Что является спецификой концепции электронного правительства. Современность интеллектуальных систем. Инженерные подсистемы коттеджа

Информационная открытость органов власти в субъектах России

1.2 Концепция «электронное государство»

Термин «электронное государство» является переводом с английского «electronic government». История происхождения термина является одной из причин проблемы его использования в русскоязычной научной литературе. Это связано с тем, что некоторые исследователи переводят многозначное английское слово government как «правительство», что не совсем корректно, так как в русском языке под «правительством» чаще всего понимают исполнительный орган власти. Следует отметить, что government при переводе может трактоваться не только как «правительство», но и как «государство» в широком смысле этого слова, что, в свою очередь, включает в себя все три ветви государственной власти - исполнительную, законодательную и судебную. Именно поэтому в данной работе мы употребляет термин «электронное государство», а не «электронное правительство». Следующая проблема состоит в том, что несмотря на то, что «электронное государство» и Интернет являются относительно новыми предметами для исследования в современной научной литературе, им посвящено множество работ, которые относятся к различным сферам: социальной науке, экономической, технической. Так, согласно библиографической и реферативной базе данных «SCOPUS», более 370 тыс. работ посвящено теме «Internet» и практически 16,5 тыс. работ посвящено «electronic government» (см. Рис. 1.3, Рис. 1.4)

Рис. 1.3. Количество публикаций по теме «Internet» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Рис. 1.4. Количество публикаций по теме «electronic government» 1950- 2016 гг. Источник: SCOPUS

Следовательно, феномен носит междисциплинарный характер, что порождает различные интерпретации термина, в зависимости от того, в какой научной сфере он применяется (см. Таблица 1.2).

Табл. 1.2. Определения термина «электронное государство» в различных сферах науки.

Определение

Сфера использования

World Bank (2003)

Использование ИКТ для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности органов государственного управления.

Менеджмент

European Information Society (2004:20)

Использование ИКТ в сфере государственного управления в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками с целью улучшения предоставления государственных услуг, демократических процессов и усилении поддержки проводимой государственной политике.

Менеджмент

Использование сети Интернет и World Wide Web для предоставления государственной информации и услуг населению.

Информационные технологии

Использование ИКТ, а именно сети Интернет, как средства преобразования в органах государственной власти.

Информационные технологии

Реорганизация органов государственной власти посредством внедрения ИКТ с целью сближения с населением и другими акторами.

Политические науки

Источник: Palvia S. C. J., Sharma S. S. E-government and e-governance: definitions/domain framework and status around the world //International Conference on E-governance. - 2007. P.2

Рассмотрев ряд определений, можно выделить, что в основе понятия «электронное государство» лежит два элемента: 1 - ИКТ как техническая субсистема, 2 - государство, как социальная субсистема. Техническая субсистема включает в себя: оборудование, программное обеспечение, различные программы, сами сети и другое. В свою очередь, социальная субсистема состоит из различных переменных, касающихся структуры организации и процесса работы, людей и другие физические ресурсы. Bellamy C., Taylor J. A. Governing in the information age. Open Univ Pr, 1998., P. 27

Кроме того, «электронное» означает, что технологии позволяют акторам взаимодействовать с кем угодно, в любом месте, в любое время, посредством использования компьютеров или других устройств, используя Интернет или другие ИКТ. «Государство» включает в себя структуру, процесс, методы и практики принятия политических решений, а так же предоставление услуг публичному сектору.

Многие исследователи, такие как Р. Силкок, К. Лейн и Дж. Ли, М. Мун и др. рассматривали феномен «электронного государства», как эволюционирующий процесс, происходящий в несколько этапов. Следует отметить, что вне зависимости от того, рассматривает ли «электронное государство» как технологический процесс или организационный процесс, исследователи выделяют три основных этапа: публикация информации, транзакции и интеграция. Однако, кроме основных этапов исследователи выделяют и другие (см. Таблица 1.3).

Табл. 1.3. Этапы развития «электронного государства».

Модель Р. Силкок

Модель К. Лейн и Дж. Ли

Модель М. Мун

Публикация информации

Публикация информации

Публикация информации

Двустороннее взаимодействие

Транзакции

Двустороннее взаимодействие

Официальные порталы с функциями разной направленности

Вертикальная интеграция

Сервисы и финансовые транзакции

Персонализация порталов

Горизонтальная интеграция

Интеграция

Кластеризация основных сервисов

Политическое участие

Полная интеграция и предоставление всей информации о деятельности

Источники: Silcock, R. `What is e-Government? Parliamentary Affairs, Vol 54 (2001) P. 88-101; Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.; Moon M. J. The evolution of e?government among municipalities: rhetoric or reality? //Public administration review. - 2002. - Т. 62. - №. 4. - P. 424-433.

Модель К. Лейн и Дж. Ли является одной из самых известных моделей «электронного государства», которая подчеркивает его эволюционирующую направленность. Так:

· На первом этапе происходит размещение органами государственной власти информации для пользователей, в основном речь идет о организации редко обновляющегося веб-сайта или Интернет-портала без какого-либо двухстороннего взаимодействия или предоставления интерактивных функций.

· Второй этап включает в себя внедрение в веб-сайты и Интернет-порталы механизмов для интерактивного взаимодействия органов государственной власти с другими акторами. Появляется возможность скачивания размещенных на сайтах данных.

· Третий этап - вертикальная интеграция и проведение транзакций (например, оплата налога) посредством использования электронной цифровой подписи.

· Последний этап - горизонтальная интеграция или же интерактивная демократия, в рамках которой происходит полное внедрение ИКТ в сферу государственного управления. Layne K., Lee J. Developing fully functional E-government: A four stage model //Government information quarterly. - 2001. - Т. 18. - №. 2. - P. 122-136.

Исследователи полагают, что сайты государственных органов власти эволюционируют таким же образом. Развитие веб-сайта является прогрессивным и каждая следующая ступень развития лучше предыдущей. Уровень развития может варьироваться от сайта к сайту - некоторые представляют собой одностраничные структуры с информацией, другие могут включать дополнительную информацию, такую как контакты и календарь встреч с гражданами.

В широком смысле, «электронное государство» - это непрерывная оптимизация предоставления услуг, государственного управления и участия в нем граждан путем изменения внутренних и внешних отношений посредством внедрения новых ИКТ. Под оптимизацией предоставления услуг подразумевается создание веб-сайтов, специализированных порталов или центров для повышения эффективности коммуникации между государством (government, G), бизнесом (business, B) и гражданами (citizen, C).

В современных исследованиях принято несколько вариантов взаимодействия между ними (см. Таблица 1.4). Например, вариант «G2G» в основном включает в себя обмен информацией и услугами внутри государственной структуры. В вариантах «G2B» и «B2G» происходит разработка средств для обмена информацией между государственными структурами и бизнесом, а также платформы для государственных закупок.

