Соотношение сатиры и юмора в рассказе А. Чехова " Хамелеон". А. П. Чехов мастер юмора и сатиры. Рассказ «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества. Учительские университеты

Цели урока для учителя:

  • обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
  • воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;
  • развивающий аспект:
  • формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

Цели для учащихся:

  • находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;
  • научиться отличать юмор от сатиры;
  • видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока в учебной программе: второй урок из трех запланированных (Урок № 1. Тема: А.П.Чехов “Хамелеон”. Картина нравов в рассказе. Урок № 2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”. Урок № 3. Тема: Рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” (Внеклассное чтение).).

Форма проведения урока: классно-урочная.

Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приемы технологии, используемые на уроке:

  • прием “Кластер”;
  • прием “Толстые и тонкие вопросы”;
  • прием “Оставь за мной последнее слово”.

Методы (по классификации методов М.М. Поташника).

Метод организации учебной деятельности.

Перспективный аспект:

а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);
б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);
в) практические (работа с текстом, задания в группах);

Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.

Логический аспект:

а) дедуктивные;
б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.

Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

Методы контроля учебной деятельности:

  • Устные и письменные.
  • Фронтальные и групповые.
  • Текущие.
  • С применением компьютера, экрана.

Средства обучения: учебник-хрестоматия “В мире литературы. 7 класс” под редакцией А.Г. Кутузова ; рассказ А.П. Чехова “Хамелеон”, мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.

Оформление доски:

  1. Портрет А.П. Чехова.
  2. Кластер “Комические средства создания характера”
  3. Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”
  4. Эпиграф “Только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть” А.П.Чехов.
Организация работы по технологии

Ход урока

I. Стадия вызова. I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе “Хамелеон”. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.

Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.

Обращение к личному опыту учащихся.

II. Актуализация знаний.

1. Литературная разминка (Презентация. Слайд 1, 2 . Кроссворд “Угадайте фамилии чеховских героев”).

Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова “Хамелеон”.)

2. Слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”. Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что “только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.

Прием “Кластер”.

Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.)

(Слайд 3.)

Формулировка темы урока. Исходя из ваших знаний теории литературы, сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.)

Личное целеполагание

III. Целеполагание.

А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока.)

II. Стадия осмысления. IV. Этап изучения нового материала.

1. Слово учителя.

  • В свой короткий смешной рассказ А.П.Чехов вложил очень серьезное содержание, показав при этом мастерство большого художника слова.
  • Какие же комические средства создания характера он использовал?

2. Объяснение нового материала.

(Учитель объясняет материал, составляя кластер “Комические средства создания характера” на доске, а учащиеся – у себя в тетрадях.)

Прием “Кластер”.

Работа в группах (10 минут). Самостоятельная работа.

V. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Задание группам:

  • Дорогие ребята, каждая из групп сейчас будет работать по одному средству комического. Вы должны, используя текст рассказа, а также две статьи на стр. 356–358 (“В мире литературы. 7 класс. Под редакцией А.Г.Кутузова) привести примеры комических средств создания характера и объяснить, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире. Свои примеры запишите на листочках маркером и дополните кластер на доске. Подготовьте защиту-ответ работы у доски. Время работы – 10 минут.
Устные развернутые ответы, дополнение кластера.

VI. Этап закрепления новых знаний.

1. Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение.

1-я группа. Композиционное средство “Повторение ситуаций”. Ситуация выяснения “Чья собака?” создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой.

2-я группа. Синтаксическое средство “Косноязычие речи”. Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость – к низшим, а лесть – к высшим по рангу.

3-я группа. “Художественная деталь”. Это “узелок” в руках Очумелова и “решето” в руках городового Елдырина. Они свидетельствуют о их “деятельности” – собрали “дань”. “Шинель” Очумелова – символ власти, с одной стороны, и чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. “Окровавленный палец” Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость.

