Скачать презентацию на тему ханты. Презентация «Жизнь и быт ханты. Коренные жители нашего округа

Презентация на тему: Обрядовые праздники славян и коренных жителей Западной Сибири – хантов и манси













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Новый год Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января, по некоторым данным 1 декабря, 1 марта). Сначала в домах гасили все огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения. В первые дни Нового года старались одеться во всё новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили, что, как встретишь праздник – таков будет и весь будущий год.

№ слайда 3

Описание слайда:

Масленица Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи весны. Масленица длилась целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажжённые колёса, жгли костры – всё это символизировало солнце, набирающее силу. В последний день праздника устраивал проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала славили, а потом разрывали или сжигали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.

№ слайда 4

Описание слайда:

Живин день Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник - Живин день. Жива - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жён. В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через огонь, очищаясь от наваждений после долгой зимы. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. Славяне в этот день убирали лентами молодую берёзу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

№ слайда 5

Описание слайда:

Иван Купала 21 или 22 июня – в день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Коляда Коляда – зимний праздник солнца, отмечающий поворот солнца с зимы на лето. Отмечался славянами 21 декабря, в день зимнего солнцестояния – самый короткий день года. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания. В день зимнего солнцеворота в дома приносили снопы и куклы и пели песни-колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках – караваях и пирогах. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой – это древний символ изобилия.

№ слайда 8

Описание слайда:

Родогощь (Таусень) Родогощь (Таусень) - это великий праздник у славян. Он знаменует сбор урожая, солнце становится не таким тёплым, а деревья начинают готовиться к зиме, сбрасывая свои наряды. К этому празднику печётся определённый ритуальный медовый пирог. В древние времена этот пирог был ростом с человека, за ним прятался жрец и задавал вопрос - видно его или нет. Если жрецу отвечают что его видно - то он желает всем собрать на следующий год ещё больше урожая чтобы испечь ещё больший пирог. Далее происходил зачин - гадали на будущий год, ворожили над чашей с вином. Потом начинался пир горой. Когда наступала темнота - разжигали огонь и прыгали через него для очищения, а жрецы ходят по углям.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Обычаи, связанные с отношением к природе. Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озёр, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды – приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам – хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

№ слайда 11

Описание слайда:

Вороний день Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда ещё лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Вороний день имеет интересную примету: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным. Во время праздника участники проводят обряд бескровного жертовоприношения духам – на праздничный стол ставят блюдо со строганиной. А на деревьях в качестве дара духам развешивают сушки, символизирующие солнце. Каждый участник праздника может загадать желание и завязать ленточку на ветке березы – для исполнения добрых пожеланий.

№ слайда 12

Описание слайда:

Медвежий праздник Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. Он олицетворяет справедливость, хозяина тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды. Шкуру медведя свёртывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и её вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

Знакомьтесь

Ханты и манси


Кто является коренными малочисленными народами Ханты-Мансийского автономного округа?

Ханты и манси - два родственных народа.

Какие предметы быта ты уже знаешь?

лабаз

вешало

Нянь- кер

нарты

облас

Усадьба. Обские ханты


Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Что вы знаете об этом названии?

Так раньше называлась территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жителей.


Языки хантов и манси лингвисты относят к угорским (югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно -угорскую группу уральской языковой семьи.



Многообразие природных условий определили типы хозяйства хантов и манси, в нем ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от территории проживания (оленеводство, кедровые и ягодные промыслы имели подсобное значение ).


Большая часть хантов и манси ведёт полуоседлый образ жизни. А кто занимается оленеводством, то им характерен кочевой образ жизни. За семьёй Ханты и манси закреплено промысловые угодья. Они включают в себя территорию, необходимую для рыболовства и охоты, а также зимние и летние оленьи пастбища.


Каждая семья имеет стационарные жилища (зимнее и летнее - срубные) и временные (каркасные, чаще переносные).


Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум . Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.).


Заглянем в дом к среднеобскому ханты. Расскажите что вы видите?

чувал

Изба среднеобского ханты


На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым . Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками. Ветки пихты мягче, но их не то, что стелить - даже рубить нельзя; считается, что это дерево злого духа.