Таблица 1.4. Типы «электронного государства»

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Государство (G)

Бизнес (B)

Граждане (C)

Источник: Song H. J. et al. Building E-Governance through Reform. - Ewha Womans University Press, 2004. - Т. 2. P.53

Под оптимизацией государственного управления подразумевается внедрение ИКТ в деятельность государственных органов, а именно компьютеризацию и электронный документооборот. Привлечение граждан в процесс государственного управления предполагает создания новых механизмов электронного участия в обсуждении и принятии политических решений.

То есть, общество перестает быть просто потребителем государственных услуг, а становится их сопроизводителем. На принципе участия граждан, прозрачности и сотрудничестве так же основывается концепт «открытого государства», который предполагает участие граждан в процессе принятия политических решений, а так же свободный доступ граждан к информации и данным о деятельности органов государственной власти. Некоторые исследователи утверждают, что «открытое государство» является следующей ступенью развития «электронного государства». Однако, следует отметить, что оно не заменяет собой «электронное государство», а основывается на нем. Исходя из рассмотренных исследований, мы считаем, что существуют концептуальные пересечения в сфере использования ИКТ для доступа к информации. В настоящее время одним из проявлений этого является публикация открытых данных (open data), касающихся государственной деятельности и информационная открытость.

Рис 1.5. Соотношение концепций «электронное государство» и «открытое государство». Источник: рисунок автора.

В некоторых случаях происходит путаница между понятиями «открытые данные» и «информационная открытость». Несмотря на то, что оба термина тем или иным образом касаются публикации информации органами государственной власти онлайн, существует различия. «Информационная открытость» в отличии от «открытых данных» подразумевает не только публикацию информационных данных, но и свободный для общественности доступ. Кроме того, значение имеет "понятность" информации для получателя, то есть легкость ее восприятия.

Говоря о информационной открытости органов государственной власти в основном выделяют несколько компонентов:

· Обеспечение доступа к информации по своей собственной инициативе;

· Обеспечение доступа к информации по запросу;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем открытых слушаний, встреч и др.;

· Вовлечение в процесс принятия политических решений общества путем участия в соответствующих комитетах, советах. Boserup L. K., Christensen J. P. An Introduction to Openness and Access to Information. - Danish Institute for Human Rights, 2005.

В данной работе мы исследуем информационную открытость органов региональной власти в современной России и под «информационной открытостью» понимаем возможность получения прозрачной и доступной информации о деятельности органов государственной власти посредством доступа к официальным веб-сайтам в глобальной сети Интернет.

Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг

К 2010 году был утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся развития системы электронных услуг органами государственной власти РФ: · Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации...

Государство и основные этапы его становления и развития

Государство - важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain («Цифровая Британия») 2009 года. Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели...

Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России

Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI), принятой 18 января 1998 года...

Политическая и правовая мысль о происхождении государства и права

Платон (427-347 гг. до н,э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но во всей истории философии, политических и правовых учений. В мировоззрении Платона очень важное место принадлежит его взглядам на государство и общество...

Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном управлении

В современном понимании стран, внедривших систему или отдельные элементы еGovernment...

Электронное правительство

Граждане Правительство Бизнес Третий сектор Наука Граждане (С) C2C C2G C2B C2N C2S Правительство (G) G2C G2G G2B G2N G2S Бизнес (В) B2C B2G B2B B2N B2S Третий сектор (N) N2C N2G N2B N2N N2S Наука (S) S2C S2G S2B S2N S2S...

Электронное правительство

1.1 Понятие электронного правительства В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги и авиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появления новых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать...

Электронное правительство

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция «электронное правительство»...

Электронное правительство

Электронное правительство. Универсальная электронная карта в системе электронного правительства

Электронное правосудие

Двадцать первый век - век информационных технологий. Все сферы человеческой деятельности компьютеризируются. Изменения коснулись и судебной системы. Наша страна активно следует курсу на «электронное правосудие»...

Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ

Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества: - отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам...

Введение

Данная контрольная работа посвящена так называемому электронному правительству или иначе - новой форме организации деятельности органов государственной власти, базирующейся на широком использовании информационно-коммуникативных технологий. Эта тема особенно актуальна сегодня для России, в которой согласно Постановлению Правительства электронное государство должно быть сформировано до 2010 года.

В своё время именно государство стало инициатором исследований, результаты которых легли в основу современных коммуникационных технологий, в том числе, таких как Интернет. Поэтому достаточно парадоксально констатировать значительное отставание государства от частных организаций в области информационных технологий. В связи с этим формирование электронного правительства имеет колоссальное значение в сфере информационных отношений между государством, гражданами и организациями, а так же между различными ветвями власти.

В работах Д. Белла, Т. Стойньера, Ф. Уэбстера, Ю. Хабермаса, и ряда других ученых заложены основы теории информационного общества, а также подробно рассмотрены предпосылки его возникновения и новое место политических институтов. Большое значение имеют работы, в которых были теоретически разработаны проблемы политических коммуникаций и коммуникативных систем. Здесь можно отметить таких зарубежных авторов, как Г. Лассуэлл, Р. Брэддок, С. Липсет, К. Джон, Б. Макмайер, П. Шампань. В России данную проблематику разрабатывали Ю.П. Буданцев, Я.Н. Засурский, Л.М. Землянова, Т.С. Иларионова, Г.Г. Почепцов, А.И. Соловьев, Л.Н. Федотова и др. Существенное значение для становления концепции электронного правительства имели также работы, посвященные психологическим аспектам внедрения электронного правительства таких авторов, как Д.В. Иванов, С.И. Паринов, Х. Рейнгольд и др. О формировании электронного правительства в России в периодических изданиях пишут много. Этой теме посвящено большое количество статей в «Российской газете» и в «Федеральной газете», газете "Компьютер-Информ" и журнале PC Magazine/Russian Edition.

Целью данной работы является изучение такого явления как электронное правительство в первую очередь на примере России, но так же и зарубежных стран. Для достижения цели буду выполнены следующие задачи:

Анализ основ концепции электронного правительства в целом;

Основные положения и этапы реализации Концепции электронного правительства в России;

Характеристика основных возможностей для граждан, коммерческих организаций и государственных структур, реализуемые в рамках концепций электронных правительств в зарубежных странах.