4-я группа. “Говорящие фамилии”. Очумелов – “очуметь, одуреть, потерять соображение”. Хрюкин – ассенизатор, “грязная” душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе.

5-я группа. “Закулисные персонажи” не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и “братец” генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид:

Слово учителя. Молодцы! Вы провели в совместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем.

Прием “Толстые и тонкие вопросы”.

2. Фронтальная беседа.

Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд 4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…)

Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд 4 . Очумелов, Хрюкин, толпа.)

И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим.

Что же обличает А.П.Чехов в рассказе “Хамелеон”? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.)

Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни.)

III. Стадия рефлексии.

Прием “Оставьте за мной последнее слово”.

VII. Применение знаний и рефлексия.

1. Фронтальная беседа.

Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство.)

Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…).

Над чем заставил вас задуматься наш урок?

2. Слово учителя.

С творчеством А.П.Чехова мы будем продолжать знакомиться в других классах. Его мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: “В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли”.

Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.

VIII. Итоги урока.

Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления.

Сообщение оценок.

Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” и подготовить “Толстые и тонкие вопросы” к рассказам (по рядам).

Сочинение

А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приемов.

Например, в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехов использует прием «говорящих фамилий», когда имя характеризует героя, отмечая какую-либо, как правило, важную черту в облике или характере персонажа. Полицейский надзиратель имеет в произведении фамилию Очумелов, а рабочий купца Пичугина, которого укусила собака, носит фамилию Хрюкин, которая полностью соответствует его полупьяному лицу. Комический эффект усиливается и благодаря несоответствию фамилии и той должности, которую имеет герой. Например, полупьяный Хрюкин является золотых дел мастером. Юмористичность придает рассказу и название «Хамелеон», отражающее сущность полицейского надзирателя Очумелова. Сама описываемая в произведении ситуация является комичной: полупьяный Хрюкин гонится за укусившей его собакой, собирает вокруг себя толпу зевак, и тотчас появляется знающий толк во всех делах надзиратель Очумелов. О происшествии и последствиях читатель узнает из диалога действующих лиц. Речь персонажей также один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хрюкиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность. Значимым юмористическим приемом является художественная деталь – новая шинель полицейского надзирателя, который то снимает ее, то надевает, в зависимости от собственного состояния.

Используемые писателем юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей, бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой ситуации – все это придает рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» комический эффект.

Другие сочинения по этому произведению

Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (4) Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Тема хамелеонства О чем рассказал Очумелов. Произведение по рассказу А. Чехова «Хамелеон» Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"(2) Почему свой рассказ Чехов назвал "Хамелеон" Обличение пошлости в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник»

Цели: отметить, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами; подчеркнуть цель творчества писателя: «в человеке должно быть все прекрасно», стремление решить нравственные вопросы; отметить краткость, простоту, точность авторского языка.

Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание ответов 2–3 учащихся.

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни», – писал М. Горький.

Демонстрация портрета Чехова.

Врач по образованию, А. П. Чехов стремится своим творчеством лечить язвы человеческие – людские пороки. Очень часто уже в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому.

2. Инсценировка рассказа «Хамелеон» (индивидуальное домашнее задание).

Ведущий. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…

В класс входят надзиратель и городовой. Из-за двери слышатся возбужденные голоса.

– Так ты кусаться, окаянная?!

– Ребята, не пущай ее!

– Не велено нынче кусаться!

– Держи! А-а!

Городовой (показывая на дверь). Никак беспорядок, ваше благородие!..

Очумелов останавливается, прислушиваясь. В класс вбегает «мужик» с криком: «Ужо я сорву с тебя, шельма!»; за привязанную к лапке нитку Хрюкин вытягивает игрушку-щенка.

Очумелов. По какому тут случаю? Почему тут? Кто кричал?

