Таможенная деятельность является специфическим видом государственной деятельности, связанной с формированием и реализацией государственной таможенной политики, обеспечением соблюдения таможенного законодательства и созданием условий для расширения внешней торговли. Таможенные органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохранительную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблюдение экономических интересов и безопасности России. Таким образом, можно говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела
Система показателей экономического эффекта таможенного дела
1. Количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу в течение года, млн. тонн или млн. ам. долл.
2. Количество или стоимость товаров, задержанных на таможенной границе в течение года, млн. тонн или млн. ам. долл.
3. Количество или стоимость товаров, конфискованных таможенной службой в течение года, тыс. тонн или млн. ам. долл.
4. Количество оформленных грузовых таможенных деклараций.
5. Общая сумма таможенных платежей, полученная таможенной службой в течение года (с учетом стоимости конфискованных товаров и штрафов), млн. руб.
6. Таможенные платежи, перечисленные таможенной службой в течение года в федеральный бюджет, млн. руб.
7. Таможенные сборы.
8. Другие показатели.
Для определения эффективности таможенного дела его эффекты (результаты) сопоставляются с вызвавшими их затратами.
Различают две категории производственных затрат: текущие и капитальные. Текущие затраты представляют собой средства, израсходованные в течение года на оказание таможенных услуг. Особенность текущих затрат состоит в том, что они требуют возмещения их после каждого производственного цикла. Источником их покрытия являются доходы таможенных организаций и финансирование из федерального бюджета.
Вторая категория - капитальные затраты. Они представляют собой финансовые ресурсы, овеществленные в основных производственных фондах, и материальных оборотных средствах, то есть в производственных фондах таможенного дела.
В практических расчетах можно применять следующие показатели производственных ресурсов таможенного дела.
Система показателей производственных ресурсов таможенного дела
1. Численность работников, чел.
2. Стоимость основных производственных фондов, руб.
3. Стоимость израсходованных материалов, руб.
4. Капитальные вложения, руб.
5. Полные затраты, руб.
6. Другие показатели.
Сопоставление показателей производственного эффекта и затрат позволяет получить показатели эффективности использования отдельных видов примененных и потребленных производственных ресурсов; трудовых, материальных, финансовых. Они называются показателями эффективности производства.
Система показателей эффективности таможенного дела
Производительность труда, единиц эффекта на человека в год.
Фондоотдача, единиц эффекта на единицу основных производственных фондов.
Материалоотдача. единиц эффекта на единицу израсходованных материалов,
Эффективность капитальных вложений, единиц эффекта на единицу капитальных вложений.
Эффективность полных затрат, единиц эффекта на единицу полных затрат.
Другие показатели.
Еще одним показателем эффективности, родственным показателю производительности труда, является время оформления одной грузовой таможенной декларации:
где: D - количество грузовых таможенных деклараций, штук;
Т - годовой фонд рабочего времени работающих, часов.
Одним из важнейших показателей эффективности текущих затрат является производительность труда. Повышение производительности труда свидетельствует об улучшении влияния интенсивных факторов роста производства таможенных услуг, о снижении издержек производства благодаря экономии на оплате труда.
Результативность - характеризуется способностью целенаправленных процессов давать целевой результат (т. е. результат, ради которого проводится операция).
Ресурсоемкость характеризуется расходом ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, людских и т. п.), потребных для осуществления целенаправленного процесса.
Оперативность характеризуется расходом времени, потребным для достижения цели функционирования системы.
Таким образом, качество операции нельзя охарактеризовать одним из перечисленных частных (единичных) свойств в отдельности, для этого требуется их совокупность, включающая в себя три группы компонент (минимум три компоненты). Из этого следует, что качество функционирования всегда шире или, в крайнем случае, тождественно |ффективности функционирования.
Итак, наиболее информативным комплексным показателем эффек-шнности функционирования системы управления является вероятность Рд.ц. достижения цели функционирования. Наряду с этим широкое распространение при исследовании функционирования систем используются и другие показатели, отражающие частные свойства результатов функционирования. Эти показатели отражают отдельные цепскты функционирования систем, т. е. являются частными показателями или критериями.
. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов. .. 169
8.2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ
ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ
В настоящее время значительно возросли требования к результативности деятельности таможенных органов. Это связано с увеличением международного товарооборота и транзитных перевозок, а также с эволюцией политико-экономических и социальных условий развития России, включая и фактор негативного отношения международного окружения и проблему вступления в ВТО. Роль анализа и оценки деятельности таможенных органов в решении задач совершенствования таможенной службы в этих условиях весьма значительна и многообразна.
Принципиальным моментом в решении задач анализа и оценки деятельности таможенных органов является регулярный характер этого процесса, что возможно обеспечить лишь на основе использования современных компьютерных средств и создания в структуре управления любого уровня информационно-аналитической системы.
При разработке и обосновании достаточно практичных концепций анализа и оценки деятельности таможенных органов необходимо учитывать следующие свойства, характеризующие их как сложные системы:
Влияние большого числа постоянно действующих и случайных
факторов;
Наличие огромного числа информационных потоков и процес-
сов различного временного темпа;
Наличие большого числа разнородных подсистем; ыппп сложное, разнесенное во времени, взаимодействие подсистем; оч гг.* I множество внутренних и внешних взаимосвязей; ОН(! *" множество внутренних и внешних целей, режимов работы, задач и функций;
Отсутствие или недостаток достоверной информации относи- тельно различных процессов и аспектов таможенной деятельности.
Действующая в настоящее время система показателей деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно
чиненных ФТС России, на 2006 год». В Приказе ФТС от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год» в список показателей были имесены некоторые изменения и дополнения. В частности, были добавлены показатели: «количество выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»; «обеспечение соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического характера»; «эффективность проведенных таможенными органами про-иерок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности иолютного законодательства Российской Федерации и актов органов шшютного регулирования»; «повышение степени информатизации и информационной открытости таможенных органов Российской Федерации»; «среднее время реагирования по фактам выявления признаков незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений».
