Федеральный закон о кассовых аппаратах. Кто и какие виды деятельности освобождены от онлайн-касс. Кто и какие виды деятельности освобождены от онлайн-касс бессрочно

Продавец (исполнитель) оспаривает привлечение к ответственности за неприменение ККТ

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

2. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуги связи, услуги в электронной форме, определенные статьей 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации, услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций), услуги охраны и систем обеспечения безопасности, услуги в сфере образования, а также за иные услуги , определенные Правительством Российской Федерации, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

(см. текст в предыдущей редакции)

При осуществлении указанных в пунктах 5 и 5.3 настоящей статьи расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).

3. Пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

3.1. В случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.

Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.

Предоставление кассового чека (бланка строгой отчетности) в соответствии с настоящим пунктом осуществляется на безвозмездной основе.

4. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.

5. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:

1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Положения пункта 5.1 настоящей статьи, касающиеся условий применения пользователями контрольно-кассовой техники, применяются в случае наличия на корпусе автоматического устройства для расчетов легко читаемого заводского номера такого автоматического устройства для расчетов, нанесенного в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки автоматического устройства для расчетов.

5.3. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 настоящей статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 настоящей статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

5.4. При осуществлении расчетов, указанных в пункте 5.3 настоящей статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

5.5. Банковские платежные агенты (субагенты), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", при осуществлении расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов обязаны выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить покупателю (клиенту) кассовый чек в электронной форме на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) или сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

5.6. Пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в следующих случаях:

1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет") за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи);

2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;

5.7. В случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов:

1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);

2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

5.8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

5.9. При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2 , , 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

5.10. В случаях осуществления расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем) при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению контрольно-кассовой техники, в том числе по формированию кассового чека (бланка строгой отчетности) и передаче всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя.

Обязанность по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) при осуществлении расчетов, указанных в настоящем пункте, исполняется путем выдачи (направления) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (бланка строгой отчетности). При отсутствии такого запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) считается исполненной.

6. Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона), в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2

(см. текст в предыдущей редакции)

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона) записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым , шестым , шестнадцатым , восемнадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.

6.1. Пользователи, которые осуществляют расчеты за товары, маркированные средствами идентификации (далее - маркированные товары), и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации (далее - информационные системы маркировки), в момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно-кассовой техники, обеспечивающей возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой контрольно-кассовой техники оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Пользователи, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта и осуществляют расчеты за маркированные товары, в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны осуществлять проверку достоверности кодов маркировки таких товаров с использованием контрольно-кассовой техники, содержащей фискальный накопитель, обеспечивающий самостоятельную проверку достоверности кодов маркировки, по их коду проверки в случае, если код маркировки содержит код проверки, который может быть самостоятельно проверен фискальным накопителем с использованием ключа проверки кода проверки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

7. Пользователи, заключившие договор с оператором фискальных данных, у которого впоследствии было аннулировано разрешение на обработку фискальных данных, с даты прекращения действия такого разрешения до момента заключения договора с новым оператором фискальных данных вправе применять контрольно-кассовую технику без передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных, но не более чем в течение 20 календарных дней. При этом контрольно-кассовая техника не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных, а при заключении договора с новым оператором фискальных данных пользователи обязаны передать в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки (если пользователь осуществлял расчеты за маркированные товары) в электронной форме через оператора фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае принятия нормативного правового акта, которым вносятся изменения в требования к контрольно-кассовой технике и (или) фискальному накопителю:

контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и которые не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут быть включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей в течение одного года со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. Такие контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей, не подлежат исключению из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей в связи с их несоответствием требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта;

контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые включены в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей, соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут регистрироваться, перерегистрироваться, применяться пользователями и не подлежат исключению из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей в связи с их несоответствием указанному нормативному правовому акту в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. В случае, если в течение двух лет со дня принятия указанного нормативного правового акта контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель не приведены в соответствие с требованиями, измененными указанным нормативным правовым актом, такие контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель подлежат исключению соответственно из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящего пункта федеральный орган исполнительной власти дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и предпринимателей, которые вправе не использовать кассовой техникой при расчетах с клиентами. Так, например, с 7 июня 2019 года действует новая норма, согласно которой все предприниматели при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги присоблюдении двух условий. Во-первых они должны реализовывать товары только собственного производства, а не перепродавать купленный товар. Во-вторых, у них не должно быть наемных работников (ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ " " (далее – Закон № 129-ФЗ). Такие льготные условия будут действовать до 1 июля 2021 года.

