Должностная инструкция — Программист. Ключевые и самые важные положения профстандарта «Программист Повышение квалификации по профстандарту программиста

Для персонала, занимающегося разработкой или отладкой программного обеспечения, разработан профстандарт программиста. В нем четко оговаривается, каковы функциональные обязанности программистов в учреждении или на фирме. Кроме того, в профессиональном стандарте приводится полный перечень критериев, которым должен удовлетворять сотрудник, отвечающий за работоспособность компьютерной техники.

Профстандарт программиста: каково его содержимое

В приказе Министерства труда Российской Федерации от 18. 11.2013 номер 679н озвучены базовые рабочие нормативы для программистов, позволяющие квалифицировать их уровень и классифицировать перечень функциональных обязанностей.

Регламентирующий документ включает в себя следующие подразделы:

  • Общие сведения.
  • Описание видов работ.
  • Анализ функциональных обязанностей.
  • Выходные данные о разработчиках.

В разделе Общие сведения вводится понятие о специфике работы, а также перечисляется характер экономической деятельности. Кроме того, в этом разделе указывается цель, которую преследует сотрудник в данной должности.

В разделе Описания видов работ приводятся обобщенные сведения о функционале сотрудника. При этом каждая обязанность описывается максимально подробно. Каждому уровню квалификации, согласно содержанию данного раздела, соответствует определенный код.

В разделе Анализ функциональных обязанностей расширяются сведения об обязанностях программиста. И здесь же приводится детальный перечень критериев, предъявляемых к должности.

В разделе Выходные данные разработчиков отражаются сведения о всех персоналиях, представивших Министерству труда профстандарт инженера-программиста.

Профстандарт дает основания для рационального распределения обязанностей между сотрудниками. Кроме того, при помощи данного документа распределение функциональных обязанностей становится более аргументированным и логичным.

Скрупулезное исследование сотрудниками Министерства данного вопроса объясняется тем, что в настоящее время основополагающее значение для полноценного ведения дел на фирме и на любом производстве отводится именно программному обеспечению.

Только специалист высокой квалификационной категории, соответствующей утвержденному Министерством стандарту, способен устранить возникающие сбои в ПО или сгенерировать новую программу для оптимизации производственных или кадровых задач.

Таким образом, тотальный контроль руководства над выполнением функционала сотрудниками, имеющими непосредственное отношение к обслуживанию ПО, диктуется производственной необходимостью.

Профессиональные критерии, применяемые, согласно профстандарту программиста, к разным должностям

Любая функциональная обязанность программиста должна соответствовать перечню наименований должностей. Квалификационные критерии, согласно данному положению, предъявляются к кому-то конкретно из персонала, но не к должности в целом. Это обусловило тот факт, что в профессиональном стандарте для разных должностей определены свои функциональные обязанности.

В частности, в перечне указывается следующее:

  1. Младший программист (или техник-программист). При устройстве на данную должность необходимо предъявить документальное подтверждение полученного среднего профессионального образования. Желательно знать базовые основы программирования и владеть компьютерной грамотой на уровне пользователь.
  2. Программист. Обязательным является наличие среднего профессионального образования. При вступлении в должность необходимо подтвердить профессиональный стаж в течение полугода в сфере корректировки и разработки ПО.
  3. Старший программист (или инженер-программист). Среднее профессиональное образование, имеющее документальное подтверждение, обязательно, а присутствие в профессии должно составлять от 12 месяцев.
  4. Ведущий программист (или ведущий инженер-программист). Должен предъявить диплом о высшем образовании при вступлении в должность. При присутствии в данной профессиональной отрасли стаж должен исчисляться тремя годами.

Соблюдение перечисленных критериев является обязательным для руководства при приеме на работу сотрудников.

Их функциональной обязанностью будет обеспечение бесперебойного функционирования ПО, формирование систем связи и способов хранения корпоративной информации. Поэтому отсутствие должного опыта или документа о профильном образовании - это непререкаемое обстоятельство для отказа при приеме на работу.

Информационная безопасность – почему так важно нанимать грамотного программиста в соответствии с профстандартом

Прежде всего, программист должен быть всесторонне грамотным человеком. Владение профессией означает не только знание классических основ, изучаемых в профессиональной средней или высшей школе.

