Что такое магнитная лента? Что должен показывать индикатор уровня сигнала


Привычные твердые магниты используются для решения огромного количества прикладных задач, но в ряде случаев возможности их применения ограничены. В частности, при производстве сувенирной продукции или наружной рекламы возникает необходимость в гибких и плоских материалах. В поиске оптимального варианта для подобных ситуаций пользователи и узнают, что такое магнитная лента . Этот материал представляет собой одну из разновидностей магнитопластов - магнитный винил, порезанный на полосы определенной ширины. Лента характеризуется следующими особенностями:


Одна магнитная сторона. Только одна сторона ленты является магнитной, тогда как противоположная поверхность может использоваться для приклеивания к любой немагнитной поверхности (если магнитная лента на катушках имеет клеевой слой) или для нанесения изображений (картинок или текста).


Простая механическая обработка. Винил можно свободно изгибать, а также резать с помощью обычных ножниц. При этом материал не теряет своих потребительских качеств, и его магнитная сила не слабеет.


Устойчивость к атмосферным факторам. Дождь, солнце и ветер не страшны магнитному винилу. Этот материал не боится коррозии и может использоваться при температурах в диапазоне -30..+70 ⁰ C .

Применение магнитной ленты

Итак, разобрались, что такое магнитная лента. Теперь узнаем, какую пользу она вам может принести. Этот гибкий материал применяется в таких сферах:


1) Презентации. Благодаря сочетанию удобства использования и экономичности магнитная лента стала незаменимым решением для оборудования мобильных стендов на выставках. С ее помощью можно быстро, просто и надежно закрепить любые плакаты на несущей конструкции, а затем с легкостью снять и заменить их.


2) Представление информации. Магнитные ленты оказываются полезны в школах, университетах и офисах. Ширина полосы в 25,4 мм с силой сцепления 70г/см 2 обеспечивает надежное удержание даже достаточно крупных карт, пособий, диаграмм, графиков и выкладок. При этом можно за считанные мгновения выполнить монтаж/демонтаж любых демонстрируемых материалов. Очень удобна магнитная лента для детского сада : с небольшими затратами можно организовать постоянную экспозицию детских рисунков и учебных пособий.


3) Реклама. Магнитная лента на катушках - это неотъемлемый элемент в оборудовании информационных табло, афиш и прочих рекламных носителей. Причем пространство для использования этого материала не ограничивается ровными и подготовленными основаниями. Специальный вспененный слой позволяет с легкостью наносить виниловую ленту на любые неровные поверхности: на стены зданий, рельефные объекты, кузова такси и так далее.


3) Поделки, сувениры, магнитные шторы . Кусочки магнитной ленты используются для изготовления магнитов на холодильник, для игрушек, развивающих игрушек и даже для москитных сеток на окна и двери.

Магнитофонная лента , магнитная лента, ферромагнитная лента, — звуконоситель магнитной записи, применяемый в магнитофонах и . Относится к группе .

Магнитофонная лента

Магнитофонные ленты подразделялись на однослойные — сплошные, в которых частицы магнитного материала распределены в пленкообразующем материале по всей толщине ленты, и двухслойные, немагнитной основы — эфироцеллюлозной или пластмассовой плёнки, бумаги и т. п. — и нанесённого на неё феррослоя из магнитного порошка, распылённого в пленкообразующем материале.

Промышленностью в 1958 году выпускались двухслойные магнитофонные ленты но ГОСТ 8303—57: тип I, тип IБ и тип II, — предназначавшиеся для бытовых и специальных (профессиональных) магнитофонов.

Магнитофонная лента типа I была предназначена для использования в аппаратах магнитной звукозаписи профессионального типа (в радиовещании, кинематографии и т. д.) при скорости протягивания 76,2 см/сек. Лента состоит из негорючей ацетилцеллюлозной основы и нанесённого на одну из её сторон ферромагнитного слоя. Размеры ленты: ширина 6,35 мм, общая толщина 50—60 µ, толщина магнитного слоя 10—20 µ. Магнитофонная лента типа I выпускалась намотанной на сердечники (бобышки), длина в рулоне 1000+50 м. Каждый рулон упаковывался в картонную коробку, имевшую специальный держатель для сердечника.

Магнитофонная лента типа IБ была предназначена для использования в бытовых аппаратах магнитной звукозаписи (магнитофонах и магнитофонных приставках) при скорости движения 76,2 и 38,1 см/сек. По всем показателям, кроме электроакустических, тип IБ полностью соответствовал магнитофонной ленте типа I. Общая толщина магнитофонной ленты типа IБ составляет 50—60 µ. Выпускалась в рулонах по 1000±50 м, намотанных на сердечник, или на кассетах по 100, 180, 350 и 500+20 м.

