Сравнение себя с другими людьми психология. Почему человек сравнивает. Профили в социальных сетях

Отраженная оценка

Мы также получаем знания о себе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX в. Ч. Кули развил концепцию "зеркального Я" , утверждая, что люди воспринимают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагируют на нас, называются отраженными оценками.

В ходе забавного эксперимента, демонстрирующего значение отраженной оценки, Болдуин, Каррелл и Лопес (Baldwin, Carrell & Lopez, 1990) набрали студентов-католиков, которым показывали фотографию нахмуренного Папы Римского или другого, незнакомого им человека. Позже студентов просили оценить некоторые из присущих им самим личных качеств. Ревностные католики, которым была показана фотография нахмурившегося Папы Римского, оценивали себя более строго, чем студенты, увидевшие ту же фотографию, но не являвшиеся строгими приверженцами католицизма, или те католики, которым демонстрировалась фотография незнакомого им человека. Очевидно то, что всего лишь фотографии с изображением нахмурившегося Папы было достаточно, чтобы поколебать образ собственного «Я» у этих студентов!

Обратная связь

Маргарет Мид (Mead, 1934) убедительно доказала, что Я-концепция возникает в результате взаимодействия с другими людьми. По Мид, наша Я-концепция основана в первую очередь на социальном опыте и контролируется ценностями и ожиданиями той культуры, в которой мы живем. Мид также полагала, что развитие Я-концепции в большой степени связано с языком, так как культурные ценности, как правило, транслируются посредством языка.

Еще в детстве, совершая те или иные действия, мы получаем сигналы обратной связи от других. Возьмем, например, ситуации, когда родители постоянно хвалят своего ребенка за хорошую игру на пианино или имеют обыкновение восторженно высказываться о качестве его рисунков, отмечая и в одном, и в другом случае большие способности. По данным исследований, имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и детской Я-концепцией по этим параметрам.



В целом можно сказать, что существует очевидная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и собственными Я-концепциями детей относительно тех же самых характеристик (Felson, Reed, 1986).

В поздний период детства и в ранней юности большее значение приобретает реакция сверстников.


Исследования показывают, что в целом люди отдают предпочтение объективной обратной связи как источнику знания о своих личностных качествах (Festin-ger, 1954). Объективная обратная связь оценивается как менее искаженная и более справедливая, чем личное мнение. Но мнение других людей также принимаются в расчет. В частности, когда это мнение разделяют многие люди, мы можем прийти к убеждению, что оно справедливо.

Самовосприятие

Люди делают определенные выводы о своих личных качествах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в процессе нашей жизнедеятельности мы отмечаем, что постоянно предпочитаем одни виды активности другим, одну пищу - другой, одних людей - другим. Регулярность этих наблюдений также дает нам некоторое знание о своем Я.

Люди формируют суждения о своих личностных качествах в том числе и на основе своего собственного поведения. Это означает, что, наблюдая за собой, мы видим, как сами постоянно отдаем предпочтение определенным формам поведения, определенным блюдам или определенным людям. На основании наблюдения за этими регулярными повторениями мы можем обрести знание о собственном «Я».

Информация, получаемая из окружающей обстановки

Окружающая действительность также предоставляет нам информацию о наших личностных качествах. В частности, сильное влияние на Я-концепцию оказывают те факторы, которые делают нас особенными. Например, Мак-Гир и его коллеги (McGuire, McGuire, 1982; McGuire, Padawer-Singer, 1976) попросили студентов «рассказать о себе» и выявили, что они часто упоминают об аспектах собственного «Я», каким-либо образом их выделяющих. Например, мальчик с большей вероятностью скажет о своей принадлежности к мужскому полу, если он - единственный мальчик в семье, но ни одна из трех его сестер с той же вероятностью не упомянет о своей принадлежности к женскому полу.

Мы склонны сообщать о самих себе факты, которые делают нас отличными от других в определенной ситуации.

Сравнение с другими людьми

Порой нам хочется оценить себя по какому-то отдельному параметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей информации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у эксперта, ну а если его нет в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные качества, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюдения и наблюдения за действиями других танцующих мы можем составить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением.


