Сатирическое описание. Политическая сатира: определение жанра, примеры. Сатира - прогрессивный жанр литературы

Сатиры в эпоху классицизма

Сатиры в России

В России сатиры получили распространение вместе с классицизмом. Первые в истории русской литературы сатиры написал Антиох Кантемир в начале XVIII века . Эти девять сатир стали классикой. В XIX веке сатиры ещё имели неширокое распространение, однако в наши дни они окончательно забыты.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сатира (жанр)" в других словарях:

    Вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к… … Литературная энциклопедия

    - (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли … Википедия

    ЖАНР - литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретическом понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений… … Литературный энциклопедический словарь

    - (лат.). Род поэзии, имеющий целью осмеивать слабости и пороки современного общества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САТИРА лат. satira, древ лат. satura, от лат. satur, сытый, полный; сначала… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (латинское satira), 1) способ проявления комического в искусстве: уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социально нравственной значимости позиции сатирика, от тональности комических средств … Современная энциклопедия

    - (лат. satira) 1) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических … Большой Энциклопедический словарь

    САТИРА, ы, жен. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. | прил. сатирический, ая, ое. С. жанр. С. стиль. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    - (лат. satira) – уничтожающее осмеяние действительности, раскрывающейся в художеств. изображении как нечто превратное и внутренне несостоятельное. По классич. определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. не как специфич. лит. жанр, а как… … Философская энциклопедия

    - (лат. satira, от более раннего satura Сатура, буквально смесь, всякая всячина) вид комического (См. Комическое); беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным,… … Большая советская энциклопедия

    Ы; ж. [лат. satira] 1. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. 2. Произведение искусства остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Латышские народные анекдоты , . Почти во всех жанрах латышского фольклора присутствуют элементы юмора и сатиры; особенно характерны они для опевальных песен, части бытовых сказок и пословиц. Однако наиболее широко и…

Здравствуйте, уважаемые читатели сайт. Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров – это сатира, в том числе. Сатирические произведения остаются в памяти надолго.

Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого – отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность?

Сатиру считают одной из древнейших форм искусства . Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе – попробуем разобраться вместе.

Определение сатиры – что это

Сатира (от гр. sati­ra - пестрая смесь, всякая всячина) - это один из видов комического, беспощадно высмеивающий человеческие пороки и явления общественной жизни.

Сатира в литературе – это изображение, которое, как правило, опирается на гротеск или гиперболу, намеренно искажая, преувеличивая черты описываемого. Но, осмеивая и отрицая тот или иной недостаток, автор всегда дает понять, каков эстетический идеал. Например, сатирически изображая чиновничество в комедии « » и в поэме « », Н. стремился внушить зрителю и читателю, что взяточники, казнокрады и лихоимцы не должны вершить власть в России, что ее народ достоин лучшей судьбы.

Поэтому и требует всех мздоимцев к себе настоящий ревизор, а они стоят, как громом пораженные. По замыслу писателя, Чичиков, постранствовав по стране и потерпев фиаско во всех своих аферах, во втором томе поэмы должен был стать честным «предпринимателем», приносящим пользу государству.

Как композиционный принцип или прием в изображении жизни сатиру можно встретить в сказках М. , близких по форме к басне, где в качестве действующих лиц выступают представители фауны: « », « », « » и др.

В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах.

В узком смысле слова сатирой называют обличительные стихотворения. Такая лирическая форма была популярна в античности (например, сатиры римских поэтов Горация и Ювенала) и в эпоху классицизма. Как сатиру рассматривают и некрасовское «Рыцарь на час».

История зарождения сатиры

Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.

Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.

Само слово происходит от латинского «sati­ra » и связано с понятием «сатурналии ».

Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.

Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.

Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.

Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех , позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.

Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.

Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.

Получается, что сатира – это это мощное оружие , необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.

Жанры сатиры

Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.

Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.

Наиболее известные жанры сатиры :

  1. собственно сатира;
  2. сатирический роман;
  3. эпиграмма;
  4. памфлет;
  5. пасквиль.

Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы :

  1. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
  2. В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте.
  3. В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ.

Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле « », а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».

В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.

Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве , Пушкина, Языкова, Батюшкова.

В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.

А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.

Признаки сатирических произведений

В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.

Чтобы понять, что перед нами сатира , а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:

  1. недостатки не просто называются, но и высмеиваются (иногда с помощью гиперболы (преувеличения) или литоты (преуменьшения);
  2. насмешку нельзя назвать безобидной: по характеру она острая, злая , порой язвительная;
  3. цель сатиры: уничтожить , искоренить прежнее и спровоцировать появление нового;
  4. задачи сатирика глобальны: он борется с «сорняками» как в одном человеческом сердце, так и на ниве всего человечества;
  5. нельзя представить сатиру вне жизни общества;
  6. сатира не знает оттенков и компромиссов, используя самые беспощадные средства осмеяния.

Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это , гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности.

Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов.

В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза – это сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.

Чем отличается сатира от юмора

Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые различия. Разница заключается, прежде всего, в степени оценивания этих комических жанров и реакции на них широкой публики.

Юмор – это демонстрация насмешливо-добродушного отношения ко всевозможным нелепостям. Он не имеет цели осудить пороки, но позволяет вызвать улыбку, принести удовольствие людям. Сатира же, напротив, высмеивает недостатки человека и общества. Ее можно назвать злым юмором, который не просто используется для достижения смехового эффекта, а несет в себе мораль и философию.

Примеры сатиры в литературе

Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. Ярким образцом этого жанра вступает роман «Хитроумный идальго Ламанчский», где Сервантес высмеивает отрешенного от жизни романтика, перепутавшего мечту с реальностью.

Произведение « » Марка Твена направлено на изобличение убеждений жителей довоенных регионов южной части Северной Америки, противоречивших моральным ценностям самого писателя.

К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. Оруэлла, где автор описывает разговаривающих животных, задумавших управлять миром.

Ярослав Гашек посмеялся над событиями Первой мировой войны в «Похождениях бравого солдата Швейка», продемонстрировав читателям недостатки немецкого милитаризма.

Если говорить об отдельных сатирических отрывках в произведениях, то хорошим примером выступают сцены во дворе гетмана во втором действии пьесы Булгакова «Дни Турбиных», где автор через героев показал свое отношение к правлению Скоропадского.

Краткое резюме

Сатира жила и будет жить вечно, пока писателей тревожат несовершенства нашего мира. В ней отразилась тоска по идеалу и понимание, что до конца исправить человеческую природу вряд ли возможно.

Сатирой считается любое произведение комического жанра с резко выраженным критикующим характером фактов или объектов действительности.

Недостатки, слабости и пороки в сатире высмеиваются с помощью с помощью средств юмора, таких как ирония, сарказм, пародия, гротеск, аллегория, гипербола, эзопов язык и другие. Именно через образы героев, высмеивающих качества реально существующих персонажей, жестоко обличающих их пороки и слабости в развлекательно-юмористической форме легко понять, что такое сатира в литературе.

Определение сатиры в литературе

Во все времена сатира служила идеям гуманизма, просвещения и идеалам прекрасного, к которым призывали авторы сатирических трудов, вскрывая различными средствами юмора изнаночную сторону реальности и призывая к добродетели нравственности, духовности, образованности, интеллектуального развития. Определение сатире было дано впервые римским учителем красноречия Квинтилианом. Недаром сатире дают определение как отдельному виду искусства, в котором шаржировано изображаются неприглядные стороны действительности.

Сила сатиры в литературе зависит от того, насколько значимую позицию в обществе занимает автор-сатирик, от применяемых им средств сатиры, а также от смелости его слога.

Первые сатирические литературные произведения датируются II веком до н.э., и самым прославленным из античных сатириков признан Аристофан, сумевший метко и цепко комментировать действия в своих драмах видных общественных деятелей. В России сатира в литературе представлена многими известными писателями. В бессмертных произведениях знаменитые авторы маскировали народную усмешку в адрес правящей системы.

