АО «Мерседес-Бенц Рус. Ян Мадея, генеральный директор «Мерседес-Бенц Рус» («Автомобили»)

8 декабря 1994 года концерн «Даймлер АГ» учредил в России дочернее предприятие АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили» и стал первой иностранной автокомпанией с дочерней структурой в России. В 2013 году компания запустила производство малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic на заводе «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, а также дизельных двигателей для них в Ярославле. В 2017 году в Московской области был заложен фундамент завода по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz.

Полное название: Акционерное общество «Мерседес-Бенц Рус»

Отрасль: Производство автомобилей

Руководство: Мадея Ян Кароль

История

8 декабря 1994 года концерн «Даймлер АГ» учредил в России дочернее предприятие АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили» и стал первой иностранной автокомпанией с дочерней структурой в нашей стране. В 2005 году в России был запущен технический центр Mercedes, а в 2008 году - центр послепродажного обслуживания в поселке Вешки (Московская область). Он объединил склад запасных частей, учебный центр и административный комплекс.

С 2009 года «Мерседес-Бенц» является официальным автомобилем Петербургского международного экономического форума и поддерживает Mercedes-Benz Fashion Week Russia. В 2010 году был открыт салон прямых продаж и автотехцентра «Мерседес-Бенц». В 2013 году компания запустила производство малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic на заводе «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, а также дизельных двигателей для них в Ярославле. Концерн Daimler AG и группа «ГАЗ» вложили в этот проект свыше € 190 млн. В 2016 году в Глазово (Московская область) был открыт логистический комплекс, который специализируется на доставке запасных частей для легковых, малотоннажных и грузовых автомобилей.

В 2017 году в Есипово (Московская область) был заложен фундамент завода по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz. С 2019 года производственная площадка будет выпускать седаны Е-Класса, а затем внедорожники GLE, GLC и GLS.

Чем занимается

Акционерное общество «Мерседес-Бенц Рус» является дочерним предприятием концерна Daimler AG. На данный момент - единственный в России официальный импортер легковых и малотоннажных автомобилей марки Mercedes-Benz и марки Smart. Компания также занимается продажей новых и подержанных автомобилей, производством малотоннажных моделей, развитием послепродажного обслуживания и дилерской сети. К апрелю 2017 года дилерская сеть легковых автомобилей «Мерседес-Бенц» в России насчитывала 73 дилерских центра, автомобилей Smart - 23 центра, малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz - 77 центров.

Финансовые показатели

Владельцы

Руководство

Мадея Ян Кароль

Должность: Генеральный директор

Дата начала полномочий:

Ян Мадея родился в 1967 году в Польше. Изучал экономику предприятия и информационные технологии в рамках программы Mercedes-Benz по подготовке молодых специалистов в бизнес-академии в Штутгарте, затем окончил курс MBA Колледжа управления Хенли и Университета Брюнель в Великобритании. В 1992 году Ян Мадея начал карьеру в концерне Daimler-Benz AG в качестве финансового аналитика. Последние пять лет Ян Мадея занимал пост генерального директора Mercedes-Benz Poland. С 1 августа 2012 года Ян Мадея стал генеральным директором «Мерседес-Бенц Рус».

- Традиционный вопрос: как вам Россия? Когда приезжаешь не туристом, а на работу?

Постоянно открываю для себя Россию. Это долгий процесс, я пока нахожусь где-то в самом начале. Но мои открытия - скорее положительного свойства. Я родился в Польше и впервые побывал в России в два года. Потом почти 30 лет не был, а затем с бизнес-целями приезжал несколько раз с 2000 по 2003 год. И то, что я видел тогда, и то, что вижу сейчас, - совершенно другая Россия и другая Москва. Но люди молодого поколения, с которыми я здесь встречаюсь, очень часто критически относятся к происходящему в России.

- А вы случайно не бываете на Болотной площади?

Нет-нет.