Ниже в таблице приведены все категории лиц, которым разрешено не применять контрольно-кассовую технику. О некоторых из них мы напишем подробнее.

Лица, которые вправе не применять ККТ

Условия освобождения

Основание для освобождения и разъяснения контролирующих органов

Организации и ИП в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России

Автоматические устройства не должны использовать электрическую энергию (в том числе от аккумуляторов или батарей)

Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности и оказывающие услуги, перечисленные в , с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения

ИП, применяющие ПСН и осуществляющие виды деятельности, перечисленные в , ,

Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Индивидуальные предприниматели, применяющие налог на профессиональный доход (НПД, налог для самозанятых)

В отношении доходов, облагаемых НПД

Организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа)

Расчеты должны осуществляться в местностях, поименованных в специальном перечне. Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медорганизаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации

Религиозные организации при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы

Услуги должны оказываться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке

Все организации и ИП при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением расчетов ЭСП с предъявлением (карточных)

Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами)

Полученные за парковку денежные средства должны перечисляться в полном объеме на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения

Библиотеки (за исключением частных) при оказании платных услуг населению, связанных с библиотечным делом

Перечень платных услуг, оказываемых библиотеками без применения ККТ, утверждается Правительством РФ (в настоящее время не утвержден)

Товарищества собственников недвижимости (в том числе ТСЖ, СНТ и пр.), ЖК, ЖСК и иные специализированные потребкооперативы за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Только при осуществлении безналичных (в том числе он-лайн) расчетов

Образовательные организации при оказании услуг населению в сфере образования

Физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта

Дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, дома ремесел, дома досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании услуг населению в области культуры

ИП при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка

Кроме случаев оплаты через Интернет

ИП, не имеющие наемных работников и реализующие товары собственного производства, выполняющие работы (оказывающие услуги)

Кредитные организации и платежные системы

ВАЖНО

ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением случаев использования электронного средства платежа с его предъявлением. ().

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 г. № 450 " ". Так, данным нормативным актом было обосновано , которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами ().

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296 " "). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др.).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее пяти лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в "автономном" режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется ( , ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до десяти тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 " ").

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ ().

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций ().

Применение ККТ адвокатами и нотариусами

Получение наличных денежных средств в случаях, не связанных с продажей товаров (работ, услуг)

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

История онлайн-касс началась ещё в 2014 году, когда в ходе эксперимента ФНС внедрила кассовые аппараты нового поколения, подключенные к интернету, на территории Москвы и области, в Татарстане и Калужской областях.

Эксперимент был признан удачным, поэтому 14 июня 2016 года Госдума приняла изменения в закон о кассовых аппаратах № 54-ФЗ, существенно ужесточивший требования к ККТ. Из этой статьи вы узнаете, какие кассовые аппараты в 2019 году для индивидуальных предпринимателей надо применять при расчётах с покупателями.

Кто обязан использовать новые кассы

Кассовые аппараты в 2019 году обязаны применять всё больше предпринимателей, но изменения будут постепенными. Нужен ли кассовый аппарат для ИП, работающих на ПСН и на в новом году? До какого числа нужно подключить ? Кто из плательщиков УСН и ОСНО в 2019 году все ещё может работать без ККТ?

В этой таблице мы собрали информацию по срокам и категориям налогоплательщиков, обязанных установить кассы нового образца.