Основы концепции электронного правительства

Само понятие электронного правительства было введено в политический и научный оборот специализированными исследовательскими организациями, которые занимаются широким кругом проблем, связанным с функционированием государства и внедрением информационных технологий в работу организаций различных типов. В частности, большую роль в исследовании электронного правительства играют такие международные организации, как ООН, Мировой Банк, ОЭСР. Значительная заинтересованность международных организаций и консалтинговых компаний (среди последних можно отметить, в первую очередь, такие организации как Accenture, Gartner, Microsoft) в исследовании проблем электронного правительства является несомненным плюсом, поскольку данные организации обладают достаточной материальной базой для проведения качественных и масштабных исследований, и это позволяет привлечь в сферу исследования электронного правительства значительные финансовые ресурсы. С другой стороны, доминирование в исследовательской литературе такого рода обзоров заключает в себе существенную опасность. Данные исследовательские организации являются заинтересованными в определенном освещении проблематики электронного правительства - либо с целью сбыта соответствующих программных продуктов, либо с какими-то политическими целями. Как бы то ни было, это накладывает определенный отпечаток субъективности на проводимые ими исследования.

Ещё стоит отметить особенность, которая может сбить с толку, когда начинаешь знакомиться с понятием электронного правительства. Она состоит в том, что вкладывается в понятие правительства и соответственно электронного правительства. В США, например, к правительству относят все три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную). Однако, на практике реализуемая сейчас стратегия построения электронного правительства в США охватывает только исполнительную власть. В России сейчас бытуют два понятия -- электронное правительство и электронное государство. Первое охватывает только исполнительную власть, а второе -- три ветви власти. «Электронное правительство в мире и в России» 15.12.2005. Журнал PC Magazine/Russian Edition. Поэтому использовать понятия электронное правительство и электронное государство как синонимы не совсем правильно. В России же реализуются проекты для всех государственных органов. К примеру, с помощью системы межведомственного электронного документооборота (одной из важнейших задач, реализуемых в рамках Концепции) планируется обеспечить информационный и документационный обмен между Администрацией Президента, Правительством, палатами Федерального собрания и федеральными органами исполнительной власти. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» Так что в России формируют скорее электронное государство.

В теории под электронным правительством понимается новый способ организации деятельности органов государственной власти, а так же предоставления информации и оказания уже сформированного набора государственных услуг гражданам и организациям. Этот способ основывается на обширном использовании современных информационных технологий. Электронное правительство создаётся с целью повышения эффективности предоставления государственных услуг и, что главное, повышения качества административно-управленческих процессов. Поэтому то, что «государственные услуги», и их рациональное выполнение с помощью информационно-коммуникационных технологий многие считают синонимом словосочетания «электронное правительство», не совсем верно. На деле конкретные задачи и выполняемые проекты в сфере информатизации государственных органов гораздо шире Там же..

В ходе исследования, проведённого ООН по итогам 2001 года, были выделены 5 стадий развития электронных правительств: 1) «становление» - официальное присутствие органов государственного управления в Интернете; 2) «расширенное присутствие» - большее количество сайтов и предлагаемых ими функций; 3) «интерактивное взаимодействие» - оказание интерактивных услуг и возможность взаимодействовать с официальными лицами через Интернет, доступ к регулярно обновляемой информации на сайтах; 4) «осуществление сделок» - возможность совершать сделки и оплачивать услуги через Интернет; 5) «эффективная интеграция» - полная интеграция электронных услуг, не сдерживаемая административными границами. Серго А.Г. Интернет и право. М. 2003.

Во всём мире явно прослеживается отставание государства в использовании информационно-коммуникативных технологий. Частный сектор, для которого эффективность функционирования и уровень удовлетворения клиентов являются ключевыми факторами конкурентоспособности, уже давно осознали огромное значение информационных технологий. Государственные организации пришли к такому пониманию существенно позднее, однако на сегодняшний день, очевидно, что без полномасштабного использования современных коммуникаций деятельность государства в информационном обществе не будет соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны общества.

По времени формирование электронного правительства совпадает с переосмыслением роли и формы государственного управления и, в частности, таких базовых категорий, как демократия, участие, обязанности государства перед обществом и т.д. При всем значении технологий электронного правительства для функционирования государства на современном этапе важно понимание ограниченности технологической составляющей, которая практически не влияет на содержательные характеристики государства. Электронное правительство представляет собой проекцию самой сути социально-политической системы на плоскость информационных технологий. Другими словами, вся политическая система государства должна быть социально ориентирована, для того, чтобы внедрение информационных технологий было действительно новым этапом в развитии государства.

государственный власть электронный правительство

Вначале необходимо определиться с понятием и сущностными характеристиками концепции «ЭП». Несмотря на относительную новизну, тематика ЭП приобрела чрезвычайную популярность в научной литературе. Только согласно SCOPUS на эту тему написано более тысячи работ, большинство из которых - в США. Отсюда множество интерпретаций ЭП, обзорам которых зачастую отводится немалая часть научных работ.

Сложность трактовки ЭП обусловлена несколькими проблемами. Во-первых, междисицплинарностью самого феномена, т.к. ЭП - предмет исследования как технических, так и социальных наук, вследствие чего появляются «технические», «экономические» и иные определения ЭП.

Вторая проблема заключается во множестве смежных терминов: «электронное правление» (e-governance), «электронная демократия», «виртуальное государство», «электронное государство», «открытое правительство» и т.п. Вследствие этого возникает риск концептуальных натяжек и отсутствия объяснительной силы концепта «ЭП» в силу его метафоричности.

Третья проблема состоит в идеологической загруженности и нормативности термина. Так, согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), ЭП - «использование информационных и коммуникационных технологий, в особенности Интернета, как средства достижения хорошего правления». Всемирный Банк трактует ЭП как «использование правительственными агентствами информационных технологий, … которые способны трансформировать отношения между гражданами, предприятиями и государственными структурами».

Наконец, четвертая проблема связана с некорректным переводом англоязычного термина government как «правительство»: в то время как правительство в русском подразумевается как некая организация управления, термин government обозначает также и процесс управления (правления). В этой связи А.В. Чугунов предлагает трактовку ЭП как «электронного государственного управления», концепции управления, предполагающую модернизацию административных процессов различных ветвей власти.

В данной работе под ЭП мы будем понимать концепцию трансформации и модернизации публичной политики и управления на основе внедрения и использования ИКТ. Исходя из этого, в оценке относительно ЭП нуждаются как информатизация государственного сектора, так и последующие изменения институтов публичной политики, с ней связанные.

Внедрение ИКТ в публичном секторе проходит по разным направлениям, как внутри органов власти, так и в области взаимодействия акторов публичной политики между собой. Мы можем выделить три таких направления: электронная администрация, электронные услуги и электронное участие.

