5 вещей нужно. Ваши сокровенные мысли. Пожертвовать свои вещи для бедных или нуждающихся

Воздви́ жение Честно́ го и Животворящего Креста Господня

Описание праздника

Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня празднуется 27 сентября (нов. ст.). Он имеет один день предпразднства (26 сентября) и семь дней попразднства (с 28 по 4 октября). Отдание праздника - 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.


«Воздвижение Креста Господня»

Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.

Теперь крест — наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.

Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (), «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, — воспевает сегодня Церковь, — Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, — нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом.

Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих, в течение целых трех столетий не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта. По раввинскому предписанию, «камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными» . Но, не говоря о том, что Спаситель был предан смерти по законам римской казни, это требование раввинского закона не могло быть исполнено в отношении ко Христову Кресту еще и потому, что пречистое тело Спасителя было погребено руками Его учеников и друзей. Во всяком случае, весьма вероятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от места распятия и смерти Спасителя. Благоговейная память непосредственных свидетелей и очевидцев распятия Спасителя — Его любящих учеников и учениц, конечно, свято хранила своим почитанием и поклонением это место. Никакие последующие обстоятельства жизни первых христиан, как бы тяжелы для них эти обстоятельства ни были, не могли заставить их забыть места, освященные величайшими событиями жизни Спасителя. Впоследствии хранителями воспоминаний о святых местах смерти и погребения Спасителя были первые иерусалимские епископы и последующие христиане. Уже св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что со времен апостольских начались путешествия в Иерусалим для поклонения местам, освященным воспоминаниями о разных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа . Взятие и разрушение Иерусалима Титом в значительной степени изменили многие места города, — могли подвергнуться изменению, засыпанию мусором и развалинами также и священные места распятия и смерти Спасителя. Кроме того, историк IV в. Евсевий свидетельствует, что враги христиан — язычники — принимали меры к тому, чтобы скрыть и даже осквернить святые для христиан места; что нечестивые люди с нарочитой безумной целью совершенно изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, насыпь сверху вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь богини сладострастной любви . Другие историки свидетельствуют, что особенно старался осквернять все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый император римский Адриан (117-138 гг. по Р.Х.). Воздвигнув на месте разоренного Титом Иерусалима город, он велел засыпать гроб Господень землей и множеством камней, а на той горе, где был распят Спаситель (на «скале Креста»), он построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идол, а над Гробом Господним поставил идол Юпитера. Но ни разрушение Иерусалима Титом, ни восстановление его Адрианом не могли так изменить город и святые места, чтобы благоговейно помнившие эти места христиане не узнали бы их, не могли бы их найти. А стремления нечестивцев и язычников осквернить и скрыть эти места достигали совершенно обратной цели: своими насыпями и идольскими сооружениями они прочно отмечали эти места, делали невозможным забвение их верующими и даже самими язычниками. Так разрушает Господь «советы нечестивых» и самое зло людское обращает к благу Церкви своей!

Благоговейно хранимое в памяти верующих и прочно отмеченное язычниками, хотя и оскверненное ими, святое место смерти Господней оставалось в неприкосновенности до времени царя Константина Великого. Этот христолюбивый император, еще будучи внешне язычником, а по деятельности являясь христианским государем, имел основания особенно чтить Крест Христов. Это знамя Христовой победы, по Божественному устроению, трижды послужило для Константина Великого знамением его победы над врагами. В 312 г. Константин воевал против жестокого Максентия, воцарившегося в Риме, преследовавшего и убивавшего христиан, проводившего нечестивую жизнь. По словам тогдашнего историка (Евсевия), Максентий, готовясь к борьбе с Константином, прибегал к разным волшебствам и суеверным обрядам; Константин же, не совсем полагаясь на силу своего войска, чувствовал необходимость в сверхъестественной помощи над врагом, а потому размышлял о том, какому Богу он должен молиться об этой помощи. В эту тяжелую минуту вспомнил Константин о том, что его отец Констанций, оказывавший покровительство христианам, пользовался благосостоянием, тогда как гонители христиан имели бедственную кончину, — и потому решился обратиться с молитвой к Богу Констанция, единому, верховному Существу. И вот, когда он отдался усердной молитве, то около полудня увидел на небе лучезарный крест, сиявший сильнее солнечного света, с надписью на нем: «сим победиши». Это чудесное знамение видели и воины, среди которых был полководец Артемий, впоследствии замученный (при Юлиане Отступнике) за Христа. Пораженный необычайным небесным видением, Константин впал в глубокий сон, и во сне явился ему сам Спаситель, опять показал ему то же знамение креста, повелел ему употреблять изображение креста, как знамя в войсках, и обещал ему победу не только над Максентием, но и над всеми врагами. Проснувшись, Константин повелел сделать Крест Господень, по подобию виденного им знамения, из драгоценных камней, а также начертать изображение креста на знаменах, на оружии, шлемах и щитах воинов. С тех пор войска Константина совершали походы, имея своим знамением крест, соединенный с первыми буквами имени Спасителя. В битве на Мельвийском мосту (через Тибр) Константин одержал блестящую победу над Максентием (28 окт. 312 г.). Сам Максентий утонул с множеством своих воинов в реке, а Константин победоносно вошел в После этого он воздвиг в Риме статую себе, державшую в правой руке крест, а в надписи на статуе победа над Максентием приписывалась «спасительному знамению» креста. Также в войне с византийцами и скифами еще дважды Константин видел на небе чудесное знамение креста, которое возвестило ему победу над врагами.

