Презентация по психологии на тему память. Память и её виды. Память и запоминание


Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память(хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий) Память Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.








Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов.








Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.










Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО. Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются. Закон забывания (Немецкий психолог Г.Эббингауз) Закон мотивированного забывания (З.Фрейд) Человек имеет склонность забывать психологически неприятное








ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации) БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания) ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию) ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации)



ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека.


Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее: - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Логическая связь мыслей способствует запоминанию. - Логическая связь мыслей способствует запоминанию.






Процессы памяти В памяти различают четыре основных процесса: В памяти различают четыре основных процесса: 1. Запоминание; 1. Запоминание; 2. Сохранение. 2. Сохранение. 3. Забывание. 3. Забывание. 4. Восстановление. 4. Восстановление. Главным из которых является запоминание. Главным из которых является запоминание.


Виды памяти: Различают несколько видов памяти: Различают несколько видов памяти: по степени волевой регуляции: по степени волевой регуляции: 1. Непроизвольная- 1. Непроизвольная- процесс удержания информации происходит сам по себе. процесс удержания информации происходит сам по себе. 2. Произвольная 2. Произвольная - человек ставит перед собой задачу запоминания информации. - человек ставит перед собой задачу запоминания информации.


Виды памяти: По объекту запоминания: По объекту запоминания: 3. Словесно-логическая – 3. Словесно-логическая – запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. 4. Наглядно-образная – 4. Наглядно-образная – запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений. запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений.


Длительность сохранения информации Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью). Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью).


Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Вид памяти Необходима в профессиях Вид памяти Необходима в профессиях Произвольная - Во всех Произвольная - Во всех Непроизвольная Во всех Непроизвольная Во всех Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Эмоциональная Артист, писатель, композитор Эмоциональная Артист, писатель, композитор Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель


Гигиена памяти мнемотехника Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Мнемотехника –это искусство запоминания. Мнемотехника –это искусство запоминания. Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; в) полноценный регулярный сон; в) полноценный регулярный сон; г) ритмическое полноценное питание; г) ритмическое полноценное питание; д) отказ от кофе, чая при утомлении. д) отказ от кофе, чая при утомлении. Приемы мнемотехники: Приемы мнемотехники: в 1-й день 2-3 повторения; в 1-й день 2-3 повторения; во 2-й 1-2 повторения; во 2-й 1-2 повторения; в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению. в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению.


Способы запоминания Способ Цицерона Способ Цицерона для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе». предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».


Способы запоминания Группировка. Группировка. Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, например, по количеству элементов в каждом из объектов: например, по количеству элементов в каждом из объектов: карандаш (похож на цифру 1), карандаш (похож на цифру 1), очки (2 стекла), очки (2 стекла), люстра (3 лампочки), люстра (3 лампочки), стул (4 ножки), стул (4 ножки), звезда (5 лучей), звезда (5 лучей), жук (6 ног). жук (6 ног).


Диагностика Дневник самоопределения стр.7. Дневник самоопределения стр.7. Слуховое запоминание. Слуховое запоминание. Зрительное запоминание Зрительное запоминание Моторно-слуховое запоминание. Моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Смысловое и механическое запоминание Смысловое и механическое запоминание (методика стр.127) (методика стр.127) Пиктограмма (методика стр. 138) Пиктограмма (методика стр. 138) Определение доминирующего вида памяти. Определение доминирующего вида памяти.


Диагностика наглядно-образной памяти Диагностика наглядно-образной памяти Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил. Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил.







Обработка данных Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Слуховая Слуховая Зрительная Зрительная Моторно-слуховая Моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая


Способы запоминания Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Из слов Из слов шар, желток, шар, желток, медь, самовар, медь, самовар, бритва, товар бритва, товар можно составить фразу: можно составить фразу: Бритве шар принес товар желтый медный самовар. Бритве шар принес товар желтый медный самовар.




Приемы тренировки памяти Метод Айвазовского. Метод Айвазовского. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, рассмотрите детали изображения. рассмотрите детали изображения. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. И так несколько раз. И так несколько раз.


Метод спичек. Метод спичек. Метод спичек. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок.


Анализ событий дня. Анализ событий дня. Анализ событий дня. Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, их имен, манеры поведения, телефонов. их имен, манеры поведения, телефонов. Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений. с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений.


Упражнения для освоения некоторых приемов мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Мнемотехника Упражнение 1. Упражнение 1. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Снимите платок. Сосчитайте до десяти, Снимите платок. Сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати.

