День бизнеса в лагере станции. Вертикальный старт твоей карьеры. Экономическая игра «Биржа труда»

Цели: развитие у детей социального интеллекта, усвоение детьми ряда базовых экономических понятий, ознакомление их с образованием и устройством общественной экономической системы; развитие навыков самоуправления, формирование понятия «руководитель- подчиненный», их взаимоотношений; повышение заинтересованности в общественном труде; формирование потребности в соблюдении законов, выработка умений сплачивать коллектив.
За несколько дней до объявления Дня предпринимателей проходит совещание директоров фирм, объяснение правил проведения мероприятия, законов.
ПРОГРАММА ДНЯ
Экономическая зарядка.
Утренняя планерка, объявление программы дня, знакомство с государственной системой управления.
Конкурс «Валюта отряда» (от каждого отряда выставляется своя оригинальная денежная единица, оформленная на формате А-3; учитывается ее эксклюзивное название и художественное решение).
Конкурсы пословиц, поговорок, разгадывания экономических кроссвордов, ребусов, головоломок.
3. Игра «Экономические карты».
Конкурсная программа «Рекламный курьер», в паузах которой идет показ «Моды делового человека», а также звучат придуманные ребятами «Экономические частушки от Семеновны».
Поиск клада «Остров сокровищ».
Вечерняя планерка. Аукцион-продажа отрядных вожатых. Подведение итогов. Экономический анализ дня.
На этот день лагерь превращается в настоящее государство, где отряды - это фирмы, предприятия, а администрация лагеря- это государственная система управления, в структуру которой входят:
Президент (координатор всей игры);
Министр финансов (отвечает и контролирует все финансовые взаимоотношения);
Центральный банк (эмиссия денег, выдача ссуд, прием депозитов);
Налоговая инспекция (контроль налогообложения);
Милиция (контроль за соблюдением установленных законов);
ЦУМ (реализует за деньги кондитерские товары, канцтовары, компьютерные игры и т. п.);
Контрольная палата (назначает премии и штрафы, следит за опозданиями):

ответственный за зарядку;
ответственный за порядок в столовой;
ответственный за дежурство по лагерю, корпусу;
ответственный за порядок на тихом часе;
ответственный за конкурсы.
Как и в любом государстве, в нашем есть свои деньги -фунтики -бумажные и железные разного достоинства.
На начало игры у каждого отряда имеется в наличии некоторая сумма денег. Главная задача фирм - заработать за день максимальное количество фунтиков.
Фунтики в течение дня фирмы могут заработать следующим образом:
1. Ведение коммерческой деятельности, а именно:
организация своего ларька, магазина;
продажа собственных поделок;
выпуск частных газет, информационных листов;
составление гороскопов;
организация аттракционов;
организация и распространение своей лотереи;
организация комнат смеха, страха;
организация казино;
фотоуслуги;
организация пункта проката (канцтовары, пазлы, комиксы и др.);
выдача ссуд под проценты;
выполнение мелкой работы по заказу государства или других фирм и т. п.
2. Получение премий:
за хорошую уборку территории, комнат;
выполнение государственных трудовых и других поручений;
призовые места в конкурсах, проводимых государством;
хорошую дисциплину на тихом часе, в течение дня;
плодотворное выполнение своих должностных обязанностей и др.

Получение процентов за депозиты в банке.
Получение выигрышей в лотерее.
Получение суммы в найденном кладе.
Кроме доходов, отряды-фирмы могут нести еще и следующие расходы: 1. Штрафы:
за плохо убранную территорию, комнаты;
нарушение дисциплины в столовой, на тихом часе;
опоздания на режимные мероприятия, на конкурсы;
неучастие в конкурсах.

Денежные взыскания за нарушение добросовестных коммерческих отношений между фирмами.
На приобретение товаров в государственном или частных магазинах.
На товарно-денежные отношения с другими фирмами.
Весь день проводится по общепринятым нравственным нормам (не все продается за деньги, на деньги друга не променяй и т. п.). Воспитатели должны регулировать эти отношения.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИГР, КОНКУРСОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«Экономическое казино»;
«Русское лото»;
«Экономическая десятка»;
«Экономическая дюжина»;
«В гостях у Скруджа»;
Конкурс рисунков на экономическую тематику;
Конкурс карикатур на экономическую тематику;
Конкурс на лучший экономический кроссворд;
Конкурс на самый лучший экономический вопрос;
Конкурс на самую оригинальную экономическую задачу;
Конкурс на самую лучшую экономическую сказку «Экономика в сказках»;
Конкурс на лучший экономический комментарий к пословице;
Конкурс на самую лучшую экономическую газету «Экономический вестник»;
Экономический звездный час «Деньги»;
Остановка по требованию «Рекламная»;
Устный журнал «История денег»;
Экономика острова «Робинзонада»;
Экономическая игра «Вариант»;
«Экономический аукцион»;
Экономическая игра «Рыночная цена»;
«Золотая лихорадка»;
Деловая игра «Карьера»;
Экскурсия в фирму;
Конкурс ораторов;
«Канцелярские потехи»;
«Многоборье экономистов» и мн. др.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ КАЗИНО

Крупье. Здравствуйте, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем экономическом казино! Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только чур - деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в один «эк-ум» - «экономический ум». Пом-ните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше... А их, «эк-умов», у вас, дорогие игроки, сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое «эк-умственное состояние», так и стать банкротом. В игре вас ждут вопросы из разных областей экономики. Я называю область экономики и вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны сделать ставку в один «эк-ум», поднимая руку или специальную табличку. В случае удачи ваша ставка удваивается, и вы зарабатываете еще один «эк-ум». Если же вы ошибаетесь, и тогда не отчаивайтесь - ваши «эк-умы» пополнят кассу нашего экономического казино. Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и 3 варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей буквой: Л, Б или В,
Раздаются таблички.
Крупье. Первый раунд. Я объявляю область экономики, вопрос с вариантами ответов, после чего слежу за первой поднятой рукой игрока.
1. Вопрос из области рынка ценных бумаг.
Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право ее владельцу на получение доли прибыли, называется... а)акция(+);
б) облигация;
в) вексель.
Кто смелый? Делаем ставки!
2. Следующий вопрос из области банковского дела. Слушаем.
Банк, предоставляющий ссуду под имущественный залог, называется...
а) инвестиционный;
б) ипотечный (+);
в) инновационный.
Делаем ставки, господа!
3. Вопрос из области экономической теории.
Последователи экономической теории, считающие, что богатство страны увеличивается только благодаря внешней торговле, называется...
а) монетаристы;
б) меркантилисты (+);
в) утописты.
Итак, ваши ставки!
5. Вопрос тем, кто является добросовестным налогоплательщиком.
Делайте ставки!
Налог, взимаемый у каждого работающего и составляющий определенный процент от заработной платы, называется...
а) на имущество;
б) на добавленную стоимость;
в) подоходный (+).
6. Вопрос, связанный с рыночной конкуренцией. Кто сделает ставки?
Рынок одного продавца, вытеснившего других, называется...
а) конкуренция;
б) олигополия;
в) монополия (+).
7. Вновь формы собственности. Ставки!
Процесс перехода государственной собственности в другие формы собственности называется...
а) приватизация (+);
б) рекламация;
в) индексация.
8. Вопрос из области биржевой деятельности. Ожидаю ваши ставки!
Торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке купли -продажи, а только обеспечивает установление контакта между возможными продавцом и покупателем, называется...
а) дилер;
б) брокер (+);
в) джобер.
9. Вопрос из области рекламного дела. Ваши ставки!
Товар, телевизионная реклама которого звучит так «Некогда болеть?..», и есть...
а) «Биттнерр, просто Биттнерр» (+);
б) «Просто майский чай»;
в) «Иммодиум».
10. Вопрос из области рыночной экономики. Ставки!
Деятельность по изучению рынка, разработке товаров, установлению на них цен и сбыту называется...
а) анализ;
б) менеджмент; -
в) маркетинг (+).
Крупье. Третий раунд. Вы будете делать ставки вслепую, не ^ная ни область экономики, ни самого вопроса.
1. Кто делает ставку? Итак, есть ставка! Вам и достается этот во
прос!
Если бюджет государства показывает, что расходы равны доходам, то он называется...
а) равновесным;
б) сбалансированным (+);
в) дефицитным.
2. Ваши ставки!
Самую большую часть семейного бюджета составляют расходы на...
а) одежду;
б) оплату квартиры;
в) питание (+).
3. Принимаю ставки!
Источником дополнительных доходов не могут быть...
а) незаконные операции (+);
б) приусадебный участок;
в) сдача в аренду гаража.
4. Кто сделает ставку?
Коля получил двойку. За это мама не разрешила ему пойти в кино. Как бы это событие назвал знаток экономики?
а) санкция (+);
б) штраф;
в) неустойка.
5. Играет ставка!..
Что относится к непредвиденным расходам в семье?
а) ремонт телевизора (+);
б) покупка дивана;
в) покупка гаража.
6. Жду ставки!
Индивидуальную трудовую деятельность школьник может осуществлять...
а) во время учебных занятий;
б) в каникулярное время (+);
в) уходя с уроков.
7. Принимаю ставки на следующий вопрос!
К ресурсам семьи не относятся...
а) технологии;
б) деньги на сберкнижке;
в) деньги, взятые в долг (+).
8. Ставки!
Техническое средство, обеспечивающее защиту, а иногда и рекламу изделий...
а) упаковка (+);
б) этикетка;
в) товарный знак.
9. Принимаю ещё ставки!
Что относится к сувенирной рекламе?
а) значки (+);
б) витрины;
в) проспекты.
10. Последняя ставка!
Большим спросом на рынке пользуются товары
а) с хорошей рекламой и высокого качества (+);
б) высокого качества, но с высокой ценой;
в) низкого качества, но в красивой упаковке.
Крупье. Четвертый раунд называется «Черный ящик». На раздумье дается 30 секунд, после чего следуют ставки, выбор права ответа. Если ответ правильный, участник получает соответствующее количество «эк-умов». Внимание, «Черный ящик»!
В черном ящике лежит документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки. (Контракт.)
Здесь находится ваше денежное поощрение за особые успехи в деятельности. (Премия.)
В этом черном ящике лежит документ - свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности фирмы. (Устав.)
А здесь-допускаемый законом символ, который помещается на товаре (или упаковке) для их индивидуализации у покупателя. (Товар-: ныйзнак.)
В этом черном ящике - денежная единица иностранного государства, столицей которого является Тель-Авив. (Шекель.)
Казино закрывается
Определяется победитель.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЮЖИНА

Название игры соответствует количеству участников - 13. После каждого тура выбывает один участник.

1-й тур «ЧТО ЭТО?»

Играют 13 человек. Первый ответивший на вопрос, переходит в следующий тур. По окончании 1 тура остается 12 игроков, 1 выбывает.
Вопросы:
Финансовое учреждение, выдающее ссуды. (Банк.)
Тайное похищение ценностей, не связанное с насилием. (Кража.)
Распродажа, на которой покупка-достается тому, кто предложил максимальную цену. (Аукцион.)
Греческий полубог, научивший людей ремеслам. (Прометей.)
Часть одежды, куда кладут деньги. (Карман.)
Зарытые в землю ценности. (Клад.)
Взятые взаймы деньги. (Долг.)
9. Денежное выражение стоимости. (Цена.)
Официальная отметка на документе. (Виза.)
Должник по-другому. (Дебитор.)
Залог недвижимости. (Ипотека.)

2-й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»

Игрок, угадавший ответ, переходит в следующий тур. В конце 2-го тура останется лишь 11 участников.
Загадки:
1. Возьми первую из нот
И к ней добавь ты слово «ход». Получишь то, о чем мечтает Любой, кто бизнес начинает. (Доход.)
2. Тимофей носки связал
И на рынке их продал
Дешевле, чем стоят нитки,
Получил одни...
(Убытки.)
3. Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо все это...
(Купить.)
4. Судно по морю плывет
И тяжелый груз везет.
Но стоит букву заменить,
Там сможешь акции купить.
(Биржа.)
5. Корень мой находится в «цене».
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречаем,
Вся же - в дневнике я и в журнале.
(Оценка.)
6. Догадайся без труда:
Банка и без буквы «А»
(Банк.)
7. К первому слову, где деньги хранишь,
Слово второе добавь и получишь
Третье слово, легкое для запоминанья -
Бумажных денежек названье.
(Банкнота.)
8. Угадай-ка, как зовется,
Что за деньги продается.
(Товар.)
9. Найди ты слово, наконец,
Антоним слову «продавец».
(Покупатель.)
10. Ни доллар, ни рубль, ни фунты,
А как называлась немецкая валюта? . (Марка.)
11. Так повелось с начала века
Их очень много у человека.
Охота и есть, и пить, отдыхать.
Вам предстоит это слово узнать.
(Потребности.)

3-й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ»

Игрок, называющий пословицу на тему «Деньги», переходит в 4-й тур. Останется всего 16 человек.
Варианты пословиц:. Деньги не в деньгах, а в делах. Брат братом, сват сватом, а денежки не родня. Деньга деньгу достает. Деньги - навоз: сегодня нет, а завтра - воз. Деньги без глаз.
Деньги не грибы, можно и зимой найти. Где денежкам счет - там добро не утечет. Кто не бережет копейки, рубля не стрит. Лишние деньги - лишняя забота. И др.

4-й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДСЧЕТЫ»

Необходимо подсчитать в уме ответы на оглашаемые примеры. Кто быстрее решит- переходит в следующий тур. В конце остается 9 человек.
Примеры: 16x3= 250:5 =
111-21= 24 + 123 =
23x40= 253-107 =
777 + 333= 67 + 256 =
1234-234 =

5-й тур «ОРУДИЯ ТРУДА»

Отгадавший ответ - орудие труда - переходит в 6-й тур, остается 8 человек.
Вопросы:

1. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата.)

2. Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок.)

3. У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана.
(Наперсток.)

4. Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
(Топор.)

5. Зубы есть,
А хлеб не ест.
(Пила)

6. Сам худ,
А голова с пуд.
(Молоток.)
7. Зубы имеют,
А зубной боли не знают.
(Грабли.)

8. Два конца, два кольца,
Посередине - гвоздик.
(Ножницы.)

6-й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ»

Ведущий показывает по одной карточке с экономическими ребусами. Первый разгадавший игрок переходит в 7-й тур. В 7-м туре будут играть только 7 участников.
Ребусы:

7-й тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ» Участникам за 1 минуту нужно написать наибольшее количество экономических терминов, начинающихся с одной и той же буквы, например «Р». Игрок, составивший меньшее число терминов, выбывает, только б человек переходят в 8-й тур.
Пример: расчет, рынок, реализация, рекламация, рейтинг и др.
8-й тур «ВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ»
Участникам даются карточки с 15 парами слов и словосочетаний из об
ласти экономики и бизнеса. Нужно в течение 30 секунд посмотреть их и
отметить пары, состоящие из одинаковых слов или словосочетаний. Выбы
вает тот игрок, кто отметит меньшее число пар. В следующий тур перехо
дят 5 игроков.
АО «НТК Олдинг» - АО «ИПК Олдинг».
Компания «Малти-Миксер» - Компания «Малти-Миксер» +.
Уставный капитал - Уставный фонд.
Идеология «Паблик рилейшнз» - Идеология «Паблик рилейшнз» +.
Абсолютная олигополия - Абсолютная олигопсония.
Современный маркетинг - Современный менеджмент.
Техническая реконструкция - Технологическая реконструкция.
Лайонз клуб «Москва - Север» - Лайонз клуб «Москва - Север» +.
Беспроцентная ссуда - Беспроцентный кредит.

Консультативный бизнес - Консультативный бизнес +.
Сервисное обслуживание - Сервисное обслуживание +.
Станкомехпррмтехбанк - Станкомехпромтехбанк +.
Ревонация - Рекламация.
Компьютеры фирмы ЭППЛ - Компьютеры центра ЭППЛ.
Эффективный мониторинг - Эффективный контролинг.

9-« тур «ОБЪЕДИНИ ОБЩИМ ТЕРМИНОМ»

Игрокам нужно объединить общим термином слова, перечисляемые ведущим. В 10-м туре будут играть только 4 игрока.
1. Исландия, Словакия, Эстония, Швеция, Дания, Чехия, Норвегия.
У них одна и та же валюта. (Крона.)
Товар, ввоз. (Импорт.)
Товар, информация, покупатель. (Реклама.)
Управление, искусство, психолог, организатор. (Менеджер.)

