в настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А для этого чтобы не произошло надо воспитывать экологическую культуру. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект на тему: « Встречаем прилёт птиц».
Актуальность реализации проекта . По плану лексических тем в старшей группе с 4по 8 апреля - тематическая неделя по теме: « Прилёт птиц весной ».
Мы решили реализовать проект , т . к . проблема наших воспитанников : недостаточный уровень знаний по этой теме.
В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.
Гипотеза: можно предположить, что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми.
Цель проекта : Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания.
Задачи проекта:
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни.
- Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
- Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
- Раскрытие творческого потенциала семьи;
- Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.
1 этап: Подготовительный.
- Создание развивающей среды в группе;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
- Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;
2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми.
Задачи:
- Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
- Называть перелётных птиц.
- Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
- Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
- Разучивание потешек, закличек о птицах.
- Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром: «Перелётные птицы»; развитие речи: рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы « Как птицы весну встречают». Рисование «Ласточка» (акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши). Аппликация «Поющий соловей» «Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь». Лепка из солёного теста «Жаворонок».
- Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
- Просмотр презентации о перелётных птицах.
- Рассматривание научной литературы, энциклопедии.
- Выставка в книжном уголке «Птицы»
- Музыкальный досуг» Встреча Веснянки»
- Совместно с родителями изготовление скворечников.
3 этап - заключительный
Подведение итогов в реализации проекта .
Организация игровой деятельности детей.
Перечень игр и упражнений: «Чего не хватает?», «Узнай по тени»; «Кого не стало»; «Сравни птиц»; «Чей домик?»; «4-й лишний»; «Разрезные картинки»; «Нарисуй по точкам»; «Что сначала, что потом»; «Дорисуй то, чего не хватает»; «Построй по образцу»; «Придумываем перелётных птиц».
Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, кормление птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.
Литература:
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
- О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (старшая группа)/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 415 с.
- Гре О. Модульная аппликация. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 64 с.
- Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007г. – 154 с.
- В.Бианки Оранжевое горлышко. Издательство «Стрекоза – Пресс», 2001.
- В.Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
- Ю.Гордеев «Птицы тайги». Средне- Уральское книжное издательство, 1985.
ГБОУ начальная школа – детский сад №682
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ:
«Встречаем прилёт птиц »
Подготовила воспитатель: В.Н.Хабибуллина
Старшая группа №2
Загадки о перелетных птицах.
- Верст не считали
По дорогам езжали,
А за морем бывали...(перелетные птицы)
- Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день...(скворец)
- Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели?...(соловей)
- Гости приходят весной,
А уходят осенью...(перелетные птицы)
- Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это...(цапли)
- Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот...(соловей)
- Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит...(грач)
- В синем небе голосок
Будто крошечный звонок...(жаворонок)
- По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех...(грач)
- Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга-
Флейтой свищет в лесу..(иволга)
- Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут...(кукушки)
- Всех приметных птиц черный,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица...(грач)
- На месте - дворец,
Во дворе - певец...(скворец)
- Маленький мальчишка,
- Черный, кричит: «Кра»
Червякам враг...(грач)
Пословицы и поговорки.
- В одно перо и птица не родится.
- Видно птицу по полету.
- КСоловья баснями не кормят.
У всякой пташки свои замашки.
- Летать умеет тот, кто умеет садиться.
- Птицу видать по полету.
Стихи о перелетных птицах.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
О чем поют воробышки
В последний день зимы?
Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
В. Берестов
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
Удод
Он украшен хохолком.
Дом его в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эти птицу звать удод.
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Прилетай же!
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»
Сроки проведения: 15.03.2015 - 31.03.2015 года.
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Количество участников проекта : воспитатели, дети - 13 чел., родители - 8 чел.
Возраст детей : 5-6 лет.
Актуальность реализации проекта. В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относится к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.
Гипотеза: можно предположить что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми
Цель проекта : Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания.
Задачи проекта:
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни.
- Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
- Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
- Раскрытие творческого потенциала семьи;
- Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.
1 этап: Подготовительный.
- Создание развивающей среды в группе;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
- Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;
2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми.
- Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций
- Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
- Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
- Разучивание потешек, закличек о птицах.
- Занятия: Ознакомление с окружающим «Наши друзья пернатые»; Развитие речи «Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы»; Рисование «Ласточка»(акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши); Аппликация (модульная) «Лебедь»; Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь»; Лепка из пластилина «Перелётные птицы».
- Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
- Просмотр презентации о перелётных птицах.
- Рассматривание научной литературы.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ С ДЕТЬМИ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОМ
Задачи:
- Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
- Называть перелётных птиц.
- Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.
Организация игровой деятельности детей. Перечень игр и упражнений: «Чего не хватает?»; «Узнай по тени»; «Кого не тало»; «Сравни птиц»; «Чей домик?»; «4-й лишний»; «Разрезные картинки»; «Нарисуй по точкам»; «Что сначала, что потом»; «Дорисуй то, чего не хватает»; «Построй по образцу»; «Придумываем перелётных птиц».
Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, подкармливание птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.
Приложение 1. Проект в ДОУ «Перелётные птицы».
Приложение 2. Презентация.
Тип проекта : информационно - творческий.
Участники проекта : дети 12 группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит «Международный день птиц». И не случайно этот день отмечается именно в апреле - месяце массового возвращения пернатых с зимовок.
В России праздник имеет давнюю традицию. В старом (старый стиль) «Месяцеслове» есть такие праздники, как 9 марта - «День встречи перелётных птиц», 17 марта - «Герасим-грачевник», 6 мая - «День ласточки» и т.п.
Информация, получаемая в процессе совместной работы с родителями, позволяет расширить и углубить знания детей о птицах, служит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе по отношению ко всем животным, высказывать своё суждение по этой проблеме.
Цели:
- формировать представления детей об особенностях жизни перелётных птиц;
- развивать познавательный интерес к родной природе;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;
- поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.
Задачи:
- расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц;
- расширить и закрепить представления детей о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и о приспосабливаемости к своей среде обитания;
- воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
- развивать художественно-творческую деятельность;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями природных условий и повадками птиц.
Виды деятельности и формы работы
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Кто где живёт? », «Зимующие, перелетные птицы», «Назови, какая птица», «Кто, чем питается? », «Четвертый лишний».
Словесные игры:
«Продолжи предложение», «Какое слово не подходит?», «Исправь ошибку».
Познавательное и социально-коммуникативное развитие
беседы: "Что мы знаем о птицах?", « Почему перелётные птицы осенью покидают нас?», « Зачем птицы перелетают в теплые края?».
составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
чтение художественной литературы : Г. А. Скребицкий «Грачи» «Крылатые соседи», Н.Сладков «Птицы весну принесли», сказки: «Лиса и журавль», В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»,», М. Пришвин «Гости».
чтение и заучивание пословиц и поговорок о птицах.
ситуативные беседы : «Что случится, если разорить гнездо птицы?»,
прослушивание пение разных птиц,
Продуктивная деятельность
Рисование:
«Грач» (работа выполнена углем)
«Белые лебеди на озере» (нетрадиционная смешанная техника)
Лепка: «Черный лебедь»
Акция изготовления запрещающих знаков - «Не разоряй птичьи гнезда», «Не лови птиц», «Наезд машины на птиц запрещен!» и др.
Конструирование:
из бумаги - «Черный грач» (оригами)
из материала Лего-конструктора «Птицы»
Выполнила: воспитатель Сергеева О.В.
Познавательно – речевой проект «Перелетные птицы»
Руководитель: воспитатель Сергеева О.В.
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой.
По продолжительности: краткосрочный (3 недели)
Участники: дети старшей группы, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.
Проблема: у детей недостаточно знаний о перелётных птицах, беден словарный запас.
