основ психологического образования, то результат оказывается плачевным. Профессиональные интересы воспитателя детсада совершенно не развиваются. Понимание, что каждое ваше действие и любое ваше слово могут стать основной для развития индивидуальной личности, что определит жизнь ребенка в дальнейшем, является важнейшим, так как это огромная ответственность.

С этой точки зрения, каждый воспитатель детского сада должен иметь следующие профессиональные интересы воспитателя детского сада:

  • Стремление повысить уровень собственной педагогической культуры (в том числе овладеть знаниями, умениями и навыками в этой сфере, развивать их на протяжении жизни).
  • Желание применять собственный для воспитания детей, для развития их творческих, умственных и социальных способностей.

Таким образом, профессиональные интересы воспитателя лежат в области собственного саморазвития. Очень важно, чтобы присутствовало желание применять полученные навыки в жизни при воспитании детей.

Стремление повысить уровень собственной педагогической культуры

Отметив, какие бывают профессиональные интересы, стоит остановиться на первом из них. Процесс обучения в жизни любого человека является постоянным. За всю жизнь мы усваиваем новую информацию, учимся ее применять, как в бытовом плане, который касается личной жизни, так и в рабочей сфере. Профессиональные интересы воспитателя детского сада не могут существовать без желания развиваться и разбирать тонкости выбранной специализации.

Изучение новой информации ведется путем саморазвития, когда воспитатель читает публикации, книги или просматривает специальные фильмы с целью повысить свои Также он может посещать специальные курсы повышения квалификации, где сведения будет узнавать в процессе общения с тренерами.

Стремление к применению собственного педагогического опыта

Зачем получать знания без возможности их применения? Это занятие можно считать пустой тратой времени. Это как покупка книг в библиотеку, которые никто никогда не прочитает - вроде литература есть, а смысла от того, что она стоит на полке, нет никакого. Ничего нового она не расскажет, если не взять ее в руки и не прочитать.

Так и в работе педагога. Профессиональные интересы воспитателя будут пустыми и бесцельными, если он не будет применять полученные знания на практике. Он должен желать этого, хотеть заниматься с детьми, передавать им свои знания. Без искреннего стремления научить кого-то чему-либо действительно сложно.

Примеры профессиональных предпочтений воспитателя детского сада

Какие бывают интересы? Профессиональные примеры знакомы каждому человеку, находятся в жизненном опыте любого воспитателя ДОУ.

Выпускник ВУЗа, получивший степень специалиста и отправившийся устраиваться на уже определился в своем выборе. В университете, проходя учебные курсы, он узнал множество информации о педагогической науке, о том, какие трудности в ней есть, и какую пользу такая работа приносит. Он уже сделал свой выбор, поставил перед собой цель.

Молодой специалист начинает свою работу с построения доверительных отношений с детьми своей группы, узнает много информации о них, об их семьях, учится понимать и уважать маленькие личности. И в процессе он осуществляет воспитательную деятельность, показывая и рассказывая множество полезной ребенку информации в доступной для него игровой и полуигровой форме. Это как раз и является желанием применить собственный педагогический опыт в воспитании детей. В работе с малышами и ребятами постарше воспитатель может применять различные методики. Только опытным путем можно найти подход к каждому отдельному ребенку.

Но плох будет тот воспитатель, который потеряет интерес к развитию собственных навыков. На базе любого дошкольного образовательного учреждения ведется работа по повышению уровня знаний воспитателей. Их дополнительное самообразование в выбранной сфере помогает в дальнейшем отойти от первоначальных методик в обучении детей, выстроив свою работу на новых способах общения и передачи информации.

Роль старшего воспитателя детского сада

Любой начинающий воспитатель может получить заслуженное призвание и поднять свой уровень до старшего воспитателя. Его роль трудно описать парой слов: он занимается не только воспитанием детей, но и контролирует своих коллег, подает пример и имеет большую ответственность по отношению к своей работе и обязанностям.

Престиж старшего воспитателя

Профессиональные интересы старшего воспитателя ДОУ включают еще один: стремление заботится о собственном престиже. Почему же он так важен для этой должности?

