Практическая работа свойства песка и глины. Конспект, тема: «Свойства песка и глины». Технические характеристики и дополнительные свойства

Тема : «Свойства песка и глины».

Цель: 1 .Формировать представления о глине, познакомить с различными изделиями из глины. Познакомить

с народной глиняной игрушкой: дымковской, филимоновской.

2 . Закрепить знания детей о песке и его свойствах.

Материал: Ёмкости с глиной и песком, сосуды с водой, стеки, лупы, доски для лепки, глиняные игрушки: дымковские, филимоновские.

Методы и приёмы : Наглядный, словесный, познавательно - исследовательский, игровой.

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Послушайте загадку:

Из зелени на опушке

Торчит лысая макушка

Вырос на макушке мох,

А вокруг чертополох.

Что это?(камень) . Верно, камень. . Что вы знаете о камнях? Правильно, они бывают морские и речные, а также драгоценные. Одни используются при строительстве разных зданий, другие для их украшения - это мрамор, гранит. Попробуйте отгадать еще одну загадку.

3 .Ребята, у меня для вас есть сюрприз- чёрная коробка, в ней загадки. Попробуйте отгадать, что лежит в этой коробке:

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал / Песок /!

Прихожу на бережок,
И со мною мой Дружок.

Строю замок для Дружка
Из сыпучего
( песка)

Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю - как камень.
Размочат - как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.

Узнали, ребята,
Кто я такая ? (глина)
Педагог. Верно, это глина. Какие виды почв вы знаете? (Ответы?) Что вы видите у себя на столах? (Песок, глину) . Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.

4. Беседа «Сухой песок».

/Дети работают за столами/.

    Посмотрите, что это такое? (песок)

    Скажите, какого цвета песок? (коричневый)

    Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?

Стас, какой песок?

    Захар, и ты скажи, какой песок?

    Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям). Значит, песок какой? (Сыпучий), Федя, какой песок? (Сыпучий).

    Да, дети, он сыпучий, он сыплется.

Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.

Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку. Никита, получился у тебя куличик?
Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто знает?

Ответы детей: Песок сухой, он сыпучий.

Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).

Экспериментальная деятельность с мокрым песком .

Воспитатель: Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.
Илья, какой же это песок?
Даша мокрый песок какой?
Теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает).
Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?

Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки. Приглашаю вас на игру.

Подвижная физкульт минутка «Песчинки».

Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песок вверх. Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.

Сейчас давайте рассмотрим песок через лупы.

Педагог. Скажите, из чего состоит песок?

Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

5.Экспериментальная деятельность с глиной.

Воспитатель: Дети, что это такое? Это глина. Возьмите глину в руки. Какого она цвета? (Коричневая, как шоколадка). Потрогайте ее и скажите, какая она? (сухая).

Даша, какая глина, твердая или мягкая? (Твердая)
Правильно, сухая глина твердая. Попробуйте из нее что-то слепить. Получилось? Почему не получилось? (Она сухая, она рассыпается).
Положите сухую глину на место и возьмите другой кусочек в руки.
Что вы взяли?
Настя, что это?
Артём, а у тебя что? Правильно, это тоже глина.
Потрогайте и скажите, какая это глина? (Она мокрая, липкая). Из мокрой глины можно лепить. Какая у вас глина? (Мокрая, липкая).

Педагог. Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?

Дети. В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки. Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная. Делают глиняные игрушки так: глину замешивают в воде; когда она становится мягкой и податливой, из нее лепят игрушки, которые затем обжигают в печи (в древности в обыкновенной русской, позднее - в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными. Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети. Дымковскую, филимоновскую,

ребята, а что вы знаете о глине?

Глина - основа гончарного производства.

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Глина - это вторичный продукт земной коры, остатки гор, образуется в результате их разрушения и в процессе выветривания. Для каждой работы требуется особая разновидность глины.

    • Какого цвета бывает?

Наиболее распространенными сортами глины являются: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка).

Природная красная глина

В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску. При обжиге в зависимости от температуры или печи глина приобретает красную или белесую окраску. Эта глина очень мягкая, легко мнется, и поэтому ее используют для изготовления посуды, небольших статуэток и фигурок.

Белая глина

Самый распространенный вид глины. Ее месторождения встречаются во всем мире. Используется для изготовления керамической посуды и декоративных изделий.

Цветная глина

Цветная глина - это глиняная масса с содержанием красочного пигмента.

Приготовление глиняной массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Первый способ – это с помощью специального оборудования, он более надежный. Второй – более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой.

Педагог: Для чего нужна глина человеку?

С древних времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору (оформлению) горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы, необходимые в быту. Многие предметы не только исправно служили человеку, но и становились произведениями искусства.

Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина - единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.

Педагог: А кто делает все эти предметы из глины?

Мастера – гончары. Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на воздухе или обжиг в печи. Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру.

Ребята, так кто же такие гончары, что это за люди? (занимаются изготовлением предметов из глины). –

Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, патронов для электрических лампочек.

Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича.

Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас в музей глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

Урок окружающего мира 3 класс.

Тема урока: «Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»

Цель урока:

    Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;

    Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;

    Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;

    Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.

Оборудование урока:

    проектор, экран;

    образцы песка и глины (у каждого ребенка);

    лупы, тарелочки, стаканчики с водой;

    приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;

    цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;

    опорные таблицы.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

Отгадайте и заполните клетки кроссворда:


    П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;

    П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;

    Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;

    маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;

    П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;

    П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.

III . Объяснение нового материала.

Тема урока: Песок и глина.

(слайд №1)

Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.

Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):

1) Образование в природе;

2) Выявление основных свойств и их сравнение;

3) Добыча и охрана песка и глины;

4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;

5) Практическое использование в жизни.

А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.

Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник - их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются, живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

(слайд №2)

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

это- высокая и низкая температура воздуха;

дождь и снег;

вода и ветер;

растения.

Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.

(слайд №3)

Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.

(слайд №4)

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

IV . Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)

(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет)

Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

Не прозрачен.

Не прозрачна.

# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина.

# Чем отличаются частицы?

Слегка смочите глину и помните ее.

Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.

Какое свойство вы обнаружили?

В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью, с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.

# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

Запах сырости.

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду.

Учитель показывает опыт.

Какой вывод можно сделать?

В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.

Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)

Взаимопроверка.

Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)

V . Продолжение работы по теме урока.

А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.

(слайд №5)

Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.

Б) Использование в народном хозяйстве.

(слайд №6)

Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.

А помните, как украшали стены, печи бояре и князья? Они использовали изразцы. (показать )

Глина.

(слайд №7)

Основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.

Глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)

(слайд №8)

Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.

(слайд №9)

Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

(слайд №10)

Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?

Песок – основной материал для получения стекла.

(слайд №11)

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий

# Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

VI . Работа над проектом.

(слайд № 12)

А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)

Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.

Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.

(Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).

Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать - сажать

отростки хлорофитума.

(Под руководством учителя учащиеся высаживают растения)

Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.

Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.

VII . Рефлексия.

Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?

Оценить свою работу, показав знак достижений.

VIII. Итог урока.

Что нового узнали о песке и глине?

Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

IX . Домашнее задание.

Подготовить сообщение о песке и глине.

Проверь себя!

Основные свойства песка и глины.

Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет

Бывает белый, серый, желтый и др.

Из отдельных, не скрепленных крупинок

Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой.

Прозрачные

Непрозрачные

Имеет запах сырости

Не имеет никакого запаха

Тяжелее воды

Легче воды

Во влажном состоянии –вязкая, пластичная

В сухом состоянии- сыпучий

Хорошо пропускает воду

, Родительское собрание - Математика- царица наук.docx , Круглый стол - Роль игры в развитии и воспитании ребенка (средня , Волшебный мир книги- родительское собрание.docx , Puteshestvie_v_les.pdf , Конспект занятия - Как возникла Россия, Символика для подготовит , Poiski_tainstvennoy_strany.pdf и ещё 5 файл(а).
Показать все связанные файлы
Занятие «Знакомство со свойствами песка и глины».

Старшая группа
Программное содержание: познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок , а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.

Словарная работа: сыпучий, рыхлый, вязкая, липкая, пластичная.

Оборудование: посылка с мешочками с глиной и песком, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой , картинка замка из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук.
Ход занятия:

1 часть . Ребята, я получила посылку от сказочного принца. С ним случилась беда, злой волшебник украл его принцессу. Принц сможет освободить ее, если построит крепкий, надежный и красивый замок. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Принц просит нас помочь выбрать материал. / достает из посылки мешочки с глиной и песком/.

Что это? /песок и глина/.

Сложное задание задал волшебник. Замок должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

Давайте посмотрим картинку замка. Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/.
Дети проходят за столы с песком.

2 часть. Опыт 1. Что лучше лепиться? Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

- Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок .

Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.

Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

- Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

Что мы можем сказать про нее , какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

Дети моют руки.
- Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? /предположения детей/. Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. Что случилось с песочными кирпичами? Рассыпались. А глиняные рассыпаются?

Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.

А для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах , после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/.

Дети моют руки.
- Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте рассмотрим песок и глину.

Дети садятся за круглые столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок , которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить?

Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?

В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод : песок хорошо пропускает воду, потому что , рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

- Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему? Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы!

Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные? Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, принц будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал. /кладут мешок с глиной в посылку/.

татьяна ушакова
Конспект НОД на тему «Свойства глины и песка»

Вид деятельности : познавательно-исследовательская деятельность старшая гр.

Форма организации : экспериментирование.

Тема : «Свойства глины и песка » .

Цели : расширение знаний детей о свойствах глины .

Задачи :

1. Углубить представления детей о свойствах глины , в сравнении со свойствами песка (сыпучесть, липкость, вязкость, пластичность, способность пропускать воду, выясняя их отличия. Показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; творческие способности детей при создании скульптур.

