Мир биологии и географии. Что такое план местности

Глобус достаточно точно отображает очертания суши Земли, но применять его не всегда удобно. Более практично дать об-рисовку Земли и её частей на плоскости, бумаге.

Рассмотрим в атласе изображение поверхности Земли — рисунок и план местности (рис. 14, 15), аэрофотосни-мок (рис. 16), космический снимок (рис. 17) и географическую карту (рис. 18). Чем они отличаются между собой?

Аэрофотоснимок — это фотография местности, которую делают из самолёта или другого летательного аппарата с помощью специального аэрофотоаппарата в соответству-ющем масштабе.

Аэрофотоснимок используют во время географических и геологических исследований, инженерных поисковых работ, а также при составлении топографических карт.

Космический снимок — это фотография земной поверхно-сти или всей планеты, которую делают автоматической фотоаппаратурой из искусственных спутников Земли.

Космические снимки дали возможность составить карты нового типа (космофотокарты). На их основе развивается такая отрасль науки, как космическая картография. В частности, есть подробные карты Луны, Венеры, Меркурия, Марса. На плане местности все предметы и объекты воспроизводят общепри-нятыми условными знаками.

План местности — это изображение небольшого участка местности с помощью условных знаков и в масштабе.

Рис. 16. Аэрофотоснимок местности
Рис. 17. Космический снимок

На географической карте, как и на плане местности, объек-ты также показывают условными знаками.

Географическая карта — это изображение необходимой территории или всей планеты с помощью условных зна-ков и в определённом масштабе.

Совокупность условных знаков и их разъяснения называют легендой карты . Все виды условных знаков делятся на контурные, внемасштабные, линейные . Контурные зна-ки передают действительные размеры объекта, состоят из контура, заполненного цветом или штриховкой. Например, лес, болото, озеро — на плане местности, горы, равнины, кон-туры материков — на географической карте. Внемасштабные знаки в виде геометрических фигур, симво-лов, рисунков показывают объекты, которые нельзя обозначить в масштабе плана или карты. Например, родник, колодец, шко-ла на плане местности, знаки полезных ископаемых и населён-ных пунктов, вершины гор. Линейные знаки передают на плане и карте линейные объекты: дороги, реки, границы и др. В масштабе показывают только их длину, но не ширину. В зависимости от величины изображаемой территории и размеров самой карты используют различные масштабы. Чем мень-ше территория и чем больше деталей в её воспроизведении, тем крупнее масштаб карты. Она называется крупномасштабной . Такой масштаб имеют планы местности (1: 5000 и более). Крупномасштабными бывают и топографические карты (от 1:5000 до 1: 200000) (рис. 19). На рис. 19 — масштаб крупнее, а на рис. 18 — меньше. На таких картах детально изображают небольшую терри-торию. Используются они в военном деле, строительстве, при прокладывании дорог, в сельском хозяйстве, туристических походах и т. д. Карты с масштабом от 1:200000 до 1:1000000 называют среднемасштабными (рис. 20).

Рис. 18. Физическая карта
Рис. 19. Топографическая карта (масштаб 1: 10 000)

Но чаще всего человеку необходимо показать на карте огром-ные территории материков, отдельные страны или их регионы, а иногда и всю планету. Тогда используют мелкий масштаб, а карты называют мелкомасштабными (рис. 21). Карты школьных атласов, стенные карты — мелкомасштабные. Например, масштаб карты полушарий в школьном атласе — 1:90 000000 (в 1 см —900 км), карты Украины— 1:6 000000 (в 1 см — 60 км). Обрати внимание, что масштаб первой карты мельче, а второй — крупнее.

На плане и карте невозможно показать все мельчайшие объек-ты на местности. Они мешали бы читать изображения. Поэтому на план и карту наносят только основные из них, т.е. изображение обобщают. Чем мельче масштаб карты, тем больше обобщен-ность. Материал с сайта

План и карта — это уменьшенное изображение земной по-верхности на плоскости, выполненное в масштабе.

Географические карты с изображением природных объек-тов (материков, океанов, гор, равнин, рек, озер и др.) называют физическими . Например, физическая карта полушарий, физическая карта Украины.

Существует несколько видов изображения Земли или её отдельных уча-стков: глобус, план местности, географическая карта, рисунок, аэрофотос-нимок, космический снимок.

На этой странице материал по темам:

  • Что точнее физическая карта или аэрофотоснимок

  • Аэрофотоснимок и карта

  • Чем отличается аэрофотоснимок от плана

  • Чем отличаются фотографии из космоса от аэрофотоснимков

  • Чем отличается аэрофотоснимок от космического снимка

Вопросы по этому материалу:

Тема урока «Виды изображения поверхности Земли»

6 класс

Планируемые результаты:

Предметные

Представление о способах изображения местности и их особенностях.

Представление о топографической карте как изображении местности, дающем наиболее точную и полную информацию.

Умение работать с различными изображениями земной поверхности и оценивать их информативные возможности.

Метапредметные

Формирование межпредметных понятий: объект, планета Земля, природа, пространство.

Формирование УУД

Регулятивные:

    целеполагание, постановка учебной задачи на основе изученного и того, что еще неизвестно;

    составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование результата и уровня усвоения знаний;

    коррекция плана и способа действия в случае расхождения с эталоном реального действия и результата;

    оценка, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.

Познавательные:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

    структурирование знаний;

    построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса;

    анализ объектов с целью выделения признаков, синтез;

    установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    инициативное сотрудничество по поиску и сбору информации;

    поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Условия:

1. Работа с дополнительными источниками информации.

2. Атласы по географии 6 класс, издательство «Вентана-Граф», «Дрофа».

3. Мультимедиа, проектор

4. Раздаточный материал.

Критерии оценивания:

Индивидуальные листы самоконтроля.

Формирование УУД

Регулятивные УУД

Понимать цель УД

Представление о способах изображения местности и их особенностях.

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, развитие умения ориентироваться по топографической карте.

сравнение различных видов изображения, работа с дополнительными источниками информации: учебником, справочным материалом.

