В каких случаях портится пост у женщин. О том, что не нарушает пост во время лечения. В какие дни желательно поститься

Вопрос: Если в Рамадане у жен-щины завершилась менструа-ция или нифас (послеродовые кровотечения), то становится ли ей ваджибом (обязательным) воздерживаться от еды и питья в оставшуюся часть дня?
Ответ : Считается мустахабом (приветствуется) если в дни Рамадана женщина, у которой завершилась менструация или нифас уже после фаджрус садыка (подлинного рассвета), в оставшуюся часть дня станет воздерживаться от еды и питья и будет пребывать в состоянии, словно соблюдает пост.
Согласно достоверным утверж-дениям, для женщины, очистив-шейся от менструации и нифаса уже после фаджрус садыка, воздержание от еды и питья в оставшуюся часть дня считается ваджибом. В другом утверждении считается мустахабом. Маракил Фалах

Вопрос: Нарушится ли пост женщины в результате ее перехода через воду (водоем, река) погрузившись в воду во весь рост?
Ответ: Если точно неизвестно, что вода проникла внутрь обычными путями, то пост не нарушится.

Вопрос: Может ли женщина вознамериться на пост, если есть вероятность что менструальное кровотечение остановится после фаджрус садык?
Ответ: Нет не может. Чтобы пост женщины был полноценным, она должна очиститься от хайза (менструации еще до фаджрус-садыка).
Один из условий осуществления поста – это быть очищенной от менструации и нифаса. Ибо по единодушному мнению спод-вижников, очищение от этих яв-лений является условием правиль-ного исполнения поста.

Вопрос: Можно ли пос-тящейся женщине наносить на губы помаду?
Ответ: В состоянии поста губы считаются внешними органами. Раз так, нанесением на них помады пост не нарушается. Китабул Фатава (Халид Сайфуллах Рахмани)

Вопрос: Можетли в состоя-нии поста женщина пройти осмотр у гинеколога?
Ответ: С введением внутрь полового органа женщины чего-либо влажного ее пост нарушается.
При вводе пальца в свой половой орган или задний проход пост женщины не нарушается, но при вводе мокрого пальца пост нарушается. Также нарушается пост, когда был введен сухой палец полностью или частично и был выведен, а затем вновь введен внутрь. Если в половой орган (во влагалище) ввести сухую вату или прочие подобные средства (гигиены) и конец вводимого осталось снаружи, пост женщины не нарушится. Но нарушится, если введет все полностью. Раддул мухтар.

Вопрос: Может ли соблюдать пост женщина, у которой менструальные кровотечения остановились до фаджрус садык, без совершения большого омовения (гусл)?
Ответ: Если менструальное кровотечение прекратилось за столько времени до фаджрус садык, в которое можно совершить гусл, то ей необходимо поститься, даже если и не совершит гусл. Если же менструальное кровотечение прекратилось за столько времени до фаджрус садык, за которое женщина не успеет совершить гусл, то ей не следует поститься.
В месяц Рамадан менструальное кровотечение женщины прекра-тилось за такое время до фаджрус садык, в которое можно совершить только гусл, то ей необходимо соблюсти пост того дня. Раддул мухтар

Вопрос: Может ли женщина поститься в дни регулов?
Ответ: Поститься во время менструации и нифаса недопус-тимо; она возместит позднее.
Условия правильного испол-нения поста: быть чистой от хайза (менструации) и нифаса (послеродовых кровотечений). Ибо очищенность от них по единодушному мнению сподвиж-ников является обязательным условием для правильного испол-нения поста. Бадайиъус Санайиъ
На основании аргументации нижеследующего хадиса от Аиши радияллаху анха женщины в состоянии менструации и нифаса возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные фард-намазы:
«Когда нас постигало то самое состояние, нам повелевали возмещать када поста, и нам не повелевали возмещать када намазов». Маракил Фалах
Вопрос: Что делает постя-щаяся женщина, когда у нее начались менструальные крово-течения?
Ответ: Само по себе ее пост нарушается и на ней будет обязательство возместить пропущенный пост.
Хайз и нифас нарушают пост. Они делают ваджибом возме-щение поста, но не искупление (каффарат). Фатавау Хиндийа

Вопрос: Можно ли ради полноценного соблюдения поста принимать лекарство для задержки регулов?
Ответ: До начала менструаль-ных кровотечений женщина считается чистой и ей надлежит поститься. По поводу же приоста-новления кровотечения шариат-ского запрета не существует. Если это не причинит вреда здоровью женщины, тогда можно, если причинит – нельзя.