Цель проекта:
- формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц
- развитие познавательного интереса к родной природе
- воспитание бережного и заботливого отношения к птицам
- развитие у детей устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными обычаями и традициями.
Задачи проекта:
- расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелетных птиц
- расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелета
- познакомить детей с понятиями: лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой»
- развивать логические умения: доказательство, синтез, анализ
- устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
- воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
- вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством
- развивать художественно-творческую деятельность
- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Чтение художественной литературы, Музыка, Художественное творчество,
Физическая культура, Социализация.
Ожидаемый результат:
- У детей сформируются знания о жизни перелетных птиц.
- У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе, к культуре русского народа.
- Знание детьми устного народного творчества, песен.
- Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
1 этап. Организационный.
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме Определить актуальные знания детей о перелетных птицах За 7-8 дней дня до начала проекта
Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта За 6 дней до начала проекта
Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Изготовление, подбор дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами В течение недели до начала проекта
Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы В течение недели до начала проекта
2 этап. Практический.
Образовательные области Виды деятельности
Познание Наблюдение за птицами во время прогулки.
Занятие «Перелётные птицы» .
Опыты «Почему говорят «Как с гуся вода?» , «Как устроены перья у птиц» .
Д/и «Назови перелетных птиц» , «Назови птенцов перелетных птиц» , «Собери картинку» , «Чей хвост?» , «Чей клюв?» , «Четвёртый – лишний»
Физическая культура Комплекс утренней гимнастики «Птицы и насекомые» .
Подвижные игры «Перелёт птиц» «Совушка» , «Птицы в гнездах» , «Птица раз, птица два» , «Утица» .
Физкультминутки «Опустел скворечник» , «Птички стали собираться» .
Коммуникация Составление рассказа по картине А.К Саврасов «Грачи прилетели» .
Загадки о перелетных птицах.
Заучивание стихотворения А. Плещеева «Сельская песенка» .
Знакомство с пословицами, поговорками, народными приметами.
Художественное творчество Лепка «На шесте дворец, во дворце певец» .
Аппликация «Грач на горе – весна на дворе» .
Рисование «Ласточка с весною в сени к нам летит» .
Музыка Прослушивание музыки, подражающей голосам птиц.
Заучивание хороводной песни «Ой, бежит ручьём вода» .
Разучивание муз. игры «Скворушки» .
Чтение художественной литературы Чтение рассказов Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» .
Г.Снегирев «Птицы наших лесов» .
В.Бианки «Синичкин календарь» , «Чей нос лучше» .
Совместная работа с родителями Консультация для родителей «Хочу все знать» .
Создание альбома .
3 этап. Заключительный
Проектная деятельность Задачи
Праздник «Весну- красну встречаем, в гости приглашаем!» Обобщить и систематизировать знания о перелетных птицах. Формировать устойчивый интерес к живой природе, к русскому фольклору.
Выставка детских работ. Представить результат творческой деятельности детей.
Презентация альбома «Перелетные птицы нашего леса» Способствовать желанию рассказывать о птицах, выражать свои эмоции.
Оценка результатов деятельности: В ходе реализации совместного проекта «Перелетные птицы» достигнуты определенные результаты:
- Сформированы устойчивые знания о жизни перелетных птиц.
- Создан интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству.
- Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителям благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта.
Рассказ детям
Осень – ответственный период для перелётных птиц. Пора готовиться к отлёту в тёплые края. Календарь отлёта птичьей братии - вещь достаточно переменчивая. Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат. Как мы можем заметить, поведение того или иного вида птиц осенью разнится. Есть зависимость от температурного режима. Если идут постоянные дожди или засуха – тоже «принимаются соответствующие решения». Осенью многие птицы летят в теплые страны не спеша, с остановками, подкармливаются в пути. На разных территориях прилёт и отлёт птиц протекает не в одно и то же время. В южных районах птицы появляются намного дней и даже недель раньше, чем в северных. А отлетают позже.
Бизнес идеи