Исключение сведений о генеральном директоре из егрюл. Как директору исключить себя из егрюл? Процесс внесения изменений в егрюл

«Жизнь» любого предприятия, как субъекта хозяйственной деятельности, заканчивается с внесением записи об исключении юридического лица из (Единого государственного реестра юрлиц). Действующее законодательство разрешает проведение этой процедуры, как по инициативе самого предприятия, так и по решению фискальных органов.

Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра

В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ:

  • ликвидация фирмы на добровольной основе;
  • проведенная реорганизация юридического лица путем слияния, выделения, присоединения или разделения;
  • принудительная ликвидация компании на основании решения Арбитражного суда;
  • исключение из реестра по решению уполномоченного органа – при обнаружении признаков недействующего юридического лица.

Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.

В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации

Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.

Положительным моментом исключения юридического лица из госреестра через процедуру реорганизации можно считать относительно небольшой объем документов, необходимых для подачи в регистрационные органы. Кроме того, срок, в течение которого реорганизация предприятия будет считаться завершенной, составляет всего 2-4 месяца.

После того, как решение о предстоящей реорганизации будет принято учредителями предприятия, следует получить официальное согласие учредителей той компании, которая будет выступать правопреемником ликвидируемого юрлица.

Решение о реорганизации и уведомление по форме С-09-4 передаются в налоговую службу, и в ЕГРЮЛ вносится запись о начавшейся процедуре. В течение 5 дней юридическое лицо должно письменно известить всех имеющихся кредиторов о предстоящей ликвидации. Кроме того, закон обязует учредителей дважды опубликовать информацию о реорганизации в специальном журнале – «Вестнике государственной регистрации». Промежуток между объявлениями составляет 1 месяц.

После соблюдения всех формальностей в регистрационный орган ФНС подается заявление о регистрации нового юридического лица и сопутствующие документы:

  • учредительные документы (Устав и договор об учреждении);
  • договор между участниками о слиянии, выделении, разделении, присоединении;
  • разделительный баланс или передаточный акт с информацией о правопреемстве;
  • квитанция об уплате пошлины за регистрацию нового ООО.

По истечении пяти дней «старое» предприятие будет ликвидировано и запись о нем будет удалена из ЕГРЮЛ.

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции.
Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Законность исключения компании из ЕГРЮЛ

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица. Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав. Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.

Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия. Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок. Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

В случае если «бросаемое» предприятие имеет фактических учредителей, процедура исключения из ЕГРЮЛ не освобождает их от субсидиарной ответственности за имеющуюся задолженность перед бюджетом и сторонними кредиторами.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ. Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям. У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.

Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет. Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?

Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.

Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки . По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них - с 1 сентября 2017 года. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

Процедура исключения

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

  • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Исключение и банкротство

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по , Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Что делает налоговая?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника .

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант - начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации ( ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других (практика АС МО, АС СЗО) - отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ. А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Исключение и будущие регистрационные действия

Здесь изменений нет. Рассмотрим две ситуации:

  • Вы владели не менее чем пятьюдесятью процентами голосов ООО. Общество исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у общества имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
  • Вы были руководителем юридического лица (не обязательно ООО). Лицо исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у него имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.

В обоих случаях, если о вас как об участнике или о руководителе некоего юридического лица будут поданы документы на регистрацию, в регистрации будет отказано. Данная норма будет применяться в течение трех лет с момента исключения. Вот такое ограничение в занятии предпринимательством.

Обжалование исключения

Исключение из реестра может быть обжаловано в суде. Такое право предоставлено кредиторам и любым другим лицам, чьи права затрагиваются исключением. Срок подачи заявления - один год с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права.

Основания для отмены решения налоговой могут быть следующие:

  • отсутствие оснований для исключения;
  • исключение, несмотря на поданное в трехмесячный срок заявление (обоснованное и с соблюдением формы);
  • несоблюдение процедуры налоговым органом.