Хрюкин (поднимая вверх укушенный палец). Иду я, ваше благородие, никого не трогаю (кашляет в кулак), и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий… Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

Очумелов (строго кашляя и шевеля бровями). Гм!.. Хорошо… Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин (обращается к городовому), узнай, чья собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Чья это собака, спрашиваю?



Очумелов. Генерала Жигалова?.. Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… (Обращаясь к Хрюкину.) Одного только я не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей.

Хрюкин. Врешь, кривой! Не видел, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня и самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

Очумелов. Не рассуждать.

Городовой. Нет, это не генеральская… У генерала таких нет. У него все больше легавые…

Очумелов. Ты это верно знаешь?

Городовой. Верно, ваше благородие…

Очумелов. Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И такую собаку держать?! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

Городовой. А может быть, и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.



Очумелов. Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… (к Елдырину). Ты отведешь ее к генералу, скажешь, что я нашел и прислал… А ты (обращается к Хрюкину), болван, опусти руку. Сам виноват!

Прохор. Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Очумелов. И спрашивать тут долго нечего. Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Истребить, вот и все.

Прохор. Это не наша. Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охот…

Очумелов. Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? (Заливается улыбкой умиления.) Ишь ты, Господи! А я и не знал! Погостить приехали?

Прохор. В гости…

Очумелов. Ишь ты, Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха! Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… Цуцык этакий…

Прохор уводит собаку.

Очумелов (Хрюкину, грозя пальцем, запахивая шинель). Я еще доберусь до тебя!

Выходят из класса.

IV. Работа над рассказом.

1. Словарная работа: анализ слов в сносках (с. 301, 303).

2. Аналитическая беседа по вопросам.

– Как начинается рассказ «Хамелеон»? (Имена главных героев помогают нам лучше их понять. Очумелов, Хрюкин – сами за себя говорящие фамилии.)

– Сколько раз в рассказе контрастно меняется состояние Очумелова, его превращения? (В рассказе наблюдается шесть таких смен от начальственно-повелительных до рабски-трусливых. Первое, так сказать, законное, решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. И в словах Елдырина звучит вопрос: «…как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять предположения городового: «А может быть, и генеральская…» Собаку Очумелов опять берется защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и все». Но повар сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова заливается улыбкой умиления.

– В чем сущность характера Очумелова? (Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель.)

– Как ведет себя Хрюкин? (Хрюкин – подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он умолкает.)

– Как толпа реагирует на случившееся? (Собравшиеся сначала сочувствуют Хрюкину, раздается только один голос, осуждающий его. Затем «толпа хохочет над Хрюкиным».)

Задание: зачитать строчки, в которых говорится о шинели. (Эти строки позволят понять душевное состояние Очумелова. Это деталь, она у Чехова в рассказе имеет большое значение. Палец Хрюкина поднят вверх, а потом опущен вниз.)

– В какой форме написан рассказ? (В форме диалога, в центре оказывается монологическая речь Очумелова, остальные персонажи подыгрывают ему, подают нужные реплики, с помощью которых происходит монолог, который раскрывает сущность надзирателя.)

Вывод. Наглость и самомнение соседствуют с подобострастием и заискиванием; Очумелов не единственный в своем роде; эти черты являются общественным явлением («Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Смерть чиновника»); главным оружием в борьбе с пошлостью, глупостью, несправедливостью был смех.

V. Работа с материалом учебника (с. 297–299).

1. Слово учителя.

О том, каким человеком был А. П. Чехов, как он сочетал врачебную практику с литературной деятельностью, общественной работой попечителя школы, расскажет нам статья литературоведа Ревякина.

Своими воспоминания об особенностях творческой манеры А. П. Чехова поделятся писатели Толстой и Бунин, Россолимо и Чуковский.

2. Чтение статьи в учебнике.

3. Беседа по вопросам.

Детство писателя.

– Почему у Чехова нет приятных воспоминаний о нем?

Годы учебы. Содержание семьи. Медицинская практика.