- То, что происходит в последние годы, воспринимается как невероятное торможение и цементирование системы…

Да, это можно понять. Но я рассматриваю страну примерно с 10-летним лагом. Молодым людям всегда кажется, что страна развивается слишком медленно. Проблем очень много, особенно когда вы, например, подыскиваете квартиру в Москве (смеется). Но много и светлых пятен, настоящих откровений, как, например, наша недавняя встреча с дилерами. На этой дилерской конференции я встретил молодых директоров дилерских предприятий, которые по уровню своей компетенции, способностям очень схожи с молодыми бизнесменами Соединенных Штатов, Англии и остальной Европы. Позитивнейший момент! Молодежь пос-тоянно стремится выдвинуться вверх, и когда-нибудь они все равно будут на самой первой линии, которую мы подразумеваем. Это только вопрос времени.

О’кей, но хорошо, если это не будут исключительно дети тех людей, которые сейчас заседают у нас в правительстве. В Советском Союзе была такая загадка: «Может ли сын генерала стать маршалом? - Нет, не может, потому что у маршала тоже есть сын».

Да, это часть правды. Но есть и другие люди, которые не принадлежат к плеяде сыновей генералов или маршалов. Вот и я не сын генерала, и таким, как я, прыгнуть наверх непросто. В Польше я медленно-медленно двигался вперед. Но способные люди в России обязательно проложат себе дорогу к чему-то лучшему. У вас есть Каспаров, Карпов, и пусть они в разных лагерях, но это такие гениальные мозги! Страна, которая смогла в 50-е годы создать ракеты, сможет, правильно организовавшись, добиться огромных успехов.

- А какие еще позитивные впечатления?

Я очень удивился, приятно удивился, когда понял, что Россия - во многом женский мир! Здесь работает множество молодых женщин с хорошим образованием, высоко мотивированных и успешных. Это так отличается даже от Германии.

- Хорошо, а как долго вы уже работаете на «Мерседес»?

Больше 20 лет. Работал в концерне Daimler, в подразделении Evobus, конечно, в Mercedes-Benz как таковом. Я - дитя Mercedes. Даже во время обучения я получил финансовую поддержку со стороны Mercedes-Benz. Получение диплома MBA тоже финансировалось Mercedes-Benz. Все мое становление проходило под знаком трехлучевой звезды Mercedes-Benz.

- Есть такой фильм «Быть Джоном Малковичем». А что такое всегда быть в Mercedes?

Я вырос в Mercedes-Benz, где попробовал все: начинал как финансовый аналитик, затем занимался сбытом и так далее. Всегда в «Мерседесе», но в разных подразделениях. И потом я увидел мир. Объездил многие африканские страны, был на Ближнем Востоке, в Кувейте, Саудовской Аравии - иногда там, куда туристов вообще не пускают. И увидел эти страны изнутри, понял их, так сказать, со стороны кухни, узнал, как и что там варится. И куда бы вы ни отправились - в Южную Америку или Новую Гвинею, в Африку или на Филиппины - если вы скажете, что работаете на Mercedes-Benz, то все раскроют вам объятия, станут вашими друзьями. В самом отдаленном уголке земного шара знают, что такое Mercedes-Benz, и понимают, о чем речь. И Mercedes-Benz в этом смысле - лучшее средство распахнуть все двери.

Перед вами стоит сверхзадача, поставленная вышестоящим руководством, или от вас требуется простое выполнение типовых показателей?

Чтобы человека послали в Россию на эту должность и просто сказали: «Присмотри за площадкой»? Такого не бывает! Россия - слишком важный для нас рынок. В Европе - второй, в мире - пятый. Когда человека выбирают на такую должность, то обязательно обсуждается концепция развития бизнеса, выясняются основные тренды, определяются главные векторы движения и так далее. Если руководство согласно с этой концепцией, то ты отправляешься на этот рынок. В России Mercedes-Benz очень высоко ценится как марка. Но другие марки, такие как BMW, Audi, Land Rover, тоже развиваются. И моя задача очень проста: сейчас мы номер один на рынке в премиальном сегменте, и мы должны эту позицию сохранить.

Но позиционирование «мы - номер один» слишком общее. Вы все-таки какая марка: консервативная, авангардная, спортивная, гламурная?