Осознание результатов УД

Видят уровень усвоения знаний и навыка

Познавательные УУД

Формирование приемов работы с информацией из дополнительных источников

Работа с текстом учебника, со справочным материалом, работа с картами.

Коммуникативные УДД

Развитие умения слышать мнение других, аргументировать свое.

Обсуждение и нахождение правильных географических объектов, инициативное сотрудничество по поиску и сбору информации, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта.

Ход урока

Ход урока

Действия учителя

УУД

Действия ученика

    Приветствие. Организация рабочих мест.

Здравствуйте! (слайд 1)

Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. У каждого из вас маршрут исследователя, вы его будете заполнять в течение урока, на каждом этапе нашего урока, вы сможете оценивать свою работу и записывать результаты в листах самоконтроля. За каждый устный ответ можно будет получить жетон- дополнительный балл.

Коммуникативные УУД

Развитие коммуникативных качеств

Проверка рабочих мест и учебных принадлежностей.

    Закрепление изученного материала

    1. «Географическая лотерея»

Ребята, а сейчас закрепим изученный материал, а начнем с «Географической лотереи », где каждый сможет за правильный ответ получить дополнительный балл. Стоимость выигрыша -10 рублей. Все помните, вопросы могут быть как очень простые, так и сложные. (Приложение)

В листах самоконтроля, которые у вас на столах, проставьте свои баллы.

2.2. «Морская экспедиция»- работа с кроссвордом.(слайд 2,3)

Даются задания группам.

Ребята, а сейчас нам предстоит отправиться в экспедицию по маршрутам великих мореплавателей и узнать их имена. Для этого попробуйте отгадать кроссворд. Работу в группе организует и оценивает главный экспедиции (Гордеева А., Силин В., Пайзе С.) На работу 2 минуты. Приступаем.

Давайте проверим, удачно ли завершилась экспедиция.

Я благодарю всех вас за проделанную работу.

Главные экспедиций, пожалуйста, оцените работу членов своей команды.

В листах самоконтроля отметьте то количество баллов, которое соответствует вашей работе.

Познавательные УУД

- умение сформулировать проблему и найти способ её решения

Коммуникативные УУД

Развитие умения слышать мнение других, аргументировать свое.

Учащиеся выбирают жетоны с номерами вопросов, отвечают устно на вопрос, соответствующий нумерации вопроса.

Работа в группах. Каждый участник отвечает на один вопрос кроссворда, команда находит ключевое слово.

Оценивает работу учащихся главный в экспедиции.

    Мотивация к целеполаганию

Ребята, морская экспедиция завершилась, я вам предлагаю сейчас совершить полет на воздушном шаре. (слайд 4)

Закройте, пожалуйста, глаза, наш воздушный шар поднимается над школой, что вы видите слева, справа? А кто увидел свой дом? Дорогу видите, по которой вы приходите в школу? Замечательно!

Спасибо, открываем глаза.

Ребята, географические объекты, которые вы увидели, смогли бы вы отразить на бумаге? Каким способом? (нарисовать) С помощью рисунка.

Замечательно, человек издревле свой рассказ сопровождал рисунками. Рисунки древних людей, которые находят археологи, являются ценным источником информации. Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент и ответьте на вопросы, географическое положение этого удивительного места, чьи рисунки, сколько им лет, о чем они повествуют.(слайд 5)

(На севере Африки, в пустыне Сахара, рисунки древнего человека, им 10 тыс. лет. На месте пустыни было влажно, было много рек, обитало много животных, селились люди. Как называются одним словом наскальные изображения (петроглифы)

- Запишите в маршрутах исследователя и выполните задание.

Попробуем определить на карте «Объекты всемирного природного наследия», географическое положение национального парка «Тассилин-Аджер». Какой вывод? (уникальный природный объект)

А каким способом еще возможно изобразить земную поверхность?

(с помощью карт, планов местности).

Давайте прочитаем, что называется топографическим планом, картой. Вы можете найти информацию из текста учебника, толкового словаря, сравнить. (слайд 6)

- Напишите определения понятий в маршрут исследователя.

ответы учащихся

При помощи чего в современном мире изучают поверхность Земли?

(с космоса, снимки с летательных объектов) Как это называется, прочитайте в тексте учебника с. 42 (аэрофотоснимками)

Посмотрите еще один видеосюжет. Какой город снят с высоты птичьего полета? (слайд 7)

Г. Ульяновск, площадь им. В.И. Ленина, Мемориальный комплекс и т.д.

Определим географическое положение нашего региона-Ульяновской области.(дети обводят границы области на карте России в маршруте исследователя)

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Структурирование знаний;

Регулятивные УУД

Понимать цель УУД

Цели:

- Знать понятие «петроглифы», «географическая карта», «топографический план».

Проводить самостоятельный поиск географической информации-показывать на карте атласа и настенной карте географическое положение «Тассилин-Аджера», Ульяновской области.

    Изучение нового материала.

Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы сегодня изучаем?

(Изображения земной поверхности.) (слайд 8)

Назовите виды изображения земной поверхности?

(с помощью рисунка, аэрофотоснимка, топографических планов, географических карт)

Можете ли вы сейчас ответить на вопрос: «Какие из приведенных способов изображения земной поверхности дают наиболее точную и полную информацию о географических объектах?»

Какую работу мы должны выполнить? (сравнить)

«Почувствуй себя топографом»

Работаем с рубрикой «Школа географа-следопыта» на с. 43 Ребята, сегодня вы почувствуете себя топографами. Кто такой топограф? Все очень просто. Он создает карты. По истечении некоторого времени вносит в них изменения. Не одно из строительств не обходится без человека, который обладает профессией топограф. Карты, на которых изображены пустыни, горы или ледники имеют маршруты для более быстрого и безопасного перемещения на местности. Представители этой профессии первыми наносят на карту земли, которые вновь открыты.

Представляете, если от Вас зависит правильное отображение на карте поверхности планеты Земля. Получается, что профессия топограф не из легких. Она сложная и ответственная.