10-Я тур «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРОССВОРД»

Каждому из 4 игроков выдается кроссворд, который они должны разгадать. Последний из группы выбывает из борьбы. Кроссворд:
«ПИРАМИДА»
Разгадав все слова, расположенные по горизонтали, и поднявшись к самой вершине пирамиды, вы сможете прочитать новый экономический термин, расположенный в центре пирамиды по вертикали (сверху вниз).

Вопросы.
Метод оперативного контроля экономической деятельности.
Специфическое свойство, объективно присущее кредиту.
Передаточная подпись на ценной бумаге, векселе, чеке, удостоверяющая переход прав по этому документу к другому лицу.
Документ о залоге должником недвижимого имущества (земли, строения), дающий кредитору права продажи заложенного имущества.
Ссуды в денежной форме, выданные на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.
Вид платежей в бюджет.
Документ, которым оформляются результаты работы или обследования предприятий, фирм и т. п.
Ответы.
1. Регулирование. 2. Возвратность. 3. Индоссамент. 4. Закладная. 5. Кредиты. 6. Плата. 7. Акт.
Слово, расположенное вертикально, - КАДАСТР.
Кадастр - это: 1) реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности экономических объектов; 2) список лиц, подлежащих обложению подоходным налогом.
11-й тур «СОСТАВЬ ДИАГРАММУ»
Представить в виде столбиковой диаграммы «Грузооборот железнодорожного транспорта за период 1997-1999 гг.», если указаны следующие данные:
- в 1998 году грузооборот составил 126 млн тонн
-в1997году 118,3
-в 1999 году 135,1
Ответ:
ГРУЗООБОРОТ Ж/Д ТРАНСПОРТА, млн т

12-й тур «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Два игрока по очереди произносят слова- экономические термины.
Первый произносит экономический термин, следующий игрок должен на
звать слово, которое будет начинаться с последней буквы первого слова.
Получается цепочка. Называть только существительные в единственном
числе. Победит в туре тот и тогда, когда у другого игрока больше нет вариантов в течение 15 секунд.
Пример цепочки:
Экономика - АкциЯ - ЯрмаркА - Аукцион - НалоГ - т. д. Оставшийся участник становится победителем «Экономической дюжины».

ДЕЛОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА «КОНКУРЕНТ»

Игра формирует установку на активные самостоятельные действия в условиях рынка, умение выдвигать и отстаивать идею, которая могла бы быть конкурентоспособной; знакомит участников с основами рыночной психологии (инициативностью, самостоятельностью, предприимчивостью, ответственностью, разумным риском и т. д.); формирует у участников адекватное представление о взаимоотношениях в условиях рынка (о выгодах частного предпринимательства, взаимных обязательствах, ориентации на потребителя и т. д.).
В начале игры ребята инсценируют сказку «Муха-цокотуха - предпринимательница!».
Ведущий.
Гляньте, Муха там идет.
Громко песенку поет.
Появляется Муха.
Муха.
Как-то раз по полю шла,
Там я денежку нашла.
А раз денежку нашла,
В дом доход я принесла.
Значит, бизнесом займусь –
Широко я развернусь!
Подсчитаю свой доход,
Не забуду и расход.
Чтоб работать без изъяна,
Я составлю бизнес-план.
Только чем же мне заняться?
Как бы прибыль получить?
Может, мне кафе открыть?
Еще нужен капитал,
А не то - крутой провал!
Деньги в банк свои вложу,
Депозит я «отворю»,
Накоплением займусь.
Ну а там уж развернусь!
Чтобы мне кафе открыть,
Лицензию надо получить,
Помещение арендовать,
Его оборудовать и бизнес начать.
Дело я свое начну,
Ряд работников найму.
Потом в газету рекламу дам,
Чтобы в кафе приходили к нам:
«Приходите, дорогие,
Я вас чаем угощу!»
Ведущий.
Посетители прибегали,
Все стаканы выпивали.
А пенсионеры - по три чашки
С молоком и крендельком.
Нынче Муха-Цокотуха -Предпринимательница!
Ход игры
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В течение 5 минут все присутствующие на игре участники работают самостоятельно. Перед ними ставится задача: подумать и предложить залу идею молодежной фирмы, которая отвечала бы требованиям времени, была интересна молодым и, самое главное, была конкурентоспособной.
По истечении времени- заслушиваются все идеи и фиксируются на специальном стенде.
Затем объявляется прием на работу. Авторы прозвучавших идей становятся директорами фирм. В течение 15 минут они должны осуществить найм на работу (в каждую фирму не более 10 человек).
Самостоятельно участники выбирают фирму, идея которой им наиболее симпатична. При устройстве на работу они должны обосновать, почему именно эта фирма привлекла их, чем они могут быть полезны и пр. Директор фирмы вправе принять или отказать.
По истечении 15 минут проверяется степень комплектации фирм. В игру вступают только участники, набравшие 10 человек, остальные, вместе с теми, кто не успел устроиться на работу, обретают статус безработных (уже на начальном этапе они не смогли стать конкурентоспособными - привлечь внимание). На специальном стенде фиксируются названия фирм.

НАЧАЛО ИГРЫ - РЕГИСТРАЦИЯ ФИРМ

Каждой зарегистрированной фирме выдается первоначальный капитал в размере 2 вита. На каждом этапе ставится конкретная задача. Фирмы, спустя определенное время, предоставляют решение.
Все, кто остался вне игры, могут вступить в нее на любом этапе в качестве частного предпринимателя или сотрудников вновь созданной фирмы, но уже без начального капитала.
После каждого этапа осуществляется оценка деятельности фирмы путем голосования всех присутствующих в зале за наиболее понравившуюся идею. На каждом этапе можно голосовать только за одну команду, причем фирмы, чья идея оценивается в данный момент, в голосовании не участвуют.
1 вит= 10 голосам.
Если фирма набрала от 10 до 19 голосов, ей записывается «+ 1 вит»; если от 20 до 29 - «+2 вита» и т. д.; если фирма недобрала 10 голосов, то вычитается 1 вит.
Фирма, у которой не осталось ни одного вита, объявляется банкротом и выбывает из игры. Она не выдержала конкуренцию, не смогла представить свой товар, найти покупателя своей идеи.
1-й этап- решение организационных вопросов фирмы. Где в городе (конкретно) можно найти помещение, к кому обратиться за поддержкой, где взять первоначальный капитал;
2-й этап - наиболее действенная и доступная реклама фирмы;
3-й этап - конкретная программа деятельности фирмы. Бизнес-план;
4-й этап - изюминка, шарм, особенность фирмы;
5-й этап - проводится в случае, если к финалу игры подошли 2 или несколько фирм с одинаковым количеством битов;
6-й этап - дуэль. Представьте, что серьезная солидная фирма выделила п-сумму для осуществления только одного из заявленных проектов. Ваша задача доказать, что именно ваша фирма может рассчитывать на эти деньги в первую очередь.
ФИНАЛИГРЫ
После подведения итогов и награждения победителей слово предоставляется консультанту игры, который делает краткий анализ всех заявленных идей, определяет новизну и оригинальность, осуществимость в ближайшее время и в далеком будущем, степень удовлетворения интересов молодежи и т. д.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАРТЫ»

