Виды субъектов коммерческой деятельности кратко. Понятие и виды субъектов коммерческой (торговой) деятельности

Субъектами коммерческого права являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Классификация субъектов коммерческой деятельности по функциональным признакам такова:

Производители продукции, реализующие продукцию как самостоятельно, так и через представителей;

Представители производителей, поставщиков и торговые посредники;

Потребители;

Субъекты, осуществляющие регулирование торговой деятельности и контроль за ней.

Первая группа граждан, зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, и коммерческие организации, изготавливающие продукцию и реализующие ее самостоятельно. В эту же группу входят и некоммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность. Осуществляя такую деятельность, они вступают в торговые отношения, действуют как субъекты коммерческого права.

Вторая группа субъектов коммерческого права - представители и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.

Третья группа субъектов коммерческого права - потребители. В правовом регулировании потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:

Производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;

Непроизводственные потребители, использующие приобретенные товары для хозяйственной непредпринимательской деятельности (некоммерческие организации);

Граждане, приобретающие товары для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.

В зависимости от принадлежности потребителей к той или иной категории может устанавливаться, например, предел ответственности поставщика (продавца) либо применяться условие наличия вины сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.

Четвертая группа субъектов коммерческого права - это субъекты, которые осуществляют регулирование торговой деятельности и контроль за ней. К ним относятся государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, регулирующие деятельность входящих в их структуру подразделений, например, объединения (ассоциации) коммерческих организаций.

В торговом обороте конкретного товара могут быть применены разные схемы движения товара. В обороте могут участвовать все виды субъектов, а могут использоваться и прямые связи между производителем и потребителем.

Со времен административно-плановой экономики осталось стремление к сделкам долгосрочного характера, не требующим немедленного исполнения, что отражается в сохранении количества договоров по прямым связям производителей с потребителями.

Общемировая тенденция связана со стремлением сокращения времени разрыва между заключением договоров и их исполнением. Отсюда и возрастание роли представителей и посредников, формирующих различные каналы продаж товара, а также расширение функций вспомогательных участников оптовой торговли и видов правовых средств к осуществлению этих функций.

K основным видам представительства в коммерческой деятельности относятся:

Представительство, осуществляемое служащими коммерческой организаций;

Коммерческое представительство, осуществляемое различного рода самостоятельными агентами, которые заключают сделки от имени представляемого и находятся с ним в постоянных отношениях.

Представителями первого рода - служащими коммерческой организации - выступают физические лица, Действующие на основании трудового договора, в служебную функцию которых входит осуществление представительства коммерческой организации - руководитель, заместители руководителя, юрисконсульт, а также лица, которые непосредственно заключают сделку: розничные продавцы, кассиры и т.д.

Названные не являются предпринимателями, так как они:

Действуют не от своего имени, а от имени коммерческой организации, исполняя трудовые обязанности в соответствии с занимаемой должностью;

Осуществляют деятельность не на свой риск и несут за виновные противоправные действия дисциплинарную, а не имущественную ответственность;

Основной целью их деятельности не является получение прибыли, они получают вознаграждение за труд;

Они не подлежат государственной регистрации в качестве предпринимателей.

Тем не менее, эти представители являются субъектами коммерческого права, участвуя в торговом обороте, обладая способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений.

Кроме того, участвуя в торговой сделке с превышением своих должностных полномочий, они могут быть признаны самостоятельной стороной в сделке в случае последующего неодобрения ее представляемым лицом.

Представителями второго числа являются лица (физические или юридические), не находящиеся в служебных отношениях; предпринимателем. Они сами могут быть и, как правило, являются предпринимателями, например, поверенный в договоре поручения (п. 3 ст. 972 ГК РФ).

В соответствии со ст. 184 ГК РФ коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими торговых сделок. Особенность коммерческого предпринимательства состоит в том, что коммерческий представитель может представлять разные стороны в сделке одновременно, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:

Стороны выразили согласие на одновременное коммерческое представительство;

Это согласие выражено в доверенностях или договорах представителя со сторонами и содержит конкретные полномочия.

К коммерческим представителям относятся, как правило, торговые агенты - представители производителя, в опредёленном регионе осуществляющие продажи продукции производителя, ведущие поиск потенциальных покупателей, переговоры, оформление передачи продукции.

Особенность правового положения представителя по Российскому законодательству состоит в том, что не признаются представителями те лица, которые выступают хотя и в чужом интересе, но от своего имени. В качестве таковых в п. 2 ст. 182 ГК РФ, в частности, названы коммерческие посредники.

Посредники и посреднические организации осуществляют сделки по покупке и последующей продаже товаров от своего имени и за свой счет. В настоящее время в России удельный вес посредников в торговой сфере незначителен, в те время как в развитых странах он достигает 75%.

К коммерческим посредникам относятся:

Дистрибьюторы посредники, которым предоставляются исключительные или преимущественные права на покупку и перепродажу определенных товаров или услуг в пределах оговоренной территории или рынка;

Брокеры или брокерские фирмы - члены или участники товарной биржи, подготавливающие и осуществляющие по поручению клиентов сделки на бирже. Их преимущество - знание конъюнктуры рынка, возможностей закупок и сбыта;

Дилеры - посредники, выступающие в торговом обороте от своего имени и за свой счет, являющиеся агентами крупных фирм и входящие в их дилерскую сеть;

Оптовые торговцы - торговые посредники, владеющие инфраструктурой рынка (хранилища, транспорт, цехи предпродажной подготовки, информационные сети и т.д.), осуществляющие закупки больших партий товаров для последующей их продажи розничным торговцам, а также лицам, закупающим товар для предпринимательских целей или для хозяйственного использования, за исключением домашнего, семейного и иного подобного потребления;

Розничные торговцы -- торговые посредники, осуществляющие продажу товаров поштучно или в небольших количествах для личного потребления (домашнего, семейного и иного).

Коммерческая деятельность индивидуальных предпринимателей регулируется в том же порядке, что и организаций. Особенности правоспособности заключаются в следующем. По ГК РФ (ст. 23) индивидуальные предприниматели обладают общей правоспособностью. В соответствии же с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», а также исходя из утвержденных Министерством финансов РФ формы и порядка выдачи свидетельства, граждане могут заниматься только той деятельностью, которая зафиксирована в свидетельстве о регистрации. Несмотря на то, что ГК РФ имеет более высокую юридическую силу в практике регулирования применяется специальная правоспособность индивидуальных предпринимателей.

Еще одна особенность, связанная с торговой деятельностью граждан. В торговых сделках гражданин, не зарегистрированный индивидуальным предпринимателем, не вправе ссылаться на отсутствие такой регистрации и несет ответственность по обязательствам наравне с предпринимателями (более высокую).

Особенности торговой деятельности юридических лиц также связаны с правоспособностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 49) исходит в основном из установления для коммерческих организаций общей правоспособности. Специальные законы, посвященные регулированию конкретных видов деятельности (банковской, лизинговой, биржевой и т.д.), устанавливают для субъектов этой деятельности, как правило, специальную правоспособность. Например, не вправе заниматься торговой деятельностью коммерческие организации, имеющие статус банковских (кредитных) организаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг и ряд других. Биржи не вправе производить продукцию.