Магнитофонная лента типа II предназначалась для использования в профессиональных и бытовых аппаратах звукозаписи (в магнитофонах МЭЗ-15, «Днепр», «Яуза», в приставках МП-2 и др.) при скоростях протягивания 38,1; 19,05 и 9,5 см/сек. Лента имела ацетилцеллюлозную основу и феррокобальтовый магнитный слой (смесь феррита с кобальтом). Толщина основы ленты 40—45 µ, толщина магнитного слоя 15—20 µ. Для улучшения частотной характеристики магнитофонная лента типа II подвергалась шлифованию со стороны магнитного слоя. Этот слой имел блестящую поверхность в отличие от матового магнитного слоя магнитофонной ленты типа I и типа IБ. По сравнению с магнитофонной лентой типа I и типа IБ лента типа II была более чувствительна; величина её отдачи примерно вдвое выше. Магнитофонная лента типа II выпускалась в рулонах по 1000 м на сердечниках и на стандартных кассетах соответствующих ГОСТ 7704—55.

Схематический разрез двухслойной магнитофонной ленты

Замена магнитофонной ленты типа II при малых скоростях протягивания на ленту типа 1 сужала частотный диапазон и сильно уменьшала громкость воспроизведения, например при скорости протягивания ленты 19,05 см/сек такая замена приводила к сужению частотного диапазона до 6000—7000 гц и уменьшению громкости почти вдвое (при тех же нелинейных искажениях), замене ленты типа II на тип IБ частотный диапазон сужаелся до 4000—4500 гц.

Применение магнитофонной ленты типа II на повышенных скоростях, например, 76,2 см/сек, нецелесообразно, т. к. при этом повышался уровень шумов и ухудшалась стираемость старых записей.

Характеристика магнитофонных лент

Магнитофонные ленты типа I и типа IБ выпускались в рулонах по 1000+50 м на стандартных 100-миллиметровых металлических сердечниках и на кассетах.

Стандартный сердечник для магнитофонной ленты

Магнитофонные ленты типа II выпускались в рулонах по 1000+50 м и 500+20 м на сердечниках, а также на стандартных кассетах.

Кассеты изготовлялись из полистирола, дюралюминия или комбинированными (втулка из пластмассы, щёки из дюралюминия). Кассета должна была обеспечивать закрепление внутреннего конца рулона ленты. Номинальная вместимость кассет и примерная длительность их проигрывания при скорости движения ленты 19,05 см/сек приведены в таблице ниже.

Характеристика магнитофонных кассет (по ГОСТ 7704—55)

При обрыве магнитофонная лента могла быть склеена. Для этого концы оборванной ленты обрезались, на один из них со стороны магнитного слоя наносилась капля клея, после чего концы соединялись внахлёст с перекрытием, равным ширине ленты (0,5—1,0 см). При склеивании концы разорванной ленты не должны были иметь поперечного смещения и перекоса. Изготовителями рекомендовался следующий рецепт клея для склеивания магнитофонной ленты : уксусная кислота 23,5 см³, ацетон 63,5 см³, бутилацетат 13,0 см³. Ленту можно было склеивать также ацетоном, уксусной эссенцией или универсальным клеем БФ-2.

Маркировка наносится на гладкой (тыльной) стороне манитофонной ленты (со стороны основы) на всём её протяжении и включала: наименование или товарный знак изготовителя, тип ленты, год изготовления и номер полива.

Стандартная кассета для магнитофонной ленты

Признаками брака и недоброкачественности магнитофонной ленты являлиь треснутые или разбитые кассеты и втулки, погнутости металлических кассет и сердечников, обрывы ленты Конец магнитофонной ленты после намотки её на кассету заклеивался и скреплялся маркой фабрики; рядом обозначался номер полива. Каждый рулон ленты или кассета вместе с инструкцией к пользованию вкладывались в картонную папку; папка вкладывалась в картонную коробку, на которой указывались соответствующие данные.

Хранить магнитофонные ленты следовало в коробках, в сухих проветриваемых помещениях при температуре 10—20° и относительной влажности воздуха 50—60%, оберегая от перегрева, сырости и воздействия солнечных лучей. Магнитофонные ленты с записью следовало хранить вдали от крупных железных масс или сильных электромагнитных полей (электромагнитов, электродвигателей, трансформаторов и т. п.). При хранении записей коробки с магнитофонными лентами нумеровались, на тыльной стороне их обозначались наименования записанных произведений, исполнители, даты записи и т. п. При необходимости сведения о записях, имевшихся в фонотеке, можно было свести в общий каталог.

В 1898 году датчанин Вальдемар Поульсен продемонстрировал устройство для магнитной записи звука. На тот момент уже существовали фонографы конструкции Томаса Эдисона, на которых умещались десятки секунд записи речи. Для записи звука на фонографе игла наносит звуковую дорожку на сменном барабане. С этой же звуковой дорожки иглой снимают звук.