Что нужно выполнить? (сравнить различные виды изображений села Бёхово и музея-заповедника «Поленово» на картине, аэрофотоснимках, топографической карте)

Чем знаменит этот заповедник нам расскажет Мужак В.(слайд 9)

(«Поле́ново» - государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Дмитриевича Поленова в Заокском районе Тульской области к с-з от Тулы в70 км., на правом берегу Оки. Это очень красивое место, Василий Поленов был художником и именно здесь купил землю, потому что был очарован красотой этих мест.

После такой интересной информации мы можем приступить к работе.

Заполнение таблицы в листах-маршрутах .

Как вы ответили на вопросы, какие ответы у вас получились. Давайте проверим.

(слайд 10,11)

1-ая команда прочитайте 1 вопрос, какие результаты вы получили после исследований.

2-ая команда прочитайте 2 вопрос, какие результаты вы получили после исследований.

3-ая команда прочитайте 3 вопрос, какие результаты вы получили после исследований.

Какой вывод? Более точную и полную информацию об окрестностях музея-заповедника передает топографический план.

Какое изображение дает наиболее полную информацию о местности?

Можно ли говорить о бесполезности двух других изображений? Какое умение нам потребовалось использовать, чтобы выполнить задание?

Познавательные УДД

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;

Анализ объектов с целью выделения признаков, синтез;

Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Развитие умения ориентироваться в карте,

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Инициативное сотрудничество по поиску и сбору информации;

Поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УДД

Развитие практических умений.

Работа с информацией, наглядностью учебника, заполнение таблицы.

Заполнение полей листа самоконтроля.

Чтобы найти необходимый материал, мы пользовались текстом учебника, выходили в интернет, пользовались справочным материалом, работали с картами атласа, создавали модели равнин.

5. Закрепление изученного материала.

5.1.

Ребята, мы сегодня уже летали над городом Ульяновском, а сейчас сравним аэрофотосъемку и топографический план города и определим географические объекты.

На фотографии какие объекты вам знакомы? (площадь 100-летия, им. В.И. Ленина, УлГПУ, г-ца «Венец»)(слайд 12)

По фрагменту плана г.Ульяновска определите район, откуда была сделана фотография. Цветным маркером выделите район фрагмента, откуда была сделана фотография.

Задание сложное, но работая в команде, у вас все получится. Работаем на местах, далее у доски. Не забывайте ставить оценки.

- Посчитайте, пожалуйста, свои баллы и выставите оценку.

Каждая группа выполняет самостоятельно работу на фрагментах карты

Учащиеся проходят тестирование, результат записывают в листы самоконтроля.

5. Подведение итогов.

- Разгадывание шифра «Послание от преподавателя» (учащиеся отвечают на загадки, после каждого отгадывания сектор с картинкой открываются, появляются слова «Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке».

А, сейчас, попробуйте отгадать шифр - мое послание всем вам. Вашему вниманию загадки. (слайд 14)

Я всех вас благодарю за проделанную работу.

1. Подсчитывают количество баллов

2. Сами себя оценивают.

6. Рефлексия

Полет над городом на воздушном шаре.(слайд 15)

Посмотрите, ребята, какой большой город раскинулся под нами. Я думаю никто бы не отказался прокатиться на воздушном шаре над городом? Наш урок действительно был похож на путешествие. Расскажите, пожалуйста, ребята о своих впечатлениях, о своих достижениях, получивших во время урока – они то и дадут шару взлететь, но есть и мешочки с грузом, удерживающие нас - это трудности, возможно ошибки, возникшие во время исследований на уроке. Пожалуйста, высказывайтесь…

Регулятивные УУД

видят уровень усвоения знаний и навыка

Учащиеся

7. Домашняя работа.

(слайд 16)

Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Творческое задание- вам предстоит совершить виртуальное путешествие по своей местности, выйдя на сайт http://gpska.yapl.ru/

Базовый уровень-с.41-43, творческое задание-совершить виртуальное путешествие по своей местности, выйдя на сайт

Географическая лотерея

    «Книга о разнообразии мира» написана веницианским купцом (Марко Поло)

    Где и когда появился первый компас? (в 11 веке, в Китае)

    С целью добраться до Индии команда Христофора Колумба отправилась в путь 3 августа(1492)

    Васко да Гама первым из европейцев морским путем достиг берегов какой страны (Индии)

    За какие три моря ходил Афанасий Никитин (Каспийское, Аравийское, Черное)

    Как звали мореплавателя, совершившего первое кругосветное плавание (Фернан Магеллан)

    Какой мореплаватель совершил второе кругосветное плавание (Френсис Дрейк)

    Кто первым достиг Южного полюса (Р. Амундсен, Р. Скотт)

    Почему экспедиции на южный полюс совершались в зимние месяцы (в южном полушарии летние месяцы)

    Почему Антарктиду называют континентом мира и науки (по межд. договору Антарктида не принадл. ни одному гос-ву, разрешена научная деятельность.

Загадки

В картинной галерее

Их очень-очень много.

На этой море видим,

А вон на той - дорогу.

Маслом, акварелью

Художников творенья. (Картины)

Из каменных писем мы узнаем,

Как предки жили, какой у них был дом,

Природа с тех пор изменилась давно,

Про это узнали мы из кино.

(петроглифы)

Фотограф лихо держит фотоаппарат,

И вот уже снимки сверху летят,

Река бирюзою прольется вдали,

А здесь вот поля и леса, посмотри…

(аэрофотосьёмка, снимки)

Он на листок бумаги похож,
Нашей Земли очень умный чертеж

(топографический план, карта)

1. М

О

Р

Е

1. М

О

Р

Е

Каждому из команды определите вопрос для ответа. За каждый правильный ответ главный экспедиции дает балл участнику.

    Кто первым из мореплавателей совершил кругосветное плавание?

    Этот мореплаватель 3 августа 1492 отплыл от испанского берега с целью добраться до Индии?

    Мореплаватель, совершивший второе кругосветное плавание?