Граждане и юридические лица могут создавать коммерческие организации в формах хозяйственных товариществ и обществ, а также в форме производственного кооператива.

Особенностью полного товарищества является полная имущественная (солидарно-субсидиарная) ответственность участников, потому что к ним больше доверия со стороны контрагентов. Но так как от имени товарищества в сделках может выступать, любой из участников, то для полного товарищества желательно иметь небольшое количество участников, хорошо знающих друг друга. В такой форме могут создаваться «семейные предприятия». Преимущество полного товарищества -- практически полное распределение прибыли по итогам работы.

Экономическое значение товарищества на вере состоит в том, что одни участники (вкладчики) как бы кредитуют других (полных товарищей), доверяют им определенные средства для ведения предпринимательской деятельности аналогично полному товариществу, в связи с чем такая организация и называется товариществом на вере.

В России наиболее распространена форма общества с ограниченной ответственностью (ООО). Она основана на вложении личных средств в предпринимательскую деятельность при фактическом отсутствии ответственности учредителей. При банкротстве такого общества, что происходит в российской действительности нередко, учредители несут риск убытков только в размере вкладов в уставной капитал. В то же время учредитель имеет возможность участвовать в управлении фирмой, то есть влиять на использование вложенных финансовых средств. Эта форма наиболее подходит для создания небольших фирм в торговой сфере с постепенным наращиванием капитала.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается от общества с ограниченной ответственностью лишь тем, что участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность в размере кратном к своему вкладу, как правило, более повышенную,дополнительную. Данный вид обществ не получил распространения в практике.

Акционерное общество - корпоративное предприятие, наиболее приспособленное к условиям современной рыночной экономики, широкое распространение его шло в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Акционерные общества подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) создается путем закрытой подписки на акции между учредителями. По своей сути оно близко к ООО, однако, деятельность ЗАО более надежная, так как в случае выхода участника из ЗАО, имущество общества не уменьшается.

Открытое акционерное общество предусматривает сосредоточение первоначального капитала с целью создания крупного производства или крупной торговой, иной посреднической фирмы. Неразвитость рынка ценных бумаг в России препятствует широкому приходу на наш рынок открытых акционерных обществ.

Недостаточно развита в современной России такая форма предприятия, как производственный кооператив, хотя эта форма наиболее близка к общинной идеологии россиян, в первую очередь в сельском хозяйстве. Пожалуй, главной особенностью производственных кооперативов является обязанность членов кооператива принимать в его деятельности трудовое участие.

Государство, его субъекты и муниципальные образования создают коммерческие организации в формах унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом. Особенностью унитарных предприятий является специальная (уставная) правоспособность. В учредительных документах таких предприятий должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности.

Руководство предприятием осуществляет назначенный государственным или муниципальным органом директор. Имущество предприятия принадлежит государству или муниципальному образованию, неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) между его работниками.

Из некоммерческих организаций производителями и посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься коммерческой деятельностью.

Правовое положение некоммерческих организаций регулируется ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях от 12 января 1996 г. В Законе подчеркивается, что некоммерческие организации не имеют цели получения прибыли как основной цели деятельности, а если они получают прибыль, то она не подлежит распределению между участниками организации. Закон определяет организационно-правовые формы, в которых создаются некоммерческие организации.

Некоммерческие организации, как правило, могут заниматься торговлей товарами, имеющими отношение к основной цели деятельности таких организаций. Например, учебное заведение может оговорить в уставе возможность заниматься реализацией книжно-журнальной продукции, ученической мебели и прочих, связанных с образованием предметов, но не реализацией алкогольной или табачной продукции. Спортивное общество вправе включить в состав видов своей деятельности закупку и реализацию спортивных товаров.

В ряде зарубежных законодательств некоммерческие организации, имеющие право на торговую деятельность, именуются мелкими коммерсантами, и на них в регулировании сделок распространяются нормы как на граждан, не являющихся предпринимателями, то есть менее жесткие. Для применения к мелким коммерсантам мер ответственности при неисполнении ими обязательств требуется установление вины.


ПЛАН

1 .Понятие субъекта коммерческого права. ………………………………стр.2

2 .Виды субъектов коммерческого права. ……………………………… ..стр.7

Список использованной литературы. .……………………………….стр.18

1.Понятие субъекта коммерческого права.

В правовой теории под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью) 1 .

В качестве основной фигуры, главного субъекта коммерческой деятельности рассматривают собственно торговые общества или отдельных торговцев. В современном торговом обороте помимо собственно торговцев активно участвуют другие группы лиц. Постоянное развитие торговли создали значительное разнообразие ее субъективного состава. Так, участниками торговой деятельности являются все организации, изготавливающие товары для реализации.

Субъект торговой деятельности – тот кто постоянно, на профессиональной основе занимается торговлей. Основными субъектами коммерческой деятельности в РФ являются организации, создаваемые в одной из организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели.

В законодательстве других стран статус коммерсанта закреплен нормативно. Так, например, согласно ст. 2-104 ЕТК США коммерсантом признается тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающий особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. Следовательно, понятие "коммерсант" означает лицо, сведущее в отношении предмета сделки, в отличие от другой стороны (некоммерсанта), которая не обладает соответствующими знаниями и опытом. В отношениях с коммерсантом такое лицо (некоммерсант) в силу общеправовых требований равенства и справедливости подлежит повышенной защите со стороны закона.

Круг субъектов коммерческого права не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. Различной оказывается также торговая и гражданская правоспособность отдельных видов лиц.

В торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского права. Физические лица, граждане не являются субъектами коммерческого права. Отдельный гражданин может стать участником коммерческой деятельности, лишь если он получит статус индивидуального предпринимателя.

Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ. Статья 50 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иных федеральных законах.

Возможности участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой.

Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте.

Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.

Наряду с отечественными организациями в торговом обороте участвуют коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица и граждане.

Наконец, в качестве самостоятельной группы надо выделить субъекты Российской Федерации, территориальные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны. Однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задействованы.

Отличительной особенностью субъекта коммерческого права является постоянное осуществление им торговой деятельности, на профессиональной основе.

Субъекту коммерческого права свойственны такие особенности, т.е. признаки, которые выделяют его из общего ряда субъектов частного права.

К ним можно отнести следующие:

1) занятие торговой деятельностью (оптовая торговля, которой не могут заниматься все участники гражданского оборота);

2) осуществление торговой деятельности на профессиональной основе;

3) торговая деятельность имеет постоянный, устойчивый характер; лицо занимается ею систематически и извлекает из этого доход, т.е. торговая деятельность является постоянным занятием.

Особенности субъекта коммерческого (торгового) права можно усматривать также на основании определения вида коммерческой организации. Б.И. Пугинский, верно подразделяет коммерческие организации на два вида: юридический вид и функциональный вид. При этом под юридическим видом понимается организационно-правовая форма коммерческой организации. Функциональный вид - это вид, определяемый местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности 2 .