Телеграфон Поульсена внешне похож: у него тоже есть вертикальный барабан, но из стальной проволоки. На записывающую головку подаётся электрический сигнал, носитель движется с постоянной скоростью около головки и на нём остаётся намагниченность, соответствующая сигналу. Для проигрывания нужна головка воспроизведения, которая проходит и регистрирует изменения магнитного поля проволоки, а затем преобразует их в электрический сигнал. В 1900 году на проволоке остался голос императора Австрии Франца Иосифа I - на сегодня одна из старейших доживших до наших дней магнитных аудиозаписей. В последующем телеграфоны продавались как устройства записи речи для быта, для развлечения и в качестве диктофона.

Конечно, устройство из позапрошлого века обладало своими особенностями. К примеру, у изобретения Поульсена усилителя сигнала не было, поэтому звук нужно было слушать в наушниках. Качество записи было лишь незначительно выше, чем у механических фонографов. Но принципы функционирования телеграфона остались ровно теми же, что и у устройств куда сложнее его. Эти устройства научились записывать звук высокого качества, данные и даже видео. Для этого инженерам пришлось решить не один десяток проблем.

Первые линейные попытки

В 1928 году Фриц Пфлеймер изобрёл новый тип носителя. На длинную полоску бумаги они нанёс порошок оксида железа Fe 2 O 3 - это вряд ли могло напомнить тёмно-коричневую плёнку аудиокассет. Магнитная лента обрела свои очертания в результате дальнейшей работы немецкой компании электроники AEG и химического гиганта BASF . Хотя всё это происходило до Второй мировой, за пределы Германии новинка вышла лишь в качестве трофейных образцов. До этого были обрывочные сведения, вызванные режимом секретности.

Союзники получали в своё распоряжение немецкие «магнетофоны» и быстро улучшали технологии аудиозаписи, добавляли возможности стереозвука и повышали общее качество технологии. О преимуществах магнитной записи звука они догадывались давно: немецкие радиопередачи, повторно транслируемые в записи, качеством почти никак не отличались от своих оригинальных исполнений.


AEG Magnetophon Tonschreiber B с немецкой радиостанции, собран после 1942.

Студии звукозаписи, которые до этого всё ещё писали на механические мастер-диски, быстро оценили преимущества новинки. Двадцать лет, 1945 по 1965 года, стандартом в студиях была лента. Наступила магнитная эра. Можно было записывать треки длиннее, чем раньше, комбинировать записи нескольких разных людей. Магнитная лента позволяла собрать запись каждого из инструментов в их самом удачном качестве в единую форму. У звуковиков в работе появилась пластичность, которая была доступна разве что в монтаже кино.

На магнитную ленту пытались записывать и видеосигнал. На тот момент киноплёнка была единственным носителем видео. Даже для телевидения сигнал . Аппараты, по сути, были камерой, телевизором и специальной системой синхронизации скачкового механизма. Запись телесигнала была нужна даже не для далёких потомков, а для ретрансляции телесигнала в других часовых поясах. К 1954 году телеиндустрия потребляла плёнки больше, чем все студии Голливуда.

Логично попробовать приспособить новый перезаписываемый носитель под видео - в чём-то оно довольно похоже на аудиосигнал. Одно различие мешало. Полоса частот у аналогового телесигнала куда шире, чем у звука - 5-6 мегагерц и выше против различаемых человеческим звуком 20 килогерц.

Если пустить ленту на обычной скорости аудиозаписи и попытаться записать телесигнал, то ничего хорошего не получится. Записывающая головка создаёт меняющееся магнитное поле, и частицы пыли намагничиваются соответствующим образом. Лента протягивается на постоянной скорости, затем намагничивается следующая крошечная полоска частиц. Но если магнитное поле меняется слишком быстро, то частицы будут намагничены в случайном направлении.

Пропускная способность магнитной ленты связана со скоростью: чем выше частота сигнала, тем выше должна быть скорость ленты. То есть «в лоб» проблему можно решить, пропуская ленту быстрее. В этом направлении работали первые попытки записать телевизионный сигнал на магнитную ленту.

Одной из таких попыток была машина Vision Electronic Recording Apparatus (VERA), разрабатываемая «Би-Би-Си» с 1952 года. Опасная стальная лента наматывалась на 21-дюймовые (53,5 см) барабаны. Она проходила более 5 метров в секунду (200 дюймов). Для безопасности вся машина была заключена в специальный корпус на случай, если что-то разлетится при работе. Как и многие специализированные установки того времени, машина выглядела как большой стенд с множеством оборудования. При этом VERA могла записывать всего 15 минут 405-строчного телесигнала.