Легко понять, каким благоговением к Кресту Господню было преисполнено после этих событий сердце христолюбивого царя Константина. И вот этот император, «не без внушения свыше, но побуждаемый Духом самого Спасителя» решил не только отыскать честное древо Креста Господня, воздать ему поклонение, но и «священнейшее место спасительного воскресения в Иерусалиме сделать предметом всеобщего благоговейного почитания» — построить над ним храм . Исполнительницей благочестивого намерения императора явилась его мать, блаженная царица Елена, по настояниям самого императора принявшая христианство, отличавшаяся благочестием и пламенной ревностью по вере Христовой. В 326 г. Елена отправилась в святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Прибыв в Иерусалим, исполненная благочестивого желания найти пещеру гроба Господня и честное древо Креста, она ревностно принялась искать их. Патриархом в Иерусалиме был в то время Макарий, встретивший царицу с подобающими почестями и оказывавший ей помощь в ее святом деле.

В полноте благоговейной радости и духовного умиления царица и все бывшие с ней воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Макарий, став на высоком месте, поднимал — воздвизал св. Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Это событие обретения Честного Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели великое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, так неохотно указавший нахождение святых мест, вместе с многими евреями уверовал во Христа и крестился, получив в святом крещении имя Кириака. Впоследствии он был патриархом Иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике. Сам Константин впоследствии в послании к Иерусалимскому патриарху Макарию писал об обретении Честного Креста Господня: «нет слов для достойного описания этого чуда. Знамение святейших страстей, скрывавшееся так долго под землей и остававшееся в неизвестности в течение целых веков, наконец воссияло» . Святая царица Елена, при могущественном содействии своего сына царя Константина, начала строить в Иерусалиме и по всей Палестине храмы на местах, освященных событиями из жизни Спасителя. И прежде всего было, по воле царицы и царя, положено основание и приступлено к постройке на месте Гроба Господня и обретения св. Креста церкви Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, освящение которой было совершено 13 сентября 335 г. Потом благочестивая царица приказала соорудить храм в Гефсимании на месте, где находился гроб Пресвятой Богородицы, во имя Ее успения и, кроме того, восемнадцать церквей в разных местах святой земли.

Что касается судьбы самого обретенного св. Еленой честного древа Креста Господня, то она, к сожалению, не может быть указана точно и вполне определенно. Это древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что христиане, уже при самом обретении его в большом количестве наполнявшие Иерусалим, не только горели желанием поклониться ему, но, если возможно и удастся, получить от него частичку. Действительно, св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле . И св. Иоанн Златоуст (IV в.) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею» .

Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для грядущих поколений .