К юридическому виду согласно ГК РФ относятся акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Все они отнесены к разряду коммерческих организаций. К числу субъектов коммерческого права в этом понимании отнесены индивидуальные предприниматели и крестьянские фермерские хозяйства.

В международном частном праве в качестве субъектов торгового права признаны: частный предприниматель; полное товарищество; коммандитное товарищество; акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью 3 .

О виде функциональном в юридической литературе отсутствуют достаточные сведения. Г.Ф. Шершеневич без обозначения термина «функциональный» называет отдельные субъекты, относящиеся к данному виду. Однако это не имеет ярко выраженного характера. В частности, Г.Ф. Шершеневич называет таких участников торговых отношений, как торговое товарищество, торговый маклер, торговый агент, приказчик. Их можно в какой-то мере отнести к функциональному виду в силу того, что их место и содержание деятельности отчасти определено в торговом обороте. Маклер, например, выполнял функцию посредничества при заключении сделки, он способствовал их заключению между контрагентами. Аналогичную функцию осуществлял торговый агент.

Б.И. Пугинский находит достаточно удачное решение разграничения юридического и функционального видов субъектов частного права. Фактическое положение дел соответствует выдвинутой Б.И. Пугинским доктрине о юридическом и функциональном видах коммерческих организаций.

Субъекты коммерческого права являются участниками отношений, складывающихся в результате торговой деятельности. В результате торговой деятельности складывается пять групп отношений. У каждой группы отношений свои участники, свои субъекты.

Объектом этих отношений является товар, а также торговая деятельность, т.е. действия, направленные относительно материальных или нематериальных благ.

Порожденные естественным образом функциональные субъекты торговых отношений действуют на практике, но не находят закрепления в законодательстве России. На этот счет Б.И. Пугинский справедливо замечает, что различения юридического и функционального видов «совершенно не разработаны в правовой науке, хотя они стали уже общепринятыми в практике» 4 .

Итак, понятие субъекта коммерческого права можно сформулировать следующим образом.

Субъекты коммерческого права - это лица юридического и функционального видов, участвующие в торговом обороте, систематически осуществляющие торговую деятельность на профессиональной основе в целях извлечения прибыли и развития торговых отношений.

2. Виды субъектов коммерческого права

Во-первых различают собственно торговцев и структуры, содействующие торговле и организующие торговлю.

Собственно торговцы – основное звено торговли, их я уже упоминала – юридические лица или ИП.

Субъекты содействующие и организующие торговлю – те кто не выполняет торговых функций, не совершает торговых операций, а организует и содействует товародвижению. (Товарные склады, складские комплексы, товарные биржи, розничные ранки и т.д.)

Во-вторых, следует различать юридический вид (или, иначе говоря, организационно-правовую форму) и функциональный вид 5 .

1. К юридическому виду относятся: акционерные общества открытого и закрытого типа; общества с ограниченной ответственностью; полные товарищества; товарищества на вере; индивидуальные предприниматели; производственные кооперативы; унитарные предприятия, занимающиеся оптовой торговой деятельностью и участвующие в торговом обороте, крестьянские фермерские хозяйства.

2. К функциональному виду можно отнести: фирмы-дилеры; торговые дома; дистрибьюторы; экспортные и импортные фирмы; фирмы, действующие с использованием консигнационного склада; трейдеры; торговые агентства; торговые агенты, маклеры и т.д.

Функциональные различия имеют ярко выраженный характер в оптовой торговой и посреднической деятельности, поскольку на посредников приходится 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего.

В юридической литературе выделяют три вида торгово-посреднических организаций:

1. Предприятия, обладающие правом собственности на реализуемый товар.

Г.Ф. Шершеневич считал, что наличность имущественных средств составляет условие всякой экономической деятельности и придает торговому предприятию самостоятельный характер 6 .

2. Ко второму виду относятся торгово-посреднические лица, не имеющие права собственности на товар (например, консигнационные склады). Их задача состоит в доведении товара от изготовителя к потребителю за определенное вознаграждение. Шершеневич Г.Ф. относил данную группу к основной движущей силе торгового оборота.

3. К третьей группе относятся участники, создающие условия для обеспечения торгового оборота.

К первой группе относятся торговые дома, фирмы-дилеры, экспортные и импортные фирмы, дистрибьюторы, трейдеры, которые самостоятельно приобретают товар в собственность от своего имени и на свои средства.

В таких торговых предприятиях приобретенный товар включается в их материальный состав.

Ко второй группе можно отнести маклеров, консигнационные склады, брокеров, торговых агентов. В юридической литературе дореволюционного периода, а также в отдельных нормативных актах упоминался и такой субъект торговых отношений как «торговый маклер». В настоящее время на практике также действуют «маклеры». Торговым маклером называлось должностное лицо, в обязанности которого входило посредничество при заключении торговых сделок. Маклеры сами сделок не заключали, но способствовали их заключению 7 .

Третью группу участников составляют оптовые ярмарки, товарные биржи, торги, выставки и другие виды, создающие условия для осуществления торговой (коммерческой) деятельности. Законодательство не включает эти субъекты в разновидность коммерческих организаций, хотя по сути своей они таковыми являются.

1. Торгово-посреднические фирмы подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные фирмы не имеют узкой специализации. Они осуществляют торговлю различными видами товаров. Специализированные фирмы осуществляют торговлю определенным видом товара, например, компьютерами или автомобилями, одеждой или обувью. Такие фирмы на практике называют фирмами-дилерами . Дилеры осуществляют перепродажу товаров какой-либо из фирм. Для этого посредник заключает с собственником товара соглашение о перепродаже данного товара. Чаще всего услугами дилеров пользуются производители.

Торговый оборот представляет собой систему отношений участников гражданского оборота в сфере торговли, в этом смысле субъекты торгового оборота выступают функциональными элементами этой системы. В качестве главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого во многих странах, где существует торговое право как самостоятельная отрасль и торговая деятельность кодифицирована, при определении субъектов коммерческих отношений в литературе по коммерческому праву известно понятие "коммерсант".

В зарубежном законодательстве проводится четкое разграничение в регламентации деятельности коммерсантов и некоммерсантов соответственно. Указанные разграничения в первую очередь относятся к таким странам континентальной системы права , как Франция, Германия, Испания и Бельгия, а также к ряду латиноамериканских и других государств романо-германской системы права. Законодательству государств с единой системой частного права, в частности США и Англии, а также стран английской системы права, таких как Италия, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие, как правило, неизвестно формально-юридическое понятие коммерсанта и торговой сделки . По определению Б.И. Пугинского, коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства. В широком смысле слова любой предприниматель является коммерсантом. Именно такое понимание коммерческой деятельности и коммерсанта заложено в торговых кодексах ряда государств. Так, ст. L.121-1 Коммерческого кодекса Франции определяет: "Коммерсантами являются лица, которые осуществляют коммерческие акты в процессе своей обычной профессиональной деятельности". Развернутый перечень видов предпринимательской деятельности , которой занимаются коммерсанты, содержится в первом разделе "Коммерсанты" книги первой "Торговое сословие" Германского торгового уложения.