    Под руководством этого мореплавателя в 1820 г. была открыта Антарктида?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Этапы урока

Определение баллов

Общее количество баллов

    «Географическая лотерея»

устный ответ

от 1 до 3 баллов

оценивает главный экспедиции

1 балл

    «Почувствуй себя топографом»

индивидуально

таблица-2 балла

    «Путешествие по родным местам»

оценивает главный экспедиции

1 балл

    Дополнительные баллы

индивидуально

Отметка

7-10 баллов - «5»

5-6 баллов – «4»

3-4 баллов – «3»

Индивидуальный лист самоконтроля Ф.И.__________________________

Этапы урока

Определение баллов

Общее количество баллов

Количество баллов, набранных учащимся.

    «Географическая лотерея»

устный ответ

индивидуально по количеству выигрыша, один правильный ответ равен 1 баллу

от 1 до 3 баллов

    «Морская экспедиция» -работа в группе

оценивает главный экспедиции

1 балл

    «Почувствуй себя топографом»

индивидуально

работа с картой-от1 до 2 баллов

таблица-2 балла

    «Путешествие по родным местам»

оценивает главный экспедиции

1 балл

    Дополнительные баллы

индивидуально

Отметка

7-10 баллов - «5»

5-6 баллов – «4»

3-4 баллов – «3»

Б_______________________

В_______________________

А) аэрофотоснимок

Б) рисунок

В) план

река_____________________

1.Способы изображения местности: А_______________________

Б_______________________

В_______________________

2. Укажите изображение местности, по которому можно определить название населенного пункта, реки, высоту холма.

А) аэрофотоснимок

Б) рисунок

В) план

3. По плану местности (первый форзац учебника) определите основную реку и ее левый и правый притоки.

река_____________________

левый приток________________________

правый приток_______________________

4. По плану местности (первый форзац учебника) определите является река Ока судоходной?

1.Способы изображения местности: А_______________________

Б_______________________

В_______________________

2. Укажите изображение местности, по которому можно определить название населенного пункта, реки, высоту холма.

А) аэрофотоснимок

Б) рисунок

В) план

3. По плану местности (первый форзац учебника) определите основную реку и ее левый и правый притоки.

река_____________________

левый приток________________________

правый приток_______________________

4. По плану местности (первый форзац учебника) определите является река Ока судоходной?

1.Способы изображения местности: А_______________________

Б_______________________

В_______________________

2. Укажите изображение местности, по которому можно определить название населенного пункта, реки, высоту холма.

А) аэрофотоснимок

Б) рисунок

В) план

3. По плану местности (первый форзац учебника) определите основную реку и ее левый и правый притоки.

река_____________________

левый приток________________________

правый приток_______________________

4. По плану местности (первый форзац учебника) определите является река Ока судоходной?

Маршрут исследователя________________________________

Ф.И. учащегося

Дорогой друг!

Тебе сегодня предстоит совершить путешествие, где ты узнаешь о различных способах изображения местности. Выполнив задания, ты сможешь определить не только тему урока, но и сможешь самостоятельно сформулировать цели.

ТЕМА УРОКА ____________________________________________________________

ЦЕЛИ УРОКА_____________________________________________________________

    Как называется национальный парк с наскальными рисунками на севере Африки, в пустыне Сахара? (учебник с. 41)________________________________________

    Подпишите названия животных, изображения которых были обнаружены на скалах Тассилин-Аджера.



    Что называется топографическим планом и картой?

Уменьшенные _________________ поверхности Земли, данные в ______________ с помощью_______________ _________________.

    Что называют аэрофотоснимками?

Фотографии ______________, полученные с помощью______________________.

    Определи и обведи границы Ульяновской области на карте.

    «Почувствуй себя топографом»

Сравните изображения окрестностей села Бёхово и музея-заповедника «Поленово» на картине В.Д. Поленова, аэрофотоснимках и топографической карте. (смотри первый абзац учебника).

    Какие реки протекают в окрестностях музея-заповедника? Можно ли определить направление, скорость рек?

    Как называются населенные пункты? В каких из них есть храмы?

Номер вопроса

Картина

Аэрофотоснимок

Топографическая карта

Вывод: более полную и точную информацию об окрестностях музея –заповедника «Поленово» передает_______________________________________.


По фрагменту плана г.Ульяновска определите район, откуда была сделана фотография.

Цветным маркером выделите район фрагмента, откуда была сделана фотография.

В середине XIX века над столицей Франции городом Парижем поднялся воздушный шар, и фотограф Надар впервые сфотогра-фировал город с птичьего полета. Парижане увидели, как выгля-дят сверху городские кварталы, улицы, река Сена, на берегах которой вырос город. Так появились первые аэрофотоснимки — уменьшенные фотографические изображения участка земной по-верхности (эр — по-французски «воздух»).

В настоящее время аэрофотоснимки делают с самолета и беспилотных летательных аппаратов, в том числе с мультикоптеров.

На аэрофотоснимке видны дома, дороги, мосты, реки и овраги, поля и леса — словом, все то, что мы видим на плане и карте. На-учиться распознавать географические объекты на снимке — зна-чит научиться дешифровать аэрофотоснимок. Важны не только предметы, но и тон изображения: чем влажнее, сырее земля, тем тон изображения темнее. Вода в реке или озере будет на снимке совсем темной. На карте нельзя увидеть, влажная на поле земля или нет. Да этого и не требуется, через несколько дней земля на поле может высохнуть.

Если самолет летит высоко над землей, то масштаб аэрофото-снимка оказывается мелким. Если самолет летит невысоко, аэро-фотоснимок будет иметь крупный масштаб, на нем будет видна с большими подробностями небольшая территория. Во время аэро-фотосъемки самолет летит в заданном направлении и через рав-ные промежутки времени делает снимки. Потом разворачивается и летит обратно параллельно недавнему пути, вновь фотографи-руя землю. Соседние аэрофотоснимки склеивают и, используя их, вычерчивают план или карту.

