Сколько нужно денег чтобы открыть автосалон. Открытие своего автосалона с нуля. Набираем штат персонала

Уже никто не предлагает взятку для покупки новой машины, а наоборот, приходя в автосалон, многие клиенты требуют предоставления скидки. Казалось бы, в таких условиях торговать автомобилями совсем не выгодно. Но если б это было действительно так, число дилеров сокращалось бы. А пока представительства автозаводов каждый квартал рапортуют о расширении дилерской сети и увеличении объемов продаж.

Москва и Санкт-Петербург по количеству дилеров на душу населения уже сейчас сопоставимы с крупными городами США или Германии, и дальнейшее наращивание концентрации автосалонов приведет к нездоровой конкуренции и снижению прибыльности. Поэтому основные усилия по развитию дилерской сети сейчас направлены на «завоевание» регионов, где уже сформировался платежеспособный спрос.

Строительство любого автосалона имеет две отправные точки: это выбор места, где будет расположен шоу-рум, и выбор марки, на которой он будет специализироваться, с последующим подписанием дилерского соглашения.

Место лучше всего выбирать людное, расположенное на оживленной магистрали, чтобы до него удобно было добираться на автомобиле или общественным транспортом. Стремиться в центр города совсем не обязательно. Возросшая арендная плата за землю вряд ли быстро окупится. Большая часть населения проживает именно на окраинах, и покупателям, скорее всего, удобнее посетить автосалон, расположенный возле дома, чем около работы. В регионах же, как показывает практика, где весь город можно пересечь за 30~40 минут, географический аспект не влияет на продажи, в таких местах обычно на одну марку приходится всего один дилер.

Независимо от региона эксперты советуют строить не один автосалон, а так называемый «золотой треугольник», или, говоря детально, полномасштабный дилерский центр, где, кроме продажи автомобилей, будут работать сервисный центр и магазин запчастей. Запомнив один адрес, клиент сможет не только приобрести здесь машину, но также в перспективе обслуживать ее и покупать необходимые детали и запчасти. Со временем появится вероятность, что и следующий автомобиль он приобретет здесь же.

Схема «золотого треугольника» предпочтительна еще и потому, что норма прибыли автосалона, как правило, меньше, чем у авторизованного сервиса или магазина запчастей. Но при этом самый простой путь заманить людей в сервис, чтобы загрузить его работой, — продать им автомобили

Если речь идет о строительстве именно такого современного центра, а не забетонированной площадки для машин в ангаре, то потребуется как минимум 700 кв. м помещений. Из них не менее 300 кв. м будет отведено под шоу-рум, 100 для офисных помещений и 250~300 под автосервис. Ответ на вопрос, зачем так много места для выставочных автомобилей, достаточно прост.

Дистрибьюторы рекомендуют отводить под один автомобиль 27-35 кв. м, чтобы к машине можно было подойти со всех сторон, разглядеть ее вблизи и на расстоянии, открыть все двери, заглянуть под капот, в багажник и т. д. Одним словом, чтобы клиент чувствовал себя вольготно и мог лучше ознакомиться с предлагаемым ему товаром. Кроме того, в шоу-руме должна размещаться стойка, за которой будут сидеть не только продавцы и секретарша, но еще и сервис-менеджер и продавец запасных частей.

Если речь идет об относительно дешевых автомобилях, то дистрибьюторы обычно ограничиваются лишь рекомендациями касательно оформления салона. Самое главное — чтобы все вывески и пилоны были оформлены надлежащим образом, логотип выполнен необходимым цветом, а название брэнда написано нужным шрифтом. Все остальное оформление фасада и интерьера отдается на откуп салону, при условии их согласования с дистрибьютором.

Минимальная стоимость строительства полноценного дилерского центра в регионах, например, в соответствии с корпоративными требованиями Hyundai , составляет около 700 тысяч долларов. Инвестировать в строительство автосалона более 2-2,5 миллиона долларов уже не выгодно — срок окупаемости грозит серьезно вырасти. При правильном и разумном подходе к делу он составляет 4-5 лет.

Строительство автосалона с техцентром и складом запчастей в Москве, с учетом стоимости покупки или долгосрочной аренды земли, обычно обходится в 5-6 миллионов долларов.

