Как списать с баланса здания бюджетного учреждения. Списанное - не значит ничье

Правовой статус "списанного" имущества. Среди сотрудников организаций широко распространено мнение, что так называемым "списанным" имуществом собственной или даже чужой фирмы можно свободно распоряжаться. Многие полагают: "Оно же - имущество потому и "списанное", что организации - бывшему собственнику полезным уже быть не может. Оно же - имущество самим собственником признанно годным только на свалку. Значит, имею полное право отвезти этот "мусор" не на свалку, а на дачу. Мне-то на даче еще пригодится".

Некоторые идут в своих рассуждениях еще дальше: "Раз мне начальством поручено вывезти списанное имущество на свалку, то я не только к себе на дачу имею право отвезти, я и продать его имею право. От себя - "на сторону". Организация-то при этом ничуть не пострадает".

К сожалению, оба незадачливых субъекта - и "дачник" и "начинающий бизнесмен" зачастую даже не догадываются, что совершают преступление, совершают хищение чужого имущества. Форма хищения в описанных случаях может квалифицирована по-разному - банальная кража, присвоение, растрата, мошенничество. "Судебная практика и сегодня пестрит подобными делами, за которые всего 25 лет назад - в СССР реально расстреливали, - говорит Алексей Куприянов, известный московский адвокат, почетный адвокат России, - но желающих безвозмездно поживиться "списанным" не уменьшается".

Попробуем разобраться в статусе "списанного" имущества на примере "судьбы" торгового оборудования модернизируемого магазина. Очень типичный случай достаточно универсальный для понимания и любых сходных казусов. Названное имущество относится к амортизируемым основным средствам.

Согласно применимому постановлению Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", подписанному нынешним президентом России В.Путиным, под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.

Решение о списании принимает собственник. Если собственник - коммерческая фирма, то создается комиссия, включающая обычно управляющего магазином, бухгалтера и лицо, ответственное за сохранность имущества. Нередко в эту комиссию включается эксперт, в данном случае - по торговому оборудованию. Комиссия принимает решение о "списании". При этом зачастую предполагается, что списанное имущество отправляется на свалку.

Но это не единственная судьба списанного имущества. Такое имущество может быть продано собственником, имущество может быть ликвидировано (разобрано) и после разборки собственником же могут быть проданы годные детали. Процесс ликвидации может быть поручен специализированной организации. Например, крупные партии списанных компьютеров и связного оборудования при утилизации разбираются вплоть до аффинажа драгметаллов. При этом годные детали продолжают находиться в собственности коммерческой фирмы, так же как и слитки, полученные при аффинаже. Аналогичным образом при ликвидации судов возникает металлолом, который остается в собственности судовладельца.

Заметим, что для правовой квалификации правоотношений по поводу списанного имущества не играет никакого значения номенклатура списанного имущества. Сумма, которую выручили или могли бы выручить за "списанный" прилавок присвоившие его лица, влияет на уголовную квалификацию хищения, но на гражданско-правовой статус списанной вещи не влияет.

Утрачивает ли организация или индивидуальный предприниматель право собственности на списанные вещи после окончания процедуры "списания"?

Конечно, нет! Гражданское законодательство не предусматривает в общем случае возможности одностороннего отказа лица от принадлежащего ему права собственности. Брошенные по дворам автомобили продолжают принадлежать титульным владельцам и городская власть, при желании, могла бы обязать собственника оплатить их утилизацию, поскольку в силу ст. 209 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на собственнике.

Для понимания сути ошибки лиц, полагающих возможным обратить в свою собственность списанное имущество, следует рассмотреть способы приобретения права собственности. Каким образом возможно приобретение лицом права собственности на вещи, любые вещи (ст. 218 ГК РФ)? Во-первых, право собственности возникает у изготовителя вещи, но не всегда, а только на вещь, изготовленную изготовителем для себя. Это не наш случай. Правила перехода права собственности от лица-собственника к его правопреемнику (наследование, реорганизация и проч.) к нашему случаю не применимы.