Карта — это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности. Для изображения на карте от-бирают самое важное, самое существенное, то, что не изменится через неделю. На карте надписывают названия рек, населенных пунктов, основных дорог, на планах показывают и направление течения реки, и характер дороги — асфальтовая, грунтовая и т.д. Материал с сайта


Аэрофотосъемка Аэрофотосъемка – комплекс работ для получения топографических планов, карт и ЦММ с использованием материалов фотографирования местности с летательных аппаратов или из космоса. Материалы аэросъемки являются основой для составления планшетов, планов, схематических карт и других графических документов, служащих для решения оперативных задач и для планирования долговременных мероприятий в лесном хозяйстве. Виды аэрофотосъемки (по конструктивным особенностям АФА) 1. Кадровая (серия отдельных кадров); 2. Щелевая (щелевой снимок - в виде сплошной «ленты» вдоль маршрута 3. Панорамная (прямоугольные снимки с большим поперечным углом поля зрения) (по высоте полета летательного аппарата) 1. Космофотосъемка земной поверхности (первые сотни км) выполняется с искусственных спутников Земли. 2. Аэрофотосъемка (АФС) выполняется с самолетов и вертолетов: 2 а – высотная (5-10 км). 2 б – стандартная (1-5 км). 2 в – низковысотная (м)


(по использованию зон спектра) 1. Цветная – снимки получают в естественных цветах местности; 2. Черно-белая – снимки получают в оттенках серого. Это позволяет снять излишнюю пестроту изображения территории, сохраняя фототон – интенсивность серого цвета и фактуры изображения. 3. Спектрозональная – с помощью фильтров получают снимки определенных частей спектра и раскрашивают их в условные цвета. Технология позволяет совмещать и комбинировать изображения отдельных частей видимого спектра. 4. Радиолокационная – получение изображения по отраженным от точке местности радиоволнам – всепогодная съемка. 5. Инфракрасная (тепловая) – с помощью тепловизоров. 6. Многозональная –сразу несколькими синхронно работающими камерами. (по способу организации работ) 1. Маршрутная. Разновидность плановой съемки. Производится вдоль определенных направлений, долин рек, горных дорог и т.д. 2. Площадная (многомаршрутная) –основной вид съемки при изысканиях площадных и линейных объектов. 3. Комбинированная. Сочетание АФС с одним из видов наземной топографической съемки..



(по положению оптической оси АФА) 1. Плановая. Фотографирование производится в вертикальном направлении, сверху вниз, с отклонением от вертикали не более 3º. Этим видом съемки покрывают большие территории, пролетая над ней галсами (залетами). Обычно залеты имеют широтную ориентировку. Это наиболее часто используемый вид съемки. I-1 I-2 I-4 I-6 I-7 I-8




Планово-высотное обоснование аэросъемки Плановое положение контурных точек определяют в камеральных условиях фототриангуляцией. На местности во время полевых наземных геодезических работ определяют координаты соответствующего числа точек местности, необходимого для создания триангуляции. Опознавательный знак – контурная точка аэроснимка, координаты которой определены на местности в результате привязки к пунктам ГГС. Плановые опознаки совмещают с четкими, легко опознаваемыми на аэроснимке контурами местности. Местоположение опознаков тщательно определяют и накалывают на аэроснимке.


АЭРОФОТОСЪЕМОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АЭРОСЪЕМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС Аэрофотоустановка – крепления АФА к корпусу летательного аппарата; амортизирует фотокамеру. Управляющий (командный) прибор: дистанционное управление и контроль за работой АФА. Навигационное оборудование (радио- или лазерный высотомер: определяет высоту полета; статоскоп: определяет колебания высоты полета). Аэрофотосъемочный процесс включает в себя: Подготовительные работы: определение объектов и сроков проведения АФС. Летно-съемочные работы: фотографирование с летательного аппарата в благоприятное для съемок время. Фотолабораторные работы состоят в проявлении аэрофильмов и получении на их основе аэроснимков и диапозитивов.


Накидной монтаж аэроснимков получают, накладывая их друг на друга перекрывающимися частями. Репродукция накидного монтажа – это копия накидного монтажа на фотобумаге. С помощью накидного монтажа оценивают качество летно-съемочных работ. Определяют: -отклонения фактических продольных и поперечных взаимных перекрытий смежных аэрофотоснимков от допустимых значений (допустимые минимальные перекрытия: 35% для продольного и 15% для поперечного); -- неизменность высоты фотографирования (допустимые изменения высоты полета – до 5%); -- прямолинейность маршрута (допустимые отклонения маршрута от прямой – не более 3% от общей его длины).


АЭРОФОТОСНИМОК Аэрофотоснимок – это центральная проекция участка местности, которая образуется связкой проектирующих образуется связкой проектирующих лучей. лучей. Точка пересечения оптической оси аэрофотоаппарата с плоскостью светочувствительного слоя (О) называется главной точкой и принимается за начало прямоугольной системы координат снимка. S - центр проекции (задняя узловая точка аэрофотоаппарата); Аа, Be, Oo, Cc. Dd - световые лучи; Аа, Be, Oo, Cc. Dd - световые лучи;


О - главная точка снимка; So = t - фокусное расстояние объектива АФА; SO - высота фотографирования; о, в. о, с, d - изображение на светочувствительном слое. Проекция, в которой изображение предметов на плоскости предметов на плоскости получается с помощью проектирующих лучей, пересекающихся в одной точке, называется центральной, а точка пересечения этих лучей – центром проекции.


Перекрытие АФС Перекрытие аэрофотоснимка – "общая" часть земной поверхности, изображенная двух соседних снимках. По ходу залёта перекрытие должно составлять не менее 60%, по соседним залетам – 15% (ГОСТ) Масштабы АФС Ограничение накладывает разрешающая способность глаза (0,1–0,2 мм). Поэтому для решения различных задач используют АФС разного масштаба. По нормативам масштаб используемых АФС должен быть по крайней мере в 2 раза крупнее масштаба работ. 1. Региональные задачи – м-б АФС 1: – 1: (космофотосъемка). 2. Среднемасштабные геологосъемочные работы – м-б АФС 1: – 1: (высотная и стандартная аэрофотосъемка). 3. Крупномасштабные и детальные геологосъемочные работы – м-б АФС 1: – 1: (низковысотная аэрофотосъемка).