Цели: способствует приобретению опыта коллективного обсуждения, расширению кругозора в области экономики, активизирует память, сплачивает коллектив.
У ч а с т н и к и: 2, 3,4, 6, 9, 12 или 13 команд (отрядов) средних и старших классов; количество в команде определяется общим числом присутствующих.
Оборудование: 3 карточные колоды по 36 карт в каждой; карточки с денежными единицами «кукареками»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИГРЫ, ПРАВИЛА
Одна карточная колода"остается у крупье-ведущего, а 2 колоды, вперемешку, раздаются отрядам (поровну между собой).
Вопросы игры подобраны по следующему принципу: каждая масть-конкретное направление в экономике:
ПИКИ - «Деньги. Валюта». ЧЕРВИ - «Товар. Реклама». КРЕСТИ - «Банки. Ценные бумага». БУБНИ - «Разные экономические вопросы».
Крупье достает из своей колоды карту и объявляет ее, например, семерка червей. Те команды, у которых оказывается семерка червей, играют на этом этапе. Всего в игре две семерки червей, следовательно, соревнуются только 2 команды, остальные пока зрители.
Стоимость одного вопроса - один кукарек.
Если команде повезло и у нее оказались обе семерки червей, то за правильный ответ ей дается уже 2 кукарека.
Игра идет до тех пор, пока у одной из присутствующих команд не кончатся карты. Побеждает команда, набравшая больше всех кукареков.
Есть в игре и своеобразный риск - это карта ДАМА ПИК. Если крупье вытянет ДАМУ ПИК, команда, у которой она оказалась, объявляется банкротом.
Вопросы по карточным мастям:
ПИКИ - «Деньги. Валюта»:
Сколько центов в одном долларе? (100.)
Денежные единицы иностранного государства. (Валюта.)
Драгоценный металл, служивший международным стандартом для измерения стоимости валют. (Золото)
Металлический денежный знак. (Монета.)
Всеобщее средство расчета, платежа и накопления. (Деньги.)
Процесс повышения общего уровня цен в стране. (Инфляция.)
Деньги, имущество, принадлежащие государству, организации. (Ката.)
Разговорное обозначение 1000000 денежных единиц. (Лимон.)
Что было продано за 4 сольдо, которые продавец вложил в искусство? (Азбука)

Латвийская денежная единица. (Лат.)
Как называется способность валюты свободно обмениваться на иностранные валюты в любой форме и во всех операциях без ограничения? (Конвертируемость.)
Какие монеты дороже: золотые или серебряные? (Золотые.)
Что общего между коровами, беличьими шкурками и ракушками ке-ори? (Это деньги.)
Что такое инвестиции? (Капиталовложения.)
Что такое прибыль? (Эторазница общей выручки и издержек.)
Лицевая сторона монеты. (Аверс.)
Как называется выпуск денег? (Эмиссия.)
Оборотная сторона монеты. (Реверс.)
ЧЕРВИ - «Товар. Реклама»:
Почему газеты соглашаются печатать рекламу? (Им за это платят.)
Обмен одного товара на другой. (Бартер.)
Продукт труда. (Товар.)
Разновидность косвенного налога. (Акциз.)
Пропаганда товара. (Реклама.)
Греческий бог - покровитель торговли. (Гермес.)
Торговец предметами старины. (Антиквар.)
Количество выпушенных экземпляров какого-либо издания. (Тираж.)
Сообщение о выходе товаров на рынок, введение новых услуг. (Анонс.)

Деятельность на рынке под девизом «Найти потребность и удовлетворить ее». (Маркетинг.)
Требование на товары со стороны покупателя. (Спрос.)
Как называется щитовая реклама? (Бильборд.)
Какой товар называется «черным золотом»? (Нефть.)
Как называется цена на товар, продаваемый крупными партиями? (Оптовая.)
Что производит фирма «Адидас»? (Спортивную одежду и обувь.)
Недостаток, нехватка товаров. (Дефицит.)
Денежное выражение стоимости товара. (Цена.)
Почему первые помидоры стоят очень дорого, потом дешевеют? (Их становится больше.)
КРЕСТИ - «Банки. Ценные бумаги»:
По каким из ценных бумаг получают дивиденды? (По акциям.)
Как называется выпуск банком денежных единиц и ценных бумаг? (Эмиссия.)
Разность между денежными доходами и расходами в бухгалтерском учете. (Сальдо.)
Финансовая несостоятельность банка. (Банкротство.)

Финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средствач и дающее их в долг. (Банк.)
Плата за пользование денежными средствами, ссужаемыми банком. (Процент.)
Ссуда, предоставляемая на условиях возврата. (Кредит.)
Документ, где отражены все затраты. (Смета.)
Левая сторона бухгалтерского баланса. (Актив.)

Как называются ценные бумаги и денежные средства, помещенные для хранения в банк? (Депозит.)
Как называется нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах, денежных знаках? (Номинал.)
Ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство. (Облигация.)
Откуда прибыль у банка? (Банковский процент.)
Что такое курс акций? (Цена, по которой акции продаются.)
Что происходит с ценой на рынке, если растет предложение товара? (Цена падает.)
Что продают на фондовой бирже? (Ценные бумаги, акции, облигации и др.)
В каком городе был подписан договор об образовании Европейского Экономического Сообщества? (В Риме.)
Что такое рентабельность? (Превышение доходов над расходами.)
БУБНИ - «Разные экономические вопросы»:
Кто основал первую биржу в России? (Петр1.)
Кто в России является лауреатом Нобелевской премии в области экономики? (Василий Леонтьев.)
Устройство для подключения компьютера к телефонной сети. (Модем.)
Сленговое обозначение деловой встречи. (Стрелка.)
Пользование чем-либо за деньги. (Аренда.)
Остров, известный как родина современной организованной преступности. (Сицилия.)
Официально зарегистрированная последняя воля человека. (Завещание.)
Форма организованной преступности. (Мафия.)
Престижный аукцион произведений искусства. («Сотби».)

Получение предприятием официального статуса. (Регистрация.)
Документ о налогах, подаваемый в налоговую инспекцию. (Декларация.)
Мифологический хранитель подземных богатств. (Гном.)
Человек, имя которого стало нарицательным для обозначения воротил большого бизнеса. (Рокфеллер.)
Остров, являвшийся центральным местом сбора карибских пиратов. (Тортуга.)
Борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение доли на рынке. (Конкуренция.)
16. Основная часть экспорта Объединенных Арабских Эмиратов.
(Нефть)
На каком языке написан «Капитал» Карла Маркса? (На немецком)
Назовите самую крупную авиакомпанию России. (Аэрофлот.)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС «ВАЛЮТА»

Игра смоделирована по телевизионной программе ОРТ, в ней участвуют шесть игроков из средних и старших отрядов. Аудитория украшена иллюстрациями существующих валют, а также валют, придуманных детьми.
ПЕРВЫЙ ТУР
У каждого из участников игры есть таблички с номерами от 1 до 40. Перед ними находится табло с десятью графами, где даются варианты ответов. Ведущий читает вопрос, дает ребятам 13 секунд на обдумывание ответа, после чего они поднимают табличку с номером ответа, который выбрали. За правильные ответы участникам вручаются звездочки.

Вопросы:
Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. Сейчас будут звучать названия книг, знакомых с детства. На табло -названия валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упомянуты:
«Малыш и Карлсон» (9)
«Три мушкетера» (7)
«Тим Талер, или Проданный смех» (1)
«Приключения Пиннокхно» (2)
«Остров сокровищ» (3)
«Али-Баба и 40 разбойников» (6)
«Незнайка на Луне» (8).
После первого тура остаются четыре игрока, набравшие большее количество звезд, они переходят во второй тур. Если осталось 5 человек, ведущий должен сориентироваться и задать дополнительный вопрос.
ВТОРОЙ ТУР Перед участниками табло с четырьмя графами, где даются варианты ответов. Вопросы этого тура имеют ответы с перечислениями. Участники должны обнаружить закономерность, логику в ответе и поднять номер по требованию ведущего. За правильный ответ- звезда. Время на обдумывание -15 секунд.

Ответы на табло
Вопрос:
Все ли в приведенной схеме страны имели одинаковую валюту - франк? (Правильный о т в е т: 4 - валюта Эстонии - крона.)

Вопрос:
На банкнотах долларов разных достоинств в 1, 2, 5, 10 $ изображены портреты известных личностей Америки. Нарушено ли соответствие купюр с номиналом в 1, 2, 5, 10 $ перечисленным портретам? (Правильный ответ: 3 и 4. На купюре с номиналом в 1 $ изображен Дж. Вашингтон, в 2 S -Т. Джефферсон, в 5 $ - А. Линкольн, в 10 $ - А. Гамильтон).