– Чем окрашен этот период жизни?

Первые рассказы.

– Чем они привлекали внимание читателя? (рассказ «Радость». Смех над желанием прославиться, над глупостью.)

Разнообразие жанров.

– Чем отличается юмор Чехова от сатиры Щедрина? (Он мягче: автор обращает внимание на социальные условия, порождающие нравственные пороки.)

Отметить достоинства языка.

VI. Подведение итогов урока.

– Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

– Как с помощью речи героев определяется их характер?

Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению рассказа «Злоумышленник»; подумать, над чем смеется автор и что его огорчает.

рассказ «злоумышленник»

Цели: углубить представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: тест по рассказу «Хамелеон».

1. Кто сказал о Чехове эти слова: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни»?

б) Короленко;

в) Горький.

2. Главный герой рассказа «Хамелеон»:

а) Очумелов;

в) Денис Григорьев.

3. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внешнего состояния полицейского надзирателя указывает:

а) узелок в руке;

б) шинель;

в) корзина с конфискованным крыжовником.

4. Исключительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

5. Жанр произведения:

а) рассказ;

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием.

7. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака.

8. Произведение основано:

а) на жизненных ситуациях;

б) является вымыслом;

9. Особенность произведения:

а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;

б) наличие нескольких рассказчиков;

в) высокий лиризм.

10. Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;

III. Работа по рассказу «Злоумышленник».

1. Чтение рассказа по ролям.

2. Беседа по вопросам.

– Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)

– Виновен ли Денис?

– Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?

– Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?

– Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?

Задание: работа по иллюстрации. (Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете…»).

Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.)

– Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Во-первых, дать простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание опасности. Во-вторых, создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то есть изменять условия жизни.)

– Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)

Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А. Бунин.)

3. Чтение статьи «Литература и жизнь» (с. 309–310).

IV. Подведение итогов урока.

– Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?

– К каким чеховским героям можно отнести пословицу: «Он из воды сухим выйдет»?

– Против чего направлены «веселые стрелы смеха» в сказках, повестях, прочитанных вами самостоятельно?

– Прочитайте и объясните записи, сделанные в записных книжках Чеховым: «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас».

«Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».

– Можно ли отнести последнее высказывание к знакомым нам героям? К кому?

2) подготовить статью для сатирического альманаха.

внеклассное чтение. А. П. Чехов. рассказ «Тоска»

Цели: проверить понимание прочитанного самостоятельно, умение определять тему, значение пейзажа для раскрытия темы; воспитывать внимания к людям.

Оборудование: произведения Чехова, портрет.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Беседа по вопросам.

– Что такое юмор?

– А что называется сатирой?

– Какую роль выполняет смех в художественных произведениях?

2. Чтение 2–3 статей для сатирического альманаха в духе произведений Салтыкова-Щедрина или Чехова.

3. Рассматривание выставки произведений А. П. Чехова, его портретов.

Экскурсию по выставке может провести библиотекарь школы.

4. Аналитическая беседа по рассказу «Тоска».

– Каково начало рассказа? (Описание пейзажа: снег, сумерки, зажженные фонари. Каждый предмет, каждое живое существо окутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом. Даже читателю становится на душе сумрачно, холодно, одиноко.)

– Что пытается сказать Иона первому седоку, военному? («А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер». – «От чего же он умер?» Иона ответил, но седок закрыл глаза, не желая продолжать разговор.

Трое седоков весело разговаривают о вчерашнем гулянье. Они кричат, ссорятся, тычут в него кулаком, чтоб побыстрее ехал, и чувство одиночества стало отлегать от груди. «А у меня на этой неделе… того… сын помер», – сказал он, когда они замолчали. – «Все помрем… Ну погоняй, погоняй!» Седоки ушли. «Опять он одинок… и тоска появляется вновь и распирает сердце».)

– С кем пытается герой заговорить? (С дворником, но слышит в ответ: «Поезжай!»)