Примеры сатиры в произведениях

А. С. Грибоедов, Н.В. Гоголь (поэма «Мертвые души»), Н.А. Некрасов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лнрмонтов, И.А Крылов в баснях, и особенно кусательная сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина, выражали отвращение к тирании, крепостному праву, прописным порядкам.

На вопрос что такое сатира в литературе можно смело ответить, что это тонкая грань юмористического и комического, которая дерзко обнажает суть в доступной и понятной форме, клеймя общественные пороки. Сатира дает надежду и поднимает дух даже в самые горькие моменты жизни именно потому что она помогает перевернуть привычную картину мира, превращая ее из трагичной в невообразимо цепкую вдохновляющую шутку.

САТИРА (лат. satira) - 1) в искусстве - уничтожающее осмеяние явлений. Сатира зависит от культурных составляющих (например, социальной), от эффективности комических средств (таких, как сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). В литературе и публицистике сатира заключена в комедии, в памфлете, фельетоне, карикатуре. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М.Е. Салтыков-Щедрин; 2) в древнеримской литературе - особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы (Ювенал).

Сатира

САТИРА - вид комического; особо острая и язвительная форма комедийного, отрицающая саму сущность осмеиваемого явления или персонажа путем контрастного противопоставления того и другого подразумеваемым высоким эстетическим и этическим идеалам. Идеалы в сатирических произведениях утверждаются как бы от противного, через обличение антиидеала. Сатира, по словам Н. Г. Чернышевского, «не просто смешит публику, а заставляет ее содрогнуться», возбуждая не только смех, но и гнев, и отвращение. Сатира возможна даже без смеха, но невозможна без остроумия.

Сатира

САТИРА [лат. satira, от satura - смесь] - 1) произведение искусства, в жесткой форме высмеивающее какие-либо пороки и недостатки; средствами сатиры являются аллегория, гипербола, гротеск, ирония, пародия, сарказм и др.; классиками сатиры считаются, например, Ж. Б. Мольер и М. Е. Салтыков-Щедрин; 2) злая насмешка, гневное высмеивание.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 382-383.

Что такое сатира? Давайте вместе ответим на этот вопрос. Разберемся также в том, что такое сатира в литературе. Определение, краткое и лаконичное, можно дать следующее: это вид комического, который отличается от других (иронии, юмора) резкостью обличения.

При зарождении своем она являлась лирическим жанром, представлявшим собой стихотворение, обычно довольно большое по объему. Его содержание составляла насмешка над определенными событиями или лицами.

Сатира как жанр

Сатира как жанр впервые появилась в римской литературе. Само это слово происходит от названия мифических существ на латыни, сатиров - полубогов-полуживотных с насмешливым нравом. Филологически данное понятие связано и с другим словом, satura, в простонародье означавшим блюдо мешанины, что говорило о смешении разных размеров (греческие, а также сатурнический стих) и на присутствие разнообразных описаний явлений и фактов в сатире, в отличие от других жанров лирики, которые имели определенную, строго ограниченную область изображения. Вот что такое сатира. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы.

Сатира как прием

С течением времени она утратила значение конкретного жанра, как произошло это и с другими жанрами, считавшимися классическими (идиллией, элегией и пр.). Основным признаком сатиры стала изобличающая насмешка, которая определяла сущность ее. Это назначение она выполняла с помощью различных жанров и форм. Однако всякий раз, когда в литературе возрождались формы античности, старинная жанровая сатира вновь возникала вместе с ними. Например, так было во второй половине 18 века в русской литературе, когда она была использована в качестве классической формы Сумароковым, Кантемиром и др. Одновременно существовали и сатирические журналы с карикатурами, рассказами, фельетонами, а также сатирическая комедия.

Что лежит в основе сатиры?