В общем случае право собственности на имущество, уже имеющее собственника, возникает у другого лица только в ходе исполнения сделки отчуждения этого имущества (купля-продажа, мена, дарение и проч.). Факт "списания" или процедура "списания", не признана в отечественном законе самостоятельным основанием утраты права собственности, поэтому факт списания не влияет на право собственности "списавшего" имущество лица.

Заметим, что только сам собственник имеет право распоряжаться своим имуществом пусть и "списанным". Без специального полномочия от собственника никто иной распорядиться таким имуществом права не имеет.

А если собственник уже распорядился: "На свалку!"

И даже это ничего не меняет. Сотрудник, которому поручено вывезти имущество на свалку, обязан отвезти даже самое годное, по его мнению, имущество именно на свалку. Заметим, что в настоящее время услуги свалки оплачиваются. Иначе говоря, между лицом, списавшим имущество, и оператором свалки заключается договор о судьбе имущества с переходом права собственности на мусор к оператору свалки. В зависимости от условия этого договора (момента перехода права собственности) лицо, которое не довезло списанное имущество до свалки, а завернуло к себе на дачу, совершило кражу либо у первоначального собственника списанного имущества, либо у оператора свалки. Вот мы и перешли к вопросу о санкциях за неправомерное распоряжение чужим имуществом.

Имеют место два аспекта правоотношений по поводу списанного имущества, которое не по воле собственника оказалось у третьего лица. В гражданско-правовом смысле мы видим неосновательное обогащение (гл. 60 ГК РФ). Лицо, распорядившееся чужой собственностью, неосновательного обогатилось за счет собственника. И тут закон не оставляет двух мнений по поводу последствий такого обогащения: "Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)" (ст. 1102 ГК РФ).

А если имущества у приобретателя уже нет? И для этого случая есть соответствующее правило: "Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения" (ст. 1107 ГК РФ). Фактически лицо, продавшее списанное имущество, не становится собственником выручки. Полная аналогия с отсутствием права собственности у вора при краже на похищенную вещь.

Для иллюстрации правоотношений, имеющих место между потерпевшим и лицом, продавшим имуществом, можно привлечь институт "действия в чужом интересе без поручения", хотя названное правоотношение, описывает только их внешне, ведь интерес-то такое лицо преследует свой, а не собственника. Это важно понимать для уголовно-правовой квалификации содеянного. И возможно как позиция защиты. Дескать, не украсть хотел, а продать и сюрприз хозяину сделать.

Заметим, что в цитируемых нормах гражданского законодательства уже упоминается дефиниция "потерпевший", имеющая большее распространение в уголовном праве.

Гражданско-правовые термины "приобрело" или "сберегло" в уголовно-правовой транскрипции описывается составами преступлений о хищениях, присвоении, растрате, а потерпевший в них тот же - собственник списанного имущества.

Можно возразить, что списанное имущество якобы ничего не стоит и это часто подтверждается самими документами о списании.

Это не так. Имущество, которое можно применить на собственной даче и любым иным способом, в силу самой возможности такого применения имеет реальную цену, которая легко определяется экспертным путем. А, тем более, имеет цену имущество, реально реализованное на сторону. По этой-то цене оно и продается. Более того, документы о списании с нулевой остаточной стоимостью могут быть оспорены налоговыми органами и первоначальному собственнику-налогоплательщику доначислены соответствующие налоги.

Уголовно-правовая квалификация содеянного лицом, самоуправно распорядившимся списанным имуществом, действительно зависит от многих обстоятельств, в том числе и от суммы "сбереженного", но нижние пороги хищений в Уголовном кодексе РФ весьма невелики, поэтому реализация списанного оборудования магазина, в любом случае, образует состав объективной стороны одного из вышеназванных составов преступлений.

Мэтр Алексей Куприянов, почетный юрист города Москвы, рекомендует: "Адвокат любителя поживиться списанным имуществом должен ссылаться на Примечание 1 к ст. 158 УК РФ, в котором в числе обязательных признаков хищения стоит "ущерб собственнику", и утверждать, что никакого ущерба места не имело, а, значит, нет и состава преступления"

Однако в свете вышеизложенного следствие и суд могут не принять подобной аргументации. А сама организация вполне может не только счесть себя потерпевшей, но и заявить гражданский иск. Если это сколько-нибудь около бюджетная организация, то точно так и будет.