Чем-то похожим занималась американская RCA. К 1953 году была достигнута запись цветного и чёрно-белого телевидения на, соответственно, полудюймовую (12,7 мм) и четвертьдюймовую (≈6 мм) плёнку. Для цветного сигнала на плёнку писали пять параллельных дорожек: красная, голубая, зелёная составляющая, синхронизация и звук. Для чёрно-белой нужно было лишь две дорожки: одноцветная картинка и звук. Скорость ленты составляла более 9 метров (360 дюймов) в секунду.


В 1958 году после лет доработки аппарат VERA демонстрируют на телевидении. На тот момент установка уже устарела: американская Ampex в 1956 году показала коммерчески доступный видеомагнитофон, который тратил куда меньше магнитной ленты. Для этого нашли другой способ записи.

Поперечно-строчная запись

Понятно, что для записи видео на магнитную плёнку нужно движение, но без неосуществимо быстрой промотки. Для этого головки записи разместили на барабане, быстро вращающемся перпендикулярно направлению движения ленты.

Таким образом головки оставляют на ленте последовательность поперечных параллельных строчек с сигналом в частотной модуляции. Так можно использовать почти всю ширину, оставляя на боках немного места для вспомогательной информации. В результате магнитную ленту можно пропускать с адекватной скоростью, а головки движутся достаточно быстро для записи информации.

Для воспроизведения с плёнки нужна синхронизация, метки которой пишутся на этой же ленте обычными, невращающимися головками. Обычные головки пишут аудиодорожку. На практике запись осуществлялась на двухдюймовую (50,8 мм) ленту формата Quadruplex (Квадраплекс). Как следует из названия, на вращающемся барабане размещались четыре головки. Барабан вращался со скоростью 14 440 (NTSC) или 15 000 (PAL) оборотов в минуту. На одной бобине умещалось 90 минут видеозаписи.

Подобную технологию записи изобрели в относительно небольшой на тот момент американской компании Ampex, основанной эмигрантом российского происхождения Александром Матвеевичем Понятовым. VRX-1000 стал первым коммерчески успешным видеомагнитофоном. Его разработка началась ещё в октябре 1951, а готовый вариант был представлен лишь в 1956 году.


Одна из первых демонстрацией выглядела как запись всех присутствующих на плёнку в течение примерно двух минут, перемотка и демонстрация на экране телевизора картинки. Во время проигрывания повисла абсолютная тишина, затем начались бурные овации.

VRX-1000 Mark IV стоил 50 000 долларов (порядка 450 тысяч $ сегодня), каждая бобина разработанного Ampex формата Quadruplex обходилась в 300 долларов (≈2700 $ в 2016). При этом плёнка стиралась уже через 30 использований. Очевидно, что первыми покупателями были крупные телестудии.

Наклонно-строчная запись

Поперечно-строчная видеозапись имела серьёзные недостатки. К примеру, воспроизводить видео замедленно или сделать стоп-кадр было невозможно. Каждая из видеодорожек представляла из себя лишь часть картинки. Для NSTC каждый кадр требовал 16 дорожек, для PAL - 20. Лишь при воспроизведении с нормальной скоростью получалась различимая картинка. Кстати, если у четырёх головок на барабане были малейшие различия, они проявлялись на картинке. Монтаж стандарта Q вызывал трудности: была нужна точная синхронизация. Ленту монтировали так же, как и обычную киноплёнку: её разрезали и склеивали. Лишь позже появились специальные аппараты для монтажа.


Учёбный фильм «Би-Би-Си» о видеомонтаже на магнитофоне с двухдюймовой лентой.

Системы с наклонно-строчной записью были лишены этих проблем. Как и следует из названия, в них вращающийся барабан с головками формирует строчки на ленте под наклоном. Если обернуть вращающийся барабан лентой почти полностью, длинная строчка будет вмещать целый кадр. При остановке движения ленты он будет продолжать считываться, давая эффект стоп-кадра. Если проматывать вперёд или назад, то на экране тоже будет картинка.


Сравнение систем с поперечно-строчной и наклонно-строчной записью.

Тот же эффект можно достичь, если обернуть лентой лишь половину барабана, но использовать две головки - всё так же один оборот барабана будет означать считывание или запись одного кадра. В дальнейшем число головок только увеличивалось для добавления высококачественного звука или для уменьшения размера барабана.


Портативный видеомагнитофон Sony BVH-500 для магнитной ленты формата C шириной 1 дюйм и его нормальный шум работы с открытой крышкой. В левом нижнем углу заметен крупный барабан со считывающими головками.

И у этого метода записи были свои проблемы. Магнитная лента иногда незначительно растягивается, скорость вращения отдельных элементов варьируется, меняется угол работы барабана относительно дорожек ленты, а иногда магнитофон и вовсе начинает жевать ленту. Магнитофоны требовали высокой точности исполнения и, в ответственных ситуациях, дублирования.