Вопрос: Является ли необ-ходимостью женщине возмещать пропущенные посты каждый день подряд?
Ответ: Возмещение пропу-щенных по уважительной причине дней поста является фардом (обязательным долгом), и посему это должно осуществится как можно скорее. Однако необязательно возмещать дни подряд.
Большинство факихов едино-душны в том, что возмещение пропущенных дней поста подряд является мустахабом, не пропуская и дня между ними. Однако это не ставится обязательным условием.

Вопрос: Если у женщины накопилось большое количество пропущенных постов, то будет ли достаточным ей покаяться и произнести истигфар (просить прощения)?
Ответ: Пропущенные ею вследствие беспечности и лени все посты будут оставаться на ней обязательным долгом. Возмещение их является для нее фардом. Посредством покаяния и истигфара прощаются грехи за откладывание. Однако ей надлежит возместить все пропущенные посты. Если у нее не хватит жизни на возмещение всех пропущенных постов, то возместит столько, сколько сможет, а за остальные они должны завещать дачу фидйи.
Для них считается фардом возместить пропущенные посты насколько это возможно, фидйу не дают, и необязательно соблюдать возмещение дни подряд. Раддул Мухтар.
Если женщины умирают пос-ле исчезновения уважительных обстоятельств (таких как болезнь, менструация и нифас), на них будет обязательство завещать дачу фидйи за столько дней, сколько дне они прожили после выздоровления или прекращения хайза или нифаса.

Вопрос: Что должна делать женщина, соблюдающая пост ис-купления (каффарат), если у нее началась менструация?
Ответ: Если началась менс-труация у женщины, которая выполняет двухмесячный пост каффарат за сознательное употребление пищи в пост Рамадана, ей необязательно начинать свой каффарат заново. Когда исчезают уважительные обстоятельства, она продолжает каффарат.
Если мужчина или женщина, выполняющие пост каффарат, нарушат в течение этих двух ме-сяцев хотя бы один день, они начнут пост каффарат заново. Для жен-щины при этом случай менструа-ции является исключением. Нифас же не является исключением. Радул Мухтар

Вопрос: Необходимо ли женщине пропущенные посты возмещать в другие дни подряд?
Ответ: Возмещение пропу-щенных по уважительным причи-нам постов для них является фардом и посему их нужно возместить как можно скорее. Однако не-обязательно, чтобы в другие дни это было подряд, день за днем.
Преобладающее большинство единодушны в том, что пропущенные дни поста желательно (мустахаб) возмещать без перерывов в промежутках, все дни подряд. Однако это не является обязательным условием.

Вопрос: Нарушится ли пост постящейся женщины если она из-за болезни введет в свой половой орган что-либо (из препаратов)?
Ответ: Ввиду того, что в таком случае внутрь человека попадает что-то, пост нарушится. Если же она введет в половой орган что-либо (из препаратов) до подлин-ного рассвета (субхус садык) или после ифтара с целью исцеления и будет пребывать с этим и во время последующего поста, то ее пост не нарушится. Таково же и решение по поводу ввода препаратов через задний проход. Имдадул Фатава

Для принятия поста существуют четыре условия: поститься необходимо целый день; постящийся должен быть мусульманином (пост неверующего и отошедшего от веры (муртад) не принимается); сознательный (пост умалишённого не считается); женщина должна быть чиста от месячных и послеродовых выделений (пост, соблюдающийся в период месячных и послеродовых выделений, не считается).

Этим трём вышеперечисленным пунктам условие сохранения поста на целый день необходимо, поэтому в световой день, в каком бы малом промежутке времени человек не являлся муртадом, умалишённым, в месячных или в послеродовых выделениях, пост их нарушается.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

Хоть малое время светового дня должно пройти трезво (пост человека, который целый день прошёл в пьяном состоянии или без сознания, не засчитывается). Но пост того, кто целый день проспал, считается, потому что он может проснуться, если его разбудить. Имам ар-Рамали говорит: «Если часть дня человек будет нетрезв или без памяти, то это не помешает посту» . В «Шархулиршаде» Ибн Хаджар и Ибн Касим говорят, что если не по своей вине (силой влив в рот) человек целый день будет пьян или без сознания, то пост его не нарушается.

