Тренинги на предприятии. Тренинги и виды тренингов Особенности тренинговой работы

Любой компании важно сформировать профессиональную команду, которая будет эффективно и слаженно работать над решением корпоративных задач и реализацией стратегических планов. Но объединить общей идеей работников разного профессионального сегмента (менеджеров, бухгалтеров, консультантов, маркетологов) - непростая задача. Каждый специалист - это, прежде всего, самостоятельная личность со своими особенностями усвоения информации, концентрации внимания и умения работать в команде.

Чтобы одним сотрудникам не приходилось переделывать работу за других, необходим командный подход к реализации любой задачи. Тренинг для сотрудников от Академии бизнес-практики «ТРИУМФ» в Москве направлен на формирование правильного понимания себя в коллективе.

Что дают корпоративные бизнес-тренинги

Мы приглашаем топ-менеджеров, руководителей подразделений и отделов, координаторов проектов принять участие в тренингах, направленных на повышение эффективности работы как отдельного звена предприятия, так и всей компании в целом. Также владельцам и управляющим компаний предлагается организация тренинга для рядовых подчиненных. С учетом специфики работы фирмы, ее размеров и коммерческой направленности наши преподаватели подберут оптимальный вариант обучающей программы, которая поможет всем сотрудникам:

  • сформировать четкое понимание стратегии и планов компании;
  • проникнуться командным духом;
  • почувствовать себя частью единого рабочего механизма и повысить эффективность труда в коллективе.

Обучающие программы

Сегодня тренинг для сотрудников не ограничивается исключительно лекционными материалами. Преподаватели давно перешли к интерактивным формам, предусматривающим активное участие слушателей в образовательном процессе.

Чтобы расширить профессиональные компетенции сотрудников, научить их использовать новые подходы к решению повседневных задач, наши тренеры моделируют конкретные ситуации, с которыми специалисты различных отделов сталкиваются ежедневно. Вовлеченность слушателей тренингов в интерактивные игры, «мозговые штурмы» и дискуссии позволяет:

  • сформировать практические поведенческие навыки;
  • отработать варианты взаимодействия с клиентами и внутри коллектива;
  • найти оптимальные схемы разделения и делегирования полномочий.

Такой тренинг для сотрудников позволяет значительно повысить продуктивность труда.

Зачем нужен тренинг

Руководство компании, как правило, нацелено на решение коммерческих задач и не имеет представления о том, как организовать эффективную работу персонала. Принципы «кнута и пряника», как показывает практика, менее эффективны, чем личная заинтересованность специалистов в процветании фирмы.

Тренеры Академии бизнес-практики «ТРИУМФ» разрабатывают программы с учетом предварительной оценки потенциала фирмы или ее конкретного подразделения, персональных и профессиональных особенностей слушателей, а также управленческой стратегии.

Даже одно занятие в рамках тренинга для сотрудников дает возможность:

  • научиться выявлять проблемы и находить пути их оперативного решения;
  • установить более тесный контакт между работниками;
  • понять принцип работы на командный результат;
  • начать воспринимать стремления компании как свои собственные.

Популярные направления обучения

Академия бизнес-практики «ТРИУМФ» предлагает заказать организацию и проведение семинара-практикума по одному из популярных направлений:

  • развитие управленческих навыков (для топ-менеджеров, руководителей отделов, проектов, координаторов);
  • эффективные продажи и управление закупками (для маркетологов, менеджеров и консультантов);
  • презентации, деловое общение;
  • управление кадрами.

Мы также проводим индивидуальные семинары-практикумы с выездом в офис. Узнать условия сотрудничества и стоимость услуг можно по телефону. Обучение персонала сегодня - успешная инвестиция в будущее компании!

С целью обеспечения себя грамотными, квалифицированными сотрудниками многие предприятия используют проведение тренингов для персонала. Современные условия диктуют правила жесткой конкуренции на кадровом рынке. Поэтому обучение и развитие персонала, повышение его квалификации – вопросы очень важные.

Что такое тренинг для сотрудников и какова его основная функция? Тренинг (от английского train, что означает “воспитывать, развивать, обучать”) – кратковременная форма активного обучения, во время прохождения которого происходит развитие знаний, умений, навыков, социальных установок и психологических приемов, а также применение и укрепление полученных знаний.

Корпоративный тренинг, или тренинг для персонала, используется для развития навыков сотрудников, укрепления управленческого взаимодействия, он повышает эффективность деятельности организации или предприятия.