В случаях с премиум-брэндами, такими как BMW , Mercedes — Benz , Audi , Lexus и др., представительство регламентирует практически всё, вплоть до поставщиков мягкой мебели в уголок для отдыха клиентов.
Например, к потенциальному дилеру концерна Volkswagen , который гордо причисляет себя к числу люксовых брэндов, выезжает штатный архитектор из Германии и уже на месте проектирует дизайн будущего автосалона. Причем для дилера его услуги бесплатны — их оплачивает концерн, который заботится о внешнем виде своего будущего представителя и партнера. Фасад шоу-рума обязательно должен быль выполнен из стекла и иметь наклон 10 градусов «коньком наружу», это создает подобие козырька около салона и улучшает видимость автомобилей в салоне с улицы (наклонное стекло снижает количество бликов). Еще одно требование: минимальная площадь дилерского центра — 0,5 га. Единственное отклонение от сложившегося стиля, допущенное для российских дилеров, — возможность изготавливать цоколь высотой 50 см из небьющегося материала, так как зимой нижняя часть фасада обязательно снаружи покроется слоем льда и снега. Вход — тоже элемент корпоративного дизайна и должен быть оформлен в соответствии с традициями Volkswagen , так же как и вход в автосалон «народных автомобилей» в любом другом уголке мира. Отделка интерьера тоже очень жестко регламентируется. Оговаривается даже цвет кафельной плитки и схема ее размещения в шоу-руме. Дилеру остается только в соответствии с толщиной собственного кошелька выбирать необходимые материалы из каталога, предлагаемого представительством. То же самое касается и мебели в автосалоне — ее нужно приобретать только у изготовителей, рекомендованных дистрибьютором.

Кроме корпоративных требований и фантазии дизайнера, стоимость строительства автосалона определяется еще и конкретными техническими условиями. Иногда к имеющейся ремонтной зоне в гаражном кооперативе или таксопарке пристраивается парадный вход и в соответствии с требованиями отделывается помещение — тогда затраты будут относительно небольшими.Если не считать стоимости аренды уже готового помещения, то при максимальной экономии можно уложиться в 250-400 тысяч долларов. При сооружении автосалона с нуля, по индивидуальному проекту в престижном районе города, да еще и с большим шоу-румом, счет действительно пойдет на миллионы долларов.

Независимо от выбранной марки и оговоренного объема продаж официальному дилеру предстоит столкнуться с так называемой процентовкой модельного ряда. То есть дистрибьютор не даст торговать только самыми дешевыми и ходовыми машинами, «в нагрузку» к ним придется продавать еще и «тяжелые» модели, которые требуют особых навыков от продавцов. Например, в случае с Hyundai в дополнение к «Акцентам» и «Гетзам», которые раскупаются как горячие пирожки, даются внедорожники Terracan , пользующиеся ограниченным спросом. Такая схема увеличивает доходы дилеров, ведь маржа (разница между розничной и дилерской ценами) в процентах для всех машин одинаковая и составляет, как правило, меньше 10%. То есть чем дороже про данная машина, тем, разумеется, выше доход.

Серьезная статья расходов, без которой не сможет обойтись практически ни один дилер, — это автомобили для тест-драйвов. Некоторые производители обязывают автосалоны приобретать тестовые машины, пусть и с серьезной скид кой. Но даже если наличие такой машины не обязательно, оно всегда желательно.

Рекламную политику каждый дилер определяет и оплачивает сам. Дистрибьютор помогает лишь с различными PR — материалами, буклетами и заготовками рекламных макетов, роликами видео кассет для показа по местному телевидению. Инвестировать серьезные деньги в продвижение марки, наверное, нет смысла. Лучше заранее выбрать раскрученный брэнд. Рекламный бюджет стоит расходовать на информирование потенциальных клиентов о том, что в городе открылся новый автосалон и как его найти. Для этих целей лучше всего подойдет наружная реклама.

Если речь идет о создании дилерства в относительно небольшом городе, то, наверное, есть смысл выбирать такую марку, которая еще не представлена на местном рынке. Тогда удастся избежать ненужной конкуренции и можно будет сыграть на новизне. По утверждению Романа Цыганова, менеджера по развитию дилерской сети Hyundai , компании «Карнэт-2000», средняя концентрация дилеров Hyundai составляет один автосалон на миллион жителей. При таких условиях дилеру, скорее всего, удастся не только выполнить план продаж на первый год (обычно это 100 автомобилей), но и успешно завоевывать рынок, постепенно увеличивая оборот. Если прогнозируемый объем продаж при заданной концентрации автосалонов выше, то наверняка в предварительные расчеты закралась ошибка. Если машин продается заметно меньше, значит, либо дилер неправильно проводит рекламную кампанию, либо неверно оценена емкость рынка. В случае с дешевыми брэндами порог выживаемости обычно лежит где- то в районе продажи 60~70 машин в год. С дорогими немногим меньше, так как дистрибьютору просто становится невыгодным возиться с мелким продавцом.

Так как досконально изучить рынок и спрогнозировать, «пойдет» ли на нем та или иная марка машин, очень сложно, многие компании стараются работать на несколько фронтов, открывая автосалоны разных брэндов.

Существуют и несовместимые варианты. Представители сегмента «премиум» Mercedes , BMW , Audi и т. д. ни за что не хотят продаваться рядом ни с одним другим брэндом.

Еще один важный момент при выборе марки — доставка автомобилей. Еще 3 года назад большинство дилеров завозило машины в страну самостоятельно, забирая их со склада производителя. Но сейчас ситуация кардинально меняется, представительства автозаводов берут на себя функции дистрибьюторов или назначают одного эксклюзивного поставщика, который и занимается доставкой и растаможкой машин.

