Что такое этика научной деятельности. Научная этика

Занятия наукой представляют собой довольно специфический род деятельности человека. Регулируясь наравне с прочими человеческими занятиями обычными моральными нормами и требованиями, они в то же время нуждаются и в некоторых дополнительных этических регуляторах, учитывающих особый характер научной деятельности. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дисциплина, как этика науки.

Предмет ее забот - отыскание и обоснование таких имеющих моральное измерение ценностей, норм и правил, которые бы способствовали, во-первых, большей эффективности научного труда, а во-вторых, его безупречности с позиций общественного блага.

Система подобных ценностей, норм и принципов называется этосом науки. Он охватывает два круга научно-этических проблем.

Первый связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщества, второй вызван к жизни «обострением отношений» между обществом в целом и наукой как одним из многих социальных институтов.

1.3.1. Этика научного сообщества

«Внутренний» этос науки, формируемый на основе применения к научной деятельности этического оценочного разделения явлений на «добро» и «зло», включает следующие принципы:

    самоценность истины;

    новизну научного знания как цель и решающее условие успеха ученого;

    полную свободу научного творчества;

    абсолютное равенство всех исследователей «перед лицом истины»;

    научные истины - всеобщее достояние;

    исходный критицизм и др.

В краткой расшифровке эти принципы означают следующее.

(А) Высшей ценностью деятельности в сфере науки является истина. Занимаясь ее поиском, ученый должен отбросить все «привходящие» житейские и даже высокие, социальные соображения: пользу, выгоду, славу, почет, уместность, приятность или неприятность и т.д. Только одна дихотомия имеет значение: «истинно - ложно», все остальное - за пределами науки. Какой бы «печальной» или «низкой» ни оказалась обнаруженная истина, она должна восторжествовать. Если наука, тесня религию, лишает человека привычного смысла его существования и надежды на бессмертие души - грустно, конечно, но истина превыше всего!

(Б) Наука может существовать только в «режиме велосипедиста»: пока крутишь педали - едешь, перестанешь - упадешь. Наука жива только непрерывным приращением, обновлением знания, причем не составляют исключения и фундаментальные, универсальные научные теории и принципы. В сфере, например, искусства можно сотни лет играть одну и ту же пьесу или читать один и тот же роман - интерес не пропадает. В области морали повторение одних и тех же поведенческих шаблонов лишь делает их прочнее и авторитетнее. В науке же по-настояшему интересно лишь то, что ново. Новаторство как цель науки есть следствие ее ведущей функции - объяснительной. Если после объяснения все понятно,

зачем же объяснять второй раз? Новаторство как этическая ценность науки спасает ее от застоя, вырождения и ограниченности сиюминутными запросами общества.

(В) Мощь и стремительность развития науки не в последнюю очередь объясняются тем, что ученые сами, в меру своего любопытства и интуиции, определяют предмет исследовательских интересов. Действия не «по нужде», а на основе свободного выбора всегда бывают много успешнее. При этом для науки не существует запретных тем. Начав с раскрытия секретов природы, она постепенно подобралась и к человеку. Уяснение основ нервной и гормональной регуляции функций человеческого организма, расшифровка его генома и другие достижения науки делают «природу человека» все менее таинственной. Однако если, не дай бог, выяснится, что прав Зигмунд Фрейд, объявивший мозг человека всего лишь «приложением к половым железам», вспоминать о пользе религиозных запретов на изучение внутреннего устройства человека будет уже поздно.

(Г) Наука - институт в целом весьма демократичный. Она вынуждена быть такой, ибо известно, что подавляющее большинство открытий в науке делается очень молодыми людьми, еще не обремененными званиями, должностями и прочими регалиями. И для успеха общего дела (постижения истины) просто необходимо постулировать принцип абсолютного равенства всех исследователей «перед лицом истины», невзирая ни на какие титулы и авторитеты.

(Д) Любой ученый, получивший интересные результаты, всегда стремится побыстрее их обнародовать. Причем он не просто хочет, он обязан это сделать! Ибо открытие только тогда становится открытием, когда оно проверено и признано научным сообществом. При этом на научные открытия не существует права собственности. Они являются достоянием всего человечества. Тот, кто получает выдающийся научный результат, не вправе монопольно им распоряжаться. В противном случае будут разрушены единство научного знания, а также составные элементы его обязательности: общедоступность и воспроизводимость. Наука ведь и родилась-то только тогда, когда тщательно укрываемое в ореоле священности знание перестало быть монополией избранных (жрецов) и сделалось всеобщим достоянием.