Для того чтобы достичь необходимого результата, используется комплекс тренингов. Несмотря на то что это достаточно емкий и сложный процесс, который затрагивает все аспекты ведения бизнеса, этот метод полностью оправдывает все временные и финансовые затраты, с ним связанные. Доказано, что в результате успешного проведения обучения персонала в подобной форме показатели эффективной работы сотрудников предприятия в своих отраслях значительно возрастали.

Виды тренингов для персонала

Для профессионального роста своих подчиненных руководители предприятий используют несколько видов тренингов:

  1. Тренинги, которые призваны выработать и улучшить уровень профессиональных навыков сотрудников. Они улучшают умение вести переговоры, оптимизируют технику продаж.
  2. Тренинг управления помогает развить лидерские способности, умение строить команду, сплотить коллектив вокруг одной общей цели.
  3. Тренинги успешной работы в команде направлены на развитие коммуникативных навыков, умений эффективного общения в группе, нахождения альтернативных вариантов решения проблем и конфликтов в рабочем коллективе.
  4. Тренинг тайм-менеджмента, который учит правильному планированию своего времени, благодаря чему рабочие задачи выполняются более продуктивно и в необходимый срок.
  5. Психологические тренинги для персонала направлены на то, чтобы повысить самооценку членов группы, помочь людям обрести уверенность в себе, побороть свои страхи, комплексы, устранить тревожность. Совершая важные изменения в сознании участников, такие тренинги также способствуют их личностному и профессиональному росту.

С чего начинать обучение персонала?

Результативность тренинга, эффективное выполнение всех поставленных перед ним задач зависит от четкого планирования, грамотного выбора целей, на которые тренинг будет ориентирован, обусловленных потребностями компании.

Для планирования обучения необходимо учесть все уровни рабочего коллектива, которые будут принимать участие в тренинге, заранее согласовать время обучения, форму и тематику с членами тренинга и их непосредственными руководителями. Важен и правильный выбор самого тренера.

Исследования показывают, что большая доля успеха проведенного обучения зависит от составления грамотного плана: за 80% отличных результатов отвечают верный выбор формы обучения, личность тренера, который поможет создать необходимую мотивацию на успех. Момент создания мотивации, направленности на результат проведения обучения, очень важен. Ведь, если сотрудники отнесутся к тренингу как к наказанию или очередным каникулам, проделанная работа не принесет необходимого эффекта и не позволит добиться поставленных целей.

Выбирая тренера, важно обратить внимание на следующие факторы:

  • для тренера необходимы навыки самопрезентации и «языка тела»;
  • тренер должен уметь установить доверительные отношения в группе, для того чтобы быть услышанным аудиторией;
  • важно легко и ловко управлять процессом проведения тренинга (высокий уровень умения вести дискуссию, следить за динамикой коллективных мыслительных процессов, быстро реагировать на любые изменения в групповой активности);
  • уметь использовать и комбинировать формы обучения, сочетая их таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности тренинга;
  • тренер должен поощрять энтузиазм участников, вызывать у них желание активно применять свои знания.

В ходе тренинга для персонала используются различные методики:

  1. Метод кейса – выделение конкретной проблемной ситуации с последующим нахождением оптимальных путей ее решения.
  2. Деловая игра – тренер моделирует возможные ситуации, на которые необходимо найти несколько подходящих вариантов возможного развития событий.
  3. Ролевая игра – участники берут на себя разные роли и проигрывают определенные ситуации, которые могут возникать в трудовом процессе.
  4. Групповая дискуссия, или консилиум, групповое обсуждение проблем, задач, вопросов для того, чтобы найти верное решение сообща.
  5. Мозговой штурм – стимулирование развития креативности, творческого начала у членов группы.

Для того чтобы оценить эффективность тренинга, можно провести анкетирование персонала, опросы участников, в котором важны впечатления всех членов, интроспекция и самоанализ.

Также используются контрольные упражнения, позволяющие определить уровень овладения необходимыми навыками и знаниями. Оценить, насколько результативно прошло обучение персонала, можно с помощью наблюдения непосредственного руководства «в поле», то есть за исполнением сотрудником своих трудовых обязанностей.

Проведение тренингов для персонала – выгодное капиталовложение, ведь высокий уровень квалификации сотрудников, их блестящие профессиональные знания и умения являются одной из основных составляющих успешной деятельности всей организации.

Чем отличается тренинговая форма
обучения от других?