И св. Кирилл Иерусалимский подтверждает, что честное древо Креста Господня в его время хранилось и показывалось народу в Иерусалиме. А в описании богослужения Великой Пятницы в Иерусалиме, сделанном некоей знатной паломницей IV в. (Сильвией, или Етерией), мы находим интересное описание самого обряда поклонения древу Креста Господня с указанием тех мер, какие при этом принимались против расхищения святого древа благочестивыми паломниками. «На Голгофе, — говорится в этом описании, — за Крестом, т.е. за храмом в честь св. Креста, еще до шестого часа утра поставляется епископу кафедра. На эту кафедру садится епископ, перед ним ставится стол, покрытый платком, кругом стола стоят диаконы и приносится серебряный позолоченный ковчег, в котором находится святое древо Креста; открывается и вынимается; кладется на стол как древо Креста, так и дощечка (titulus). Итак, когда положено на стол, епископ сидя придерживает своими руками концы святого древа; диаконы же, которые стоят вокруг, охраняют. Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, наклоняются к столу, лобызают святое древо и проходят. И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу святого дерева, то поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, так и охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. И так подходит весь народ поодиночке, все преклоняясь и касаясь сперва челом, потом очами Креста и дощечки и, облобызав Крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения» . Нахождение части древа Креста Господня в Иерусалиме подтверждается и другими историческими данными . В VII в. в царствование византийского императора Фоки (602-610 гг.) эта великая христианская святыня на время попала в руки персов. Хозрой, царь персидский, вступив в войну с Фокой, покорил Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, разграбил его сокровища и в числе этих сокровищ взял из Иерусалима и древо Животворящего Креста Господня и отвез его в Персию. Но Господь не попустил неверным долго владеть христианской святыней. Преемник Фоки имп. Ираклий некоторое время не мог победить Хозроя, и тогда он обратился к Богу с молитвой о помощи. Он приказал и всем верующим своего царства совершать молитвы, богослужения и посты, чтобы Господь избавил от врага. Господь даровал Ираклию победу над Хозроем, который сам был убит своим сыном. Ираклий после этого отобрал у персов многоценную святыню христиан — честное древо Креста Господня и решил перенести его торжественно снова в Иерусалим. В 628 г. император Ираклий, достигнув Иерусалима, возложил св. древо на свои плечи, нес его, одетый в свои царские одежды. Но вдруг у ворот, которыми восходили на Лобное место, неожиданно остановился и не мог сделать дальше ни шагу. И тогда Захарии, патриарху константинопольскому, вышедшему вместе с жителями Иерусалима навстречу царю, было откровение от светоносного ангела, что невозможно древо, которое нес Христос в состоянии уничижения, нести в царских одеждах. Тогда царь облекся в простую и бедную одежду и, с босыми ногами, в таком виде внес св. древо в церковь на то место, где оно находилось до взятия Хозроем. Здесь честное древо Креста Господня находилось и в последующее время. По крайней мере, в начале IX в. в числе клира храма Воскресения были два пресвитера стража, на обязанности которых лежало охранять св. Крест и сударий. При крестоносцах св. древо также, несомненно, находилось в Иерусалиме и не раз служило ободрением и охраной их войскам в битвах с неверными . Однако дальнейшая судьба честного древа Креста Господня в точности не известна. Весьма вероятно, что с течением времени, постепенно уменьшаясь в своем объеме, вследствие благочестивого желания различных обителей и монастырей иметь у себя частицу св. древа, оно совершенно было раздроблено на отдельные частицы, которые и указываются теперь во многих храмах и монастырях. В частности, в Риме в базилике Святого Креста хранится деревянная дощечка, которую выдают за ту дощечку, titulus, которая была прибита над головой Спасителя и после найдена св. Еленой лежащей отдельно от Креста.

И ныне, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы, христиане, можем лишь мысленно воздать благоговейное поклонение честному древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Но этот Крест неизгладимо начертан на благодарных сердцах наших, а вещественный образ его — перед нами в храме и на нас — на нашей груди, в наших жилищах.

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство!» (стихира самогл.).

Значение праздника Воздвижения Креста Господня

Скабалланович М.Н. (Там же. С.232-236, 249-250)

Будучи однородным по соединяемому воспоминанию с седмицей страстей Христовых, настоящий праздник по характеру совершенно отличается от тех, исключительных в году по умилительности и величию дней — дней, которым одним справедливо усвоено название «святых и великих». То дни плача над Божественным Страдальцем; это день радости о следствиях Его страдания, о плодах искупления. Это праздник именно в честь самого искупления в лице главного орудия, знамения и проводника его на нас.

Орудие это достойно такого чествования, самостоятельного празднования в честь его не только по тому значению, которое оно имело в самом акте искупления, не только в виду той важности, которую оно с течением времени получило в жизни христиан, но и по тому, чем оно было для самого Христа. «Крест именуется славой Христовой и высотой Христовой», — говорит св. Андрей Критский (слово на Воздвижение), ссылаясь в подтверждение первой мысли на а второй на «аще Аз вознесен буду от земли...». «Если же Крест Христов составляет славу Христа, то и в настоящий день крест воздвигается для того, чтобы Христос прославился. Не Христос возвышается, чтобы славился Крест, но возвышается Крест, чтобы прославился Христос».

Будучи Христовым, Его славой и высотой, Крест этот слишком близок нам уже по первоначальной идее своей. Он, собственно, наш Крест. Христос «понес на раменах своих тот самый крест, на каком распяли его, как принявший на себя наказания, определенные согрешившим»; Он «крест понес нам принадлежащий» (св. Кирилл Александрийский на кн. 12).

Отсюда те неисчислимые блага, которые излиты на нас Крестом. «Сей добрый кормчий, наполнив изобилием всю жизнь нашу и умирив ее, доставил еще нам в будущности вечную жизнь» (св. Ефрем Сирин, слово на Честной Крест). «Крестом избавились мы от вражды и Крестом утвердились в дружбе с Богом. Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждой всякого тленного дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь» (слово на Воздвижение Василия Селевкийского, приписываемое и св. Иоанну Златоусту). «Он сделал чистой землю, возвел наше естество на царский престол» (св. Иоанн Златоуст, слово на поклонение Кресту). «Этот Крест обратил на истинный путь вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом» (слово о Кресте, приписываемое св. Иоанну Златоусту). «Он положил конец беззаконным делам мира, пресек его безбожные учения, и мир не угождает уже более диавольским законам и не связывается узами смерти; (Крест) утвердил заповедь целомудрия и искоренил сладострастие; освятил правило воздержания и низложил господство похоти. В самом деле, какое добро получено нами помимо Креста? Какое из благ даровано нам не через Крест? Через Крест мы научились благочестию и познали силу Божественной природы; через Крест мы уразумели правду Божию и постигаем добродетель целомудрия; через Крест мы познали друг друга; через Крест мы познали силу любви и не отказываемся умереть друг за друга; благодаря Кресту мы презрели все блага мира и вменили их ни во что, ожидая будущих благ и невидимое принимая, как видимое. Крест проповедуется — и истина по всей вселенной распространяется, и царство небесное удостоверяется (слово на Воздвижение Василия Селевкийского или Иоанна Златоуста).