(Е) Акцент научной деятельности на новизну получаемых результатов имеет одним из своих следствий масштабный критицизм по отношению как к уже принятым, так и новым идеям. Всякая новая теория, с одной стороны, поневоле отрицает, преподносит в критическом свете уже существующую, а с другой - она сама по-

падает под огонь критики сложившейся научной традиции. Из этой ситуации наука извлекает двойную выгоду: во-первых, не позволяет себе «почивать на лаврах», а во-вторых, тщательно фильтрует предлагаемые во множестве гипотезы, осторожно отбирая только подлинные новации. Поэтому критичность в науке - это норма. А поскольку критичны в науке все, то нормой является и непременное уважение к критическим аргументам друг друга.

Охарактеризованные выше основные принципы этоса науки порождают множество менее объемных, более «технических» требований к деятельности ученого. Среди последних: обязательность для научных работ ссылок на авторство тех или иных идей, запрет плагиата, прозрачность методов получения конечных результатов, ответственность за достоверность приводимых данных и т.д.

Назначение всех этих принципов и норм - самосохранение науки и ее возможностей в поисках истины. И все это не просто технический регламент, но одновременно и этические принципы. С моралью их роднит то, что контролируется их выполнение главным образом моральными механизмами внутреннего контроля личности: долгом, честью, совестью ученого. Да и нарушения их караются в основном моральными санкциями.

1.3.2. Этика науки как социального института

Второй круг проблем, связанных с моральной регуляцией научного творчества, возникает в XX в. в связи с превращением науки в непосредственную производительную силу и обретением ею влияния планетарного масштаба. Моральное измерение регламентация науки в этом случае получает потому, что деятельность в данной сфере начинает сказываться на интересах общества (человечества) в целом не всегда в позитивном духе. И тому есть несколько оснований:

    создание современной экспериментальной базы и информационного обеспечения науки требуют отвлечения огромных материальных и людских ресурсов, и обществу далеко не безразлично, насколько эффективно эти ресурсы используются;

    в поле зрения сегодняшней науки попали природные объекты, в которые включен в качестве составного элемента сам человек: это экологические, биотехнологические, нейро-информацион-ные и прочие системы, предельным случаем которых является вся биосфера целиком; экспериментирование и взаимодействие с такими объектами потенциально содержат в себе катастрофиче-

ские для человека последствия; поэтому внутринаучные ценности (стремление к истине, новизне и проч.) обязательно должны быть скорректированы ценностями общегуманистическими, общечеловеческими;

    даже если научные исследования не угрожают безопасности всего человечества, не менее важно исключить возможность нанесения ими ущерба правам и достоинству любого отдельного человека;

    выбор конкретной стратегии научного поиска сегодня уже не может осуществляться на основе внутринаучных целей и мотивов, но требует учета четко просчитанных общесоциальных целей и ценностей, диктующих приоритетность решения множества проблем: экологических, медицинских, борьбы с бедностью, голодом и т.д.

Таким образом, потребность в этической (равно как и в правовой) регуляции науки как социального института в конце XX в. порождена тем, что некоторые цели - ценности внутреннего этоса науки столкнулись с ценностями общесоциального и индивидуального порядка. Наука, например, на протяжении всей своей истории рьяно отстаивала требование полной свободы творчества и выбора стратегий научного поиска и экспериментирования. Современные же требования общественного (этического, политического, правового) контроля за принятием в науке ключевых решений приводят научное сообщество в некоторое смущение. Возникшая дилемма и в самом деле непроста: либо позволить обществу придирчиво контролировать (неизбежно бюрократично и малокомпетентно) живую жизнь науки, либо выработать собственные дополнительные социально-этические регуляторы научного творчества и добиться их действенности. В настоящее время работа ведется по обоим направлениям. Но поскольку сама цель таких усилий противоречива (как сохранить свободу научного творчества в условиях введения ограничений по мотивам защиты прав и интересов граждан?), дело продвигается трудно.