Вопрос:
Какая из приведенных валют не принадлежит прибалтийским государствам? (Правильный о т в е т: 3 - Лей - денежная единица Молдавии). По результатам тура выбывает один участник с наименьшим количеством звездочек.
ТРЕТИЙ ТУР
Участники должны из набора букв НФРКЛИАН составить фамилию известного деятеля, которому принадлежат следующие строки: «Время -деньги». (Франклин.)
Кто быстрее ответит, получает звездочку и выходит в финал.
ФИНАЛ
Двум оставшимся финалистам за минуту нужно составить как можно большее количество слов из слова «СВОБОДНОКОНВЕРТИРУЕМЫЙ». (Примерные слова: тир, кон, дно, ритм, бидон и мн. др.)
По истечении установленного времени участники по очереди называют составленные слова. У кого их составлено больше - тот победитель.

Савиных Виктор

проект профильной программы «Учимся бизнесу» призван помочь подросткам познакомиться с механизмами и законами мира экономики, создания собственного дела, узнать свои способности, попробовать себя в нелегкой, но такой важной роли предпринимателя. Цель:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»

пст. Комсомольск – на – Печоре Троицко – Печорский район Республика Коми

ПРОЕКТ

летнего лагеря труда и отдыха

«УЧИМСЯ БИЗНЕСУ»

Руководитель Савиных

Ольга Сергеевна,

заместитель директора

по воспитательной работе

пст. Комсомольск – на – Печоре, 2008 г.

Цель, задачи: 4

Основные принципы программы 5

Основная часть 6

Программа проекта 6

Финансовое обеспечение (бюджет ЛТО): 13

Комментарий к бюджету: 14

Ожидаемые результаты проекта. 16

Заключение. 17

Список литературы: 18

Введение

Анализ социально – педагогических условий.

Ежегодно в МОУ “СОШ” пст. Комсомольск – на – Печоре организуется летний трудовой лагерь для подростков от 14 до 18 лет. В первой половине дня подростки выполняют трудовые дела по благоустройству школы и поселка. Во второй половине дня в лагере проводятся спортивные и познавательные мероприятия, творческие конкурсы.

Над программой летнего трудового лагеря ежегодно в январе – феврале работает творческая группа, в составе которой учителя и учащиеся 8 и 10 классов. Я проанализировал программы летнего труда и отдыха подростков за последние три года и отметил, что все программы имеют гражданско-патриотическую направленность. Сегодня очевидна потребность в новых формах организации труда и отдыха подростков. Я решил предложить проект профильной программы «Учимся бизнесу», т.к. 2009 году в нашей школе сложились благоприятные условия для создания и проведения такого лагеря труда и отдыха. В распоряжении летнего трудового лагеря имеется компьютерный класс, спортивная площадка, на которой находятся футбольное, баскетбольное, волейбольное поля, цифровой фотоаппарат, Интернет.

Обоснование актуальности и значимости программы.

Во-первых, я считаю, что в современном мире сложившиеся экономические условия требуют от каждого человека определенных экономических знаний, без которых сегодня не прожить никому. В течение года в 8 – 11 классах нашей школе проводятся уроки экономики, но недостаточно формируются практические умения и навыки.

Во-вторых, в связи с определенными трудностями устройства на работу после окончания учебного заведения, молодым людям необходимо задуматься об организации собственного дела. Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности в сфере бизнеса, необходимо помочь им сегодня сформировать знания, умения и навыки предпринимательской деятельности.

Выявленная проблема будет частично решена, если в школе в летнее время организовать лагерь труда и отдыха «Учимся бизнесу». Мой проект призван помочь подросткам познакомиться с механизмами и законами мира экономики, создания собственного дела, узнать свои способности, попробовать себя в нелегкой, но такой важной роли предпринимателя.

Цель: Профессиональная ориентация на выбор будущей профессии, на создание собственного дела.

Основные задачи:

Для педагогов:

1. Познакомить подростков с основами предпринимательской деятельности.

2. Помочь подросткам узнать свои способности и возможности в сфере частного предпринимательства.

3. Создание условий для практического применения знаний.

4. Привлечь общественные структуры, организации, частных предпринимателей к деятельности лагеря труда и отдыха.

Для подростков:

1. Дополнить свои экономические знания, полученные в течение учебного года.

2. Активно принимать участие в деловых играх, направленных на практическое освоение умений и навыков предпринимательской деятельности

3. Узнать и оценить свои способности и возможности в сфере частного предпринимательства.

4. Научиться сотрудничать в условиях конкуренции.

5. Получить представление о составлении бизнес-плана.

Основные принципы программы

  • Гуманизма, предполагающего отношение к каждому участнику как к самоценности.
  • Демократизма, означающего воспитание подростков, способных эффективно жить и работать в условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и сотрудничестве.
  • Конкурентоспособности, предполагающей формирование личности, адаптированной к динамичной социальной мобильности, смене видов деятельности, способной находить эффективные решения в сложных условиях конкурентной борьбы.
  • Толерантности – терпимости к мнению других людей.
  • Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу в проявлении своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
  • Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха, различные варианты педагогического взаимодействия.

Программа направлена на развитие личностных качеств подростков и их просвещение посредством включения в активные виды деятельности.

Возраст участников программы: от 14 до 18 лет (учащиеся 8 и 10 классов школы). Количество участников смены – 20 человек (2 бригады). Состав бригады 10 человек.

Основная часть

Программа проекта

Этапы

Задачи

Механизм реализации содержания

Исполнители и их функции

Ожидаемый результат

Подготовительный

(январь - май)

Составление программы ЛТО

Отбор участников

Подготовка материально-технической базы.

Встреча организаторов смены.

Составление программы ЛТО на основе данного проекта

Подготовка необходимой документации, диагностического инструментария

Формирование ЛТО

Собрание участников и их родителей

Работа творческой группы. Применение проектной технологии.

Медосмотр участников

Подбор пед. кадров.

Составление договоров с частными предпринимателями.

Подготовка материально-технической базы лагеря.

Администрация школы.

Творческая группа учителей и учащихся

Наличие программы и другой необходимой документации для открытия ЛТО

Список участников

Организационный

(июнь, 1 день)

Введение в тематику отряда, знакомство с программой.

Создание настроя на активное участие в работе ЛТО и реализацию собственного потенциала.

Общее собрание участников.

Создание символики смены.

Оформление комнат для отдыха.

Формирование групп.

Выборы актива.

Выступление администрации школы. В каждой бригаде выбирается бригадир, ответственный за трудовую деятельность подростков и летописец деятельности ЛТО.

Участники, начальник, бригадиры ЛТО.

Решение организационных вопросов.

Создание комнаты отдыха.

Основной (июнь,19 дней)

Знакомство с миром профессий.

Получение знаний по экономике и предпринимательству.

Создание условий для практического применения знаний.

Диагностика способностей.

Обучающие и практические занятия по реализации программы.

Спортивные мероприятия. Формы работы: психологические тренинги, обучающие тренинги, встречи с интересными людьми, презентации.

Методы работы: рассказ, беседа, опрос, анкетирование, тематические игры, конкурсы, викторины; групповая работа; использование компьютерной техники.

Мастер-классы по профессии, беседы, видеопросмотры, тесты, деловые игры, профконсультации, экскурсия в центр профориентации, встречи с частными предпринимателями, с общественными структурами, тренинги, использование Интернета.

Взаимодействие со СМИ

Сбор и фиксирование тематического материала.

учитель экономики, частные предприниматели поселения, работники ЦЗН, руководители учреждений и организаций поселения, психолог.

Приобретение умений и навыков предпринимательской деятельности, наличие бизнес-плана. Отдых и наличие заработка.

Итоговый (июнь, 1 день)

Подвести итоги проведения ЛТО

Определить результативность

Диагностирование участников об удовлетворенности работой ЛТО

Выявление активистов

Творческий отчет ЛТО

Выставка работ участников и т.п.

Награждение лучших участников ЛТО

Освещение итогов мероприятия в СМИ

Участники, руководители ЛТО. Администрация школы

Оформление материалов работы ЛТО

План реализации программы

День

Мероприятие

Организаторы

Открытие ЛТО. Собрание: более детальное знакомство с программой ЛТО, выборы актива. Создание символики смены. Оформление комнат для отдыха.

Начальник ЛТО. Руководители бригад.

Диагностика интеллектуальных и индивидуальных особенностей, способностей к предпринимательству. Психологические игры.

Психолог

Познавательная игра «Веселая экономика».

Экономическая викторина.

Учитель экономики

Встреча с психологом «Как найти свое дело».