Новый закон не только установил к ККМ, но и перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые по-прежнему вправе не применять кассовый аппарат при расчётах наличностью и картой (статья 2 закона № 54-ФЗ от 22.05.03):

  • продажа газет, журналов и сопутствующих товаров в киосках при условии, что не менее половины товарооборота составляют газеты и журналы (учёт выручки по этой группе товаров надо вести отдельно);
  • реализация ценных бумаг;
  • услуги общепита в отношении работников и обучающихся общеобразовательных учреждений, если они оказываются во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за исключением таких торговых мест, как магазины, павильоны, киоски, палатки, автомагазины, контейнеры и других, обеспечивающих сохранность товара), кроме продажи непродовольственных товаров, утверждённом Правительством РФ;
  • продажа в киосках мороженого и безалкогольных напитков в розлив;
  • торговля квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином из автоцистерн;
  • сезонная продажа овощей, фруктов, бахчевых вразвал;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, кроме тех, что требуют определённых условий хранения и продажи;
  • приём от населения стеклопосуды и утильсырья (кроме металлолома, драгметаллов и драгоценных камней);
  • реализация изделий народных художественных промыслов самими изготовителем;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги по присмотру и уходу за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем жилья в наем, если оно является его собственностью;
  • аптечные организации, расположенные в сельских населённых пунктах;
  • ИП на ПСН по некоторым .

Не применять контрольно-кассовую технику могут также организации и ИП, ведущие расчёты в отдалённых или труднодоступных местностях (кроме городов, райцентров, посёлков городского типа), если эти населённые пункты указаны в перечне, утверждённом региональными органами власти. Кроме того, Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Но даже когда деятельность предпринимателя вписывается под эти послабления, они не действуют, если ведётся торговля подакцизными товарами или при применении автоматических устройств для расчётов (торговый автомат). Без каких-либо оговорок наличные расчёты без кассового аппарата предусмотрены только при реализации предметов религиозного культа (религиозной литературы) и оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.

Получили ИП без работников, если они оказывают услуги или продают продукцию собственного производства. Работать без кассы эта категория предпринимателей вправе до 1 июля 2021 года. Однако, если ИП наймет работника до этой даты, то в течение 30 дней после заключения трудового договора надо зарегистрировать и начать применять ККТ.

Как работают онлайн-кассы

Дополнительная сложность внедрения нового порядка связана с тем, что онлайн-кассы работают совершенно по другом принципу, чем ККТ с фискальным накопителем. Кассовые аппараты с передачей данных в налоговую отправляют сведения о каждой произведённой покупке в режиме реального времени на сервер ФНС. Причём, сначала эти сведения из онлайн-кассы передаются посреднику - оператору фискальных данных (ОФД).

После их получения посредник отправляет подтверждение, что данные о продаже приняты, а чеку присвоен фискальный признак. Без подтверждения оператора чек формироваться не будет. Далее ОФД передаёт информацию о проведённых платежах в ИФНС, где она накапливается и систематизируется в специальной системе-хранилище данных.

Кроме того, по запросу покупателя, который оставит свои данные, продавец обязан выслать ему электронный чек. Если покупатель, сравнив реквизиты бумажного чека и электронного, найдёт между ними несоответствие, то он может сообщить об этом в налоговую инспекцию, и по этому факту будет проведена проверка.

Новые кассовые аппараты с подключением к интернету работают с июля 2017 года во многих торговых точках, причем, довольно успешно. Но, как показала практика, парализует работу сразу миллионов продавцов. А ведь после того, как ККТ начнут применять все плательщики ЕНВД и ПСН, количество онлайн-касс составит почти 3,5 млн единиц.

Сюда же надо добавить тех, кто сейчас оказывает услуги населению, выдавая им типографские бланки строгой отчётности (БСО). С июля 2019 года для выдачи БСО надо будет использовать новую автоматизированную систему, которая тоже признается контрольно-кассовой техникой. Смогут ли производители касс и операторы фискальных данных обеспечить бесперебойную работу этих устройств, большой вопрос.

Итого, онлайн-кассы в 2019 году в обязательном порядке должны:

  • передавать информацию о покупке в режиме реального времени своему оператору фискальных данных;
  • формировать чеки в электронном виде;
  • обеспечивать печать фискальных документов.

Во что обойдётся установка новой техники

Конечно, предпринимателей волнует вопрос - сколько стоит сама онлайн касса и ее обслуживание для ИП? Здесь будет иметь значение, насколько уже имеющаяся ККМ соответствует возможности установить новое программное обеспечение и фискальное устройство. Если модель кассового аппарата позволяет, то можно просто его модернизировать, затратив при этом от 10 до 15 тысяч рублей. Стоимость же приобретения новой техники составляет от 25 000 рублей и выше.