Схемы оплаты поставляемых машин -разные. По словам Романа Цыганова, за доступные и пользующиеся хорошим спросом модели оплата взимается на момент их отгрузки с центрального склада, так как у дилеров такие машины не задерживаются и часто за ними даже выстраиваются очереди. Дорогие автомобили передаются на реализацию автосалону, и дилер обязан перечислить деньги за них сразу же после продажи.

Марка выбрана, самое время идти в гости к дистрибьютору или в представительство с пожеланием стать их дилером.
Обычно все начинается с реального или электронного письма с предложением о сотрудничестве. После внутреннего исследования перспективности данного региона с потенциальным дилером связывается менеджер по развитию дилерской сети, и по результатам изучения структуры предполагаемого инвестора и проверки его благонадежности выезжает на место.

Здесь уже более конкретно согласуются вопросы размещения дилерского центра, условий аренды или собствен ности земельного участка. Рынок исследуется на наличие конкурентов среди «серых» дилеров, распространенность марки, лояльность к ней потенциальных покупателей, и т. д. Также представителями дистрибьютора внимательно изучаются бизнес-план будущего дилера и серьезность его перспектив.

Если решение о дальнейшем сотрудничестве принято, то подписывается договор о намерениях, и начинается возведение здания. На этапе проектирования, если того требуют корпоративные стандарты, дизайн согласовывается с архитекторами автопроизводителя. Иногда представительство даже предлагает готовые варианты типовых автосалонов, что позволяет сэкономить на услугах проектировщиков.

При достаточном финансировании на возведение дилерского центра с нуля уходит от полугода до двух лет. После сдачи готового автосалона заказчику и представителям дистрибьютора улаживаются последние мелочи, проводится обучение персонала и происходит официальная церемония подписания дилерского договора, на склад и в шоу- рум завозят автомобили и запасные части. Можно начинать работу…

Открытие официального дилерского центра сегодня невозможно без сервиса. Владельцы изрядно подержанных машин характеризуют авторизованные СТО заоблачными ценами на работу и запчасти, а для собственников относительно новых автомобилей посещение фирменного сервиса — необходимость: без отметки о прохождении регламентного ТО теряется гарантия, которая может достигать 5 лет.

Кроме того, многие автопроизводители сейчас заинтересованы не только в развитии дилерской сети, но и в расширении географии авторизованных сервисов, ведь территория использования автомобилей традиционно превосходит географию продаж.

Именно поэтому производители и дистрибьюторы готовы пойти на открытие авторизованного сервиса, не имеющего шоу-рума. Если дела пойдут хорошо, автосалон можно пристроить позже и получить лицензию на продажу машин..
Создание авторизованного сервиса потребует серьезных финансовых затрат. Самое главное — помещение, его площадь должна составлять как минимум 250-300 кв. м. На оснащение потребуется от 100 до 250 тысяч долларов. Каждый подъемник для легковых машин стоит от 3 до 5 тысяч долларов, стенд для регулировки схождения и развала колес еще 7-12 тысяч. В случае с Volkswagen стоимость минимального комплекта специнструментов и приспособлений составляет 10 тысяч долларов. Набор тестеров для проверки электронных систем автомобиля обойдется еще в 40-50 тысяч. Оборудование для кузовного ремонта также не дешево, но оно, скорее всего, будет востребовано. Одна только окрасочно-су- шильная камера стоит от 20 до 60 тысяч долларов, примерно столько же уйдет на стапель для восстановления геометрии кузова.

Единственное, что окажется бесплатным для большинства дилеров, — обучение и стажировка персонала.

Размеры склада запчастей, создаваемого при автосервисе, во многом зависят от ситуации на рынке и загрузки техцентра.

Ассортимент склада дистрибьютора обычно покрывает 90-95% номенклатуры комплектующих, а время доставки отсутствующих деталей — одна-две недели. Если дилер находится вдалеке от Москвы, имеет смысл задуматься ему о четком планировании поставок деталей, так как избыток — это замороженные деньги, а недостаток — упущенная прибыль. Автосалонам Volkswagen , например, настоятельно рекомендуется поддерживать у себя на складе количество запасных частей на сумму в 40-50 тысяч долларов, тогда заметно увеличивается вероятность, что подавляющее большинство клиентов будет удовлетворено.

В отличие от цены автомобилей, стоимость нормо-часа работ в сервисе большинство дистрибьюторов не регламентируется. А вот на гарантийных ремонтах заработать, скорее всего, не удастся. Да, представительство оплачивает стоимость работ и деталей, замененных по гарантии, но по своим ставкам, а не основываясь на стоимости нормо-часа у конкретного дилера. Эти деньги окупят затраты на ремонт, но прибыль здесь вряд ли удастся получить.

Сокращенная версия статей Игоря Сирина «Колеса на продажу» и «Свой путь»

Наличие в России большого количества автолюбителей еще раз доказывает огромный потенциал рынка новых и подержанных автомобилей. Стабильно высокий спрос на авто рождает в голове некоторых бизнесменов мысль об открытии собственного автосалона.