Итоговое же решение проблемы наверняка будет диалектическим, т.е. совмещающим противоположности. Свобода, как известно со слов Бенедикта Спинозы, есть познанная необходимость. (Когда родители насильно заставляют ребенка умываться или чистить зубы, он, конечно, не свободен и даже страдает от таких ограничений его свободы. Но повзрослев, человек совершает те же самые нехитрые операции совершенно добровольно, свободно, ибо их необходимость осознана.)

Свобода научного творчества также должна быть изнутри детерминирована необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований. Если необходимость этих ограничений понята и принята добровольно, свобода научного поиска сохраняется!

Конечно, общество не может ждать, пока весь ученый мир осознает необходимость самоофаничений. Оно не может себе позволить оказаться в зависимости от прихоти какого-нибудь непризнанного научного гения, решившего, например, в поисках геростратовой славы клонировать человека или собрать на дому ядерный заряд. Поэтому общество вводит правовые офаничения на потенциально социально-опасные исследования и эксперименты. Так, принятая в 1997 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы «Конвенция по биомедицине и правам человека» однозначно запретила создание эмбрионов человека в исследовательских целях, вмешательство в геном человека с целью изменения генома его потомков и т.д. А после появившихся сенсационных сообщений о клонировании овец Советом Европы был принят специальный Дополнительный протокол к Конвенции (вступил в силу 1 марта 2001 г.), запрещающий «любые действия с целью создания человеческого существа, идентичного другому человеческому существу, живому или мертвому».

И хотя в декабре 2001 г. Европарламент отклонил закон, запрещающий клонирование человека, законы такого рода уже приняты в девяти странах ЕС. В России в мае 2002 г. был принят Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека». Запрет вводится сроком на пять лет. При этом терапевтическое клонирование тканей закон не запрещает. В настоящее время в ООН обсуждается международное соглашение, которое должно запретить клонирование человека с репродуктивными целями.

Однако юридические запреты не решают проблему полностью, поскольку вряд ли они смогут остановить научных или политических авантюристов. В каком-то смысле этические ограничители более надежны, так как встроены во внутренние психологические механизмы поведения людей. Поэтому правовая регуляция научно-исследовательской деятельности не отменяет и не уменьшает необходимости регуляции моральной. Только личная моральная ответственность ученого за возможные неблагоприятные последствия его экспериментов, развитое чувство морального

долга могут послужить надежным гарантом предотвращения трагических соционаучных коллизий.

Лейтмотив сегодняшней этики науки можно сформулировать так: «Интересы отдельного человека и общества выше интересов науки!» Принять такое требование нынешнему научному сообществу непросто. Проблема так никогда ранее не стояла. Молчалию подразумевалось, что любое знание - это в принципе благо, и поэтому интересы науки и общества всегда совпадают, а не сталкиваются. Увы, XX в. развеял и эту иллюзию. Афоризм же: «Знание - сила» пока не пересмотрен. Но уточнен: сила знания, оказывается, может быть как доброй, так и злой. А отличить одно от другого помогает этика науки.

Новая дисциплина - этика науки - изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки. По определению американского социолога науки Мертона , этос науки - это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого.

Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир - это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляет тенденции к технизации. Возникает противоречие между этическими нормами и необходимостью технического бытия человека, которое ведет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся с проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают область и молекулярной биологи , генетики , медицины, психологии и пр. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. Особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Институт ссылок - это «академическая составляющая науки». Кроме того, этот институт обеспечивает селекцию того нового, котрое свидетельствует о росте научного знания.

Пример: открытие универсального лекарства от СПИДа под названием «арменикум», которое из-за своего псевдонаучного статуса очень скоро перестало быть сенсацией.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики. В сферу науки попадают и проблемы бытия ученых.