Геометрия снимка 1. Рабочая часть и поля снимка. На полях (1 а) помещают номер снимка и дополнительную информацию (номер заказа, дату и время съемки, пузырьковый уровень). 2. Главная точка снимка. Изображение точки поверхности, куда нацелена оптическая ось камеры. 3. Координатные вершины снимка. Метки, помогающие установить главную точку снимка. 4. Базис снимка. Расстояние между главной точкой текущего снимка и положением на нем главной точки предыдущего снимка. 5. Точка надира. Изображение на снимке точки на поверхности земли, находящейся точно под самолетом. 6. Направление съемки. Линия, проходящая через главную точку и точку надира. Самолет не может лететь абсолютно ровно, ветры крутят его как хотят, т.е. в момент съемки самолет всегда в той или иной степени наклонен: тангаж кренрысканье


Искажения на АФС 1. Искажения, связанные с непостоянством масштаба Снимок представляет собой центральную проекцию, а не плановую, как карта. Стандартный масштаб снимка 1 / М = f / H, где f – фокусное расстояние камеры, H – высота съёмки над местностью Очевидно, что SA = SB > H, поэтому M H H, поэтому M H


2. Искажения из-за наклона самолета Масштаб объектов А и Б одинаков В идеальном случае, т.е. когда самолет расположен совершенно горизонтально и ориентирован строго по курсу, центральная точка снимка (o) совпадает с точкой надира (n). В реальном полете так не бывает, поэтому центральная точка снимка "гуляет" вокруг точки надира. кабрировании пикировании При тангаже самолет либо задирает нос (кабрирование), либо опускает его (пикирование). При кабрировании центральная точка "уходит" вперед от точки надира, из-за чего масштаб части АФС, расположенной по ходу полета, становится мельче. При пикировании центральная точка "уходит" назад от точки надира, из-за чего масштаб части АФС, расположенной по ходу полета, становится крупнее. n,o n о n о БА Масштаб объекта Б мельче, чем масштаб объекта А Б А Б А Масштаб объекта Б крупнее, чем масштаб объекта А


Масштаб объектов А и Б одинаков левом крене мельче правом крене При крене самолет качается относительно продольной оси (качает крыльями). При левом крене центральная точка "уходит" вправо от точки надира, из-за чего масштаб части АФС, расположенной справа по лёту, становится мельче. При правом крене всё наоборот. n,o n о n о БА Масштаб объекта Б мельче, чем масштаб объекта А Б А Б А Масштаб объекта Б крупнее, чем масштаб объекта А При рыскании изменяется угол между продольной осью самолета и направлением полета. Это не приводит к дополнительным искажениям масштаба, в пределах одного снимка, однако зона перекрытия становится трапециевидной, что затрудняет дальнейшую интерпретацию.


3. Искажения, связанные с рельефом При фотографировании территории с расчлененным рельефом, разные точки находятся на меняющемся расстоянии от центра проекции, что приводит к искажению изображения по сравнению с плановой проекцией. Точки, находящиеся на возвышенностях, на снимке "отодвигаются" дальше от главной точки снимка, а находящиеся в понижениях – "приближаются" к ней. При этом, естественно, искажается и масштаб: объекты на возвышенностях выглядят крупнее, объекты в низинах – мельче. r – смещение на снимке до положения на плановой проекции (поправка), r – расстояние от точки до главной точки снимка, Н – средняя высота съемки над местностью, h – превышение точки над средней высотой местности.




ЭЛЕМЕНТЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ СНИМКОВ Элементы ориентирования аэрофотоснимка – величины, определяющие его положение в момент фотографирования относительно выбранной пространственной прямоугольной системы координат. Различают элементы внутреннего и внешнего ориентирования снимка.


ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕГО ОРИЕНТИРОВАНИ АЭРОФОТОСНИМКОВ. Три элемента внутреннего ориентирования – фокусное расстояние фотокамеры f, координаты x 0, y 0 главной точки о. Они определяют положение центра проекции относительно аэрофотоснимка. S f y o o" x y0y0 x0x0


ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕГО ОРИЕТИРОВАНИЯ АЭРОФОТОСНИМКОВ Элементы внешнего ориентирования позволяют установить положение снимка (связки), которое она занимала в момент фотографирования относительно заданной пространственной прямоугольной системы координат. Для снимков, полученных АФА, на практике используют две таких системы. Рис.1 Рис.2


В первую систему ЭВО (рис. 1) входят координаты Xs, Ys, Zs точки фотографирования, а также углы поворота снимка α, ω и κ. Продольный угол наклона снимка α образуется осью Z΄ и проекцией главного луча Sо на плоскость X΄ Z΄. Поперечный угол наклона снимка ω заключён между главным лучом Sо и его проекцией на плоскость X΄ Z΄. Угол поворота снимка κ образуют ось у снимка и след плоскости, проходящей через главный луч Sо и ось Y΄ (в этой плоскости находится угол ω). На рис. 1 углы κ и ω положительные, угол α - отрицательный. Вторая система (рис.2) ЭВО содержит: координаты Xs, Ys, Zs точки фотографирования; t – дирекционный угол оптической оси фотокамеры – он образуется следом плоскости главного вертикала W и положительным направлением оси X΄; ε - угол наклона снимка, находится в плоскости главного вертикала между главным и надирным лучами; κ – угол поворота в плоскости снимка, образуется главной вертикалью и осью y плоской системы координат x y.


ОСНОВЫ СТЕОФОТОГРАММЕТРИИ Главной задачей фотограмметрии в применении ее для топографии является определение координат точек местности по аэрофотоснимкам. Используя одиночный аэрофотоснимок, можно определить лишь плановое положение точек, изобразившихся на нем. Для определения высот точек местности необходимо иметь два аэрофотоснимка данного участка, полученных из двух разных точек или с двух концов базиса фотографирования. Два снимка с изображениями одного и того же участка местности, полученные с двух точек пространства, имеющие между собой перекрытие не менее 55%, называются стереоскопической парой снимков (стереопарой). Снимок, полученный с точки фотографирования S 1, называется левым, а с S 2 – правым.