В Приказе ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2008 год» гакже были внесены изменения. Добавлены показатели: «эффективность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках СУР»; «сокращение времени проведения таможенных процедур»; «показатели, отражающие эффективность таможенного контроля при вывозе лесоматериалов»; «показатели по линии таможенных расследований и дознания»; «показатели, отражающие специфику работы с энергоносителями»; «показатели, отражающие специфику работы с подакцизными товарами».
Совокупность введенных этими приказами показателей целесообразно классифицировать согласно видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, т. е. выделять показатели фискальной деятельности, правоохранительной деятельности, а также деятельности но таможенному оформлению внешнеэкономических сделок. Классификация данных показателей представлена на рис. 8.4.
Значения контрольных показателей эффективности деятельности определяются приказом ФТС об их утверждении либо ежеквартально доводятся до сведения региональных таможенных управлений (РТУ) и шможен, непосредственно подчиненных ФТС (далее - ТИП).
Процедура получения контрольных показателей производится следующим образом: структурные подразделения ФТС России обеспечи-
Раздел II. Управление таможенными органами
вают формирование и доведение до сведения РТУ и ТНП показателей согласно порядку и срокам, определенным методиками расчета данных показателей. РТУ и ТНП в течение каждого квартала осуществляют мероприятия, направленные на выполнение показателей на те-
Глнна 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 171
Кущий квартал, в том числе устанавливают значения показателей для подчиненных таможенных органов и осуществляют контроль и оценку их выполнения. С этой целью используются утвержденные ФТС России, а также самостоятельно разработанные наименования и методики расчета показателей (табл. 8.1).
При установлении контрольных показателей для подчиненных таможенных органов должны учитываться следующие принципы:
Достижимость показателей (реальная возможность их выполне
ния);
Возможность измерения показателей (определения степени их
выполнения);
Единообразное понимание в подчиненных таможенных орга
нах порядка расчета показателей (для каждого из показателей
утверждается методика его расчета);
Правила, в соответствии с которыми выставляется та или иная
оценка, доводятся до сведения подчиненных таможенных орга
нов;
Объективность оценки;
Рассмотрение и учет поступающих от подчиненных таможен
ных органов проблемных вопросов, касающихся выполнения
показателей.
Таблица 8.1 ОЛшая процедура получения контрольных показателей деятельности таможенных органов
На рис. 8.5 отражена технологическая схема получения контрольных показателей деятельности таможенных органов.
Оперативные таможни ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 15.01.20!!), представляют в РТУ:
Раздел II. Управление таможенными органами
данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о выполнении показателя № 2 «Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию товаров дефицита - увеличение количества оформляемых товаров», - в целом за таможни своего региона деятельности;
173
Данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о вы
полнении показателей № 5 «Количество выявленных кон
трафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности», № 11.2 «Доля решений таможенных органов
о привлечении к административной ответственности, отменен
ных судами, в общем числе принятых таможенными органами
решений о привлечении к административной ответственности»,
№ 11.3 «Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по ко
торым судами приняты решения не в пользу таможенных орга
нов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами»
и № 11.4 «Доля судебных дел с участием таможенных органов,
по которым судами приняты решения не в пользу таможенных
органов, в общем числе рассмотренных судами дел с участием
таможенных органов», - только по своей таможне.
ГНИВЦ ФТС ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 15.01.20!!), направляет в РТУ и ТНП обобщенные сводки о загрузке электронных копий 1ТД в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, необходимые для формирования отчета о выполнении показателей «Исполнение Приказа ГТК России от 12.05.2003 г. № 499 в части соблюдения сроков передачи лсктронных копий ГТД в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов».
РТУ и ТНП ежеквартально, до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал - до 21.01.20!!), представляют (электронной почтой с досылкой на бумажном носителе) в Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) (далее - ГОргИУ) аналитический отчет о выполнении показателей, в котором содержатся данные о выполнении каждого показателя.
Отчеты о выполнении показателей готовятся в соответствии с требованиями, указанными в соответствующих методиках расчета пока-штелей. Если в методике расчета показателя не указаны требования к содержанию отчета, отчет по показателю должен содержать фактическое значение показателя, достигнутое в отчетном квартале, и исходные данные, использованные при его расчете.
Отчеты по тем показателям, которые не выполнены, должны дополнительно содержать:
Перечень мер, принятых для достижения значений показателей;
Причины, вследствие
которых не достигнуты значения показа
телей.
Раздел II. Управление таможенными органами
РТУ и ТНП имеют право дополнительно включить в аналитический отчет вопросы, возникшие при выполнении показателей.
ГОргИУ осуществляет сбор аналитических отчетов и представляет их (электронной почтой) в структурные подразделения ФТС, ответственные за подготовку заключений, содержащих оценку выполнения показателей.
Структурные подразделения ФТС проводят в части своей компетенции анализ отчетов РТУ и таможням, непосредственно подчиненным ФТС (ТНП), по результатам которого в установленный срок подготавливают и представляют (в том числе в электронном виде) в ГОргИУ:
Заключения, содержащие оценку выполнения показателей РТУ
и ТНП, выставленную в соответствии с Правилами выставления
оценки результатов работы РТУ и ТНП по выполнению кон
трольных показателей эффективности деятельности, установлен-
ных на 20!! год (в заключение следует включить исходные данные, использованные при расчете фактического значения показателя, если показатель (доля, прирост и т. п.) является расчетным);
Вопросы к РТУ и ТНП, касающиеся выполнения показателей.
ГОргИУ в течение 10 дней с момента получения от структурных
подразделений всех заключений, содержащих оценку выполнения показателей РТУ и ТНП, подготавливает обобщенные заключения ФТС России, содержащие предварительную оценку выполнения показателей каждым РТУ и каждой ТНП, а также сводную таблицу, содержащую оценки выполнения показателей РТУ и ТНП.