Из чего сделаны предметы домашнего обихода?

бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги (оленьей кожи).

нарты

лыжи

хорей

тынзянь

бубны

хинт

Лук и стрелы

маска

люлька

корневатик

туесок


Ханты считают, что до появления зубов у младенца его плоть является предметом вожделения всевозможной нечисти. Её стремятся захватить духи леса, воды. Без люльки ребёнок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. Для отпугивания нечисти ханты кладут в люльку нож, точильный камень и спички. Манси добавляют к этому кусок хрусталя - «чистого камня».

Люлек у малыша бывает две: дневная и ночная. В первой он видит свет, во второй - темноту; в первой он больше играет, во второй - спит. На спинке дневной и у изголовья ночной люльки изображена тетерка-олэм - птица сна.



Что употребляют в пищу ханты и манси?

Какие блюда вы знаете?

Из чего ханты делают прочный клей?

Из чешуи. А из кишок, после многочасового варения на огне, делают средство, которым смягчают шкуры при обработки.

Рыбу ( хул ) , мясо оленя и лося, мясо птицы

Уха, расстегай, строганина, патанка, варка, юкола

«Уборка сушёной рыбы»


Из чего хантыйские и мансийские мастерицы шьют одежду?

из оленьего меха,

птичьих шкурок,

пушнины, овчины,

ровдуги (оленьей кожи),

сукна,

крапивного и льняного холста,

хлопчатобумажной ткани.

Из шерстяных нитей плетут пояса и подвязки для обуви, а на иглах вяжут носки.

Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта.


Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси являются платья на кокетке (ернас ) и суконные халаты (нуй-сах ) прямого покроя, без воротника;

Мужчины носят рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса (матерчатые, кожаные, плетёные ) , к которым подвешивают мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями.


Зимой традиционной женской одеждой у хантов и манси является оленья шуба с меховой мозаикой (сах ). Кроят её из четырёх оленьих шкур и делают двухслойной. Мех может быть как снаружи, так и внутри.

Мужская меховая шуба (малица) из шкуры оленя и куртка парка из оленьих ушей.


Верхняя одежда мужчин глухого покроя, не имеет разреза шьётся из сукна или оленьих шкур с капюшоном. Различают три вида: малица, гусь (кумыш), парка

Малица шьется и надевается мехом внутрь , к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава , рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи)

малица


Гусь (кумыш) и парка шьется и надевается мехом наружу.

Парка куртка из оленьих ушей – нарядная одежда, а кумыш надевается в дорогу поверх малицы.


Летнюю короткую обувь няра шьют из оленьих, лосиных камусов или кожи. К ним пришивали длинные голенища из ткани или ровдуги (кожи);

У девушки в розовом платье, ноги обуты в кожаные чирки с вязаными носками.


А зимнюю обувь кисы шьют из очень износоустойчивых полосок с оленьих ног (камусов ). Мех на подошву берут со лба. А чтобы подошва не промокала, её пропитывают жиром. Под коленкими их кисы перевязывают, чтобы не попадал снег.

Мужские кисы от женских отличает только орнамент.


Женский головной убор – платок и меховой капор сава. Он шьется отдельно в отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики.


Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зелёный, жёлтый, синий цвета. Каждый цвет имеет своё обозначение.

Цвет снега

Цвет тайги

Цвет рек, воды, неба

Цвет жизни

Цвет огня



Ханты считают, что одежда готова и её можно надевать, когда она украшена орнаментом.

Хант на олене

Заячьи уши

рога лося самца

рог дикого оленя


В далекие времена узоры на бытовых изделиях

служили не только украшением. Они придавали

вещам свойства оберегов и играли роль магической

защиты самого предмета и его владельца.

Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава,

подол, т.е. все отверстия, через которые все болезни

и злые силы могут проникнуть внутрь. В настоящее

время орнаменты служат больше украшением, чем

оберегом.






У девочек - игольницы, люльки, швейные принадлежности для детской кукольной одежды, скребки для ее изготовления или изготовления детской утвари из бересты. Кукол девочки одевали и обшивали. Куклы (акань ) у ханты не имели лица: фигура с лицом - это уже изображение духа. Он же требует соответственной заботы и почестей, не получая их, может и навредить.