В большинстве случаев идея так и зависает в воздухе из-за нехватки средств, настойчивости и необходимых знаний. Только единицы проходят тернистый путь и создают бизнес, приносящий стабильную прибыль.

Чтобы бизнес был успешным

  • начинайте работу с торговли автомобилями известных брендов. Вы сможете сэкономить на рекламе. Тойота – она и в Африке Тойота;
  • первые авто выбирайте из бюджетного сегмента. Так проще найти клиентов и нарастить оборотный капитал. Когда вы твердо встанете на ноги, можно перейти на автомобили средней ценовой категории или авто «премиум»-класса;
  • обеспечьте широкий модельный ряд, чтобы покупатель имел возможность выбора;
  • важно предоставить клиенту как можно больше дополнительных услуг в одном месте, чтобы он снова и снова обращался в ваш салон. Многие успешные автодилеры утверждают, что прибыль от послепродажного обслуживания часто превышает выручку от продажи авто. Ремонтные мастерские, станция техобслуживания, опытный специалист по тюнингу автомобилей, магазин по продаже автозапчастей, услуги банковских работников по кредитованию покупок авто, наличие агента солидной страховой компании в одном месте существенно расширят возможности получения прибыли. Положительная репутация вашему автосалону будет обеспечена;
  • усвойте простое правило, которое часто нарушают недальновидные бизнесмены – не экономьте на персонале. Заинтересованность наемного работника в повышении своей квалификации и зависящая от личного вклада достойная оплата труда позволят сформировать крепкий коллектив грамотных специалистов, на которых вы сможете положиться. Продажа автомобилей – достаточно сложный проект. И дилетантство здесь не пройдет;
  • в вашем автосервисе должны работать только лучшие специалисты. К грамотному автоэлектрику Васе, которого знает весь город, выстроится очередь желающих получить консультацию именно у него. Придется попотеть, разыскивая таких спецов. Предложите достойную оплату труда и не нарушайте своих финансовых обязательств, чем часто грешат бизнесмены. Тогда профи будет работать у вас, и постоянный поток клиентов будет обеспечен.

Первые шаги по открытию автосалона

Запаситесь терпением, ибо путь от строительства до стабильной работы предприятия будет достаточно долгим.

Шаг №1. Определитесь, какие авто будут продаваться у вас в салоне.Направлений несколько:

  • покупка франшизы и дальнейшее обустройство помещения согласно требованиям, которые оговариваются при покупке. Отличный вариант, если вы владеете готовым помещением или земельным участком, подходящим для размещения автоцентра. Важно, чтобы автомобильный бренд был «раскрученным»;
  • при наличии у вас подготовленного помещения можно сразу заниматься продажей как новых, так и подержанных автомобилей;
  • можно построить и открыть автосалон с нуля. Вначале вам придется купить земельный участок или готовое помещение.

Шаг №2. Просчитайте рентабельность вашего бизнеса. Вам понадобится грамотный бизнес-план.

Серьезный бизнес – серьезные затраты. Чтобы создать и «раскрутить» автосалон площадью около 500 кв.м, вам потребуется не менее 15 млн.руб. Специалист высокого класса не только разработает бизнес план автосалона с учетом конкретного города, района, уровня покупательской способности населения, но и просчитает, насколько быстро окупится ваш проект.

Важно понимать, что при достаточном уровне продаж и уровне рентабельности для дилерских представительств на уровне 2–3 %, ваши вложения вернутся не ранее, чем 5 лет. Если вы рассчитываете получить прибыль раньше, вкладывайте средства в другие направления деятельности. Специалисты считают, что быстрее всего затраты окупятся при торговле подержанными иномарками, доступными широким слоям населения.

Шаг №3. Проанализируйте уровень продаж различных марок авто в выбранном регионе. Статистика покажет, выгодно ли открывать еще один центр по продаже машин выбранного вами бренда, или рынок уже насыщен подобными предложениями.

Шаг №4. Изучите все тонкости ведения данного бизнеса, посетите тренинги и бизнес-семинары, пройдите обучение на специальных курсах. Если вы не готовы обучаться – займитесь чем-нибудь попроще.

Где разместить автосалон

Важно правильно выбрать местоположение автосалона. В крупных городах располагать объект лучше в центре, где собирается обеспеченный контингент покупателей, находятся офисы и различные учреждения. В провинции автосалон может быть расположении на окраине. Главное – удобные подъездные пути к нему и наличие квалифицированного персонала, в частности, мастеров станции ТО.

Автосалон можно разместить в:

  • бывшем автопарке. Приготовьтесь отдавать за аренду каждый месяц от $200 до 500 за кв.м;
  • подходящем по площади строении, которое можно реконструировать. Затраты на перестройку составят около 1 млн. долларов;
  • возможен вариант постройки центра по продаже авто с нуля, вашего собственного. Затраты для создания комплекса, отвечающего мировым стандартам, составят не менее 3 млн. долларов.