Электронная администрация предполагает информатизацию внутрибюрократических процессов, начиная от компьютеризации и установления электронного документооборота до автоматизированного сопровождения иных секторов ЭП. Сектор электронных услуг включает ИКТ - механизмы предоставления государственных (муниципальных) через веб-сайты, порталы или специализированные центры. Наиболее часто этот сектор представляют в виде матрицы «G2». Она исходит из взаимодействия трех типов акторов: государства (government, G), бизнеса (business, B) и граждан (citizen, C). Вариантов таких взаимодействий может быть несколько (см. Таблицу 1.3). Например, модули «G2B» и «B2G» предполагают, что бизнес является либо заказчиком, либо поставщиком услуг. Модули «G2C» и «C2G» включают предоставление гражданам государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также обратную связь - заказ услуг либо контроль над их выполнением.

Таблица 1.3. Матрица взаимодействий в рамках ЭП

Государство

Граждане

Государство

Граждане

Электронное участие предполагает механизмы вовлечения граждан в обсуждение проблем и принятие решений: от каналов обратной связи до электронного голосования. В рамках этого направления ЭП максимально сближается с «электронным правлением» (electronic governance) и «открытым правительством» (open government), поэтому, во избежание путаницы, эти термины необходимо разграничить.

Первый термин связан с новой парадигмой «governance», которую обычно переводят как «правление» либо «управление без управляющих». Данная парадигма базируется на сетевом подходе и понимается как «поддержание координации и согласованности в действиях многообразных индивидуальных акторов, государственных институтов, групп интересов, организаций и наднациональных структур». Здесь государство видится лишь одной из заинтересованных сторон, мнение которой является далеко не единственным при принятии решения. В дальнейшем появляется и концепт «хорошего правления» (good governance), базирующийся на принципах: 1) участия граждан; 2) верховенства права; 3) транспарентности и подотчетности власти; 4) равенства и инклюзивности; 5) эффективности; 6) ответственности; 7) ориентации на поиск консенсуса Многие исследователи считают «электронное правление» более широким концептом, чем ЭП, поскольку оно предполагает кардинальную смену общественных отношений: широкое распространение механизмов электронного голосования по типу прямой демократии, правление в сотрудничестве, формы реализации «сетевой публичной политики».

Что, касается «открытого правительства» (далее - ОП), то сам этот концепт, выражающийся в принципах прозрачности, участия граждан и сотрудничестве (transparency, participation and collaboration), имеет долгую историю использования в научном и политическом дискурсе. Развитие ИКТ придало новый импульс данной концепции, с технической точки зрения упростив открытие информации и гражданское участие. В настоящее время ОП также трансформируется в парадигму публичного управления.

Однако функционал ОП не исчерпывается возможностями ИКТ. В результате обстоятельного обзора концепции А. Мейер, Д. Кертин и М. Хиллебрадт пришли к выводу о двойственной природе ОП. С одной стороны, оно предполагает свободный доступ граждан к правительственной информации (открытость, прозрачность) и раскрытие данных о деятельности власти, с другой - их участие в принятии решений. Одной из современных форм ОП является публикация открытых государственных данных (open data, далее - ОД) в свободном машиночитаемом формате.

Мы полагаем, что «электронное правление», ОП и ЭП имеют концептуальные пересечения в аспектах электронного участия с использованием ИКТ. Поэтому далее, говоря об электронном участии, мы будем иметь в виду информационную открытость власти онлайн и механизмы участия граждан в процессе принятия решений посредством ИКТ.

Подобная структура ЭП складывалась постепенно. Хотя информатизация государственного сектора проходила и раньше, появление ЭП как концепта относят к 90-м гг. XX в. Ее источником стала успешная практика внедрения ИКТ в финансовом секторе (электронная коммерция). Изначально ЭП стало результатом переноса инновации из финансовой сферы в общественно - политическую. Впервые ЭП появляется в США, затем - в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Опыт развития ЭП США как страны - инноватора представляет наибольший интерес.

Скорее всего, динамику и характер развития инновации предопределили два основных трека. Первый связан с дискурсом информационного общества и связанного с ним технологического детерминизма. Несмотря на критику, идеи о трансформирующей силе новых технологий получили веские нормативные аргументы и закрепились в политической повестке дня.

Второй трек связан с реформами публичного управления, прежде всего, концепцией «НГМ». Она предполагает реформу бюрократического аппарата по лекалам менеджмента в бизнесе и нацелена на повышение эффективности управления путем оптимизации бюрократических процедур и качества предоставления услуг. Отсюда идея «сервисного государства», строящего отношения с гражданами по типу «поставщик - потребитель».

В этих условиях использование ИКТ для повышения эффективности оказалось напрашивающимся шагом. Впервые термин «ЭП» появляется в документах США в 1993 г. В докладе «Создать правительство, которое работает лучше, а стоит меньше» указывалось на необходимость широкой информатизации системы управления. Программа ЭП предполагала развитие механизмов электронных платежей и подачи документов, создание баз данных для коммерческого использования. В 1996 - 1999 гг. сфера применения ЭП расширялась от переноса идей электронной коммерции к оказанию государственных услуг и совершенствованию межведомственного взаимодействия.

В таком виде ЭП не предполагало перераспределения властных полномочий между государством и обществом. Критика НГМ, связанная с усилением бюрократии и ослаблением демократических процедур, утратой доверия общества к государству, коснулась и ЭП, что привело к его движению в сторону открытости и электронного участия. Первые шаги в сторону «электронного правления» начинаются при президенте Дж. Буше - мл., появляются новые возможности взаимодействия с гражданами и организациями.

Повышение доверия общества к власти, привлечение граждан к управлению стали ключевыми пунктами предвыборной программы Б.Обамы 2008 г. Одними из его первых шагов на президентском посту стала «Инициатива по открытому правительству», 8 декабря 2009 г. была подписана Директива об открытом правительстве, нацеленная на развитие принципов «прозрачности, участия и сотрудничества». Так в политическом дискурсе США концепция ЭП была дополнена ОП и «электронным правлением».

Из краткого обзора опыта США следует вывод, во-первых, о поступательном расширении концепции за счет внедрения ИКТ в разные сферы публичной политики и управления. Во-вторых, ЭП изначально не мыслился самодостаточным феноменом, его институциональный смысл формировался исходя из целей административной реформы и преобладающей концепции управления.

В настоящее время ЭП превратился в глобальную инновацию, что, однако, не означает детального копирования дизайна, тем более, одинаковой результативности. Для понимания степени различий и сопоставления моделей ЭП необходимы методы оценки и классификации ЭП.

Существует несколько подходов к классификации ЭП. Первый подход - «эволюционный» - базируется на допущении о поступательном развитии ЭП. Наиболее популярной эволюционной моделью является предложенная ООН классификация, включающая следующие стадии (см. Табл. 1.4). Существуют иные версии эволюционных моделей ЭП, в целом схожие по критериям и стадиям развития. Несмотря на популярность, минусами данного подхода являются линейность развития и универсализация концепции.