Американский социолог Т. Парсонс отмечал, что необходимость адекватных взаимообменов с обществом позволяет членам научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных заниятий. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, он ответственен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики , стали очевидными в силу открытия в 1938 г. Расщепления атома урана , которое сопровождалось выделением огромного количества энергии. Энергия атомного ядра поставила на повестку дня вопрос о своем практическом применении, до того как было понято ее губительное воздействие на организм человека. Пример: В августе 1945 г. на японские города Херосима и Нагасаки без какой-либо военной необходимости были сброшены американские атомные бомбы. Последующая гонка вооружений поставила человечество перед угрозой атомного уничтожения.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии , указывают на опасность биологизаторских тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты человека признаются врожденными, например, насилие, угроза, агрессия, войны. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики . Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизаци медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование на человеке.

Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения. Возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирование которой сложилось в ходе продолжительной эволюции.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований живого мира. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям.

Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над человеком . Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые слабыми электрическими воздействиями препятствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрости, приливу энергии, способствуют снятию напряжения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравниваются с транквилизаторами и наркотиками.

Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования . Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования - создания искусственным путем первого млекопитающего - овечки Долли - феномен, потрясший воображение всех живущих на Земле. В связи с этим возникла проблема возможности экспериментов по клонированию человека. Ответ на поставленную проблему упирается в необходимость четкого осознания многоаспектности многоаспектности феномена клонирования.

Есть медицинский, этический, философский, религиозный, экономический и прочие аспекты. Клонирование, как очень сложная экспериментальная технология, в принципе может приводить не только к производству эталонов, но и к воспроизводству уродцев. С методологической точки зрения речь идет о рассогласовании первоначально поставленных целей и полученных результатов. В условиях клонирования на человеке это аморально и преступно. Кроме того, неизвестно, как поведет себя клонированный организм в социальном мире, а в случае с животным - в стадной жизни.

Этическое регулирование науки, появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будте способствовать обеспечению качества ее моральности. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.

Этика науки - раздел профессиональной этики, разрабатывающий нравственные принципы научной деятельности.

  • § Внутренняя этика науки - авторство и плагиат; критический разбор того, что сделано со стороны и самому; публикация отрицательных результатов исследования; экспертиза и рецензирование; преподавание; консультирование; популяризация
  • § Внешняя этика науки - взаимоотношения между наукой и обществом, проблема социальной ответственности.

Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, с одной стороны, а с другой - опасные негативные социальные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного использования достижений науки повышают в наши дни требования к нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос шире, стороне научной деятельности. Наметим хотя бы пунктирно некоторые из этих этических требований.

  • 1. ученый должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности, и спрос с него в этом отношении должен быть выше, чем в среднем, и в силу важности его функций, и в силу высокой ответственности за социальные результаты его деятельности.
  • 2. требование бескорыстного поиска истины без каких бы то ни было уступок конъюнктуре, внешнему давлению и т.д.
  • 3. нацеленность на поиск нового знания и его до конца честного, досконального обоснования, не допуская подлога, погони за дешевой сенсацией, а тем более плагиата.
  • 4. обеспечение свободы научного поиска.
  • 5. высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований, и в еще большей степени за их практическое использование. О необходимости повышения ответственности ученых и работников инженерной мысли за свои решения свидетельствует тяжелый груз Чернобыля. .

Глобальные проблемы современности, - экологическая в особенности, да и не только она, - говорят о том, что от людей науки, да и от всех людей вообще требуется ныне по-новому, с повышенной требовательностью подходить к оценке и нашей познавательной, и нашей практической деятельности.

Наука как область человеческой деятельности погружена в ценностное измерение: для ученого высшей ценностью является истина и все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. В сообществе ученых высоко ценятся также честность, порядочность, мужество в отстаивании своих взглядов, критическое отношение к догмам и всяким авторитетам, суевериям.

В то же время в самой науке, в ее методологическом арсенале, нет никаких нравственных норм, регламентирующих научные исследования в плане социальных последствий, позволяющих соизмерять научные достижения с состоянием общества. Многие ученые осознают свою ответственность за возможное использование их научных открытий, понимают недопустимость вооружения злодеев средствами массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела. К сожалению, имеется немало печальных примеров подобного: ядерное, биологическое, химическое оружие, эксперименты с генами животных и людей, тотальный компьютерный контроль в обществе и др.