Действия, нарушающие пост

Действия, нарушающие пост, делятся на несколько групп.

Рвота. От произвольной рвоты пост нарушается, если даже уверен, что назад в горло ничего не вернулось. Некоторые алимы говорят, что если убеждён в непопадании обратно в горло чего-либо, пост не нарушается. Если мы, не сполоснув рот, проглотим слюну, пост нарушается, ибо рвотные массы относятся к наджасе (нечистотам). Если же непроизвольно вырвать, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть. Подобна рвоте и отрыжка. Если при добровольной отрыжке из желудка в ощутимое место рта что-то попадает, то его пост нарушается. Ощутимым местом рта считается место, откуда мы выговариваем букву «х». Это по мнению имама Рафии. А имам ан-Навави говорит, что место, находящееся перед тем местом, где выговаривается буква «х», считается ощутимой частью рта. Последнее пояснение считается достоверным. Если при самопроизвольной отрыжке что-то попало в рот, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть и очистить от нечистот (наджаса).

Если нечаянно в горло попадёт муха и имеется опасность вреда от неё, её (муху) можно вывести, а при обязательном посте этот день нужно возместить. Подобно этому и вырывание по указанию врача в лечебных целях. Вырывать можно, но при обязательном посте нужно возмещать. Пост нарушается, если добровольно вырвать хоть немного. Если мы отхаркаемся добровольно и оно выходит из горла, то пост нарушается. Харканье, вызванное из верхних ноздрей, и которое, не попав в рот, попадёт в горло, пост не нарушает. Любое харканье нужно выплюнуть, но если при отсутствии возможности выплёвывать проглотить, пост не нарушается. Если при наличии возможности выплюнуть мокроту она всё же попадёт внутрь, по достоверному слову, пост нарушается (имам ар-Рамали, «Шархуль Минхадж»). Имам аль-Газали пишет: «Если человек проглотит мокроту, исходящее из горла или лёгких, пост его не нарушается, если он его не вернёт со рта назад. Если со рта вернёт назад, т. е. проглотит, пост его нарушается» .

Половое сношение. Пост нарушается у обоих лиц, совершивших половой акт независимо от того, произошло семяизвержение или нет. Пост того, кто ночью, переспав с женой, не успел совершить полное омовение до рассвета, не нарушается. Если по забывчивости о посте совершит близость с женой, тоже не портится пост. Но если у человека при мыслях о близости и обозрении происходит семяизвержение, от этих обоих действий пост нарушается. Также нарушается пост у того, кто, зная о семяизвержении, повторным обозрением вызвал его. Если происходит семяизвержение при касании полового члена, тоже пост нарушается. Если при почёсывании чесотки на половом члене происходит семяизвержение, пост не нарушается. Если от возбуждения после поцелуя жены произойдёт семяизвержение, пост нарушается.

Вызывание полового возбуждения. Греховно делать что-либо, что возбуждает человека во время поста. Если даже он и не возбуждается, все равно лучше не совершать этих действий. Подобно поцелую, рассматривание и мысли об этом, т. е., половое возбуждение греховно, если и не нарушается пост. При половом возбуждении человек не застрахован от семяизвержения или полового сношения. По мазхабу имама Малика, постящемуся запрещается (харам) целовать жену, по другим мазхабам, если выйдет не семя, а жидкость, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Ахмада – нарушается. Если при страстном рассмотрении произойдёт семяизвержение, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Малика – нарушается. А если по незнанию в тело войдёт предмет, пост не нарушается у того, кто только принял ислам или вырос вдали от алима, т.е., незнание как оправдание рассматривается только у таких людей.

В понятие внутренность тела входят горло, мозг, кишечник, мочевой пузырь, прободение живота, раскрытие черепа, ушное отверстие, отверстие на молочной железе (грудь), переднее или заднее отверстия.