викторина

Назови вещи, изображённые на рисунке

нуй-сак

ернас

нарс- юх

санквылтап

носки, варежки

няры

арфа или

топ- сапль- юх

чирки


Слайд 1

Верования народов ханты и манси

Слайд 2

У народа манси не было письменности до 30 годов 20 столетия. Его история отразилась в фольклоре – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обрядах и обычаях. Фольклор является историей и летописью для народа, но отражает события без указания точной даты.

Слайд 3

В нем отражены контакты между древними этносами, военные события. В нем говорится и о древних миграционных путях предков манси. Есть сведения в преданиях, что они некогда заходили даже за полярный круг, где солнце пряталось, и устанавливался мрак на 7 - 30 дней.

Слайд 4

Во время мрака, пока мужчины были на охоте, их детей и жен беспокоили странные люди маленького роста. Из тех беспокойных мест манси перевалили через водяные и каменистые горы и после чего оказывались в местах, где было много морошки, и тут они встретили добрых и состоятельных людей, называемых Мис махум. С ними смешались манси, и здесь нашли покой.

Слайд 5

Прошлое народа манси в его преданиях, сказаниях и мифах, героическом эпосе о славных предках, одухотворенных потомками до божества – признанных духами - покровителями и почитаемыми испокон веков до сих пор.

Слайд 6

Религия манси возникла в глубокой древности на базе погребального обряда. Таким образом, «Погребальный обряд» является первой стадией религии народа манси. Он возник на основе почитания памяти близкого человека. Этот обряд установился, видимо при матриархате, так как в проведении его ведущими исполнителями всех основных действий являются женщины, в основном, пожилые.

Слайд 7

Второй ступенью религии является Хара кан – обряд, проводимый на природе в память утонувших в воде, погибших в лесу и на войне людей, не преданных земле. В проведении этого обряда принимают участие, как женщины, так и мужчины. Хара кан сооружают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями.

Слайд 8

Третья ступень религии манси – Торум кан или просто Кан, где обряд проводится только при участии мужчин. Там молятся выдающимся духам – предкам мужского или женского рода. Эта ступень религии народа манси установилась, вероятно, при патриархате, так как на такое молебенное место ходят только мужчины. Женщины остаются дома, они устраивают в это время угощения своим домашним духам – предкам, находящимся в доме в переднем углу.

Слайд 9

Веками знаменитых най – отыров - духов – покровителей накапливалось много. Для того, чтобы увековечить их имена, признавали местности священными и таким местам присваивали имена предков.

Слайд 10

Таких священных мест на территории проживания манси было очень много. О них знают все манси и берегут их. На таких местах люди не охотятся, не ловят рыбу. Они являются как бы заповедными местами. И все их хозяева отражены в фольклоре.

Слайд 11

В настоящее время многое из этого уже забывается. Уже редко собираются люди вместе, чтобы рассказывать друг другу сказки, обрядом почитать предков – духов, своих покровителей.

Слайд 12

Слои жизненного пространства в представлениях манси

Слайд 13

В представлении манси пространство окружающего мира состоит из семи слоев

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

В Ханты-Мансийском автономном округе проживают два коренных родственных народа – ханты и манси – с древними традициями. И тех, и других когда-то называли общим словом «югра». А самоназвание ханты, так же, как и манси, переводится просто: «человек». Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации ханты называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами (а город - Остяко–Вогульск).

4 слайд

Описание слайда:

Все они великолепные таёжные охотники-рыболовы и умелые кочевники- скотоводы. Охота, рыбалка и оленеводство, собирательство дают им привычную пищу, а пушнина, так же, как и лебяжьи, утиные и шкурки гагары, - отличное подспорье в пошиве красивой и тёплой национальной одежды.