Бытовая доступность

Для контакта видеоголовок с двухдюймовой лентой в устройствах поперечно-строчной записи нужен вакуумный прижим, а газовые подшипники требуют компрессор. Представить себе огромную шумящую установку в быту обычного человека сложно. Поэтому для бытовых видеомагнитофонов использовали только наклонно-строчную запись.


Ampex VR-2000. Поддержка цвета и перемотки путём записи видео на специальный жёсткий диск HS-100 массой 2,3 кг частотой вращения 60 (NTSC) или 50 (PAL) оборотов в минуту. На диск можно было записать 30 (установка для NTSC) или 36 (для PAL) секунд видео. Затем видео можно было ещё раз воспроизвести в обычной скорости, в замедленном виде или вообще остановить.

Кроме этих проблем обывателю вряд ли захочется возиться с магнитной лентой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что популярность получили кассетные системы, где в режиме нормального функционирования пользователь никогда не касается ленты. Магнитофоны сами оборачивают ленту около головок.


Sony CV-2000 на полудюймовую ленту, один из первых видеомагнитофонов для домашнего использования. Заметна та сложность, которую вызывает обращение с лентой.

В семидесятых обычный человек впервые мог выбрать, что хочет смотреть он , а не довольствоваться доступным только в кино и по телевидению. Впервые появились возможности для нелицензионного копирования и записи показываемого по ТВ. Появились первые форматы видеокассет: квадратная коробочка VCR, вставляемая в N1500 фирмы Philips и быстро почивший Cartrivision.

К середине семидесятых на передний план вышли разработанный Sony формат Betamax и VHS от JVC. За этим последовала обширная война форматов, конкурентное противостояние двух проприетарных способов записи видео за звание общепризнанного. Каждая из кассет обладала своими преимуществами и недостатками. Betamax давал незначительно лучший формат картинки, но на обычном телевизоре разница с VHS практически не ощущалась. На VHS можно было записывать куда больше видео: 120, 240 минут или даже больше против часа и более у Betamax.

При всех достоинствах Betamax покупателей чаще всего интересовала доступность. В итоге большую долю рынка получил тот формат, который уже на момент релиза позволял записать почти любой фильм, поддерживался многими производителям по лицензии и был дешевле для своего покупателя. Betamax до конца существования так и оставался нишевым продуктом. До начала двухтысячных в гостиной будут править видеокассеты VHS.

Часть из них попадала за «железный занавес». Порядок Советского Союза накладывал множество интересных ограничений на жизнь обычных граждан. К примеру, доступ к копировальным аппаратам документов был

Для магнитной звукозаписи и видеозаписи в качестве носителя применяют ферромагнитную ленту, состоящую из основы, на которую нанесен слой ферромагнитного вещества (рабочий слой). В качестве основы ленты применяют диацетилцеллюлозу , триацетилцеллюлозу , лавсан. Наилучшим материалом для основы является лавсан (полиэтилентерефталат). Для изготовления рабочего слоя магнитных лепт применяют гамма-окисел железа, феррит кобальта, двуокись хрома и др. Наибольшее распространение в современных лентах получил гамма-окисел железа. В настоящее время применяется порошок гамма-окисла железа с частицами игольчатой формы и размерами 0,1-0,5 мкм. Объемная концентрация магнитного порошка в рабочем слое у разных лент составляет 30-45%.

Для звукозаписи выпускают большое количество типов магнитных лент. Общепринятого обозначения лент пока нет, и изготовители обозначают их по-разному. В СССР тип ленты ранее обозначался порядковым номером разработки (например, тип 2, тип 6, тип 10). Согласно ГОСТ 17204-71 «Ленты магнитные. Система обозначения типов» с 1972 г, введена новая система обозначения. По этой системе типы лент обозначают комбинацией из пяти элементов.

Первый элемент - буквенный, обозначающий назначение ленты: А - звукозапись; Т - видеозапись; В - вычислительная техника;. И - точнаязапись.

Второй элемент - цифровой (от 0 до 9), обозначающий материал основы: 2 - диацетилцеллюлоза (ДАЦ); 3 - триацетилцеллюлоза ; 4 - полиэтилентерефталат.

Третий элемент - цифровой (от 1 до 9), обозначающий толщину ленты: 2--18 мкм, 3-27 мкм; 4-37 мкм; 6-55 мкм; 9 - свыше100 мкм.

Четвертый элемент - цифровой (от 01 до 99), обозначающий номертехнологической разработки.

Пятый элемент - численное значение номинальной ширины ленты в миллиметрах.

После пятого элемента применяется дополнительный буквенный индекс: П -д ля перфорированных лент; Р -для лент, используемых в радиовещании; Б - для лент к бытовым магнитофонам.