Данные заключения согласовываются на совещании экспертной группы, состоящей из представителей структурных подразделений ФТС России, а сводная таблица, содержащая оценки выполнения показателей РТУ и ТНП, визируется (на оборотной стороне) руководством этих структурных подразделений ФТС России.
ГОргИУ направляет электронной почтой каждому РТУ и ТНП:
Обобщенное заключение ФТС России, содержащее предвари
тельную оценку выполнения показателей;
Вопросы, касающиеся выполнения показателей.
РТУ и ТНП не позднее чем через 5 рабочих дней после получения материалов направляют по электронной почте (или факсом) с досылкой на бумажном носителе в ГОргИУ материалы, содержащие:
Ответы на вопросы, касающиеся выполнения показателей;
Обоснование позиции при несогласии с оценкой, выставленной
по какому-либо из показателей;
Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 175
Отчеты, если по результатам анализа собственной деятельности
было определено, что показатель выполнен, а в полученном за
ключении содержится иной вывод;
Ходатайство (при необходимости) об участии руководителей РТУ
или ТНП на совещании в ФТС России по вопросу о выполнении
установленных показателей;
Ходатайство (при необходимости) о проведении совещания экс
пертной группы, состоящей из представителей структурных
подразделений ФТС России, и участии в нем представителей
РТУ или ТНП.
После получения материалов ГОргИУ:
Незамедлительно представляет их в структурные подразделения
ФТС России, ответственные за подготовку заключений, содер
жащих оценку выполнения показателей;
В случае необходимости проводит совещание экспертной груп
пы, состоящей из представителей структурных подразделений
ФТС России;
Докладывает руководству ФТС России:
♦ о предварительных оценках выполнения показателей каж
дым РТУ и каждой ТНП;
♦ о предложениях структурных подразделений ФТС России
о корректировке предварительных оценок выполнения по
казателей (если такие предложения поступили в течение двух
рабочих дней);
♦ о поступивших ходатайствах об участии руководителей РТУ
или ТНП на совещании в ФТС России по вопросу о выпол-
нении установленных показателей.
Итоговые оценки выполнения показателей РТУ и ТНП утверждаются руководством ФТС России.
ГОргИУ доводит итоговые оценки выполнения показателей до сведения РТУ и ТНП.
По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполнению контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности. 1
1 Приказ ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности дея-"Юьности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России на 2008 год».
Раздел II. Управление таможенными органами
По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполнению контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности.
Для расчета итоговой оценки каждому из показателей присваивается максимальный балл - «весовой» коэффициент, отражающий значимость этого показателя в данной системе оценки.
По итогам каждого отчетного квартала «весовые» коэффициенты применяются в следующем порядке.
По каждому из показателей выставляется оценка.
Условия выставления оценки по каждому из показателей проверяются в следующей последовательности:
Сначала проверяются условия, необходимые для оценки «хоро
шо». Если данные условия выполняются, выставляется оценка
«хорошо»;
Если условия для оценки «хорошо» не выполняются, проверя
ются условия, необходимые для оценки «удовлетворительно».
Если эти условия выполняются, ставится оценка «удовлетвори
тельно»;
Если условия оценки «удовлетворительно» не выполняются, ста
вится оценка «неудовлетворительно».
С учетом экспертного мнения структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, оценка по соответствующему показателю может быть выставлена выше или ниже расчетной.
За оценки, выставленные по каждому из показателей, РТУ (ТНП) присваивается определенное количество баллов по следующим правилам:
1. Если показатель выполнен РТУ (ТНП) на «хорошо», то РТУ
(ТНП) набирает максимальный балл поданному показателю.
2. Если показатель выполнен на «удовлетворительно» - максималь
ный балл, уменьшенный в два раза.
3. Если показатель выполнен на «неудовлетворительно» - 0 баллов.
Для каждого РТУ (ТНП) вычисляются значения:
Вфакт, равное сумме набранных баллов;
В пто равное сумме максимально возможных баллов (если бы все
установленные показатели были выполнены на «хорошо»).
Для каждого РТУ (ТНП) вычисляется итоговая оценка (5, в процентах), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП показателей:
Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 177
По мотивированному представлению структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, итоговая оценка может быть снижена, но не более чем на 10 %, последующим основаниям:
Серьезные нарекания к работе функциональных подразделений
РТУ (ТНП) со стороны ГУОТК, ГУТНиТО, ГУИТ, ГОргИУ,
УФТД, УТРД (к работе оперативных таможен), УВК. и ПУ, в том
числе в части общей организации выполнения показателей;
Серьезные нарушения в работе РТУ или ТНП, выявленные в ходе
инспекторских проверок и служебных проверок, проведенных
ГОргИУ, а также функциональных проверок по вопросам, вхо
дящим в компетенцию ГУОТК, ГУТНиТО, ГУИТ, УФТД, УТРД,
УВКиПУ. 1
Основным недостатком содержащихся в приложениях к Приказу № 250 от 02.03.2007 г. контрольных показателей эффективности является их перенасыщенность дублирующими и просто излишними показателями.
Подходы к количественной оценке результативности таможенной службы и результаты их анализа представим в виде табл. 8.З. 2
Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.
В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которыми располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда, 3 либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, 4 либо другие аналогичные показатели.
" Приказ ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности лситсльности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2006 год».
" Касенко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. - М.: РИОРТА, 2005.-200 с.
" Пагин В. Д. Теория и методология таможенного дела / Сборник научных трудов в двух тетях. Ч. 1. - М., 2001.
" Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 октября 1996 г.). Ч. 2. - М., 1996.