Обратите внимание: покупать новые аппараты надо только из перечня моделей , утверждённых Федеральной налоговой службой. Продавцы ККТ заинтересованы в её реализации, поэтому не стоит доверять им на слово, что конкретная модель включена в перечень ФНС. Убедитесь в этом сами.

Однако только расходами на приобретение или модернизацию касс дело не ограничится. Предпринимателю надо будет оплачивать услуги качественной интернет-связи по тарифам своего провайдера, а также услуги оператора фискальных данных.

Учтите, что ОФД надо тоже выбирать только из официального списка . Самые низкие тарифы операторов за первый год обслуживания составляют 3000 рублей, в последующие годы цена будет выше - до 12 000 рублей за один аппарат. Соответственно, общая стоимость будет зависеть от того, к скольким ККМ будет подключаться оператор. Кроме того, новую кассу надо зарегистрировать в ИФНС. Это можно сделать через ОФД (2 000-3 000 рублей) или бесплатно на сайте налоговой службы, если у вас есть уже электронная подпись.

*(бесплатно, если у вас уже есть ЭЦП или от 3 тысяч, если вы хотите заказать электронную подпись)

Итого, минимальные затраты на один год работы новых касс составят от 25 тысяч рублей за один аппарат, при условии, что вы не будете его покупать, а модернизовать имеющийся.

Собираетесь открыть расчётный счёт? Откройте расчётный счёт в надёжном банке - Альфа-Банке и получите бесплатно:

  • бесплатное открытие счёта
  • первый счет в иностранной валюте
  • заверение документов
  • интернет-банк
  • и многое другое

Штрафы за нарушение требований закона

Помимо всех этих ужесточений к техническим характеристикам ККМ и существенном расширении категорий предпринимателей, обязанных выдавать кассовый чек, закон поднял размер штрафов для ИП по статье 14.5 КоАП РФ:

  • неприменение ККМ - от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей;
  • повторное нарушение, если доказано, что ККМ не применялась в расчётах на сумму покупок более 1 миллиона рублей - административное приостановление деятельности ИП на срок до 90 суток;
  • применение касс старого образца или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации - предупреждение или штраф 1 500 - 3 000 рублей;
  • отказ выдать покупателю бумажный чек или отправить его в электронном виде - предупреждение или штраф 2 000 рублей.

Подведём итоги - нужен ли кассовый аппарат для ИП и в каких ситуациях:

  1. Для ИП на УСН, ОСНО, ЕСХН требование работать только с ККТ нового образца вступило в силу с 1 июля 2017 года.
  2. ИП, работающим в сфере торговли и общепите на ПСН и на ЕНВД и не имеющим работников, с 1 июля 2019 года надо применять ККТ.
  3. Такой же срок перехода - 1 июля 2019 года - установлен и для тех ИП, которые оказывает услуги населению, и при этом имеет работников.
  4. Правом на временную отсрочку от касс (до 1 июля 2021 года) пользуются только ИП без работников, которые оказывают услуги населению или продают изделия собственного производства.
  5. Перед покупкой или модернизацией аппарата убедитесь, что модель включена в перечень ФНС.
  6. Заключайте договор на оказание услуг только с теми операторами фискальных данных, которые указаны в списке на официальном сайте налоговой службы.
  7. Перечень категорий налогоплательщиков, на которых новый порядок не распространяется, указан в статье 2 закона «О ККТ» № 54-ФЗ.

По закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» торговля в стране поэтапно переходит на онлайн-ККТ. Чтобы разобраться, кому нужно ставить кассовый аппарат в этом году, читайте нашу статью.

Для перехода на новый порядок мало просто купить кассу и зарегистрировать ее в ФНС. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров - а значит, вам потребуется кассовая программа , которая это умеет. Наше приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.

Все, что связано с использованием ККТ, регулирует 54-ФЗ. Этот закон отвечает и на вопросы, кто и когда должен ставить кассу, обязан ли ИП иметь кассовый аппарат, кто вообще освобожден от установки новой техники. Все о том, должны ли вы ставить ККТ и когда - в этой статье.