Согласно рекомендации Международной электротехнической комиссии (МЭК) от 1959 г. по ГОСТ 8303-76 «Ленты магнитные. Основные размеры» ширина лент принята равной 6,25 ± 0,05 мм. В последнее время выпускают ленты шириной 3,81 мм, которые применяют в кассетных магнитофонах. Толщина ленты по ГОСТ 8303-76 55 +0 -5 , 37 +0 -5 , 27 +0 -2 и18 +0 -2 мкм.

Магнитные ленты оценивают по следующим показателям: физико-механическим, определяющим свойства лент при механических и климатиче­ских воздействиях; магнитным, определяющим свойства в магнитном поле, рабочим, характеризующим чувствительность магнитной ленты к воздействиям при записи и искажения сигнала при записи и воспроизведении.

К физико-механическим показателям лент относят следующие :

нагрузка, соответствующая пределу текучести, она, характеризует прочность ленты при статическом нагружении ;

относительное удлинение под нагрузкой, т, е. изменение длины ленты при заданной статической нагрузке;

работа ударного разрыва, т. е. прочность ленты при динамическом нагружении ;

остаточное удлинение после ударной нагрузки характеризует необратимые изменения длины ленты после динамического нагружения ;

абразивность , т. е. степень износа лентой магнитных головок и других неподвижных деталей лентопротяжного механизма, с которыми соприкасается лента в процессе движения;

сабельность - деформация ленты по длине (вызывается в основном вытягиванием края ленты при резке); это приводит к ухудшению контакта ленты с магнитными головками и перекосам ленты относительно магнитных головок.

В табл. 16 приведены физико-механические показатели различных лент .

Магнитные свойства лент зависят от магнитных свойств исходного порошка, объемной концентрации порошка в рабочем слое и степени ориентации порошка в нем и характеризуются коэрцитивной силой (Н с), остаточным магнитным потоком насыщения, остаточной намагниченностью насыщения (I r ) или максимальной остаточной индукцией r )

и относительной начальной магнитной проницаемостью (μ ). Основные показатели магнитных свойств различных лент приведены в табл. 17.


К рабочим показателям относят электроакустические, т. е. чувствительность, частотную характеристику, нелинейные искажения, шум ленты, уровень копирэффекта, уровень оптимального подмагничивания. На практике рабочие показатели ленты определяют сравнением специально отобранного типового носителя записи с испытуемым.

Чувствительность ленты характеризует отношение величины остаточного магнитного потока к низкочастотному полю головки записи. Относительная чувствительность - отношение (дБ) остаточного магнитного поля при записи сигнала с частотой 400 Гц к остаточному потоку на типовой ленте в том же режиме записи. Чем выше чувствительность ленты, тем меньше должно быть усиление усилителя записи.

Частотная характеристика - разность (дБ) между отдачей типовой и испытуемой лент на частоте 10 кГц при заданной скорости записи. Частотная характеристика ленты зависит от ее магнитных свойств, толщины рабочего слоя, однородности частиц, качества поверхности рабочего слоя и от режима подмагничивания.

Нелинейные искажения оцениваются по третьей гармонике. Коэффициент третьей гармоники равен отношению напряжения третьей гармоники к напряжению первой гармоники сигнала с частотой 400 Гц на выходе усилителя воспроизведения. Это абсолютная характеристика, определяющая нелинейные искажения сквозного тракта, включающего усилитель записи, магнитную ленту и усилитель воспроизведения.

Относительный уровень модуляционного шума (шум ленты) равен отношению (дБ) напряжения шума ленты, намагниченной постоянным током, к максимальному значению напряжения сигнала, измеренных на выходе усилителя воспроизведения.

Уровень копирэффекта определяется при частоте сигнала записи 400 Гц и времени хранения записи 24 ч. Он равен отношению (дБ) наибольшего сигнала копии к максимальному сигналу записи.

Оптимальным подмагничиванием называют подмагничивание, при котором чувствительность магнитной ленты максимальна. Для экспериментального определения уровня оптимального подмагничивания снимают характеристику подмагничивания - зависимость отдачи ленты от тока высокочастотного подмагничивания при постоянном токе записи. Координата вершины полученной кривой определяет уровень оптимального подмагничивания. На практике измеряют относительное значение уровня оптимального подмагничивания, равное выраженному в децибелах отношению уровня оптимального подмагничивания испытываемой ленты к оптимальному подмагничиванию типовой ленты.

Электроакустические показатели зависят от толщины рабочего слоя и объемной концентрации порошка. С увеличением толщины рабочего слоя ленты при прочих равных условиях увеличивается чувствительность, снижаются нелинейные искажения и шум намагниченной ленты, ухудшается частотная характеристика и увеличивается уровень копирэффекта.