5 слайд

Описание слайда:

Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель, недоступности самых элементарных социальных услуг, эти народы постепенно утрачивают возможность сохранять и передавать будущим поколениям свои знания, ценности, представление о мире и образ жизни. Чум - шалаш, покрытый шкурами животных

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Традиционное женское ремесло обских угров – пошив и украшение одежды и обуви. Зимняя украшается меховой мозаикой, обшивается полосами и кантами из цветного сукна, а летняя щедро орнаментируется бисером, стеклярусом и цветными пуговицами. Узоры и орнаменты в виде стилизованных заячьих ушей, оленьих рогов или следов соболя передаются из поколения в поколение. Женщин в таких расшитых одеждах можно встретить и в лесу, и на улицах Ханты-Мансийска или Когалыма, и не только в дни праздничных гуляний.

8 слайд

Описание слайда:

Тучу (тучан) Тучу (тучан), женская сумка, основной бытовой атрибут женщины ханты и манси. Существует огромное количество по их назначению, начиная от большой по размеру хозяйственной сумки до маленькой - кошелька. Изготавливается чаще всего из замши, иногда из сыромятной кожи, встречаются тучан, изготовленные из сукна. Богато орнаментируется как в технике мозаики, так и аппликации. Узор в основном центрический и располагается по обеим сторонам. Застёжки отсутствуют. Горловина тучан стягивается сыромятным шнуром, который завязывается. Ручки для переноски небольшие, из сыромятной кожи или замши, нет аналогов заплечных ремней. Малая тучан - разновидность современной дамской сумочки для украшений, инструментов и материалов рукоделия. Тучан постоянно находится у хозяйки.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа. Весь рыбный улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу), детские люльки, коробы для ягод.

11 слайд

Описание слайда:

Лабаз - амбар на столбах для хранения продуктов. Хантыйское название происходит от "сопасс"- запас. Лупас – значит: еда для следующих дней.

12 слайд

Описание слайда:

Олень для коренных народов Севера – это средство передвижения, пища, жильё, одежда. На оленьей упряжке по тундре можно пройти до 100 км в сутки. А лучше обшитых камусом (мехом с нижней части оленьих ног) лыж для пешего передвижения по заснеженным просторам нет ничего. Вкуснейшая оленина – привычное угощение северян. Шкурами покрывают чумы, ими же выстилают пол и спальное ложе, а из меха шьют непревзойдённую одежду, рукавицы и обувь. Когда-то из кости оленя делали наконечники для стрел и накладки для луков, а теперь вырезают настоящие произведения искусства.

13 слайд

Описание слайда:

В архитектуре городов Югры явственно угадываются национальные мотивы традиционного угорского жилища – строгие пирамидальные формы чума.

14 слайд

Описание слайда:

ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРУШКИ НАРОДОВ СЕВЕРА Кукла - детская игрушка в виде фигуры человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях. Такое определение можно прочитать в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. Традиционная северная кукла не совсем соответствует этому определению, так как в северных куклах отсутствуют отличительные признаки человека - черты лица, туловище, руки, ноги, что свидетельствует об архаической природе куклы, сохранившейся у обских народов.

15 слайд

Описание слайда:

Описаны два традиционных типа кукол: первый, архаический тип - кукла с головкой из утиного клювика. Она имела широкое распространение у ненцев и северных ханты, зафиксирована у восточных ханты. С образом птицы устойчиво связано представление о душе человека - как идеи связанности с верхним миром; а с водоплавающей птицей - представление о душе предков и идее вечного обновления жизни. Образ утки, водоплавающей птицы лег в основу обской куклы. Этот образ связан с продолжением рода, охранительной функцией. Манси, чтобы проводить душу покойного, сжигали весной утку, чтобы душа вновь прилетела. Если умерла женщина, то сжигали утку женского пола, если умер мужчина - утку мужского пола - селезня. Манси верили, что сжигаемая утка покойному поможет переправиться «до юга». Новорожденных обские угры считали вернувшимися из нижнего мира умерших. У юганских ханты существует обряд почитания утки. Кроме домашнего духа-покровителя хранят носы священной птицы крохаль. Эти носы тоже завертывают в цветные тряпицы и во время поклонения садят за стол.

