Финансовые ресурсы. Факторы роста финансовых ресурсов государства. Финансовые ресурсы предприятия


Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства и отдельных субъектов хозяйствования.

Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Однако финансы и финансовые ресурсы – это не тождественные понятия.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность денежных средств, создающихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц.

В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления.

Важнейшую роль выполняет здесь государство, которое не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником. Рассматриваемый процесс можно дифференцировать на три последовательных этапа формирования и распределения финансовых ресурсов:

I-ый этап: непосредственное создание финансовых ресурсов юридическими и физическими лицами в процессе их производственно-хозяйственной и трудовой деятельности. Источниками этих ресурсов выступают:

Выручка от реализации продукции и услуг, а также внереализационные поступления юридических лиц;

Основная и дополнительная заработная плата, а также иные доходы физических лиц.

Характерной особенностью данного этапа в условиях рыночной экономики является пассивная роль государства, которое практически не принимает участия в процессе непосредственного создания финансовых ресурсов (за исключением незначительного числа функционирующих в режиме самофинансирования «унитарных» предприятий, как правило, малорентабельных или планово-убыточных, т.е. требующих постоянной финансовой поддержки со стороны соответствующих государственных органов). Таким образом, именно юридические и физические лица создают основную часть финансовых ресурсов общества, что и определяет их место в его финансовой системе.

II-ой этап: первичное распределение финансовых ресурсов между их непосредственными создателями и государством. Объектом распределения выступает прибыль, а также некоторые иные результаты деятельности юридических лиц и доходы физических лиц. Инструментом распределения служит налоговая система, полностью организуемая и эксплуатируемая специальными финансовыми органами государства в лице налоговых служб. В процессе распределения финансовых ресурсов общества государство решает две параллельные задачи.

· фискальную , связанную с принудительной мобилизацией части созданного национального дохода, для удовлетворения собственных потребностей государства в финансовых ресурсах, для реализации установленных ему функций;

· регулирующую , обеспечивающую возможность эффективно корректировать развитие экономической системы общества.

Оставшаяся в распоряжении юридических и физических лиц часть созданных финансовых ресурсов, распределяется ими самостоятельно в децентрализованном порядке и направляется для удостоверения собственных нужд производственного и непроизводственного характера.

Часть этих ресурсов также может быть передана государству на добровольных началах, при размещении государственных займов, как второго источника формирования доходной части бюджетов всех уровней.

III-ий этап: перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне через систему федеральных, региональных (уровень субъектов Федерации) и местных финансов. На этом этапе мобилизованные в принудительном и привлеченные в добровольном порядке финансовые ресурсы, централизованно распределяются государством через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней. Характерно, что лишь незначительная часть собранных средств потребляется собственно государством в лице его органов управления. Основная же часть возвращается на уровень конкретных юридических и физических лиц, в форме оплаты государственных заказов, бюджетных дотаций и субвенций, зарплаты работникам бюджетной сферы (наука, культура, вооруженные силы и т.п.), пенсии, иные выплаты социального характера.

От эффективности централизованного распределения национального дохода, во многом зависят макроэкономические результаты развития экономики страны в целом, что и определяет место финансового направления в деятельности государственных органов управления. Непосредственная же схема организации процессов создания и распределения финансовых ресурсов зависит от принципиального устройства финансовой системы конкретного государства.

5. Финансовые ресурсы организаций (предприятия)

Все финансовые ресурсы организаций (предприятий) можно классифицировать на три группы:

1. Финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств;

2. Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке;

3. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения

1. Финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств:

Доходы: Поступления:

1)Прибыль от основной 1) Амортизационные отчисления;

деятельности; 2)Выручка от реализации

2)Прибыль от НИР и выбывшего имущества;

целевые доходы; 3) Устойчивые пассивы;

3)Прибыль от финансовых 4) Целевые поступления;

операций; 5) Мобилизация внутренних

4)Прибыль от СМР; ресурсов;

5)Другие виды доходов 6) Другие поступления.


Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы. Занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия , связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым . Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивного обложения.

4. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществить прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР стоился и финансовой механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятия. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода. Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определились исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.

Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социальных странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

1.2. Финансовый механизм, его роль в

реализации финансовой политики

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов , каждый их которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов - на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций – доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (например, в РФ это ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

    финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

    метод кредитования связан с преставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (в РФ это - ст. 76-77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческим организациям;

    налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использования следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

    страховой метод предлагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

Cтраница 1


Рост финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социальных и других потребностей, предусматривается прежде всего за счет резкого сокращения расходов на оборону, управление, содержание убыточных предприятий, капитальных вложений; экономии государственных средств. Однако, сокращение государственных расходов может дать только кратковременный эффект. Под воздействием разнообразных причин политического, экономического и социального характера расходы государства постоянно возрастают. В связи с этим современная финансовая политика предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение постоянного роста финансовых ресурсов государства.  

Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.  

В условиях самофинансирования государственный бюджет все более ориентируется на ускоренное повышение эффективности народного хозяйства и обеспечение на этой основе роста финансовых ресурсов, достижение устойчивого финансового состояния отраслей народного хозяйства страны. Это находит свое выражение в сокращении масштабов дотационного регулирования результатов производственно-финансовой деятельности предприятий, объединений и организаций. Размер покрываемых из бюджета плановых убытков снижается. Одновременно существенно возрастают расходы на развитие социальной сферы, делается упор на преодоление остаточного метода выделения ресурсов на эти цели. Все это является прямым следствием расширения сферы практического применения принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования в хозяйстве.  

Особенностью внутрихозяйственного и аудиторского контроля коммерческой организации является его направленность на оценку эффективности принимаемых управленческих решений, а также выявление резервов роста финансовых ресурсов.  

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.  

В современных условиях значительно возрастает значение контроля за эффективным использованием бюджетных ассигнований, открытием кредитов в меру действительной потребности финансируемых предприятий, объединений, учреждений и организаций с учетом имеющихся у них внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов.  

Общая экономия от снижения издержек производства в-промышленности на транспорте, в совхозах и машинно-тракторных станциях по сравнению с уровнем 1945 г. должна была составить за пятилетие 160 млрд. руб. Это был один из важнейших источников роста финансовых ресурсов. О его Значении свидетельствует сравнение приведенной суммы экономии с принятым на пятилетие объемом капитальных вложении; одна лишь Экономикса производственных затратах покрывала почти У3 всех запланированных централизованных капитальных вложений.  

Финансовое регулирование - воздействие на экономические и со - циальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.  

Рост финансовых ресурсов государства дает возможность теперь же поставить вопрос о дальнейшем облегчении налоговой тяжести некоторых категорий плательщиков государственных налогов. Подходя к этому вопросу с величайшей осторожностью, обусловливаемой общими интересами страны, неизбежным ростом государственных расходов на оборону страны, на удовлетворение культурных потребностей и хозяйственных нужд ее, партия считает, однако, по состоянию государственных финансов возможным и в интересах крестьянства необходимым остановить свое внимание в первую очередь на едином сельскохозяйственном налоге.  

Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Финансовые ресурсы страны отражаются в сводном финансовом балансе, составляемом Министерством экономики РФ.  

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.  

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации.  

Однако здесь следует иметь в виду, что начиная с 1988 г. отсчет в выполнении плана по финансовым результатам пошел не от бюджетного, а от возвратного плана. Поэтому видимость улучшения положения свидетельствует не столько о самом явлении, сколько о выявившейся неспособности многих предприятий, значительной части министерств и ведомств вести финансовое планирование с государственных позиций, предусматривающих более полную мобилизацию внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов в ходе финансового планирования.  

В общем, чем меньше Ток (или т), тем быстрее растет объем финансовых ресурс9в, и стремление максимизировать кажется оправданным. Однако показатель Эп как целевая функция все же слишком условен. Во-первых, и Гок, и т - это минимальный период удвоения финансовых ресурсов, фактический же период удвоения зависит от стратегии распределения прибыли; во-вторых, Гок и т выводятся в предположении, что Эп не зависит от К и не меняется с течением времени; в-третьих, сравнивать варианты капиталовложений по скорости роста финансовых ресурсов имеет смысл только при равенстве начальных условий.  

В увеличении финансовых ресурсов повысится доля, связанная со снижением затрат, с улучшением качества продукции, обновлением ее ассортимента и с ростом объема производства. В настоящее время финансовые ресурсы часто возрастают за счет повышения цен. Признавая необходимость этого процесса в определенных условиях, нужно правильно его оценивать как источник дополнительных доходов. Связь между ростом финансовых ресурсов и повышением эффективности производства здесь весьма косвенная. Нужно усилить влияние роста эффективности производства на динамику финансовых ресурсов в народном хозяйстве.  