Около 1,5 кг материи, астрономическое число нейронов, миллиарды соединений… Двигаем ли мы мизинцем, решаем ли сложное уравнение или вспоминаем наши самые счастливые дни – всеми этими действиями управляет наш мозг, главный орган центральной нервной системы. Но как связаны между собой мозг и память? Разумеется, память имеет прямое отношение к мозгу и вовлекается практически в любую деятельность. Память является неотъемлемой частью нашего самосознания, нашего интеллекта, нашей эмоциональности.


Вопреки распространенному мнению память не локализируется в каком-то определенном участке мозга. Когда та или иная информация закладывается в память, происходит одновременная активация большого числа нейронных соединений, так что в создании воспоминаний участвует очень большая часть головного мозга. Поэтому неправильно говорить о существовании центра памяти. Закрепление информации в памяти и ее воспроизведение зависят от работы различных запоминающих систем мозга и его отделов, отвечающих за восприятие сигналов(звуковых, зрительных и т.д.)


Кратковременная, или оперативная, память задействует нейронные системы коры больших полушарий (4) (главным образом ее лобные доли (1) и кортикоталамические связи). Кратковременная, или оперативная, память задействует нейронные системы коры больших полушарий (4) (главным образом ее лобные доли (1) и кортикоталамические связи). Семантическая память задействует кору больших полушарий мозга (4). Семантическая память задействует кору больших полушарий мозга (4). Двигательная памят ь задействует некоторые подкорковые структуры, такие как мозжечок (6) и зубчатые ядра(5). Двигательная памят ь задействует некоторые подкорковые структуры, такие как мозжечок (6) и зубчатые ядра(5). Эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий (1), а также гиппокамп (3) и таламус (2) – структуры, относящиеся к лимбической системе. Эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий (1), а также гиппокамп (3) и таламус (2) – структуры, относящиеся к лимбической системе.



Зрительные сигналы воспринимаются сетчаткой глаза и преобразуются в серию нервных импульсов. За тысячные доли секунды эти импульсы достигают центрального отдела зрительного анализатора - первичной проекционной зоны, расположенной в затылочной области коры больших полушарий. Полученная информация обрабатывается по отдельности согласно различным категориям (форма, цвет, движение). Затем информация временно поступает в гиппокамп, где при участии различных отделов коры больших полушарий сопоставляется с уже имеющимися в памяти сведениями. Наконец, эта информация забывается или фиксируется в памяти. Ее эмоциональная окраска влияет на то, как она отложится у нас в памяти. Зрительная память


Амнестический синдром - неспособность за­ поминать текущие события, из-за чего всякое обучение новому становится невозможным. Умственные способности при этом сохраняются, за исключением способности усваивать новую информацию и приобретать новые сенсорно- двигательные навыки. Причиной патологий могут стать сосудистые нарушения, болезнь Альцгеймера, травмы мозга или остановка сердца. Ретроградная амнезия - неспособность вспомнить события, произошедшие до начала болезни. При этом из памяти могут выпасть периоды времени от считанных дней до нескольких лет. В большинстве случаев эти вос­ поминания не стираются бесследно, но доступ к ним затруднен. При антероградной амнезии утрачиваются воспоминания о событиях в период после начала болезни, хотя то, что было раньше, человек помнит хорошо. Могут быть следствием электрического шока или мозговых травм; иногда проявляются при синдроме Корсакова и болезни Альцгеймера.


Антероретроградная или тотальная, амнезия сочетает в себе неспособность запоминать новую информацию и утрату воспоминаний обо всех знаниях, приобретенных до начала болезни. Причиной может стать обширное повреждение коры головного мозга; болезнь Альцгеймера. Гипермнезии характеризуются способностью запоминать большое количество однотипной информации (например, длинных списков имен, больших чисел и т. д.). Могут быть постоянными или кратковременными и не имеют отношения к уровню интеллекта. Могут возникать во время эпилептических припадков или в момент сильных эмоциональных переживаний. Парамнезии - искажения памяти: у человека возникает ощущение «дежавю», то есть уже однажды виденного или пережитого, или, напротив, появляется чувство нереальности всего происходящего. При экмнезиях стирается грань между прошлым и настоящим, и человек переживает события из прошлого так, как если бы они происходили в настоящем. Такие искажения памяти наблюдаются при болезни Альцгеймера.