В США Единообразный торговый кодекс (ЕТК) в ст. 2-104 определяет коммерсанта как лицо, которое совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающее особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. По общему правилу в силу отсутствия необходимых знаний и умений относительно предмета сделки в отношениях с коммерсантом некоммерсант как слабая сторона договора в силу общеправовых требований равенства и справедливости обеспечивается повышенной защитой со стороны государства.

Систематизацию видов субъектов коммерческого права можно продолжить, предложив их классификацию по предметам торговли: 1) универсальные субъекты коммерческого права, которые без ограничений могут осуществлять любую коммерческую деятельность; 2) ориентированные субъекты коммерческого права, которые имеют дело непосредственно с определенным видом товара или осуществляют узконаправленный вид деятельности (например, предприятия - заготовители сельскохозяйственной продукции, бензохранилища, транспортные организации, страховщики и др.); 3) специализированные субъекты коммерческого права, для осуществления деятельности которых необходимо специальное разрешение (например, лицензирование). К таким субъектам относятся лица, осуществляющие торговлю лекарственными и наркотическими препаратами, оружием , ядохимикатами, и иные. К специализированным субъектам коммерческого права также можно отнести государственные и муниципальные образования , выступающие в коммерческом обороте с контрольными и надзорными функциями.

Субъекты коммерческого права могут быть также систематизированы по организационно-правовой форме, в которой они осуществляют свою деятельность: 1) индивидуальные предприниматели; 2) крестьянские фермерские хозяйства; 3) хозяйственные товарищества ; 4) хозяйственные общества ; 5) потребительские кооперативы ; 6) субъекты РФ ; 7) территориальные и муниципальные образования; 8) объединения субъектов коммерческой деятельности различных организационно-правовых форм: простые товарищества; артели, консорциумы, синдикаты, гильдии, пулы; ассоциации и союзы, холдинги; торговые дома.

Наибольшее значение имеет классификация субъектов коммерческой деятельности в соответствии с системой коммерческих договоров .

В юридической литературе большое значение придается разграничению гражданско-правовых договоров на типы, виды и разновидности. По общему правилу тип договора - это глава в ГК РФ, например гл. 30 - "Купля-продажа". Вид договора - это соответствующий параграф в главе, например § 3 - "Поставка товаров". В законодательстве зарубежных стран торговые договоры классифицируются по двум основным признакам: 1) по содержанию обязательства , предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания); 2) по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония). Разделение коммерческих договоров на соответствующие виды в Российской Федерации строится по иным признакам, основанным на юридико-экономической классификации гражданско-правовых договоров, установленной ГК РФ. Как было указано выше, основным квалифицирующим признаком любых коммерческих сделок является их непосредственная связь с материальным условием договоров о предмете - товарами. Объект коммерческого договора, представляющий собой предполагаемую при заключении договора деятельность обязанных сторон договора, может иметь различное содержание. Однако далеко не все виды договоров, поименованных в ГК РФ, могут быть отнесены к разряду коммерческих договоров. Не могут быть отнесены к коммерческим договорам договоры, которые не опосредуют движение товара по оптовым рынкам .

С другой стороны, в коммерческом обороте возрастает количество сделок (договоров), не упомянутых в ГК РФ, но непосредственно связанных с торговым оборотом. Такая тенденция получила название "коммерциализация торговли". Среди такого рода договоров называются договор оптовой купли-продажи, договоры на изготовление рекламной продукции, на оказание маркетинговых услуг, коммерческого посредничества и комиссии и иные.

1. Основу коммерческого оборота составляет перепродажа товаров со спекулятивной целью (т.е. с целью извлечения прибыли). Это достигается путем передачи товара от одного оптового продавца другому вплоть до оптового потребителя, который продает этот товар конечному потребителю на розничном рынке. Передача товара в собственность осуществляется на основании отчуждательных договоров, центральным из которых является договор купли-продажи как род и некоторые его виды. На возможность использования в коммерческом обороте тех или иных видов договора купли-продажи оказывает воздействие несколько факторов:

1) особенности субъектного состава договора, исключающие его из ряда коммерческих договоров. Например, в договоре розничной купли-продажи покупателем является гражданин-потребитель, а не профессиональный предприниматель, что не позволяет отнести этот вид договора к разряду коммерческих договоров. Это не означает, что коммерческое право не должно учитывать интересы конечных потребителей. Права потребителей должны соблюдаться не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии производства и оптовой реализации товаров;

2) необходимость индивидуализации некоторых объектов гражданских прав обусловливает невозможность их участия в оптовом обороте. По этому признаку, например, договор ренты , также относящийся к отчуждательным договорам, не может быть признан коммерческим договором;

3) кроме индивидуализации в некоторых случаях необходимо проведение регистрационных действий по отношению к материальному условию о предмете договора по основаниям ст. ст. 130 и 131 ГК РФ, что не позволяет проводить оптовую продажу некоторых видов объектов гражданских прав . По этой причине к числу коммерческих договоров не могут быть отнесены договоры купли-продажи недвижимости и купли-продажи предприятия;

4) специфика правового режима организации продажи некоторых видов товаров, в частности применение к договорам купли-продажи правил монопольного законодательства, государственного регулирования цен, установление ряда регламентов и правил при осуществлении сделок купли-продажи настолько резко ограничивают свободу предпринимательства, что не позволяет отнести некоторые виды таких договоров к числу коммерческих договоров (например, договор энергоснабжения).

Исходя из этого коммерческими отчуждательными договорами можно считать: договор поставки , договор контрактации, договор мены . В эту же группу можно отнести некоторые не поименованные в ГК РФ договорные конструкции, например договор дистрибуции и дилерские соглашения.

Передача имущества во временное пользование, направленная на извлечение прибыли и осуществляемая профессиональными предпринимателями, соответствует большинству признаков коммерческих договоров, кроме одного - цели договора. Основной целью любого коммерческого договора в конечном счете является перепродажа товара, т.е. его отчуждение. Передача имущества во временное пользование не имеет целью отчуждение имущества и предполагает его возврат собственнику. Поэтому договоры аренды , доверительного управления , займа не могут быть отнесены к коммерческим договорам.

2. В гражданском обороте существует особый вид оказания услуг, который связан с осуществлением одной из сторон договора представительских или посреднических функций.

Ряд гражданско-правовых договорных конструкций, объектом которых является проведение работ, в качестве правового результата предполагает возникновение или трансформацию материальных благ, которые являются необходимым элементом для осуществления продвижения товаров на оптовых рынках. К числу таких работ можно отнести технологические работы (например, по наладке и настройке товаров), маркетинговые исследования, предполагающие в качестве результата определенный продукт по исследованию товарных рынков, такелажные работы, работы по производству рекламной продукции. Однако не все виды работ, предусмотренные ГК РФ, могут быть расценены в качестве коммерческих договоров. Например, договоры бытового и строительного подряда непосредственно не связаны с функцией продвижения товара на рынках, поэтому их не следует относить к коммерческим договорам. То же касается и договора подряда для государственных и муниципальных нужд, а также выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и разработки новых технологий.