От курения тоже пост нарушается. От того, что дым сожжённого для благовония предмета дойдёт через нос до мозга, пост не нарушается. Также не нарушается, если от соприкосновения языка с чем-либо вкус дойдёт до горла, но от того предмета не отделится ничего. При закапывании капель в ухо и употреблении нюхательного табака пост нарушается.

От проникновения в половые органы или задний проход пальца, или другого предмета тоже пост нарушается. От введения в отверстие молочных желез (груди) иголки или спичечной палочки пост нарушается, также портится и при введении этих предметов в половой член мужчины.

Границей, нарушающей пост для вышеперечисленных органов, является: для ушей – место от сужения и внутрь; носа – начало верхней кости; мужского полового члена – от места, которое выявляется при движении, для женского полового органа и заднего прохода – место, глубже того, что положено вымыть при обязательном мытье и подмывании.

Мужчине и женщине при подмывании нужно остерегаться проникновения хоть и малой части пальца вовнутрь. Если геморрой самостоятельно или пальцами вернуть внутрь, пост не нарушается. Пустотами тела не считаются костный мозг или внутренняя часть ляжек. От проникновения по ним чего-то вовнутрь пост не нарушается. Если снаружи вовнутрь что-то проникнет по нетрадиционным путям, пост не нарушается. Например, если по отверстиям на коже или из-под корней волос проникнет что-либо внутрь, пост не нарушается. Если вкус от лекарства или сурьмы на глазах дойдёт до горла и этим изменится цвет слюны или харканья, пост не нарушается, так как это дошло до горла не по открытым наружным путям. Но если мы проглотим слюну с изменившимся цветом или вкусом, пост нарушается.

По мазхабам имамов аш-Шафии и Абу Ханифы накладывать сурьму на глаза постящемуся не воспрещается, а по мазхабам имамов Малика и Ахмада – порицается (макрух), по их мнению, если вкус этой сурьмы дойдёт до горла, пост не нарушается.

Мухаммад Хаджар в «Хашияте Фатхуль аллам» пишет: «Равно как не портит пост проникновение через кожу вовнутрь чего-либо, не портят пост и уколы внутримышечные и внутривенные» .

Для нарушения поста по всем этим вышеперечисленным случаям нужно, чтобы всё происходило добровольно, по собственному желанию. Если эти правила будут нарушены по забывчивости или под принуждением, пост не нарушается. Также пост не нарушится, если эти действия совершит новообращённый мусульманин или тот, кто находится вдали от алимов и не имеет возможности для переезда к ним, и совершит их по незнанию, или большинство вопросов, нарушающих пост, бывают нераскрыты для большинства простолюдинов и совершают они эти действия по незнанию.

Ибрагим Уллугаев

– По Шариату пост – это несовершение ничего того, что могло бы его нарушить с рассвета до заката, имея для этого определенное намерение.

Какова мудрость возложения поста Всевышним?

– Первая мудрость поста заключается в том, что Всевышний заставляет раба выражать свою покорность Ему. Полноценный пост пробуждает сердце человека, помогает ему помнить об Аллахе. Когда человек будет испытывать жажду и голод, он вспомнит, что отказался от еды и питья ради Аллаха (добровольно), и то, что находится под господством и наблюдением Его.

Месяц поста Рамазан является баракатным месяцем, в котором днем люди постятся, раздают милостыню, а вечером совершают намаз-таравих , читают Коран, также встают ночью и поминают Аллаха. Многие мусульмане оживляются с приходом месяца Рамазан. Если человек голоден, то тело его оживляется для поклонения (ибадата), если же человек сыт, то сердце его черствеет, что подталкивает его к совершению действий, выходящих за рамки этикета. Пост тренирует тело и очищает сердце. Те, которые постоянно сыты, не могут понять голод бедняков и нуждающихся. Почувствовав голод во время поста, человек понимает голод бедняков и, сжалившись над ними, начинает помогать им. Пост помогает человеку уберечь свои органы от греха, а тело от зла и открывает ему врата для поклонения.

Каково достоинство поста?

– Всевышний Аллах говорит, что все деяния детей Адама для них, кроме поста. Пост же Мой, и Я за него вознагражу, и отплачу добром.

