Тест по социальным отношениям. Молодежь как социальную группу отличает. Отдельные социальные виды

Тест по теме

«Социальные отношения»

Степанова Надежда Федоровна,

учитель истории и обществознания

МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина


1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

2. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной орга­низации общества, называются

1) социальными отношениями 2) социальными структурами

3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

3.После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он пере­шел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

4. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия 2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли


5 . Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

7. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

8.Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей:

1)модификация 3) нострификация

2)социализация 4) адаптация


9. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом:

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

А)национальность 1) достигаемый

Б) профессия 2) предписанный

Г) образование

Д) социальное происхождение

10. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Социальный контроль - это особый механизм поддержания общественного порядка.

Б. Нормы и санкции - это элементы социального контроля.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения, - это

2) норматив

4) норма права

12.Найдите в приведенном ниже списке правовые нормы и обведи­те цифры, под которыми они указаны.

1) В полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет.

2) К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели.

3) Общество с осуждением относится к нарушителям тру­довой дисциплины.

4) Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя.

5) Супруги могут заключить брачный договор.

6) Ближнего своего нужно любить как самого себя.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания_____________________

13. Перед вами варианты объяснения понятия «Отклоняющееся поведение». В чем сущность отклоняющегося поведения? Что объединяет эти определения?

  • Отклонение - некоторая ненормальность, странность в поведении (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка).
  • Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с социальными нормами, не соответствует ожиданиям группы.

Отклоняющееся поведение – это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.


Написать эссе:

1. «Если бедность -мать преступлений, то недостаток ума -их отец». Какие причины преступления называет Л.Н. Толстой?

2.«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». (Ф.М. Достоевский).


Ответы:

9-А-2; Б-1; В-2; Г-1; Д-1;


Вариант № 1 (простой)
1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности
А) территориальные
Б) демографические
В) этнонациональные
Г) профессиональные
2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом,
происхождением, семейным положением, ­ это…
А) социальная роль
Б) социальный статус
В) семейное положение
Г) социальная стратификация
3. Критерием выделения страт может быть:
А) уровень дохода
Б) отношение к религии
В) отношение к политической идеологии
Г) уровень развития личных способностей.
4. Социальная роль это –
А) степень признания достоинств личности
Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям
окружающих
Г) социальное перемещение индивида
5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные
отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
6. Глубинная причина социальных конфликтов:
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и
возможностей.
7. С социальной сущностью человека связана потребность:
А) приспосабливаться к условиям природной среды
Б) заботиться о своем потомстве

В) обеспечивать безопасные условия жизни
Г) получить признание в обществе
8. Социальная стратификация – это …
А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой
Б) совместная деятельность людей в различных группах
В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей
Г) система признаков социального расслоения, неравенства
9. Приобретенным является статус­
А) сын
Б) русский
В) флегматик
Г) учитель
10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и
индивидуальных отношений между ними – это…
А) политика общества
Б) структура общества
В) характер общества

Тест по теме «Социальные отношения»
Вариант № 2 (сложный)
1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в
обществе с изменением их статусов.
Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы,
которым должно соответствовать поведение людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
2. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей –
это…
А) внутренний социальный контроль
Б) внешний социальный контроль
В) самоконтроль
Г) социальные санкции
3. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со
стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.
А) влияние общественного мнения
Б) принуждение
В) регламентация социальных институтов
Г) групповое давление
4. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного
места жительства – это..
А) маргиналы
Б) люмпены
В) сословие
Г) социальный класс
5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение
человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.
Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает
норма.
Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы
обществ, социальных групп.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
7. Нации и народности – это…
А) исторические типы общества
Б) этнические общности
В) демографические группы
Г) поселенческие группы
8. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить
как конформное?
А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато
конфликтом, старается не изменять себе.
Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на
открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.
В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей,
его позиция – быть не таким, как все.
Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения,
для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

9. Верны ли следующие суждения о социализации?
А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах,
происходящих в общественной жизни.
Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично­
групповых свойств и качеств человека.
1) верно только А
2) верно только Б

1 вариант

    Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является(-ются)

    физические данные 3) умственные способности

    особенности темперамента 4) профессия

    Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

    Политический 3) профессиональный

    Территориальный 4) социально - классовый

    По социально - классовому признаку выделяют такую социальную общность, как

    Немцы 3) горожане

    Горожане 4) предприниматели

    Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие признаки.

Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

5.Через 5 лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою квалификацию и стал бригадиром. Это пример:

1) социальной стратификации 3) социальной роли

2) социальной мобильности 4) социализации

6. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности.

Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

7. Какой статус относят к предписанному статусу?

1) водитель 3) мужчина

2) студент 4) депутат

8. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

9. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

10. Моральные нормы, в отличие от правовых,

1) регламентируют поведение людей

3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

12.Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите в порядке возрастания.