Звание старшего воспитателя говорит о том, что педагог получил признание, его работа оценена по заслугам. У него увеличился круг обязанностей, в который попало теперь и умение осуществлять руководящую деятельность над сотрудниками детсада. Он не только продолжает заниматься воспитанием детей, но и является примером для своих коллег, чью работу контролирует. Он также помогает сотрудникам найти свой профессиональный путь, развивает их навыки и умения.

Предпочтения воспитателя детского сада

Как и профессиональные интересы, предпочтения воспитателя ДОУ строятся по такому же принципу: они отвечают личным способностям индивида, основанным на целях его работы и личным качествам.

К ним могут относиться такие характеристики, как любовь к детям, к своей профессии педагога, к работе с людьми, к участию в социализации ребенка, к обучению детей и прочее. Без этих важных аспектов очень трудно найти ключик к детям, заслужить их уважение и стать для них авторитетом.

Главное слово, описывающее все предпочтения - это любовь, потому что каждый человек в выборе того или иного действия основывается в первую очередь на тех действиях, которые ему близки, нравятся и приносят удовольствие и удовлетворение. Без любви к определенным действиям и творчеству сложно построить правильное понимание того, кто же такой воспитатель.

Таким образом, профессиональные интересы воспитателя ДОУ помогают ему в осуществлении работы по выбранной профессии. Способствуют тому, чтобы он не потерял интерес к работе, дают возможность развиваться в выбранной области и дают результат в виде маленьких личностей, которые выходят из детского сада и отправляются в школы подготовленными по основным аспектам.

FinExecutive Russia сайт 2019-10-19

Портрет идеального сотрудника или 12 личных качеств для образцового резюме

Написать потрет идеального работника достаточно сложно. Ведь при подборе персонала каждый работодатель, в первую очередь, ориентируется на потребности и ценности своей компании. Поэтому то, что важно для одного, для другого может не представлять ни малейшей ценности. Тем не менее, проследить общие тенденции и описать ключевые личные качества, важные для резюме успешного соискателя, всё же можно.

Тщательно подобранная команда важна для любой компании. Ведь от работы каждого сотрудника зависит эффективность результатов деятельности всего предприятия, его прибыль, репутация на рынке и стратегия дальнейшего развития. Большинство работодателей считает, что идеальный работник должен обладать целым набором качеств, в число которых входит:

  1. Исполнительность. Каждый начальник хочет видеть в своей команде человека, готового оперативно выполнять распоряжения руководства, а не откладывать их в долгий ящик.
  2. Качество выполняемой работы. Какими бы званиями, дипломами, сертификатами и навыками ни обладал работник, в первую очередь ценится качество выполнения должностных обязанностей и результат его основной работы.
  3. Внимательность к деталям. Руководитель высоко ценит сотрудника, обращающего внимание на мелкие детали: будь то цифра в отчёте или правильно сформулированная фраза в деловой переписке. Не секрет, что даже малейшая ошибка порой может стоить очень дорого.
  4. Умение работать в команде. В полноценной компании идеальный работник должен чётко осознавать корпоративные ценности, видеть цели работодателя, доброжелательно относиться к коллегам и быть готовым оказывать им помощь. Человек, разделяющий видение организации и лояльно относящийся к требованиям работодателя - очень ценное «приобретение».
  5. Желание учиться чему-то новому. Только такой соискатель считается перспективным и именно на его резюме рекрутёр обратит внимание в первую очередь. Ведь сотрудник, постоянно совершенствующий свои навыки, готов расти вместе с компанией.
  6. Лидерские качества. Идеальный работник должен уметь самостоятельно принимать решения и быть способным предпринимать решительные действия. Безусловно, все стратегически важные задачи решаются на высшем уровне. Однако это не значит, что подчинённый обязан согласовывать с руководством каждое своё действие и беспокоить начальника по мелочам. Настоящего профессионала от рядового работника отличает умение не только качественно выполнять поставленные перед ним задачи, но и вносить рациональные дополнения в специфику своей работы.
  7. Инициативность. Дополнения к рабочему процессу напрямую связаны и с этой характерной чертой идеального сотрудника - умением проявлять инициативу. Ведь руководитель это, прежде всего, живой человек и он тоже имеет право на ошибку. Случается, он не всегда видит ситуацию насквозь или акцентирует внимание на задачах второстепенной важности. Поэтому подчинённый не только может, но и должен предлагать свои методы, свежие идеи для решения поставленных заданий, а не просто сидеть, сложа руки, в ожидании готовых инструкций к действию.
  8. Мотивация. Наличие у соискателя целей и стремления добиться чего-то станет дополнительным аргументом в его пользу. Ведь такой человек будет качественно выполнять свою работу, осваивать дополнительные навыки и работать на результат.
  9. Энтузиазм. Человек, работающий из-под палки, никогда не станет основой прочной команды. Работодатель не станет возлагать надежды на сотрудника, не заинтересованного в успехе компании, поэтому едва ли пассивный соискатель сможет по-настоящему заинтересовать менеджера по подбору персонала.
  10. Способность сохранять спокойствие в любой ситуации. Рекрутёры ищут людей, умеющих хранить самообладание даже в стрессовых ситуациях, вызванных, например, постоянным давлением, многозадачностью или горящими сроками. Только такой работник сумеет качественно выполнить задание, он не бросит его на полпути под действием сиюминутных эмоций и не поставит под угрозу успех всего проекта.
  11. Деловое управление. Работодатель всегда рад принять в команду человека, обладающего хорошими навыками управления. На практике нередко случается, что проект заканчивается ошеломительным успехом или безнадёжно проваливается только из-за умения/неумения понимать нужды потребителей, управлять временем, денежными или человеческими ресурсами, а также своевременно принимать взвешенные решения.
  12. Коммуникабельность. Коммуникации являются неотъемлемой частью рабочего процесса, поэтому ни один работодатель не захочет взять в коллектив человека, не умеющего эффективно общаться.