В последние годы все большее число ученых склоняется к мнению о том, что неправильно считать науку лишь средством добывания истины. Настойчиво подчеркивали эту мысль Н. Бор и В. Гейзенберг. Ученые берут на себя ответственность, если не полностью, то, по крайней мере, в существенной степени, за свои творения. Они становятся этиками, потому что ответственность - это этическая категория. Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать человеку, следует продумать все возможные варианты. А, приняв решение, не следует уходить от ответственности. Современный ученый должен понять, что истина - это добро и красота.

В этике науки представлены нравственные основы научной деятельности. Основными этическими нормами науки являются, как мы выяснили, бескорыстный поиск и утверждение истины, обогащение науки новыми результатами, полезными для человечества, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. Соблюдение этики науки должно привести к утверждению нравственного идеала гуманизма.

Обоснование этого идеала содержится в концепции так называемого эволюционного гуманизма, одним из основателей которого является Дж. Хаксли - английский философ и зоолог. Суть его теории состоит в следующем:

  • § Человек сам несет ответственность за свое будущее и за будущее планеты, не возлагая ее ни на Бога, ни на судьбу.
  • § Человек является одним видом существующей на Земле жизни. Поэтому человечество нельзя превращать в совокупность враждующих "псевдовидов" (наций, религий и государств и их блоков).
  • § Смыслом существования науки является воплощение человеческих надежд, а не материальное благополучие.

Задача науки повышать "качество" жизни, а не увеличивать количество материальных ценностей для отдельных социальных групп. Для реализации этих идей и принципов необходимо новое мышление, которое и призвана формировать наука. .

Новое понимание природы стимулировало поиск и новых идеалов человеческого отношения к природе, которые претендуют на то, чтобы стать духовным основанием для решения современных глобальных проблем. Активно разрабатываются идеи так называемой "углубленной экологии", которая порывает с антропоцентризмом и рассматривает человека не как властелина природы и центр мироздания, а как существо, включенное в многообразие жизни. Человек - неотъемлемая часть живого, соотносящаяся с другими его частями не на основе конкуренции и господства, а на основе сотрудничества и взаимности (Э. Ласло, Ф. Капра, Б. Калликотт, О. Леопольд и др.).

С этих позиций предлагаются различные варианты новой этики, которая должна, наряду с нормами общественного поведения, регулирующими отношения между людьми, включать "этику в экологическом смысле" (биосферную этику), ограничивающую свободу действия человека в его борьбе за существование. Новая этика, по замыслу ее сторонников (О. Леопольд, Р. Атфилд, Л. Уайт, Э. Ласло, Б. Калликотт и др.), должна регулировать взаимоотношения человека с Землей, с животными и растениями, формируя убеждение в индивидуальной ответственности за здоровье Земли.

Эти этические концепции во многом перекликаются с известными идеями А. Швейцера о благоговении перед жизнью. Но в принципе они идут дальше. Как пишет Б. Каликотт, "лично я не особенно восторгаюсь моральной теорией Швейцера - главным образом по той причине, что она ограничивает круг морально значимых объектов индивидуальными сущностями, не беря во внимание объекты коллективной природы: популяции, виды, биоценозы и всю глобальную экосистему в целом". .

Научная этика

Научная этика - в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Каждый, кто перечислен в качестве автора, должен внести существенный прямой интеллектуальный вклад в работу. Например, должен внести вклад в концепцию, дизайн и/или интерпретацию результатов. «Почетное» соавторство запрещено. Предоставление финансирования, технической поддержки, пациентов или материалов, как бы это ни было важно для работы, само по себе не является достаточным вкладом в работу для того чтобы стать соавтором. Каждый, кто внес существенный вклад в работу, должен быть соавтором. Каждый кто внес менее значительный вклад в работу должен быть перечислен в списке людей, которым выносится благодарность в конце статьи.

Данные моральные принципы в реальности часто нарушаются. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жёсткость санкций за нарушение этических принципов науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведёт к макулатурной науке, идеологизации науки, и коммерциализации науки (когда основной целью является гонка за финансированием). Одним из рычагов контроля за выполнением научной этики является анонимное рецензирование научных статей, проектов и отчетов.

Научная этика - это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов , которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки .

Современная научная этика

Современная научная этика характеризуется следующим:

  • универсальная цель - получение и расширение сферы объективного знания;
  • соответствует нормам толерантности .