Компьютерные технологии постоянно совершенствуются, конкретизируются, приспосабливаясь под реалии технической эволюции. В связи с этим программисту предписывается проводить систематический мониторинг инновационных технологий в данной сфере и внедрять их в производственный процесс.

Кроме того, поступающие глобальные обновления действующих программных узлов также должны использоваться и адаптироваться к местным профессиональным условиям. Хорошая квалификация оттачивается с годами. Грамотный программист, не дожидаясь официального распоряжения администрации, может самостоятельно изучать предложения рынка в данной области, а также изменения в нормативных и регламентирующих постановлениях.

Особенно важен высокий уровень квалификации программиста, задействованного в выполнении работ по обеспечению информационной безопасности фирмы. Авторские технологии, финансовые операции, персональные данные руководства и все, что составляет коммерческую тайну, является предметом активного внимания конкурентов.

Общеизвестно, что облачные технологии завоевывают все большую популярность. Они составляют определенный комфорт, но отличаются уязвимостью. База данных (в том числе - сведения о движении финансовых потоков) нуждается в высоком профессиональном обслуживании.

Кроме того, если профилирующие сведения предприятия хранятся на жестких дисках, то безопасность данных также может обеспечить только профессиональный программист, отвечающий критериям профстандарта инженера-программиста. На эту должность не берут случайных людей, даже если они владеют основными программами.

Защита информационной безопасности - это половина успеха производства или бизнеса. Если данная трудовая функция доверена человеку не компетентному или без должного опыта, то информация может быть не только похищена, но и злонамеренно повреждена.

Функциональные обязанности программиста согласно профстандарту

Согласно профстандарту техника-программиста, сотруднику, отвечающему за разработку ПО, вменяются четыре основные трудовые функции.

Исходя из них, сотрудник несет ответственность:

  • за экспертизу программного кода;
  • за ликвидацию малейших сбоев в его функционировании;
  • за разработку нового программного кода (если возникла такая необходимость на производстве);
  • за разработку корпоративных требований, предъявляемых к программному обеспечению (данные требования должны конкретизироваться для персонала разных уровней);
  • за проектирование ПО.

Согласно профстандарту, сотрудник должен уметь интегрировать программные модули и осуществлять качественную верификацию предлагаемого продукта.

На рынке цифровых технологий постоянно появляются новые продукты. В связи с этим квалифицированной программист должен уметь актуализировать их.

Функциональная карта программиста

Карта включает в себя следующие работы:

Профстандарт для работы с персоналом: унифицированность и алгоритмизация

При приеме программиста на работу работодатель в своих же интересах должен проверить, насколько соискатель должности соответствует квалификационным требованиям. При составлении штатного расписания учитывается унифицированность требований для всех программистов.

Разработчики профстандарта программист: 1С, МЭСИ. Стандарт рекомендован к использованию работодателями и ответственными лицами за подбор кадров. Это удобный инструмент кадровой политики. Его преимущества заключаются в том, что он позволяет автоматизировать управленческие процессы. Его использование делает должностные инструкции максимально внятными и доступными.

Подскажите про профессиональный стандарт "Программист", утвержденный приказом от 18 ноября 2013 г. N 679н:1. Для каких организаций - это обязательный стандарт для внедрения? Для ВУЗа обязателен к применению?2. Что значит в ОКСО в профессиональном стандарте? По обобщенной трудовой функции 3.2 (программист) ОКСО 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Если у нас работает сотрудник с высшим техническим образованием, например, инженер-химик, то после внедрения профстандарта он не должен будет работать на должности программиста?3. Если образование не соответствует по ОКСО, можно компенсировать повышением квалификации? Сколько минимум должно быть часов повышения квалификации?4. Когда бюджетные организации должны окончательно перейти на профстандарты и по всем ли должностям?

Ответ

Ответ на вопрос: 1. Для каких организаций - это обязательный стандарт для внедрения?

В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты.
Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.
В приведенных выше случая профстандарт обязаны применять все организации, независимо от профиля деятельности организации и ее организационно правовой формы.