16 слайд

Описание слайда:

Второй тип – куклы из ткани. Ткань является более поздним материалом. Главным конструктивным элементом куклы этого типа является вертикальный стержень «тулова» из свернутой в несколько слоев полосы ткани, согнутой посредине. Верхняя часть свернутой ткани, на сгибе, является «головкой» и, по сути, заменяет клюв утки. Различные виды головки и одежды дают выразительные локальные варианты: они отличаются у северных и восточных ханты. У кукол северных, обских ханты, являвшихся предметом описания этнографов (им близка и мансийская кукла), конструктивный элемент вертикальной головки проявляется в наиболее простом, чистом виде. Причем в старых куклах, в отличие от современных, верхняя часть вертикали, «лицо», укрывалась горизонтальными цветными полосками. Эти полосы и выполняли функцию запрета изображать лицо, они «закрывали» его - подобным же образом в традиционной одежде полосы, как и вообще орнамент, выполняли охранительную, а не только декоративную роль. Именно одежда и является главной составляющей кукол всех типов: на нее нет запретов, она имитирует взрослую, выступая в охранительной роли для человека.

17 слайд

Описание слайда:

Традиционные северные куклы по одежде делятся на мужчин, женщин, детей и, как правило, у девочки имеется набор кукол, воспроизводящий ее собственную семью. Покрой одежды для традиционных кукол очень прост - обычно это кусочки сукна или ситца, отороченные мехом или украшенные бисером. Мужская и женская одежда различаются по цвету, способу завязывания пояса и головным убором. Куклы, изображающие детей, помещаются в игрушечные колыбели, сделанные кем-нибудь из старших как точные копии настоящих. Среди традиционных северных кукол встречаются куклы-растения: куклы-ягоды (канэк-пакыт), куклы-деревья (юх-пакыт), травяные куклы (пом савэли). В настоящее время используются для игр и покупные куклы, которых с особой тщательностью одевают, чтобы их одежда повторяла реальный традиционный костюм.

18 слайд

Описание слайда:

“ Игра в куклы” (“Пакилэли Анки–Ати”). Играли в нее в любое время года девочки, обычно 2–3 человека. Куклы для игры изготовлялись из тряпок. Девочки делали из коры осины игрушечные люльки, строили небольшие чумы из жердей, используя для покрытия старые халаты (саки). Внутри чума ставили постели, на которые укладывали “детей” (кукол), ставили “очаг”, делали “лепешки” из песка, ходили друг к другу в гости, разыгрывали семейные сценки и т.д. Игра способствовала воспитанию самостоятельности, инициативности; обучению навыкам ухода за детьми; ведению домашнего хозяйства.

19 слайд

Описание слайда:

Струганные щепные олени - редкостный по своей простоте и устойчивости изобразительного канона тип игрушки. Делается олень из щепного брусочка с обозначением ветвистых рогов путем их заструга. Более сложный вариант щепного оленя встречается у восточных ханты, на Вахе. Щепной олень предназначался в основном для мальчиков и, по мере взросления, изготавливался ими самими - так, через игру, материализовывалась идея «нарождения» оленьего стада и его будущего хозяина, а также мастера. У искусного мастера олени получаются то ли крылатыми, то ли плывущими - такова пластическая выразительность конструктивной формы этого типа изделия.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Различные подражательные игры, с помощью которых дети ханты обучались различным движениям, познавали навыки промысловой и хозяйственной деятельности. Так, например, у шурышкарских ханты была популярна игра оленьими косточками. В пос. Лопхари ее называли “Тупа”, а в пос. Шурышкары – “Тоба”. Играли в нее мальчики и девочки обычно на полу (земле). Количество игроков – от трех до пяти человек. Родители подбирали им различные по размеру фаланги оленьих ног (предварительно отваренные и очищенные). Дети изображали этими косточками (различными по величине) оленей, нарты, пастухов, собак. Составляли различные эпизоды из кочевой жизни (переезд, пастьбу оленей и т.д.). Игра способствовала овладению знаниями и навыками промысловой деятельности, ведения домашнего хозяйства; воспитанию самостоятельности, инициативности.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) (Урок литературы 6 класс) Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкогоуниверситета В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре «Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное. Никола́й Копе́рник (1473 -1543) - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ



Отчетность