В этическом кодексе учёного подчёркивается не утилитарные, а высшие интеллектуальные ценности. Особая роль отводится также вопросам научной честности, сохранению «доброго имени», а не только известности, популярности в широкой публике. В XX веке ситуация несколько изменилась - менее строгие требования, наука стала более «богатой».

Примечания

Литература

  • Фролов И. Т., Араб-оглы Э. А., Борзенков В. Г. Глава X. «Наука». 6. Этика науки // Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов . - 2-е изд. Переработанное и дополненное. - М .: Республика , 2002. - 622 с.
  • Богатов В. В. Этика в научной деятельности // Вестник ДВО РАН. - 2008. - № 1. - С. 144-157.

Ссылки

  • Нормы научной этики (приняты Сенатом Общества Макса Планка 24 ноября 2000 г.) / пер. В.Тереховой.
  • Принципы соавторства (приняты Комитетом по Этике Гарвардского Университета 17 сентября 1999 г.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дамдинбазар, Содномын
  • Салахова, Айдан Таировна

Смотреть что такое "Научная этика" в других словарях:

    Научная картина мира - (сокр. НКМ) одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… … Википедия

    этика психолога профессиональная - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (см.… …

    этика - и; ж. [от греч. ēthos обычай] 1. Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э. Гегеля. Материалистическая э. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой л. общественной или профессиональной группы. Э. человеческих… … Энциклопедический словарь

    Научная журналистика - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Научная журналистика область журналистики, которая используется для создан … Википедия

    этика - и; ж. (от греч. ēthos обычай) см. тж. этический, этически 1) Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э/тика Гегеля. Материалистическая э/тика. 2) Совокупность норм поведения, мораль какой л. общественной или… … Словарь многих выражений

    Живая этика - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Агни (значения). Живая Этика, или Агни Йога … Википедия

    Журналистские этика и стандарты - (англ. Journalism ethics and standards) этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа организациях и профсоюзах. Профессиональная этика … Википедия

    профессиональная этика психолога - психолог: этика профессиональная реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами,… … Большая психологическая энциклопедия

Во всех областях человеческой деятельности существуют определенные моральные нормы. Наука не исключение! Ученые обязаны подчиняться системе норм морали, общечеловеческим нравственным требованиям и запретам: не укради, не лги и ряду других общеизвестных принципов.

Общие понятия законов морали в науке

Нравственный закон можно условно разделить на две ступени:

  • личностная мораль человека;
  • онтологическая мораль логических переменных.

Уровень первой ступени избирается субъектом лично для себя по свободной воле. На втором уровне важны укорененные в общечеловеческом знании предикаты.

Такая область, как этика науки, затрагивает плоскость моральных законов и всю околонаучную действительность. В современном мире не только наука, но и все околонаучное пространство - это объект систематического и пристального изучения. Наука - социальный и культурный элемент общества, следовательно, она нуждается в определенных моральных сводах и санкциях.

Актуальность

Может показаться, что проблема, которую поднимает этика науки, имеет второстепенное значение. Но это далеко от действительности. Напротив - с развитием технологий этические проблемы становятся все более актуальными. Да и в прошлые столетия они имели смысл и рассматривались учеными как важные вопросы.

В связи с вышесказанным на поверхность всплывает вопрос: можно ли говорить о научной этической нейтральности? Как стоит относиться с этико-моральной точки зрения к самой науке: как к изначально чистой, целомудренной или как к греховной?

Два направления. Первое

Рассматривая эту проблему, ученые выделили 2 разных линии.

Первая говорит о том, что этика науки нейтральна, а все процессы, связанные с антигуманным использованием ее достижений, целиком обоснованы социумом. Тезис о нейтральности науки достаточно распространен. Его истоки восходят к известному суждению Д. Юма о фактах. Эта линия наделяет науку только инструментальным смыслом. Такой позиции придерживалось много ученых первой половины прошлого столетия (XX век). Одним из них был Г. Маргенау. Он считал, что этика науки нейтральна, потому что она выступает в качестве средства после сделанного этического выбора. Но к самой этике научный метод должен применяться.