Изучение и диагностика разнообразия профессиональных интересов людей – задача не менее важная, чем составление классификаций профессий, точнее говоря, эти две задачи обусловливают одна другую: ведь мотивы, как известно, возникают в рамках уже существующих деятельностей, и чем больше становится новых профессий, тем разнообразнее и профессиональные предпочтения людей.

Изучение профессиональных интересов сопровождается двумя методологическими трудностями: во-первых, нередко люди обладают недостаточной информацией о существующих профессиях, во-вторых, имеются социальные стереотипы и семейные сценарии, заранее ограничивающие человека в выражении им своих предпочтений (например, юноша, любящий маленьких детей, скорее всего, не захочет работать воспитателем в детском саду).

Одна из первых попыток изучения профессиональной направленности была предпринята в 1920 г. Э. Стронгом, создавшим специальный метод диагностики интересов Бланк Стронга. В 1974 году методика была существенно переработана, в результате чего стала позволять диагностировать предпочтения человека в пяти областях, имеющих отношение к профессии: это собственно профессии (представляемые в соответствии с информированностью), учебные предметы (благодаря которым возникает профориентация), отдельные действия (например, публичное выступление, починка часов), развлечения и повседневное общение с людьми (очень старыми, представителями рискованных профессий и т.д.).

Результаты указывают на склонность человека к одной из шести групп профессий, выделенных Дж. Холландом: это профессии практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские и конвенциональные. Исходя из того, что внутри каждой профессиональной группы сосуществуют несколько вариантов профессиональной деятельности, в методику включены также шкала, фиксирующая академическую направленность (стремление продолжать свое образование) и шкала экстравертированности-интровертированности, диагностирующая отношение к людям и способность субъекта устанавливать с ними контакт, что тоже важно для ориентировки в рамках данного типа профессий.

Еще одна попытка изучения профессиональных интересов отразилась в семействе опросников, разработанных Г.Кьюдером, которые построены на измерении соответствия структуры интересов респондента интересам, присущим профессиональной референтной группе. Кьюдер выделил десять областей интересов: деятельность на открытом воздухе, технические, вычислительные, просветительские, художественные, литературные, музыкальные, социальные и канцелярские виды профессиональной деятельности, которые образовали эти группы по признаку их эмпирической наполняемости (теоретически эти группы могли быть сбалансированы и соподчинены несколько иначе, но тогда это была бы классификация профессий).