Постящийся имеет две радости: при разговении и при встречи с Аллахом в Раю. В Раю есть особые врата для тех, кто постился. Те, которые войдут через эти врата, увидят Аллаха. Воздаяния за другие деяния Всевышний увеличивает от десяти до семисот раз, а воздаяние за пост безгранично. Пост – это щит мусульманина перед Адом. Пост прибавляет здоровья и является вратами к добру. Пост в Судный день заступается за постившегося. Ду"а постившегося принимается, и вознаграждение ему записывается больше. В хадисах приводится много высказываний о достоинстве поста.

Что теряет человек, который не постился без шариатской причины?

– Если человек не постился один день, не имея на то шариатскую причину, то он не в состоянии возместить вред, который нанес сам себе, даже если будет поститься всю жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал: "Я видел не постившихся людей, мучающимися, прибитыми за ноги и висящими вниз головой с разорванными ртами и истекающими кровью".

Каково шариатское решение о соблюдении поста в месяц Рамазан?

– Согласно Шариату, пост в месяце Рамазан – обязанность (фарз). Доказательство этому Коран, хадис и иджма‘. Тот, кто говорит, что не нужно поститься или зачем нужно поститься (с пренебрежением, издевкой), впадет в неверие. Если он вновь не прочитает шахаду, не примет Ислам и не покается, то будет ввергнут в вечный Ад.

Каковы условия к обязанию поста в месяце Рамазан?

– Для обязания к посту в месяце Рамазан человек должен быть мусульманином, совершеннолетним и здравомыслящим. Дети не обязаны поститься, но если они могут выдержать пост, то родители должны заставлять их поститься с семилетнего возраста. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни. Может не поститься находящийся в долгом пути человек и тот, здоровью которого голод может нанести вред (но это должно быть установлено богобоязненными опытными врачами, знающими обязательность и значимость поста). Но если эти люди способны выдержать, то лучше поститься, т.к. пропущенные таким образом дни необходимо восстановить.

Каково решение возмещения пропущенных постов в месяце Рамазан?

– Пост нужно обязательно возместить, не зависимо от причины. За пропущенный пост по уважительной причине греха не будет, но если нет шариатской причины, то пропускать пост греховно. Пропущенные в этом году посты без уважительной причины нужно возместить до наступления месяца Рамазана следующего года. За посты, не возмещенные в течение года, имея при этом возможность, налагается штраф (муд), а также за каждый день, пропущенный в месяце Рамазан, и увеличивается с каждым невозмещенным годом. Если пост был пропущен добровольно, или из-за халатности и принебрежения, то этот человек вместе с возмещением и выплачиванием муда должен покаяться, т. к. несоблюдение фарза является тяжким грехом. Например, если 20 лет назад не постился 30 дней, имея при этом возможность, и не возместил пост за все эти годы, то человек подвергается штрафу – шестистам мудам для раздачи бедным. Если не постился по уважительной причине, не позволяющей соблюдать пост, и до смерти не освободился от нее, то человек не должен ни возмещать пост, ни выплачивать муд. Если человек, имея возможность, не постился и умер, то за него возмещать пропущенные посты должен близкий родственник или же с его состояния выплачивается муд по числу пропущенных постов. Если же покойный не оставил ничего, то за него посты возместить может любой человек, так же как и отдать долги.

Если человек неизлечимо болен, что позволяет ему не поститься, или же стар и не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный пост должен заплатить муд. Если беременная женщина или кормящая мать во избежание нанесения вреда своему здоровью не постится, то после она должна возместить посты. А если она не постилась, боясь за здоровье своего ребенка, то должна и возместить посты, и выплатить муд.

Что такое муд? Кому его нужно отдавать? Можно ли вместо него отдать деньги, равные его стоимости?