Болезнь Альцгеймера - самое распространенное заболевание центральной нервной системы. Оно характеризуется прогрессирующим необратимым снижением интеллекта. У пациента постепенно развивается деменция, или слабоумие. В некоторых отделах мозга, начиная с гиппокампа, происходит массовая гибель нейронов, что сопровождается снижением в мозге уровня ацетилхолина - нейромедиатора, участвующего в процессах запоминания. Существуют лекарства, позволяющие затормозить эти процессы, однако они дают эффект, только если их назначают на ранней стадии развития болезни. Болезнь Альцгеймера


Атеросклероз - распространенное заболевание, которое поражает кровеносные сосуды, питающие сердце, почки, конечности и головной мозг. При атеросклерозе на внутренней стенке сосудов наслаиваются жировые отложения, из-за чего просвет сосудов сужается, что приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга. Стенка сосуда, пораженного склеротическими наслоениями, теряет эластичность, что может стать причиной ее разрыва и кровоизлияния в мозг (инсульта). Симптомы инсульта зависят от того, насколько обширна пораженная зона мозга и где она расположена. Атеросклероз


Болезнь Паркинсона связана с гибелью нейронов подкорковых нервных центров, отвечающих за выработку нейромедиатора дофамина и регуляцию движений. Именно из-за снижения этого вещества у страдающих болезнью Паркинсона появляется дрожание конечностей, скованность (ригидность) и замедленность движений, нарушение равновесия и походки, тормозится умственная деятельность. Информация запечатлевается в памяти больного хорошо, но процесс припоминания затруднен или замедлен. Современное лечение болезни Паркинсона строится на применении лекарственных препаратов, которые возмещают недостаток дофамина и тем самым нивелируют последствия гибели. Болезнь Паркинсона


Синдром Корсакова наблюдается у людей, злоупотребляющих спиртным, и у хронических алкоголиков. Обычно он развивается после 55 лет и проявляется антероградной амнезией, потерей ориентации и конфабуляциях - ложных воспоминаниях. Иногда развитию болезни предшествует ретроградный пробел в памяти. Болезнь сопровождается спутанностью мыслей, потерей равновесия при ходьбе, параличом глазодвигательных мышц. Иногда ее единственным признаком на первых стадиях является поражение периферических нервов, а рассудочная деятельность не нарушается. Причина этого вида амнезии - недостаток тиамина (витамина B1), связанный с тем, что алкоголь препятствует усвоению этого витамина. Синдром Корсакова


Хотя люди, подолгу пребывающие в депрессии, не страдают специфическими тяжелыми нарушениями памяти, они все же с некоторым трудом припоминают недавние события. Недостаток мотивации и энергии, связанный с депрессивным состоянием, снижает способность таких людей фиксировать информацию. Если информация неверно закодирована, ее потом трудно извлечь из памяти. Таким образом, депрессия приводит к общему ослаблению умственной деятельности. Депрессия


Тем не менее влияние депрессии на память существенно отличается от таких патологий, как болезнь Альцгеймера. Депрессия проявляется в снижении уровня мотивации, которое сказывается на способности больного концентрировать внимание, когда как болезнь Альцгеймера обусловливает патологию памяти, что ведет к нарушению процессов кодировки, хранения и повторного вызова информации из памяти. Когда депрессия проходит, к человеку возвращаются интеллектуальные способности.


Каждый орган чувств приспособлен к восприятию определенных факторов внешней среды. Поступающая от них информация анализируется и обрабатывается специализированными отделами головного мозга (в частности, корой больших полушарий). Такую информацию называют экстерорецептивной, поскольку она поступает к нам из окружающего мира. Но мы можем также воспринимать информацию, поступающую к нам изнутри, например болевые ощущения или чувство удовольствия. Такая информация носит название интерорецептивной.


Эффективность восприятия информации зависит прежде всего, от совершенства работы наших органов чувств. Причины многих трудностей в запоминании станут понятны, если мы обратим внимание на то, что происходит еще на входе в «черный ящик» нашей памяти, то есть на качество вводимой в него сенсорной информации. Нельзя восстановить в памяти то, что не удалось как следует разглядеть или расслышать. Поэтому вместо того, чтобы ругать память, лучше заняться тренировкой сенсорного аппарата.


Информация, воспринимаемая нашими органами чувств, немедленно переводится на «язык мозга», то есть кодируется. При кодировании вновь поступившая информация сравнивается с уже накопленной. Она соотносится с кодом, который может представлять собой запах, образ, мелодию, слово – иначе говоря, любой указатель или «метку», по которой эту информацию можно отыскать в памяти и вызвать повторно.




Если мы хотим запомнить какую-либо информацию надолго, то должны приложить к этому дополнительные усилия. Для эффективного запоминания недостаточно лишь правильно организовывать информацию. Ее нужно повторить 4-5 раз в течение суток и время от времени к ней возвращаться. Закрепление памяти






Изучая возможности кратковременной памяти, американский исследователь Джордж Миллер в 1956 году столкнулся с проблемой определения ее емкости. Емкость памяти означает меру, которую она способно вместить за ограниченный промежуток времени максимум за 3 минуты. Он доказал, что человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Джордж Миллер назвал это число «магическим» по аналогии со многими другими символическими для нас семерками, такими, как семь дней недели, семь чудес света, ритуальный семисвечник и т.д.