Как же легализовать неудержимое желание получить списанное имущество, если очень хочется им завладеть? Следует заключить с собственником договор купли-продажи за любую символическую цену. Или, например, по цене "встречного исполнения" - освобождения помещения от списанного оборудования.

Списывается с баланса предприятия следующее:

  • Недвижимость.
  • Промышленные здания.
  • Автомобили и прочий транспорт.
  • Оборудование.
  • Инвентарь.

Часто списание используется в незаконных целях. Например, ответственное лицо списывает с баланса организации пригодный к эксплуатации транспорт, после чего использует его в личных целях. Чтобы списание не вызвало вопросов, для него должны быть объективные причины:

  • Имущество пришло в негодность в результате износа, неправильного обращения, стихийных явлений и прочего.
  • Оно устарело, и его использование непродуктивно.
  • Переоборудование производства, обновление материально-технической базы.

Только эти причины вызваны необходимостью и направлены на улучшение работы предприятия.

Причины списания должны быть вызваны необходимостью и направлены на улучшение работы предприятия.

Правила

Если речь идет о предприятиях, которые состоят на государственном бюджете, для них действуют свои правила списания имущества. Если его цена не превышает двух тысяч рублей, процедуру осуществляет сама организация. Если сумма больше, потребуется разрешительный документ от высших инстанций (министерств, местных отделений муниципальной власти, госкорпораций).

Проведение процедуры

Назначается специальная комиссия, в которую входят бухгалтер, руководитель и несколько сотрудников. Они визуально осматривают имущество и делают заключение, что оно подлежит списанию. Далее составляется акт списания, образец которого можно увидеть . Решение о списании принимается исходя из следующих принципов:

  1. Сведения, на основании которых принималось решения, должны быть достоверными и прозрачными.
  2. Следует рассматривать все возможности, чтобы оставить имущество и осуществлять списание только при крайней необходимости.
  3. Максимальная выгода и польза от списания для предприятия.

Приказ о списании должен написать сам руководитель. Для этого используется форма акта № ОС-4 , которая заполняется в двух экземплярах. Члены комиссии ее подписывают, а директор в конце утверждает. Один экземпляр отдается главному бухгалтеру предприятия, а второй – человеку, назначенному ответственным за сохранность имущества.

Списание имущества с баланса предприятия должно происходить только в крайнем случае, как вынужденная мера. При этом нужно создать компетентную комиссию, которая сможет засвидетельствовать непригодность материального средства к эксплуатации и составить законный акт списания, на основании которого и осуществляется данная процедура.

"Об утверждении Порядка списания муниципального имущества, относящегося к основным средствам, находящегося на балансе муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, а также имущества, составляющего казну Воскресенского муниципального района Московской области"

Документ по состоянию на август 2014 г.


В соответствии с Гражданским кодексом законом законом законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", приказами Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н N 157н Уставом Воскресенского муниципального района Московской области, в целях эффективного использования муниципального имущества постановляю:

1. Утвердить Порядок списания муниципального имущества, относящегося к основным средствам, находящегося на балансе муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, а также имущества, составляющего казну Воскресенского муниципального района Московской области (приложение).

2. Признать утратившим силу постановление главы Воскресенского муниципального района Московской области от 24.09.1998 N 422 "О Положении о порядке списания пришедшего в негодность имущества, относящегося к основным средствам (фондам), находящегося на балансе у предприятий и учреждений, акционерных обществ, товариществ, являющегося собственностью муниципального образования "Воскресенский район".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя администрации Воскресенского муниципального района Верникова В.М.


Руководитель администрации
Воскресенского муниципального района
В.Н. Кондрашов


Приложение

муниципального района
Московской области"
от 23 декабря 2013 г. N 2914


Настоящий Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", приказами Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", Уставом Воскресенского муниципального района Московской области.