Психолог

Встреча с частным предпринимателем Чуфищук Е.М.: «Как организовать собственное дело». Экскурсия на частное предприятие «Тайга»

Част. предприниматель Чуфищук Е.М.

Деловая игра «Ищу работу».

Психолог

Юридические и финансовые вопросы организации собственного бизнеса.

Частный предприниматель Чуфищук Е.М.

Соревнование по футболу как способ развития воли к победе в условиях конкурентной борьбы.

Актив ЛТО. Учитель физкультуры.

«Парад профессий» (познавательная игра, составление профессиограмм).

Руководители ЛТО, психолог

«День предпринимателя» (конкурсная программа).

Руководители ЛТО

Экономическая игра.

Соревнования по стрит-болу

Учитель экономики

Учитель физкультуры

Встреча с частными предпринимателями в области торговли: Петровой Е.А., Терентьевой С. В. и др. Экскурсия в торговые точки поселения.

Частные предприниматели руководитель ЛТО

Встреча со специалистами профцентра «Рынок труда: спрос и предложение». Экскурсия в Центр занятости населения Троицко-Печорск

Начальник ЛТО

Упражнения, направленные на изучение будущей сферы деятельности, планировании успеха, деловых контактов, умении сказать «нет», принятия решений и т.п.

Психолог

Игра «Экономическая десятка»

Учитель экономики

Встреча с частными предпринимателями «Что такое бизнес-план и как его составить», «Трудности на пути частного предпринимательства».

Частный предприниматель

Тренинг деловых качеств «Предприниматель»

Психолог

Мастер – класс «Народные промыслы»

Разработка проекта бизнес-плана собственного дела.

Шайхудинова В.Д., учитель технологии

Участники ЛТО

Мастер – класс «парикмахерское дело»

Оформление проекта бизнес-плана.

Максимова З.В., парикмахер

Участники ЛТО. Учитель информатики

Защита проектов бизнес-планов.

Соревнования по волейболу.

Участники ЛТО

Учитель физкультуры

1 .Коммунальные услуги (электроэнергия, водоснабжение, вывоз бытовых отходов)

1906

1906

2.3аработная плата работников и налог

(начальник, воспитатели, работники столовой, уборщик)

62482

62482

3. Хозяйственные товары (мыло, СМС)

4.Канцелярские товары

2500

2500

5. Спортивный инвентарь (мячи: баскетбольный, футбольный, волейбольный)

2000

2000

6. Медицинская аптечка

7. Фотоуслуги (зарядное устройство к фотоаппарату, флэш-память, аккумуляторы, фотобумага)

памятьфотопленка)

2000

2000

8,. Питание детей в оздоровительном лагере труда и отдыха 72 00 *21р/д*20

30240

30240

9. Поощрительные призы (грамоты, сувениры)

4000

4000

ВСЕГО

106128

64888

41240

Идея: организовать один из дней в жизни лагеря, на котором дети смогут проявить свои творческие способности.
Если вы хотите провести интересный день во время пребывания детей в лагере, то проведите день по сценарию для детей в лагерь «Бизнес-день».

· За день до проведения дня по сценарию для детей в лагерь «Бизнес-день» проведите опрос среди детей. Вы должны узнать, что могут делать дети. Например, кто-то любит делать поделки из бумаги, кто-то любит делать прически, кто-то делать маникюр.

· Исходя из проведенного опроса, составляется список рабочих профессий. К этому списку добавляются и другие, не названные детьми, профессии и стили работы. Следует добавить телохранителей, «крышу», бандитов. Приведу краткий список того, чем могут заниматься дети в бизнес день: парикмахер, специалист по маникюру, телохранитель, «крыша», бандит, уборщик, дизайнер, врач, учитель, продавец, милиционер.

· Утром, когда будет проведен бизнес-день, вывешивается список того, кем могут работать дети. Около каждой работы стоит количество человек, которые могут работать на этой специальности. Для того чтобы распределить работу между детьми, проводится аукцион. Перед аукционом каждому ребенку выдается одинаковое количество игрушечных денег. Кто больше даст за предложенный вариант работы, тот и получает эту работу. Для того, чтобы выкупить все места можно объединяться в группы или брать игрушечные деньги в кредит у тех, кто уже купил себе место.

· После того, как все профессии будут выкуплены, начинается рабочий день. Все дети обустраивают свое рабочее место, делают вывески и режим работы. Вожатые в этот день становятся смотрителями, которые будут следить за порядком среди работников. Наравне с ними работают милиционеры, такая работа предлагалась в списке. Милиционерам в конце рабочего дня после их отчета вожатые дадут зарплату.

· Те, кто купил работу телохранителем, ищут себе работодателя сами. Они найти того, кто им будет платить за то, что они охраняют их от бандитов. За работу им платить работодатель. Такой же работой занимается «крыша», но таким работникам не обязательно все время находится около работодателя. Они рядом с вывеской нанимателя вешают свою вывеску и бандиты не имеют права брать деньги с того, у кого висит табличка «крыши». Но платить «крыше» приходится раз в 5 больше, чем телохранителям.

· Теперь о бандитах. Они могут ходить по всему лагерю и собирать деньги с тех, у кого нет ни телохранителя, ни крыши. Если они хотят собрать деньги у того, кого охраняют, то они должны сразиться с охраной. Для сражения и выявления победителя можно провести конкурс «Бои без правил», в котором представитель охраны и представитель бандитов встают на стулья и пытаются «сбросить» противника подушкой. Если побеждает представитель бандитов, то тот, из-за кого велся бой, должен заплатить бандитам.

· Остальные согласно сценарию для детей в лагерь «Бизнес-день» занимаются своими обязанностями: уборщики убирают, дизайнеры делают дизайны комнат, рисуют новые дизайны одежды, продавцы что-то делают (например, оригами) и продают, врачи заботятся о здоровье окружающих. Все, кто работает, получает за свою работу деньги от посетителей. Как показывает практика, у девочек спросом пользуются услуги парикмахера и специалиста по маникюру, у мальчиков спросом пользуются спортзалы и скалолазание .

· После ужина вожатые собирают всех ребят в одном месте. Подводятся итоги кто и сколько смог заработать за прошедший день. Тому, кто больше всех заработал, вручается грамота «Самому лучшему бизнесмену» и сладкий приз.

· Далее проводится аукцион, на котором дети смогут потратить заработанные деньги. На аукцион можно выставлять сладкие призы, сувениры и вожатых (они должны будут весь следующий день быть не со своим отрядом, а с отрядом, который его купит). Дети очень любят покупать вожатых с других отрядов и отстаивать своих вожатых.

· После аукциона устройте для детей дискотеку. На дискотеке можно провести зажигательные и веселые конкурсы, которые вы можете подобрать в разделе «Игры и конкурсы».

Данное мероприятие можно провести летом в лагере.

Экономическая игра «Биржа труда»

Цель:

1. Показать детям игровую модель некоторых культурных элементов рыночных отношений;

2. Решить проблемы занятости детей;

3. Создать условия для саморазвития и самореализации детей.

Продолжительность игры:

игра рассчитана на всю смену и проводится в течение всего дня.

Структура:

1. Монетный двор.

2. Служба менеджмента и маркетинга.

3. Биржа труда.

4. Производственные мастерские.

Описание игры.

1. Монетный двор выпускает денежные знаки, которые имеют хождение только на территории летнего оздоровительного лагеря. Выпускаются знаки достоинством одна чудесенка, три чудесенки, пять чудесеиок и десять чудесенок.

2. Служба маркетинга принимает заявки на работу, находит объекты труда и т. д.

3. Наличие вакансий рабочих мест оглашается на линейке. Существует и предварительная запись на работу. При направлении на работу дается наряд, где указывается ее характер, оплата и ответственный работодатель. Оплата производится сразу после исполнения задания или во время подведения итогов дня.

Расценки некоторых видов работ:

Уборка территории лагеря — 1 чудесенка;

Поливка клумб - 2 чудесенки;

Подготовка инвентаря для какого-либо массового мероприятия - 1 чудесенка;

Оформительская работа лагерного мероприятия (изготовление призов, сувениров, медалей) - 2 чудесенки;

Участие в районном (межлагерном) мероприятии - 1 чудесенка, за занятое призовое место - 5 чудесенок;

Участие в мероприятии лагеря - 2 чудесенки, за занятое призовое место - 5 чудесенок;

Участие в конкурсном мероприятии лагеря - 5 чудесенок, за 1 место - 10 чудесенок.