Именно применительно к должности программиста нет специальных законов. обязывающих применять данный стандарт. Как правило, стандарт носит рекомендательный характер.

Но, если условия труда работника будут признаны вредными, в связи с чем ему будут положены гарантии, льготы, то применять данный стандарт надо будет в силу ст. 57 ТК РФ. Но в этом случае организация вправе сама выбрать что применять: пофстандарт или ЕКС по такой же должности.

Для ВУЗа обязателен к применению?

Согласно ст. 52 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации образовательная организация может выбрать что применять: проф. стандарт или ЕКС. Выбор за организацией.

Ответ на вопрос: 2. Что значит в ОКСО в профессиональном стандарте? По обобщенной трудовой функции 3.2 (программист)
ОКСО 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)
230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

ОКСО в профстандарте означает профиль требуемого для замещения должности образования.

См. Письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 О применении профессионального стандарта, а также требованиях к квалификации

Ответ на вопрос: Если у нас работает сотрудник с высшим техническим образованием, например, инженер-химик, то после внедрения профстандарта он не должен будет работать на должности программиста?

Он может продолжить работать по своей должности.

Согласно ЕКС требования к квалификации программиста:

Требования к квалификации.

Инженер-программист I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера-программиста II категории не менее 3 лет.

Инженер-программист II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера-программиста III категории или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Инженер-программист III категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно-технических должностях без квалификационной категории.

Инженер-программист: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Т.е. Ваш работник удовлетворяет квалификационным требованиям, указанным в ЕКС.

Требования к квалификации по проф стандарту, утв. Приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 679н Об утверждении профессионального стандарта "Программист"

Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование
Повышение квалификации

Требования к опыту практической работы: Практическая работа в области разработки программного обеспечения не менее 6 месяцев

Т.е. конкретизирована профильность образования.

В Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 прямо указано: «если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации »

Таким образом, у Вашего работника нет препятствий для продолжения работы с имеющейся квалификацией.

Ответ на вопрос: 3. Если образование не соответствует по ОКСО, можно компенсировать повышением квалификации? Сколько минимум должно быть часов повышения квалификации?

Если вы применяете профстандарт (без учета приведенных выше возможностей применения ЕКС), то отсутствие профильного образования можно компенсировать переподготовкой, повышением квалификации.

Ответ на вопрос: 4. Когда бюджетные организации должны окончательно перейти на профстандарты и по всем ли должностям?

01.01.2020 года.



Но и после 01.01.2020 года Ваше учреждение вправе будет применять ЕКС, в том числе к должности программист.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база:

Действующая редакция

Письмо Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 № 122

Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов

Центральный Совет Профсоюза направляет для использования в практической работе ответы на актуальные вопросы применения профессиональных стандартов и просит довести их до местных и первичных организаций Профсоюза, а также разместить на официальных сайтах региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".

Заместитель
председателя Профсоюза
Т.В.Куприянова

Приложение

Приложение. Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах

Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться при применении профессиональных стандартов?

Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:
- статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации;
- статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
- часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;
- постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения [...]".

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности".

Пунктом 1 постановления № 584 установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов .

Что подразумевается под "поэтапностью" применения профессиональных стандартов?

Согласно пункту 2 постановления № 584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.
Иными словами, дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 г.) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении № 584 (1 января 2020 г.), - это завершение организации работы по их применению.
Таким образом, поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия.
Кто утверждает план по организации применения профессиональных стандартов?

На основании пункта 1 постановления № 584 план по организации применения профессиональных стандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением), с учётом мнения представительного органа работников.
Что должен включать план по организации применения профессиональных стандартов?

В соответствии с пунктом 1 постановления № 584 план по организации применения профессиональных стандартов должен включать:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учётом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Как сформировать список профессиональных стандартов, подлежащих применению?

Список профессиональных стандартов, подлежащих применению, зависит от кадрового состава организации, которая формирует такой список. При составлении списка необходимо иметь в виду следующее:
- список не может быть единым для каждой организации, так как его наполнение зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции образовательной организации;
- в список включаются профессиональные стандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только педагогических работников;
- в список не включаются профессиональные стандарты, которые существуют ещё в виде проектов (в частности, проект профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)";
- в список не включается профессиональный стандарт, дата вступления в силу которого не наступила.
Как определить потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников?