Таблица 1.4. Модели электронного правительства (версия ООН)

Характеристика

Начальное присутствие (Emerging Presence)

Статичный, редко обновляемый веб - сайт с ограниченной информацией.

Расширенное присутствие (Enhanced Presence)

Размещение на сайтах данных (документов, нормативных актов) с возможностью скачивания.

Интерактивное присутствие (Interactive Presence)

Возможности скачивания защищенных файлов, использование электронной цифровой подписи, формы обратной связи (электронная почта). Сайт регулярно обновляется.

Транзакционное присутствие (Transactional Presence)

Онлайн-транзакции (платежи, подача документов)

Сетевое присутствие (Networked Presence)

Интеграция сервисов с целью предоставления информации, знаний и услуг. Возможности онлайн-консультаций с гражданами (форумы, опросы)

Источник: The UN Global E-Government Survey 2003… P. 13.

Второй подход - «географический» - основывается на допущении, что ЭП развивается в определенных исторических, культурных, социально-политических условиях. Например, Е.А.Яковлева говорит о двух основных моделях - западной (США, Канада), в которой большое значение придается развитию механизмов демократического участия граждан, и восточной (Сингапур), где упор делается на развитии внутриведомственного взаимодействия и предоставлении услуг бизнесу и населению. В.А. Фольк говорит уже о четырех моделях: континентально-европейской, англо-американской, азиатской и российской. В подходе содержится важная посылка, что развитие ЭП обусловлено специфическими факторами среды, однако, проводя классификацию строго по географическому принципу, мы рискуем получить сотни национальных моделей, что только затруднит сравнение.

Третий - «комбинированный» - подход, предложенный Е.Г. Дьяковой, предполагает три модели: 1) модель общественного запроса (инициатива идет «снизу», маркетинговый подход с точки зрения оказания услуг, пример - США); 2) модель административного запроса (инициатива «сверху», основной акцент на внутренние бюрократические процессы и борьбу с коррупцией, укрепление «обратной связи», пример - Китай) и 3) модель «гонки за лидером» (отсутствие общественного и внутреннего запроса, непоследовательность внедрения инновации, ее показной характер, возможный пример - Россия). Здесь содержится обобщенная классификация по источнику и характеру запроса на внедрение ЭП. Однако здесь отсутствует блок, связанный с «электронным участием».

Данный пробел отчасти восполняется классификацией Э. Чэдвика и К. Мэя, в основе которого лежат особенности взаимодействия государства и общества. Они выделяют три типа ЭП: 1) менеджериальный, в котором гражданин - клиент «сервисного государства», а основной акцент сделан на оказание государственных услуг; 2) консультативный, в котором государство взаимодействует с гражданами посредством средств «обратной связи»; 3) партиципаторный, где ЭП является выражением делиберативной демократии и сетевого управления. Однако здесь из поля зрения выпадает «внутреннее измерение» ЭП - электронная администрация.

В попытке интеграции данных подходов мы исходим из того, что критерии для моделирования должны отражать непосредственно структуру ЭП, т.е. внутреннее (электронную администрацию) и внешнее (электронные услуги, электронное участие) измерения. В первом случае речь идет о степени проникновения ИКТ в системе государственного управления, во втором - о степени участия граждан в функционировании ЭП. Отсюда возникает следующая матрица, из которой следуют четыре варианта:

  • 1) Административно - менеджериальные модели: здесь большее внимание уделяется внутренней информатизации. При относительно высокой степени участия возможно оказание государственных услуг посредством ИКТ - средств (менеджериальная - «сервисная» - модель является пограничной между административной и консультативной).
  • 2) Консультативно - партиципаторные модели: характеризуются высокой степенью развития ИКТ - каналов взаимодействия с гражданами, которые выступают участниками процесса принятия решений.
  • 3) Модели ограниченного участия: существуют возможности для участия граждан, однако, в силу низкого уровня электронной администрации его потенциал ограничен, сохраняются административные проволочки и барьеры.
  • 4) Ограниченные и имитационные модели: к таким моделям можно отнести стадии начального и расширенного присутствия по ООН, модель «гонки за лидером» Е.Г. Дьяковой. ЭП либо ограничивается низкой степенью информатизации, либо «фасадным» характером инновации.

Матрица, интегрируя предыдущие опыты моделирования, вводит критерии, поддающиеся квантификации посредством количественных данных, поэтому ее возможно использовать при сравнении множества случаев. Для этого мы предлагаем использовать пороговые значения в 50% при показателях в диапазоне (0;1), для определения менеджериальной модели: 25% и 75% по шкале «электронное участие). Для качественного анализа вводятся дополнительные качественные характеристики.

При определении модели нужно исходить из того, что она представляется совокупностью дизайна инновации и реально функционирующей модели.

Дизайн можно выявить по формальным признакам: 1) цели создания ЭП, которые зафиксированы в документах (нормативные документы, политические заявления, программы и т.п.); 2) дизайну технологических решений для достижения этих целей (элементы веб-сайтов, система электронного документооборота и т.д.). Реальная же модель ЭП демонстрирует то, как дизайн претворяется в жизнь, и определяется эмпирическими качественными и количественными характеристиками. Для внутриорганизационных процессов таковыми будут являться: степень проникновения ИКТ; соотношение электронного и бумажного документооборота; развитие систем электронного взаимодействия, показатели эффективности органов власти. Во втором измерении следует говорить об информационной открытости и функциональности веб-сайтов; о количестве доступных сервисов населению; о роли электронных форм обратной связи или механизмов в процессе принятия решений; о степени вовлеченности граждан. Оценка подобного рода может базироваться на индексах и рейтингах, статистике, результатах опроса общественного мнения и экспертного опроса среди государственных служащих.

Недостатками подобной классификации остается трудоемкость, динамичность формальных и реальных моделей, а также проблемы статистических данных. Принимая это во внимание, мы полагаем, что матрица может подходить как для изучения кейсов, так и для сравнительных исследований многих случаев. Важным ее преимуществом является то, что она интегрирует предыдущие подходы к моделированию, что позволяет использовать уже существующие качественные и количественные показатели.

Классификация ЭП используется нами в дальнейшем эмпирическом исследовании для определения дизайна инновации, его эволюции и результативности. Это является отправной точкой для понимания факторов его становления и развития ЭП. Определившись с тем, что ЭП представляет собой сложный феномен, отличающийся разнообразием форм, необходимо выяснить, сохраняются ли различия в факторах его принятия и развития.