4. Чудесенки зарабатываются как индивидуально, так и коллективно, помещаются в общую копилку отряда. Проводится конкурс на лучшее оформление отрядной копилки.

5. Подсчет заработанных денежных единиц производится в предпоследний день лагерной смены, оглашается во время подведения итогов дня.

6. В предпоследний день пребывания в лагере каждый отряд упаковывает в пакет и закапывает свои чудесенки на «Поле чудес».

7. В последний день лагерной смены из закопанных чудесенок «вырастает» клад соразмерно заработанным денежным единицам.

На утренней линейке в последний день лагерной смены в адрес каждого отряда по лагерной почте приходят конверты. В конвертах зашифрованное задание:

Для 1 отряда: «Клад уже близко! Двигайтесь к нему по красным стрелкам. Вы молодцы!»;

Для 2 отряда: «Клад уже близко! Двигайтесь к нему по синим стрелкам. Вы молодцы!».

Дети получают это послание в таком виде:

Путь следования на территории лагеря обозначен для каждого отряда:

Дети выкапывают свой клад и находят там большой сладкий подарок для всего отряда!

* В расчетах используются средние данные по России

Наверное, каждый из нас хотя бы раз за свои детские годы побывал в летнем лагере. Такие лагеря не потеряли свою популярность и в наши дни. Более того, детские лагеря стали для многих предпринимателей прибыльным, хотя и непростым бизнесом. Детский лагерь представляет собой специальную программу для отдыха и полезного времяпрепровождения для детей и подростков, которая реализуется обычно в течение летних месяцев.

Главная цель большинства лагерей – образовательное и культурное развитие. Существует несколько основных видов лагерей для детей. Детские оздоровительные лагеря располагаются, как правило, за пределами города. Это может быть как стандартная база отдыха (со стационарными постройками – жилыми корпусами, столовыми, душевыми и т. д.), так и палаточный городок (вариант туристского лагеря).

Второй и, пожалуй, самый распространенный вид летнего лагеря – это школьный лагерь дневного пребывания, который располагается на базе школ и учреждений дополнительного образования. По своей форме и назначению они напоминают детские сады, хотя и предназначены для детей старшего возраста. Такие лагеря работают только в дневное время (с утра до вечера или с утра и до обеда). В течение дня дети могут посещать различные кружки или спортивные секции, гуляют на площадке у школы под присмотром педагогов или ездят на различные экскурсии.

Документы, регламентирующие деятельность летних детских лагерей

Если вы собираетесь открывать лагерь одного из вышеперечисленных типов, то ознакомьтесь с двумя основными документами, которые регламентируют их деятельность: «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003 года» (для стационарных лагерей) и «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул СанПиН 2.4.4.2605-10».

Согласно санитарным требованиям для работы детских туристических лагерей и учреждений с дневным пребыванием детей в период каникул, отряды для детей младшего школьного возраста должны состоять максимум из 25 человек, старших детей – до 30 человек, а одна смена не может продолжаться менее 21 дня. При этом кормят отдыхающих в зависимости от времени их пребывания в дневном лагере – два или три раза. Документы регламентируют почти все нюансы, включая запреты на глазунью и окрошку в детском меню и требования к весу одной порции фруктов (который должен составлять не менее 100 граммов).

Не менее подробно прописаны указания для лагерей и во втором документе «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул», который касается работы учреждений для детей от 12 лет, путешествующих с палатками или живущих в них на территории базы. Так, например, принимать детей в такой лагерь можно лишь при температуре ночью не ниже 15 градусов, а днем – не выше 30 градусов (что во многих регионах просто невозможно соблюсти). Там же прописаны все детали организации детского туристического отдыха вплоть до состава снаряжения (палатка, костровый набор, аптечка, гитара и фонарь).

Основные виды детских летних лагерей

Лагерь санаторного типа располагается на базе медицинских центров или школ, которые находятся рядом с поликлиниками и другими медицинскими учреждениями. Главное назначение такого лагеря – не столько отдых и развлечения, сколько общее оздоровление пребывающих в нем детей и профилактика различных заболеваний. Как и в любом другом лагере, здесь тоже есть свой врач. Отличие в том, что этот медработник при приеме ребенка тщательно осматривает его, изучает выписки из медицинской карты и справки от участкового педиатра или профильного специалиста, если ребенок стоит на учете у такового (например, невролог, отоларинголог и т. д.), и составляет для каждого поступившего в лагерь индивидуальную программу оздоровления.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Обучающие лагеря также называют летними школами. Они бывают трех основных видов: для детей, которые не успевают по обычной школьной программе (для отстающих), специализированные (психологические, языковые, математические, исторические и т. д.) и подготовительные (для старшеклассников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ и/или определяются с выбором своей будущей специальности и высшего учебного заведения). Занятия в обучающих лагерях могут проходить в виде небольшого количества уроков (обычно не более трех) или же, вообще, в виде игр, викторин и конкурсов. Кроме собственно обучения здесь также предусмотрены различные культурно-развлекательные программы.

Спортивные лагеря предназначены не столько для отдыха и развлечений (хотя и без этого не обходится), сколько для физического развития детей. Такие лагеря бывают двух видов – специализированные (на базе определенных секций и спортивных школ) или общие (на базе обычных школ с программой общей физической подготовки). Кроме программы с упором на спортивные мероприятия, такие лагеря отличаются от обычных тем, что детей при зачислении в них делят по отрядам не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки. Лагери актива, которые образовываются на базе определенной зарегистрированной детской организации, многие относят к пережиткам советского прошлого. Хотя они встречаются и до сих пор, но распространены намного меньше, нежели спортивные лагеря. Часто они образовываются на базе загородного лагеря и могут быть как полнофункциональными, так и на одну лагерную смену.

Кроме того, среди других видов лагерей стоит также упомянуть и семейный лагерь , хотя он и не носит коммерческого характера и не может стать основой для собственного бизнеса. Такой лагерь организуют обычно несколько семей или общин по интересам, по территориальному признаку, по возрастам детей и т. д. Все расходы по организации отдыха, питания и развлечений детей берут на себя их родители.

Лагерь выходного дня работает с вечера пятницы до вечера воскресенья. Основная программа начинается, как правило, с утра субботы и продолжается до вечера воскресенья. Там предполагается та же программа развлечений и отдыха для детей, что и в обычном лагере, но в сокращенном варианте. Питание и медицинское обслуживание также не отличается от других вариантов лагерей. Выезды лагерей выходного дня могут быть приурочены к каким-либо праздникам, причем далеко не всегда они выпадают на теплое время года (например, они могут устраиваться на новогодние каникулы). Такие лагеря встречаются довольно редко.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Трудовые лагеря предназначены для подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Как понятно из названия, пребывание в таком лагере предполагает не только отдых и развлечения, но и определенную трудовую деятельность (обычно в первой половине дня и строго не более четырех часов в сутки). Как правило, до обеда дети работают (например, собирают ягоды, кукурузу, бахчевые, яблок и т. д.), а после обеда отдыхают и развлекаются. По итогам своей работы они получают небольшую заработную плату (ежедневно или в конце смены), которая идет обычно на частичное покрытие оплаты путевки в лагерь. Сам же лагерь заключает договоры с различными организациями, которые нуждаются в сезонных работниках.

Профильные лагеря похожи на образовательные и оздоровительные одновременно. Они имеют определенную направленность и создаются на базе различных секций и досуговых центров. Зачастую они даже не представляют собой автономные лагеря, а существуют в виде отдельных групп, которые организованно выезжают на отдых. Встречаются профильные лагеря для юных техников, экологов, краеведов, журналистов, математиков, спасателей, моряков, волонтеров. Как правило, они выступают в роли летних профильных школ по различным видам детского творчества и пр.
Кроме этой классификации, детские лагеря подразделяются по времени деятельности (круглогодичные и сезонные) и по месту организации отдыха (стационарные, палаточные, выездные).