Социальная идентичность

Когда людей просят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Социальная идентичность - «часть Я-концепции человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с ценностью и эмоциональной значимостью, сопутствующими данной принадлежности» (Tajfel, 1981, р. 248; см. также Turner et al., 1994).

В детстве группы, к которым принадлежит человек, являются частью социализации. Мы рождаемся в определенной семье, определенной этнической группе и иногда - в определенной религиозной группе. По мере того как мы становимся старше, атрибуции, обладающие для нас наибольшей ценностью, приводят нас к выбору тех социальных групп, которые отражают и усиливают эти ценности. Я-концепция и социальная идентичность взаимно определяют и формируют друг друга (см. Bettencourt, Dorr, 1997; Luhtanen, Crocker, 1992).

Социальная идентичность может приводить к формированию стереотипа собственного «Я». Этот стереотип включает восприятие самого себя как члена определенной группы, а также поведение в соответствии с данной социальной идентичностью (Turner, Hogg, Oakes, Reicher & Wetherell, 1987). Иногда это означает, что люди принимают негативные, так же как и позитивные, атрибуции той группы, с которой они себя идентифицируют.

Например, преподаватель может думать о себе как об умном , но также как и о рассеянном человеке. Когда негативные стороны социальной идентичности являются отличительными или пугающими, люди с наибольшей вероятностью идентифицируют себя с ее положительными аспектами, т. е. они формируют стереотип собственного «Я» только на основании положительных параметров (Biernat, Vescio & Green, 1996).

Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории "мы" и "они".

"Мы " - это люди, принадлежащие к группам, членство в которых является важным для нас .

"Они " - это все остальные , это чужаки, не относящиеся к "нашим" группам.

Группы, входящие для нас к категорию "мы", составляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успехами групп "чужих".

Когда кто-то из "своих" добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас.

Например, после первого в истории человечества полета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие советские люди искренне гордились успехом своей страны. Известно также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу.

Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы , способствует повышению индивидуальной самооценки , потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач . Вот почему правительства некоторых стран склонны порой затевать "маленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.


Люди охотно разделяют успехи членов "своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций (Franzoi, 1996).

Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами "своей" группы по сравнению с "чужими", то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной.

Во-вторых, в случаях когда поражение настигает членов "своей" группы, этому находится оправдание .

Например, как в спорте после проигрыша "своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая "свою" команду, болельщики защищают свою самооценку.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность - индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.

Этническая идентичность составляет часть Я-концепции человека и имеет отношение к его принадлежности к определенной этнической группе.

Формирование чувства собственного «Я» может привести к возникновению определенных вопросов у членов группы меньшинства. В юности и раннем периоде взрослой жизни, когда люди формируют чувство собственного «Я», согласование этнического происхождения с основной культурой может оказаться сложным для американцев африканского и азиатского происхождения, коренных американцев, выходцев из Латинской Америки и членов других этнических меньшинств (Sellers, Rowley, Chavous, Shelton & Smith, 1997; Spencer, Markstrom-Adams, 1990).

Этот процесс значительно усложняется, будучи связанным с изменениями, например когда ученик переходит в другую школу или поступает в колледж (Ethier, Deaux, 1994).

В обзоре исследования, посвященного этнической идентичности, Финни (Phin-пеу, 1991) указывает на то, что сильная этническая идентичность обычно связана с высокой степенью самоуважения, но только в тех случаях, когда сопровождается положительной основной ориентацией. Для людей, обладающих сильной этнической идентичностью без какой-либо адаптации к основной культуре, вопрос самоуважения может стать более проблематичным.

Результаты еще одного исследования позволяют предположить, что люди способны преуспеть в рамках двух культур, не теряя при этом культурной идентичности и не оказываясь перед необходимостью предпочтения одной культуры другой. Это понятие бикультурной компетентности было связано с успешным функционированием как в родной для человека культуре, так и в культуре для него новой (LaFromboise et al, 1993).

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.

1) Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

2) Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности "по желанию самого человека" и меньше - на происхождение.