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, относящегося к основным средствам (далее - имущество), находящегося в собственности Воскресенского муниципального района и закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями (далее - предприятия) или на праве оперативного управления за муниципальными автономными, бюджетными или казенными учреждениями (далее - учреждения), а также имущества, составляющего казну Воскресенского муниципального района.

1.2. В настоящем Порядке понятия "нецелесообразность дальнейшего использования имущества", "нецелесообразность восстановления имущества" являются равнозначными, под ними понимается необходимость вложения учреждением, предприятием, МУ "Администрация Воскресенского муниципального района" (далее - Администрация) суммы денежных средств в восстановление имущества, превышающей сумму денежных средств на приобретение аналогичного имущества.

1.3. В настоящем Порядке под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием муниципального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

1.4. Списанию подлежит муниципальное имущество при наличии одного из следующих оснований:

1.4.1. Полный моральный или физический износ, невозможность или экономическая нецелесообразность его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации), подтвержденные соответствующим заключением.

1.4.2. В связи с запланированным сносом (ликвидацией) зданий, сооружений в границах строительных площадок при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении в соответствии с муниципальными программами, утвержденными органами местного самоуправления.

1.4.3. Вследствие утраты или разрушения в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий, в иных случаях, приведших муниципальных имущество в состояние, непригодное для использования, утраты в результате хищения.

1.4.4. Вследствие утраты или разрушения в результате гибели или уничтожения имущества.

1.4.5. Несоответствие технического состояния имущества требованиям нормативно-технической документации, нормам государственных надзорных органов, если при этом невозможно или нецелесообразно его восстановление (ремонт, реконструкция, модернизация), а также когда имущество не может быть в установленном порядке реализовано или передано другим юридическим лицам.

1.5. Истечение нормативного срока полезного использования имущества или начисление по нему 100% амортизации не является единственным основанием для его списания, если по своему техническому состоянию или после ремонта оно может быть использовано для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.

1.6. Списанию не подлежит имущество, на которое наложен арест, обращено взыскание в порядке, установленном действующим законодательством, а также имущество, находящееся в залоге, в обеспечении по гражданским правовым договорам.

1.7. Стоимость списываемого имущества, непригодного для дальнейшей эксплуатации, определяется по остаточной стоимости на день списания по бухгалтерским данным балансодержателя.

2. Списание имущества муниципальными предприятиями и учреждениями

2.1. Для определения непригодности муниципального имущества к дальнейшему использованию, невозможности или нецелесообразности его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации), а также для оформления необходимой документации на списание в муниципальных предприятиях и учреждениях приказом руководителя предприятия, учреждения создается комиссия по списанию (далее - комиссия по списанию), в состав которой в обязательном порядке входят:

2.1.1. Руководитель.

2.1.2. Бухгалтер (при наличии в штатном расписании).

2.1.3. Лица, материально ответственные за сохранность списываемого имущества.

В состав комиссии по списанию по распоряжению руководителя муниципального предприятия и учреждения могут входить дополнительно иные лица.

Положение о комиссии по списанию и ее состав утверждаются приказом руководителя муниципального учреждения (предприятия). Комиссию по списанию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии по списанию. Комиссия по списанию проводит заседания по мере необходимости. Срок рассмотрения комиссией по списанию представленных ей документов не должен превышать 14 календарных дней. Заседание комиссии по списанию правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии.

2.2. Комиссия осуществляет следующие полномочия по списанию имущества:

2.2.1. Осмотр имущества, установление факта его непригодности для дальнейшего использования и нецелесообразности восстановления.

2.2.2. Установление причин списания имущества, проверка данных бухгалтерского учета по имуществу, предполагаемому к списанию.

2.2.3. Выявление лиц, виновных в преждевременном выбытии имущества из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

2.2.4. Контроль изъятия из списываемого имущества отдельных узлов и деталей, содержащих цветные и драгоценные металлы, и передача их на соответствующий пункт приема цветных и драгоценных металлов.