Подпунктом "б" пункта 1 постановления № 584 предусмотрено получение сведений о наличии такой потребности на основе анализа:
- квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;
- квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).
Пример 1 . Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.
Пример 2 . Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профессиональному образованию.
Как установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными соответствующим профессиональным стандартом?

Необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:
- от 18 ноября 2013 г. № 1245 (в части высшего образования);

Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № 1245 "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования - специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136".

Приказ Минобрнауки России от 5 июня 2014 г. № 632 "Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355".

Перечисленные объёмные документы размещены в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" и содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупнённым группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки".
Как и на каких условиях можно обеспечить право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование?

Рекомендуется руководствоваться разъяснениями "О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование" (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124).
Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы:
- работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором;
- работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Какие локальные нормативные акты и другие документы организации подлежат изменению с учётом положений профессиональных стандартов?

В настоящее время требуется внести изменения только в те документы, которыми регулируется проведение мероприятий по образованию и обучению, обусловленное сведениями о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников. К числу соответствующих документов могут относиться, в частности:
- коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);
- локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;
- дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определённых видов деятельности);
- должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации);
- договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (статья 197 ТК РФ).
Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?

На основании части третьей статьи 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 4 апреля 2016 г. № 14-0/107В-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее - письмо).
Как следует из письма (ответ на вопрос 9), при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применён как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:
- письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (статья 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г.);

См. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
- письмо не является нормативным правовым актом;

Перечень трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлен статьёй 5 ТК РФ и включает, в частности, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом на основании пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается.

Противоречит действующей в настоящее время редакции ТК РФ, согласно которой профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции (часть вторая статьи 195.1 ТК РФ), а квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая статьи 195.1 ТК РФ).
Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию "квалификация" и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников.
С учётом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:
- разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (с учётом изменений);
- разделом "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования" ЕКС, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н.
В свою очередь, на основании статей 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) поручение работнику выполнения дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) может быть поручено ему с письменного согласия и за дополнительную оплату.
Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при аттестации педагогических работников?

С учётом изменений в ТК РФ были внесены изменения в правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее - Правила).
Если согласно подпункту "а" пункта 25 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, профессиональные стандарты должны были применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления, то с 1 июля 2016 г. указанное положение признано утратившим силу.

Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 406 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23".

Подпункт "в" пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 406.

С учётом изложенного соответствующее положение отсутствует в приказе Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания", при подготовке которого были учтены замечания Профсоюза. Однако данное положение по-прежнему сохраняется в пункте 2 следующих приказов Минтруда России, изданных до вступления в силу изменений в Правила:

Согласно пункту 2 приказов Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н, от 24 июля 2015 г. № 514н, от 8 сентября 2015 г. № 608н и от 8 сентября 2015 г. № 613н профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

От 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)";
- от 24 июля 2015 г. № 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
- от 8 сентября 2015 г. № 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального образования и дополнительного профессионального образования";
- от 8 сентября 2015 г. № 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
Учитывая, что согласно статье 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации, профессиональные стандарты не могут применяться работодателями при аттестации педагогических работников.
При аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Как следует из пункта 1 указанного Порядка, правила проведения аттестации определяются самим Порядком.
Таким образом, к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения какого-либо инструментария, разработанного для применения профессиональных стандартов при аттестации педагогических работников.
Как следует применять профессиональные стандарты в части положений, не являющихся обязательными для применения?

Форсирование применения профессиональных стандартов в части положений, не являющихся обязательными для применения (к примеру, в части использования наименований должностей, не предусмотренных номенклатурой должностей), не рекомендуется по следующим причинам:

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678.

Положения профессиональных стандартов (за исключением требований к квалификации) не являются обязательными, остаются предметом острой профессиональной дискуссии, поскольку содержат неопределённости, необоснованно предоставляющие право работодателю по своему усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профессиональных стандартах, что может привести к нарушению прав работников.
- в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в ряд профессиональных стандартов, в том числе в целях существенной переработки их содержания (в частности, с учётом задачи сопряжения требований профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами, а также поручения Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста).