С увеличением объемной концентрации порошка в рабочем слое при прочих равных условиях улучшается чувствительность, частотная характеристика, снижаются нелинейные искажения и шум намагниченной ленты, повышается уровень копирэффекта. Уровень оптимального подмагничивания с увеличением концентрации порошка уменьшается, а с увеличением толщины рабочего слоя увеличивается. Стремятся к возможно большему увеличению объемной концентрации порошка и уменьшению рабочего слоя ленты.

Электроакустические показатели магнитных лент приведены в табл. 18. Значения тока высокочастотного подмагничивания (ВЧП), относительной чувствительности, частотной характеристики лент, изготовляемых в СССР , приведены относительно типовой ленты типа 2. В последнее время выпущена новая типовая лента А4403-6 толщиной 37 мкм.

Лучшими магнитными лентами для магнитофонов являются следующие :

для студийных магнитофонов при скорости 38,1 см/с и стандартном уровне записи PER 525 (стерео), SPR 50 LH , LGR 30 P ;

для студийных магнитофонов при увеличенном уровне записи PER 555 и LR 56 P ;

для студийных магнитофонов при скорости 19,05 см/с LPR 35 LH ;

для катушечных бытовых магнитофонов PES 35 LH , SD ;

для кассетных бытовых магнитофонов UD 35, HE 35.

Магнитная лента это то, на что делают запись и то с чего эту запись воспроизводят магнитофоны. Бывает разной ширины, толщины и типов.
В катушечных магнитофонах применяется лента от 1/4 дюйма (6,3 мм) до 2 дюймов (50,8 мм) (возможно есть как уже, так и шире).
Если на ленте есть отклонения от ширины, вызванные плохим качеством изготовления, то:
1. Если она уже, то это может сказаться на неровности записываемых дорожек и прониканию каналов.
2. Если она шире – поведение её в лентопротяжном механизме не предсказуемо. Неравномерность прижима к головкам, края ленты могут точить направляющие стойки, запись может воспроизводиться не так, как была сделана. Да и вообще, такая лента может просто застрять в лентопротяге.

В первую очередь, лента должна записывать максимально широкий диапазон частот. Чем выше “передаваемость” частот (особенно на низких скоростях), тем лучше.

Каждая лента “добавляет” в запись собственные шумы, чем их меньше, тем лучше.

Равномерность полива магнитного слоя влияет на стабильность сигнала. Неравномерность полива может вызвать провалы уровня записываемого сигнала.

Если лента деформирована, то это может привести к её неравномерному прилеганию к головкам. Что в свою очередь так же может привести к нестабильности сигнала. Наличие деформации можно определить визуально. Отмотайте немного ленты с начала рулона (в начале лента может быть деформирована из за не аккуратной заправки), за тем сделайте так, чтобы примерно 30 см. ленты свободно свисали, без натяжений. Теперь смотрите на ленту с её “ребра”. Если она не деформирована, то внешне, будет идеально ровная, как струнка. Если всё-таки деформация есть, то внешне она будет как бы гофрированная.

У магнитного слоя должна быть хорошая “отдача” сигнала. На настроенном магнитофоне отдачу можно проверить следующим образом: необходимо установить магнитофон в режим приёма входящего сигнала и подать на него равномерный сигнал 0db какой-нибудь средней частоты (например, с генератора). Настроить регуляторами входящего сигнала уровень так, чтобы показатели индикаторов были в положении “0”, за тем, сделать запись на ленту, а после отмотать и посмотреть, что лента записала, в режиме воспроизведения (если на магнитофоне есть сквозной канал, то можно отследить записанный сигнал во время записи). Если у ленты хорошая “отдача”, то, в режиме воспроизведения записанный сигнал должен быть на уровне “0”. Если записанный сигнал ниже, то лента его занижает. Однако, во время записи это можно компенсировать, подав на ленту более сильный сигнал, но это в свою очередь может привести к повышению шумов и искажению частот. Если записанный уровень вдруг оказался выше “0”, то это, скорее всего из за того, что магнитофон не настроен на данный тип ленты, или вообще не настроен.

Лента может иметь очень высокие показатели по качеству записи, но всё может испортить осыпание магнитного или “защитноого” слоя (ох лента, произведённая в СССР). Если лента “сыпется”, то во время её эксплуатации Вы непременно об этом узнаете. На слух, первые признаки осыпания магнитного слоя, это пропадание высоких, а за тем и всех остальных частот. Визуально – магнитный слой оседает на всём, с чем контактирует. Это и стойки и магнитные головки… Такое явление более ярко выражено у лент русского производства, за тем у лент предназначенных для бытового применения. Осыпание магнитного слоя, может произойти и из за плохого хранения ленты.
Существуют способы, которые временно предотвращают “осыпание” магнитного слоя. Один из способов: разогреть духовку до 100 градусов, выключить нагрев, за тем, поместить туда рулон и оставить его на 12 часов. Есть противоположный способ – замотать рулон во влажную тряпку и поместить на несколько часов в морозилку, за тем, дать рулону высохнуть и отлежаться в комнатных условиях. Экспериментируйте на своё усмотрение (для лент русского производства данные эксперименты, скорее всего, бесполезны).