Как видите, возможностей «по-тихому слить фирму» всё меньше. Рисков ответить по ее обязательствам всё больше. Налоговые органы настойчиво переводят предпринимателей в законное русло ликвидации и банкротства. Если для руководителей или участников "с каждым днём всё непосильней кладь", сбросить ее может оказаться непросто.

По нашему мнению, бывший директор может попытаться самостоятельно исключить о себе сведения из ЕГРЮЛ, представив в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001 (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@). В случае получения отказа в регистрации изменений возможно предъявить заявление в суд о признании данного отказа незаконным и об обязании регистрирующего органа исключить недостоверные сведения из ЕГРЮЛ. Однако судебная практика по данному вопросу в настоящее время противоречива. Обоснование: Довольно часто складывается ситуация, когда генеральный директор на основании ст. 280 Трудового кодекса РФ принимает решение уволиться из организации. Таким образом, трудовые отношения прекращаются, однако сведения в ЕГРЮЛ могут остаться на прежнего директора, если учредители организации не примут решения о назначении нового руководителя и не подадут сведения в регистрирующий орган о прекращении полномочий бывшего директора. По нашему мнению, в данном случае бывший генеральный директор может самостоятельно исключить о себе сведения из ЕГРЮЛ, представив в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001. Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон N 129-ФЗ) организация в течение трех дней с момента изменения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган подается заявление по форме N Р14001. При этом, как отмечается в Приложении к Письму ФНС России от 01.07.2015 N СА-4-14/11453, в случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме N Р14001 заполняется как в отношении прежнего, так и в отношении нового генерального директора. На основании п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ заявителем при регистрации изменений может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Исходя из этого налоговые органы отказывают в регистрации изменений и исключении из ЕГРЮЛ сведений о генеральном директоре, если заявление подписано бывшим генеральным директором (пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ). Позиция налоговой службы состоит в том, что заявителем в данной ситуации не может быть руководитель, полномочия которого прекращены (Письмо ФНС России от 19.08.2013 N НД-3-14/2933@). На настоящий момент при оспаривании отказа регистрирующего органа сложилась противоречивая практика арбитражных судов. Некоторые суды приходят к выводу, что отсутствие правового регулирования процедуры исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, не может являться причиной отказа в удовлетворении заявления (Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2015 N Ф09-2356/15 по делу N А47-5514/2014, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.12.2014 N Ф01-5589/2014 по делу N А39-1488/2014, ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2013 по делу N А43-26295/2012, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2015 по делу N А53-11425/2014). Однако, минуя подачу заявления в регистрирующий орган, а обратившись сразу с требованиями в суд об исключении записи о бывшем директоре из ЕГРЮЛ, заявитель рискует тем, что ему откажут в исковых требованиях (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2015 N Ф08-2162/2015 по делу N А32-32272/2014). Необходимо отметить, что есть и иная позиция в судебной практике. Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.2015 N Ф04-23243/2015 по делу N А45-19060/2014 суд пришел к выводу, что законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице. Исходя из положений п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при подаче заявления по форме N Р14001 заявителем не может быть бывший руководитель юридического лица. Правом подписи указанного заявления обладает вновь избранный руководитель. Санкт-Петербургский городской суд приходит к выводу, что, поскольку заявление о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц п
одано неуполномоченным лицом, так как бывший генеральный директор на дату обращения в регистрирующий орган не имел права действовать без доверенности от имени юридического лица, и, кроме того, законодательством не предусмотрена процедура внесения таких изменений в реестр, как исключение сведений о руководителе, отсутствуют основания для признания незаконными действий регистрирующего органа в виде отказа в исключении сведений о бывшем директоре из единого государственного реестра юридических лиц (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26.01.2015 N 33-427/2015 по делу N 2-4373/2014). Таким образом, по нашему мнению, бывший директор может попытаться самостоятельно исключить о себе сведения из ЕГРЮЛ, представив в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001, но в этом случае, скорее всего, он получит отказ в регистрации изменений. После получения отказа бывший генеральный директор вправе предъявить заявление в суд о признании данного отказа незаконным и об обязании регистрирующего органа исключить недостоверные сведения из ЕГРЮЛ. Однако судебная практика по данному вопросу в настоящее время противоречива.