4. Отдельно следует классифицировать такую важную категорию коммерческих сделок, как биржевые сделки. В зависимости от особенностей поставки товара в ходе биржевых торгов могут заключаться сделки в отношении реального товара, нестандартных контрактов на поставку товара, реального товара с отсроченной поставкой (форвардные сделки), стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки), сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

5. Особым видом коммерческих договоров являются договоры, правовой целью которых является организация торговли. К числу таких сделок относятся договоры, организующие согласованный сбыт и снабжение товарами, договоры органов исполнительной власти с коммерческими организациями , договоры о межрегиональных поставках товаров, договоры организаторов торгов (бирж или торговых систем) с потенциальными или реальными продавцами товаров.

Поэтому наиболее распространенной является функциональная классификация субъектов коммерческого права по объекту коммерческой деятельности (объекту коммерческого правоотношения) . По этому основанию можно выделить четыре группы субъектов коммерческой деятельности.

1. Продавцы и покупатели товаров (основные субъекты торговли). В число продавцов кроме оптовых торговцев также включаются производители, реализующие изготовленный товар и обязанные соблюдать общие требования к торговой деятельности (порядок учета и регистрации товаров). Кроме оптовых покупателей в круг покупателей также входят субъекты, приобретающие товар для производственных и иных целей. Такие покупатели выступают "пассивными" участниками торгового оборота.

2. Торговые посредники: комиссионеры; агенты; поверенные; биржевые посредники; брокерские посредники; коммивояжеры.

3. Лица, обслуживающие торговлю (сервисные субъекты), среди которых выделяют: товарные склады; транспортных экспедиторов; страховщиков; перевозчиков и т.д.

4. Организаторы товарного рынка (координирующие субъекты), представленные товарными биржами, оптовыми и розничными рынками, торгово-промышленными палатами, исполнительными и муниципальными органами, осуществляющими функции по воздействию на торговлю, и др.

Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности

Абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предусматривает необходимость государственной регистрации любых лиц, осуществляющих . Это связано с необходимостью осуществления государством контрольных и надзорных функций за субъектами торговли с целью охраны участников коммерческих отношений, производителей и потребителей товаров от возможных нарушений их прав и обеспечением их своевременной и эффективной защиты. Правовое регулирование государственной регистрации субъектов коммерческого права осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ". Государственная регистрация субъектов торговой деятельности является необходимым инструментом, регулирующим их правомерную деятельность в торговом обороте. Такая регистрация должна носить уведомительный, а не обязательный характер.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти , осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц , приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Регистрация субъектов торговли позволяет определить: 1) группы и количество участников торгового оборота; 2) взаимодействие субъектов коммерческого права ; 3) взаимный контроль в процессе осуществления предпринимательской деятельности; 4) сведения о специфике деятельности и объемах оборота.

Государственная регистрация юридических лиц и государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным Правительством РФ . Согласно п. 1 Положения "О Федеральной налоговой службе" служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в соответствии с п. 5.5.6 Положения ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Максимальный единый срок государственной регистрации для юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не может превышать более чем пять рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.

Всю необходимую информацию в эти ведомства будут передавать ИМНС, основываясь на сведениях реестров юридических лиц и частных предпринимателей. Самим же субъектам коммерческой деятельности достаточно просто иметь свидетельство о регистрации и постановке на налоговый учет, чтобы открывать счета в банках.

Некоммерческие организации как субъекты коммерческого права

В зависимости от цели деятельности субъекты коммерческого права могут подразделяться на: коммерческие организации , целью которых является систематическое извлечение прибыли от продажи товаров или оказания услуг, сопутствующих купле-продаже, и некоммерческие организации , целью которых не является систематическое извлечение прибыли от указанных действий, не распределяющие эту прибыль между их участниками (ст. 50 ГК РФ).

Юридическая категория "некоммерческая организация" является достаточно молодой и прогрессирующей для российского гражданского права . Впервые термин "некоммерческие" получил свое закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

Дальнейшее формирование подынститута некоммерческих организаций и создание механизмов его правового регулирования закреплены в ст. 50 части первой ГК РФ. В.В. Залесский указывал, что "деление на коммерческие и некоммерческие организации дает возможность обеспечить четкое направление общественной, благотворительной и иной подобной деятельности через специальную правоспособность некоммерческих организаций. С другой стороны, общая правоспособность коммерческих организаций соответствует главной цели их существования - извлечению прибыли любыми непротивоправными методами".

Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ . Статья 50 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК РФ, Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иных федеральных законах.

Б.И. Пугинский отмечает, что "возможность участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой. Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте. Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи .

Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций также при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах".

Пунктом 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Каким-либо перечнем она не ограничивается. Федеральный закон N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм устанавливает разные требования к возможной предпринимательской деятельности в соответствии с ее целями. При совершении некоммерческой организацией действий, противоречащих ее целям, ей может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц , или прокурором внесено представление об устранении нарушений на основании ст. 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

7. Органы государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

  1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;
  2. федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  3. организации со статусом государственного научного метрологического центра, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющие государственный метрологический контроль.

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

  1. государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами коммерческой деятельности обязательных требований государственных стандартов к товарам;
  2. государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированными товарами;
  3. государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия товаров установленным требованиям качества и безопасности;
  4. государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
  5. государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, проверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

8. Органами государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами и применяемых для изготовления, упаковки, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта и табачных изделий, являются:

  1. Федеральное медико-биологическое агентство;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов включает в себя контроль за:

  1. выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы при хранении пищевой продукции, ее транспортировке и реализации, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;
  2. выполнением правил продажи отдельных видов товаров в сфере общественного питания;
  3. соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям нормативных документов;
  4. выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) пищевой продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека.

9. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов коммерческой деятельности, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных государственных нужд.

10. Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий , осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. ФСТ России устанавливает и регулирует цены и тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), на газ и его транспортировку, на грузовые железнодорожные перевозки, на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов и др.

11. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Функции ФТС России в коммерческом обороте сводятся к: 1) ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; 2) определению порядка контроля таможенной стоимости товаров; 3) установлению формы и порядка принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара; 4) определению порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения; 5) выделению категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

12. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляет следующие полномочия:

  1. устанавливает порядок представления организациями уведомлений при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции;
  2. принимает акты, устанавливающие минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации;
  3. определяет нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  4. устанавливает порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;
  5. формирует перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции;
  6. определяет порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  7. осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  8. производит выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;
  9. осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.