На рис. изображена пара снимков в положении, которое она занимала в момент фотографирования. А – точка местности, изобразившаяся на снимках в точках а 1 и а 2. Они называются соответственными или одноимёнными точками. Проектирующие лучи S 1 A и S 2 A, проходящие через эти точки называются соответственными или одноимёнными проектирующими лучами. A a1a1 a2a2 A S1S1 S2S2 S 2 a 2 W1W1 W2W2 bпbп


Расстояние В между точками фотографирования S 1 и S 2 – базис фотографирования. Плоскость W A, проходящая через базис и точку А местности есть базисная плоскость. Плоскости, проходящие через базис фотографирования и главные лучи являются главными базисными плоскостями (W 1 - левого W 2 - правого снимков). Любая пара соответственных лучей пересекается, если снимки занимают положение, которое было в момент фотографирования. Совокупность их точек пересечения образует поверхность. Ее называют стереомоделью или просто моделью местности. Если одна из связок (например, правая) поступательно перемещается вдоль базиса из положения S 2 в S 2, одель при этом не разрушится, но изменится ее масштаб. Расстояние b п между центрами проекций двух связок, по которым построена модель, называется базисом проектирования. Если одна из связок (например, правая) поступательно перемещается вдоль базиса из положения S 2 в S 2, то модель при этом не разрушится, но изменится ее масштаб. Расстояние b п между центрами проекций двух связок, по которым построена модель, называется базисом проектирования. Ее масштаб вычисляется по формуле: i/t = b n B i/t = b n B


ПРОДОЛЬНЫЙ И ПОПЕРЕЧНЫЙ ПАРАЛЛАКСЫ При измерении стереопары кроме координат точек используют разности этих координат на обоих снимках, называемые параллаксами При стереосъёмке точки объекта изображаются в разных частях левого и правого снимков. Например, на левом снимке точка объекта изобразилась в точке m. В системе координат o" Л x Л y Л этого снимка она будет иметь координаты x Л, y Л. На правом снимке та же точка объекта изобразилась в точке m", и в системе координат o" П x П y П она имеет координаты x П, y П.


По координатам x Л, y Л нанесём на правом снимке положение точки m. Смещения точки m" относительно точки m вдоль координатных осей х и у являются, соответственно, продольным (буква р) и поперечным (буква q) параллаксами. Их величины рассчитывают по формулам: p = x Л - x П, q = y Л - y П. Продольный параллакс р является базисом фотографирования b в масштабе съёмки данной точки. Это видно из формулы, где В - базис фотографирования, Н - высота фотографирования, f - фокусное расстояние фотокамеры, m - знаменатель масштаба съёмки. Продольный параллакс р имеет переменную величину по площади снимка из-за изменений высоты фотографирования Н в зависимости от рельефа местности. Следовательно, измерив на стереопаре снимков продольные параллаксы, можно рассчитать высоты на местности. Поперечный параллакс q возникает из-за различия в величинах элементов внешнего ориентирования левого и правого снимков. B X = X Sп - X Sл не изменяет координат у П по сравнению с координатами у Л и, следовательно, не вызывает появления поперечного параллакса. B Y = Y Sп - Y Sл изменяет ординаты на правом снимке на величину. B Z = Z Sп - Z Sл изменяет масштаб правого снимка относительно левого. Разность углов w Л и w П, a Л и a П, k Л и k П вызывают изменения координат на снимках относительно друг друга.


Получение стереоскопического эффекта Стереоскопический эффект – объемное видение взаимного расположения объектов – получается из-за того, что каждый из двух глаз видит взаимное расположение объектов под своим углом зрения. левый правый Мозг обрабатывает информацию, создавая общую объемную картину. Важно, что при этом зрачки находятся в постоянном движении, и эта объемная картина непрерывно корректируется.


Из-за взаимного перекрытия, на двух соседних снимках будет изображен один участок местности, снятый с двух разных точек. Если создать такие условия, при которых каждое из изображений будет видеть только один глаз, то мозг обработает эту информацию, создавая объемную картину рельефа территории. Зона перекрытия на рабочих частях снимков Задачу разделения изображений (левый глаз видит только левый снимок, а правый глаз – только правый) решает стереоскоп: 1 – большое зеркало; 2 – линза; 3 – малое зеркало; 4 – место для носа 1234 Стереоскоп зеркально- линзовой


Кроме термина стереомодель, используют другой термин - стереоэффект. Различают прямой, обратный и нулевой стереоэффекты. Прямой стереоэффект возникает при рассматривании левого снимка левым глазом, а правого - правым (рис. а, перекрывающиеся части снимков покрыты сетчатым полем). Если снимки поменять местами (рис. б), то физиологические параллаксы поменяют знак, и будет наблюдаться обратный стереоэффект, т.е., например, возвышенности будут восприниматься как углубления. Если оба снимка повернуть на 90 0 и сместить вверх-вниз относительно друг друга (рис. в), то будет наблюдаться нулевой стереоэффект, т.е. два плоских изображения сольются в одно плоское. Это объясняется тем, что вдоль глазного базиса установятся ординаты точек, разности которых вызываются разными положениями снимков в пространстве, а не рельефом местности. Измерения стереопары выполняют при прямом стереоэффекте.


Фотосхема. Фотоплан Некоторые технологические варианты стереотопографической АФС предусматривают составление фотопланов или ортофотопланов. Фотоплан (ортофотоплан) - это фотографическое изображение местности, составленное из трансформированных снимков (ортофотоснимков) одного масштаба. Фотографическое изображение местности, составленное из плановых снимков, называется фотосхемой. Их точность ниже точности фотопланов, поэтому они используются для приближенных количественных оценок в лесоустройстве, землеустройстве и т.д. Фотоплан (ортофотоплан) - это фотографическое изображение местности, составленное из трансформированных снимков (ортофотоснимков) одного масштаба. Фотографическое изображение местности, составленное из плановых снимков, называется фотосхемой. Их точность ниже точности фотопланов, поэтому они используются для приближенных количественных оценок в лесоустройстве, землеустройстве и т.д. Фотосхемы бывают одномаршрутные и многомаршрутные. Трансформирование – процесс преобразование фотоснимков из наклонных в горизонтальные с одновременным приведением их к заданному масштабу. Принцип трансформирования состоит в том, что по снимку можно восстановить связку проектирующих лучей такой, какой получался в АФА при съемке, а при помощи этих лучей спроектировать изображение снимка на горизонтальную поверхность. Прибор, с помощью которого реализуется, технология трансформирования называется фототрансформатор. В зависимости от целевого назначения различают фотопланы топографические и специальные. Первые составляют в общегосударственной разграфке с соблюдением инструкций и наставлений по топографическим съемкам. Специальные фотопланы составляют, как правило, в произвольной разграфке, и они должны удовлетворять требованиям ведомственных инструкций.