Безусловно, наибольшим спросом пользуются традиционные лагеря на морском побережье. Единственный государственный лагерь, на котором практически не отразились проблемы бюджетных учреждений, склоки, скандалы и борьба за землю, - это легендарный «Артек». Остальные же либо уже закрылись, либо, как утверждают эксперты, в скором времени разделят эту печальную участь. Однако родители не перестанут отправлять своих детей на море на длительное время, чтобы те могли отдохнуть вдали от душных и пыльных городов.

Поэтому специалисты не сомневаются, что будущее – за частными детскими лагерями спортивного и образовательного типа, где дети могут не только отдохнуть, но и укрепить свои здоровья, развить уже существующие и освоить новые навыки. Спрос на путевки в детские лагеря от спортивных клубов и лингвистических школ только возрастает с каждым годом.

Собственные оздоровительные лагеря для детей начинают открывать и крупные туристические агентства. Одна смена продолжительностью 16 дней приносит владельцам лагеря до $620 тысяч! Впрочем, средний доход такого лагеря оценивается в сумму около $300 тысяч, что тоже не так плохо.

Инвестиции в открытие детского летнего лагеря

Впрочем, и здесь есть свои подводные камни. Если вы планируете открывать такой лагерь, то придется найти инвесторов, так как для организации собственного дела вам потребуется от 500 тысяч до 1 миллиона долларов. В эту внушительную сумму входит и стоимость земли, и расходы на строительства корпусов, и заработная плата обслуживающего персонала, и обеспечение безопасности отдыхающих. При этом рентабельность этого бизнеса в начале и середине 2000-х годов составляла 7 %, а сейчас она сократилась до 4 %. Это связано с тем, что в лагерях старого типа основное внимание уделялось контролю над детьми, а новые лагеря предлагают отдыхающим относительно свободный режим.

Готовые идеи для вашего бизнеса

С детьми работают не студенты-вожатые, а квалифицированные педагоги, психологи и даже диетологи (если речь идет об оздоровительном лагере). В случае если лагерь принадлежит туристической компании, рентабельность этого бизнеса окажется существенно выше, так как турагентство может устанавливать собственную наценку на путевки, которая иногда достигает 40 %! Если же лагерь имеет собственную специализацию (например, лингвистическую), то наценка может доходить и до 70 %! Хотя, в большинстве случаев, туристическим компаниям выгоднее не открывать свой лагерь в России, а сотрудничать с зарубежными лагерями. При той же наценке стоимость путевки на отдых в зарубежном лагере может оказаться существенно ниже стоимости аналогичной путевки на тот же срок в лагере в Краснодарском крае.

Большинство современных лагерей предлагают, как и обычные гостиницы, три вида размещения – стандартное, улучшенное и элитное. Разница – в корпусах, где живут отдыхающие. В первом случае предполагается размещение от шести до восьми человек в больших комнатах. Туалеты, как правило, общие на этаже, а банно-прачечный комплекс располагается на улице. При улучшенном размещении в комнате живут не более пяти человек со всеми удобствами на этаже, а при элитном – по 2-3 человека в комнате со всеми удобствами тут же в «номере».

Согласно нормам, питание в лагере должно быть четырехразовым (включая завтрак, обед, полдник, ужин). Иногда предполагается и второй ужин. Питание может быть организовано в виде шведского или же порционного стола. Первый вариант был принят по примеру иностранных гостиниц, второй вариант считается традиционным и более оправданным, так как позволяет обеспечить сбалансированное меню и отвечает всем стандартам.

Подбор вожатых детского летнего лагеря

Особенного внимания заслуживает вопрос подбора коллектива вожатых. В большинстве случаев лагеря заключают договоры с различными педагогическими училищами и принимают на смены студентов-практикантов, которым работу в лагере засчитывают за практику. Реже в качестве вожатых работают члены студенческих организаций при различных вузах, для которых работа с детьми в лагере – это хобби. В большинстве случаев это увлеченные люди, умеющие ладить с детьми. У таких групп (которые называют педотрядами) обычно есть собственные сайты, через которые с ними связывается руководство лагеря, подбирающее вожатых на грядущий сезон.

До недавнего времени редкие лагеря имели постоянный штат работников. Однако теперь по мере распространения частных лагерей эта форма работы становится все более распространенной. Работники подбираются столь же тщательно, как и в любой частный развивающий центр. Вожатые, работающие в лагере, принимают участие в образовательных семинарах и являются профессионалами в своем деле.

Кроме прочих организационных вопросов, желательно еще в самом начале планирования обдумать, какую программу ваш лагерь сможет предложить отдыхающим. Условно все программы делятся на консервативные, обычные и инновационные. Консервативные программы разрабатываются на много лет вперед, праздники и все мероприятия проходят по тем же сценариям, что и полвека назад, с той лишь разницей, что из них убираются идеологические моменты. Обычные программы, по сути, основываются на консервативных, но вожатым разрешается немного изменять их, что добавляет немного разнообразия.

Наконец, инновационные программы предполагают постоянные изменения и доработки. Из них убирается то, что было детям из предыдущих смен не так интересно, и вводятся новые игры и развлечения. Благодаря такому подходу отдых в каждой смене одного и того же лагеря оказывается непохожим на другие. Государственные лагеря и лагеря без собственного штата работников не могут позволить себе внедрение таких программ, поэтому они становятся конкурентным преимуществом лагерей коммерческих. Разработкой инновационных программ могут заниматься не только специалисты, но и сами вожатые (особенно если у них есть опыт работы в сфере ивент-бизнеса, организации детских праздников и проведении общественных мероприятий).

По понятным причинам разработка таких программ и, главное, их внедрение требует немалых средств, времени и сил, но, с другой стороны, их использование повышает «ценность» лагеря в глазах родителей. Например, к инновационным можно причислить научно-приключенческие программы (одна из таких реализуется в оздоровительном лагере санаторного типа на Черноморском побережье). На территории такого лагеря расположены площадка для игры в пейнтбол, парк экстремальных развлечений, скалодром, тиры для стрельбы из луков и арбалетов, современные спортивные комплексы, теннисный корт и даже аудитория и лаборатории для научно-естественных дисциплин.

Разумеется, не каждый предприниматель может замахнуться на открытие полноценного детского лагеря на берегу моря. Его организация требует огромного капитала, связей, сил и времени. При относительно низкой рентабельности и при столь больших расходах сроки окупаемости такого проекта исчисляются не одним десятком лет. Поэтому наибольшее распространение получили специализированные летние лагеря.

Особенности открытия специализированного детского лагеря

Они не покупают и не строят собственные базы отдыха, а арендуют домики на уже работающих базах и этажи в пансионатах. При этом месторасположение такого лагеря может постоянно меняться: один год он сотрудничает с одной базой, а на следующий выбирает другого партнера. Такие лагеря представляют собой летние школы, которые используют нестандартные инновационные подходы к обучению детей. Они могут основываться и на базе уже существующих учреждений, что определяет их специфику: курсов (например, иностранного языка), студий развития (к примеру, подготовка будущих первоклашек к школе) или даже психологических центров (расширенный вариант тренингов для детей).

Сюда же можно отнести и спортивные лагеря, но, как показывает практика, современные родители охотнее платят за обучение ребенка летом, а не за активный отдых и физическое развитие. При таком формате работы (на базе функционирующих учреждений) затраты на организацию лагеря будут невелики, и работать они могут не только летом, но и в периоды школьных каникул, что позволит сократить сроки окупаемости.

Летние лагеря такого типа также называют развивающими площадками. Они набирают небольшое количество групп (например, две – для дошкольников и учеников начальных классов). В группах для детей помладше готовят к школе, а для детей школьного возраста предлагаются программы по обучению иностранным языкам и «подтягиванию» по основным школьным предметам. Кроме занятий, предусматриваются также прогулки, экскурсии и проведение различных игр. Специализированные лагеря могут предполагать только дневное пребывание детей (вечером их забирают родители) или при наличии условий – круглосуточное в будние дни (на выходные дети отправляются домой).

При расчете окупаемости такого лагеря учитывайте, что хотя бы 40 % от стоимости каждой путевки должно уходить в прибыль. Обычно выше этот показатель не бывает, иначе это идет в ущерб качеству отдыха или же снижает доступность стоимости путевки для родителей.

186 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32185 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.



Онлайн калькуляторы