Если вы планируете стать дилером известных автомобильных марок, отдайте предпочтение последнему варианту.

Площадь автосалона

Для создания полноценного комплекса, в который будет входить кроме выставочного зала (300 кв. м), сервисный центр (200 кв. м), магазин автозапчастей (100 кв. м) и офисные помещения(100 кв. м) вам потребуется помещение площадью не менее 700 кв. м.

Что нужно для открытия центра по продаже авто

Зарегистрируйте свое предприятие. ООО () – приемлемый вариант при открытии автосалона.

Следующий шаг – постановка на учет в налоговой инспекции. К вашему предприятию будет применена для торговых предприятий.

В налоговой укажите следующие :

  • торговля автотранспортными средствами;
  • техобслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • торговля автодеталями, узлами и принадлежностями;
  • деятельность дилеров.

Проведите регистрацию во всех обязательных фондах:

  • пенсионном фонде;
  • Роспотребнадзоре;
  • государственном пожарном надзоре.

Дальнейшие шаги

  1. Откройте счет в надежном банке.
  2. Купите контрольно-кассовый аппарат и зарегистрируйте его в налоговой.
  3. Для получения свидетельства обратитесь в Управление потребительского рынка. Вашу дилерскую компанию внесут в специальный реестр.
  4. Если вы планируете открыть автосервис в комплексе с салоном по продаже автомобилей, следует обратиться в Ростест и получить сертификаты на дополнительные виды работ. Некоторые из них (кузовной ремонт, например) могут потребовать определенного расстояния до жилых объектов.

Поставщики автомобилей

Выбирайте надежных поставщиков и известные марки авто. Проанализируйте, какие бренды отсутствуют у вас в регионе, а какими он пресыщен.

Перед открытием автосалона выясните платежеспособность населения. Если в регионе мало состоятельных клиентов, работайте с автомобилями, стоимость которых не превышает 20–25 тыс. долларов. Возможно, стоит открыть салон продажи подержанных автомобилей.

Обязательно приобретение нескольких машин для прохождения тест-драйва у вас в автосалоне.

Выясните условия доставки автомобилей. Можно покупать машины в стране-производителе. В этом случае все проблемы, связанные с доставкой от заводских ворот до дверей автосалона ложатся на плечи дилера.

Второй вариант – покупка машин у российских официальных импортеров. Многие иностранные компании, выпускающие качественную продукцию, отдают приоритет именно централизованным поставкам. Таможенное оформление и транспортировка авто в Россию – это головная боль импортера.

Затраты в обоих случаях практически одинаковы, но для новичков более приемлем второй вариант.

Как стать автодилером

Ваши шаги:

  • с маркой авто вы уже определились. Отправьте запрос официальному представителю этой компании в Российской Федерации. Сайты представительств можно найти в Интернете;
  • подготовьте бизнес-план по открытию автосалона;
  • заполните присланные представителем анкеты, ознакомьте поставщика с вашим бизнес-планом;
  • следующий шаг – разговор с менеджером. Ваша задача – убедить его, что именно вы сможете обеспечить высокий уровень продаж автомобилей и взаимовыгодное сотрудничество;
  • если личная встреча пройдет удачно, вам предложат сотрудничество;
  • далее следует подписание договора о намерениях. В нем будут прописаны все нюансы: сроки строительства, порядок и сроки закупки оборудования и автомобилей, планы продаж, виды рекламных акций.
  • После согласований заключается дилерский контракт, являющийся основой для сотрудничества компаний.
Важно: по первому требованию покупателя вы обязаны предъявить сертификаты на авто и данный контракт.

Раскрутка бизнеса

Важная деталь – название автокомплекса. Оно должно быть броским, запоминающимся, обязательно содержать название бренда (если это не мультибрендовый автосалон).

Порог выживаемости автосалонов

Чтобы автосалон нормально функционировал и постепенно становился прибыльным, объемы продаж автомобилей средней ценовой категории должны составлять не менее 60–70 штук в год. Достаточный уровень продаж авто премиум-класса немного ниже.

Сколько автомобилей нужно держать на складе?

Первостепенную роль играет выбранный бренд. Если модельный ряд достаточно широк, то придется держать на складе больше машин. Владельцы автосалонов считают, что в любой момент на складе должен быть объем машин, в 2 раза превышающий плановую реализацию.

Если вы продали одну машину из линейки, у вас должна быть возможность сразу заменить ее другой, чтобы данная модель не отсутствовала в торгово-выставочном зале.

Цены на авто и маржа

Каждый из производителей устанавливает своим автодилерам цены, которых они обязаны придерживаться. В России размер маржи, способствующей развитию предприятия, колеблется от 8 до 15 %.

Дилер вправе устанавливать скидки, проводить акции по снижению цен, чтобы привлечь новых клиентов. Естественно, в пределах своей маржи.