3. Воспитывать желание помочь персонажу; интерес к окружающей действительности.

Материалы и оборудование :Незнайка, ИКТ картинки замков из песка ,картинка замка из кирпича,контейнеры с глиной и песком ; стаканы с песком и глиной , листы бумаги, лупы, пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка; красный кирпич, бумажные полотенца для рук. Глина , доски, стеки, предметы сделанные из глины .

Мотивация детей к деятельности.

Приходит Незнайка с (видео) картинками, где изображены замки из песка .

П,С – Хочу построить такой замок, а Знайка надомной смеется, говорит, что это невозможно. Что я не смогу там жить.

Помогите мне.

Постановка детьми цели деятельности.

Проблемный диалог : - Как помочь Незнайке?

Вы видели такие замки?

А сами строили?

А что вы скажите про такой замок?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

Сложное задание задал Незнайка. Каким должен быть замок?

Правильно, замок должен быть крепким, прочным, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

Давайте посмотрим еще одну картинку замка. Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи : из песка или из глины ? Как можно проверить? /предположения детей/. Правильно, опытным путем.

Дети проходят за столы с песком .

Опыт 1. Что лучше лепиться?

Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

Что происходит с песком ? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

Куда исчезла вода? /она «забралась» в песок и спряталась/. Каким стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить из него? Попробуйте слепить кирпичик.

Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

Как думаете, а какая должна быть глина , чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины .

Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая .

- Что лучше лепится : глина или песок ? /глина/ . Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

Вывод : сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая , липкая, пластичная и поэтому из нее хорошо лепить фигурки.

Дети моют руки.

Как вы думаете, какой кирпичик прочнее : песочный или глиняный ? Как можно узнать? /предположения детей/. Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют разломать кирпичи.

Что случилось с песочными кирпичами? …

Рассыпались. А глиняные рассыпаются ?

Вывод : из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные , их трудно разломать.

А для прочности глиняные кирпичи обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/.

Дети моют руки.

Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет ? Давайте рассмотрим песок и глину .

Дети садятся за круглые столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина ?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

Из чего состоит глина ? Видны ли такие же частички в глине ?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам» , а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод : песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются .

Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину ? Как можно проверить?

Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину ?

В стаканы помещаются песок и глина . Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.

Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет ?

Вывод : песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду .

Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя : песочные или глиняные ? Почему? Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет . Молодцы!

Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей : сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут из песка ?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

Знаниями мы Незнайку вооружили, а как еще ему помочь? Что еще может быть в замке из прочного материала? (чем украшают замки) Конечно, сделайте статуи из оставшейся глины .

Рефлексия. -Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Как думаете, Незнайка не зря к вам обратился за помощью? А вы довольны тем, что помогли ему?

В чем вы испытывали затруднение?

Какие поделки подарим Незнайке?

И я думаю, Незнайка рад встречи с вами. Вы помогли выбрать ему нужный материал, и конечно, он рад вашим подаркам.

Незнайка восхищается их работами, благодарит за помощь и подарки

Публикации по теме:

Конспект занятия-экспериментирования в первой младшей группе «Песок. Свойства песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка. Задачи:.

Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение Детский сад №49 г. Владикавказ Конспект НОД по организации исследовательской.

Интеграция образовательных областей: 1. Познание 2. Коммуникация 3. Социализация 4. Физическая культура Коммуникация: 1. развивать умственные.

Конспект ООД по познавательному развитию "Спор Песка и Глины" в средней группе общеразвивающей направленности (возраст 4-5 лет) Цель: формирование.

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе

Тема урока: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

Цели урока:

— формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека;

— учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты;

— развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

— воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при проведении практической работы и опытов.

Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний перед изучением нового материала

Вводная беседа

— С какими природными богатствами мы уже познакомились?

— Почему равнинный рельеф считается природным богатством?

— Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики?

3. Постановка темы и целей урока

— Тема нашего урока — Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина. На уроке вы узнаете …, научитесь…

4. Изучение нового материала

— Ответьте на вопросы учебника на стр. …

— Прочитайте текст «Полезные ископаемые». (чтение абзацами по цепочке)

— Выполним задания к тексту.

Практическая работа по изучению гранита

Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника.

По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:

Практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств

Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования.

Задания к практической работе:

В результате практической работы и анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:

Свойства Песок Глина
Строение сыпучее несыпучее
Размеры частиц крупнее Мельче, как пыль
Цвет разнообразный также
Твердость твердый мягкая
Запах +
Отношение к воде Не растворяется также
Пластичность +
Как пропускает воду хорошо плохо

После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде).

— Что объединяет гранит, песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.)

5. Закрепление

Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой?

2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?

4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

6. Подведение итогов. Итоговая рефлексия

(см. предыдущие уроки)

Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!



Открытие бизнеса