Страницы:      1

Механизм управления финансами предприятиями.

Финансовый механизм – это сист. управления финан-ми пред-тия ч/з фин-ые инструменты с помощью использ-я совокупности фин-ых. методов и приемов, с целью эффективного воздействия на конечные результаты деятельности в соответствии с требованием экономич. законов.

Сист. управления финансами включ.ЭЛЕМЕНТЫ:

1)Организационная структура, сист управления финансами. 2)фин. методы, приемы, модели. 3)фин. рычаги и инструменты. 4)нормативно-правовое обеспечение.5)информационное обеспечен. 6)технические средства и программное обеспечение управление финансами.

Фин. методы, приемы и модели - это способы воздействия на хоз-но-фин-ый процесс инструментарий формирования, распред. и использ. денежных фондов.

Их делят:1)общеэкономические - система кассовых и расчетных операций, налогообложения, кредитования. 2)прогнозно-аналитические :- финансовое и налоговое планирование, - прогнозирование, - факторный анализ и т.д. 3)специальные –факторанговые операции, франчайзинг, дивидендная политика.

К фин. методам традиционно относят:-фин.планир-е и прогнозир.,- фин. учет, - фин. анализ,- фин. контроль,- фин. регулирование.

Правовое обеспечение функционир-го финн-го механизма предприятия включает в законодательные акты, постановления, приказы и др. правовые документы органов управления. Нормативное обеспечен. функционир. образует инструкции, методич. Указания. Оно предусматривает использование норм и нормативов об.ср-тв, амортизационных норм, тарифных и налог. ставок.

Организация финансовой работы на предприятии.

Под фин. службой на предприятии, понимается самостоятельное структурное подразд., выполняющее опред. функции в сист. управления предприятием. От деят-ти фин-ой службы зависит фин-ая устойчивость всего предприятия.

Цель деятельности финансовых служб предприятий - обеспечить фин-вую стаб-ть, создать устойчивые предпосылки для экономич-го роста и получение прибыли. Содержание фин-ой работы сост. в следующем: -в обеспечении и эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятий; - в организации взаимоотношений с финансово-кредитной сист. и др. Осн-е направления фин-ой работы:

1)- фин-е планирование; 2)-оперативное планир-е; 3)-контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планир . предназначено: 1) обьективно оценить фин.е положение предпр-я,; 2)определить возможности увеличения фин. ресурсрв.;3)обосновать направление эффективного использования фин.ресурсов.

В области оперативной работы фин. служба решает след. задачи:

Обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет, выплат %-ов по ссудам банков, выдачи зар. платы раб., оплаты счетов поставщиков;

Обеспечение финансирования плановых затрат;(закупка п/ф, расчет за эл.энергию ит.д)

Оформлен. кредитов в соответ. с договорами;

Ведение ежедневного оператив. учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;

От эффективности контрольно-аналитической работы на предприят. зависит результат фин. деят-ти. Фин. служ-ба осуществляет постоянный контроль за выполнением показателей фин., кредитного, кассового планов и планов по прибыли и рентаб-ти, а также контроль за использован. собственного и заемного капитала и целевым использованием банковских кредитов.

Понятие финансовых ресурсов, их классификация.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы -- это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования.

Вариант 1

Что такое финансы?

Одна из важнейших функций финансов

А) Воспроизводственная

Б) Стимулирующая

В) Распределительная

3.Финансовая система государства охватывает:

А) Общегосударственные финансы, финансы предприятий, финансы домашних хозяйств

Б) Общегосударственные финансы, территориальные финансы, финансы предприятий

В) Общегосударственные финансы, территориальные финансы

Г) Государственные и муниципальные финансы

4.Финансы, как экономическую категорию, характеризуют следующие закономерности:

а) непосредственно порождаются государством;

б) выражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов;

в) в своей развитой форме включают только общегосударственные финансы;

г) обслуживают появление таких стоимостных категорий, как заработная плата, цена, кредит;

д) в связи с функцией управления, присущей государству, обосабливаются в его финансовую политику.

а) контрольная, стабилизирующая, регулирующая;

б) распределительная, производственная, фискальная;

в) регулирующая, стимулирующая, воспроизводственная;

г) распределительная, контрольная, регулирующая;

д) стабилизирующая, регулирующая, контрольная;

е) производственная, стимулирующая, дестимулирующая.