Помимо приобретения для человечества этих высших духовных благ, Крест издревле стал проявлять спасительную силу свою и в чисто житейских нуждах христиан. «Это знамение и во времена наших предков, — свидетельствует св. Златоуст или современный ему писатель, — отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, исцеляло укусы ядовитых зверей. Если оно отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды?» (слово на поклонение Кресту, приписываемое св. Златоусту).

Наряду с этим, так сказать, таинственным, мистическим значением для христианина, крест получил для него и чисто моральное значение. Он стал ободрением и поддержкой для него в тягостях личного крестоношения. «Посмотрите, — как бы говорит Христос, — на то, что совершил Мой Крест; сделайте и вы такого рода оружие, и совершите то, что хотите. Пусть (последователь Христов) будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, говорит Господь, как готов тот, кто несет крест на своих плечах; пусть считает себя в столь близком соседстве со смертью. Перед таким человеком все приходят в изумление, потому что мы не так боимся вооруженных бесчисленными человеческими орудиями и крепким мужеством, как человека, одаренного такой силой» (слово на поклонение Кресту, приписываемое Златоусту).

«Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх» (св. Андрея Критского слово на Воздвижение).

Наконец, крест получил для христианина и эсхатологическое значение. «Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда „тогда”? Когда силы небесные подвигнутся. Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках» (Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение).

Не удивительно, что крест стал знамением христианина. «Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю обрезание; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных» (св. Иоанн Дамаскин, слово в день Креста).

Постепенно христианство оценило все значение для него этого знамения, этого трофея победы Христовой. И тут промысл пришел на помощь Церкви непосредственным действием своим — изведением Креста от недр земных и явлением его на небе. «Господь не допустил бы оставаться в земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем». (Св. Иоанн Златоуст, слово о Кресте и распятии). Он обретен при императорах, веровавших во Христа, обретен силой божественной и безыскусственной, единственно силой и твердостью веры. Когда Бог вручил христианам царские скипетры, в это именно время Ему угодно было открыть Крест через жену благочестивую, жену царицу, жену украшавшуюся царской мудростью, умудряя жену, скажем так, божественным богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силой слова, свойственной царственной особе, употребила все, что только могло сдвинуть непреклонное сердце иудеев» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение). «Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная в венце Христовом, дабы озарить целую вселенную. Он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы явиться (чтобы его видели). Многократно поднимают его и показывают народу, только что не восклицая: «се обретено утаенное сокровище спасения» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение).

Установленный в память обретения и явления Креста праздник, конечно, имел в душах христиан давно уже подготовленную почву, был ответом на давний запрос их духа. Но он, сразу получив широкое распространение и большую торжественность, без сомнения умножал любовь ко Кресту и почитание его. Крест получает теперь особое значение в борьбе христианина с невидимыми врагами его спасения, особенно в руках подвижников. Теперь оценивают и все значение его не только в деле нашего спасения, совершенном Христом, но и в ветхозаветном приготовлении этого спасения, объясняя и здесь многое его, так сказать, возвратным действием .

Проповедь протоиерея Родиона Путятина. Поучение в день Воздвижения Креста Господня.

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Воздвижения Креста Господня.

Проповедь митрополита Сурожского Антония. Воздвижение Креста Господня.


Воздвижение Креста Господня.

Воздви́жение Крестá Госпóдня - один из неподвижных двунадесятых праздников, посвященный Кресту Христову, отмечается 1427 сентября. Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об Искупительной Жертве Христа. Поэтому этот праздник также стоит в начале годового круга богослужений. Знак креста с глубокой древности был символом вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения...

В последнее время становится все более популярным праздник Воздвижения Креста Господня, ведь он считается одним из самых главных среди двенадцати главных праздников православной церкви. Отмечают его 27 сентября. Старинные традиции почитаются молодым поколением все больше, поэтому в этой статье будет рассмотрены не только главные приметы подобного праздника, но и также его история и значение. В любом случае, прежде чем что-либо отмечать, стоит разобраться, откуда это пришло к нам и как к этому всему относились в древности.

Первое воспоминание о празднике

День Воздвижения Креста Господня по преданиям возник именно тогда, когда равноапостольной царицей Еленой был найден Крест. Именно на нем был распят Иисус Христос. Все это произошло по желанию равноапостольного царя Константина, который планировал заняться строительством храмов Божьих на различных священных христианских местах в Палестине. Место было выбрано совесем не случайно, ведь именно здесь родился, страдал и воскрес Господь Иисус Христос.