Может ли генеральный директор организации, уволившийся по собственному желанию, исключить сведения о себе из ЕГРЮЛ?

«Бросить» компанию в нашей стране - старая добрая традиция. Тем более, в этом случае законодатель любезно обеспечил простым (как кажется) способом избавления от неё. Закрыли счета, перестали сдавать отчётность и ждём, когда инспекция самостоятельно вычеркнет организацию из реестра. Такой сценарий остаётся популярным по сей день. Однако всё меняется, в том числе и эта ситуация. За последнее время исключение брошенной компании из возможности «слиться по-лёгкому» превратилось в дополнительную возможность для налогового органа (и иных кредиторов) дотянуться до собственников бизнеса.

1. Текущий порядок

Налоговый орган уполномочен исключать из ЕГРЮЛ компании, не подающие признаков жизни в течение 12 месяцев. Под признаками жизни подразумевается предоставление отчётности и движение денег по расчётному счёту. Выявляя компанию, отвечающую указанным признакам, ИФНС выносит решение о предстоящем исключении её из реестра. Решение публикуется в Вестнике гос. регистрации и, если в течение трёх месяцев с момента опубликования не поступило возражений от самой компании или её кредиторов, организацию исключают из ЕГРЮЛ.

Положение не ново и всё активнее применяется. Так, в 2015 году по решениям налоговых органов из реестра исключили 160 184 Обществ с ограниченной ответственностью, а в 2016 уже 585 733.

2. Правила меняются

С 1 сентября 2017 года порядок исключения компании из ЕГРЮЛ изменится, появятся два новых основания (см. ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...» в редакции, действующей с 01.09.2017):

    у компании и участников нет денег на ликвидацию;

    в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев есть информация о недостоверности сведений по организации.

Может показаться, что первое основание упростит жизнь желающим самостоятельно инициировать свое исключение из реестра. Речь о тех лицах, которые тайно надеялись на исключение их заброшенных компании силами инспекции. Однако порядок и сроки самой процедуры пока не ясны. Вероятно, компании и её участникам придётся подтверждать отсутствие денег банковскими выписками и справками о доходах.

Второе же основание по сути является новой косвенной санкцией за наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. Напомним, что ещё в 2016 году законодатель закрепил право налоговых органов проверять сведения о компании, как при её регистрации, так и последующую информацию, содержащуюся в реестре.

Если при создании организации или регистрации изменений будут выявлены недостоверные сведения, в той самой регистрации откажут. Однако, налоговый орган наделен полномочиями проверять достоверность уже имеющейся информации в ЕГРЮЛ и без какого-либо повода со стороны организации.
Для этого инспекции нужны основания:

    заявление заинтересованного лица;

    иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС.

Фактически, налоговая вправе провести проверку по своему усмотрению, основания найдутся, «было бы желание». При этом участие самого проверяемого совсем не обязательно. Например, осмотр помещения, в котором зарегистрирована компания, может быть проведён в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи (пункт 14 Приказа ФНС от 11.02.2016 г. № MMB-7-14/72@).

Если проверка пройдёт неудовлетворительно (компании по указанном в реестре адресу не окажется), ИФНС направит письмо с требованием внести изменения в реестр. Такое письмо получит сама компания, её участники и руководитель. Отреагировать на него необходимо в течение 30 дней, в противном случае в ЕГРЮЛ появится запись, что информация, например, об адресе вашей компании, недостоверна (пункт 6 статьи 11 Закона «О госрегистрации юридических лиц...»). Проживёте с такой записью полгода - исключат из реестра. Произойдёт это не вдруг, и на процесс можно повлиять, но с 1 сентября сделать это будет сложнее. Сейчас для приостановки исключения достаточно возражения самой организации или её кредитора. После того, как изменения в закон вступят в силу, простого «я не согласен» будет недостаточно, заявление должно быть мотивированным.