Профессиональные интересы

1 Склонность к обработке материалов
2 Склонность к деловым контактам
3 Склонность к нетворческому труду
4 Склонность к нравственному воспитанию людей
5 Склонность к особой заботе о своем престиже
6 Склонность к интеллектуальной деятельности, связанной с общением
7 Склонность к научно-технической деятельности
8 Склонность к абстрактному мышлению и творческому труду
9 Склонность к технике и управлению механизмами
10 Склонность к производственной деятельности, приносящей видимые результаты

Если же вернуться к проблеме классификации профессий, то интересы и склонности, конечно же, учитываются среди других профессионально важных качеств; они распределены по десяти факторам, различные сочетания которых и представляют собой образцы интереса к различным видам профессионального труда.

В отечественной психодиагностике используют Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, позволяющий определять у подростков склонность к одной или нескольким из следующих пяти групп профессий: человек-человек, человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ, человек-техника. Однако, при всей обоснованности этой типологии, существует очень много профессий, занимающих промежуточное между вы деленными типами положение.

С. К. Нартова-Бочавер

Инструкция

Опишите свои ключевые навыки. Начните с представления того вида деятельности, в котором лучше и считаете себя достаточно квалифицированным. Укажите, почему вы считаете себя специалистом в этой области. Не включайте в этот раздел свои функциональные обязанности с предыдущих рабочих мест и не указывайте свои личные качества. Только чисто профессиональные достижения, они должны выглядеть, как описание товара со всеми полезными свойствами.В конце этого раздела подробно распишите свои главные достижения, которые будут наиболее важны для данного конкретного работодателя. Это может быть польза компании, выраженная в цифрах: увеличение объема продаж на определенное количество процентов или снижение расходов на конкретную сумму. Произвести желаемое впечатление на работодателя можно конкретными фактами, они будут подтверждать ваше стремление приносить организации финансовую выгоду.

Следующим пунктом будет описание профессионального опыта. Здесь подробно распишите свою трудовую биографию, начните с последнего места работы. Помимо профиля организаций и своей предыдущей должности, в этом пункте должны быть подробно указаны достижения по каждому месту работы. Если был карьерный рост внутри какой либо компании, об этом тоже стоит упомянуть. Если опыта у вас мало, делайте в описаниях акцент на хорошую теоретическую подготовку в области предполагаемых функциональных обязанностей.В конце описания каждого своего предыдущего места работы укажите причины перехода в другую организацию. Здесь называйте такие причины, как смена сфера деятельности, отсутствие профессионального роста и т.д. Ни в коем случае не пишите о конфликтных ситуациях с руководством или с коллективом, а также то, что вы хронически не выполняли слишком завышенные планы. Это отрицательно скажется на мнении о вас.

Дополнительно о вашем профессиональном образе следует перечислить свои навыки владения компьютером, иностранными языками. В разделе дополнительной информации укажите наличие загранпаспорта, открытых виз, возможности длительных командировок и наличие автомобиля, который вы готовы использовать в служебных целях.

Последним завершающим штрихом являются описания личных качеств и ваших интересов вне рабочего времени. Не пишите про стандартные качества вроде коммуникабельности и стрессоустойчивости. Укажите свои реальные преимущества: терпение, умение сглаживать конфликтные ситуации, педантичность и т.д., в зависимости от того, какие из них будут приоритетными на данной должности. А в описании своих интересов упомяните те, которые характеризуют вас как образованного и эрудированного человека.

Совет 2: Как оценить личные и деловые качества ваших подчиненных

Перед каждым руководителем в той или иной ситуации встает вопрос о необходимости охарактеризовать своего подчиненного. Оценка деловых и личных качеств сотрудника нужна при его представлении, составлении характеристики, рекомендации, аттестационного листа. Как не упустить главного и составить отзыв о сотруднике обстоятельно и корректно?

Инструкция

Профессиональный и личностный «портрет» должен быть раскрыт максимально объективно. Важно учесть все мнения: и вас как непосредственного начальника, и работников отдела кадров (службы персонала), и коллег.