3) Уровень образования . Сростом образования возрастает ориентация на выбор национальности "по желанию", а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

Сравнение часто оказывается неприятным. Когда я училась в средней школе, моя старшая сестра занималась спортом и была популярной – ни того, ни другого нельзя было сказать обо мне. Теперь-то я понимаю, что и у меня было немало достоинств, но тогда они не могли мне компенсировать непопулярность и неспортивность. Каждый раз, когда кто-то нас сравнивал, я вспоминала о своих недостатках в этих двух сферах. Это сравнение никак не затрагивало мои сильные стороны, а лишь подчеркивало слабые.

Мы растем в обществе, где принято сравнивать всех и вся, поэтому усваиваем, что сами мы «не так хороши, как…». Мы сравниваем, чтобы понять, лучше мы или хуже. Все это укрепляет наши страхи и сомнения в себе.

Всегда найдется тот, кто стройнее нас, счастливее в браке, успешнее. Мы бессознательно выискиваем таких людей и на их примере убеждаем себя, что хуже остальных. Сравнение лишь убеждает в «неполноценности».

КАКАЯ РАЗНИЦА, ЧТО ЕСТЬ У ДРУГИХ И ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ?

Что с того, что сосед может позволить себе менять машину каждый год, а брат только что получил повышение? Это не имеет к вам никакого отношения. Успехи или неудачи этих людей не значат, что вы неполноценны по сравнению с ними или превосходите их.

Каждый – уникальный человек со своими достоинствами и недостатками. Иногда мы ведем себя так, словно в мире существует ограниченный запас «человеческой ценности» и на кого-то ее не хватает. Помните, что каждый из нас ценен.

Мы сравниваем себя с другими по внешним признакам: внешности, формальным достижениям и материальным ценностям

Мы часто сравниваем себя с другими по таким критериям, которые не слишком важны. Мы опираемся только на внешние признаки: внешность, формальные достижения и материальные ценности.

Значительно сложнее сравнить то, что действительно важно: доброту, щедрость, упорство, способность принимать и не осуждать, честность, уважение.

Как же избавиться от стравнений? Вот несколько идей.

1. ЗА СРАВНЕНИЯМИ КРОЕТСЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Для меня самый простой способ – напомнить себе о той неуверенности, которая кроется за желанием сравнивать. Я говорю себе: «Ты ощущаешь неуверенность. Ты оцениваешь себя, сравнивая свою «ценность» с чужой. Ты судишь себя по совершенно незначительным критериям и в итоге приходишь к выводу, что недостаточно хороша. Это неверно и несправедливо».

Это помогает мне осознать, что я делаю и зачем. Изменения всегда начинаются с осознания. Теперь я смогу изменить свои образ мыслей и начать разговаривать с собой иначе, вместо осуждения предложив неуверенной части себя сочувствие и поддержку.

2. ЕСЛИ ХОТИТЕ СРАВНИВАТЬ, СРАВНИВАЙТЕ ТОЛЬКО С СОБОЙ

Вместо того чтобы сравнивать себя с коллегой из соседнего кабинета или тренером по йоге, попробуйте оценить себя сейчас и себя месяц или год назад. Мы привыкли искать доказательства своей ценности во внешнем мире, а на самом деле стоит заглянуть в себя.

3. НЕ СРАВНИВАЙТЕ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР С ВНЕШНИМ ОБРАЗОМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Социальные сети подталкивают нас к этому. В интернете все выглядят счастливыми. Напомните себе, что это лишь сверкающая внешняя оболочка, та часть жизни этих людей, которую они стремятся продемонстрировать другим. Скорее всего, в их жизни гораздо больше проблем, чем можно было бы предположить, глядя на их фотографии в Facebook или Instagram.

Мы постоянно сравниваем себя с теми, кто нас окружает, и делаем выводы: либо мы хотим делать то, что делают они, либо осуждаем их и чувствуем своё превосходство. Но чувство превосходства - это не счастье, и оно никоим образом не ведёт к этому. В то же время сравнение уже настолько вросло в наш образ мыслей, что просто так избавиться от него не получится. Придётся отслеживать порывы сравнить себя с другим человеком и останавливать себя. Читайте о причинах серьёзно подумать об этом и двух полезных привычках, которые помогут остановить вечное сравнение.