Издавна считалось, что воздействие на группу
людей более эффективно, нежели индивидуальная работа с людьми. Почему это так?
Работая сразу с несколькими членами группы, а не с одним человеком, мы экономим
время. Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более
внушаем, нежели вне ее, поэтому достичь поставленных целей в группе легче. В
группе происходит взаимное обучение ее членов, они могут обмениваться личным
опытом, пробовать новые приемы друг на друге. Поэтому в основном принята
групповая форма обучения.

Известно, что приемы обучения могут быть разными — лекционное,
семинарское, моделирование и наконец тренинговое. Чем
же тренинги отличаются от других форм обучения? С помощью тренинга мы развиваем
способности человека к обучению или овладению любыми сложными видами
деятельности, связанными с общением. Можно заметить, что темы наиболее
распространенных в бизнесе тренингов связаны с общением. Это тренинги продаж,
переговоров, развития лидерских качеств и т.п.

История возникновения тренинговых групп

Первыми социологами, обратившими внимание на
особенности работы людей в группе, были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. В 1950 г. в Америке была создана Национальная лаборатория тренинга для
изучения различных форм и методов групповой работы. Большинство школ тренингов
возникло на базе психологических направлений, таких, как психоанализ,
бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, нейролингвистические
технологии. Зачастую тренинги представляют собой причудливое сочетание этих
направлений. Но не бывает тренингов, которые просто обучают чему-либо, не имея
в своей основе психологической школы или школ, — ведущие подобных занятий
подразумевают под названием "тренинг" что-либо другое.

Слово "тренинг" возникло в клинической психологии и
применялось к работе с психическими больными. Затем эти приемы стали применять
и к здоровым людям. Такие тренинги называли социально-психологическими. Поэтому
современные формы тренингов включают в себя элементы психокоррекции и
психотерапии.

Различные формы ведения тренингов

Зачастую можно встретить профанацию методик
проведения тренингов, что обычно проявляется у "натасканных
псевдотренеров". Такие тренеры, как правило, могут предъявить дипломы
зарубежных учебных заведений с громко звучащими названиями, но не имеют
базового психологического образования. Они знают, какие упражнения и в какой
последовательности необходимо выполнять с группой, их тренинги расписаны по
минутам. Руководителям чаще всего нравится подобная точность и технологичность.
Но при этом не учитывается специфика предприятия, тренеры не владеют техникой
работы с группой, не могут справиться с непредвиденными ситуациями, не знают,
как соотнести поведение обучающихся на тренинге с их
работой и жизнью. В итоге "блестяще" проведенные тренинги ничего не
дают сотрудникам предприятия, кроме затраченного времени и неадекватного
представления о тренинговых формах обучения.

Менеджер по кадрам одного из предприятий, директор которого провел
подобный тренинг, рассказывала об этом так: "Было обидно чувствовать себя
ненужной. Тренеры предварительно не поговорили со мной, не узнали особенностей
нашего предприятия, не соотнесли цели своих тренингов с нашими целями. В итоге
мои подчиненные так и не поняли, зачем им нужны были эти занятия. Осталось лишь
ощущение, что все было четко расписано по времени и вызубрен преподаваемый
материал".

На рынке тренинговых продаж начало складываться мнение, что
психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам,
тренинг-менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что все эти специальности
связаны с работой с людьми, подразумевают хорошее знание психологии. Конечно,
психолог, владеющий только психологией и помешанный на психотерапии, не
очень-то вписывается в работу бизнес-предприятий. Но, с другой стороны,
"натасканный" на нескольких тестах и техниках менеджер не сможет
влиять на межличностные механизмы внутри предприятия. Оптимальный вариант — это
тренер-психолог, который имеет также образование в области менеджмента и
разбирается в механизмах работы бизнес-предприятий.

Особенности тренинговой работы

С чего следует начать подготовку к тренингу?
Необходимо выяснить цели руководителя предприятия, заказывающего тренинг, и
узнать, как, по его мнению, должен выглядеть конечный продукт. Изменение
поведения сотрудников, сокращение конфликтных ситуаций, повышение объема продаж
за счет новых форм общения с покупателями и представления товара — все это
можно назвать продуктом, полученным в результате проведения тренинга. Например,
руководитель предприятия по оптовой продаже во время предварительного
собеседования о целях тренинга продаж задал такие вопросы: "Будете ли вы
проводить предварительную встречу с нашими менеджерами?", "Будет ли
учитываться специфика нашего продукта при обучении?" Получив положительные
ответы, он сказал следующее: "Если бы вы ответили, что все это вам не
нужно, я бы с вами не сотрудничал". И был полностью прав. Только такая
глубокая работа, учитывающая специфику предприятия, настрой сотрудников, их
запросы, мотивацию, может дать положительный эффект и решить задачи тренинговой
подготовки сотрудников.