2.2.5. Контроль изъятия из списываемого имущества отдельных узлов и деталей, содержащих ядовитые и вредные вещества, и передача их в организации, имеющие соответствующую лицензию на вывоз и утилизацию ядовитых и вредных веществ.

2.2.6. Установление возможности по дальнейшему использованию списываемого имущества (сдача в металлолом, разукомплектование, оприходование отдельных узлов, деталей, реализация устаревшего оборудования для приобретения взамен более совершенного и т.п.).

2.2.7. Подготовка акта о списании имущества в зависимости от вида списываемого имущества и формирование соответствующего пакета документов.

2.3. Заключение специализированной организации, занимающейся обслуживанием и ремонтом оборудования, оргтехники, иного движимого имущества, подтверждающее его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии в штате предприятия (учреждения) специалистов необходимой квалификации).

2.4. В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты, которые включаются в состав комиссии на добровольной основе.

2.5. Особенности списания имущества учреждений.

2.5.1. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

2.5.2. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено.

2.5.3. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

2.6. Имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями и предприятиями, подлежит списанию только после выхода распоряжения Администрации Воскресенского муниципального района Московской области.

2.7. Особо ценное движимое имущество муниципальных автономных или бюджетных учреждений, а также имущество, приобретенное данными учреждениями за счет выделенных собственником средств, подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком.

3. Перечень документов на списание муниципального имущества

3.1. После получения заключения о непригодности муниципального имущества для получения разрешения на списание комиссией по списанию в Администрацию направляются следующие документы:

3.1.1. Письмо о списании на имя руководителя Администрации Воскресенского муниципального района, подписанное руководителем и главным бухгалтером муниципального учреждения и предприятия, с указанием причин списания и предложениями о дальнейшем использовании списанного муниципального имущества.

3.1.2. Приказ муниципального предприятия и учреждения о создании комиссии по списанию.

3.1.3. Перечень имущества, предлагаемого к списанию, по форме, установленной Администрацией (приложение).

3.1.4. Заключение специализированной организации, осуществляющей ремонтные работы, имеющей лицензию на обслуживание и ремонт этого типа оборудования (техники), имеющей право оказывать такие услуги (при списании электрооборудования и иных приборов бытовой техники, компьютерной техники), организации, осуществляющей независимую экспертизу, независимую оценку имущества, о техническом состоянии имущества, подтверждающее непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию и необходимость его списания, с приложением:

Копий учредительных документов организации, проводившей экспертизу, заверенных указанной организацией;

Копий лицензии или иного разрешительного документа организации на право проведения экспертизы (в том числе при списании объектов недвижимого имущества, транспортных средств), заверенных указанной организацией;

Копий выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, заверенных указанной организацией.

3.1.5. Фотографии с различных позиций (не менее чем с четырех позиций) объектов капитального строительства, подлежащих списанию.

3.2. При списании объекта недвижимости (здания, сооружения) комиссия по списанию к документам, указанным в пункте 3.1 настоящего Порядка, дополнительно прилагает:

3.2.1. Справку специализированной организации, осуществляющей деятельность по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, о проценте износа или проценте сохранности списываемого объекта недвижимости.

3.2.2. Заверенные учреждением, предприятием копии документов технического учета (кадастровый и/или технический паспорт, поэтажный план, экспликация).

3.2.3. Заверенные учреждением, предприятием копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается объект, подлежащий списанию (с приложением заверенной копии кадастрового плана земельного участка или ситуационного плана (при отсутствии кадастрового плана).

3.2.4. Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданные не ранее чем за три месяца до дня их направления.

3.2.5. Заверенную учреждением, предприятием копию заключения технической экспертизы (при списании объектов незавершенного строительства) с приложением заверенных копий документов, подтверждающих полномочия эксперта по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации.

3.3. При списании транспортных средств кроме документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, дополнительно прилагаются:

Заверенная учреждением, предприятием копия технического паспорта транспортного средства;

Заверенная учреждением, предприятием копия свидетельства о регистрации автотранспортного средства;

Заверенная учреждением, предприятием копия документа о прохождении последнего техосмотра (при наличии);

Заключение об оценочной стоимости объекта основных средств.