1) бойкот 4) выговор

2) аплодисменты 5) комплименты

3) насмешка 6) улыбка

13. Одобрение окружающими поступка человека может быть выражено в формальных и неформальных санкциях. К числу неформальных относится

1) вручение грамоты 3) премирование

2) лестный отзыв товарища 4) вручение памятного подарка

14. Принадлежность к семье Н. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

1) экономическая 3) эмоционально - психологическая

2) социального контроля 4) социально - статусная

15. Верны ли следующие суждения об этнических общностях?

А. Этнические общности являются важными элементами социальной структуры общества.

Б. Племена - это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психологическим складом.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

16. Молодежь как социальную группу отличает

1) общность быта 3) общность социального происхождения

2) социально - психологические особенности 4) единство политических взглядов

17. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Семья, клуб собаководов, бригада маляров - все эти объединения обозначают общим понятием «социальная …»

Ответ:_______________________________

18. Установите соответствие:

Социальные группы: Критерии:

А) мужчины 1) демографический

Б) племена 2) этнический

В) народности

19. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите цифры в порядке возрастания.

1) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5 - м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.

2) Рядовой инженер назначен руководителем проекта.

3) Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.

4) Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.

5) Гражданка вступила в повторный брак.

6) Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.

Ответ:________________________________

20. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:______________________________________

21. Установите соответствия:

События: Вид социальной мобильности

А) ученый - историк начал преподавать в ВУЗе. 1) вертикальная

Б) старший преподаватель получил должность 2) горизонтальная

В) офицер получил внеочередное звание.

Г) девушка - католичка накануне бракосочетания

перешла в протестантскую веру.

22. Прочитайте текс, каждое из положений которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

(1) В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

23. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, - это

1) этнос 2) община 3) государство 4) класс

24. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

1) государство предоставляет человеку возможность самостоятельно определять национальную политику

2) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими

3) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств

4) государство вводит налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

25. Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Тест по теме: «Социальные отношения»

2 вариант

1. К социальным группам, выделяемым по этническому принципу, относятся

    Нации 3) общественные движения

    Классы 4) сословия

2. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

3. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека - это

2) статус 4) роль

4. Социальные нормы

1) играют роль регулятора поведения людей

2) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести

3) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах

4) всегда являются «неписанными» нормами поведения

5. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию

1) воспитательную 3) эмоционально - психологическую

2) репродуктивную 4) социально - статусную

6. За добросовестный многолетний труд гражданин Н. бал награжден орденом. К числу других формально позитивных норм относится

1) вручение грамоты 3) аплодисменты

2) комплименты 4) слава

7. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе .

1) Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена

2) Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.

3)Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

4) Указание и определение гражданином своей национальности обязательно.

8. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1)социальную мобильность 3) социальное неравенство

2) социальную стратификацию 4) социальную адаптацию

9. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер.

Б. формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

10. Маргиналами называют

1) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

2) опустившиеся на социальное "дно" выходцы из разных классов

3) представители малооплачиваемых слоев населения

4) разорившиеся предприниматели.

11.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, требованиях морали.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

Установите соответствие между понятиями и определениями:

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) Социальная мобильность А) Социальные функции, выполняемые человеком в

соответствии с его социальным статусом.

2) Социальная дифференциация Б) Перемещения из одной социальной группы в

3) Социальная роль В) Установленное в обществе правило (образец)

поведения.

4) Социальная норма Г) Разделение общества на группы, занимающие

разное социальное положение.

11 . Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Характеризую положение человека в обществе, которое определяется его возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией, мы говорим о его …»

Социально -культурные 2) социально -политические 3) организационно-экономические 4) социально - ...

  • Документ

    Тест по теме « общество» 10 класс 1 Общество это... «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям это…. 20 Типы общества: ... элементами являются-----------общественной жизни и социальные институты.Выделяют 4 сферы которые...

  • Тест по теме «Социальные отношения»

    Часть А.

    1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…

    А) территориальные

    Б) демографические

    В) этнонациональные

    Г) профессиональные

    2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это…

    А) социальная роль

    Б) социальный статус

    В) семейное положение

    Г) социальная стратификация

    3. Критерием выделения страт может быть:

    А) уровень дохода

    Б) отношение к религии

    В) отношение к политической идеологии

    Г) уровень развития личных способностей.

    4. Социальная роль это –

    А) степень признания достоинств личности

    Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности

    В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

    Г) социальное перемещение индивида

    5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

    А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.

    Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    6. Глубинная причина социальных конфликтов:

    А) несовпадение характера

    Б) различные воззрения социальных групп

    В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.