Раздел II. Управление таможенными органами
Таблица 8.3 Существующие подходы к оценке результативности таможенных органов
Содержание подхода | Анализ подхода |
Таможенное дело рассматривается как производственная деятельность, связанная с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю | По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат. Недостаток подхода - объемы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни |
Таможенное дело рассматривается как выполнение определенной совокупности государственных функций | При таком подходе результативность оценивается как степень достижения поставленных целей. Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко. Недостаток подхода - учитываются лишь государственные функции и не рассматривается социально-экономическая значимость таможенной деятельности, способность развиваться как экономическая система |
Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объемы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30 %, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.
В наиболее приемлемом варианте метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, которые можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.
Этот подход можно применить и при расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной
Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 179
Границе. 1 В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры - это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).
Другим подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как ныполнение определенной совокупности государственных функций. При таком подходе результативность оценивается как степень достижения поставленных целей. Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко. 2
Исходя из таможенного законодательства и на основании Положения о таможенной службе, 3 у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает результативность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.
Ключевым (интегральным) показателем при оценке результативности деятельности таможенных органов является результативность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и ее деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. Это же значит, что ее целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При пом степень этой «встроенное™», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки ее результативности.
В целом можно сделать вывод, что не существует единого подхода к оценке результативности таможенных органов и требуется дальнейшее совершенствование системы показателей деятельности таможенных органов.
1 Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Одобрена коллегией ФТС России 29 августа 2008 г.
" Кженко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. - М.: 1>ИО РТА, 2005.
" 11оложенис о Федеральной таможенной службе. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. №459.
Раздел П. Управление таможенными органами
Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 181
8.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ
С разработкой приказа ФТС РФ № 95 от 04.02.2008 г. появилась система контрольных показателей эффективности деятельности, которые созданы в целях организации контроля и оценки эффективности деятельности таможен.
В основу системы легли три критерия:
1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности
уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.
2. Повышение качества предоставления услуг таможенными орга
нами, сокращение издержек участников внешнеэкономической дея
тельности и государства, связанных с таможенным оформлением и та
моженным контролем.
3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, кон
трафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Рос
сийскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз
которых за границу Российской Федерации запрещен.
Каждый критерий включает ряд контрольных показателей эффективности деятельности (далее КПЭД). Их количество меняется от периода оценки, на 2009 г. утвердили 18 показателей, отражающих результаты деятельности таможенных органов и качество таможенного администрирования в целом. 1 Контрольный показатель эффективности деятельности может иметь, а может не иметь подпоказатели. Например: КПЭД № 1 Показатель эффективности контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет имеет 4 подпо-казателя (рис. 8.6).
В свою очередь, подпоказатели могут иметь или не иметь свои подпоказатели. Например: КПЭД № 13 Эффективность деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками имеет 4 подпоказателя, а каждый подпоказатель имеет свои подпоказатели (рис. 8.7).
магистрант экономического факультета Российской таможенной академии
Аннотация:
В настоящей статье автором анализируются организационно-правовые основы разработки и установления показателей оценки эффективности деятельности таможенного органа Российской Федерации и его структурных подразделений на современном этапе. В заключении автор констатирует, что действующие показатели оценки эффективности деятельности таможенных органов и их структурных подразделений представляют собой систему, имеющую большую значимость в практической деятельности должностных лиц таможенных органов, охватывают реализацию стратегической цели таможенной службы, большинства задач и функций, установленных государством для таможенников и являются «индикатором» их достижения, позволяя выявлять «слабые места» в текущей работе, и принимать новые, точные и эффективные управленческие решения.
Ключевые слова:
таможенные органы, федеральная таможенная служба, эффективность деятельности, оценка, практика, проблематика, Россия, РФ.
Система анализа эффективности деятельности таможенных органов с использованием контрольных показателей была внедрена в 2005 году.
Согласно Концепции развития таможенных органов, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №2225-р, и определившей основные цели, задачи таможенной службы, оценка деятельности таможенных органов Российской Федерации должна производиться ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат .
Динамика количества контрольных и аналитических показателей, установленных для таможенных органов, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика количества показателей эффективности деятельности, установленных для таможенных органов Российской Федерации, в 2005 – 2016 гг.
Рис. 1. показывает, что ежегодно количество показателей изменяется. С учетом необходимости их улучшения, добавляются новые критерии их оценки.
Существенным шагом в процессе становления и развития системы показателей в таможенных органах стало законодательное закрепление основных критериев оценки работы таможенных органов в Федеральном законе от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ.
К основным критериям были отнесены – скорость совершения таможенных операций, сокращение издержек заинтересованных лиц, полнота поступления таможенных платежей, противодействие преступлениям и правонарушениям .
Правительство Российской Федерации, исходя из основных критериев оценки работы таможенных органов, своим Постановлением от 29.09.2012 г. № 994 определило систему показателей, порядок и методику их мониторинга и утвердило положение об этой системе показателей .
В результате, каждому критерию стала соответствовать группа основных показателей, являющихся аккумулятивными по отношению к показателям работы региональных таможенных управлений и показателям работы таможен и таможенных постов. Федеральной таможенной службе (в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства) была установлена необходимость разработки и утверждения показателей работы региональных таможенных управлений, показателей работы таможен и таможенных постов .
В настоящее время работа таможенных органов по разработке, оценке выполнения и изменения контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности производится на основании Приказа ФТС России от 06.02.2014 г. № 184, которым был утвержден соответствующий Порядок действий. Процедура получения контрольных показателей производится следующим образом: структурные подразделения ФТС России обеспечивают формирование и доведение до сведения региональных таможенных управлений и таможен непосредственного подчинения (далее РТУ и ТНП) показателей согласно порядку и срокам, определенным методиками расчета данных показателей. РТУ и ТНП в течение каждого квартала осуществляют мероприятия, направленные на выполнение показателей на текущий квартал, в том числе устанавливают значения показателей для подчиненных таможенных органов и осуществляют контроль и оценку их выполнения. С этой целью используются утвержденные ФТС России, а также самостоятельно разработанные наименования и методики расчета показателей .