Прежде чем рассказать о новых привычках, которые неплохо было бы завести, нужно понять, ради чего их заводить. Вот несколько примеров, как люди портят себе настроение, сравнивая - осознанно или нет - себя и других людей. Часто даже незнакомых.

Профили в социальных сетях

Люди выкладывают в социальные сети фотографии самых удачных и счастливых моментов своей жизни. Вы не увидите там фоток с подписью «Мы страшно ссоримся, и я разбиваю свой iPhone», «Я в депрессии» или «Я не прошёл собеседование и решил напиться с горя в ближайшем баре».

В общем-то там только хорошие моменты: веселье на пляже, шикарный ужин, занятия йогой, пробежка или время после пробежки, вечеринка и т. д. Создаётся впечатление, что у человека очень насыщенная и яркая жизнь.

Если вы часто зависаете в соцсетях, просматривая все весёлые моменты из жизни друзей и знакомых, у вас может случиться неконтролируемое падение самооценки. Почему я не хожу по ресторанам, где подают такую красивую еду? Почему я не путешествую, не занимаюсь спортом, и у меня не такое красивое тело?

Вы сравниваете моменты своей жизни с чьими-то другими, но зачем? Разве они должны быть лучше? Разве счастье зависит от того, лучше или хуже будут смотреться моменты вашей жизни?

Нет, счастье зависит от принятия настоящего момента, а не от желания делать то, что делает другой человек. По сути, для счастья нам не нужно быть лучше кого-то - нужно принимать то, где мы находимся, чем занимаемся и кем являемся.

Сравнение не добавляет нам счастья, наоборот, оно заставляет нас завидовать, злиться на себя и мечтать о том, в чём мы не нуждаемся.

Осуждение или понимание

Люди обожают судить других в той или иной степени. Люди, занимающиеся спортом и не имеющие лишнего веса, с осуждением смотрят на полных людей, которые едят в «Макдоналдсе» и не могут без лифта подняться на третий этаж. Люди со стабильным заработком осуждают тех, кому периодически приходится занимать деньги.

Особенно сильно за дурные привычки осуждают те люди, которые сами от них страдали, но бросили. Бывшие курильщики, те, кто злоупотреблял алкоголем или вредной едой. Они способны до бесконечности осуждать тех, кто до сих пор этого не сделал: «Почему они такие слабохарактерные?», «У них никакого самоконтроля!», «Они позволяют своим дурным привычкам управлять собой!».

И вместе с этим праведным возмущением приходит ощущение превосходства над другими людьми. Но это, как уже говорилось раньше, совсем не приводит к счастью. Осуждение приводит к тому, что вам становится неприятен этот человек, вы исходите негативными чувствами по отношению к нему, испытываете разочарование и даже отвращение.

Мы хотели бы, чтобы другие люди были похожи на нас, чтобы сделали что-то для улучшения своей жизни. Люди вообще склонны представлять себя на месте других людей, поэтому мы всегда думаем, что знаем, как будет лучше для другого человека.

На самом деле это очень самонадеянно. Даже если вы общаетесь с близким родственником, вы можете и не догадываться, что ему нужно на самом деле, не говоря уже о просто знакомых людях.

Когда вы осуждаете людей, вы не принимаете их такими, какие они есть, не принимаете жизнь такой, какая она есть, и испытываете разочарование от того, что она не такая.

Почему бы вместо этого не попытаться понять другого человека? Я уверена, что человек при желании может понять абсолютно всех. И когда вы поймёте другого человека, неприязнь исчезнет, и вы примете ещё одну часть этой жизни.

Развиваем две привычки

Вы хороший человек, все остальные - тоже. Только сравнение заставляет нас думать по-другому. И вы можете заменить его на две отличные привычки:

  1. Принимайте себя таким, какой вы есть. Вместо того чтобы смотреть на жизнь других людей, сосредоточьтесь на тех хороших моментах, которые происходят в вашей жизни. Как только вы замечаете, что начинаете сравнивать себя и других людей, останавливайтесь. Вместо этого посмотрите на свою жизнь, на всё прекрасное, что есть в ней.
  2. Старайтесь понять, а не осудить. Когда вы замечаете, что разочарованы кем-то, перестаньте судить. Вместо этого попытайтесь понять человека. Может быть, у него тяжёлый период в жизни, он расстроен, подавлен или зол. Может быть, человек потерял надежду и у него в жизни действительно были обстоятельства для этого. Когда вы понимаете человека, осуждение отступает.