Подпункт "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. (протокол от 2 января 2016 г. № Пр-15ГС).

Какими полномочиями в сфере применения профессиональных стандартов организациями обладают их учредители и контрольно-надзорные органы?
На основании пункта 3 постановления № 584 органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в данном постановлении, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций, обеспечивают:

а) внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учёта положений профессиональных стандартов, подлежащих применению, то есть лишь в части норм, являющихся обязательными для применения;

б) осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

Образец плана

План по организации применения профессиональных стандартов

№ п./п. Список профессиональных стандартов, подлежащих применению Сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и(или) дополнительном профессиональном образовании работников Этапы применения профессиональных стандартов Перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению в связи с учётом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению
1 профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утверждённый приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н Петров П.П., педагог-психолог, - потребность в высшем образовании по профильному направлению
осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профессиональному образованию) работника (1 июня 2017 г. - 1 января 2020 г.)
локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;
договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное
2 профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", утверждённый приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н Сидорова С.С, социальный педагог, - потребность в дополнительном профессиональном образовании по направлению профессиональной деятельности в организации внесение изменений в локальные нормативные акты и другие документы (1 января - 1 июня 2017 г.);
осуществление работодателем дополнительного профессионального образования
профессиональное образование
работников (1 января 2017 г. - 1 января 2020 г.)
3

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Выбрать дистанционный курс - Административно-хозяйственное обеспечение деятельности Антикоррупционные меры при осуществлении образовательного процесса Антитеррористическая деятельность в образовательной организации Антитеррористическая защищенность Аудит / Внутренний аудит Библиотекарь. Библиотековедение. Библиотечное, справочно-библиографическое и информационное обслуживание Бухгалтерский учёт Бюджетная политика Бюджетная система Бюджетный учёт / Экономика, бюджетирование, бухгалтерский (бюджетный) учет и контроль Врач-оториноларинголог Государственное и муниципальное управление Государственные и муниципальные финансы Государственный оборонный заказ Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации Дефектология. Учитель-дефектолог Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей Защита информации, персональных данных и обеспечение информационной безопасности Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Педагогика и методика преподавания Инвестиционный менеджмент / Инвестиционный директор Инклюзивное (интегрированное) обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Информационно-коммуникационные технологии в электронной информационно-образовательной среде Кадровое делопроизводство / Инспектор по кадрам Клиническая психология Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Управл Коррекционная педагогика и психология Лаборант. Лабораторные анализы, испытания, измерения при проведении учебных занятий по химии и биологии Логопед. Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевой патологией Маркетинг и управление продажами Мастер делового администрирования Мастер спортивного администрирования / Спортменеджмент Менеджмент в образовании Методика преподавания политических наук Методика преподавания экономических дисциплин Музыкальная психология и педагогика. Технологии планирования и реализации музыкального образования с учетом требований Ф Олигофренопедагогика и олигофренопсихология. Обучение и развитие детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГО Организация закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Организация здравоохранения и общественное здоровье Организация мероприятий по профилактике и работы по противодействию экстремизма и терроризма Организация эффективной деятельности по предоставлению потребительского кредита Основы делопроизводства и секретарское дело Основы инженерного дела Отечественная история и обществознание. Проектирование и реализация образовательного процесса в соответствии с ФГОС Охрана труда / Охрана труда для руководителей и специалистов организаций, членов комитетов (комиссий) по охране труда / Педагог (воспитатель, методист, психолог) дошкольного образования по ФГОС ДОУ Педагог (учитель, методист, психолог) начального образования по ФГОС НОО Педагог дополнительного образования / Воспитатель дополнительного образования Педагог дополнительного профессионального образования Педагогика и методика высшего образования по ФГОС ВО Педагогика и методика преподавания физической культуры / Инструктор по физкультуре в ДОУ, НОО Педагогика и методика профессионального образования Педагогика и психология. Организация и содержание деятельности в условиях реализации ФГОС Педагогическое образование (по отраслям) Первая медицинская помощь / Оказание медицинской помощи в экстренной форме Первая помощь Первая помощь / Обучение работников навыкам оказания первой помощи Повар Пожарная безопасность / Пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учрежде Прикладная педагогика и психология Проверка надзорных органов образовательных учреждений Промышленная безопасность Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления Радиационная безопасность Реабилитационная работа в социальной сфере Санитар. Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отхо Социальная педагогика и психология Социальная работа Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений Теория и методика преподавания БЖД Теория и методика преподавания математики Теория и методика преподавания хореографии Техносферная безопасность Управление государственной и муниципальной собственностью Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками Управление персоналом Управление персоналом и кадровое делопроизводство Управление проектами / Проектный менеджмент Финансовый менеджмент / Финансовый директор Экологическая безопасность / Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных сис Экономика и управление туризмом и гостиничным хозяйством Экономика и финансы Экономическая безопасность Эксперт в сфере закупок Электробезопасность Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях Юриспруденция - Нужны академические часы - - Имею академические часы - Не имею Рассчитываю на скидку От 40 до 71 ак. часов От 72 до 119 ак. часов От 120 до 250 ак. часов Свыше 250 ак. часов - Число обучающихся - 1 2 3 4 5 и более - Присвоить квалификацию -