Разберем для начала, зависит ли применение ККТ от формы собственности бизнеса.

Нужно ли ставить кассовый аппарат для ИП в 2020 году?

Нужен ли кассовый аппарат для ИП - раньше решали сами предприниматели: они могли выбирать, чем подтверждать покупку. Можно было использовать не только кассовые чеки, но и другие документы - например, товарный чек . После принятия поправок в 54-ФЗ порядок изменился. Теперь покупка подтверждается исключительно чеком онлайн-ККТ.

Всем ли ИП обязательно иметь кассовый аппарат сегодня? Большинству. Есть только одно исключение: до 1 июля 2021 года вправе не применять кассовую технику ИП без работников на трудовых договорах , которые:

  • реализуют товары собственного производства,
  • выполняют работы,
  • оказывают услуги.

Если вы не попадаете в эту категорию - касса для вас обязательна. Так, это касается:

  • ИП без наемных сотрудников, торгующих товарами не своего производства или торгующих через вендинговые автоматы.
  • ИП с наемными сотрудниками, которые выполняют работы или оказывают услуги.
  • ИП, которые выдают бланки строгой отчетности (сюда же относится продажа билетов в салоне транспорта кондуктором или водителем).

Отсрочек уже не будет. Техника должна быть нового образца - с подключением к интернету для онлайн-передачи данных в налоговую.

Нужен ли кассовый аппарат для ООО?

Применение ККТ не зависит от формы собственности организации, то есть ООО тоже должны использовать новые кассы. При этом срок перехода на новый порядок определяется налоговым режимом. Далее мы подробно разберем, кому и когда надо ставить кассу в зависимости от формы налогообложения.

Нужен ли кассовый аппарат при ЕНВД?

Раньше отдельным категориям предпринимателей на вмененке можно было не использовать ККТ, но поправки в закон обязали их установить новую технику. Теперь при ЕНВД кассовые аппараты обязательны для всех. Различается только срок установки. Подробнее об этом - ниже.

Кассовый аппарат для ИП на ЕНВД: нужен ли, когда ставить, штрафы за отсутствие

Большинство предпринимателей на ЕНВД обязаны работать с кассой еще с прошлого года.

Последнюю отсрочку получили те ИП на вмененке без наемных работников , которые продают товары собственного производства / оказывают услуги / выполняют работы. У них есть время до 1 июля 2021 года.

Если вы не входите ни в одну из этих категорий, это значит, что онлайн-ККТ для вас обязательна.

При установке кассы надо не забыть про оснащение рабочего места продавца. Но клиентам МоегоСклада можно об этом не думать - мы предлагаем уже готовое АРМ кассира . Это альтернатива дорогим POS-системам, которая позволит потратить на автоматизацию рабочего места продавца вполовину меньше. С удобным АРМ кассира МойСклад можно вести складской учет, регистрировать продажи, пробивать чеки. Просто запустите программу на компьютере или ноутбуке, а затем подключите к нему фискальный регистратор и сканер.

Если предприниматель проигнорирует закон, его оштрафуют - до 50% выручки, прошедшей «мимо кассы» (не меньше 10 000 рублей). За повторное нарушение, если сумма расчетов в совокупности будет 1 млн рублей и более, с 1 июля 2018 года грозит штраф от 800 000 до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Касса для ООО на ЕНВД: когда устанавливать, какие грозят штрафы

Организации на вмененке тоже уже должны были поставить ККТ.

За несоблюдение закона организациям грозит штраф до 100% выручки, полученной без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей. С июля прошлого года, если компанию поймают повторно, а сумма расчетов составит более 1 млн рублей, налоговики смогут взыскать от 800 000 до 1 млн рублей.

Нужен ли кассовый аппарат при патенте в 2020 году?

Раньше организациям и ИП, применяющим патентную систему налогообложения, разрешалось выдавать покупателям документы, заменяющие кассовые чеки. Но теперь все они обязаны использовать онлайн-ККТ. С 1 июля 2019 касса должна быть у ИП на патенте, которые:

  • реализуют товары не своего производства или заняты в общепите, если нет наемных сотрудников,
  • оказывают услуги / выполняют работы, если есть наемные сотрудники.