Государственный бюджет - это

А) Общегосударственные финансы, территориальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов



Б) Золотовалютный резерв государства

В) Важнейшее звено финансовой системы, обеспечивающее перераспределение национального дохода

7.Государственному бюджету как экономической категории присущи функции:

а) производственная;

б) контрольная;

в) распределительная;

г) перераспределительная;

А) межбюджетные трансферты

Б) бюджетные обязательства

В) бюджетные ассигнования

Г) бюджетный кредит

9. Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) – это …

А) бюджет РФ

Б) консолидированный бюджет

В) сводная бюджетная роспись

Г) бюджетная система

10. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к безвозмездным поступлениям в бюджет относятся …

А) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Б) средства самообложения граждан

В) субвенции из федерального бюджета


Вариант 2

Что такое финансы?

А) Деньги конкретного экономического субъекта, находящиеся в его личном пользовании

Б) Обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования

В) Экономические отношения между хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, для обеспечения расширенного воспроизводства

Г) Золотовалютный резерв государства

2. Управление государственным долгом осуществляется посредством применения следующих методов:

А) обязательные нормы отчислений от прибыли предприятий в резервный фонд государства

Б) рефинансирование

В) консолидация

Г) введение налога на доходы физических лиц для оплаты государственного долга

Государственными финансовыми ресурсами являются

а) денежные средства, находящиеся в распоряжении экономических субъектов

б) долговые обязательства государства

в) средства, находящиеся в распоряжении федеральных органов государственной власти

г) денежные доходы рабочих и служащих

4.Общегосударственный финансовый контроль осуществляют:

а) Минфин РФ;

б) Счетная палата РФ;

в) Генеральная прокуратура РФ;

г) Министерство экономического развития РФ;

5.По времени проведения финансовый контроль может быть:

а) предварительный;

б) текущий;

в) последующий;

г) стратегический.

6.Наиболее глубоким и всеохватывающим методом финансового контроля является:

а) проверка;

б) обследование;

в) надзор;

г) анализ финансового состояния;

д) наблюдение;

е) ревизия.

7. Долгосрочная финансовая политика, ориентированная на длительный период развития макроэкономических процессов, называется …

А) финансовой стратегией

Б) финансовой тактикой

В) финансовым планом

Г) финансовым механизмом

8. Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ, – это …

А) межбюджетные трансферты

Б) бюджетные обязательства

В) бюджетные ассигнования

Г) бюджетный кредит

9. Количество уровней бюджетной системы зависит от:

А) принципов построения бюджетной системы

Б) государственного устройства страны

В) волеизъявления населения

10.По направлениям использования заемных средств государственные займы подразделяются на:

а) рыночные

б) нерыночные

в) целевые

г) нецелевые


Контрольная работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

для студентов заочной формы обучения 2015/2016 уч.г.

Выполнил студент _________________________________ группа______________ форма обучения___________________

Проверила: к.э.н., доцент Новикова Д.М._____________________________________

Вариант 3

1. Финансы представляют собой __________ отношения.

А) товарные

Б) денежные

В) кредитные

Г) производственные

2.Доходы бюджетов формируются за счет:

а) налоговых видов доходов;

б) возмездных перечислений юридических лиц;

в) доходов целевых бюджетных фондов;

г) неналоговых видов доходов

3.Потребности расширенного производства на макроуровне обеспечиваются за счет:

а) децентрализованных фондов денежных средств;

б) централизованных фондов денежных средств.

Главное условие роста финансовых ресурсов

А) Увеличение национального дохода страны

Б) Рост мировых цен на энергоносители

В) Рост активности предпринимателей

5.Укажите верную совокупность принципов бюджетной системы:

а) единство, необходимость, целевой характер, гласность;

б) сбалансированность независимость, достоверность эффективность;

в) разграничение доходов и расходов, адресность, достаточность, экономичность;

г) самостоятельность, сбалансированность, полнота отражения доходов и расходов, общее покрытие расходов.

6.Исполнение федерального бюджета в РФ возложено:

а) на расчетную сеть Банка России;

б) на органы федерального казначейства;

в) на расчетную сеть Сбербанка РФ;

г) исполнение федерального бюджета осуществляется коммерческими банками РФ

7.Выберите верное утверждение. Бюджетная классификация – это:

а) группировка доходов и расходов федерального бюджета РФ, а также источников финансирования его дефицита;

б) группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов;

в) группировка доходов и расходов консолидированного бюджета РФ, а также источников финансирования его дефицита;

г) группировка доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также источников финансирования их дефицита.