Избежать описанных последствий можно. Для этого:

    с осторожностью подходим к выбору адреса компании. По возможности, избегаем массовых номинальных адресов;

    ВСЕГДА получаем почту по юридическому адресу;

    СВОЕВРЕМЕННО отвечаем на письма налогового органа;

    обеспечиваем наличие на месте вменяемого сотрудника и «следы» вашей организации (стол, папка с документами, вывеска на двери).

Помимо исключения компании из реестра, есть и другие, порой более негативные последствия отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации.

3. Об ответственности за недостоверные сведения

Во-первых, статья 14.25 КоАП РФ. Обратить внимание стоит на часть 5 этой статьи, грозящую дисквалификацией за предоставление на регистрацию документов, содержащих заведомо ложную информацию. Данной санкцией налоговая так же активно пользуется. По состоянию на 07 августа 2017 года реестр дисквалифицированных лиц содержит 6 064 записи, из них 5 047 лиц попали туда из-за части 5 статьи 14.25 КоАП РФ. Получить дисквалификацию относительно просто, достаточно предоставить на регистрацию документы с номинальным адресом. Использование фиктивного адреса - самое распространённое основание для привлечения к ответственности.

Дисквалификация подразумевает под собой ограничение права лица занимать должности в исполнительном органе компании, входить в , осуществлять иное управление юридическим лицом, что может быть недопустимым для реального собственника/руководителя бизнеса. Ограничение может длиться до трёх лет.

Дополнительными последствиями дисквалификации являются штрафы (для управленца, продолжающего руководить, - 5 000 руб., для компании, заключившей или не расторгнувшего договор с таким управленцем, - до 100 000 руб.) и невозможность зарегистрировать новую компанию с дисквалифицированным лицом в качестве руководителя.

Чтобы не попадать в эти списки, следуем вышеназванному совету - выбираем адрес для компании с осторожностью.

Во-вторых, абз. 4 и 5 подпункта «Ф» пункта 1 статьи 23 Закона «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает отказ в государственной регистрации каких-либо изменений, если в отношении компании (её адреса или директора) в реестре указаны недостоверные сведения.

Но главное, о чем не стоит забывать - «бросание» компании не спасет от необходимости погашения её долгов.

4. Ответственность за «брошенку»

Во-первых, 28 июня 2017 года вступила в силу часть 3.1. статьи 3 Закона «Об ООО». С этого момента исключение общества из реестра рассматривается как отказ основного должника от исполнения обязательств. В этом случае, если у исключённой компании есть долги, которые появились благодаря недобросовестным или неразумным действиям контролирующих лиц, такие лица мог быть привлечены к субсидиарной ответственности. Таким образом, после исключения компании из реестра, кредиторы (в том числе ИФНС) получат право требовать исполнения обязательств компании перед ними от контролирующих эту компанию лиц.

3.1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

ст. 3 ФЗ «Об ООО»

Для взыскания кредитору придётся обратиться в суд, которому нужно будет доказать, что А) некое лицо является контролирующим и Б) оно действовало недобросовестно или неразумно.

Теперь налоговый орган может не инициировать дорогостоящую и бесперспективную процедуру банкротства брошенной компании, а исключить её из реестра, получив возможность дотянуться напрямую до её учредителя и директора. Процесс может развиваться параллельно с привлечением компании - «двойника» к ответственности по правилам ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает упрощённую процедуру банкротства отсутствующего должника (§ 2, главы XI Закона). Суть её заключается в том, что й кредитор может обратиться с заявлением о признании должника банкротом, независимо от размера задолженности. Суд рассматривает такое заявление в течение одного месяца и, в случае признания должника банкротом, сразу же открывает . Эти положения применяются в том числе к ситуациям, когда в течение 12 месяцев по счёту юр. лица не проводилось каких-либо операций.