Окупаемость капиталовложений

В западных странах прибыль от 2 до 3 % с оборота считается хорошей. Рентабельность на инвестиции составляет от 12 до 20 %. В России можно рассчитывать на больший процент прибыли. Важно выбрать верную стратегию и создать все условия для эффективных продаж. Грамотный менеджмент, дополнительные услуги в вашем автосалоне и наличие специалистов «от бога» у вас в автосервисе позволят увеличить объем прибыли.

Помните, что недостаточно знать, как открыть автосалон. Важно пройти все этапы, не растеряв энтузиазма и постоянно повышать уровень знаний по вопросам организации автобизнеса в салоне. Руководителю важно разбираться во всех тонкостях продажи авто. Только тогда его предприятие будет успешно работать и со временем обязательно станет прибыльным.

Наступающий кризис и снижение уровня жизни рядовых россиян сильно ударили по автомобильному рынку. Если еще два года назад большинство покупателей выбирали новые автомобили, то сегодня из-за резкого повышения курса доллара такая возможность есть не у многих. В России расцвел вторичный рынок, на котором вполне приличный автомобиль можно приобрести по вменяемым деньгам. Это открывает новые перспективы для бизнеса — сейчас самое время открывать автосалон по продаже автомобилей с нуля.

Почему салон выгоден?

В последние годы все больше владельцев и покупателей автомобилей предпочитают работать через посредника, чем приобретать автомобиль напрямую из рук в руки. Это связано с тремя факторами:

  1. Рост числа случаев мошенничества во время сделки.
  2. Отсутствие времени у продавца на постоянные демонстрации автомобиля.
  3. Неумение продавца представить товар лицом.

Для открытия автосалона вам понадобится стоянка на 30-50 автомобилей минимум

Автосалон выступает определенным гарантом при сделке, а также берет на себя большую часть работ по продаже. Поэтому вам необходимо хорошо разбираться в автомобильной теме и понимать, как происходит переоформление машин. Также вам нужно будет подготовить автомобили к продаже: загнать их на мойку кузова, салона и двигателя, проверить ходовую, провести полировку и коррекцию вмятин. Машина должна выглядеть хорошо, иначе ее просто не купят, а вы зря потратите время и деньги.

Принцип работы

Не знаете, как открыть автосалон с нуля? Давайте сначала разберемся с принципом работы. Вы даете объявления в интернете и СМИ или ищете людей, которые хотят продать свой автомобиль, и предлагаете им сотрудничество. Затем клиент пригоняет автомобиль в салон, а ваш эксперт определяет его состояние. Здесь главное точно выяснить всю реальную историю автомобиля: был ли он в аварии, красился ли он, в каком состоянии двигатель и ходовая часть. Вам нужно будет приобрести хорошее оборудование для диагностики ЛКП, двигателя, ходовой, электросистемы и найти грамотного диагноста. После определения проблем автомобиля можно будет назвать его реальную рыночную стоимость, а также предложить хозяину исправить недочеты, чтобы повысить привлекательность транспортного средства.

После согласования всех вопросов клиент подписывает с вами договор, в котором четко указывается цена автомобиля и все спорные вопросы. Типовый договор можно найти в интернете, а затем подкорректировать его под ваши требования . После подписания документа клиент передает вам автомобиль с документами, а вы выставляете его на витрину, предварительно подготовив к продаже. После этого вы активно ищете покупателей, публикуете объявления о продаже в соцсетях, на форумах и тематических ресурсах. Найдя покупателя, вы демонстрируете ему товар и продаете, переоформляя право собственности на автомобиль.

Обязательно подписывайте договор с владельцем автомобиля

Как заработать в этой схеме? Есть несколько путей:

  1. Взять комиссионные с владельца автомобиля (обычно в размере 10% от цены машины).
  2. Поднять цену для клиентов (те же 10%). Такая схема работает только тогда, когда машина выставляется по цене ниже рыночной.
  3. Брать с владельца машины определенную плату за день простоя. Обычно подобные салоны берут по 50-70 рублей за сутки стоянки автомобиля и его рекламы.
  4. Автовыкуп. Клиент сразу получает на руки 70-90% от реальной цены, и машина становится вашей.

Как начать?

Первым делом вам понадобится вместительная стоянка, на которой можно будет поставить хотя бы 30 машин. В среднем на 1 автомобиль необходимо 10 квадратных метров, поэтому площадь стоянки должна быть не менее 300 м2.

Данная автостоянка не должна находиться в центре города, поскольку вы просто разоритесь на аренде. Лучше выбрать какой-то спальный район, пустырь или даже место на въезде в город.

Обратите внимание: кроме стоянки вам понадобятся и подсобные помещения, поэтому реальная площадь участка должна быть минимум на 30% больше.

Автосалон прекрасно сочетается с автомойкой и ремонтной мастерской

Возле стоянки должно располагаться “административное здание”, где работают менеджеры, боксы для ремонта и диагностики, автомойка, магазин запчастей и помещения для отдыха персонала. Можно, конечно, заниматься диагностикой и ремонтом у сторонних организаций, но вы будете постоянно терять на этом деньги.