Тренинги различаются по форме проведения. Это может быть
тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и
положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи
отрицательного подкрепления "стирает" вредные и, по его мнению,
ненужные. С нашей точки зрения такая форма ведения тренингов дает быстрые
результаты, которые так же быстро и исчезают. Участники подобных тренингов,
принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете теряют самих себя, перестают доверять себе. У них
появляется сверхконтроль над своим поведением, что приводит к излишней
скованности и развитию стресса. Количество вариантов их поведения
ограничивается, присутствует страх неправильного поведения.

Другая форма — тренинг как тренировка — подразумевает натаскивание
на формирование и отработку умений и навыков эффективного поведения. При такой
форме работы участники получают ответы на то, как действовать в стандартно
повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения.
Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме
обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуациям, потому
что на тренинге "их не проходили".
Следующая форма тренинга — активное обучение. На таком тренинге
прежде всего даются базовые психологические знания и на их основе
отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но
здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга и помогать
им в практической деятельности. Психологическое просвещение, мало связанное с
запросами руководства предприятия, ведет к выработке мнения, что психологи на
предприятии не нужны и психологические знания в работе не помогают.

Более результативным является тренинг как метод создания условий
для самораскрытия участников. В этом случае сотрудники учатся самостоятельно
искать способы решения собственных проблем и расширяют варианты своего
поведения. Задача тренера — дать необходимые психологические знания для более
успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они
еще не используют в своей работе.

Итак, мы расположили варианты тренингов по степени уменьшения
уровня манипуляций тренера и возрастания ответственности участников за
происходящее на тренинге.

"Дрессировщик" полностью берет на себя ответственность
за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем
осознанности групповых и внутриличностных процессов. В результате и у
участников формируется безответственное отношение к тому, что происходит на их
предприятии.

Истинный тренер разделяет с участниками ответственность,
вырабатывает у них понимание, что происходящее и на тренинге, и на их
предприятии зависит и от них, а не только от тренера или руководства.

Из перечисленных форм тренинга видно, насколько важна личность
ведущего и принципы, которых он придерживается во время обучения.

Менее важны варианты заданий и упражнений, так как одни и те же
упражнения можно употреблять с разными задачами и целями.

Так как группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными
скрытые факторы, возникающие на предприятии, то во время тренинга происходит
моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни
участников. Опытный тренер пользуется этим и дает возможность увидеть и
проанализировать в созданных им условиях психологической безопасности те
закономерности, которые свойственны данному предприятию.

В группе сотрудник может обучаться новому,
экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование
в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже
наказания. Таким образом, тренинговая группа выступает в качестве своеобразного
"психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе,
"примерить" новые модели поведения, научиться по-новому
относиться к себе и людям. Заметим главное — все это должно происходить в
атмосфере принятия и поддержки.

Квалификация тренера необходима и для того, чтобы руководить
напряжением в группе. Это необходимый фактор работы любой группы, который при
верном использовании помогает прояснить психологические проблемы участников,
глубже понять мотивы поведения других людей. Нужно сказать, что обучение,
связанное с решением конфликтных ситуаций, невозможно без этого этапа работы
группы. Если вашим сотрудникам только рассказали о конфликтах и путях выхода из
них, но они сами не прочувствовали эти состояния и способы их разрешения, то
такое обучение неэффективно и ничего не даст вашему предприятию. Из следующей
статьи вы узнаете, какие правила и методы используют ведущие в тренинговых
группах для достижения поставленных руководством целей.

Я 15 лет занимаюсь продажами. Прошел путь от торгового представителя до директора по продажам. Мне пришлось пройти много тренингов, и я считаю, что во многом именно тренинги способствовали моему карьерному росту и профессиональному развитию.

Мое мнение, тренинги не просто необходимы. Компании, которые уделяют внимание обучению своего персонала, имеют серьезное преимущество перед конкурентами. Иногда, это основное преимущество.
Моя карьера строилась в торговых компаниях, поэтому речь пойдет о торговом персонале. В 2002 г. мне посчастливилось устроиться на работу в иностранную компанию. А в иностранных компаниях в то время уделялось много внимания обучению сотрудников. Тогда я и познакомился с форматом тренингов. В чем же их польза?