Вполне вероятно, что кредитор брошенной компании, не дожидаясь её исключения из реестра, пойдёт в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд такое заявление удовлетворит, и кредитор в рамках банкротства займётся привлечением контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам их брошенной компании. Напомним, что в этом случае их вина в банкротстве организации презюмируется.

Так же мало кто знает об еще одном неприятном последствии «бросания» организации, предусмотренном Законом «О госрегистрации юридических лиц...». Так, директор исключённой компании либо участник, имевший на момент её исключения долю 50%, не смогут зарегистрировать новую организацию, если их старое (брошенное) имело задолженность перед бюджетом на момент исключения. Запрет длится три года. Причём размер задолженности неважен. Проглядели копеечный долг по такой компании - получили запрет на регистрацию новой. «Купить» компанию и войти в состав участников или стать директором тоже не получится, законодатель это предусмотрел (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 указанного Закона).

Нашли себя и исключение вам на руку, сделайте сверку с налоговой инспекцией и фондами.

Если вдруг увидели, что ваш должник попал в список на исключение, спешим завить о нарушении своих прав. В сообщении, которое вы найдёте, будет указан нужный адрес. Заявление нужно подать в течение трех месяцев с момента, как ИФНС разместила сообщение о предстоящем исключении, иначе придётся доказывать недобросовестность (или неразумность) контролирующих лиц в суде.

Выводы очевидны:

    Сокращение возможностей «бросить» организацию без каких-либо последствий - закономерное продолжение действий по усилению налогового администрирования и создания условий по возложению фактической ответственности за бизнес на его собственников и руководителей.

    Борьба с «однодневками» непременно требует усиления контроля при регистрационных действиях. Уже сейчас создать новую компанию или сменить адрес текущей - порой очень нелегкая задача. А потому у бизнеса практически нет шансов начать «с чистого листа» в случае предпринимательской неудачи. Скорее всего шлейф предыдущего опыта останется. Задача здесь - минимизация рисков такой взаимосвязи.

После того как общество прекратило трудовые отношения с генеральным директором, оно обязано внести изменения в ЕГРЮЛ. На практике возможна ситуация, когда срок полномочий генерального директора хозяйственного общества истек. Тем не менее высший орган управления общества не принял решения о продлении его полномочий или о назначении нового руководителя. Либо директор принял решение об увольнении по собственному желанию, но органы управления общества также не совершили действий по замене исполнительного органа. Такая ситуация возможна, если вопросы о назначении исполнительного органа в обществе решает совет директоров или собрание акционеров, которые по той или иной причине не могут собраться в конкретный момент. Все это создает большие трудности для внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре юридических лиц. Необходимо понимать, что помимо сведений о бывшем директоре в заявлении на внесение изменений необходимо указывать данные нового директора. Если новый директор не назначен, то убрать из реестра сведения о старом нельзя. Таким образом, если общество не назначит бывшему директору замену, оно создаст ситуацию, при которой в ЕГРЮЛ будут содержаться недостоверные сведения. Кроме того, если общество своевременно не внесет изменения в реестр, то это будет вводить в заблуждение третьих лиц. Они могут не знать, что бывший директор больше не может совершать сделки от имени общества без доверенности. В судебной практике есть случаи, когда добросовестные бывшие директора сами исключали недостоверную запись о себе из реестра. Суд не всегда удовлетворяет иски директоров. Поэтому общество должно предпринять все зависящие от него меры, чтобы не допустить нахождения в реестре недостоверной информации.