Поиски Креста Христова

Найти Крест царице Елене (а она приходилась царю Константину матерью) было не так уж легко, как может казаться. Для начала она отправилась в Иерусалим. Так как враги Христовы закопали Крест в землю, то она приложила немало труда, чтобы разыскать человека, который смог бы рассказать ей, где он закопан. Сделал это только старый еврей Иуда.

Оказалось, что Крест был брошен в пещеру, завален различным мусором, и на том месте был построен языческий храм. Поэтому Елена приказала, чтобы этот храм был разрушен и чтобы ей открыли доступ к пещере.

После того как ее распоряжение выполнили, оказалось, что в самой пещере лежит три креста, и неизвестно, какой из них именно тот, что нужен.

Как выявили настоящий Крест?

С самого начала, после того как Крест обнаружили, он проявил свою чудодейственную силу, помогая исцелять тяжелые болезни, укусы смертельно ядовитых животных и нейтрализовать действие ядов.

Если не брать во внимание таинственное и мистическое значение Креста для настоящего христианина, то он также имеет и чисто моральное значение. Когда мы взираем на страдания нашего Спасителя, наше крестоношение кажется не таким уж и тяжелым. То есть Крест служит как поддержка в тяжелых жизненных ситуациях, помогая проявить свое мужество и не бояться близкого соседства со смертью.

Этот православный праздник (Воздвижение Креста Господня) имеет огромное значение для христиан ввиду того, что в их душах была уже давно подготовленная почва для этого. Это торжество только многократно умножало любовь людей к Кресту, становясь постепенно все более и более торжественным. Именно Крест становится символом, который позволяет бороться с различными невидимыми врагами и таким образом спасать свою бессмертную душу.

Важность примет на Воздвижение

Как вы уже, наверное, догадываетесь, существует множество всяческих интересных фактов, которые непосредственно связаны с праздником Воздвижение Креста Господня. Приметы в самом праздновании играют важнейшую роль. Их настолько много, что некоторые из них так и не дошли до сегодняшнего дня, и их навсегда позабыли. Но есть и такие обычаи, которые даже сейчас продолжают выполнять и уделяют этому достаточно много времени, а также внимания.

27 сентября считается третьими Осенинами, поэтому в древности в этот день все рисовали кресты на дверях своих домов, на матицах или же на притолоках. Матица представляет собой толстую балку в виде бревна, которое врубалось поперек самого здания. Кресты рисовались чесноком, углем, использовали в этих целях и мел. Более удивительно, что иногда кресты рисовали кровью животных, которых принесли в жертву. Некоторые просто-напросто вырезали крест ножом на подходящей для этого поверхности.

Безопасность домашних животных прежде всего

Многие также пытались обезопасить своих коров или же лошадей от различных происков Для этого делали специальные деревянные крестики небольшого размера и подкладывали их в ясли. У кого же не было такой возможности, то они поступали несколько иначе. Перекрещивали веточки рябины и клали их также в ясли. Рябина издревле считалась символом яркого света, который способен отпугивать всю нечисть.

Такой православный праздник (Воздвижение Креста Господня) сам по себе считается заключительным днем бабьего лета. Это третья и самая последняя встреча осени.

Приближающаяся зима

Именно в день этого торжества всем напоминала о себе зима. Осень становилась полноправной хозяйкой, и поэтому сельские жители все чаще задумывались о приближающихся холодах, о буранах и о морозах, которые их ждут. Именно поэтому были столько популярны поговорки такого типа «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!» или же «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!»

Также следовало помнить, что праздник Воздвижения Креста Господня является постным, поэтому важно было соблюдать все необходимые ограничения в еде. Тем, кто все исправно выполнил, будут прощены все семь грехов.

Удивительно, что за свои провинности в этот день расплачивались даже животные. Например, считалось, если змея кого-либо укусит, то она не сможет пережить зиму. было основано на том, что все были уверены в существовании таинственного места Ирий, где переживали зиму не только птицы, но и змеи. То есть провинившаяся змея не сможет туда уползти и просто-напросто скоро замерзнет.

Капустница - что это?

Воздвижение Честного Креста Господня раньше называлось даже «капустницами». Именно об этом свидетельствует множество различных достаточно популярных когда-то поговорок, которые не забыли и до сегодняшнего дня. В частности, это касается таких пословиц, как «Воздвиженье - капустница, капусту рубить пора!» или же не менее красноречивой «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты - щи не живут!» Такие выражения свидетельствую о том, что капуста пользовалась достаточно большой популярностью в плане приготовления из нее различных блюд.

Капустницами назывались также и веселые вечеринки, которые проводились не только в селах, но и в больших городах. В этот день все наряжались в праздничную одежду и ходили друг к другу в гости. Тогда это называлось «рубить капусту».

Особенности проведения капустницы

Этот ряд больших осенних вечеринок был особо любим молодежью, ведь их ждали не меньше, чем Масленицу, а затягивалось все это празднование приблизительно недели на две. Когда в дом приходили гости, им обязательно подавались пиво, а также сладкий мед и всяческие угощения. Какие именно закуски предлагались гостям, решалось только в соответствии с достатком хозяев.