– Вернувшись на свой двор, кому Иона сообщает о своем горе? (Молодому извозчику, но тот его не слышит.)

– Кому же он изливает свое горе? («Лошаденка жует и слушает…»)

Вывод. Растопить Ионе холодную пелену никак не удается. Ему не седоки нужны, а человек, который откликнулся бы на его боль теплом и участием. Мотив незащищенности, бесприютности человеческих чувств звучит в этом рассказе.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: описать дом своего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые радовали или огорчали, ввести в свой рассказ слова «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие», предварительно объяснив их лексическое значение.

А.П.ЧЕХОВ

ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ

"ХАМЕЛЕОН"

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
-- Так ты кусаться, окаянная? -- слышит вдруг Очумелов. -- Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: "Не пущай!" Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
-- Никак беспорядок, ваше благородие!.. -- говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.

На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!" да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала -- белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
-- По какому это случаю тут? -- спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. -- Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?
-- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... -- начинает Хрюкин, кашляя в кулак. -- Насчет дров с Митрий Митричем, -- и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому -- я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...


-- Гм!.. Хорошо... -- говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. -- Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, -- обращается надзиратель к городовому, -- узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?
-- Это, кажись, генерала Жигалова! -- говорит кто-то из толпы.
-- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? -- обращается Очумелов к Хрюкину. -- Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!
-- Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она -- не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!
-- Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...
-- Не рассуждать!
-- Нет, это не генеральская... -- глубокомысленно замечает городовой. -- У генерала таких нет. У него все больше легавые...
-- Ты это верно знаешь?
-- Верно, ваше благородие...
-- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта -- черт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально -- не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...
-- А может быть, и генеральская... -- думает вслух городовой. -- На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.
-- Вестимо, генеральская! -- говорит голос из толпы.
-- Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака -- нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..
-- Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!
-- И спрашивать тут долго нечего, -- говорит Очумелов. -- Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и все.
-- Это не наша, -- продолжает Прохор. -- Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? -- спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. -- Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?
-- В гости...
-- Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...
Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.
-- Я еще доберусь до тебя! -- грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Тема: А.П.Чехов - мастер юмора и сатиры. Рассказ «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества.

Цели: расширение знаний о творчестве А.Чехова; углубить понятие о сатире, повторить способы создания комического в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”.

I . Оргмомент

Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, которого вы хорошо знаете - Антоном Павловичем Чеховым.

? У. - А.П.Чехов. Мы опять встречаемся с эти писателем. Может быть, вы вспомните, с какими произведениями Антона Павловича мы познакомились в 6 классе?

/ - В 6 классе мы читали юмористические рассказы А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил".

Правильно. Молодцы.

Тема нашего урока : А.П.Чехов - мастер юмора и сатиры. Рассказ «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества. Цель нашего урока сегодня – доказать, что А.П. Чехов является мастером сатиры на основе анализа рассказа «Хамелеон».

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

? У. - Идеи для творчества гении черпают из жизни. Давайте проследим связь жизни писателя с его творчеством. Какие факты из биографии А. П. Чехова вы помните?

Ученик: (Проверка остаточных знаний ).

Писатель прожил недолгую жизнь, всего 44 года. Но, несмотря на столь краткий срок, жизнь его была насыщенной и очень плодотворной. Писатель шутливо говорил: «Кроме стихов и доносов, я все перепробовал».

А.П. Чехов родился в 1860 в г. Таганроге, в многодетной семье (6 детей).

? У. - Ребята, кто из вас знает на территории какой области находится город Таганрог?

/ - Ростовская область.

Его отцом был владелец бакалейной лавки, не отличавшийся особым рвением к своему ремеслу, зато интересовавшийся церковными пениями и общественными делами. Дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Они часто замещали отца в лавке, что, несомненно, сказывалось на их обучении. Писатель признавался: « В детстве у меня не было детства».