Ответственность

По мнению Ж. Ладриера, наука несет ответственность за свое внутреннее состояние. Внешняя ее сторона часто связана с возможными ситуациями, которые в определенных отношениях будут неприемлемыми. Безусловно, наука несет ответственность и за эти возможности, однако нельзя знать наперед все последствия. Следовательно, ответственность науки - это прежде всего осознание той фактической роли, которую она играет при возникновении опасностей и неизбежных последствий. Она обязана точно информировать о том, что поставлено на карту, искать соответствующие меры ограничения рисков и предотвращения потенциально опасных ситуаций.

Второе направление. Социальность

Вторая линия набирает обороты во второй половине прошлого столетия (ХХ век). Для нее характерно понимание, что наука не нейтральна в отношении этики. Она социально и морально обусловлена с самого начала. При этом ученый - это ответственная личность. Он должен находиться в состоянии готовности к результатам воздействия науки на социум. Общество, этика науки и ответственность ученого сильно взаимосвязаны. Поэтому необходимо быть в курсе социальных механизмов, приводящих к злоупотреблению результатами, для принятия мер по предотвращению негативных процессов. Ученый должен быть способным противостоять общественному давлению, подводящему к тому, чтобы участвовать во вредоносной деятельности.

Этические нормы

К примеру, этика науки и ответственность ученого в области плагиата четко ориентированы на то, что это кража. Недопустимо выдавать чужие результаты за свои. Это же касается идей. Ученый должен быть исследователем истины, новых знаний, искателем достоверной информации. Это люди, которые обладают качествами, присущими мужественным личностям, способным как отстоять правоту своих убеждений, так и признать, если это доказано, ошибочность суждений.

Согласно мнению многих философов, этическое звено науки наделено эмоционально окрашенным комплексом предписаний, правил, обычаев, ценностей, верований, предрасположенностей, которых в обязательном порядке ученый должен придерживаться.

Развитие и специфика

Современная проблема этики в науке имеет некоторые особенности, подчиненные комплексу социокультурных факторов общества.

Особую остроту набирают вопросы взаимоотношений научной сферы с обществом и так называемой социальной ответственности. Очень важно понимать, какую направленность имеют достижения науки, не будут ли они нести знания, направленные против человека. Безусловно, развитие биотехнологий, генной инженерии, медицины дало возможность направленно воздействовать на различные функции человеческого организма, вплоть до корректировки наследственных факторов и создания организмов с заданными параметрами. Человеку стало доступно конструирование новых форм жизни, наделенных качествами, слишком отличными от известных до сих пор. Сегодня говорят об опасности появления мутантов, человеческих клонов. Эти вопросы затрагивают интересы, амбиции и дерзновения не только ученых, но и всех людей планеты Земля.

Специфика, которой наделена проблема этики в науке, заключается в том, что объектом большого числа исследований является сам человек. Это несет определенную угрозу его здоровому существованию. Такие проблемы создают исследования в генетике, молекулярной биологии, медицине и психологии.

Проблемные вопросы и принципы

Научные этические проблемы подразделяются в основном на физические, химические, технические, медицинские и другие. Этика в медицине затрагивает широкий круг вопросов, связанных с человеческой жизнью: репродуктивные технологии, аборты, статус человеческого эмбриона, трансплантология, эвтаназия, генная технология, проведение экспериментов с использованием живых существ, в том числе и человека. И это только часть поднятых вопросов. На самом деле этот список гораздо длиннее.

Поэтому правила этики науки делают акцент на том, что даже если какие-либо исследования не несут прямой угрозы обществу, важно исключить вероятность нанесения ущерба достоинству и правам каждого отдельного человека. Необходимо совместно, ученым и общественности, искать разумные решения. В свою очередь, ученый обязан предвидеть все возможные варианты возникновения неблагоприятных последствий его исследования.

Все научно-технические решения должны быть приняты после сбора наиболее полной и достоверной информации, которая будет оправдана с точки зрения морали и социума.

Все принципы этики науки можно свести к следующим понятиям:

  • истина самоценна;
  • научное знание должно обладать новизной;
  • научное творчество наделено свободой;
  • научные результаты должны быть открытыми;
  • скептицизм необходимо организовывать.

Честность в науке и соблюдение вышеперечисленных принципов имеют очень важное значение. Ведь цель исследовательской деятельности - это расширение границ знаний. Но не менее важно в этой сфере заслуженное общественное признание.