Фотопланы составляют из трансформированных снимков путем монтажа их на основе по опорным точкам. Фотоплан составляют на жесткой основе (бумаге, наклеенной на алюминий, авиационной фанере или пластике), на которой по координатам в заданном масштабе нанесены опознаки, пункты геодезической сети и трансформационные точки. Выполняют это либо путем монтажа отдельных фотоснимков либо путем оптического монтажа с одновременным трансформированием по зонам. Основными процессами составления первым из названных способов являются: подготовительный, монтаж снимков, контроль качества фотоплана и его оформление. Подготовительные работы включают: подбор фотоснимков по трапециям и по маршрутам в пределах трапеции; контроль их качества и точности трансформирования; пробивку пуансоном отверстий диаметром около 1 мм на всех опорных, трансформационных точках, и пунктах геодезической сети.


Монтаж начинают с левого снимка северного маршрута. Его укладывают на основу, усредняют погрешности совмещения центров отверстий с точками на основе и закрепляют грузиками. Затем на основу укладывают второй снимок, так же совмещают отверстия с опорными точками и, закрепив его, проверяют сходимость контуров в зоне перекрытия. Для этого накалывают четкий контур на верхнем снимке и проверяют, где он оказался на нижнем снимке. Отклонение накола от контура не должно превышать 0.7 мм. После этого разрезают оба снимка одновременно примерно посередине продольного перекрытия. Линия пореза не должна проходить через ответственные контуры и вдоль линейных объектов. Обрезки от каждого снимка сохраняют для последующего контроля, а соответствующие части первого и второго снимков наклеивают на основу. Аналогичные операции выполняют при соединении второго и последующих снимков маршрута, а также при монтаже снимков смежных маршрутов. Но в последнем случае контроль сходимости контуров, а также порез, осуществляют и по поперечным перекрытиям.


Дешифрирование АФС Под дешифрированием понимается выявление, распознавание и определение характеристик объектов местности, изобразившихся на фотоснимках. Виды дешифрирования: - топографическое; - специальное (с/х, лесное, геологическое, экологическое, военное, гидрологическое и т. д.). Топографическое - показывает информацию об элементах на поверхности Земли (количественно и качественно). Специальное - позволяет проводить региональное и топологическое районирование местности для изучения процессов, происходящих на поверхности Земли для решения специальных задач. Методы дешифрирования: а) полевое; б) аэровизуальное; в) камеральное; г) комбинированное; Дешифровочные признаки: прямые, косвенные, комплексные.


Прямые - те свойства объектов, которые передаются непосредственно и воспринимаются дешифровщиком однозначно. К прямым относятся: форма, размер, тень, фототон, структура, протяженность. Косвенные дешифровочные признаки указывают на наличие или характеристику объекта, не изобразившегося на снимке или неопределённого по прямым признакам, а также устраняют многозначность или неопределённость прямых признаков. Комплексные дешифровочные признаки - это сочетание прямых и косвенных признаков. Топографическое дешифрирование выполняют с целью выявления, распознавания и определения характеристик объектов местности, которые должны наноситься на план в соответствии с требованиями действующих условных знаков. Дешифрирование снимков в процессе обследования местности в натуре называется полевым. Распознавание на фотоизображениях объектов и контуров без обследования их в натуре называется камеральным дешифрированием. В зависимости от топографической изученности картографируемого района и принятой технологии работ полевое дешифрирование проводится до камерального или после него.

Виды изображений земной поверхности

Перед принятием решения о строительстве новых заводов, школ, спортивных учреждений, о прокладке дорог, о размещении сельскохозяйственных земель необходимо иметь изображение данной местности.

Небольшую по площади местность можно нарисовать или сфотографировать, но многие объекты земной поверхности по таким изображениям будет тяжело определить.

Наиболее распространенными изображениями земной поверхности являются аэрофотоснимки, снимки из космоса, карты и планы местности.

План – чертеж уменьшенного изображения местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе (обычно 1: 5000 и крупнее). Обычно планы составляют на небольшой участок местности, размером в несколько квадратных километров, кривизна поверхности Земли при этом не учитывается. Первые в истории карты были планами. Планы используются в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При строительстве зданий, прокладке дорог и коммуникаций без них не обойтись.

Размещенные на поверхности объекты (леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видны их размеры и взаимное расположение. Между планом и аэрофотоснимком существует много различий. План местности – это чертеж на бумаге, изображающий небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками. В целом удобнее и информативнее использовать план.

Рис. 2. Аэрофотоснимок и план местности ()

Направления на плане указывают стрелкой, острие которой всегда показывает на север. Обычно север на плане бывает наверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. По плану можно определить взаимное положение предметов по сторонам горизонта, измерить расстояние между ними, пользуясь единым масштабом.

Рис. 4. План местности и условные знаки к нему

Условные знаки плана, во-первых, простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы. При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показаны голубым цветом воды, а леса – зеленым – цветом растительности. Для полей, огородов специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак лугов напоминает стебли травы. Пески изображены коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.

Группы условных знаков :

1. Площадные

Рис. 6. Площадные условные знаки ()

2. Внемасштабные

Рис. 7. Внемасштабные условные знаки ()

3. Линейные

Рис. 8. Линейные условные знаки ()

Планы местности активно используются в различных направлениях хозяйственной деятельности человека.

Домашнее задание

Параграф 4.

1. Что такое план местности?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

4. Ukrmap — Украинские учебники ().



Кадры