В случае выявления подразделением-исполнителем необходимости внесения изменений в методики расчета и оценки выполнения показателей, производится согласование предложений и определение даты, с которой указанные изменения вступают в действие.
После этого, готовится соответствующий приказ. Отчеты о выполнении показателей готовятся в соответствии с требованиями, указанными в соответствующих методиках расчета показателей. Если в методике не указаны требования к содержанию отчета, отчет по показателю должен содержать фактическое значение показателя, достигнутое в отчетном квартале, и исходные данные, использованные при его расчете. Далее, производится предварительная оценка деятельности РТУ или ТНП по выполнению контрольных показателей (в процентах) и показатели выносятся на экспертный совет ФТС. В последующем руководитель таможенной службы утверждает итоговые оценки .
Ежегодно, приказами ФТС России утверждаются методики расчёта и оценки выполнения контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.
Непосредственно для таможен, значения показателей устанавливаются приказами региональных таможенных управлений, а для структурных подразделений и таможенных постов значения показателей устанавливаются приказами по таможне.
Рассмотрим порядок разработки и формирования системы показателей.
Очевидно, что в основу ее формирования заложен механизм присутствия для каждой цели, задачи и функции таможенной службы отдельно взятого (а в некоторых случаях и не одного) показателя .
Для подтверждения этого довода проведем анализ соотношения количества установленных на 2016 год Приказом ФТС России от 21.12.2015 г. № 2615 контрольных показателей (КПЭД) к стратегической цели, задачам и функциям, который представлен в табл. 1, табл. 2 и табл. 3.
Таблица № 1. Цели таможенных органов (Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года).
Цели таможенных органов |
Установленные КПЭД |
1. Повышение уровня экономической безопасности |
Цель носит декларативный характер – все показатели можно отнести к данной цели |
2. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику |
4 показателя (№№ 13, 14, 15, 18), направленные на сокращение времени совершения таможенных операций и сокращение издержек заинтересованных лиц. |
3. Полное поступление доходов в федеральный бюджет |
|
4. Защита отечественных производителей |
Нет соответствующих КПЭД |
5. Охрана объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования |
4 показателя (№№13, 14, 15, 18), направленные на выявление контрафактных товаров и сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров; |
Как видно из таблицы № 1, только одной цели (№ 4) не соответствует контрольный показатель.
Таблица № 2. Задачи таможенных органов (ст. 6 Таможенного Кодекса ТС)
Задачи таможенных органов |
Установленные КПЭД |
1. Содействие реализации единой торговой политики таможенного союза |
Носит декларативный характер. Каждый из показателей может влиять на достижение этой задачи. |
2. Обеспечение исполнения таможенного законодательства |
При достижении каждого из показателей необходимо исполнять таможенное законодательство. |
3. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля. |
11 показателей (№№ 8, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 22, 25, 45). Показатели связанные с проведением таможенных досмотров, осмотров на инспекционно-досмотровых комплексах и т.д. |
4. Взимание таможенных платежей, пошлин. |
9 показателей (№№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 17, 39), направленных на взыскание таможенных платежей. |
5. Обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений. |
КПЭД №19 – обеспечение соблюдения запретов и ограничений. |
6. Обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу |
6 показателей (№№ 13, 14, 15, 23, 27, 29) – направленных на сокращение времени совершения таможенных операций, сокращение издержек заинтересованных лиц при одновременном соблюдении законности. |
7. Обеспечение валютного контроля. |
КПЭД №20,21 – эффективность контроля соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. |
8. Выявление, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений. |
|
9. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности. |
КПЭД №18 – количество выявленных контрафактных товаров. |
10. Ведение таможенной статистики |
Как видно из таблицы № 2, все задачи «охвачены» установленными контрольными показателями.
Таблица № 3.Функции таможенных органов (ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ).
Функции таможенных органов |
Установленные КПЭД |
1. Проводят таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота. |
8 показателей (№№8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 45) – направленных на проведение таможенного контроля, сокращение сроков выпуска товаров и сокращения издержек заинтересованных лиц. |
2. Содействуют развитию внешней торговли и ускорению товарооборота |
|
3. Ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику |
КПЭД №№34, 35– соблюдение сроков передачи электронных копий зарегистрированных и выпущенных деклараций на товары в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов; |
4. Взимают таможенные пошлины, налоги, и сборы. |
9 показателей (№№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 17, 39), направленных на взыскание таможенных платежей. |
5. Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза |
КПЭД № №13, 14, 15 – сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров. |
6. Обеспечивают соблюдение запретов и ограничений |
КПЭД №19 – обеспечение соблюдения запретов и ограничений |
7. Обеспечивают защиту прав на объекты интеллектуальной собственности |
|
8. Выявляют, предупреждают и пресекают правонарушения и преступления. |
4 показателя (№№ 40, 36, 37, 38) – по компетенции правоохранительных подразделений таможни. |
9. Содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию |
КПЭД № 18 – количество выявленных контрафактных товаров. |
10. Осуществляют валютный контроль (функция № 12 практически одинакова с № 10) |
КПЭД №20, 21 – эффективность контроля соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; |
Продолжение к таблице № 3
Как видно из таблицы № 3 только для функций №№ 13, 14, 15, 16 не установлены отдельные КПЭД, при этом деятельность ФТС России по этим направления осуществляется в полном объеме .
Сведения, приведенные в табл. 1, табл. 2 и табл. 3, наглядно демонстрируют направленность системы показателей на выполнение целей, задач и функций, установленных государством .