Что такое сатира, мы выяснили. Разберемся теперь, что лежит в основе ее. В основе сатиры, независимо от жанра, лежит комизм. Смех всегда был и остается хорошим средством воздействия на общество. Комическое, выполняя социальные функции, имеет и соответствующую форму: сатирическую, юмористическую и ироническую. В действенной борьбе с изображаемым комически объектом заключается социальная функция сатиры и смеха. В этом ее отличие от иронии и юмора. От любых других форм комического сатира также отличается волевой направленностью, активностью и целеустремленностью. В смехе всегда присутствует отрицание. Вместе с ним поэтому звучат не менее сильно возмущение и негодование. Иногда они столь сильны, что практически заглушают смешное или же оттесняют на задний план.

Может ли сатира обходиться без комических приемов?

То, что комический эффект в сатире выражен не слишком сильно, дало повод некоторым ученым утверждать, что она может обходиться вовсе без комических приемов, изобличать враждебное и ничтожное только своим негодованием. Однако негодование само по себе даже при наибольшей напряженности и силе не создает сатиры. Например, стихотворения "На смерть Пушкина" и "Дума" Лермонтова при всем пафосе возмущения и протеста все же не являются сатирическими. Элементы негодования и смеха в сатире могут по-разному комбинироваться. Но нельзя построить ее вне комического. Отрицая его как необходимый элемент, мы придем к отождествлению этого понятия с отрицанием, критикой вообще. И не сможем ответить ясно на вопрос о том, что такое сатира. В плане сатирическом (например, у Салтыкова-Щедрина) и в плане прямого отрицания и критики (у Л.Н. Толстого) может быть выражено изобличение бюрократии и русского самодержавия.

Маяковский изобличал сатирически буржуазию и мещанство, Горький их же, но в виде прямого отрицания. Вот что такое сатира в литературе. Определение ее в тексте обычно не представляет большой сложности - мы делаем это интуитивно.

Специфика понятия "сатира"

Специфика понятия "сатира" состоит не только в том, что оно вскрывает вредные, отрицательные или позорные явления, но и в том, что осуществляется это всегда средствами комического закона, по которому негодование составляет единое целое с изобличением комическим, а изобличаемое изображается как нормальное, чтобы потом через это обнаружить смешное, что данная норма - лишь видимость, которая заслоняет зло. Подтверждается данная мысль всей историей сатиры. Вспомним, например, таких авторов, как Бомарше, Рабле, Свифт, Вольтер, Салтыков-Щедрин. Читая их, мы понимаем, что такое сатира в литературе. Определение этого понятия было дано выше, так что если вы сомневаетесь, вы всегда можете прибегнуть к нему. Классическое деление сатиры на "патетическую" и "смеющуюся", которое Шиллер проводит в одной из своих статей, таким образом, не имеет достаточного основания.

Типы сатиры

Сатиры на врага могут быть отрицанием всей существующей социально-политической системы. Данный тип связан с именами величайших сатириков, в разные эпохи давших гениальные образцы отрицания и критики социальной действительности современной этим авторам эпохи. К ним относятся Свифт, Рабле, Салтыков-Щедрин.

Второй тип сатиры - когда автор зовет не к уничтожению всей системы, породившей пороки, а к исправлению отдельных из них. Такая сатира направлена в основном на нравы, быт, культурные обычаи. Она отражена в творчестве Мольера, выступившего с критикой поднимающегося класса. Известный образ "мещанина во дворянстве" дополняется целым рядом подобных образов у этого автора ("Смешные жеманницы", "Жорж Данден") и построен таким образом, что является смешным при всех своих недостатках, но не отрицательным.

В этом же плане дан у Бомарше Фигаро. Таков Фонвизин, стремившийся выдвинуть культурное, европеизированное дворянство на место невежественного патриархального.

Что такое сатира, мы разобрались. Надеемся, материал был изложен понятно и доступно. Мы также попытались кратко описать, что такое сатира в литературе. Указанные нами авторы выбраны не случайно - это самые яркие представители сатирического направления.



Открытие бизнеса