Именно так праздновалось Воздвижение Креста Господня. Приметы также твердили о том, что во время этого торжества молодые парни подбирали себе невест. Кстати, вечеринки у холостых парней назывались «капустенские вечерки» и туда пытались попасть все девушки, ведь знали, что там их уже будут ждать женихи. Именно невест называли еще и «капустницами». Уже поздно вечером устраивались всеобщие гуляния, которые потом нередко приводили к свадьбам на Покрова. Именно так праздник Воздвижения Креста Господня для некоторых молодых людей становился началом семейной жизни.

Как понравиться жениху и многое другое - приметы на Воздвиженье

Самая главная примета, которой пользовались абсолютно все девушки - это то, что обязательно перед вечерками следует семь раз прочитать особое заклинание. Именно такое заклинание позволит сделать девушку как можно более привлекательной в глазах парня, который ей нравится. Только в случае выполнения подобной приметы она сможет добиться успеха на праздновании.

В день торжества нельзя ходить в лес, ведь тогда медведь должен себе обустраивать берлогу, а вот легендарный леший в обязательном порядке проводит осмотр своего царства, и нельзя им в этом мешать. Из-за того что леший считает зверей, человек, случайно попавшийся ему на глаза, может тоже быть посчитан. А вот уже после этого никогда не сможет выйти из лесу и вернуться домой.

Именно 27 сентября птицы отлетают на юг, а тот, кто увидит их, сможет загадать любое желание, которое потом обязательно сбудется. Кроме всего прочего, истинные хозяюшки всегда убирались в доме на праздник, ведь таким образом они выгоняли всякую нечисть и порчу.

Интересным фактом является также и то, что на Воздвиженье нельзя начинать никаких новых дел, ведь они уже заранее обречены на провал.

Кстати, насчет капусты также зародилось несколько примет. Например, это касается того, что прежде чем ее сеять, семена обязательно следует немного подержать в руках, чтобы вместо капусты не уродилась брюква. При этом считалось, что если посадить капусту в четверг, то ее всю поточат черви, и она будет непригодной к употреблению.

Погодные приметы на Воздвижение

О малом либо же о высоком половодье свидетельствует полет гусей. То есть если они летят низко, то нас ждет малое половодье, а если высоко - высокое.

Приметы такого праздника, как Воздвижение Животворящего Креста Господня, свидетельствуют и о том, что если вы увидели журавлей, то обратите внимание на их полет. Если они летят не торопясь, при этом достаточно высоко и курлыкают, то нас будет ждать теплая осень.

Если в день празднования дует северный ветер, то в следующем году будет теплое лето. Западный же свидетельствует о плохой погоде.

Если вы заметили своеобразный круг около луны, который имеет красный цвет, то это признак сухой, а также ясной погоды.

Как вы уже заметили, история праздника и самые главные его приметы достаточно интересны. Некоторые из них можно соблюдать даже в наши дни, особенно это касается прогноза погоды. В связи с восстановлением многих древних традиций наших предков во многих городах можно заметить такое сооружение, как собор Воздвижения Креста Господня Московская область, Нижний Новгород и многие другие).

Воздвижение Креста Господня - икона, которая имеет несколько изображений. Это связано с тем, что каждый иконописец описывал нахождение Креста Иисуса по-разному, стараясь указать главные детали. Для христиан того времени это огромное событие, поэтому в его честь было построено несколько храмов, церквей, сочинены молитвы, песнь, тропарь, священные тексты, установлена дата одноименного праздника.

Воздвижение Креста Господня: история

Исторические факты гласят, что возвращение Животворящего Древа произошло благодаря императору Константину Великому и его матери Елене. Константин был по роду римлянином, по вере, как и его отец, язычником, а мать была христианкой. После смерти отца императрица Елена активно занялась распространением христианства. Сын пришел к этой вере не сразу. Этому способствовало знамение перед одной важной битвой. Долгие сомнения, истязания, обращения, мольбы к Богу способствовали знамению - появлению креста на вечернем небе. Это видел император со своим войском. Ночью ему тоже приснился Иисус, который известил его о грядущей победе над противником, если на одежде, оружии, знаменах воинов будет изображен Его символ.

Константин, исполнив божью волю, выиграл битву. Посреди побежденного города воздвигли статую, держащую крест. Но этот случай не привел к появлению нового религиозного праздника - "Воздвижение Креста Господня". Значение его было осознано людьми позже. А пока сын Константин просит мать найти Животворящее Древо.

Поиски императрицы

Она поехала на родину Христа (Иерусалим), узнала у старого еврея точное расположение гробницы. Крест находился под языческим храмом (язычники на христианских святынях строили свои храмы, алтари жертвоприношения, пытаясь запомниться человечеству, но тем самым делали метки для христиан).