В заключение, констатируем, что действующие показатели оценки эффективности деятельности таможенных органов и их структурных подразделений представляют собой систему, имеющую большую значимость в практической деятельности должностных лиц таможенных органов, охватывают реализацию стратегической цели таможенной службы, большинства задач и функций, установленных государством для таможенников и являются «индикатором» их достижения, позволяя выявлять «слабые места» в текущей работе, и принимать новые, точные и эффективные управленческие решения. При этом, как и всякая система, система показателей.
Ограниченные экономические ресурсы в каждый данный момент развития общества в сочетании с ростом общественных потребностей в таможенных услугах, рост требований к качеству таможенного администрирования требуют повышения экономической эффективности функционирования таможенной системы .
Эффективность таможенного дела – вопрос проблемный как в научном, так и в практическом аспектах. Ученые и специалисты формулируют критерии эффективности работы таможенных органов, обосновывают свои позиции, ищут показатели для выражения экономического или социального эффекта. Таможенные органы выполняют несколько функций, таким образом, мы можем говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.
При оценке деятельности органов государственной исполнительной власти шире стали использоваться такие методы, как анализ затраты-выгоды, анализ затрат, с которыми сопряжено получение государственных услуг, изучение сопряженных рисков. В соответствии с законом № 311 – ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» основными критериями оценки деятельности таможенных органов являются:
1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Правительство Российской Федерации, исходя из этих основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а также порядок, согласно которому оценку эффективности применения мер таможенного администрирования могут давать лица, осуществляющие ввоз (вывоз) товаров в Российскую Федерацию, осуществляющие деятельность в области таможенного дела в целях согласования общественно значимых интересов этих лиц.
Экономическая наука рассматривает эффект деятельности как некий ее результат в сравнении с затратами ресурсов. Критерии оценки деятельности таможенных органов должны отвечать следующим требованиям:
Соответствовать функциям (задачами) органа;
Определяться на основе постоянной отчетности;
Показывать, насколько государственные услуги удовлетворяют потребности клиентов, а исполнение функций отвечает установленным регламентам.
Показатели (параметры) оценки эффективности представляют собой количественные и (или) качественные характеристики выполнения функций, соотношения результатов и затрат.
Параметры оценки должны различаться в зависимости от уровня, на котором реализуются цели системы (ФТС РФ, РТУ, таможни и таможенные посты). Нормативными актами ФТС России установлены показатели оценки деятельности для таможенных органов и их структурных подразделений. Некоторые из показателей эффективности деятельности ФТС России приведены в приложении к разделу.
Показатель суммы собираемых таможенных платежей сам по себе нельзя рассматривать в качестве показателя эффективности деятельности таможенной службы в целом и отдельных таможенных органов, зависящего от затрат определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава таможенных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных платежей нет. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы таможенных органов, а обусловлены внешними факторами.
На самом деле такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов. Тем более приведенные показатели не могут служить оценкой работы отдельной таможни или поста.
Следовательно, одним из показателей эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) является степень исполнения установленного ему планового задания по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета. Эффективность применения такого критерия во многом зависит от совершенствования регионального планирования таможенных платежей, установления обоснованного расчетного задания каждому таможенному органу с учетом показателей экономического развития регионов, находящихся в сфере деятельности таможен и других внешних факторов.
Тенденция в мировой торговле к снижению средних ставок таможенного тарифа не уменьшает ответственности таможенных служб за наполнение доходов бюджета в соответствии с национальными особенностями экономик. Это остается важной функцией таможенных служб всех стран.
При оценке эффективности исполнения фискальной функции необходимо анализировать такие качественные характеристики работы таможенных органов, как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, время оформления необходимых документов.
О качестве работы таможен (постов) можно судить также по тому, как ими соблюдаются таможенные технологии. Так, региональные таможенные управления представляют в ФТС России с разбивкой по таможням сведения о таких видах нарушений технологии контроля, как ошибки в оформлении электронных таможенных документов, несвоевременное уведомление о направлении товаров, несвоевременное подтверждение доставки товаров, неподтверждение получения документов, отсутствие ответов на запросы.
Подобные нарушения в работе по оформлению необходимых документов увеличивают таможенные риски и тем самым, в конечном итоге, снижают эффективность деятельности таможенных органов.
Поскольку задания таможням по перечислению таможенных платежей устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен, справившихся с установленным заданием . Показатель в определенной степени отражает качество планирования и оперативного управления.
В связи с возникновением новых рынков, ростом международной торговли, значительно опережающим рост мирового производства, особенно проявляется международная заинтересованность в упрощении таможенных требований и процедур, а также координации усилий в этих направлениях. Таможня XXI века будет функционировать в компьютеризированной окружающей среде.
Коренные изменения в сфере международной торговли, интеграция государств в экономических и таможенных союзах, развитие торговли с помощью средств электронной техники, использование современных скоростных средств транспорта, увеличение объема торговых операций между транснациональными компаниями привели к изменению взглядов общества на оценочные показатели эффективности (полезности) деятельности таможенной службы. Большее внимание стало обращаться на издержки, связанные с осуществлением таможенного оформления и контроля. Они существенно увеличивают расходы самой таможенной службы и участников ВЭД. Так как государство финансирует таможенную службу из своих доходов, то эти издержки ложатся в основном на налогоплательщиков.
Современное требование – упрощение таможенных процедур для исполнения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для таможен, так и для обслуживаемых ею участников ВЭД. Время оказания таможенных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффективности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.
В ходе разработки проектов развития гармонизированной таможни будущего в некоторых развитых странах выдвигаются идеи о возможности передачи частному сектору некоторых функций, которые могут, по их мнению, выполняться более эффективно и с меньшими издержками (лабораторный анализ, проведение платежей и налогов в банках).
Таможенная служба формирует информационный ресурс для правительства и деловых кругов. Совершенствование структуры информационного обеспечения, поиск лучших источников информации могут оптимизировать направления таможенного контроля и используемых с этой целью ресурсы. Полнота информации, ее состав, время поступления – все это важные факторы принятия рациональных решений в области таможенной политики.