Если говорить о Mercedes-Benz, то здесь целый набор понятий и характеристик, из которых складывается философия марки. Это и элегантность, и стиль, даже шик, и гламурность, и технологическое лидерство. Что бы я хотел добавить сюда? Еще больше свежести, открытости и… сексуальности! Мы хотим стать еще более привлекательными для молодого поколения. Наша марка поистине огромна. Вот новый А-Class, который, собственно говоря, и адресован молодому поколению, и тем людям, которым примерно 30 лет. А вот наш символ элегантности - S-Class. И все это в рамках одной марки. Мы должны привлечь одних и в то же время остаться верными друзьями для других. Марка «Мерседес» давно стала нарицательным понятием - символом абсолютно лучшего в своей сфере. И нет ничего более приятного для нашего слуха, если в обычном разговоре, когда речь заходит об определении лидера или просто самого качественного товара на рынке хоть самолетов, хоть зубных щеток, люди говорят: «Ну, это как Mercedes среди автомобилей».

- Но что вы для этого делаете? Разные продукты для разного клиента?

Именно, именно! Для этого и предназначена вся наша палитра автомобилей, начиная от А-класса и заканчивая, например, SLS. В каждом конкретном сегменте, какой бы вы ни взяли, будь то компактные автомобили, внедорожники, представительские седаны, мы должны быть представлены, и представлены лучшими в этих сегментах машинами. Когда мы продаем автомобиль, мы продаем не две тонны технологий, мы продаем мечту, волшебство, чудо. Именно в этом магия марки Mercedes-Benz.

Хорошо. Германия - ведущая экономика Европы, которая стала такой благодаря тем самым немецким труженикам на всех уровнях. Однако русские традиционно не умеют приходить вовремя, начиная с нашего президента, на встречи. Можно ли научить точности и аккуратности?

Хороший вопрос. На первую встречу, которую я здесь проводил, первый человек пришел через 10 минут после назначенного времени, и только потом подошли все остальные. Но для того чтобы люди свое-временно приходили, не нужно тренинги проводить.

- Нужно лишать их зарплаты?

Культура, я думаю, развивается, прежде всего, благодаря примеру, а не каким-то предписаниям или законам. Если вы постоянно приходите вовремя, я вам гарантирую, что через несколько недель все остальные тоже начнут приходить вовремя. Очень простой вопрос! А вот действительные трудности в России с тем, что у вас нет так называемой «культуры делегирования» - передачи полномочий и, соответственно, ответственности за то, что делаешь. В российской модели управления все вопросы концентрируются на генеральном директоре. Я каждый день здесь подписываю сотни бумаг - совершенно не моя задача. Сейчас мы отрабатываем некоторые процессы, чтобы расширить круг полномочных менеджеров, которые смогут принимать решения. Цель - передвинуть процесс принятия решений, передать ответственности и компетенции на более низкие уровни, чтобы сделать кооперацию, сотрудничество между различными структурными подразделениями компании более глубоким и эффективным. Здесь, конечно, можно еще много чего достичь.

- Вашу цель я услышал. Существует ли какая-то программа ее достижения?

Мы хотели бы, как я уже сказал, оставаться, защищать и укреплять нашу позицию №1 в премиальном сегменте. Что касается легковых автомобилей и внедорожников, то хотелось бы больше инвестировать в марку как таковую и, кроме того, хотелось бы улучшить качество обслуживания в дилерской сети. Хочу, чтобы мы были действительно самой эксклюзивной маркой в области продаж - именно в области организации продаж. А что касается сферы сервиса, то здесь мы должны быть самой компетентной и самой расположенной к клиентам маркой. Мы хотим расширять дилерскую сеть, и все новое должно полностью отвечать этим эксклюзивным нормам. Что же касается малотоннажников, то здесь подходы несколько иные, прежде всего касающиеся компетентности по линии сервиса. Если в легковой сфере мы прежде всего предлагаем людям некую эксклюзивность, то в малотоннажном сегменте мы продаем бизнес как таковой.

А вы как-то поддерживаете дилеров? Или просто даете машины и устанавливаете требования, предположим, к качеству подъемников? В чем дилерства получают поддержку?

У нас множество различных программ, нацеленных на поддержку дилеров. И программ продажи, и программ финансирования. И тренинги различного рода, прежде всего, конечно, консалтинг ритейловые. Мы две вещи даем дилерам - отличный продукт и хороших рабочих, и компетенцию. В этом состоит моя работа - сделать их компетентными, профессионально разбирающимися во всех вопросах. Мы не отсюда продаем машины. Таких точек в России - пятьдесят. Только что прошел специальный семинар по ритейл-консалтингу. 23 модуля по тренингам! Представляете?