Всякий отраслевой товарный рынок представляет собой процесс сбыта товаров, выражающийся во взаимодействии субъектов, выполняющих различные функции. В существующей экономической ситуации, какой бы рынок мы не рассматривали, вопросами сбыта товара занимаются, во-первых, сами его производители, а во-вторых - посреднические организации. При этом роль, количество, значение в продвижении товара посредников на различных товарных рынках различается, подобно тому, как различается и влияние на сбыт самих производителей товара.

Б. И. Пугинский отмечает, что если «по традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматривались торговые общества либо отдельные торговцы» 1 , то в настоящее время развитие товарного оборота потребовало пересмотра такого подхода. Несмотря па важность такой знаковой фигуры, как коммерсант, сужение субъектов торговой деятельности рамками одной этой фигуры было бы в корне неверно. Продолжая свою мысль, ученый пишет, что «по месту в процессе товародвижения коммерческие организации подразделяются па продавцов, торговых посредников, организаторов торговли и покупателей». При этом данные категории субъектов следует четко соотносить с определенным товарным рынком, так как на различных товарных рынках один и тот же субъект может выступать в роли покупателя (к примеру, при приобретении того или иного ресурса для производства товара), а на другом - продавца товара, в производстве которого использовался данный ресурс. Таким образом, субъекты коммерческой деятельности могут быть разделены, прежде всего, по функциональному признаку.

Коммерсанты. Коммерсант (торговец, посредник) осуществляет деятельность по приобретению чужих товаров в расчете па последующую перепродажу. Одновременно с этим коммерсант может оказывать различные сопутствующие услуги, к примеру, такие, как хранение, сортировка, упаковка и др. Таким образом, в одних случаях функции коммерсанта минимальны, и он, по сути, просто «сводит» продавца и покупателя това-

ров, в других он заключает договоры с покупателями от собственного имени, но за счет продавца, либо действует полностью «самостоятельно», приобретая товар у производителя (или другого коммерсанта) на свое имя п за свой счет и с целью дальнейшей его реализации (перепродажи) от своего имени, за свой счет, на свой страх и риск. В любом случае не меняется его главное функциональное назначение - покупка товара и его продажа, т.е. посредническая деятельность в экономическом смысле этого слова.

Историческое наименование российских коммерсантов - торговцы, или купцы. Как писал Г. Ф. Шершеневич, «с экономической тоски зрения купец является посредником между производителем и потребителем. Его общественная роль заключается в распределении готовых продуктов между лицами, нуждающимися в них. В этом отношении купец противополагается сельскому хозяину, фабриканту, заводчику, ремесленнику с одной стороны, с другой - потребителю» 1 .

Коммерсанта в широком смысле слова нельзя воспринимать только как техническое передаточное звено между производством и потреблением. Коммерсант - это, прежде всего, исполнитель задач, присущих сфере товарного обращения. Общим смыслом деятельности коммерсанта является «совершенствование процесса товарного обмена, предполагающее своевременное и качественное обеспечение потребителей товарами, создание предпосылок для их экономического и рационального использования, сокращения издержек производства и обращения» . Коммерсанты способны повышать конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков доставки со складов, осуществления предпродажного и гарантийного сервиса. Создавая товарные запасы, посредники обеспечивают согласование ритма производства и потребления, страхуя изготовителей и потребителей от различных колебаний.

Среди коммерсантов (торговцев, посредников) следует отдельно выделить организации оптовой торговли. Данные организации, как и иные посредники, приобретают товары в целях их последующей перепродажи для предпринимательских и хозяйственных нужд. Однако роль их в обращении товаров никогда нс сводится к одной только перепродаже товара - она значительно шире. Оптовые организации призваны выполнять значимые функции но распределению товаров, организации процесса товародвижения . Речь идет о том, что организации оптовой торговли, помимо функций обычного посредника, часто принимают па себя также осуществление функций по содействию торговле. «Оптовые организации призваны разделять полученную массу товаров на ассортиментные группы, комплектовать наборы товаров от разных производителей, формировать партии товаров для отправки покупателям. Посредники совершают множество товарных операций по приему заказов покупателей, подбору и доставке им товаров, организации сервисного обслуживания» 1 .

Оптовики часто работают с большим количеством продавцов и покупателей, приобретают товары широкого ассортимента. Приобретая тот или иной товар, такой посредник не всегда имеет четкое представление о том, кому и когда он продаст данный товар. Фактически специфика деятельности организаций оптовой торговли заключается в том, что они работают «на свой страх и риск» в части того, что купленный товар может и не найти своего потребителя.

Производители. Полагаем, что в число субъектов торговой деятельности в настоящее время было бы правильно включать не только собственно коммерсантов - лиц, зарабатывающих на перепродаже товаров без изменения существа и внешнего вида таковых - по и производителей. Производителей и посредников объединяют такие цели осуществления ими торговой деятельности, как (а) организация бесперебойной системы эффективного продвижения товаров к гражданам-потребителям и (б) извлечение прибыли. Производители товаров - на каком бы товарном рынке они не работали - имеют собственные сбытовые подразделения, по которым реализуется, как минимум, некоторая часть производимого товара; встречаются и такие производители, которые обходятся исключительно своими собственными силами и ие привлекают посреднические структуры для организации сбыта своих товаров. По такая работа - одними только своими собственными силами - вряд ли может быть эффективна на всех товарных рынках. Отсюда - необходимость тесного взаимодействия производителей товаров с коммерсантами и посредниками в собственном смысле этого слова.

Торговые посредники. Взаимодействие производителей с коммерсантами может быть разноплановым - от обыкновенной безусловной продажи своих товаров коммерсантам, приобретающим их на собственное имя и никак не связанных с производителями, до перепродажи чисто номинального свойства коммерсантам, состоящим в отношениях аффилированности с производителями и даже входящим с ними в одну и ту же группу лиц. По существует большое количество отраслевых товарных рынков, в которых производители товара работают исключительно с посредниками в узком (собственном ) смысле этого слова - торговыми посредниками, сводящими производителей с потенциальными покупателями для целей продажи товаров, либо способствующими продвижению товаров от производителей через промежуточных покупателей (коммерсантов) к конечным потребителям. Подробнее о торговых посредниках в этом - специальном - смысле слова - см. следующий параграф настоящей главы.

В договорах производителей с независимыми коммерсантами и посредниками нередко встречаются многочисленные «ограничительные» усло-

вия, стесняющие одну или обе их стороны в вопросах дальнейшей продажи товаров, возможности совершения сделок с товарами других производителей, а также в свободе выбора территории, на которой может осуществлять свою деятельность коммерсант или посредник. Данные условия должны тщательно проверяться на предмет соответствия законодательству о конкуренции и не подпадать под запрещаемые «вертикальные» соглашения.

К числу покупателей как субъектов торговой деятельности относятся коммерсанты, приобретающие товар, для последующей продажи конечным потребителям. В их число входят организации не только оптовой, но и розничной торговли - коммерсанты, приобретающие товары на оптовом рынке, осуществляют перепродажу товаров гражданам для личного, семейного, домашнего использования, а также юридическим лицам для удовлетворения их повседневных хозяйственных нужд.