Благодаря этим двум привычкам вы сможете отучиться от сравнения себя с другими людьми, избавиться от зависти и стать немного счастливее.

Все мы разные, но все мы склонны сравнивать себя с другими. Думая о своих достижениях, мы поднимаем планку все выше и выше. Вполне естественно сравнивать себя с другими и даже иногда завидовать им. Но если мы сосредоточиваемся на своих недостатках, а не на том в чем стоило бы нам улучшиться, мы выбрали неправильный путь. Такой образ мыслей очень истощает и влияет на повседневную жизнь негативным образом. Постоянно сравнивая себя с другими, мы снижаем свою самооценку, в результате чего очень плохо себя чувствуем. Не поддавайтесь искушению сравнить себя с другими. Научитесь оценивать себя объективно. Поставьте перед собой цель улучшить свою самооценку и научитесь думать о себе лучше, чем вы думаете сейчас.

Шаги

Часть 1

Поймите причину такого поведения

    Подумайте о том, как вы оцениваете себя. Если вы хотите измениться, вам нужно посмотреть на себя со стороны. Вам может казаться, что такой проблемы просто нет. Осознав свою проблему, вам легче будет ее решить. Будьте готовы к тому, что это нелегкий процесс. Однако как только вы осознаете, что вам нужно меняться, то вам легче будет поставить перед собой цели.

    Обратите внимание на свою самооценку. Самооценка – это положительная или отрицательная оценка самого себя. В нашей жизни бывают как черные, так и белые полосы, и порой восприятие себя может меняться ежедневно. Самооценка формируется на протяжении всей жизни.

    • Хорошо ли вы думаете о себе? Позволяете ли вы другим влиять на ваше мнение о себе? Если вы сравниваете себя с другими, чтобы улучшить свою самооценку, вы строите свое счастье.
  1. Определите, на что вы обращаете внимание, сравнивая себя с другими. Сравнивая себя с другими, вы ставите себя выше или ниже их. Как правило, замечая положительные или отрицательные черты характера других, мы начинаем сравнивать их со своими собственными. Иногда такое сравнение может быть полезным, но в некоторых случаях это может негативно повлиять на самооценку.

    • Пример позитивного сравнения: вы сравниваете себя с человеком, качествами которого вы восхищаетесь. Вместо того чтобы просто завидовать этому человеку (например, потому что он заботливый человек), вы стремитесь походить на него.
    • Пример отрицательного сравнения: вы сравниваете себя с кем-то, у кого есть то, чего вам очень хочется. Например, вы завидуете, что у вашего друга есть новая машина.
  2. Запишите свои мысли или чувства. Запишите, почему вы сравниваете себя с другими. Если вы можете, запишите это сразу после того, как мысль пришла в голову или если такой возможности нет, попытайтесь вспомнить. Если воспоминания будут свежи в вашем уме, вам будет несложно записать свои мысли.

    Постарайтесь вспомнить, когда вы начали сравнивать себя с другими. Попробуйте вспомнить истоки вашего поведения и описать это время в журнале. Постарайтесь вспомнить, когда впервые у вас появились такие мысли.

    • Например, вы можете вспомнить детские годы, когда вы сравнивали себя с родным братом. Вы можете поразмышлять над этой ситуацией и увидеть причину. Скорее всего, вы сравнивали себя с родным братом, потому что вы чувствовали, что к вам относятся хуже, чем к нему. Таким образом, вы можете размышлять о причине такого поведения.
    • Самое сложное признать, что такое поведение оказывает на вас негативное влияние. Однако это может быть побуждающим толчком изменить свое поведение.
  3. Оценивайте себя по своим собственным критериям. Когда вы будете оценивать себя по своим собственным критериям, вы перестанете сравнивать себя с другими. Вы не будете испытывать постоянную конкуренцию. Если вы руководите своей жизнью сами, вы получите желаемый результат. Оценивайте себя по своим собственным критериям, а не по критериям, которые установил кто-то.