Отсрочку до 1 июля 2021 получили только те ИП на патентной системе налогообложения, у которых нет наемных сотрудников и которые продают товары своего производства, или оказывают услуги, или выполняют работы. Все остальные ИП на патенте, а также организации, должны были уже поставить кассу.

Нужен ли кассовый аппарат при УСН в 2020?

Однозначно - да. Если вы выбираете упрощенную систему налогообложения, то должны использовать ККТ.

ИП на УСН вправе не применять ККТ, только если оказывают услуги населению и выдают на бумаге бланки строгой отчетности . Также от касс пока освобождены ИП без работников.

Выдавать бумажные БСО вправе большинство ИП, которые оказывают услуги или выполняют работы для населения. Исключение - предприниматели в общепите, которые заключили трудовые договоры. Они обязаны использовать онлайн-кассы уже сейчас.

На кассе можно пробивать чеки или формировать электронные БСО. Реквизиты у чека и электронного БСО одинаковые. Оба документа касса отправит в ФНС в режиме реального времени. Бумажные бланки строгой отчетности можно выдавать только при расчетах наличными и картами через POS-терминал.

До 1 февраля 2021 года ИП на УСН вправе не указывать в кассовых чеках наименования товаров и их количество (п. 17 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Но цену товаров ИП на УСН все равно обязаны отражать. Поэтому предприниматели могут в чеке указывать одной строкой товары с одинаковой ценой. В этом случае понадобится отразить товар, его цену и итоговую стоимость.

Чтобы сэкономить время, деньги и нервы, подумайте о заранее - все равно она вам понадобится. Сейчас действуют выгодные акции, а вся техника в наличии.

Нужна ли онлайн-касса самозанятым?

С 1 января 2020 предприниматели из Москвы, Подмосковья, Калужской области, Татарстана и еще 19 регионов могут перейти на экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» или, иначе говоря, зарегистрироваться в качестве самозанятого.

К самозанятым относятся те, кто не является индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги без привлечения наемных сотрудников, например, няни и репетиторы. Но те, у кого годовой доход больше 2,4 млн рублей в год, или есть наемные работники, или они продают подакцизные и маркированные товары, перейти на этот режим не могут.

Что получает самозанятый:

  • не надо сдавать налоговую отчетность - достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог»,
  • налог с дохода составляет 4 % - при работе с физлицами и 6 % - с юрлицами и ИП,
  • не нужно платить страховые взносы и НДС.

Расчеты самозанятый может проводить как наличными, так и в безналичной форме. Продажа или оказание услуги фиксируется чеком, который создается в приложении «Мой налог». Таким образом, онлайн-касса самозанятым не нужна. Но без нее нельзя будет принимать платежи по картам.

Нужен ли кассовый аппарат для интернет-магазина?

Онлайн-торговля как вид деятельности не попадает в список освобожденных от использования ККТ. А это значит, что кассовый аппарат для интернет-магазина нужен.

Рекомендуем заранее просчитать все затраты. Может показаться, что одной кассы будет недостаточно. Если платеж был проведен в онлайне, нужна ККТ, зарегистрированная по url интернет-магазина. Когда оплату принимает курьер, ему может потребоваться специальная мобильная касса . У интернет-магазина есть пункт самовывоза, где можно оплатить покупку? Там тоже нужна касса, зарегистрированная по физическому адресу этой точки.

Но часто во всех этих случаях можно обойтись одной кассой. Подключите МойСклад, чтобы использовать вашу ККТ и для печати чеков по онлайн-заказам, и для розничных продаж. При регистрации кассы укажите адрес точки и url интернет-магазина. Новые поправки освобождают курьера от обязанности носить с собой кассу: достаточно просто показать покупателю QR-код для скачивания электронного чека. Все нужные возможности предусмотрены в МоемСкладе.

Больше того: в МоемСкладе можно работать на разных системах налогообложения - тоже на одной кассе. Вы сможете экономить, снижая налоги! Например, можно использовать ЕНВД для розничной торговли и ОСНО - для заказов интернет-магазина. Или продавать товары по разным системам налогообложения: на позиции по каждой СНО будет напечатан отдельный чек, как этого требует закон. Вторая касса для этого не понадобится!



Документы