3.4. При списании основных средств, выбывших вследствие аварии, кроме документов, указанных в пунктах 3.1 и 3.3 настоящего Порядка, дополнительно прилагается заверенная учреждением, предприятием копия акта об аварии.

3.5. В случае списания основных средств, пришедших в негодность в результате стихийного бедствия, аварии, пожара или чрезвычайной ситуации, кроме документов, указанных в пунктах 3.1-3.4 настоящего Порядка, представляются заверенные учреждением, предприятием копии документов, подтверждающие факт указанных обстоятельств.

3.6. При списании муниципального имущества, утраченного вследствие хищения, действий непреодолимой силы, кроме документов, указанных в пунктах 3.1 и 3.5 настоящего Порядка, дополнительно прилагаются:

3.6.1. Документ, подтверждающий факт утраты имущества (заверенная учреждением, предприятием копия постановления о возбуждении уголовного дела либо отказе в его возбуждении, документы, подтверждающие факт утраты имущества, документы, свидетельствующие о принятии мер по защите интересов организации или возмещению причиненного ущерба).

3.6.2. Заверенная учреждением, предприятием копия приказа руководителя учреждения (предприятия) о принятии мер в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств.

3.6.3. Объяснительные записки руководителя и материально-ответственных лиц о факте утраты имущества.

3.6.4. Справка о возмещении ущерба виновными лицами.

3.7. Муниципальные учреждения и предприятия обязаны немедленно информировать в письменной форме Администрацию о фактах утраты имущества.

3.8. Списание объекта незавершенного строительства осуществляется при предоставлении заключения специализированной организации о техническом состоянии объекта, подтверждающего непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию и необходимость его списания.

3.9. Распоряжение на списание недвижимого имущества может быть издано только при наличии распорядительного документа руководителя Администрации о сносе и (или) реконструкции здания.

4. Порядок списания муниципального имущества и исключения его из реестра муниципальной собственности

4.1. Администрация рассматривает документы о списании имущества, указанные в пунктах 3.1-3.8 настоящего Порядка, и принимает решение:

4.1.1. О согласии на списание имущества.

4.1.2. Об отказе в списании имущества и о необходимости провести дополнительную экспертизу списываемого имущества в случае, если при проверке было установлено, что списываемое имущество находится в работоспособном состоянии.

4.1.3. Об отказе в списании имущества (в случаях, если документы о списании имущества оформлены с нарушениями процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, а также в случаях, если комиссией по проверке было установлено, что списываемое имущество находится в работоспособном состоянии и по результатам дополнительной экспертизы подлежит восстановлению).

4.1.4. О возврате документов в случаях, если документы оформлены не в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 3.1-3.8 настоящего Порядка, представлены не все документы, указанные в пунктах 3.1-3.8 настоящего Порядка, с указанием устранить замечания в представленных документах (с перечислением всех замечаний по документам) и перечня документов, которые необходимо представить.

4.2. После устранения замечаний документы о списании имущества подлежат повторному рассмотрению Администрацией.

4.3. Администрация вправе заказать проведение дополнительной экспертизы списываемого имущества в случае возникновения сомнений в обоснованности его списания.

4.4. Общий срок рассмотрения Администрацией документов и принятия решения о согласии на списание муниципального имущества или об отказе в согласии на списание муниципального имущества не должен превышать 30 календарных дней со дня поступления в Администрацию документов, перечисленных в пунктах 3.1-3.8 настоящего Порядка.

4.5. После дачи согласия на списание недвижимого имущества Администрация готовит проект распоряжения о списании муниципального имущества.

4.6. Учреждения, предприятия в срок 30 календарных дней после получения распоряжения Администрации Воскресенского муниципального района о списании обязаны произвести демонтаж списываемого имущества и в случае необходимости утилизации имущества или отдельных его деталей произвести утилизацию. Утилизация выбывшего из эксплуатации имущества осуществляется организациями, имеющими в случаях, установленных законодательством, лицензию на проведение работ по утилизации имущества. В случае если законодательством не установлено требование об утилизации имущества организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующих работ, утилизация производится организациями, у которых одним из видов деятельности, указанных в уставах, является осуществление соответствующих работ. Организации, утилизирующие объект недвижимого имущества, обязаны привести земельный участок в соответствие требованиям земельного и градостроительного законодательства.