Показатели, которые помогут дать оценку деловым и личным качествам подчиненного, достаточно разнообразны. На первом месте, как правило, стоит профессиональная . Делая выводы по этой позиции, учтите опыт работы сотрудника, уровень его знаний в сфере основной деятельности, а также степень ознакомленности с законодательными и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими эту деятельность. При этом ваши оценки могут быть очень позитивными («большой опыт», «высокий уровень», «глубокие знания»); средними («достаточный»); ниже среднего «недостаточно хорошо знаком с…», низкими («не имеет опыта и навыков в области…»).

Немаловажно помнить о том, что под деловыми качествами человека подразумеваются также организаторские способности и умение при определенных обстоятельствах брать на себя руководящие функции. Насколько силен ваш подчиненный в этом?

Существенной в оценке деловых качеств будет характеристика работоспособности. Насколько активен, инициативен работник при выполнении своих непосредственных обязанностей? Результативно и творчески ли он организует свой трудовой процесс, качественно ли выполняет задания и укладывается ли в установленные сроки? Отметьте соответствующей шкалой пунктуальность и дисциплинированность работника.

К деловым качествам можно отнести умение подчиненного устанавливать продуктивные рабочие отношения как с руководством, так и с коллегами и клиентами. Отметьте целеустремленность, умение работать в команде, обучаемость.

Все положительные оценки вашего работника наверняка отмечались разного рода поощрениями. Возьмите и их за основу оценки деловых качеств, будь то победа в профессиональном конкурсе или эффективная общественная работа. Наверняка у подчиненного были и другие достижения ( , предложения по улучшению условий труда, помощь в подготовке презентации или встречи с партнерами и так далее).

Судить о личных качествах подчиненного вы можете с учетом своего восприятия этого человека, а также адекватной оценки стиля его общения с коллегами. При описании личных качеств важно отметить степень совестливости, доброжелательности человека, его отзывчивости, коммуникабельности, обязательности, трудолюбия. Уместна и характеристика подчиненного как семьянина.

Видео по теме

Обратите внимание

Самое сложное для руководителя - уберечь себя от предвзятости в оценке деловых и личных качеств подчиненного. Если такая проблема есть, обратитесь за помощью в отдел кадров (отдел по работе с персоналом). Подумайте над объективностью формулировок-характеристик вместе с другими экспертами.

Полезный совет

При необходимости дать характеристику подчиненному не при личном (устном) представлении или отзыве, а в письменном варианте, особое внимание уделите логическому построению своих суждений, верной расстановке акцентов. Отдельно можно дать актуальную информацию о владении работником информационными технологиями. Оцените значимое в нынешних условиях качество работника - стрессоустойчивость.

Чтобы подобрать достойную кандидатуру в офис или на производство, надо оценить профессиональные качества претендентов. Необходимо собрать как можно больше информации, которая поможет понять, справится ли этот человек с данной работой.

Инструкция

Первым этапом оценки является просмотр резюме соискателя на ту или иную должность. Если вы увидели, что оно составлено грамотно, полно, не загружено лишней информацией, а конкретно описаны все деловые и профессиональные качества, обратите внимание на этого претендента. Хорошее резюме укажет на умение составителя выражать свои мысли в письменном виде, способности анализировать и выделять главное.

Следующим этапом проверки кандидата является телефонное собеседование. Составьте примерный перечень вопросов, из которых постарайтесь больше внимания уделить профессиональным качествам, а также умению и возможности работать в коллективе. В ходе разговора выясните у претендента истинную заинтересованность и желание работать именно в вашей компании.

Для начала предложите соискателю ознакомиться с сайтом вашей компании (если он есть), разобраться в нюансах и специфике фирмы. Дайте ему на это несколько часов. По окончании назначенного времени снова перезвоните и выясните, как он усвоил основную политику фирмы, как представляет свою будущую работу, какую зарплату хотел бы получать.

Обязательно задайте вопрос, почему он хочет работать у вас. Если кандидат скажет, что видит в компании перспективу развития, упоминает продукцию, которую выпускает ваша фирма, то это очень хорошо. Если же кто-то говорит, что хочет попробовать новую сферу или слышал о больших заработках, то такой специалист явно вам не подойдет.