- Каковы итоги этого года? Как вы их оцениваете?

Мы продолжаем расти. В прошлом году мы продали примерно 30 000 автомобилей, в этом году продадим где-то около 37 000. Рост примерно на 25-26%.

- Приличный рост!

Да, а рынок, скажем, в ноябре вырос на 12%. Но о нашей результативности, эффективности можно говорить только тогда, когда мы растем быстрее, чем рынок. Если рынок растет на 10% - значит, мы должны расти на 12%!

Глава «Мерседес-Бенц Рус» рассказал сайт о том, будет ли именитая немецкая компания выпускать легковые авто в России, как россияне восприняли модели smart и что покажет Mercedes на Московском международном автосалоне.

Рынок падает – Mercedes растёт

– Господин Мадея, в последнее преобладает в основном пессимистичный взгляд на перспективы российского рынка автопродаж. Какие результаты показывает сейчас Mercedes в нашей стране, довольны ли вы ими и каков ваш прогноз на 2014 год?

– Продажи на российском рынке в целом сейчас падают примерно на 5-7% в месяц, тогда как сегмент премиум, напротив, демонстрирует 8-процентный рост. То, что премиальные модели по-прежнему востребованы в России, нас, конечно, не может не радовать. С другой стороны, замедление продаж в массовом сегменте вызывает определенное беспокойство: это, безусловно, окажет влияние на автомобильную индустрию.

Mercedes же увеличил продажи почти на 20% в прошлом году и на 22% – за первые четыре месяца нынешнего. И мы полагаем, что рост продолжится. Прежде всего потому, что у компании сегодня очень удачная линейка: практически в каждом сегменте есть сильная, востребованная модель. Большие надежды мы возлагаем на новый GLA, так как это – новый для нас сегмент и новые покупатели, которые могут стать весьма лояльны к марке!

Если же говорить о прогнозах… Судя по всему, по итогам 2014 года продажи на российском рынке снизятся на 5-7% по сравнению с прошлым годом. Мы в этой ситуации будем продолжать делать то же, что делаем сейчас: стараться расти на негативном общем фоне. Который, кстати, не может быть таковым вечно: сейчас продажи падают, но рано или поздно российский рынок снова начнет расти.

Обвал рубля – безумие! Налог на роскошь переживём

– Как повлияли на продажи Mercedes недавнее падение курса рубля и введение налога на роскошь? Можно ли говорить о том, что если бы этого не произошло, результаты компании были бы еще лучше?

– Конечно, эти факторы не поддержали наш бизнес! Особенно серьезной проблемой стало ослабление рубля: падение курса на 20% за относительно короткий срок – это безумие! Естественно, мы вынуждены были поднять цены, однако увеличили их незначительно. Поэтому, конечно, довольны, что рубль сейчас немного укрепился и очень надеемся, что он останется стабилен.

Что же касается нового налога… Я никогда не комментирую две темы: политику и налоги. Тем не менее замечу, что мы не видим особой опасности от введения налога на роскошь. Хотя, возможно, и потеряем некоторое число потенциальных покупателей. Однако серьезного влияния на бизнес Mercedes в России это нововведение не окажет.

Нас беспокоит другое: мы наблюдаем сегодня слишком много негативных тенденций. Рост российской экономики замедлился, курс рубля снизился, политическая ситуация нестабильна – всё это приводит к тому, что покупатели всё чаще откладывают покупку автомобиля до лучших времен. Из-за этого продажи на рынке и падают! Каждый из этих факторов в отдельности не «убивает» бизнес, но все вместе они могут привести к очень серьезным последствиям.

И какие-то из них мы наблюдаем уже сейчас. Например, в России начало падать производство автомобилей – сегодня это одна из самых серьезных проблем. Ведь ныне действующие в РФ заводы строились в расчете на то, что в стране будет продаваться более трех миллионов машин ежегодно, тогда как в реальности рынок не достиг таких показателей.

40 000 Мерсов в год!

– Тем не менее руководители Mercedes еще в прошлом году заявляли о возможном запуске производства легковых автомобилей марки в России. Принято ли на данный момент окончательное решение?