Когда землю раскопали, то увидели три креста. Согласно легенде, императрица Елена с патриархом Макарием определили Крест Иисуса по его чудесной силе. Каждую найденную дощечку по очереди прикладывали к больной женщине, а затем к покойнику. Результат был мгновенный: женщина выздоровела, а покойник воскрес. Все присутствующие еще больше уверовали в Бога, захотели приложиться к кресту. Но так как народу было много, то епископ с возвышенного места стал воздвигать Животворящее Древо над всеми собравшимися со словами «Господи, помилуй». Отсюда пошло название - Воздвижение Креста Господня. Молитва была составлена позже. В ней христиане кланяются Кресту и прославляют имя Господа.

Император Константин с матерью Еленой сделали многое для христианства. При их правлении гонения на христиан прекратились, строились храмы, монастыри, соборы, церкви. Только после найденного Креста Иисуса было основано восемьдесят храмов на палестинской земле, где ступала нога сына Господа. Императрица Елена привезла сыну часть Животворящего Креста с гвоздями. Константин повелел воздвигнуть храм в честь этого события, который и был построен и освящен спустя десять лет. День его открытия (четырнадцатое сентября 335 года) становится датой празднования Воздвижения.

Мать не дожила до этого события, а сам Константин стал христианином незадолго перед смертью, считая невозможным принять таинство ранее. За их заслуги церковь отнесла сына с матерью к святым, присвоила статус равноапостольных. Их лики отображает икона "Воздвижение Креста Господня".

Значение этого церковного праздника

Существует еще одна легенда о Животворящем Древе. При нападении персов под предводительством Хозроя Второго был украден Крест Господа вместе с патриархом Захарием. Спустя четырнадцать лет император Ираклий одолел персов, освободил патриарха, возвратил христианам их святыню. Когда же он нес крест в храм Воздвижения Креста Господня, то на горе Голгофа не смог сделать ни шага. Патриарх Захарий объяснил причину этого явления, поэтому император снял свои царские одежды и занес Животворящее Древо внутрь здания. Какова из двух легенд является основанием празднования Воздвижения? Никто до сих пор не определился, а историки не могут дать точное объяснение. Потому православные христиане чествуют заслуги Елены с Константином, а католики рассказывают про императора Ираклия.

Церковный праздник Воздвижение отмечается католиками и православными христианами в разные дни с триста двадцать шестого года, когда нашли У католиков это четырнадцатое сентября, а у православных - двадцать седьмое сентября (подразумевается исчисление по Григорианскому календарю).

Торжество имеет определенную последовательность, главную роль играет икона "Воздвижение Креста Господня". Значение праздника отображает его другое название - Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, то есть слава имени Господа через воздвижение креста. Торжество входит в число двенадцати важных праздников, идущих после Пасхи (потому другое его название - двунадесятый). Как Пасха, он имеет предпраздничный (сутки) и постпраздничный (неделя) периоды.

Отличие католического и православного праздника

Ранее православные христиане накануне Воздвижения с заката до рассвета совершали всенощное бдение с малой вечерней. К определенному времени Животворящее древо переносят на престол с жертвенника. Ныне этот обряд встречается редко, потому Крест заранее кладут на престол. В алтаре на утрене читается Евангелие, потом происходит песнопение. Воздвижение проходит без целования Евангелия и помазания после его чтения.

Как только священник полностью облачается, начинается Великое славословие. Настоятель совершает определенные действия с Крестом, читает тропарь Воздвижению Креста Господня. Далее тропарь воспевается троекратно с земными поклонами, затем все переходят к стихирам с помазанием елеем. Заканчивается богослужение ектенией, освобождая место литургии.

Католики праздник отмечают с вечера или утром (все зависит от того, на будничный или воскресный день приходится 14 сентября). Вечернее богослужение начинается с латинского обряда, а утреня состоит из трех ноктюрнов, посвященных истории возвращения Креста Господня, проповеди папы римского. Последовательность этапов католического праздника прописана в миссале (богослужебной книге). Так что никаких изменений не произойдет, да и проповедь на Воздвижение Креста Господня аналогична текстам Страстной недели.

Иконы Воздвижения

Так как праздник отмечается католиками и православными по-разному, то иконы имеют разные сюжеты. С пятнадцатого века иконописцы изображают много людей у храма, центр занимают диаконы с патриархом, который воздвигает Крест, украшенный растениями, а с противоположной стороны изображены император Константин с матерью Еленой.

До этого периода икона претерпела разные изменения и приобрела различный вид:

Главное отличие католических икон от православных - это изображение исторического факта возвращения Креста. Православные изображают Елену с Константином, а католики - императора Ираклия. Таким образом, вроде и разная у христиан икона Воздвижения Креста Господня, значение же у всех одинаковое - вера в Бога, принятие факта Воскресения Сына Божьего, почитание Креста как спасение всего рода человеческого. Этот церковный праздник посвящен не плачу о страданиях Христа, а радости после перенесенных испытаний. Крест рассматривается как орудие искупления, возвышая его, христиане прославляют имя Христа.