В ходе телефонного собеседования вы поймете, как кандидат отнесся к изучению информации о вашей фирме. Если он не смог конкретно ответить ни на один вопрос - значит, он безответственен и не заинтересован в предлагаемой работе. Если же претендент досконально рассказал о выпускаемой продукции, указал ее сильные и слабые стороны, предложил возможности усовершенствования отдельных процессов - значит, это опытный профессионал и терять такого нельзя ни в коем случае.

После успешного телефонного собеседования приглашайте соискателя к себе в фирму для личной встречи. Здесь также составьте специальный опросник, скомбинировав темы таким образом, чтобы выяснить наличие требуемых знаний, биографические данные, его компетенцию и желание работать.

Только собрав всю нужную информацию, вы сможете определить профессиональные качества претендента и узнать, подходит ли он вашей компании.

При заключении трудового соглашения установите испытательный срок, где в полной мере проявятся его профессиональные качества.

Характер - это черты личности человека, которые определяют его поведение, поступки и мысли. Порой очень сложно дать адекватное описание своему характеру, поскольку в этом случае довольно сложно оставаться объективным.

Инструкция

Людям присуще субъективное мнение о себе. Бессознательно или сознательно каждый человек преувеличивает или преуменьшает качества своего характера. Именно поэтому очень важно настроиться на объективность, взглянуть на себя со стороны, представить, что вас описывает сторонний наблюдатель, которому нужно дать вам адекватную и честную оценку.

Одним из определяющих свойств характера принято считать отношение к другим людям, именно с него и надо начинать описание. Подумайте, как именно вы относитесь к окружающим? Свойственно ли вам безразличие к происходящему в их жизни, а может быть, напротив, вы слишком чувствительны к событиям, которые вас практически не касаются. Считаете ли вы людей полезными или бесполезными, как вы относитесь к своим друзьям и врагам? Что происходит в вашей семье, насколько близкие у вас отношения с родственниками? Вся эта информация позволяет более или менее объективно оценить эту часть вашего характера.

Отношение к работе и труду - второе важное свойство характера. Представьте, что вы наблюдаете за собой на работе. Ответьте себе, насколько вы любите работу, как много можете работать, предпочитаете вы сидячую работу или ту, где надо много двигаться? Любите ли вы сам процесс работы, или она для вас является только способом зарабатывания денег. Насколько комфортно вы себя чувствуете в роли подчиненного или начальника? Готовы ли вы брать на себя ответственность за свою работу или считаете, что от вас ничего не зависит? Ответы на эти и другие смежные вопросы позволят оценить соответствующие черты вашего характера.

Дальше нужно описать свое отношение к вещам. Подумайте, насколько вы аккуратно относитесь к предметам, любите ли украшения, дорожите подарками. Подробно опишите, насколько важную роль в вашей жизни играют вещи.

Только после этого можно переходить к описанию тех черт характера, которые говорят о вашем внутреннем мире. После ответов на предыдущие вопросы у вас уже должно сложиться достаточно объективное представление о том, какой вы человек. Теперь вы можете дать себе оценку. Ответьте себе, можете ли вы назвать себя добродушным или злобным, прощающим или злопамятным, насколько вы религиозны, как относитесь к представителям противоположного пола, насколько вы романтичны, преданы, верны, обязательны. Не бойтесь «негативных» ответов на свои вопросы, получение полного объективного представления о своем характере пойдет вам только на пользу, поможет в большей степени понять себя.

У каждого человека есть таланты и способности, какие-то заметны с детства, и их легко развивать. А что-то обнаруживается лишь в сознательном возрасте, например, умение предвидеть экономические события, чутье на хорошие сделки и выгодные контракты. Какие бы навыки не были у вас, необходимо их развивать.

Инструкция

Сначала нужно выявить ваши сильные стороны. Обратите внимание, что у вас получается лучше, чем у других. При этом важно, чтобы эта деятельность доставляла вам удовольствие, была в радость. Ищите в самых разных сферах, не только на работе. Возможно вы прирожденный лидер или организатор, вы можете лучше других готовить или лепить из пластилина. Можно обнаружить даже несколько навыков, отличающих вас от окружающих, именно с ними и предстоит работать.

Каждое качество нужно совершенствовать. Например, вы хороший оратор, можете и умеете выступать перед публикой. Это может быть востребовано на вашем месте труда, а может и нет. Но важно изучать это направление, чтобы становиться с каждым днем еще большим специалистом. Необходимо читать книги, которые помогают развивать эти умения, набирать теоретических знаний, которые пригодятся в дальнейшем использовании.