Владимир Вишневский

Цивилизация по прежнему в долгу у фантастов. Фантасты (в XIX и XX в.в. - писатели, сейчас - кинорежиссеры) создают новую очаровывающую среду обитания, затем конструкторы и инженеры пытаются наиболее притягательные образы воплотить в реальность. Ну вот взять тот же «умный дом». Создатели «Железного человека» придумали одного из персонажей - кибер-дворецкого Джарвиса. А реальный человек, Марк Цукерберг, вдохновлённый этой идеей, разработал идею «умного помощника», дав ему название Джарвис и показал его возможности в двухминутном клипе.

Честно говоря, на первый взгляд вроде бы ничего такого уж впечатляющего в клипе не происходит. Ну просыпается чувак и голосом подаёт команду открыть шторы, или там просит у кибер-помощника поставить ему лучшую песню любимой группы, а помощник ему отвечает, что у этой группы нет хороших песен. Такой как бы кинотрюк. В кинофантастике мы и не такое видели. Однако это ведь не съёмочная площадка. Это уже реальность. И совершенно реальный Марк Цукерберг при помощи своего смартфона - вернее приложения к нему - как бы общается со своим домом, заставляя его выполнять те или иные полезные действия.

Можно сказать - ну то миллиардер Цукерберг, он-то может себе и не такое устроить. А для нас, простых людей, это пока в самом деле фантастика. Не соглашусь. И чтобы не быть голословным, предлагаю попробовать реализовать умный дом - не хуже, чем у Цукерберга - при помощи решений, которые уже доступны на рынке, причем доступны по вполне подъёмным ценам. За основу возьму технологические решения компании TP-Link.

Почему именно TP-Link? Потому что, на мой взгляд, эта компания за последнее время уже доказала, что в своих продуктах планомерно развивает идею модульного умного дома. И сегодня ее решения позволяют реализовать модульный умный дом.

И ещё один важный показатель. Мне лично не очень нравятся идеи, которые требуют дополнительных девайсов. Например, старая концепция «умного дома» подразумевала управление электроустройствами через специальный пульт или через софт, инсталлированный на ноутбуке. А если попробовать всё делать через смартфон? Ну вот как в ролике того же Цукерберга. Концепция мольного умного дома от TP-Link как раз предоставляет такую возможность.

Вообще, в двух словах - что такое концепция умного дома? По сути это предположение о том, что все электрические и электронные устройства, имеющиеся в доме, должны включаться и выключаться или изменять режимы своей работы в соответствии с текущей потребностью («здесь и сейчас») жильцов этого дома.

Стоит также отметить разные функции жилища. Самая главная изначальная функция дома (возникшая ещё в каменном веке) - дом как убежище; убежище от внешней агрессии (диких животных и врагов) и убежище от стихии (дождя, снега, холода, жары). И попутная функция дома - дом, как источник обеспечения комфорта жизни. Функция комфорта обеспечивается как эстетической составляющей (дизайн внутреннего пространства дома в самом широком смысле), так и наличием в доме различных устройств, облегчающих повседневную жизнь. Нечего и говорить о том, что сегодня почти все из таких устройств - это электрические или электронные устройства.

Для начала рассмотрим обеспечение комфорта. Вот опять же, вспоминая ролик Цукерберга. Он просыпается - и шторы в комнате сами собой поднимаются. Это комфортно, ибо нет необходимости вставать, подходить к окну, дёргать разные верёвочки и т.п. Или вот включение тостера в нужное время - это тоже комфортно. Это же справедливо для телевизора, стереосистемы, освещения в комнатах и т.д. и т.п. То есть суть такова - в нужный момент времени то или иное устройство должно, «подстраиваясь» под человека, включаться, выключаться или как-то менять режим своей работы.

Учитывая, что далеко не все электрические устройства в доме являются такими же умными, как, скажем, умные Wi-Fi лампы TP-Link (см. обзор умных Wi Fi LED ламп TP Link в этом номере ), необходимо, чтобы был какой-то общий интерфейс, позволяющий управлять всеми электрическими устройствами дома. Поскольку многие электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки, то, используя продукцию TP-Link, мы легко решаем эту задачу. Для этого нам понадобятся умные Wi-Fi розетки TP-Link. Подробный обзор этих розеток уже делался в январе, поэтому я ограничусь кратким напоминанием для уточнения того, как они могут стать частью единой системы умного дома.

Компания TP-Link на сегодня предлагает две умные Wi-Fi розетки: HS100 и HS110 с мониторингом энергопотребления. Обе розетки могут управляться удалённо, а также настраиваются на автоматическое включение и выключение по расписанию. Все эти функции осуществляются при помощи специального бесплатного приложения TP-Link KASA, которое необходимо загрузить (с App Store или Google Play) на свое мобильное устройство (смартфон или планшет). Кроме того, для этих розеток существует режим «Нет дома», но на нём подробнее я остановлюсь чуть позже, когда буду развивать концепцию безопасности применительно к умному дому.

Умная розетка HS110 к тому же позволяет осуществлять точный мониторинг электропотребления. Эта функция более чем необходима сегодня, учитывая, что вопросы оплаты потребленной электроэнергии приобретают все большую значимость (в силу постоянного повышения тарифов). А при помощи мониторинга расхода электроэнергии вы можете выявить излишние расходы электроэнергии и оптимизировать их. Например, немало электрических устройств, находящиеся в «ждущем режиме», все равно продолжают потребление электроэнергии (пусть и меньшее, чем во включенном состоянии). Почему бы не отключать некоторые из них, которые в «ждущем режиме» потребляют много электричества? А определить это все можно очень точно при помощи приложения KASA.

Я уж не говорю о том, что при переходе на умные розетки TP-Link навсегда в прошлое исчезает «страх о невыключенном утюге», который дамокловым мечом нет-нет да нависает над каждой хозяйкой. Теперь нет проблем. Вы включаете утюг в умную розетку TP-Link и даже если забыли выставить автоматическое выключение утюга и спохватись уже на улице, достаточно зайти в своё приложение KASA и дистанционно выключить розетку, а вместе с ней - утюг. Это, кстати, уже к слову о безопасности.

Таким образом, умные розетки TP-Link и приложение KASA не только дают полный контроль (в том числе, удалённый) над всеми электрическими устройствами дома, но и позволяют настроить их работу (включение/отключение) в соответствии с внутренним графиком жильцов дома.

Однако не все электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки. Часть электроприборов - это банальные электролампы. И если настольная лампа или торшер подключаются все же через розетки (и, стало быть, ими можно манипулировать при помощи умных розеток TP-Link), то, например, люстры подключены к сети напрямую, минуя розетки. Как быть?

Тут на помощь приходят умные Wi-Fi LED-лампы TP-Link. В этом номере имеется развернутый обзор умных Wi-Fi лампочек TP-Link, поэтому лишь ограничусь парой фраз.