При заключении и исполнении торговых договоров интересы покупателей зачастую нелегко совместить с интересами продавцов товаров, будь то коммерсанты или производители. Покупатели заинтересованы в приобретении товаров, которые будут востребованы на розничном рынке последующими приобретателями, в том числе потребителями - товаров высокого качества и широкого ассортимента по ценам, которые были бы привлекательны для потребителей и позволяли бы покупателям-коммерсантам получить достойное вознаграждение за свою деятельность. Несмотря на видимую простоту данной цели, достигнуть ее не так-то просто, на пути покупателя товара стоит значительное количество преград. Первым из них является, как ни странно, интерес производителя, направленный на продажу возможно больших партий однотипных товаров по максимальным ценам.

Не все просто и при взаимодействии с посредниками. С одной стороны, для покупателей работа с посредниками повышает возможность удовлетворения своих запросов. Посредники обеспечивают доступность товаров для потребителей, разбросанных на значительном удалении, позволяют получать товары в необходимом количестве и нужного качества. Однако, с другой стороны, работа с посредниками имеет и отрицательные аспекты. Посредник далеко не всегда стремится выполнять свои функции по предоставлению товара широкого ассортимента, по проверке качества этого товара, по предоставлению помещений для надлежащего хранения товара. Часто целью посреднических структур является исключительно дополнительная накрутка на цену товара. Как пишет Б. И. Путинский, «в оптовой сфере популяризируется идеология..., что задача оптовика - быстрее продать купленную партию товара и подороже» 1 . Данная ситуация усугубляется, когда посредники находятся в отношениях аффилированности с производителями товара. В этом случае ожидать реальной помощи от взаимодействия с ними покупателям не приходится. Впрочем, задача государственной защиты рынка от недобросовестных посредников ни в коей мере не отменяет того факта, что уметь отстаивать свои интересы

при взаимодействии как с посредниками, так и непосредственное производителями товаров, должны уметь и сами покупатели.

Организаторы торговли (подробнее - см. § 3 и 4 настоящей главы). Основная характеристика и назначение организаторов торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты содействуют развитию коммерции, стимулируют развитие торгово-хозяйственных связей. Регулирование деятельности организаторов внутреннего торгового оборота осуществляется Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Наиболее известная разновидность организованных торгов - торги биржевые ; наиболее распространенными формами организаторов торгов являются товарные биржи. К сожалению, так обстоит дело практически во всем мире, кроме...Российской Федерации: действующие в настоящее время на ее территории товарные биржи почти неспособны решать задачи, традиционно возлагаемые на биржевую торговлю, а именно - способствовать формированию справедливой цены на товар, обеспечению концентрации на бирже спроса и предложения. Цена товаров, сформировавшаяся в ходе организованных торгов на российских биржах, не является гарантией ни ее справедливого, ни даже просто рыночного характера. Дело в том, что объемы товаров, торгующихся на российских биржах, крайне незначительны; кроме того, в торгах участвует большое число лиц, аффилированных друг с другом, что в ряде случаев только создает видимость настоящих рыночных отношений.

Роль других организаторов внутренней торговли - таких как оптовые ярмарки, выставки и оптовые продовольственные рынки, - в настоящее время также не столь велика, как могла бы быть. Связано это, в числе прочего, и с отсутствием полноценного нормативно-правового регулирования их деятельности. В качестве позитивной тенденции следует отметить усиливающуюся в последнее время роль таких организаторов торгового оборота, как профессиональные саморегулируемые организации.

Лица, содействующие торговле. Наряду с собственно торговой деятельностью коммерческое право также регулирует отношения, обслуживающие торговлю. В особую группу субъектов коммерческой деятельности выделяют лиц, содействующих торговле, в том числе маркетинговые агентства, рекламные и информационные компании; транспортные и транспортно-экспедиционные организации; товарные склады; кредитные и страховые организации.

Маркетинговая деятельность заключается в исследовании спроса на товары и выявлении круга потребителей, заинтересованных в приобретении тех или иных товаров. «В современных условиях маркетинг стал обязательным этапом... торговой деятельности, приобрел комплексный характер. Он не только обеспечивает приспособление производства к запросам покупателей, но также включает в себя разработку способов стимулирования сбыта, активизации продаж» 1 . Осуществление данной деятельности силами самих продавцов явно недостаточно. В полном объеме это могут осуществить только специализированные маркетинговые агентства, выполняющие такую работу на основе заключаемых договоров.

Рекламой применительно к коммерческой деятельности признается распространение в любой форме и с помощью любых средств той информации о товаре либо о юридическом лице, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам или лицу и способствовать реализации товаров. В настоящее время создание рекламы превратилось в самостоятельную индустрию. Разнообразные договоры (в зависимости от вида производимой или используемой рекламы) заключаются как в целях создания отдельных рекламных продуктов, так и проведения целых рекламных кампаний.

Следующей важнейшей категорией участников торгового оборота - лиц, содействующих торговле, - являются организации, занимающиеся доставкой товаров от продавца к покупателю, т.е. перевозкой товаров (транспортные организации). Как отмечает Б. И. Путинский, «при налаживании перевозок коммерсантам приходится решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы скорости доставки к получателю, снижение транспортных расходов, обеспечение сохранности товара. Исходя из этих обстоятельств, выбирается вид транспорта используемых перевозочных средств, вырабатываются условия договоров, предусматриваются меры защиты груза» .

Деятельность собственно транспортных организаций (перевозчиков) не может быть эффективной без содействия в ее организации и осуществлении. Этим занимаются экспедиторы (транспортно-экспедиционные организации). Согласно Федеральному закону от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность состоит в оказании услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. То есть речь идет об услугах, связанных с перевозкой, но не собственно перевозки.

Значительную роль в продвижении товаров играют услуги складских распределительных центров - организаций, оказывающих целый ряд услуг, и в первую очередь, конечно, услуг по хранению товаров. Согласно ст. 907 ГК РФ по договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности. Товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности храпение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги.

«Регистрационные» требования для занятия торговой деятельностью. За рубежом распространен порядок, когда лицо, желающее стать коммерсантом, должно зарегистрироваться в специальном торговом реестре. На Западе торговые реестры находятся в ведении муниципальных или судебных органов. В них регистрируются сами участники торговой деятельности, касающиеся их факты, а иногда и совершаемые ими сделки. В России ст. 20 Закона о торговле также предусматривается создание и ведение торгового реестра. Однако включение в данный реестр не является обязательным требованием для занятия торговой деятельностью. На настоящий момент предусмотрен только уведомительный порядок включения в реестр. Что же касается обязательных регистрационных процедур, то в России действует общий для осуществления любой предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Коммерческая (торговая) деятельность, как и деятельность по организации торговле и содействию таковой, не составляет исключения.