В среднем, на оборудование качественной площадки на 30-50 автомобилей необходимо порядка 2 миллионов рублей. Аренда участка обойдется вам в 20-30 тысяч, плюс аренда зданий — еще 50 тысяч за месяц. Также вам понадобятся свободные деньги для оплаты коммунальных платежей и выплаты заработной платы сотрудникам. Повысить рентабельность автосалона можно занявшись ремонтом автомобилей в свободное от основной работы время. Главное — правильно начать и быстро набить клиентскую базу. У хорошего салона среднее время продажи автомобиля редко превышает 3 недели. Но для этого нужно иметь много положительных отзывов, постоянных клиентов, научиться выбирать действительно качественные автомобили и правильно рекламировать их.

В стартовый капитал можно также добавить порядка миллиона-двух рублей на срочный автовыкуп. Некоторые клиенты не захотят ждать, пока их автомобиль будет продаваться, и отдадут вам машину за 70-90% от ее реальной рыночной стоимости. Это значительно повысит прибыль салона.

Подбор персонала

Теперь давайте рассмотрим кого нужно брать в команду. Вам нужно будет сформировать дружный и профессиональный коллектив, который сможет работать грамотно и на результат. Главный упор необходимо делать на две специальности:

  1. Мастер по диагностике.
  2. Менеджер по продажам.

Найти хорошего диагностика непросто, но без него ваш бизнес может просто развалиться. Обычно диагностикой занимаются опытные автомастера, которые ремонтируют машины десятки лет. Они могут буквально с одного взгляда определить был ли автомобиль в аварии, что именно нужно в нем отремонтировать и сколько реально он стоит. Именно на основе данных, полученных в процессе диагностики, будет назначаться цена на автомобиль. Торг с клиентом тоже можно вести только основываясь на реальных фактах биографии автомобиля и на недостатках его состояния.

Всего в автосалоне работает около 10 человек

Менеджер по продажам — человек, который приносит вам реальные деньги. Он должен уметь убеждать покупателей, что перед ними именно то, о чем они мечтают. Менеджер по продажам должен представить товар лицом и попытаться получить за него максимальную цену.

Кроме двух этих специалистов вам понадобятся:

  1. Мастера по предпродажной подготовке. Те, которые отмоют автомобиль, отремонтируют ходовку, электрооборудование и двигатель при необходимости.
  2. Бухгалтер. На начальном этапе бухгалтер может быть приходящим, но затем обязательно нужно будет ввести его в штат.
  3. Менеджер. Он будет искать вам автомобили и выставлять объявления о продаже имеющихся.
  4. Руководитель. Если вам некогда заниматься салоном, то понадобится хороший управляющий, который будет следить за всеми делами.

В среднем, в хорошем автосалоне работает примерно 10 человек, поэтому на заработную плату вам нужно будет выделить не менее 300 тысяч рублей в месяц.

Как регистрироваться

Проще и правильнее всего зарегистрировать салон как ООО. Это даст вам полноценный статус юрлица, а также расширит возможности при работе с клиентами. Обычный ИП имеет ряд ограничений, к тому же многие клиенты не решаются сотрудничать с частными предпринимателями, опасаясь мошенничества. ООО в этом плане надежнее и предоставляет определенные гарантии в случае наступления форс-мажоров. В налоговой вам нужно будет выбрать упрощенную систему налогообложения и зарегистрироваться по кодам ОКВЭД 50.10, 50.20, 50.3. и 65.23.2.

Автобизнес очень рентабелен во времена кризиса

Рентабельность проекта

Давайте рассчитаем примерный бизнес план автосалона автомобилей с пробегом на основе уже имеющихся данных. В расходную часть вносим:

  1. Закупка оборудования: 2 миллиона.
  2. Аренда земли и помещений: 960 тысяч в год.
  3. Заработная плата: 3,6 миллиона в год.
  4. Налоги, прочие расходы: 500 тысяч в год.

То есть для начала бизнеса необходимо иметь порядка 3 миллионов сразу, а в год вы потратите почти 7 миллионов.

Ежегодно на дорогах появляется все больше и больше машин. Автомобильный рынок растет, открываются новые дилерские центры, строятся автосалоны. Казалось бы, открыть собственный автосалон - дело выигрышное и прибыльное. Но одного желания будет мало. Для открытия успешного дилерского центра необходимы опыт и знания специалистов.

Итак, для начала нужно составить бизнес-план автосалона и ответить на несколько основных вопросов:

  1. Дилерский центр какого автозавода вы хотите открыть.
  2. Где будет расположен автосалон.
  3. Вы будете заниматься продажей новых или подержанных автомобилей.
  4. Как найти компетентных сотрудников для автосалона.
  5. Как получить дополнительную прибыль.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Как стать дилером

Дилер - это представитель крупной компании на определенной территории.

В крупных городах обычно уже достаточно представителей той или иной компании, зачастую сложно будет конкурировать с салонами, которые уже сделали себе имя.