– Муд – это мера измерения сыпучих тел . Современные алимы вычислили объем муда – 675 грамм или 0,688 литра. Существуют некоторые расхождения ("Аль-фикху исламийю ва адиллатуху", т. 1, стр. 143), но если следовать этим мерам, тоже будет правильно. Выплачивая муд наиболее употребляемыми продуктами питания в данном населенном пункте, необходимое количество нужно отдавать беднякам или нуждающимся. Например, если в одном городе больше употребляют пшеницу, то и раздать надо пшеницу. Можно несколько мудов отдать в одни руки, но лучше раздать их нескольким людям. Муды не обязательно отдавать там, где живешь ("Хашиятуль-Жамал", т. 3, стр. 457). По мазхабу имама Абу Ханифы, вместо муда (шафиитов) можно выплатить полсаха пшеницы ("Аль-фикхул исламийя", т. 3, стр. 1743, "Тафсируль Куртуби", т. 1, стр. 192). Согласно мазхабу Абу Ханифы, полсаха – это 1 кг 900 гр. ("Аль фикхул исламийя", т. 1, стр. 143). Те, кто в наше время выплачивает муды деньгами, должны следовать сначала мазхабу имама Абу Ханифы, а уже затем из указанного им количества (1 кг 900 гр.) выплачивать его стоимость. По мазхабу имама Шафии, штраф (фидья) составляет 675 гр. Выплачивая в денежном эквиваленте, нужно выплатить стоимость за указанное количество.

Какое ду‘а читается после разговения?

Постящемуся хорошо побольше поминать Аллаха, читать салават, молиться, ибо его мольба принимается.

После разговения читается это ду"а: "Аллагьумма лака сумту, ва гIала ризкъика афтIартIу, ва бика аманту, ва лака асламту, ва гIалайка таваккалту, ва рахIматика ражавту, ва илайка анабту, загьаба ззамау вабталлаатиль гIурукъу, ва сабаталь ажру иншаАллагь. Я ВасигIаль фазли, игъфир ли. АлхIамду лиллагьи ллази, агIанани фасумту, ва разакъани фа афтIарту. Аллагьумма ваффикъна лиссиями ва баллигъна фигьиль къияма ва агIинна гIалайгьи ва ннасу ниямун, ва адхиналь жанната биссалами".

Перевод: "О, мой Аллах! Я ради Тебя постился, Твоим благом разговелся, я уверовал в Тебя, я Тебе покорен, я уповаю на Тебя, я надеюсь на Твою милость, я повернулся к Тебе, жажда прошла, промокли кровеносные сосуды, если захочет Аллах – получу вознаграждение. О, Всемилостивый Аллах! Ты смой мои грехи. Вся хвала Аллаху, помогавшему мне поститься и давшему мне блага для разговения. О, мой Аллах! Ты помоги мне поститься, дай силы встать ночью, когда люди спят, и введи нас в Рай Своим благословением".

Расскажите об обязательных составляющих поста?

– Пост имеет два обязательных составляющих. При отсутствии хотя бы одного из них пост нарушается.

1. Намерение. Его делают сердцем. Срок же его наступает с вечера и длится до рассвета постящегося дня. Если не сделали намерение, то весь следующий день обязательно нужно воздержаться от еды и питья, но этот день нужно возместить. Порядок полного намерения поста таков: "Я намереваюсь поститься завтра в месяце Рамазан этого года ради Аллаха". Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда постящегося дня.

2. Второе составляющее – это предостережение от всех действий, нарушающих пост с рассвета до захода солнца.

Что нарушает пост?

– Пост нарушает преднамеренный прием пищи, питья (если съесть что-нибудь по забывчивости, пост не нарушается). Также пост нарушает проникновение в тело из естественных отверстий чего-либо телесного (например, через нос, рот, уши, половые органы, задний проход). Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичинку, пост нарушается. Пост нарушает и клизма. Если проглотить слюну после растворения сахара во рту или покурить, пост нарушается. С проглатыванием слюны или с проникновением внутрь через рот или нос пыли или насекомых, пост не нарушается.

От проглатывания наджасы (нечисти), например, слюны, смешанной с кровью из десен, пост нарушается, но если по какой-либо причине трудно этого избежать, то делается "афву (прощение). Постящийся должен быть осторожен при полоскании рта и носа. Если, стараясь тщательно прополоскать нос и рот, вода попадет вовнутрь, то пост нарушается. Если, по незнанию или по забывчивости что-нибудь попадет вовнутрь, то пост не нарушается.

Также пост нарушает преднамеренная рвота или половая близость. Если человек преднамеренно нарушит свой пост путем совершения полового акта, то он облагается искуплением (каффаратом) – двухмесячный пост без пропуска. Если пропустить хоть один день, то отчет двух месяцев начинается заново.

Пост так же, как и намаз, нарушается, если человек сойдет с ума, впадет в куфр (совершит действие, приводящее в неверие, языком или сердцем). Пост нарушают месячные, послеродовые выделения женщины.