Ещё бытовые ленты могут скрипеть (свистеть) (вспоминаем Тасму). Один из вариантов происхождения этого скрипа – магнитный слой оседает на элементах ЛПМ вместе с тем, чем был "приклеен" к лавсану и начинает происходить “дребезжание” ленты. Чем тоньше лавсановая основа “свистящей” ленты, тем скрип наиболее вероятен. В некоторых случаях, временно помогает “увлажнение” рулона. Рулон помещается в среду с повышенной влажностью и через некоторое время его можно попробовать воспроизвести (предварительно перемотав). Можно ещё устранить "скрип" протерев ленту в режиме "перемотка" изопропиловым спиртом. Однако, насколько длительным будет "устранение" "скрипа" в данном случае, говорить сложно.

Чем больше толщина ленты, тем сильнее она трёт головы, из за своей грубости. Конечно, на износ головок так же влияет и состав и “гладкость” магнитного слоя.

Стандарты, по которым классифицируется толщина плёнки есть, но эти стандарты не строгие. К примеру, если сравнивать диаметры рулонов ORWO 106 и Свема ПО 4615, то небольшая разница будет, однако, считается, что стандарт толщины у них одинаковый. Толщина ленты измеряется в микронах (или в микрометрах (мкм). 1м = 1000000мкм).
Основные стандарты толщины:

1) 55мкм. (normal). Толщина самых первых типов лент на ацетановой основе (профессиональных и бытовых). Ацетановая основа очень хрупкая и капризная. Её можно “склеивать” элементарным уксусом. Производившиеся в СССР её самые распространённые типы это тип 2 и тип 6. Её эксплуатация показала, что такая лента очень любит рваться (но здесь ещё нужно сделать скидку на качество лентопротягов тех времён), и очень чувствительна к отклонениям условий окружающей среды (влага, температура).
В последствии лента толщиной 55мкм. была только профессиональной, уже на лавсановой основе, но с дополнительным защитным слоем. Так называемый “защитный слой” обычно находится на противоположной стороне, относительно магнитного слоя (редко бывало когда он находился между лавсаном и магнитным слоем. Одна из таких лент это OR WO 103). “Защитный слой” способствует более ровной намотке ленты (что позволяет хранить её на AEG и NAB сердечниках), уменьшает магнитное влияние, друг на друга, слоёв в рулоне. Возможно так же снижает действие статики на магнитный слой и предотвращает деформацию лавсановой основы.
Примеры типов 55мкм.: RMG SM468, Basf LGR 35P; LGR 50, Agfa PEM 468, Ampex 456, OR WO 104; 106, Свема ПО 46 15; НПО 46 20.
Для ориентира: на катушке № 18 при скорости 19,05 см/сек одна сторона звучит примерно 30 – 32 минуты (350 – 380м.).

2) 37 - 35мкм. Толщина самых распространённых бытовых типов. Самые первые типы плёнки, на лавсановой основе, были этой толщины.
Примеры типов 37 - 35мкм.: RMG LPR35, Maxel 35-90, Agfa PE 39, OR WO 114, Свема А 4411-6б; Б-3716, Славич Б-3719, Тасма Б-3711.
Для ориентира: на катушке № 18 при скорости 19,05 см/сек одна сторона звучит примерно 45 – 48 минут (520 – 550м.).

3) 27мкм. (duble play). Эта толщина в основном применима к бытовым типам плёнки. Из за того, что она достаточно тонкая, лавсановая основа более подвержена деформации. Не отрегулированные и не расщитанные (не настроенные) на такую толщину лентопротяги, могут её испортить. Соответственно магнитный слой более ограничен по количеству перезаписей.
Примеры типов 27мкм.: RMG PM975, OR WO 123, Для ориентира: на катушке № 18 при скорости 19,05 см/сек одна сторона звучит примерно 60 – 65 минут (700 – 750м.).

4) 18мкм. (triple play). Редкая толщина, применяемая на катушечных магнитофонах. Производители магнитной ленты, плёнку такой толщины, если и выпускали, то самыми поздними партиями. Существуют разные мнения о её качестве. Очень хорошие отзывы о ленте такой толщины фирмы Uher.
Примеры типов: RMG VM953,
Для ориентира: на катушке № 18 при скорости 19,05 см/сек одна сторона звучит примерно 90 – 100 минут (1000 – 1100м.).

По дополнениям данной темы пишите на: [email protected]



Отчетность за сотрудников