  4. Будьте благодарны людям, а не завидуйте им. Подумайте о пользе, которую другие могут принести вам. Если у вас есть друзья, которые занимают высокое положение в обществе, скорее всего, они могут помочь вам стать более успешным в жизни. Вместо того чтобы завидовать их успеху, используйте этот успех в свою пользу.

    • Например, вы можете посмотреть на фотографии спортсменов, чтобы полюбоваться их спортивной формой. Вместо того чтобы завидовать им, вы можете использовать их пример в качестве мотивации, благодаря чему вы сможете изменить свою жизнь. Возможно, вы решите изменить привычки в еде и начнете делать больше упражнений. Поэтому используйте эти фотографии себе на пользу, а не во вред.
  5. Будьте готовы рисковать. Как только вы научитесь оценивать себя по своим собственным критериям, вы будете чувствовать себя свободнее и будете готовы пойти на риск. Благодаря этому вы сможете поднимать планку все выше и выше. Многие люди боятся рисковать, поэтому это мешает им добиться успеха. Их сковывает страх, и они не могут добиться чего-то в этой жизни.

    • Начните с небольших шагов. Благодаря этому вы станете более уверенными в себе и в своих способностях.

Каждый день люди сравнивают себя с окружающими. Вы, просыпаясь, трогаете свой живот и вспоминаете, что у какого-то там Лешки он покрыт кубиками, в отличие от вашего. Стоя перед зеркалом, вы пытаетесь нарисовать помадой идеальную форму губ, представляя себе картинку Анджелины Джоли. Сравнивая себя с другими, вы никуда не двигаетесь, однако мало кто это понимает.

В природе нет такого понятия, что «какое-то животное лучше другого». Для живой природы все равны и все нужны, даже те, кто покалечен или недоразвит. Тогда почему человек пользуется данным понятием? Сравнение себя с другими людьми дает вам временные ощущения превосходства или разочарования.

Почему сравнивать себя и окружающих не стоит

Если вы видите превосходство над окружающими, так как у вас есть те или иные качества, вы трактуете это как личный успех. Однако, вы пользуетесь довольно-таки спорным критерием для собственного оценивания. Другой человек может просто развиваться в других направлениях, которые не имеют аналогов с вашим, либо он просто перестал расти. В любом случае, ваш успех основывается на неудачах окружающих. А является ли это критерием успеха? Ведь достижение чего-либо – это именно достижение конкретных вещей, а не их отсутствие и наличие чьих-либо неудач.

Если вы, сравнивая себя с другими, чувствуете превосходство других людей, то лишь тратите время и возможность для собственной реализации. Вы всегда найдете тех, кто будет в чем-то лучше и выше вас. Но именно то, что вы ниже их, будет тормозить вас на пути к личным целям. Такое сравнение себя с другими приводит к тому, что вы теряете веру и решимость, а значит, и стимул собственного развития. «Зачем расти, я все равно никогда не стану таким, как они!». А вам и не нужно быть кем-то другим, будьте собой. Развивайте свои сильные стороны, идите своим путем, живите своей жизнью – и вы достигнете того, в чем будете лучшими.

В этом лежит главный закон Вселенной – неповторимость. Зачем сравнивать себя с кем-то, если они и вы никогда не будете одним человеком, жить одной жизнью или преодолевать одни и те же трудности. Вы всегда будете собой, что бы вы не делали. А тот человек, которому вы подражаете, никогда не будет вами, как бы сильно он не опустился. И причиной тому - ваша неповторимость. Вас никто не заменит, как и вы никого. Наличие общих ошибок или каких-то результатов с другими людьми говорит лишь о том, что вы совершали одни и те же действия. Но это никак не связано с жизнью в целом или с вашей личностью.

С кем же себя сравнивать? Ведь для того, чтобы понять о приближающемся успехе или росте, вы должны иметь какие-то данные. Сравнивайте себя с собой. Представьте, каким человеком вы хотите стать. И пусть именно этот эталон станет для вас сравнительным показателем того, на каком этапе своего становления вы находитесь



Полезные инструменты