Национальный технологический университет (НТУ) является учреждением, предоставляющим услуги в сфере дополнительного профобразования на основании Лицензии, выданной департаментом образования Москвы. Мы приглашаем Вас пройти повышение квалификации по профстандарту программиста в связи с увеличением требований государства к квалификации специалистов в сфересвязи, информационных и коммуникационных технологий.

Повышение квалификации по профстандарту программиста

Профессиональный стандарт «Программист» № 4, утвержденный Приказом Минтруда РФ № 679н от 18.11.2013 года, устанавливает квалификацию, необходимую для профессионального осуществления деятельности. Данный документ зарегистрирован в Минюсте РФ под № 30635 и опубликован официально.

Проводится на базе среднего профобразования в целях расширения их профессиональных возможностей. Обучение подразделяется на краткосрочное, тематическое и длительное. Наиболее распространенными формами обучения являются очная, очно-заочная и дистанционная.

Обучение по профстандарту программиста может быть направлено на освоение:

    методов и приемов формализации задач;

    языков формализации функциональных спецификаций;

    нотации программных продуктов для графического отображения алгоритмов;

    алгоритмов решения типовых задач, областей и способов и применения и т.д.

На основании профстандарта программиста каждый специалист может наметить для себя направления, по которым требуется подтянуть знания. В процессе обучения слушатели познакомятся с практическими аспектами информационных и коммуникационных технологий. Особое внимание мы уделяем актуальным проблемам и современным тенденциям развития данной отрасли.

Сегодня работодателям стоит пересмотреть процедуру приема на работу новых сотрудников, аттестации работников и содержание должностных инструкций. С 01 июля 2016 года трудовая инспекция на законных основаниях может выписывать штрафы, если организации не применяют в своей работе профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом РФ.

Плюсы обучения в НТУ и как записать программистов на повышение квалификации

Повышение квалификации программистов проводится при помощи современных образовательных технологий. Записаться на обучение Вы можете, связавшись с нами по телефону или воспользовавшись специальной формой подачи заявки на этом сайте. В случае необходимости Вы можете посетить Национальный технологический университет лично и убедиться в высоком качестве предоставляемого образования.

Почему стоит выбрать именно нас:

  • мы предлагаем на выбор более 1 000 учебных программ;
  • наши цены ниже большинства предложений на рынке дополнительного профобразования;
  • мы предоставляем Вам услуги персонального менеджера и гарантируем безупречное качество обслуживания;
  • обучение проводится на основе современной материально-технической базы.
  • уровень профессорско-преподавательского состава НТУ равняется уровню преподавателей ведущих ВУЗов страны.

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "КонсультантПлюс".

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.07.2016.

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло >>>

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Применять обязательные профстандарты нужно, в частности, при приеме на работу новых сотрудников. Как Минтруд, вступление в силу профстандартов не основание уволить тех, кто уже работает.

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло



Отчетность за сотрудников