    7. С социальной сущностью человека связана потребность:

    А) приспосабливаться к условиям природной среды

    Б) заботиться о своем потомстве

    В) обеспечивать безопасные условия жизни

    Г) получить признание в обществе

    8. Социальная стратификация – это …

    А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой

    Б) совместная деятельность людей в различных группах

    В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

    Г) система признаков социального расслоения, неравенства

    9. Приобретенным является статус-

    Б) русский

    В) флегматик

    Г) учитель

    10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это…

    А) политика общества

    Б) структура общества

    В) характер общества

    11. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.

    Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    12. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей – это…

    А) внутренний социальный контроль

    Б) внешний социальный контроль

    В) самоконтроль

    Г) социальные санкции

    13. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.

    А) влияние общественного мнения

    Б) принуждение

    В) регламентация социальных институтов

    Г) групповое давление

    14. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства – это..

    А) маргиналы

    Б) люмпены

    В) сословие

    Г) социальный класс

    15. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

    А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.

    Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    16. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

    А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма.

    Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    17. Нации и народности – это…

    А) исторические типы общества

    Б) этнические общности

    В) демографические группы

    Г) поселенческие группы

    18. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?

    А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.

    Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.

    В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким, как все.

    Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

    19. Верны ли следующие суждения о социализации?

    А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.

    Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    20. Верны ли суждения о девиантном поведении?

    А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.

    Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны.

    Часть В.

    В1 . Назовите науку:

    А) о социальных отношениях

    Б) изучает социальную структуру

    В) рассматривает социальное неравенство

    Г) анализирует социальную адаптацию индивида

    Ответ: социология.

    В2 . Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

    А) единство языка и культуры

    Б) единый экономический механизм

    В) хозяйственная сплоченность

    Г) общность исторического пути

    Ответ: нация.

    В3 . Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ:

    А - 3

    Б - 1

    В - 4

    Г - 2

    В4 . Задание с подстановкой слова.

    Люди, которые утратили свое прежнее положение и не приобрели нового; они теряют привычные социальные связи, оказываются как бы различными культурами, социальными группами и системами; не освободившись от прежних социальных влияний, они начинают испытывать новые – порою прямо противоположные.

    Ответ: маргиналы.

    В5 . Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».

    Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность .

    Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию

    Ответ: способность.

    В6 . Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

    4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.

    Ответ: 1 – Б

    2 – А

    3 – В

    В7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.

    Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

    Ответ: консерваторы.

    В8. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.

    «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»

    Каждое слово может быть использовано только один раз.

    А) миграция

    Б) мобильность

    В) горизонтальная

    Г) институт

    Д) статус

    Е) вертикальная

    Ж) группа

    З) стратификация

    И) маргинализация

    Ответ:

    В9 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

    Определите, какие положения носят

    А) фактический характер

    Б) характер оценочных суждений

    Полученные данные внесите в таблицу.

    Ответ:

    С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах в обществе.

    С2. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

    Вариант 1

    Часть А

    А1. Элементом социальной структуры общества является

    1) сословие 2) партия 3) предприятие 4) армия

    А2. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот пример - проявление

    А3. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?

    А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.

    Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля

    А4. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

    А5. Экономическая дифференциация проявляется в

    1) сращивание политической власти и крупного капитала

    2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

    3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.

    4) создании новых производств

    А6. Эстетические нормы

    1) закрепляются в государственном законодательстве

    2) обеспечиваются силой государственного принуждения

    3) основаны на вере в сверхъестественные силы

    4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

    А7. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

    1) главенствующее положение отца семейства 2) возрастание роли женщины в семье

    3) взаимное уважение между супругами 4) активное участие женщин в общественном производстве

    А 8. Социальная группа, члены которой обладают правами и обя-занностями, передающимися по наследству

    1) нация 2) сословие 3) класс 4) номенклатура

    А9. Чем отличаются нравственные нормы от правовых?

    1) нравственные нормы возникли позже правовых норм

    2) правовые нормы не существуют в писаной форме

    3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле

    4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством

    А10. Одним из условий возникновения нации является

    1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

    2) рост уровня образованности населения

    3) повышение рождаемости

    4) образование правового государства

    А11. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

    1) территориальному признаку 2) этническому признаку 3) демографическому признаку

    4) профессиональному признаку

    А12. Отклоняющееся поведение всегда

    1) наносит ущерб обществу 2) причиняет вред личности 3) нарушает нормы права

    4) не соответствует социальным нормам

    Часть В

    В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

    Ответ: ______________________________

    В2 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

    Религия, государство, образование, абитуриенты, семья, производство, друзья.