О пользе тренингов для сотрудников

Эффективное обучение

1. Конечно, основная задача обучающих программ – дать определенные знания участникам. И здесь часто приходиться слышать, что в наше время информационных технологий, знания стали легко доступными. Любую информацию можно получить не выходя из дома. Это так. Но много ли вы видели специалистов, обучившихся с помощью интернет-ресурсов и ставших профессионалами? Я ни одного.

Экспертом, конечно, не станешь и за 1 – 2 тренинга. Но тренинг, по крайней мере, гарантирует, что участники прослушали материал, расставили акценты на основных моментах, и получили рекомендации по применению знаний. И, по моему мнению, эту информацию лучше всех сможет донести человек с личным опытом в данной сфере. И лучше, если это будет приглашенный тренер. И руководитель, конечно, должен обучать своих подчиненных. Но это будут базовые знания. Не каждый руководитель готов постоянно развиваться и доносить новые знания до своей команды. Тренер же, как правило, нацелен на профессиональное развитие, каждый его тренинг отличается от предыдущего. Мир меняется очень быстро, и хороший тренер всегда на волне этих изменений.

Мотивация сотрудников отдела продаж с помощью обучающих программ и тренингов

2. Мотивация. От одной из тренеров однажды услышал фразу: «Не знаю почему, но после тренинга продажи в компаниях всегда возрастают». Наверное, она лукавила. Она, конечно, знала почему. И это не только полученные знания.

Вспоминаю свой первый тренинг по продажам в 2002 г. После окончания первого дня мы полночи не могли разойтись с группой. Выполняли домашнее задание, обсуждали услышанное. Нас просто пёрло! Без всяких энергетиков и стимуляторов. Мне, скромному и застенчивому парню открылись ворота в мир правильного и полноценного общения с людьми.

Это была одна из целей тренинга, потому что технологии надо было еще учиться отрабатывать на практике, а энтузиазма стало уже, хоть отбавляй. И продажи росли!

3. Практика. Никакое другое обучение не даст вам такую обратную связь, как общение и выполнение заданий в группе на тренинге. Взять, например, переговоры. Можно кучу книг про переговоры перечитать. Но без навыка их применения это будет мертвое знание. А обучение этому навыку в полевых условиях может дорого стоить. Сколько будет провалено переговоров? Сколько денег потеряет компания? В разы больше стоимости тренинга. Тренинг же дает уникальную возможность за короткий срок увидеть массу своих и чужих ошибок. В игровой форме отработать техники.

Перспектива развития и роста сотрудников в компании

4. Лояльность к компании. Какую причину, как правило, называет сотрудник при увольнении? Что-то вроде: «Там мало платили и много требовали». Но, почему-то через некоторое время сотрудник обнаруживается в компании, где требуют еще больше и платят меньше. Скрытая причина ухода, как правило, если отбросить личные факторы, в отсутствии видения перспективы развития. В данном контексте я больше говорю о торговом персонале. У большинства из них есть внутренняя потребность в развитии. А у какой компании есть перспектива? У той, которая обучает своих сотрудников. Дальше, чем больше уровень квалификации сотрудника, тем большее удовольствие он получает от работы. Хотите таких сотрудников?

Лично я был влюблен в те компании в которых работал в начале двухтысячных. И, оглядываясь назад, понимаю, что мной занимались, меня учили, меня вовлекали.

Для обучении персонала нельзя экономить бюджет фирмы

Сейчас, к сожалению, во многих компаниях не предусмотрено бюджета на тренинги для персонала. Многие ссылаются на кризис. Так и хочется прокричать прямо у уши: «Руководители, что же вы делаете?» Мы в «воронку продаж» валим все: аренду помещений, производственные затраты, заработную плату, охрану, логистику и т.д. Уйма денег! И из этой воронки хочет капнуть капля – клиент. Но и его отталкивают наши не обученные сотрудники отдела продаж, а также не обученные линейные руководители. Выступая в роли покупателя, я просто диву даюсь, как некоторые компании еще на плаву держаться с такими продавцами. Всегда в таких случаях убеждаюсь в том, что «кризис» — это отговорка руководителей и собственников, не желающих стоимостью тренинга заткнуть в трубу в своем финансовом бассейне, из которого вытекает гораздо больше.

Учите своих сотрудников!



Открытие бизнеса