Юридические лица приобретают коммерческую правоспособность с момента государственной регистрации. При этом коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В отличие от них, некоммерческие организации могут осуществлять приносящую им доход деятельность, если это предусмотрено их уставами и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Что касается граждан , то они вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Граждане вправе заниматься хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Отдельную проблему составляет вопрос о возможности или невозможности рассмотрения в качестве коммерсантов государственных структур. Как писал Г. Ф. Шершеневич, трудно согласиться с тем, что государство может быть признано купцом в отношении его промысловой деятельности. «Государство нельзя сравнивать с частными хозяйствами, оно имеет совершенно иные задачи и средства к их достижению, чем последние. Если оно берет на себя производство торгового промысла, то не следует забывать, что при этом оно имеет в виду общественное благо... государство имеет в виду интересы... содействия торговле, а не доходы от предприятия» 1 . Полагаем, что и в настоящее время данная позиция совершенно обоснована. Государственные образования действительно участвуют в торговом обороте через свои органы , обыкновенно - имеющие статус юридических лиц; кроме того, именно государство определяет правовые основы ком- Пугинский Б. И. Проблемы регулирования торгового посредничества // Коммерческоеправо. С. 7.

  • Пугинский Б. И. Проблемы регулирования торгового посредничества // Коммерческоеправо. С. 14.
  • Пугинский Б. И. Коммерческое право. 5-е изд. С. 259.
  • Там же. С. 292.
  • Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. С. 138-139.
  • Субъекты коммерческой деятельности

    Если рассматривать КПД как систему, то организация и управление ею предполагает существование субъектов КПД, которые осуществляют ее, и объектов КПД, на которых деятельность должна быть направлена.

    К наиболее благоприятным условиям для развития КПД относят:

    • равноправие субъектов хозяйствования всех форм собственности;
    • свободное, взаимовыгодное сотрудничество субъектов хозяйствования рынка;
    • система свободного ценообразования;
    • установление экономической ответственности субъектов хозяйствования за принимаемые ими решения;
    • наличие добросовестной конкуренции;
    • регулируемое участие государственных органов в управлении экономикой.

    Механизм взаимоотношений участников рынка продуктов труда (товаров, услуг, работ) включает следующие составляющие: субъекты коммерческих правоотношений; объекты коммерческих правоотношений

    Субъекты и объекты коммерческих правоотношений формируют систему оптовой и розничной торговле на конкретной территории. Они обеспечивают обращение продуктов труда (товаров, услуг и работ) на соответствующих рынках посредством совершения различных видов сделок, актов купли-продажи, обслуживающих КПД.

    В соответствии с законодательством субъекты хозяйствования по юридическому статусу подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

    Коммерческие - те, в которых основная цель – получение доходов и прибыли, которые распределяются между учредителями:

    Некоммерческие - те, основной целью которых не является получение доходов и прибыли, также ее распределение среди учредителей. Они (учреждения образования, благотворительные фонды, религиозные организации, общественные объединения, политическиепартии т.п.), создаются для достижения образовательных, благотворительных, природоохранных, социальных, культурных целей отдельных групп граждан.

    К основным субъектам хозяйствования, которые реализуют коммерческие цели, относятся:

      Юридические лица (ЮЛ) - субъекты хозяйствования имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; отвечающие по своим экономическим обязательствам самостоятельно; приобретающие от своего имени и осуществляющие имущественные и личные неимущественные права; исполняющие различного рода обязанности; могущие быть истцами и ответчиками в суде; имеющие самостоятельный баланс, печать, другие атрибуты, необходимые для осуществления деятельности.

      Замечание 1

      ЮЛ в установленном порядке проходят процедуру государственной регистрации

      Индивидуальные предприниматели (ИП), субъекты хозяйствования – физические лица (граждане), которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      Замечание 2

      Началом их работы считается момент государственной регистрации в качестве ИП.

    Субъекты правоотношений КПД создаются как хозяйственные товарищества и общества (ХО) – это ЮЛ с разделенным на доли (акции) между учредителями (участниками) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное ими в процессе хозяйственной деятельности, принадлежит товариществу или обществу на праве собственности. Могут создаваться в форме полного и коммандитного товарищества.

    К ХО относят:

    • общества с ограниченной ответственностью (ООО)
    • общества с дополнительной ответственностью (ОДО);
    • акционерные общества (АО);
    • дочерние хозяйственные общества (ДХО);
    • зависимые хозяйственные общества (ЗХО).
    • производственные кооперативы (ПРК);
    • потребительские кооперативы (ПотребК);
    • унитарные предприятия (УП);
    • крестьянские (фермерские) хозяйства (КФК).

    Также законодательством допускается создание субъектов хозяйствования в форме холдингов, ассоциаций и союзов.

    Основные отличия между субъектами хозяйствования заключаются в: праве собственности на капитал; наличии обособленного имущества; способах управления им (собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление); способах присвоения и распределения доходов и прибыли; степени ответственности по принятым обязательствам.

    Объекты коммерческих операций (КО) на потребительском рынке

    Объектами КО как вида управленческой деятельности на потребительском рынке являются продукты труда.

    Продукт труда представляет собой элементарную форму экономического богатства страны, его элементарную клеточку. В продукте труда находит завершение процесса труда, его результат.

    В обществе продукт труда, труд и осуществляющий его человек не существуют друг без друга.

    Под продуктом труда понимается объективно существующий результат труда. Для создания продукта труда необходимо наличие целесообразной деятельности, то есть сам процесс труда. Помимо того, должен существовать субъект труда, то есть конкретный человек, который изменяется в процессе трудовой деятельности и в этом смысле также является ее продуктом. Таким образом, продукт труда, сам процесс труда и человек, как субъект трудовой деятельности взаимопроникают, взаимоопределяют, взаимопредполагают друг друга.

    Под товаром понимают продукт труда, который удовлетворяет покупательский спрос человека, и предназначенный для обмена в форме торговых сделок, актов купли-продажи. Товар – любая вещь, не ограниченная в обороте, которая свободно отчуждается и переходит от одного субъекта хозяйствования к другому субъекту хозяйствования в соответствии с различными видами договоров мены (договор купли-продажи, договор поставки и т.д.)

    Под услугой понимают результат деятельности субъекта хозяйствования, которая направлена на оказание помощи покупателям при совершении покупок, предпродажном и послепродажном сервисе, транспортировке товаров к покупателям, с целью удовлетворения покупательского спроса покупателей, повышения уровня конкурентоспособности субъекта хозяйствования и достижения установленных коммерческих результатов.

    Замечание 3

    Услуга в отличие от товара не имеет материального воплощения. Работа в отличие от услуги, представляет собой процесс труда, создающего и товары и услуги.

    Необходимость совершенствования КПД направлено на активизацию насыщения потребительского рынка многообразными продуктами труда (товарами, услугами, работами) в соответствии с усилением требований к ним покупателей.

    К объектам КПД на рынке предъявляются определенные требования, которые определяются как различными международными и национальными стандартами, действующими на основании соответствующих законодательных и нормативных актов, так и требованиями, которые предъявляются возрастающей конкуренцией, покупателями.



    Налоги и платежи