Истечение срока полномочий директора - не основание для прекращения с ним трудовых отношений

Директор, полномочия которого прекратились, может не желать оставаться на этой должности и планировать поменять место работы или вообще сменить род деятельности. Документы, связанные с прекращением трудовых отношений с обществом, можно оформить сравнительно легко.


«Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц» (ст. 280 ТК РФ).Для этого директор пишет заявление об увольнении по собственному желанию, издает приказ о своем увольнении, и в его трудовую книжку вносят соответствующую запись. В отношении исключения записи из ЕГРЮЛ дело обстоит гораздо сложнее. 
Проблема в том, что для исключения из ЕГРЮЛ записи о бывшем директоре в регистрирующий орган не нужно представлять документы, подтверждающие прекращение трудовых отношений с обществом. Исключить запись о генеральном директоре из ЕГРЮЛ можно с помощью заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме Р14001 (приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»). В таком заявлении заполняются листы о прекращении полномочий бывшего директора и о наделении полномочиями нового директора. 
Лист с записью о новом директоре является обязательным, поскольку общество не может существовать без директора. Если в заявлении будут отсутствовать сведения о новом директоре, то регистрирующий орган откажет в проведении регистрации и оставит прежнего директора. 
Смена директора может не происходить по самым различным причинам. Например, причиной может стать отсутствие акционеров или членов совета директоров (в зависимости от того, кто принимает решение о смене директора в обществе) компании в городе или в стране или просто их нежелание кого-то искать на замену бывшему директору. Очевидно, что такая ситуация ущемляет права бывшего директора, который по истечении срока своих полномочий не желает оставаться директором. Однако из-за бездействия органов управления общества он не может добиться исключения записи из ЕГРЮЛ. 
Вместе с тем ситуация не так безнадежна, как это может показаться на первый взгляд. Анализ сложившейся в настоящее время судебной практики по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что бывший директор все-таки может добиться восстановления своих прав и исключения записи о себе из ЕГРЮЛ. К моменту окончания срока полномочий директора необходимо оформить заявление о его увольнении.
Такая необходимость вызвана тем, что даже истечение срока полномочий директора, определенного решением о его назначении в соответствии с положениями устава общества не является безусловным и достаточным основанием для прекращения трудовых отношений. На это обращается внимание в судебной практике.

Закон не устанавливает каких-либо определенных юридических последствий, связанных с истечением срока полномочий руководителя общества. Следовательно, истечение срока, на который лицо было избрано директором, не влечет прекращения его полномочий и он обязан выполнять функции единоличного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.08.2013 по делу № А11-8974/2012).
Истечение срока действия срочного трудового договора при отсутствии отказа со стороны работодателя от продолжения с руководителем трудовых отношений влечет продление трудового договора между ними на неопределенный срок в соответствии с правилом ст. 58 ТК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2008 по делу № А05-3960/2008).
Директор вправе и обязан выполнять функции единоличного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя. Это вызвано необходимостью функционирования хозяйствующего субъекта в обычном режиме (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.07.2009 по делу № А31-5496/2008-8). 
Поэтому директор в случае истечения срока его полномочий должен определенно выразить свою волю как наемного работника на прекращение трудовых отношений и написать заявление об увольнении по собственному желанию.
Закон устанавливает минимальный срок для подачи такого заявления - 1 месяц. Тем не менее, если у директора есть возможность подать заявление заранее, то это может дать органам управления общества больше времени для решения вопроса о новом директоре. Заявление можно подать лично секретарю или иному сотруднику, уполномоченному на прием корреспонденции, либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. 
Если в обществе образован совет директоров и по уставу к его компетенции отнесены вопросы образования исполнительного органа, то директору также нужно отправить свое заявление им по почте или иным доступным каналам связи (e-mail, факс и др.). Это необходимо для того, чтобы они могли провести заседание и определиться с кандидатурой нового директора. Увольняющийся директор, кроме того, может сам созвать заседание совета директоров.



Налоги и платежи