Итак, ребята, давайте попытаемся сделать первый вывод и запишем его в тетрадь. А.П. Чехов уже в раннем детстве погружается во взрослую жизнь: приучается к труду, узнает строгость запретов и силу наказания за их нарушение.

Сначала Чехов учился в греческой школе. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию, где его жизнь заметно преобразуется. Храня добрую память о дорогом времени, Чехов публикует свои первые рассказы под псевдонимом А. Чехонте. Его же писатель получил от учителя Закона Божьего, любившего видоизменять фамилии

? У. - Ребята, а что такое псевдоним?

/ - Вымышленное имя.

Когда Чехову исполнилось 16 лет, семья была вынуждена уехать из Таганрога в Москву – отец писателя разорился и бежал от кредиторов. А юный писатель, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге. И возвращается к семье в Москву лишь через три года, чтобы сразу поступить на медицинский факультет московского университета. И практически сразу стал помогать врачам больницы при приеме пациентов. После окончания университета продолжает свою медицинскую практику до конца жизни.

Итак, ребята, давайте попытаемся сделать следующий вывод и запишем его в тетрадь. Что вы считаете важным, что повлияло на творчество писателя? Уже в раннем возрасте А.П. Чехов сталкивается с несправедливостью, жестокостью, бессердечием. Оставшись один, без семьи, писатель полностью погружается в окружающее его общество и узнает его подлинные нравы. Его работа, медицинская практика, позволила постоянно совершенствовать свои знания об обществе.

? У. - Прежде чем обратиться к рассказу А.П. Чехова вспомним, что вы знаете о сатире и юморе.

/ - Юмор – смех добрый, веселый. Сатира – смех злой, гневный, зовет к протесту.

Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления.

Сатира - разновидность литературы, высмеивающая пороки людей и общества. Характерной чертой сатиры является ее гневное отвержение пороков.

А теперь, обратимся к рассказу "Хамелеон".

Прослушивание записи рассказа «Хамелеон». Дети внимательно слушают и готовятся отвечать на вопросы учителя.

? У. - Какие образы вам запомнились больше всех?

/ - Образы Очумелова, Елдырина.

Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении - его портрет. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем? (Чтение первого абзаца, читает сильный ученик )

? У. - На что в первую очередь мы обращаем внимание?

/ - Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества. Под стать ему и городовой: он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

? У. - Как вы понимаете слово конфискованный?

/ - Конфискованный - отобранный.

? У. - Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

/ - Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

/ - Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".

? У. - Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

/ - Да, Вполне.

? У. - Еще какими способами раскрывается образ героя?

/ - Его поступками.

? У. - Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

/ - 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.

? У. - Как меняется тон его высказываний?

/ - 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.

Мы можем сделать второй вывод . А. П. Чехов показал мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

В начале нашего разговора мы упомянули о художественных деталях, которые помогли нам познакомиться с Очумеловым, это шинель и крыжовник.

? У. - Какие еще художественные детали вы заметили в тексте?

/ - В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Определите лексическое значение этих слов.

/ - Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

? У. - Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

/ - Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе.

? У. - Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

/ - Да. Лексическое значение слова "Хамелеон" - ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды.

? У. - Достаточно ли знать только прямое значение слова?

/ - Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.

? У. - Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"?

/ - В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

? У. - Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

/ -Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!

Заключительный вывод. Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

Ребята, мы проанализировали рассказ Чехова «Хамелеон». Теперь вы можете доказать, почему этот рассказ является сатирическим, а не юмористическим. Докажите.

/ -Автор не испытывает симпатии или добрых чувств к главному герою – Очумелову. Чехов показывает нам пороки общества – взятничество, чинопочитание, подхалимство. Они характерны для всех действующих лиц в рассказе, что говорит о глобальности этой проблемы для России XIX века.

IV. Итог урока.

Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей; познакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров, познакомил с таки художественными средствами, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.



Бизнес идеи