Эффективность работы таможенных органов по формированию и использованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства, может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора информации. При этом некоторые страны, например, Великобритания, полагают, что потребности самих таможенных служб в информации должны согласовываться на уровне международных конвенций.
Уменьшение таможенных тарифов как тенденция в мировой торговле не снижает, а усиливает значимость поступления информации таможенным органам в необходимом объеме для эффективного контроля за контрабандой и движением финансов на границе государств, систематизации данных по международной торговле.
Либерализация мировой торговли обострила для таможенных служб проблему предотвращения и борьбы с торговым мошенничеством, контрабандой наркотиков, оружия и других товаров, запрещенных или ограниченных для ввоза (вывоза). В связи с этим при реформировании таможенных служб предусматривается усиление и расширение их правоохранительных функций, увеличение доли ресурсов для их реализации. Выполнение таможнями этих функций является важной составляющей оценки эффективности (общественной полезности) их деятельности. Эффективная борьба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения – цели таможенного контроля.
Эффект противодействия преступлениям выражается в показателях о количестве фактов пресечения контрабанды оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и взрывных устройств, изъятых предметов контрабанды, сильнодействующих лекарственных веществ, наркотических средств, сумме предотвращенного ущерба государства от возможных противоправных действий, количестве возбужденных и выигранных дел по фактам нарушения таможенного законодательства.
Таможенная служба должна быть фактором, ускоряющим развитие внешней торговли и национальной экономики. Правительства разных стран оценивают эффективность работы таможенной службы не только с точки зрения сокращения расходов на ее деятельность, но и с позиции вклада в экономику государства. Одним из аспектов этого вопроса и является оценка издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций, так как эти издержки, включенные предпринимателем в издержки производства и реализации товаров, услуг снижают конкурентоспособность национальной продукции. Неэффективное таможенное администрирование может способствовать нерациональному товародвижению и использованию транспорта, размещению объектов складской инфраструктуры. В этом случае правомерно, на наш взгляд, говорить о косвенном влиянии таможенного дела на экономическое развитие и качество жизни населения.
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра таможенного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Таможенный менеджмент»
на тему «Система показателей эффективности (результативности)
деятельности таможенных органов»
Выполнила: студентка 3-го курса очной
формы обучения факультета таможенного
дела, группа Т 073 О.А. Сафронова
Подпись___________________________
Научный руководитель: О.А. Громенко,
Подпись_________________________
Введение………………………………………………………………………..
1. Эффективность деятельности ………………....
1.2. Система показателей эффективности……...
2. Основные понятия показателей эффективности таможенной деятельности ………………………………………………………….
2.1 . Подходы к выбору эффективности таможенной деятельности……………….................................................................
2.2.Показатели таможенной службы и эффективности таможенной деятельности……………………….
2.3.Факторы эффективности в управлении таможенным делом……………………………………………….
3. Оценка деятельности таможенных органов…….
3.1. Проблемы оценки результативности деятельности таможенных органов……………...................................................................................
3.2. Пути решения проблем оценки результативности деятельности таможенных органов……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованных источников……………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПАНИИ «МИКРОТЕСТ»
Компания «Микротест» - лидер российского рынка системной интеграции и консалтинга в части реализации наиболее сложных проектов.
Основными направлениями деятельности «Микротест» являются: управленческий консалтинг, внедрение бизнес-приложений, построение ИТ-инфраструктуры и профессиональные ИТ-услуги.
Глубокое понимание бизнеса клиента, выявление и тщательный анализ причин, препятствующих его развитию, позволяет предложить оптимальные варианты решения наиболее актуальных бизнес-задач и, в рамках каждого проекта, достичь максимального экономического результата для клиента.
Сегодня в «Микротест» работает более 650 сотрудников. Это самые талантливые специалисты в России, имеющие значительный опыт выполнения различных проектов, как по масштабу, так и степени сложности. Эксперты «Микротест» постоянно совершенствуют свои знания и имеют на сегодняшний день свыше 1000 действующих сертификатов ведущих мировых производителей оборудования и программного обеспечения. Работа каждого из них является образцом профессионализма во всех сферах деятельности и видах услуг, которые оказываются.
За 20 лет работы «Микротест» реализовал более 8900 проектов для предприятий и организаций финансового сектора, промышленности, транспорта, торговли, энергетики, добычи и переработки нефти и газа, телекоммуникаций, органов государственного управления.
1.2.Система показателей эффективности компании
"Микротест" на примере транспортных предприятий
Эффективность управления транспортными предприятиями в первую очередь зависит от качества управления затратами на осуществление своей деятельности. В частности, возможность контролировать расход горюче-смазочных материалов и запасных частей, являющихся основной статьей расходов, позволяет значительно снизить издержки на эксплуатацию транспортных средств. "Микротест" предлагает транспортным компаниям уникальное решение, позволяющее решить все ключевые задачи управления в рамках всего жизненного цикла транспортных средств – от детализированного учета расходных материалов до управления сроками технического обслуживания и выбытием транспорта из эксплуатации.
Комплексное решение для управления транспортными компаниями предоставляет мощные инструменты, обеспечивающие достижение максимальной результативности работы всех подразделений. Решение "Микротест" позволяет повысить прозрачность и прибыльность деятельности компании за счет:
- Планирования и контроля затрат
- Управления себестоимостью
- Планирования и управления эксплуатацией и обслуживанием транспортных средств в рамках жизненного цикла
- Повышения эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов
Планирование и контроль затрат
Планирование и прогнозирование деятельности, основанные на точной информации, обеспечивают высокую конкурентоспособность компании на рынке. Управление затратами играет ключевую роль в принятии управленческих решений. Решение "Микротест" для транспортных предприятий позволяет комплексно подойти к задаче планирования всех статей затрат, что позволяет оптимизировать использование ресурсов и значительно повысить прибыльность компании.