Если есть база умений, нужно работать с ними и на практике. Применение технологий и методов, полученных в лекциях или книгах позволит увидеть недочеты и устранить их. Каждое качество со временем, если его не использовать, теряется. Необходимо регулярно тренировать его, чтобы был результат. Для этого найдите клуб по интересам, где ваши знания будут нужны и полезны. Возможно вы не станете сразу на этом зарабатывать, но нужно с чего-то начинать.

Если лучшие качества проявляются у спортсменов, тренер начинает наблюдать за этим и по возможности улучшать эти данные. Со стороны всегда виднее, что происходит, как продвигается обучение. Поэтому найдите своего специалиста, который будет вам помогать. Сегодня существует много тренингов и семинаров, которые позволяют развивать самые разные способности. Ищите те, что сделают вас очень эффективным. Иногда требуется несколько лет занятий, чтобы добиться успеха.

Обязательно ставьте цели. Какое качество вы бы не развивали, нужно понимать, куда вы стремитесь. Подумайте, на сколько лучше они должны стать в течении года? Если у вас будет понимание, к чему вы стремитесь, идти будет легче. Вы можете разбить этот путь по этапам, чтобы отслеживать получившиеся результаты. Важно установить не только ступени развития, но и сроки, в которые их необходимо достигнуть, это будет стимулировать и помогать.

Человек – личность гибкая, поэтому, если вы дорожите работой, то показывать свои недостатки не стоит, так как любой из них можно побороть, сделав это на период, равный 8 часам. При составлении резюме не стоит даже размышлять на тему недостатков. Когда проводится собеседование, а работодатель задает вопрос о наличии отрицательных сторон характера, смело говорите, что вы их полностью лишены.

Человеку свойственно чувство любопытства, а если вы заявите о себе, как о работнике, который не имеет недостатков, работодатель непременно проявит желание проверить, насколько вы еще и честны. Если вы заявите о себе, как о работнике без изъяна, то оказавшись в тесных рядах организации своей мечты, сделайте все, чтобы не стать причиной разочарования того, кто возложил на вас большие надежды.

Если графа о недостатках обязательна

В данном случае следует действовать по обстоятельствам, главное из них – это желаемая должность. Если вы метите на место креативного директора, то разумно указанный «недостаток» под названием неусидчивость будет играть на пользу, а вот качество гиперактивности совершенно неуместно для офисного работника, который целый день должен проводить за компьютером. Куда более актуальна эта особенность личности для торгового представителя, от деятельности которого зависит прибыль компании.

Нас учили быть честными в детстве, но резюме – это белый лист личности, который вы можете написать сами, а после лишь следовать и соответствовать определенному набору качеств. Вы излишне мягки, но желаете устроиться в отдел кадров, тогда укажите среди отрицательных характеристик качество прямолинейности, ведь придется сообщать нерадивым работникам о том, что организация больше не нуждается в их услугах.

Стоит помнить, что резюме – это возможность попасть на работу, а не выявление отрицательных сторон своего характера, поэтому не стоит указывать о медлительности, вспыльчивости, замкнутости и непунктуальности, иначе придет тот, кто положит на стол директора более разумно составленное резюме.

Для правильного выбора профессии необходимо знать требования, которые предъявляются профессией к человеку, а также учитывать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности.

Интересы и выбор профессии

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако это несовместимые словосочетания с точки зрения логики, поскольку интерес – это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, а другому нет. Не существует неинтересных предметов, есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.

Интересы различаются:

  • по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);
  • по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности.

Склонности и выбор профессии

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело – интересоваться книгами о животных, но совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к работе с условными знаками;
  • склонность к работе с растениями и животными;
  • склонность к работе с художественными образами.

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Способности и выбор профессии

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди усваивают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способности?

Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.

Различают общие умственные и специальные способности.

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;
  • математические;
  • конструктивно-технические;
  • музыкальные;
  • литературные;
  • художественно-изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.

Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.

К художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т. д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Екатерина ПАСТУШКОВА



Документы