Если вы выбрали автозавод, у которого нет представителя в вашем районе, то можете считать, что вам повезло. Производитель будет к вам менее требователен, ведь вы поможете войти ему в новый регион. Но тем не менее вас все равно рассмотрят со всех сторон на тему надежности, профессионализма и финансовой стабильности.

Пример основного пакета документов для встречи с представителями автоконцерна:


Если компанию-производителя все будет устраивать, вам необходимо будет заключить с ней два договора: маркетинговый договор о дилерстве и коммерческий договор о купле-продаже автомобилей.

Практически невозможно получить эксклюзивное дилерство на какой-либо территории. Зачастую автозаводам с машинами бизнес-класса такая форма сотрудничества невыгодна, так как не гарантирует увеличение объемов продаж.

Вернуться к оглавлению

Месторасположение автомобильного центра

Вернуться к оглавлению

Выбираем регион

Такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, перенасыщены, и открытие там дилерского центра - рискованная затея. Пример: только дилеров Audi в Москве насчитывается более 80! А вот стать официальным дилером в каком-либо регионе может быть выгодным решением, потому как платежеспособность населения в регионах растет, и новые автомобили они покупают регулярно.

Если вы уже определились с маркой, которую будете представлять, то можете поинтересоваться непосредственно у автозавода, какой регион им наиболее интересен. Некоторые производители регулярно публикуют списки приоритетных регионов, где их сеть или не развита совсем, или развита недостаточно.

Пример: компания BMW в приоритетах указывает следующие регионы для открытия дилерского центра:

  • Чувашская республика;
  • Белгородская область;
  • Калужская область;
  • Вологодская область;
  • Удмуртская область.

Дилерам, которые осваивают новые территории, чаще всего даются преимущества в виде увеличенного процента дилерской скидки, помощи в рекламной раскрутке и первоочередных поставок автомобилей.

Вернуться к оглавлению

Выбираем место под автомобильный центр

Бизнес-план автосалона должен включать в себя расчеты не только на салон-магазин. Нужно учитывать также склад запчастей и ремонтную зону. Для центра, который будет оказывать покупателю полный спектр услуг, потребуется помещение около 800 м2.

Пример распределения помещения под автоцентр:

Арендовать нежилую площадь размером 800 м2 в центре города будет всегда дороже, чем на окраине. Пример: в центре Москвы на сегодня стоимость 1 м2 составляет порядка 120-180 тысяч рублей, в то время как за МКАД стоимость будет составлять 20-30 тысяч рублей. Разница значительная. К тому же если ваш автомобильный центр размещен на окраине, будет значительно проще доставлять новые машины. В основном доставка осуществляется при помощи автовозов, которым не придется маневрировать на узких, забитых городским транспортом дорогах, чтобы проехать в центр города.

Вернуться к оглавлению

Продажа подержанных или новых автомобилей

Западный рынок уже давно ушел от частных сделок по покупке-продаже подержанных машин. Придя в центр по продаже автомобилей, вы увидите на витрине новые машины, а на огороженном участке рядом с автосалоном будет представлен большой выбор автомобилей с пробегом. При этом у подержанных авто точно так же есть гарантия, сохранена вся история ремонтов и обслуживания.

На российском рынке можно купить кота в мешке. Вторичный рынок держат так называемые «перекупы» и частники. Очень мало автомобильных центров принимает на реализацию машину с пробегом. В последнее время начала набирать обороты программа Trade-in, по которой в зачет стоимости новой машины идет старый автомобиль клиента.

Автосалон устанавливает свои правила приема и оценки подержанных машин, чаще всего они ориентируются на следующие моменты:

  • год выпуска;
  • пробег;
  • популярность марки;
  • техническое состояние;
  • внешний вид.

Пример схемы расчета стоимости: первый год использования автомобиля - это минус 20 % от цены, каждый последующий год - минус 10 %.

Продажа подержанных машин, купленных по программе Trade-in, будет после проведения полного ТО и выполнения необходимого ремонта.

Вернуться к оглавлению

Выбираем персонал

Правильно подобранный персонал - это 50 % успеха. Для открытия дилерского центра требуется офис-менеджер, продавец-консультант, автослесарь и жестянщик. Главный критерий в выборе сотрудников - это их профессионализм и опыт работы. Особенно если дело касается менеджеров по продажам, которые являются лицом автосалона, ведь именно от них зависят продажи.

Качества продавцов:

  • хорошие коммуникативные навыки;
  • умение слушать клиента;
  • умение работать с возражениями;
  • умение выявлять потребности клиентов;
  • терпение;
  • стрессоустойчивость.

Сотрудники для работы в сервисной службе подбираются по следующим критериям:

  • техническое образование;
  • знание автомобиля (знание специфики и особенностей именно вашей марки приветствуется);
  • опыт работы;
  • отсутствие нареканий на предыдущем месте работы.

Имейте в виду, что основная прибыль дилерского центра поступает именно от послегарантийного обслуживания, поэтому специалисты в нем должны работать грамотные.



Налоги и платежи