Сохранять готовность к восприятию. Развивайте наблюдательность и поддерживайте гибкость ума, воспринимайте все новое. Если необходимо запомнить важную информацию, постарайтесь избавиться на этот момент от посторонних забот, чтобы как можно лучше сосредоточиться. Сохранять любознательность и интерес к жизни. Познание мира не имеет ограничений по возрасту. Найдите для себя то, что поддержит вашу любознательность в тонусе. Строить планы и добиваться их реализации. Любая цель способствует движению вперед и стимулирует созидательную деятельность. Она придает жизни смысл, даже если наши планы со временем меняются. Цель – «двигатель» внимания. Строя и воплощая планы, мы реализуем нашу связь с внешним миром. Развивать социальные связи. Хобби и увлечения способствует общению и являются отличным способом установления новых социальных связей, которые стимулируют внимание и память. Делиться информацией означает хотеть передать знания другому. Этому предшествует умственная подготовка, стимулирующая внимание и память. Золотые правила активного внимания


Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности, является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Знания личности об окружающей среде, о других людях, о себе самой являются важнейшим условием для понимания человеком своего места в предметном и социальном мире, определяют возможность развития и реализации личности. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном я, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок №8 Урок №8 Тема урока: Память как Память как психический психический познавательный познавательный процесс процесс

ПланПлан Общая характеристика памяти 1.1. Общая характеристика памяти Физиологическая основа памяти 2.2. Физиологическая основа памяти Основные виды памяти 3.3. Основные виды памяти Основные процессы и механизмы памяти 4.4. Основные процессы и механизмы памяти Особенности мнестических процессов 5.5. Особенности мнестических процессов

Что думали о памяти Что думали о памяти Большинство мыслителей древности так или иначе раньше? раньше? обращались к вопросу о том, что же представляет собой.1. .1. память. 1.В каком месте человеческого тела 2.Почему у одних людей её больше, а у она расположена? других меньше?

Древние греки о Древние греки о памяти памяти Парменид о памяти. Память – организованная смесь света и тьмы, тепла и холода. Забывание есть результат «взбалтывания». Он считал, что если эти состояния не «смешивать», будет прекрасной. память то Платон о памяти: платины. восковой Гипотеза Разум принимает в себя впечатления, как воск, по поверхности которого рисуют что то заострённой палочкой. Забывание – когда надписи стираются конце на

Учёные древней Греции Учёные древней Греции считали: считали: Диоген Синопский, живший в V веке до н.э. рассматривал память как процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в теле. И, следовательно, забывание есть не что иное, как изменение этого распределения. Аристотель о памяти: Память основывается на движении крови в организме. Забывание, результатом постепенного замедления циркуляции крови является

Общая характеристика Общая характеристика памяти памяти Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта Многие учёные характеризуют память как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов, объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. памя ть Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки

Физиологическая основа Физиологическая основа памяти памяти Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств

Основные виды памяти Основные виды памяти Существует несколько основных подходов в классификации памяти (по критериям) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности По способу активности – на непроизвольну ю и произвольную По продолжительност и закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную

память Двигательная Двигательная.. память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д Эмоциональная память это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства Образная память это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Виды памяти Виды памяти Словесно-логическая память Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

По способу запоминания память делят: запоминание осуществляет ся..Непроизвольное и воспроизведение без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело век в жизни Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа ла.

Слайд 2

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации.

Слайд 3

Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов.

Слайд 4

Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Слайд 5

Непосредственный отпечаток сенсорной информации Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Слайд 6

Кратковременная память удерживает материал иного типа В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов.

Слайд 7

Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Слайд 8

Долговременная память Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти.

Слайд 9

В памяти выделяют три процесса: - запоминание (ввод информации в память); - сохранение (удержание); - воспроизведение.

Слайд 10

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг. Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Слайд 11

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

Слайд 12

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Слайд 13

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

Слайд 14

Почему человек забывает? Существует несколько причин, почему человек забывает информацию: 1. Отсутствие или потеря интереса (потребности, мотивации) 2. Отсутствие или снижение концентрации внимания (сосредоточения) 3. Когда информация не осмыслена.

Слайд 15

Факторы препятствующие концентрации памяти стресс;рассеянность;перевозбуждение или апатия; погруженность в себя и т.д.Также возможности памяти понижаются из-за:усталость;действие алкоголя и других наркотических веществ;болезни.

Слайд 16

«У ВАС ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ?» (Психологический тест) О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов. А какая у вас память?

7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию. 13-17 баллов. Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет.

Слайд 20

18-21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь. Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!

Слайд 21

Посмотреть все слайды



Полезные инструменты