8.Консолидированным бюджетом РФ является:

а) федеральный бюджет и бюджеты территорий;

б) совокупный бюджет бюджетной системы государства;

в) свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

9.Правовой формой утверждения федерального бюджета на соответствующий финансовый год является:

а) Указ Президента РФ;

б) постановление Правительства РФ;

в) решение или постановление Федерального Собрания РФ;

г) федеральный закон.

10.Правовой формой утверждения местных бюджетов на территории РФ является:

а) постановление Главы районной или Городской администрации местного самоуправления;

б) закон субъекта РФ;

в) постановление представительных органов местного самоуправления;

г) постановление представительных органов субъекта РФ.


Контрольная работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

для студентов заочной формы обучения 2015/2016 уч.г.

Выполнил студент _________________________________ группа______________ форма обучения___________________

Проверила: к.э.н., доцент Новикова Д.М._____________________________________

Вариант 4

1. Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют функции:

А) составление проекта федерального бюджета

Б) рассмотрение и утверждение федерального бюджета

В) разработка программ государственных заимствований

Г) принятие финансового законодательства

Д) составление отчета об исполнении федерального бюджета

2.Какой из приведенных ответов структуры финансовой системы более точен:

а) финансы хозяйствующих субъектов (за исключением кредитных организаций), финансы социального страхования, финансы государственного бюджета, финансы внебюджетных фондов;

б) финансы общественных объединений, государственные финансы, финансы государственных социальных внебюджетных фондов, финансы личного страхования;

в) финансы хозяйствующих субъектов, осуществляющих некоммерческую деятельность, государственный кредит, финансы внебюджетных фондов, финансы имущественного страхования;

г) финансы предприятий, государственные финансы, финансы домашних хозяйств.

3. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:

А) федеральный бюджет России

Б) бюджет Псковской области

В) консолидированный бюджет Российской Федерации

Г) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Д) сводный финансовый баланс региона

4. Несбалансированность бюджета проявляется в:

А) использовании дотаций и других форм финансовой помощи

Б) дефиците

В) использовании регулирующих доходов

Г) использовании средств по взаимным расчетам

Д) профиците

5.Государственными финансовыми ресурсами являются:

А) денежные средства, находящиеся в распоряжении экономических субъектов;

Б) долговые обязательства государства;

В) средства, находящиеся в распоряжении федеральных органов государственной власти;

Г) денежные доходы рабочих и служащих;

6. Денежные фонды, имеющие строго целевое назначение – это:

а) государственный бюджет;

б) бюджет предприятия;

в) внебюджетные специальные фонды.

7. Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации, – это …

А) консолидированный бюджет

Б) бюджет РФ

В) бюджетная система РФ

Г) бюджетная роспись

8. Принцип функционирования бюджетной системы РФ, который означает единство бюджетного законодательства страны, единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, – это принцип …

А) единства кассы

Б) равенства бюджетных прав субъектов РФ

В) единства бюджетной системы РФ

Г) сбалансированности бюджета

9. Бюджетная система федеративного государства состоит из …

А) бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

Б) федерального и местных бюджетов

В) бюджетов субъектов федерации

Г) федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

10. Бюджетная система унитарного государства включает …

А) государственный и местные бюджеты

Б) бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты

В) совокупность местных бюджетов

Г) государственный бюджет


Контрольная работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

для студентов заочной формы обучения 2015/2016 уч.г.

Выполнил студент _________________________________ группа______________ форма обучения___________________

Проверила: к.э.н., доцент Новикова Д.М._____________________________________

Вариант 5

1. К неналоговым доходам бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации относятся …

А) межбюджетные субсидии

Б) субвенции из федерального бюджета

В) безвозмездные поступления от международных организаций

Г) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

2. Доходы от налогов и сборов, другие поступления, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для их распределения между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами зачисляются на счета …

А) Федеральной налоговой службы

Б) органов Федерального казначейства

В) Правительства Российской Федерации

Г) Министерства экономического развития Российской Федерации

3. Стимулирующий механизм финансового регулирования экономических процессов как составной элемент финансовой политики государства предусматривает …

А) снижение налоговых платежей

Б) уменьшение бюджетного финансирования

В) усиление налоговой нагрузки

Г) уменьшение финансовых ресурсов экономических

4.Вся сумма неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленных на них, к определенному моменту времени – это…

а) дефицит государственного бюджета

б) профицит государственного бюджета

в) государственный кредит

г) государственный долг



Открытие бизнеса