– В России мы уже выпускаем коммерческие фургоны и грузовики и думаем над тем, чтобы организовать производство легковых автомобилей. Но это весьма нелегкая задача: необходимо пройти массу разного рода согласований, найти достойного российского партнера. При этом нужно понимать, что мы – не массовый производитель. Мы не сможем выпускать и продавать в России 300 000 – 400 000 машин в год, как тот же АвтоВАЗ. Мы должны производить 40 000 автомобилей, но это должны быть автомобили высшего уровня!

И организовать сегодня в России предприятие, ориентированное на небольшие объемы производства, но высокие стандарты качества, – очень не просто. Мы изучаем все возможности и я надеюсь, что в скором времени примем окончательное решение.

Корейская «угроза»

– В последнее время в сегмент «Премиум» выходят не только японские, но и корейские производители. И если судить по ценам, они либо в шаге от него, либо уже там. Воспринимает ли компания Mercedes «корейцев» как возможных конкурентов?

– Я думаю, что это – вопрос не сегодняшнего дня, а перспективы. При том, что уже сейчас нам приходится соперничать не только с Audi и BMW, но и с Jaguar Land Rover, японскими люксовыми брендами.

Сегодня «корейцы», конечно, не являются нашими прямыми конкурентами, но посмотрите, что происходит: они постепенно выходят во все более и более высокие сегменты – в бизнес-класс, а с недавнего времени – уже и представительский. В то время как мы, стремясь расширить свою аудиторию, наоборот, начинаем осваивать компактные и недорогие машины, такие как A- и B-class, CLA, GLA. В России, например, более 25% от наших продаж приходится на компактные модели.

Поэтому рано или поздно мы все же станем напрямую конкурировать с корейскими производителями – это лишь вопрос времени.

Gelandewagen как икона. Хорошего бизнеса

– Каковы перспективы внедорожника G-class? Слухи о том что его собираются снять с производства возникают регулярно, но официальные комментарии на этот счет крайне скупы.

– Я работаю в компании Mercedes уже 22 года, и за это время как минимум трижды обсуждалось снятие G-class с производства. Но сейчас это даже не обсуждается: Gelandewagen останется на конвейере! Это – культовый автомобиль, икона, и было бы безумием прекращать его выпуск. G-class – неприкасаемый!

– Но если автомобиль превращается в икону, это не всегда хорошо для бизнеса. Не только великие машины снимаются с производства, но и великие марки прекращают существование!

– Продажи G-class – это очень хороший бизнес!

…а smart – перспективного

– В таком случае перейдем к более компактным, но в каком-то смысле – тоже харизматичным машинам. В России уже почти два года официально продаются автомобили smart. Довольны ли в компании Mercedes тем, как идут продажи этих моделей, и тем, как их приняли в нашей стране?

– Когда мы выпускали smart на российский рынок, то, конечно, опасались, что эти машины станут «нишевыми», с незначительными объемами продаж. На самом же деле в России smart приняли неплохо: два года назад мы продали 28 машин, в прошлом году – почти 200, в этом году рассчитываем продать 400 штук.

Так что спрос на Смарт на российском рынке есть. И мы надеемся, что он будет устойчивым, тем более что эти автомобили сегодня можно купить не только в Москве и Петербурге – дилерские центры есть и в регионах. Кроме того, мы очень рассчитываем на автомобиль нового поколения, который выйдет на рынок в 2015 году.

AMG-премьеры в «Крокус-Экспо»

– Будет ли Mercedes-Benz участвовать в Московском международном автосалоне в нынешнем году? И если да, то какие новинки вы там представите?

– Да, мы будем участвовать в московской выставке и готовим своего рода «AMG-шоу». Именно на ММАС-2014 состоится мировая премьера S Coupe 65 AMG. Будут и две российские премьеры: GLA 45 AMG и рестайлинговый CLS – тоже в AMG-версии.

При этом, замечу, у нас не было никаких сомнений по поводу участия в Московском автосалоне! В отличие от многих развитых стран, где люди зачастую отказываются от покупки собственной машины, в России автомобиль остается одним из важнейших элементов повседневной жизни. Поэтому я настроен очень позитивно: у марки Mercedes отличные перспективы на российском рынке!..



Полезные инструменты