4.7. На основании полученного распоряжения Администрации Воскресенского муниципального района о списании муниципального имущества учреждения, предприятия производят соответствующие бухгалтерские операции по списанию имущества с бухгалтерского учета, сдачу его в металлолом, оприходование деталей и узлов, реализацию основных средств и иные мероприятия по использованию списанного имущества.

4.8. Денежные средства, полученные от утилизации имущества, от разборки (демонтажа) имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, поступают на счета указанных предприятий.

4.9. Денежные средства, полученные от утилизации имущества, от разборки (демонтажа) имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных и автономных учреждений, остаются в распоряжении бюджетных и автономных учреждений.

4.10. Денежные средства, полученные от утилизации имущества, от разборки (демонтажа) имущества, находящегося в оперативном управлении казенных учреждений, поступают в бюджет Воскресенского муниципального района на соответствующие коды доходов бюджетной классификации. Казенные учреждения в 10-дневный срок после перечисления денежных средств копию платежного поручения с отметкой банка предоставляют в Администрацию.

4.11. Учреждения, предприятия обязаны снять с учета соответствующих структур списанное муниципальное имущество, подлежащее регистрации и учету.

4.12. Факт сноса (ликвидации) списанного объекта недвижимости подтверждается документами органов технической инвентаризации.

4.13. При списании объектов недвижимости учреждения, предприятия обязаны обеспечить снятие объекта недвижимого имущества с технического учета в органах технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, а также с государственного кадастрового учета.

4.14. Учреждение, предприятие представляет в отдел муниципальной собственности управления муниципальной собственности и земельно-правовых отношений Администрации Воскресенского муниципального района документацию, подтверждающую осуществление действий по утилизации имущества, а также копии приходных документов, накладных, приемо-сдаточных актов о сдаче драгметаллов, металлолома, акты ликвидационных мероприятий, договоры на осуществление мероприятий по разборке и демонтажу списанных объектов.

4.15. После завершения мероприятий по списанию транспортного средства (самоходной машины) учреждение, предприятие дополнительно обязаны представить в Администрацию копии документов, подтверждающих снятие транспортного средства (самоходной машины) с учета.

4.16. После завершения процедуры списания имущества с баланса балансодержатель обязан обратиться в Администрацию Воскресенского муниципального района с заявлением о прекращении права хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество. Отдел муниципальной собственности управления муниципальной собственности и земельно-правовых отношений Администрации Воскресенского муниципального района вносит изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

5. Ответственность за неисполнение порядка списания муниципального имущества

5.1. Сделки по списанию муниципального имущества, произведенные с нарушением настоящего Порядка, признаются недействительными.

5.2. В случаях нарушения настоящего Порядка списания с баланса муниципального имущества, а также бесхозяйственного отношения к полученным при ликвидации материальным ценностям виновные в этом лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.


Приложение
к постановлению муниципального учреждения
"Администрация Воскресенского
муниципального района
Московской области"
от 23 декабря 2013 г. N 2914


Перечень муниципального имущества, предлагаемого на списание _____________________________________________________ (наименование учреждения, предприятия)

N п/п Наименование муниципального имущества, подлежащего списанию Вид имущества (особо ценное или иное) Местонахождение имущества Год выпуска муниципального имущества Балансовая стоимость имущества, руб. Остаточная стоимость имущества, руб. Сумма начисленной амортизации, руб. % начисленной амортизации Инвентарный номер Причина списания имущества

Руководитель учреждения (предприятия) ___________ ______________________ (подпись) (расшифровка подписи) Главный бухгалтер учреждения (предприятия) ___________ ______________________ (подпись) (расшифровка подписи) М.П. Исполнитель Телефон

Открытие бизнеса