    Часть С

    Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

    Вариант 2

    А1. Отношение к собственности, величина доходов, фактор поль-зования властью — это признаки

    1) этноса 2) нации 3) расы 4) класса

    А2. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

    1) социальным статусом 2) социальной мобильностью 3) социальной нормой 4) социальным порядком

    А3. Выберите правильное утверждение

    1) в истории общества существовали разные виды семьи

    2) семейные отношения нормами права не регулируются

    3) современная семья включает всех родственников

    4) семейные отношения нормами морали не регулируются

    А4. К малой социальной группе можно отнести

    1) верующих России 2) людей либеральных взглядов 3) женщин Москвы 4) бригаду рабочих

    А5. Восходящей вертикальной социальной мобильности относит-ся

    1) повышение по службе 2) занятие предпринимательской деятельностью 3) понижение по службе

    4) выход на пенсию

    А6. Отклоняющееся поведение всегда нарушает

    1) правовые нормы 2) моральные нормы 3) социальные нормы 4) обычаи и традиции

    А7. Один из признаков нации —

    1) наличие конституции 2) общность исторического пути 3) единое гражданство 4) общность идеологии

    А8. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления

    1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

    3) социальной стратификации 4) социальной адаптации

    А9. Силой государства обеспечиваются нормы

    1) моральные 2) правовые 3) эстетические 4) религиозные

    А10. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, чле-ны которой связаны общностью быта и взаимной ответствен-ностью, — это

    1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

    А11. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

    1) отказ от национального насилия во всех его формах

    2) оказание военной помощи сепаратистам

    3) курс на ослабление многонациональных государств

    4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопреде-ление

    А12. Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи

    1) экономическая 2) досуговая 3) эмоционально-психологическая 4) социально-статусная

    Часть В

    В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

    Ответ: _________________________

    В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением двух, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

    Православные, ревизионисты, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

    В3. Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны и запишите в порядке возрастания.

    1) принадлежность к определенной социальной группе

    2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества

    3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни

    4) связь с традиционной национальной культурой

    5) адресованность самым различным слоям населения

    Ответ _____________

    В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

    Определите, какие положения текста носят

    А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

    «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци-альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)

    за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы - ожидания и нормы-________ (6) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».

    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

    А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие

    Б) группы Д) контроль З) управление

    В) интеграция Е) эталон И) стабильность

    Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В дан-ной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каж-дым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

    Часть С

    С1. Прочитайте текст и выполните задания:

    Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

    Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

    Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель-ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

    2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

    3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука-жите три причины.

    С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

    1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

    2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

    3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность - национализм». (И.Н. Шевелев)

    4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

    5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

    6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

    7. « Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

    8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

    9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

    10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

    Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

    Вариант 3

    А1 . Одно из проявлений социального неравенства — различие в

    1) доходах 2) способностях 3) темпераменте 4) духовных запросах

    А2. Верны ли следующие суждения?

    А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

    Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, ме-ждународных договорах, политических принципах, мо-ральных нормах.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

    А3. К функциям семьи относится

    1) социализация личности 2) определение минимального размера оплаты труда

    3) установление системы школьного образования 4) определение размеров коммунальных платежей

    А4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер-риториальному) признаку, относится

    1) народность 2) нация 3) горожане 4) класс

    А5. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются -

    1) обычаями 2) моральными нормами 3) эстетическими нормами 4) традициями

    А6. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

    А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.

    Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

    А7. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует

    А. Развитию национальной культуры

    Б. Преодолению национальной ограниченности

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

    А8. Тот факт, что представители разных социальных слоев полу-чают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

    1) экономическую 2) политическую 3) профессиональную 4) демографическую

    1) следование моде 2) конформизм 3) преступление 4) коллекционирование марок

    А10. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

    1) совместным проживанием как минимум трех поколений

    2) справедливым разделением домашних обязанностей

    3) экономической зависимостью женщины от мужчины

    4) главенствующей ролью мужчины в семье

    А12. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

    1) высокой политической активностью 2) общностью быта 3) общими увлечениями

    4) профессиональным ростом

    Часть В

    В 1. Запишите слово пропущенное в схеме

    Ответ: ________________________

    В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

    Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.

    Ответ _____________________________

    В3. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.

    1) обучение детей трудовым навыкам 2) материальная поддержка близких

    3) распределение домашнего труда 4) наделение наследственным статусом

    5) организация досуга 6) семейное предпринимательство

    В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

    Определите, какие положения текста носят

    А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    «Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва-ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо-тря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто про-тиворечивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ-ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз-ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен-щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

    Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не-обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в имени-тельном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

    А) исследование Б) различие В) труд Г) общение Д) учение Е) стереотип Ж) роль 3) статус И) группа

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    Часть С

    С1. Прочитайте текст и выполните задания:

    Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

    Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

    Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель-ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

    2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

    3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука-жите три причины.

    С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

    1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

    2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

    3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность - национализм». (И.Н. Шевелев)

    4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

    5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

    6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

    7. « Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

    8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

    9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

    10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)



    Отчетность за сотрудников