История возникновения распятия

Со временем Животворящее Древо растащили по кусочкам в разные церкви, теперь христиане лишь образно прославляют имя Господа. При этом Евангелие нигде не упоминает о происхождении креста в отличие от апокрифических сказаний. По богомильской легенде, дерево Добра и Зла из райского сада образовало три ствола, знаменующих Адама, Господа и Еву. После изгнания людей из рая остался только ствол Бога, а две остальные части дерева попали на землю. Именно из них будет сделано распятие для Христа (имеется в виду Воздвижение Креста Господня). Фото апокрифов можно найти в музеях и летописях (самые популярные работы Пьеро делла Франчески).

По "золотой" легенде, после смерти Адама проросла сухая ветвь дерева Добра и Зла, которую принес его сын от архангела Михаила, чтобы продлить дни отца. Дерево это росло до появления царя Соломона, который срубил его для строительства храма. Однако из бруса построили мост, по которому отказалась идти царица Савская, открыв всем значение этого дерева. Соломон закопал этот брус, но через какое-то время его нашли. Дерево омывала вода, которая имела лечебные свойства, потому здесь была основана Силоамская купель. После захвата Иисуса брус этот всплыл на поверхность, а иудеи использовали его для основы распятия. Поперечные доски были взяты из деревьев других пород.

Церкви Воздвижения

Первая церковь, построенная в честь Животворящего Древа, была возведена на палестинской земле в четвертом веке, при императрице Елене. Затем со временем возникли Антиохийская, Константинопольская, Александрийская, Римская церкви. Сразу находятся писатели канонов и стихир. Наиболее известными являются творцы Косма, Феофан, которые хотели связать сюжеты Нового и Ветхого Завета. Так, упоминаются прообразы патриарха Иакова, Моисея, Богородицы и связываются с Иисусом, Животворящим Древом. Со временем были составлены молитвы, тропарь, кондак, каноны и акафист Воздвижению Креста Господня.

На сегодняшний день создана тысяча церквей, храмов, монастырей, соборов в честь Животворящего Древа по всей России (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермский край, Свердловская область, Калининград, Красноярск, Омск, Петрозаводск, Тутаево, Санкт-Петербург, Республика Коми, Кизляр, Севск, Тверь, Белгород, Воронеж, Ижевск, Иркутск, Карелия, Калмыкия, Уфа, Калуга).

На территории других стран христиане также отстроили религиозные объекты в честь Воздвижения. На Украине эти церкви находятся в Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской области, Полтаве, Каменец-Подольске, Ужгороде. В Молдове под Тирасполем располагается Кицканский Ново-Нямецкий мужской монастырь с многочисленными постройками. Там же находится музейная библиотека с редкими книгами и святынями, описывающими Воздвижение Креста Господня (икона, молитва, песнь и прочая христианская атрибутика религиозного праздника описаны в церковных изданиях).

Как видите, по всему миру можно найти монастыри, церкви, соборы, храмы, построенные в честь Животворящего Древа. Во многих из них сохранены христианские святыни, проводятся религиозные богослужения. Другие же используются как культурные туристические объекты. Подробнее остановимся на московских церквях.

Недействующие московские храмы Воздвижения


Действующие московские храмы Воздвижения


Снесенные московские церкви Воздвижения


Воздвижение Креста Господня является важным праздником у христиан. Торжество у католиков и православных имеет отличия, но смысл у них единый. Важно сохранить веру и любовь к Богу, прославить имя его за перенесенные страдания.

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня - принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

Воздви́жение Креста Господня - есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, - преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.

История обретения Креста

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Константин Великий - первый христианский император

Это произошло во время правления святого равноапостольного , который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый , по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Крест Константина - монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» - первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства - как знак победы и спасения.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Б ольшинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, - были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов.

Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест .

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздви́жение ), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.


Храм Гроба Господня

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня . Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.

Установление праздника

В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей , одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей - Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления - аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.

Возвращение Креста


Впоследствии именно Воздви́жение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 года . Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) "воскресением" . Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Чин воздвижения Креста

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста . Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Значение праздника

Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30).

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ

Фильм Митрополита Волоколамского Илариона посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Владыка расскажет об истории установления торжества в Церкви, об особенностях богослужения в этот день, о богословской традиции почитания Креста. Зрители увидят, как отмечают Праздник Креста в Москве, в итальянской Лукке, в старинном венском аббатстве Хайлигенкройц. Леопольд V в 1188 пожертвовал монастырю самую большую часть Животворящего Креста, которую он получил в Крестовых походах. Герцогу этот крест подарили в Иерусалиме, а он подарил его родной Вене.

Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
Студия "НЕОФИТ" по заказу благотворительного фонда имени Григория Богослова 2014

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слова "благоверным царем" содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины. В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее "царем," без имени, но в Российской империи стали петь "благочестивому императору нашему (имя)". Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства. В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены.

Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.



Отчетность за сотрудников