Если, подумав, что солнце уже зашло, разговеться, а потом выяснится, что оно не зашло, то этот пост нарушается, и его необходимо возместить. Также нарушается пост, если подумав, что еще не рассвело, поесть, а потом окажется, что рассвет уже был.

Что является суннатами поста?

– Из суннатов поста является разговение сразу после захода солнца. Желательно разговляться фиником, а если его нет, то водой. Вставать перед рассветом для приема пищи; откладывание приема пищи ближе к рассвету; побольше читать Коран и поминать Всевышнего Аллаха; оберегание глаз, ушей, языка и других органов от греховного; полное омовение от половой близости до наступления рассвета; пребывание в мечети (и‘тикаф) особенно в последние десять дней месяца; побольше чтения ду"а (особенно после разговения, перед рассветом и при разговении в гостях); отказаться от удовольствий, особенно от хорошей и сытной еды и благовоний; желательно отдаляться от всего, что приносит удовольствие нафсу (обозрение греховного, слушание музыки и т. д.); уберечь себя от удовольствий, даже если они дозволенные. Желательно уберечь язык от споров, пререканий и ругани. Если кто-то и ругается, то, не отвечая ему, сказать: "Я держу пост". Желательно также раздавать побольше милостыни, почаще посещать мечеть и совершать другие благие деяния.

Соблюдавший эти вышеприведенные суннаты и этикет получит полное вознаграждение за пост. Если нет – вознаграждение уменьшится, особенно если не уберечь себя ото лжи или поклепа, а тело от греховного, то от поста, кроме голода и жажды, он не получит никакого вознаграждения. Месяц поста – это месяц, когда следует отказаться от удовольствий и отдыха для тела и необходимо усердствовать в поклонении.

В какие дни желательно поститься?

– Из желательных для поста дней является день Арафа (для тех, кто не находится в хадже). Это девятый день месяца зуль-хиджа. У постившегося в этот день смываются грехи предыдущего и последующего годов.

Желательно поститься в день Ашура – десятый день месяца мухаррам, а также в девятый и одиннадцатый день этого же месяца. Если поститься в день Ашура, то смываются грехи предыдущего года. Желательно также поститься в понедельник и четверг каждой недели; в пятницу и в предыдущий или последующий за ней день (отдельно в пятницу не желательно).

Желательно поститься шесть дней в месяце шавваль после Рамазана. Если человек постился в месяце Рамазан и после шесть дней в месяце шавваль, то он будет подобен постившемуся весь год. Есть еще другие месяцы и дни, в которые желательно поститься. Много вознаграждения в желательном посте. Есть хадис, в котором говорится, что человека, постившегося один день, находясь на пути Аллаха, Всевышний отдалит от Ада на 70-летнее расстояние. Да поможет Аллах!

На вопросы ответил Курамухаммад-хаджи Рамазанов

Вопрос: Чтобы покушать перед постом я встал на сахур. Поел и сделал намерение на пост и лег спать. Проснувшись утром, я забыл что у меня пост и до самого вечера ел и пил. О том что я намеревался держать пост я вспомнил только перед ифтаром. Будет ли принят мой пост?

Ответ: Да такой пост будет принят. Потому что есть и пить по забывчивости не нарушает пост.

Вопрос: Требуется ли выполнить каффарат, если в месяце Рамазан два раза сделать то что требует только восполнить один день поста?

Ответ: Да, нужно будет выдержать каффарат если это было сделано специально. Например, зная что проглатывание сырой рисинки, или закапанное в уши масло нарушает пост, нарушивший таким образом свой пост человеку, потребуется только восполнение одного дня поста. Если в этот же Рамазан, человек нарушит свой пост подобным образом еще раз, то потребуется выдержать каффарат.

Или же, сделав намерение на пост после времени имсак, а после, зная что потребуется восполнение только одного дня поста, нарушит пост, а затем нарушит пост еще раз, то потребуется каффарат. Эта мера предпринята чтобы люди не могли воспользоваться этой лазейкой, чтобы не держать пост. На самом деле, положением, при котором нарушение поста является мубахом, можно воспользоваться 4-5 раз, и при этом не потребуется каффарата.