TP-Link предлагает четыре типа умных лампочек: LB100, LB110, LB120 и LB130. Все они имеют срок работы в 25 тыс. часов и светосилу от 600 до 800 люменов, что примерно соответствует свету 60-ватной лампы накаливания. Самое их главное свойство - они точно также, как и умные розетки, могут настраиваться при помощи приложения КASA. Для каждой лампочки можно задать график включения и выключения, яркость, световую температуру (цветовой оттенок при горении), а для лампы LB130 можно даже настроить цвет свечения (выбрав цветовой оттенок из миллионной палитры). Кроме того, можно образовывать группы из нескольких ламп (например, все лампы, включенные в одну люстру) и менять параметры группы разом, как параметры одной лампы.

Таким образом, умные Wi-Fi розетки и умные Wi-Fi лампы TP-Link дают возможность тотального контроля всего электрооборудования в доме для обеспечения самых изысканных запросов в комфорте. Роль «мозгового центра» при этом будет играть ваше мобильное устройство, с установленном в нем приложением TP-Link KASA.

Ну и, наконец - вопросы безопасности. Любой дом функционирует, если можно так выразиться, в двух режимах - когда в доме есть хотя бы один жилец и когда дом полностью пуст (т.е. жильцы ушли по своим делам). Не стоит лишний раз говорить о том, что именно пустой дом является наиболее привлекательным объектом для разного рода злоумышленников. Как же умный дом может защитить себя от вторжения непрошенных гостей? И тут снова на помощь приходят устройства от TP-Link.

Выше я уже упоминал режим «нет дома» умных розеток TP-Link. Что это такое? Очевидно, что пустой дом легко выявить, если понаблюдать за ним некоторое время. В пустом доме электроприборы (в том числе свет) не включены. И это легко определить любому злоумышленнику. И если уходя на незначительное время хозяин ещё может оставить включенным свет или телевизор в комнате, что с натяжкой может сымитировать присутствие в доме людей, то, отлучаясь на несколько дней, этот вариант вряд ли стоит рассматривать. Однако с использованием умных розеток и умных лампочек PT-Link никаких проблем не возникает. Достаточно при помощи приложения KASA настроить режим случайного включения и выключения света и электроприборов, чтобы создать ощущения полноценно функционирующей квартиры. Тут можно не ограничивать свою фантазию и можно создать такое изощрённое использование электроприборов, что будет крайне трудно догадаться, что в доме никого нет.

Однако трудно - не означает невозможно. Ведь если наблюдать за домом достаточно долго, то можно будет заметить, что, несмотря на постоянные включения и выключения электроприборов и света, в дом никто не заходит и никто из него не выходит. То есть злоумышленник в итоге все же может сделать вывод, что дом уже довольно долго необитаем и решится на проникновение.

Вот тут уже потребуется что-то несколько иное, чем умные розетки и лампочки. И компания TP-Link предлагает умные устройства и на это, самый неприятный случай - облачные камеры. Выбор можно сделать из довольно значительного ассортимента - от довольно простой облачной Wi-Fi камеры NC2000 (ценой 2650 руб.), до весьма навороченной поворотной облачной Wi‑Fi HD‑камеры с ночным видением NC450.

Общим для всех облачных камер TP-Link является возможность подключения как к компьютеру, так и напрямую к мобильному устройству (смартфон или планшет). В последнем случае необходимо загрузить специальное приложение tpCamera на iOS или Android. Просматривать изображение с камеры (и, соответственно, записывать видео) можно удалённо при помощи мобильного устройства, на котором установлено приложение tpCamera. Камеры подключаются весьма просто.

Если характеристики камеры NC2000 достаточно бюджетные - частота кадров в секунду 20 при разрешении 640×480 (VGA) и 4-кратном цифровом увеличении, то облачная камера NC450 удовлетворит самого придирчивого защитника своего личного пространства. Судите сами:

Частота кадров и разрешение - макс. 30 к/с на 1280×720 (HD), объектив F: 2.0, f: 3.6 мм, угол наблюдения дает возможность обозревать поле в 75 градусов. При этом камера может наклоняться и поворачиваться - угол наклона: 110 градусов, а угол поворота - 300. Кроме того, что особенно важно с точки зрения безопасности, эта камера имеет на борту встроенный датчик движения и звука и может посылать вам на e-mail сигнал в случае подозрительных шорохов и скрипов. Поддерживаемые ОС: Windows XP или выше, Mac OS X 10.7 или выше, Android 4.1 или выше, iOS 7.0 или выше. В ночном режиме камера NC450 автоматически переходит в монохромный режим и позволяет просматривать очень чёткую картинку на расстояние глубиной до 8 метров.

Конечно, Wi-Fi камера нужна не только для того, чтобы наблюдать за пустым домом. Наблюдать за своими спящими маленькими детьми (например, когда родители в гостях) и в случае необходимости иметь возможность их успокоить - весьма ценное свойство. Облачная камера NC450 это обеспечивает, поскольку имеет встроенный микрофон и динамики. Так что мама всегда может пообщаться со своими детьми, при этом видя их.

Приложение tpCamera позволяет работать с 36 одновременно подключенными камерами, что дает возможность в случае необходимости поставить под контроль любой уголок даже в весьма большом доме.

Таким образом, из этого пусть и довольно краткого обзора можно увидеть, что компания TP-Link предоставляет все необходимые для т.н. «умного дома» устройства, обеспечивая комфорт и безопасность дома. Начиная от умных розеток и лампочек, позволяющих обеспечить управление всеми электроприборами и светом, настройкой разных режимов их работы в разное время суток и заканчивая облачными камерами - все устройства легки в подключении и управлении ими. Интерфейс приложений KASA и tpCamera - интуитивно понятен даже неспециалисту. А если учесть, что настройки всех розеток, лампочек и камер легко сохранить, то умный дом получается ещё и мобильным. Потому что, переезжая в новую квартиру, вам не потребуется заново всё перенастраивать.

И самое главное - «мозговым центром» умного дома всегда будет ваш смартфон или планшет, который с вами всегда. То есть, даже уезжая далеко, вы всегда будете на связи с вашим умным домом, и сможете управлять им на расстоянии в тысячи километров.

Концепция электронного правительства появилась на Западе в конце 1990-х годов как идея широкого внедрения современных компьютерных технологий в работу государственных структур. Целью такого внедрения предполагалось повышение эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция сопровождалась также и другой идеей - идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам. Для решения этих задач во всем мире стали появляться соответствующие целевые программы: e-Europe, e-Austria, Indonesia National e-Strategy. В работе электронного правительства эффективно используются передовые компьютерные технологии, и, в первую очередь, сети Интернет, для улучшения взаимоотношении и развития связей между государственными службами и гражданами. Таким образом доступ к услугам становится более мобильным, гибким. Можно получить информацию, выйдя в интернет на мобильном устройстве в любом месте, в любое подходящее время. В некоторых случаях использование сети Интернет может быть единственным способом получения государственных услуг (люди с ограниченными физическими возможностями).

Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях. Это взаимоотношения между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen); между государством и частными компаниями (G2B - government-to-business); а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government). Совершенствование всех этих взаимоотношений обеспечивает гораздо более эффективную работу государственного аппарата и, как следствие, ускорение экономического развития. Получив возможность доступа к государственным услугам по Интернету, граждане и компании избавляются от необходимости ехать через весь город в нужное им государственное учреждение и стоять там в очереди в неудобное для себя время. Вместо этого люди могут оперативно и просто решить вопрос, требующий взаимодействия с государственными органами, по Интернету в любое удобное для них время. С помощью различных интерактивных служб граждане и предприниматели могут заходить на государственные веб-узлы и заполнять многочисленные формы, записываться на прием, искать работу, получать другие услуги. Степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг - E-government Readiness Index. Ежегодно публикуются отчеты, представляющие потенциал и возможности развития технологий в 191 стране мира. На 2010 год Россия занимает 59 место в мире по степень внедрения электронного правительства .

К целями формирования электронного правительства в РФ относятся:

    повышение качества и доступности предоставляемых услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания;

    повышение открытости информации о деятельности ОГВ;

    повышение качества административно-управленческих процессов.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

    развитие и широкое применение в деятельности ОГВ средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности ГО, основанных на использовании современных ИКТ;

    предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия ГО с гражданами и организациями;

    создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

    внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности;

    формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, а также организацию межведомственное взаимодействие.

В целях обеспечения взаимодействия граждан с ОГВ должна быть создана единая информационно-справочная система. Такой системой является система интернет-порталов государственных услуг. В мировой практике можно выделить два основных подхода к построению интернет-порталов государственных услуг: пример первого реализуется в США, второго - в Великобритании. Первый - децентрализованный. Америка – большая по территории страна независимыми штатами. Там имеется центральный портал, который, по сути, является единой поисковой системой. В ней можно найти нужную ссылку на портал ведомства, а ведомства создают собственные порталы. Нет ни единых стандартов представления информации, ни стандартов взаимодействия. С точки зрения граждан, такое разнообразие не слишком удобно, т.к. описание по сути одной и той же услуги на разных порталах может существенно отличаться . Второй подход – централизованный: государство определяет единые стандарты и обеспечивает необходимую безопасность с точки зрения работы с персональными данными. Для России с ее федеративным устройством и тремя уровнями власти предложен компромиссный вариант организации порталов, который максимально соответствует и федеральной структуре, и правовому устройству. Должны быть единые стандарты представления информации, единые стандарты обмена данными между уровнями, но у каждого федерального органа власти, региона и муниципалитета должен быть свой учет информации, собственная зона ответственности в связи с тем, что услуги оказываются на местах, а не в “абстрактном” федеральном центре .

Система порталов состоит из двух ключевых компонентов: реестра, куда чиновник в соответствии с регламентом заносит информацию об услугах, и портала, доступного гражданам и организациям через интернет. Есть две разные организационные модели наполнения реестров информацией в регионе. По первой модели в администрации работает оператор, которому все органы власти предоставляют информацию в произвольной форме, а оператор ее вносит в реестр и отвечает за ее достоверность. По второй - заполняют реестр и отвечают за каждую услугу чиновники, работающие в конкретных ведомствах, оказывающих услуги. В России предпочли использовать вторую модель.

Также в мировой практике выделяют 4 этапа развития порталов госуслуг:

    Никаких электронных услуг не оказывается. Цель данного этапа – предоставить гражданам в доступной форме достоверную и актуальную информацию о деятельности органов власти и об оказываемых услугах. Это требует не только структурирования больших массивов информации, но и выработки определенных механизмов повышения ответственности чиновников за обновление информации;

    Появляется возможность скачивать и заполнять бланки документов;

    Наличие обратной связи. Заходя в интернет, граждане могут отслеживать прохождение своего запроса: на каком этапе в данный момент находится получаемая услуга, когда можно идти за результатом;

    В электронном виде можно сделать обращение, проследить за ходом оказания услуги и получить результат.

На момент написания данного отчета полностью 4-я стадия не реализована ни в одной стране мира. Большинство развитых стран находится на второй или третьей стадии развития порталов с частичной реализацией возможностей четвертой.

По концепции формирования в РФ электронного правительства, одобренной распоряжением №632-р от 6 мая 2008 развитие сайтов ГО в сети Интернет предполагает, что сайты ГО в сети Интернет обеспечат:

    оперативное размещение информации в Интернете, открытый доступ к ней;

    публикацию сведений о предоставляемых услугах, условиях их получения;

    организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках предоставления государственных услуг;

    обеспечение обратной связи и обработку обращений граждан.

В целях обеспечения полноты размещаемой информации и оперативного обновления предусматривается формирование единых требований, определяющих общий перечень публикуемых сведений, порядок, сроки и регулярность их размещения и обновления, условия доступа к ним пользователей сети Интернет. Предполагается, что существенную долю пользователей интерактивных сервисов составят граждане, которые имеют различные физические недостатки (слух, зрение, ограничения в подвижности) и для которых электронные формы взаимодействия зачастую оказываются наиболее удобным или даже единственным способом доступа к государственным сервисам. В целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в ОГВ и получения необходимой справочной информации могут быть созданы ведомственные центры обработки телефонных обращений. В целях обеспечения комплексной справочной поддержки граждан по вопросам взаимодействия с ОГВ должна быть создана единая информационно-справочная система.

Основой справочной системы станет единый реестр государственных услуг (единый список, перечень услуг, предоставляемых государством РФ гражданам РФ), доступ к которому осуществляется через портал государственных услуг. Портал государственных услуг - веб-портал, представляющий собой единую точку доступа к информации о государственных услугах. Федеральный интернет-портал государственных услуг обеспечивает единую точку доступа граждан к соответствующему реестру государственных услуг, региональному порталу государственных услуг. Интернет-порталы государственных услуг должны содержать также информацию, необходимую для оплаты гражданами государственных услуг при их получении, в том числе через Интернет, а также информацию о способах оплаты. В случае регистрации пользователя и предоставление им дополнительных данных (возраст, род занятий) портал государственных услуг должен информировать его о ходе оказания конкретной государственной услуги. Таким образом, портал государственных услуг должен выполнять функцию единого центра информационного обеспечения гражданина по вопросам его взаимодействия с органами власти.



Онлайн калькуляторы