Нарушения

Все принципы могут быть разрушены от небрежного применения методов, от невнимательного ведения документооборота, разного рода фальсификаций.

Подобные нарушения противоречат сути науки как таковой - систематического процесса исследований, направленного на получение знаний, основанных на верифицированных результатах. Кроме того, они подрывают веру общества в надежность научных результатов и разрушают взаимное доверие ученых, что является важнейшим условием научной работы в наши дни, когда сотрудничество и разделение труда стали нормой.

Исторически сложилось, что этика науки в философии - это основное направление, изучающее мораль, ее структуру, происхождение и закономерности развития как ключевую составляющую жизнедеятельности человеческого общества. Очень важным представляется вопрос места морали в системе других социальных отношений.

Сам со временем существенно изменялся. Изначально это была школа воспитания человека в добродетели. Она рассматривалась как призыв личности к исполнению божественных законов для обеспечения бессмертия. Другими словами - это наука формирования нового человека, бескорыстного и справедливого, с чувством непререкаемого долга и знанием способов его реализации. Несомненно, что такому человеку свойственна дисциплина.

Этика науки изучает законы нравственности общества и личности, а каждый ученый - это прежде всего человек, член социума. Следовательно, он не может поступать во вред себе и окружающим.

Конечно, одних принципов и набора правил будет недостаточно для полного предотвращения всякого рода нечестностей в науке. Для этого необходимы соответствующие меры, гарантирующие информированность всех, кто занимается исследовательской деятельностью, о нормах научной этики. Это внесет существенный вклад в сокращение нарушений.

Как связаны этика образования и науки между собой?

Образование стоит на одной ступени с государством, экономикой, семьей и культурой социальных институтов. Существует прямая зависимость состояния в этой области и гражданской позиции, морали, государственной безопасности. Образование напрямую обеспечивает социализацию личности. Как известно, без образования нет и науки. Сегодня эта система трещит по швам. О морали многие не хотят и слышать. Как высшая, так и средняя школа подвержены влиянию коммерции. Традиционная мораль утратила силу.

Современность и этичность

К сожалению, сегодня на первое место выходят не знания абитуриента, не его увлеченность наукой, а размер кошелька родителей, способных оплатить образовательные услуги.

Так уходит общедоступность получения знаний в престижных учебных заведениях. Наблюдается деградация человеческих отношений и массовой культуры. Зато процветает потребительское отношение к жизни, безрассудство и примитивизм.

Поэтому этика науки и общества должна поднимать вопрос социальной ответственности ученых, академиков, профессоров, кандидатов наук и простых преподавателей перед каждым человеком в отдельности. Проблема заключается в том, что власть над социальными, экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе, над природой переплетается с бессилием в понимании внутреннего мира отдельной личности.

Проблема, которую ставит перед собой современная этика науки, вызвана не только отношениями с социумом и отдельными личностями. Важным фактором является защита авторского права и компетентности ученых.

Научный статус

Это строго отслеживается. Ученый, как и любой другой человек, имеет право на ошибку. Но у него нет никакого морального права на фальсификацию. Плагиат карается!

Если исследования претендуют на научный статус, обязательно требуется фиксировать авторство идей в институте ссылок (академической составляющей науки). Этот институт предоставляет возможность обеспечить селекцию всего нового, свидетельствующего о росте научного знания.

Все этапы этики науки можно свести к трем составляющим:

  • тщательное продумывание наряду с точным проведением всех этапов исследования;
  • осуществление проверки и доказательности новых научных фактов;
  • стремление к истине, четкость и объективность на этом пути.

Особое место отводится проблеме одержимости ученого, его отрыву от реальности, когда он, занимаясь интенсивно наукой, становится подобным роботу. Среди часто встречающихся явлений можно выделить преувеличение учеными своего вклада, в сравнении с вкладом коллег. Это способствует возникновению научной полемики, нарушению научной корректности и этики. Возникает также ряд иных проблем, связанных с таким поведением ученых. Для минимизации подобных ситуаций нужно, чтобы этическое обоснование предшествовало ходу эксперимента и исследования в научной сфере.



Отчетность за сотрудников