Вопрос: Нарушает ли пост попавшие в рот пот или слеза?

Ответ: Если в рот постящегося попадает одна или две капли пота или же слезы, то это пост не нарушает. Потому что это очень тяжело проконтролировать. Пост нарушится если человек почувствует во рту вкус, соленость пота или же слезы и проглотит. Если выплюнет, не нарушится.

Вопрос: Разрешается ли старику, который не может держать пост или же больному, который знает что уже не выздоровеет, в качестве восполнения каффарата, вручить деньги бедняку с условием что тот на эти деньги будет кормить себя в течений 60-и дней?

Ответ: Нет, не разрешается. В один день 60 бедняков должны быть накормлены два раза. Или же нужно кормить одного бедняка два раза в день в течений 60-и дней. Или же можно кормить одного бедняка один раз в день в течении 120 дней.

Вопрос : Нарушает ли пост проглатывание слюны?

Ответ: Нет, не нарушает. Пост не нарушает даже влага, которая остается во рту после омовения.

Вопрос: У женщины ханафита, которая в некоторых вопросах следует мазхабу Малики, уже долгое время менструальный цикл длится 15 дней. Следующие 15 дней она чиста. Через 10 дней когда у нее начнутся месячные, может ли она продолжать держать пост?

Ответ: Так как при соблюдение поста можно не следовать мазхабу Малики, то через 10 дней, она будет держать пост.

Вопрос: Нарушится ли пост, если во время омовения в гортань попадет вода?

Ответ: В мазхабах Ханафи и Малики нарушится. В мазхабе Шафии, пост нарушится если пройдет большое количество воды, или же при омовений прополоскать горло больше трех раз и каждый раз вода будет проглатываться. Но если при омовений в гортань, нечаянно пройдет вода, то пост не нарушится. По Ханбали, если нечаянно проглатывается вода, пост не нарушается. (Мизан-уль-кубра, Аль-фикх-у аляль-мазахибиль-арбаа)

Ханафит, если случайно проглотит воду при совершений омовения, то может продолжать пост, следуя мазхабам Шафии или Ханбали.

Вопрос: Проглоченная при совершений омовения вода, кровь проглоченная по незнанию, вода прошедшая в половые органы при подмывании нарушают пост. Можно ли в таких случаях спасти свой пост, есть ли выход при такой ситуации?

Ответ: Да, конечно есть. Было сказано: Мазхабы - милость. Если при совершений одного фарза, или же при избавлении от какого либо харама возникают трудности, то мусульманин начинает следовать в этом вопросе другому мазхабу и выполняет нужное ему действие. В случае если нечаянно была проглочена вода, то можно продолжить пост сказав: «Буду держать пост следуя мазхабу Шафии». Тот кто нечаянно проглотил кровь изо рта, и тот кому при омовении половых органов проникла внутрь вода, может продолжить держать пост по мазхабу Ханбали. В таком случае, их пост будет принят.

Вопрос: На какой день приходится ночь предопределения по мнению Имама Шаърани?

Ответ: «Если Рамазан начался в воскресенье, ночь Кадр придется на 29-е число. Если начнется во вторник, то 27-го, если четверг, то придется на 25-го. Если месяц Рамазан начался в субботу, то в ночь на 23. Если в понедельник, то в ночь на 21-е. Если начался в среду, то на 19-е. Если первый день Рамазана пришелся на пятницу, то в 17-ю ночь.» сказал Имам Шаърани.

Абуль Хасан Харкани сказал:

С самого начала моего совершеннолетия, я знал когда наступает ночь предопределения (ляйлат-уль кадр). Если первый день Рамазана приходился на воскресенье, ночь кадр приходился на 29-е число. Если в понедельник, то на 21-е число. Если во вторник, то на 27-е Рамазана, если Рамазан начинался в среду, то 19-я ночь, если это был четверг, то это была 25-я ночь, если пятница, то 17-я ночь, если в субботу, то 23-ночь. (Мишкат-уль-ануар. Шира-туль-Ислам.)

Как мы можем видеть, двое величайших ученых поведали нам о том, что было положено им на сердце (кешф) Всевышним Аллахом.

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост » (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах » (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

ولا قضاء عليه ولا كفارة

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается » (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся) » (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).



Отчетность за сотрудников