Для высокой эффективности этой работы ERP-система предлагает инструменты, позволяющие:
- максимально детализировать затраты по каждому транспортному средству, рейсу и маршруту. Это позволяет планировать маршрут с учетом затрат, принимать обоснованные решения о рентабельности маршрута и используемых на нем транспортных средств.
- Система сбалансированных показателей предоставляет руководству компании настроенные индикаторы, которые, в случае значительного увеличения затрат, позволяют определить причины и уровень отклонений от нормы. Это позволяет определять и проводить мероприятия по снижению затрат, в частности, на основании проверенной и точной информации производить замену транспорта на экономически более выгодные транспортные средства или отказаться от низко рентабельных маршрутов или рейсов.
- Точный учет расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) – задача, которую невозможно решить без использования специализированного программного обеспечения. Решение, предлагаемое "Микротест", позволяет точно рассчитывать расход ГСМ по каждому транспортному средству. Система предоставляет информацию о реальном расходе топлива на каждый рейс, объеме топлива в каждой машине на конец смены или передаче ее другому водителю. При превышении норм расхода ГСМ каким-либо транспортным средством, система предлагает профилактические мероприятия по возврату расхода на прежний уровень. Это повышает прозрачность использования ГСМ, позволяет планировать закупки топлива и расходы.
- Для предприятий, использующих автотранспорт, решение предоставляет возможность осуществлять контроль расхода транспортных шин . Для этого используются развитые инструменты пошинного учета, позволяющие учитывать ходимость шин на разных транспортных средствах и отслеживать жизненный цикл каждой шины, в том числе, при переброске ее на другой транспорт. При уменьшении показателя ходимости шин на каком-либо транспортном средстве система предлагает список мероприятий, позволяющих снизить процент износа. Благодаря этому компания может оптимизировать складские запасы и снизить уровень страховых запасов, что приведет к высвобождению оборотных средств.
- Обеспечение персонала транспортных компаний спецодеждой и средствами индивидуальной защиты также поддерживается в рамках инструментов ERP-системы. На основании имеющихся данных и предварительно настроенных индикаторов система отслеживает сроки использования экипировки персонала и сообщает о необходимости приобретения новой. Интеграция решения с системой управления персоналом позволяет производить закупку с учетом анатомических данных каждого сотрудника.
Управление себестоимостью
Система предоставляет инструменты, поддерживающие процесс расчета себестоимости эксплуатации транспортного средства и оказываемых услуг. В решении "Микротест" используется мощный аналитический инструмент контроллинг, позволяющий производить расчеты себестоимости в необходимых компании разрезах. В частности, система предоставляет возможность рассчитывать прямые и косвенные затраты и распределять косвенные затраты по местам их возникновения.
Планирование и управление эксплуатацией и обслуживанием
транспортных средств в рамках жизненного цикла
В соответствии с международным и российским законодательством транспортные средства относятся к средствам повышенной опасности. В связи с этим транспортные средства компаний постоянно проходят технический осмотр на соответствие условиям безопасности. Решение "Микротест" позволяет оптимизировать процессы технического обслуживания, предлагая широкий набор инструментов, облегчающих проведение и контроль ремонтных работ:
- Использование справочника ремонтов в рамках ERP-системы позволяет планировать техническое обслуживание и ремонты на основании пробегов, что обеспечивает прогнозируемый график постановки транспортных средств на ТО. В свою очередь график ТО и полная информация о каждом транспортном средстве, ведущаяся в системе, позволяют планировать четкий список запасных частей, которые будут востребованы. Наличие подобной информации позволяет транспортным компаниям существенно снижать аварийные запасы запчастей.
- руководство транспортной компании может проводить перераспределение нагрузки транспортных средств. Зная, какие транспортные средства выйдут из состава, возможно планировать график выхода на ТО и нагрузку на транспортное средство. Таким образом, система предоставляет компании возможность влиять на процесс постановки транспорта на ТО, обеспечивая бесперебойность работы на маршрутах и снижение затрат.
- Планирование в системе закупок и запасных частей позволяет оптимизировать складские запасы, оптимально покупать запчасти в соответствии с концепцией "точно вовремя" и эффективно выстраивать складскую логистику. Использование инструментов ERP-системы ускоряет время прохождения и согласования заявок на приобретение необходимых для ремонта комплектующих, сокращая объемы ручной и бумажной работы.
- Решение "Микротест" предполагает интегрированное управление поставками в рамках комплексного логистического решения, что позволяет осуществлять выбор поставщиков на основе различных характеристик и проводить электронные тендеры. По мере появления необходимости в закупках система может публиковать данные на портале и получать и анализировать предложения от поставщиков. Система позволяет быстро определять, какие материалы ранее предлагались и закупались определенным поставщиком, какие поставщики предлагали или поставляли определенную услугу, а также: цены, условия, номер последнего заказа, запланированное время оказания услуги, данные аттестации поставщиков, период доступности и т.п.
- Наличие единых справочников материалов позволяет производить оперативную переброску необходимых запасных частей и материалов между складами, что приводит к снижению аварийного запаса и высвобождению оборотных средств. Наличие справочников для аналогов позволяют подобрать сходные по характеристикам и назначению запасные части и материалы, что в свою очередь также приводит к снижению страховых запасов и позволяет максимально использовать имеющиеся в наличие запасные части.
- Функциональные возможности системы позволяют планировать выбытие транспорта и управлять сроками и графиком вывода транспортных средств из состава. В частности, за счет планирования нагрузки использования машин компания имеет возможность растянуть выбытие, перераспределяя транспортные средства между маршрутами. Это позволяет спланировать график обновления транспортного парка в зависимости от бюджетных средств компании.
Повышение эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов
Отчетность